X век – середина XIX столетия. На всех этапах этого пути русскому искусству был свойствен национальный, глубоко своеобразный характер. В зависимости от изменявшихся исторических условий он проявлялся в различных формах.
В IX—X веках первобытно-общинный строй уступил место феодальному. Возникло могучее древнерусское раннефеодальное государство, в условиях роста которого складывается древнерусская народность и происходит яркий расцвет искусства, архитектуры и монументальной живописи по преимуществу. Величественное и торжественное искусство Киевской державы X — начала XII века стало основой всего последующего развития художественной культуры Древней
Руси.
В период феодальной раздробленности искусство, несмотря на выявление множества местных оттенков, сохраняло и развивало общерусские черты. В XII веке образовался и новый центр собирания национальных сил — Владимиро-Суздальское княжество, которое внесло крупный и своеобразный вклад в художественное развитие Древней Руси. Но в XIII веке Русь подверглась нашествию татаро-монголов. Цветущей русской культуре был нанесен огромный урон. Приняв на себя удар татаро-монгольских
полчищ, Древняя Русь в сущности спасла европейскую цивилизацию, обеспечив европейским народам возможность спокойного национального развития. Юг и Центр русских земель были разорены. Только Север — Новгород и Псков — избежал общего разорения. Однако идея единства русской земли глубоко вошла в сознание народных масс; ею были проникнуты лучшие произведения русской литературы периода феодальной раздробленности; нашла она свое отражение и в искусстве изобразительном. В борьбе с монгольским игом сплачивались,
крепли силы народа, росло его национальное самосознание. В XIV—XV веках складывалась великорусская народность. Культура усиливавшегося Московского княжества развивалась на основе культурных традиций Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. В результате мощного национального подъема, особенно после Куликовской битвы (1380), доследовал и первый расцвет искусства Москвы: архитектуры, живописи, прикладного искусства. То был период, ознаменованный деятельностью гениального Андрея Рублева, творчество которого представляет
собой высшую точку, достигнутую в развитии древнерусской живописи. XV век был временем высоких достижений и Новгородской школы живописи. Глубокой идейной содержательностью отмечены лучшие живописные произведения этого времени; высочайшего совершенства достигли основные качества древнерусской живописи — чувство ритма, колорит, изумительный по красоте и силе.
Процесс объединения русских земель под властью Москвы, в основном завершенный к 80-м годам XV века, обусловил и дальнейшее развитие русской культуры и искусства. Новые кремлевские стены и башни, новые соборы — Успенский и Архангельский, фресковые росписи Дионисия и его школы — яркое свидетельство достижений искусства этого периода.
Плодотворное развитие искусства продолжается и во второй половине XVI века. Искусство этого времени активно содействует укреплению феодальной идеологии, пропагандируя идею крепкой центральной власти (самодержавия). Особенно велики были достижения архитектуры. Именно в это время широкое проникновение народного начала в архитектуру — влияние народного деревянного зодчества — привело к созданию такого шедевра, как собор Василия Блаженного в Москве (1555—1560).
Вместе с тем в искусство этого времени все шире и шире начинают проникать светские мотивы, свидетельствующие о появлении новых, глубоко прогрессивных взглядов на мир, человека, природу. Развитие «мирских», светских тенденций в живописи конца XVI лека вплотную подводит нас к XVII веку — веку, с которого, по словам В. И. Ленина, и начинается «новый период русской истории» и который вместе с тем является крупнейшим заключительным этапом в развитии
древнерусского искусства — временем коренного изменения в эстетических представлениях Древней Руси.
В искусстве X—XVI веков — в искусстве Киева, и особенно Новгорода и Пскова, и в искусстве Москвы (особенно в XVI веке) — обычно под влиянием народных традиций, народных представлений проявлялись реалистические тенденции. В XVII веке рост реалистических элементов в искусстве шел особенно быстрым темпом и в конце концов на рубеже XVII—XVIII веков привел к решительному перелому, к замене старой художественной системы новой. Новые исторические условия делали неизбежным
возникновение и нового, светского искусства, с иными средствами художественного выражения.
Русским художникам надлежало усвоить лучшее, что было в мировой практике искусства. Этот процесс усвоения мирового художественного опыта носил глубоко творческий характер и проходил тем легче и быстрее, что русский народ, вступая на новый путь развития, обладал собственной многовековой богатейшей и многосторонней художественной культурой, достижения которой сами по себе представляли огромный вклад в сокровищницу мирового искусства.
