Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства


 

История изобразительного искусства в свете исторических и социальных событий,
явившимися вехами смены социально-культурных эпох в развитии общества.

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 2 (XX век)

Продолжение.

(В предыдущих выпусках:
Часть 1 (XIII - XIX вв. Обзор). Итак, в XIII веке произошёл перелом в сознании европейцев: можно считать, что закончилась эпоха мифологического сознания, характеризующаяся метафизическими представлениями о мире и возникла новая формация - эпоха рационально-логического сознания. Перед искусством была поставлена новая сверхзадача - как можно более точно изобразить видимый мир...
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа - как можно более точно изобразить видимый мир, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность...
Так законился XIX и начался XX век, а вместе с ним и новая культура...)

XX век. Время разбрасывать камни...Рельсы истории сомкнулись как параллельные прямые Лобачевского в одной точке, а колёса поезда массового общественного сознания остались прежними.  Вот когда вступила в свои права неевклидова геометрия, открытая Лобачевским – Больяи –  Гауссом ещё в далёкие времена романтизма. Она проявилась не только в науке, но и скрыто в общественном мироощущении. Правда, общество не осознало и не поняло это, но зато в полной мере ощутило на своей шкуре все прелести отрицательной кривизны поверхности нового социума. Многое скатилось в пропасть. Потребовалась невероятная эквилибристика всей современной цивилизации, что бы хоть как-то удержаться, подобно «Девочка на шаре» (1905) на картине великого Пикассо, а не рухнув, разбиться насмерть.

Удивительно, но в век передовой науки и техники, всем существом устремлённого в будущее и молящегося на светлое будущее, в этом суперноваторском веке тени прошлого и возрождённые великие мертвецы играли неимоверно большую роль. Новое, взращённое на прошлом, в котором неожиданно проявился почти культ смерти и разрушения, безжалостно пожирало... (продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель! Текст предыдущих выпусков <<АРТиФАКТ>> Логистика истории изобразительного искусства, Социально-психологические конструкции культурологических эпох>> можно прочитать на http://zolotogo-koltsa.narod.ru/logistika.html

 


В избранное