Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Общие тенденции развития русского искусства

РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Со второй половины XVIII века начинает обозначаться конфликт между ростом производительных сил и сковывающими их развитие производственными отношениями, между формирующимися в капиталистический уклад зачатками новой общественно-экономической формации и всей феодально-крепостнической системой хозяйства.

Начавшийся процесс разложения феодально-крепостнического строя продолжается целое столетие, вплоть до 1861 года, то есть до вступления России в капиталистический период развития. В этом смысле весь период с 60-х годов XVIII века по 1861 год является единым, заполненным борьбой за новые формы жизни, за новые формы производственных отношений. Но в 60-х годах XVIII века противоречие только еще начало обнаруживаться, а в первой половине XIX века оно уже привело к глубокому кризису весь общественный строй старой России.

Историческое своеобразие общественной жизни России определило собой и основные закономерности развития русской художественной культуры этой эпохи. Учитывая ряд специфических особенностей развития русского изобразительного искусства, необходимо внутри общего большого периода с 60-х годов XVIII века по 1861 год выделить три основных этапа: с 60-х годов по 90-е годы XVIII века, с 90-х годов по 1825—1830 годы и с 1825 —1830 годов по 1861год.

Реалистические тенденции в развитии изобразительного искусства в 40— 50-х годах XVIII века, выдающиеся достижения в архитектуре заложили прочную основу для дальнейшего подъема русского искусства. В 60—90-х годах этот подъем сказался в блестящем расцвете живописного и скульптурного портрета, монументальной и станковой скульптуры, в новом этапе в развитии архитектуры, расширении жанров в живописи: выделяется в самостоятельный жанр пейзаж, развивается исторический жанр, формируется бытовая картина. Однако подъем изобразительного искусства происходил в сложной, противоречивой исторической обстановке, определившей ряд новых характерных черт во всей русской художественной культуре.
С одной стороны, это был период роста экономического и особенно военного могущества России, еще большего упрочения дворянских прав и привилегий. С другой стороны, формирующийся в недрах феодального строя капиталистический уклад и резкое обострение социальных противоречий предвещали начало кризиса феодально-крепостнических производственных отношений, все более явно становящихся тормозом для дальнейшего развития производительных сил страны. Усиление крепостного гнета в связи с ростом помещичьей торговли вызвало  мощные народные волнения, в которых участвовали сотни тысяч помещичьих, монастырских, горнозаводских крестьян. В начале 70-х годов эти мощные, но разрозненные взрывы народного возмущения перерастают в грозную крестьянскую войну (1773 — 1775) под предводительством Емельяна Пугачева. И, хотя война была проиграна крестьянами, она нанесла огромной силы удар крепостническому строю, поставив в центр внимания передовой общественной мысли вопрос о крепостном праве как основном зле России.
Пугачевское восстание оказало сильное воздействие на формирование сознания передовых деятелей русской культуры. Как прямое следствие народных движений, свидетельствовавших о надвигающемся кризисе феодальной системы, в русской культуре уже второй половины XVIII века находят свое выражение элементы демократического характера.

К числу ярких проявлений антифеодальной идеологии принадлежат комедии Фонвизина, содержащие острую критику русской помещичьей жизни, и сатирические журналы Новикова (1769—1774). бичующие крепостников, правдиво обрисовывающие невыносимо тяжелое положение крепостного крестьянства. А в 1790 году Радищев издает свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» — небывало смелый, гневный протест против самодержавия, открытый призыв к революционному ниспровержению самодержавно-крепостнического строя.

О нарастании демократических элементов говорят и жанровые картины Шибанова, с большой теплотой изображавшего быт крепостного крестьянина, и графические работы Ерменева, создавшего впечатляющие образы крестьян, доведенных до крайней нищеты, но сохраняющих большую внутреннюю силу.

Элементы   демократической   культуры,   получившие   свое   наиболее   цельное и яркое выражение в творчестве Радищева, характеризуют деятельность дворянских просветителей, передовые идейные воззрения которых оказали огромное воздействие на    развитие    и    литературы    и    изобразительного    искусства    этого    времени. 

Это    обусловило     наличие    общих    черт    в    литературе    и    искусстве     данного  периода, получивших   наиболее    четкое   оформление    в   утверждении    русского  классицизма.

Классицизм зародился в некоторых странах Западной Европы (например, Франции) еще в XVII веке. Для выражения идеалов своего времени он широко использовал достижения классического искусства Древней Греции и Рима, видя в них образец для подражания. Как направление в художественной культуре классицизм был вытеснен стилем барокко, больше отвечавшим своей торжественной пышностью требованиям феодально-абсолютистского строя периода его расцвета. В период разложения феодальной монархии рвущаяся к политическому господству буржуазия облекала свои гражданственные идеалы, совпадающие в это время с общенациональными интересами, в строгие и ясные формы уже нового, революционного по своему политическому содержанию классицизма.

В России буржуазия только еще зарождалась, и идеологическую борьбу с феодальным абсолютизмом вели оппозиционные слои дворянства — дворянские просветители. За исключением Радищева, они не выступали за революционное ниспровержение самодержавно-крепостнического гнета, стоя в своем большинстве на позициях так называемого просвещенного абсолютизма. Но их сильной стороной было горячее отстаивание общенациональных интересов, сочувственное отношение к жестоко эксплуатируемому крепостному крестьянству, стремление к воспитанию патриотизма и чувства гражданского долга в образованных, то есть преимущественно дворянских кругах русского общества, эти прогрессивные для своего времени взгляды и получили свое художественное выражение в русском классицизме.