Искусство начала XVIII века характеризуется решительным освобождением от средневековой ограниченности старых церковных традиций и обращением к объективной реальности. Начало столетия было временем становления в русском изобразительном искусстве реализма как творческого метода, ставящего своей целью непосредственную передачу реальных особенностей человека и окружающей его действительности.
Становление нового метода выражается в преобладании новой, светской тематики, в появлении целого ряда новых видов и жанров изобразительного искусства. Необычайно широко по сравнению с предшествующей эпохой развивается портрет как изобразительный жанр; графика овладевает новыми сюжетами и изобразительными средствами, появляется круглая скульптура.
В искусстве начала XVIII столетия нашли отражение радикальные изменения всего строя жизни, которые последовали в результате преобразований Петра I, подготовленных развитием русской культуры во второй половине XVII века и направленных на укрепление национального государства. Это искусство проникнуто пафосом национального самоутверждения.
Созидательный дух эпохи наиболее ярко проявился в архитектуре — в планомерном строительстве города, предвещающем красоту будущих архитектурных ансамблей, в сооружении зданий общественного назначения, в скромном декоре, отвечающем их деловому характеру. На основе древней народной традиции достигает высокого уровня резьба по дереву, развивается круглая пластика. Портрет Петровской эпохи, представленный работами живописцев Никитина и Матвеева, последовательно
реалистичен и своей высокой профессиональной грамотностью резко отличается от портретов конца XVII века с их относительным примитивизмом художественной формы. Образы, созданные Никитиным и Матвеевым, передают в типических чертах облик человека-строителя новой культуры, деятеля формирующегося и крепнущего государства. Подъем национальной культуры, наступивший в середине XVIII века после временного застоя в 30-х годах, вызванного антипатриотической деятельностью ближайших преемников Петра, обусловил новый
расцвет отечественного искусства. В середине века был основан Московский университет; к этому времени относится разносторонняя деятельность М. В. Ломоносова — великого русского ученого, поэта и художника. Идеи национального торжества находят выражение в искусстве, прежде всего в архитектуре, — сооружениях Ухтомского и особенно Растрелли-сына, строившего Зимний дворец «для единой славы всероссийской. Скульптурные портреты и памятники Петру I работы Растрелли-старшего, знаменитый «Медный всадник» Фальконе — одно
из лучших скульптурных произведений XVIII века — все эти создания являются живым примером того, как талантливые художники-иностранцы, попадая в Россию, испытывали воздействие ее самобытной культуры и воплощали то содержание, которое им диктовала русская жизнь. Рядом с ними работала масса других, большей частью менее крупных иностранных художников, творчество которых, по существу, стояло в стороне от национальных русских традиций. Некоторые из них, например Ротари, Валериани, не сливаясь с русским искусством
органически, тем не менее способствовали росту мастерства русских художников, расширяли их профессиональный кругозор.
Ведущая линия портрета середины столетия пролегала в творчестве живописцев Антропова и Аргунова, искусство которых, опираясь на традиции русского портрета рубежа XVII—XVIII столетий, объективностью своего взгляда на социальную сущность изображаемого человека создало предпосылки дальнейшего развития реализма. Рост национальной художественной культуры в середине века проявился и в организации Академии художеств (1757), ставшей центром художественной
жизни и школой, подготовившей плеяду выдающихся мастеров второй половины XVIII века. Основоположником исторической живописи и видным деятелем Академии явился А. П. Лосенко.
Во второй половине XVIII века, когда Россия как государство выходит на широкую международную арену, происходит дальнейший подъем русского искусства. Особенно велики были достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного. Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русским просветительством — передовой частью русской дворянской интеллигенции, отражавшей в своих позитивных идеалах интересы народа.
Во многих портретах этого времени отразилось высокое понимание достоинства человека, определяемое его личными заслугами и качествами — внутренним благородством, тонкостью интеллекта, а не родовитостью и положением в обществе. Портретное искусство передает в это время не только острохарактерные, сословно типические черты человека, но обращается к его сложной интеллектуальной жизни, оценивая внутреннюю сущность человека с позиций передового мировоззрения эпохи — просветительской этики. Таково творчество трех наиболее
значительных портретистов второй половины XVIII века — Рокотова, Левицкого и скульптора Шубина; произведения этих мастеров представляют собой одно из высших достижений портрета в мировом искусстве второй половины XVIII века.
Пафос государственности нашел свое выражение и в классицизме — господствующем направлении всей русской художественной культуры второй половины XVIII века.
