В истории русской культуры искусству XVIII века принадлежит важная роль. В этом столетии вместо прежней культуры, связанной с определяющим влиянием церкви, окончательно сложилась новая культура, имевшая светский характер. Иной — светский, гражданский — характер получили архитектура, живопись и скульптура; на протяжении ХVIII века постепенно развились все те виды и жанры русского изобразительного искусства, которые мы встречаем в дальнейшем
в творчестве наших мастеров.
Замечательные успехи русского искусства ХVIII века определялись конкретными историческими условиями эпохи. На протяжении ХVIII столетия Россия сложилась как крупнейшее национальное государство, занимавшее одно из первых мест среди передовых держав Европы того времени. Огромная созидательная работа, осуществленная страной в этом столетии, затронула и изменила все области ее жизни и наполнила их новым содержанием.
Размах государственного строительства — экономического, политического, культурного — способствовал высокому развитию национального самосознания и патриотизма в передовых кругах общества, помог формированию прогрессивных элементов, обусловил смелость и широту художественных исканий.
В основе общественного строя Русского государства ХVIII века были заложены, однако, острейшие противоречия. Еще в самом начале столетия, в период проведения глубоких, далеко идущих реформ, эти противоречия были выражены с большой определенностью. Тяжелейший гнет, который претерпевали на протяжении всего столетия закрепощенные народные массы, выносившие на своих плечах все трудности развития страны, толкал их на стихийные вспышки протеста, на бунты
и восстания.
XVIII век ознаменован непрерывным рядом сильнейших проявлений освободительной борьбы крестьянских масс против крепостнической системы. Эта борьба не привела к решительным изменениям общественного строя России, но оказала прямое или косвенное воздействие на развитие демократических начал в прогрессивной общественной мысли. И если в начале и в середине ХVIII века выдающиеся достижения русской культуры были обусловлены главным образом пафосом национального самоутверждения,
тем могучим рывком, который сделало «Российское государство» для преодоления своей отсталости, то во второй половине столетия наряду с этим все большую роль начинает играть тесная связь культуры и искусства с развитием антифеодальной идеологии, деятельностью дворянских просветителей.
Характерные особенности национальной художественной культуры XVIII века с полной очевидностью проявились уже в начале столетия в творчестве ряда выдающихся художников. Успехи, достигнутые мастерами русского искусства в начале XVIII века, были подготовлены высоким уровнем художественной культуры предшествующего периода, наличием в ней новых черт. Это облегчило русским художникам возможность не ученически, а творчески, критически переработать достижения
западноевропейских мастеров в интересах развития своего национального искусства.
Крупнейшую роль в быстром развитии новой русской художественной культуры сыграли многосторонние преобразования экономического, политического и культурного характера, проведенные в конце XVII — начале XVIII столетия. Развитие общенациональных торговых связей нанесло смертельный удар старой боярской Думе и боярской аристократии и породило петровский сенат и систему коллегий, обеспечивших максимальную централизацию феодально-абсолютистской монархии XVIII века.
Реформы конца XVII — начала ХVIII века были решительными и резкими, несмотря на свою историческую обусловленность и подготовленность. Они осуществлялись в условиях энергичной ломки столетиями слагавшегося жизненного уклада и были связаны с невиданным до того времени размахом государственного хозяйственного и культурного строительства. В России начала XVIII века одна за другой возникают фабрики и заводы, строятся порты, города, поселки. Была создана отвечающая
новым историческим условиям регулярная армия, построен флот, одержавший, как и армия, ряд славных побед над могущественными противниками. Благодаря этим победам была преодолена оторванность России от морских торговых путей и обеспечена возможность существования русской нации как нации великой.
В новых и бурных условиях русской жизни начала XVIII века зарождается традиция того просветительства, которое составит затем столь характерную черту всего XVIII века. Так, выдающийся писатель и публицист этого времени Феофан Прокопович — ученый монах и блестяще образованный человек — был горячим сторонником
основанного на точном знании научного миросозерцания, страстным обличителем невежества. В его деятельности отчетливо сказался тот гражданский пафос, вызванный потребностями национального утверждения, который пронизывает всю русскую передовую культуру XVIII века.
Новым историческим задачам всецело отвечал и характер искусства начала XVIII столетия. Самой резкой чертой, отличающей его от искусства предшествующего времени, было освобождение от средневековой, церковной идеологии и тесная связь с важнейшими практическими задачами государственного строительства.
Наиболее ярко созидательный дух петровского времени, опирающегося на точные научные знания, обнаружился в архитектуре, в постановке и осуществлении широких градостроительных задач. Сооружение Петропавловской крепости, Адмиралтейства, здания Двенадцати коллегий заложило прочные основы светской архитектуры общественного назначения,
а основанная на пустынных берегах Финского залива новая столица как бы символизировала наступление нового этапа в истории русского народа.
Большого совершенства достигает уже в начале XVIII века русская гравюра, решавшая вначале чисто утилитарные задачи и достигшая особых успехов в батальном жанре и в городском пейзаже (А. Зубов, А. Ростовцев). Развиваются декоративная скульптура, рельеф, а также круглая пластика, зарождается, а в творчестве К. Б. Растрелли сказывается уже великолепными результатами светский реалистический скульптурный
портрет.
Наиболее полными в искусстве начала XVIII века оказались завоевания в области живописного портрета, ставшего уже в это время ведущим жанром. Развитию портрета содействовало утверждение нового представления о реальной, земной человеческой личности и ее ценности в зависимости не столько от боярской родовитости, сколько от заслуг перед государством. Большую роль в поразительно быстром развитии русского портретного искусства сыграло и знакомство русских художников
с традициями мировой портретной живописи в ее различных европейских вариантах.