Раньше всего (еще в 40—50-х гг. XVIII в.) классицизм получил распространение в литературе. В отличие от представителей европейского классицизма, разрабатывавших преимущественно сюжеты из античной истории и мифологии, русские писатели обращались преимущественно к отечественной истории. Показывая в своих героях борьбу между личным чувством и чувством долга, они воспитывали общество в идеалах служения отечеству, государству. Эта же задача — умножать «геройский огнь и любовь к отечеству» — была поставлена и перед художниками в реорганизованной в 1764 году Академии художеств.             

Опираясь на творческий опыт старых мастеров и особенно на античное искусство, Академия художеств давала большие профессиональные знания, воспитывала высокую культуру мастерства и, в частности, рисунка, подготовив целую плеяду замечательных мастеров, в том числе таких великих скульпторов, как Шубин, Козловский, Мартос, такого гениального архитектора, как Баженов. Большое эстетическое значение имело овладение опытом античного искусства: художники учились совершенству пластических образов, единству и стройности композиции, простоте и ясности выражения. Великолепная школа, проходимая ими, позволяла в высокохудожественной форме воплощать общественные идеалы своего времени.

Эти идеалы, основанные на передовых взглядах русского просветительства, отражали возникшее новое представление о ценности человеческой личности и ее обязанностях перед государством. Уже в начале XVIII века в силу необходимости решать поставленные жизнью огромные задачи по укреплению национального государства и преодолению его отсталости в оценке общественной значимости человека родовитость стала уступать место заслугам   перед   государством. Отсюда идут подмеченные еще Белинским два различных, но единых в своей конечной устремленности направления в русской литературе XVIII века: сатирическое, резко обличающее дворянство в пустом чванстве своим происхождением, и «риторическое», или ((идеальное)), стремившееся путем создания идеальных образов к воспитанию патриотических и гражданственных чувств, к прославлению величия России. Последнее направление и получило свое выражение в классицизме.

В искусстве классицизм раньше всего проявился в архитектуре, сыграв важную прогрессивную роль своим пафосом государственности и российской славы. Знаменитые зодчие Баженов, Казаков, Старое, Камерон, Кваренги, сочетая творческую переработку великих образцов классического искусства в соответствии со стоящими перед ними новыми задачами с новаторским развитием национальных традиций русского зодчества, создали замечательные памятники национального искусства, занявшие выдающееся место в мировой архитектуре.
Плодотворным оказалось воздействие классицизма и на развитие монументальной и станковой скульптуры, уже в это время достигшей блестящего расцвета в творчестве Шубина, Козловского и Мартоса (раннего периода). Целиком русской культуре принадлежит созданный Фальконе знаменитый «Медный всадник» —памятник Петру I. Показательно, что именно в России смог полностью раскрыться выдающийся талант французского скульптора. Не менее характерно для данного периода творчество Козловского с его героическим пафосом и страстными исканиями, зачастую порывающими с канонами классицизма. Но наиболее близко к стилевым особенностям этого направления находится творчество Мартоса, расцвет которого   приходится   на следующий   этап развития   русского   искусства.

Более своеобразно развивалась в этот период живопись. Если в исторической картине классицизм получил довольно яркое воплощение, содействуя ее зарождению, выдвинув ее по общественному значению на первое место среди других жанров, то такой, фактически ведущий в XVIII столетии жанр, как портрет, развивался вне прямого воздействия классицизма. Но то, что составляло идейную основу классицизма — русское просветительство. — оказало свое большое и плодотворное влияние и на портретное искусство.

Так, например, в основе лучших произведений портретного искусства лежала именно просветительская мысль, что достоинство   человека определяется не знатностью рода, не социальным положением, а его личными заслугами   и   качествами. И   воодушевленные   этой   идеей,   получившей   широкое   распространение   среди образованного дворянства, выдающиеся портретисты второй половины XVIII столетия Рокотов, Шубин, Левицкий умели видеть не только блеск аксессуаров и внешнюю   представительность   своих   современников   (хотя   и   эту   столь   характерную сторону   они   передавали  мастерски),   но  и   человеческое   достоинство,   тонкость интеллекта и внутреннее благородство лучших из них. Отсюда  и   исключительное художественное обаяние и непреходящая ценность их превосходных портретов.         Блестящее   развитие   получают   в   это   время   оба   типа   портрета — парадный  и интимный,   причем   особенно в последнем  проявляется  гораздо   более   глубокое  проникновение в сложный внутренний   мир   человека, чем, например, в портретах Антропова.   В   портретном   искусстве   Рокотова,   Шубина   и   Левицкого   было   то органическое слияние выработанного просветителями высокого представления о человеческой личности со стремлением к жизненно правдивой передаче ее индивидуально-неповторимого облика, которое развивало в новых исторических условиях традиции портретного мастерства Никитина и предвещало появление Кипренского.

Строгий и ясный, проникнутый пафосом общественного служения, выражавший не своекорыстно-дворянские, а широко понимаемые общенациональные интересы Российского государства, классицизм явился прогрессивным направлением в русской художественной культуре второй половины XVIII века. Но ему были присущи и слабые стороны, усиливавшиеся по мере утраты им прогрессивного содержания в связи с надвигающимся кризисом феодально-крепостнического строя. Культ разумного начала вел к рассудочному творчеству, к схематизму, гражданственный пафос — к отвлечению от индивидуальных особенностей человеческой личности, деление на «высокие» и «низкие» жанры — к пренебрежительному отношению к таким жанрам, как бытовой и портретный. И на рубеже XVIII — начала XIX веков на смену классицизму все чаще приходит новое, романтическое направление, соответствующее новому этапу в развитии русского общества и знаменующее дальнейшее развитие реалистических тенденций в русском искусстве. 

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.



В избранное