Проникнутый идеей служения государству, духом патриотизма и гражданственности, классицизм был прогрессивным течением во второй половине XVIII столетия. Наиболее полно классицизм проявился в архитектуре —в творчестве Баженова, Казакова, Старова, Кваренги. Гармоническая ясность стиля их сооружений, созданных на основе национальных традиций и творческого использования античных образцов, позволила им занять одно из первых мест в современной мировой архитектуре.
Баженовым был поставлен вопрос о национальном своеобразии русского зодчества, ценности его древних традиций. Прямым воплощением идей раннего классицизма явились скульптура в творчестве Козловского и историческая живопись с ее идеалами воспитательного значения искусства.
О нарастании демократических тенденций свидетельствуют картины Шибанова и акварели Ерменева с их крестьянской тематикой, утверждающие внутреннюю значительность и достоинство человека из народа.
В конце XVIII—первой трети XIX века в русском искусстве активизируются все те процессы, в которых находило свое выражение развитие реализма во второй половине XVIII столетия. Эта активизация связана с дальнейшим поступательным ходом развития русской национальной культуры и вместе с тем со все более обнажающимися противоречиями феодально-крепостнического строя и возникшим на этой почве освободительным движением, вылившимся в 1825 году, в вооруженное восстание. Гражданственный пафос, отразившийся так ярко в архитектуре, скульптуре и живописи второй половины XVIII века, находит свое продолжение в создании замечательных городских ансамблей, в расцвете синтеза архитектуры и скульптуры, примером чего могут служить лучшие создания русских зодчих: Казанский собор Воронихина и особенно Адмиралтейство Захарова. Последнее сооружение является наиболее значительным из всего, что было создано в это время в европейской архитектуре.
Национальный подъем конца XVIII—начала XIX века и особенно взрыв патриотических чувств в связи с Отечественной войной 1812 года выразился в широком распространении тем национальной героики в скульптуре и живописи этих лет, примером чего могут служить произведения скульпторов Мартоса (памятник Минину и Пожарскому), Демут-Малиновского и С. С. Пименова (скульптура арки Главного штаба и другие произведения), памятники Кутузову и Барклаю Орловского, а также картины
живописцев Угрюмова, Андрея Иванова, Шебуева. В эти годы русская скульптура и живопись в разработке исторической тематики не Только решительно обратились к отечественной истории, но и сделали попытки раскрыть национальное своеобразие прошлого России, исторического облика русских людей и т. п.; реалистическая основа классицизма выразилась здесь особенно отчетливо.
Портретное искусство также вступает в это время в новую фазу своего развития. Утвердившееся еще во второй половине XVIII века в представлении передовой интеллигенции понятие о внесословной ценности личности обогатилось новыми чертами. В литературе и искусстве с 90-х годов XVIII века обнаруживается особенный интерес к миру чувств человека, его внутренней жизни. Интерес к индивидуальным особенностям человеческой личности усиливается по мере развития
общественных противоречий; в этом находит свое косвенное выражение протест передовых людей эпохи против существующих общественных отношений.
На основе этого исторически обусловленного понимания ценности человеческой личности в русской живописи в течение последнего десятилетия XVIII— первой трети XIX века складывается новая форма портрета, раскрывающая человека более многогранно, чем портрет второй половины XVIII века. Художник фиксирует не только черты характера человека, но и отмечает своеобразие интеллектуального и эмоционального склада, неповторимые черты его индивидуальности. Формирование и
развитие такого типа портрета происходит в творчестве портретистов Боровиковского, Кипренского, Тропинина. В области скульптуры виднейшими портретистами первой половины XIX века были Гальберг и Витали.
В связи с общим поступательным развитием русской художественной культуры в конце XVIII—первой трети XIX века происходит становление пейзажа как самостоятельного живописного жанра и развитие его по пути реализма. К концу этого периода — в творчестве Сильвестра Щедрина — русский пейзаж становится одним из наиболее значительных явлений в общеевропейской пейзажной живописи.
Возрастающие по мере роста общественных противоречий роль и значение народных масс в жизни страны и стоящее в прямой зависимости от этого развитие антикрепостнических идей обусловили широкое развитие в первой трети XIX века бытового жанра, основной тематикой которого стала жизнь крепостного крестьянина. Примером этого может служить творчество Венецианова и художников его круга. 30—50-е годы XIX века — годы острого кризиса феодально-крепостнической формации
и усиленного роста новых, буржуазно-капиталистических отношений.
Развитие изобразительного искусства в 30—40-е годы шло сложным и противоречивым путем. Академическое искусство, основанное на принципах классицизма, выражавших в XV11I—начале XIX века гражданственные, патриотические идеи, утрачивало свое прогрессивное содержание. К концу 40-х годов академическое искусство вступило в полосу глубокого кризиса. Но Академия и в эти годы не утратила значения как высшая художественная школа, вооружавшая мастерством рисунка, композиции
и опытом, работы над большой картиной.
