Со второй половины XVIII века начинает обозначаться конфликт между ростом производительных сил и сковывающими их развитие производственными отношениями, между формирующимися в капиталистический уклад зачатками новой общественно-экономической формации и всей феодально-крепостнической системой хозяйства.
Начавшийся процесс разложения феодально-крепостнического строя продолжается целое столетие, вплоть до 1861 года, то есть до вступления России в капиталистический период развития. В этом смысле весь период с 60-х годов XVIII века по 1861 год является единым, заполненным борьбой за новые формы жизни, за новые формы производственных отношений. Но в 60-х годах XVIII века противоречие только еще начало обнаруживаться, а в первой половине XIX века оно уже привело
к глубокому кризису весь общественный строй старой России.
Историческое своеобразие общественной жизни России определило собой и основные закономерности развития русской художественной культуры этой эпохи. Учитывая ряд специфических особенностей развития русского изобразительного искусства, необходимо внутри общего большого периода с 60-х годов XVIII века по 1861 год выделить три основных этапа: с 60-х годов по 90-е годы XVIII века, с 90-х годов по 1825—1830 годы и с 1825 —1830 годов по 1861год.
Реалистические тенденции в развитии изобразительного искусства в 40— 50-х годах XVIII века, выдающиеся достижения в архитектуре заложили прочную основу для дальнейшего подъема русского искусства. В 60—90-х годах этот подъем сказался в блестящем расцвете живописного и скульптурного портрета, монументальной и станковой скульптуры, в новом этапе в развитии архитектуры, расширении жанров в живописи: выделяется в самостоятельный жанр пейзаж, развивается исторический
жанр, формируется бытовая картина. Однако подъем изобразительного искусства происходил в сложной, противоречивой исторической обстановке, определившей ряд новых характерных черт во всей русской художественной культуре. С одной стороны, это был период роста экономического и особенно военного могущества России, еще большего упрочения дворянских прав и привилегий. С другой стороны, формирующийся в недрах феодального строя капиталистический уклад и резкое обострение социальных противоречий предвещали начало
кризиса феодально-крепостнических производственных отношений, все более явно становящихся тормозом для дальнейшего развития производительных сил страны. Усиление крепостного гнета в связи с ростом помещичьей торговли вызвало мощные народные волнения, в которых участвовали сотни тысяч помещичьих, монастырских, горнозаводских крестьян. В начале 70-х годов эти мощные, но разрозненные взрывы народного возмущения перерастают в грозную крестьянскую войну (1773 — 1775) под предводительством Емельяна Пугачева.
И, хотя война была проиграна крестьянами, она нанесла огромной силы удар крепостническому строю, поставив в центр внимания передовой общественной мысли вопрос о крепостном праве как основном зле России. Пугачевское восстание оказало сильное воздействие на формирование сознания передовых деятелей русской культуры. Как прямое следствие народных движений, свидетельствовавших о надвигающемся кризисе феодальной системы, в русской культуре уже второй половины XVIII века находят свое выражение элементы демократического
характера.
К числу ярких проявлений антифеодальной идеологии принадлежат комедии Фонвизина, содержащие острую критику русской помещичьей жизни, и сатирические журналы Новикова (1769—1774). бичующие крепостников, правдиво обрисовывающие невыносимо тяжелое положение крепостного крестьянства. А в 1790 году Радищев издает свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» — небывало смелый, гневный протест против самодержавия, открытый призыв к революционному ниспровержению
самодержавно-крепостнического строя.
О нарастании демократических элементов говорят и жанровые картины Шибанова, с большой теплотой изображавшего быт крепостного крестьянина, и графические работы Ерменева, создавшего впечатляющие образы крестьян, доведенных до крайней нищеты, но сохраняющих большую внутреннюю силу.
Элементы демократической культуры, получившие свое наиболее цельное и яркое выражение в творчестве Радищева, характеризуют деятельность дворянских просветителей, передовые идейные воззрения которых оказали огромное воздействие на развитие и литературы и изобразительного искусства
этого времени.
Это обусловило наличие общих черт в литературе и искусстве данного периода, получивших наиболее четкое оформление в утверждении русского классицизма.
Классицизм зародился в некоторых странах Западной Европы (например, Франции) еще в XVII веке. Для выражения идеалов своего времени он широко использовал достижения классического искусства Древней Греции и Рима, видя в них образец для подражания. Как направление в художественной культуре классицизм был вытеснен стилем барокко, больше отвечавшим своей торжественной пышностью требованиям феодально-абсолютистского строя периода его расцвета. В период разложения
феодальной монархии рвущаяся к политическому господству буржуазия облекала свои гражданственные идеалы, совпадающие в это время с общенациональными интересами, в строгие и ясные формы уже нового, революционного по своему политическому содержанию классицизма.
В России буржуазия только еще зарождалась, и идеологическую борьбу с феодальным абсолютизмом вели оппозиционные слои дворянства — дворянские просветители. За исключением Радищева, они не выступали за революционное ниспровержение самодержавно-крепостнического гнета, стоя в своем большинстве на позициях так называемого просвещенного абсолютизма. Но их сильной стороной было горячее отстаивание общенациональных интересов, сочувственное отношение к жестоко эксплуатируемому
крепостному крестьянству, стремление к воспитанию патриотизма и чувства гражданского долга в образованных, то есть преимущественно дворянских кругах русского общества, эти прогрессивные для своего времени взгляды и получили свое художественное выражение в русском классицизме.
