Грозные события Крестьянской войны и народная борьба с польско-литовской и шведской интервенцией глубоко всколыхнули народные массы, выдвинув героев из среды крестьянства и горожан, подорвав слепую веру в незыблемость крепостнического строя. В русской литературе этого времени оформляется мысль о суверенных правах народа в организации государства, о том, что сам народ, а не бояре и цари, является подлинным хранителем целости и независимости
своей страны. Это новое политическое сознание было предвестием нового времени.
Семнадцатое столетие ознаменовалось крупнейшим событием в жизни русского народа: с ним воссоединился в едином Российском государстве украинский народ. Это событие имело огромное прогрессивное значение для политического, экономического и культурного развития русского и украинского народов, для укрепления между ними разносторонних связей. В. И. Ленин называет XVII век «новым периодом русской истории», характеризующимся «действительно фактическим слиянием
всех областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок». Сложение всероссийского рынка разрушает патриархальную изолированность областей; Русь все более втягивается в связи с Западной Европой. Происходят крупные перемены в хозяйственной сфере: появляются промышленные предприятия — железоделательные заводы, мануфактуры.
Все эти явления развиваются в условиях феодального строя, отягощая положение крепостного крестьянства и усиливая обнищание городского люда. Поэтому все XVII столетие проходит под знаком нарастающей активности угнетенных классов. Городские восстания 1648 года в Москве, 1650 года — в Пскове, Новгороде, «медный бунт» в Москве 1662 года, наконец, Крестьянская война под предводительством Степана Разина 1667—1671 годов расшатывают устои помещичьей власти, вызывая с ее стороны жестокие
репрессии. Колеблется и положение церкви. Реформы Никона в области культа вызвали широкое движение протеста: под знаменем защиты «старой веры» собирались и антифеодальные силы, раскол распространился прежде всего в среде крепостного крестьянства и посадского населения, видевшего в расколе средство борьбы с феодальным гнетом, освящавшимся церковью.
Включившиеся в политическую борьбу средние общественные слои проявляют огромную тягу к просвещению. В литературе появляется интерес к реальной жизни, к миру живых чувств и деятельности простых людей; возникают бытовые повести: из народной среды выходят сатирические произведения, направленные против церкви и несправедливостей существующего строя. Вековые путы церковно-схоластического мировоззрения постепенно разрываются. В живописи пробивается струя реализма и свободной трактовки
церковных сюжетов. В архитектуре сильнее внедряются народные вкусы, уводящие ее далеко от традиционных, освященных древностью образов; гражданское зодчество приобретает небывалый до того размах, конкурируя с культовым строительством, являвшимся доселе главной линией развития архитектурного искусства. Вместе с тем церковная и гражданская архитектура теряют резкую противоположность. Идет быстрый процесс «обмирщения» всей культуры.
В борьбе с растущим натиском новых общественных явлений царская власть и церковь не ограничивались репрессиями, но стремились выдвинуть систему «охранительной» идеологии. В области искусства усиливался контроль за живописцами-иконниками, укреплялась роль «подлинников» — руководств ортодоксальной иконографии. В области архитектуры церковь выступила с прямым запретом шатровых храмов, как отступающих от «церковного чина», и предписывала «освященное пятиглавие», то есть стремилась
повернуть архитектуру вспять к традиционным канонам.
В этой обстановке обостренной борьбы искусство полно противоречивых тенденций старого и нового. Старое держится обычая и традиций, опирается на поддержку крепостнического государства и церкви, его сила связывает и давит ростки нового. Они пробиваются внутри старых сфер церковного строительства и церковной живописи. Новое, при всей его ограниченности и половинчатости, побеждает.
К концу ХVIIвека заканчивается история древнерусского искусства, связанного с церковью и ее определяющим влиянием, и вызревают условия для рождения искусства нового времени — искусства светского, основанного на жизненных наблюдениях и точных знаниях.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.