Искусство Брюллова и Иванова было новым этапом в укреплении реалистической основы русской исторической живописи конца XVIII—первой половины XIX века. Их художественный язык почти совершенно свободен от нормативности классицизма, они более глубоко, более объективно постигают сущность исторического процесса. В творчестве Иванова русская историческая живопись стала решать проблемы не только исторической достоверности изображения, внешнего облика героев, места
действия, аксессуаров, но и достоверности обрисовки национального и исторического своеобразия народа, его национального темперамента. Изучение натуры, глубокий анализ природы позволили Иванову сказать новое слово в мировом искусстве в области пейзажа. Но пленэр не был для него самоцелью, Это был один из этапов в решении больших задач искусства.
Типичным и наиболее значительным явлением портретного искусства второй трети XIX века являются портреты Брюллова. Они представляют собой новый этап поисков средств передачи индивидуального душевного и интеллектуального склада портретируемых.
К середине 40-х годов XIX века под давлением сдвигов в экономической и социальной жизни происходит крутой поворот от идеализма к материализму в философии, к революционному демократизму в освободительном движении.
Освободительное движение 40-х годов отражало растущие антикрепостнические идеи. В эти годы широко развернулась борьба за национальную демократическую культуру, это сказалось в литературе и искусстве. В области изобразительного искусства новое направление, связанное с развитием демократических идей, крепнущее в борьбе с официальной идеологией, было представлено творчеством Федотова и мастеров сатирической графики. Художники 50-х годов, обращаясь к федотовским
мотивам, значительно уступают ему в постижении социального смысла жизни. Подлинными наследниками Федотова были художники-демократы 60-х годов. Искусство 40—50-х годов могло плодотворно развиваться только в русле демократической культуры, идеи которой легче воплощались в живописи и графике, а также в станковых формах скульптуры. Поэтому эти виды и жанры искусства, менее связанные с официальной идеологией, становятся ведущими. Монументальные же формы искусства в период реакции и кризиса начинают все более приближаться
к упадку.
Николаевской реакции, последовавшей за революцией 1848 года, положила конец Крымская война. Она обнаружила гнилость самодержавно-крепостнического строя. Острая классовая борьба привела к революционной ситуации 1859—1861 годов. Мощный подъем демократического движения нашел свое отражение в литературе, публицистике, эстетической мысли 50-х годов. В изобразительном искусстве он сказался в 60-х годах, когда наступает расцвет демократического искусства, подготовленный
всем ходом исторического развития страны и творчеством великих русских художников первой половины XIX века.
Таким образом, в русском искусстве XVIII—первой половины XIX века нашли свое отражение, в различной мере и различным образом, основные явления русской жизни этого времени: сложение и укрепление национального государства и его выход на широкую международную арену; постепенный процесс нарастания исторических противоречий внутри феодального общественного строя, сосредоточение всех основных жизненных вопросов вокруг судеб русского крепостного крестьянства, зарождение
и развитие первого, дворянского, этапа освободительного движения.
Именно эти конкретные исторические обстоятельства определили мировое значение русского искусства XVIII—первой половины XIX века, обусловленное неповторимым сочетанием в нем большого общественного содержания с интересом к индивидуальности, личности, часто личности человека из народа.
Основной тенденцией изобразительного искусства явилось утверждение в окружающей действительности положительных начал и оценка последних с позиций передового мировоззрения эпохи, мировоззрения прогрессивно настроенной части русского общества Так, в искусстве этого времени создается положительный образ человека — строителя национального государства, деятеля национальной культуры, защитника отечества; в истории изображается героическое и поучительное, в природе
изображается познавательно ценное или эстетически значительное; жанровая живопись утверждает положительное в общественной жизни, высоту морального облика человека из народа, облагораживающее значение трудовой жизни и т. д.
В конце XVIII—первой трети XIX века, в пору роста общественных противоречий и формирования освободительного движения, это утверждение положительных начал в русской действительности явилось той формой, в которой в русской художественной культуре выражался протест против уродливых, отрицательных явлений, порожденных феодально-крепостнической системой.
Но мере развития общественных противоречий к концу изучаемого периода, во второй трети XIX века, русское реалистическое изобразительное искусство подошло к новому этапу развития реализма, этапу, когда основной формой отражения действительности стало прямое изображение ее противоречий, ее отрицательных сторон. Тем самым было положено начало развитию нового исторического этапа реализма — критического реализма второй половины XIX века.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.