Русский портрет, лишь к рубежу XVII—XVIII веков окончательно оформившийся в самостоятельный жанр живописи, развивался в рамках дворянского портрета. Но благодаря складывающимся в дворянской культуре элементам демократического характера задачи парадного и особенно интимного портрета решались на основе отчетливо сказавшегося тяготения к жизненной правде и простоте.
Русский портрет занял свое особое место в мировой художественной культуре. Глубоко осознавая поставленные новой эпохой задачи, Никитин и Матвеев смело, творчески использовали национальные традиции и мастерство западноевропейского портрета, внося в свои произведения собственное понимание реалистического образа, создавая портреты, отмеченные печатью большого национального своеобразия. И образ энергичного, волевого деятеля петровского времени, так проникновенно
запечатленный Никитиным, верно отражает характер всей русской культуры - первых десятилетий XVIII века.
Подъем национального искусства сменился в 30-х годах XVIII века периодом некоторого застоя. Мрачная пора политической реакции, «бироновщины», грозила уничтожить лучшие достижения русского искусства начала XVIII века. Иностранцы — преимущественно немцы — заняли в эти годы руководящие посты в государстве, насаждая глубочайшее презрение к русскому народу и к национальной русской культуре. Но в борьбе прогрессивных общественных сил с реакционными победу одержали
все же первые. Русское национальное государство продолжало развиваться и укрепляться, приобретая при этом все более отчетливо выраженный сословно-дворянский характер.
В борьбе с реакционным духовенством и остатками старой боярской оппозиции продолжается развитие русского просветительства, борющегося за науку, просвещение, за создание и развитие русской национальной культуры. В этот период развертывается кипучая деятельность гениального ученого,
основоположника русской науки и выдающегося поэта Михаила Васильевича Ломоносова. В титанической фигуре энциклопедически образованного и всесторонне одаренного Ломоносова с огромной силой проявилось величие новой русской культуры, ее страстный патриотизм, выражение не узкодворянских, а широко понятых общественных интересов.
Правительственная реакция 30-х годов не могла остановить развития художественной культуры, ставшей национальной потребностью. Правда, трагически сложилась при преемниках Петра I судьба самого даровитого живописца первых десятилетий XVIII века — Ивана Никитина, в труднейших условиях вынуждены были работать и другие мастера. Но в 30-х годах продолжал свою творческую деятельность скульптор К. Б. Растрелли. Позднее началу выдвигаться молодые русские художники,
продолжавшие дело передовых мастеров национального искусства, эти художники вступали в русскую художественную жизнь в условиях дальнейшего прогрессивного развития страны в 40—50-х годах, сменившего тяжелый период реакции 30-х годов.
Новый высокий подъем национального сознания в середине XVIII века создает предпосылки для последующего развития всех видов изобразительного искусства, а архитектура достигает уже в это время блестящего расцвета, это находит свое выражение в создании В. В. Растрелли (сыном скульптора) великолепных сооружений, обильно украшенных декоративной скульптурой и живописью, в создании стиля так называемого русского барокко. Барокко
было крупнейшим и многообразным стилистическим направлением в европейском искусстве XVII — начала XVIII века. Грандиозные замыслы его мастеров, парадность и декоративность их созданий, утверждавших торжество абсолютистской монархии, были созвучны русской художественной культуре середины XVIII века — периода, когда дворянская монархия достигла вершин своего могущества. Именно к этому времени дворянство стало единственным привилегированным сословием Российского государства, оттеснив начавшее выдвигаться при Петре
I купечество. И характерно, что основным типом сооружений становятся городские и загородные дворцы, поражающие богатством своего декоративного убранства.
Но борьба прогрессивных сил русского общества за национальную культуру приводила к творческой переработке лучших достижений барочного стиля. Национально-своеобразное сочетание декоративной пышности оформления дворцов и динамичной выразительности самих архитектурных форм с простотой и четкостью планов и объемов, с использованием традиций русского зодчества конца XVII века придавало особый, неповторимый облик «русскому барокко». С наибольшей полнотой этот стиль
проявился в области архитектуры, выражавшей своим специфическим «языком» идеи национальной гордости, достоинства, славы, Даже Зимний дворец строился, говоря словами Растрелли,......«для единой славы всероссийской». Увлеченность этой благородной патриотической идеей и позволила зодчему в содружестве с народными мастерами — резчиками по дереву, скульпторами, живописцами, столярами — создавать сказочно прекрасные, художественно целостные сооружения.
В творчестве же крупнейших русских живописцев этого периода — мастеров портрета А. Антропова и И.Аргунова — нашли дальнейшее развитие реалистические традиции И. Никитина и А. Матвеева. Близкие друг к другу своей устремленностью к жизненной правде, Антропов и Аргунов создали целую галерею своих современников, поражающую меткостью характеристик, чуждых льстивой идеализации и не лишенных порой элементов критического отношения художника к портретируемым лицам.
И, хотя оба художника уступали по мастерству и глубине портретного образа Никитину, их творчество, противостоящее господствующему придворному стилю, имело важное значение для последующего развития русского искусства.
В других видах искусства блестящих успехов добился русский гравер Соколов, а Ломоносов, организовав мозаичную мастерскую создал с участием своих учеников ряд замечательных мозаик, в том числе мозаичную картину Полтавской битвы. В обращении передовых деятелей русской культуры к традициям русского искусства петровского времени ярко сказалось их желание продолжить прогрессивные
национальные традиции, противопоставить узкосословным интересам господствующего дворянского класса интересы общенациональные, государственные.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.