Раньше всего (еще в 40—50-х гг. XVIII в.) классицизм получил распространение в литературе. В отличие от представителей европейского классицизма, разрабатывавших преимущественно сюжеты из античной истории и мифологии, русские писатели обращались преимущественно к отечественной истории. Показывая в своих героях борьбу между личным чувством и чувством долга, они воспитывали общество в идеалах служения отечеству, государству. Эта же задача — умножать «геройский
огнь и любовь к отечеству» — была поставлена и перед художниками в реорганизованной в 1764 году Академии художеств.
Опираясь на творческий опыт старых мастеров и особенно на античное искусство, Академия художеств давала большие профессиональные знания, воспитывала высокую культуру мастерства и, в частности, рисунка, подготовив целую плеяду замечательных мастеров, в том числе таких великих скульпторов, как Шубин, Козловский, Мартос, такого гениального архитектора, как Баженов. Большое эстетическое значение имело овладение опытом античного искусства: художники учились совершенству
пластических образов, единству и стройности композиции, простоте и ясности выражения. Великолепная школа, проходимая ими, позволяла в высокохудожественной форме воплощать общественные идеалы своего времени.
Эти идеалы, основанные на передовых взглядах русского просветительства, отражали возникшее новое представление о ценности человеческой личности и ее обязанностях перед государством. Уже в начале XVIII века в силу необходимости решать поставленные жизнью огромные задачи по укреплению национального государства и преодолению его отсталости в оценке общественной значимости человека родовитость стала уступать место заслугам перед государством.
Отсюда идут подмеченные еще Белинским два различных, но единых в своей конечной устремленности направления в русской литературе XVIII века: сатирическое, резко обличающее дворянство в пустом чванстве своим происхождением, и «риторическое», или ((идеальное)), стремившееся путем создания идеальных образов к воспитанию патриотических и гражданственных чувств, к прославлению величия России. Последнее направление и получило свое выражение в классицизме.
В искусстве классицизм раньше всего проявился в архитектуре, сыграв важную прогрессивную роль своим пафосом государственности и российской славы. Знаменитые зодчие Баженов, Казаков, Старое, Камерон, Кваренги, сочетая творческую переработку великих образцов классического искусства в соответствии со стоящими перед ними новыми задачами с новаторским развитием национальных традиций русского зодчества, создали замечательные памятники национального искусства, занявшие
выдающееся место в мировой архитектуре. Плодотворным оказалось воздействие классицизма и на развитие монументальной и станковой скульптуры, уже в это время достигшей блестящего расцвета в творчестве Шубина, Козловского и Мартоса (раннего периода). Целиком русской культуре принадлежит созданный Фальконе знаменитый «Медный всадник» —памятник Петру I. Показательно, что именно в России смог полностью раскрыться выдающийся талант французского скульптора. Не менее характерно для данного периода творчество Козловского
с его героическим пафосом и страстными исканиями, зачастую порывающими с канонами классицизма. Но наиболее близко к стилевым особенностям этого направления находится творчество Мартоса, расцвет которого приходится на следующий этап развития русского искусства.
Более своеобразно развивалась в этот период живопись. Если в исторической картине классицизм получил довольно яркое воплощение, содействуя ее зарождению, выдвинув ее по общественному значению на первое место среди других жанров, то такой, фактически ведущий в XVIII столетии жанр, как портрет, развивался вне прямого воздействия классицизма. Но то, что составляло идейную основу классицизма — русское просветительство. — оказало свое большое и плодотворное влияние
и на портретное искусство.
Так, например, в основе лучших произведений портретного искусства лежала именно просветительская мысль, что достоинство человека определяется не знатностью рода, не социальным положением, а его личными заслугами и качествами. И воодушевленные этой идеей, получившей широкое распространение среди образованного дворянства, выдающиеся портретисты
второй половины XVIII столетия Рокотов, Шубин, Левицкий умели видеть не только блеск аксессуаров и внешнюю представительность своих современников (хотя и эту столь характерную сторону они передавали мастерски), но и человеческое достоинство, тонкость интеллекта и внутреннее благородство лучших из них. Отсюда и исключительное
художественное обаяние и непреходящая ценность их превосходных портретов. Блестящее развитие получают в это время оба типа портрета — парадный и интимный, причем особенно в последнем проявляется гораздо более глубокое проникновение в сложный внутренний мир человека, чем, например,
в портретах Антропова. В портретном искусстве Рокотова, Шубина и Левицкого было то органическое слияние выработанного просветителями высокого представления о человеческой личности со стремлением к жизненно правдивой передаче ее индивидуально-неповторимого облика, которое развивало в новых исторических условиях традиции портретного мастерства Никитина и предвещало появление Кипренского.
Строгий и ясный, проникнутый пафосом общественного служения, выражавший не своекорыстно-дворянские, а широко понимаемые общенациональные интересы Российского государства, классицизм явился прогрессивным направлением в русской художественной культуре второй половины XVIII века. Но ему были присущи и слабые стороны, усиливавшиеся по мере утраты им прогрессивного содержания в связи с надвигающимся кризисом феодально-крепостнического строя. Культ разумного начала
вел к рассудочному творчеству, к схематизму, гражданственный пафос — к отвлечению от индивидуальных особенностей человеческой личности, деление на «высокие» и «низкие» жанры — к пренебрежительному отношению к таким жанрам, как бытовой и портретный. И на рубеже XVIII — начала XIX веков на смену классицизму все чаще приходит новое, романтическое направление, соответствующее новому этапу в развитии русского общества и знаменующее дальнейшее развитие реалистических тенденций в русском искусстве.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.