Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (продолжение 1)


Посвящается выдающемуся историку Алексею Александровичу ДОРОГОВУ.
В основу положены конспекты лекций по истории искусства, прочитанных в период
с 1978 по 1982 гг. в Московском полиграфическом институте
на факультете ХТОПП (бывший ВХУТЕМАС).

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства  

Часть 1 (XIII – XIX вв.)

Продолжение 1

Но всё хорошее когда-нибудь кончается, зачастую весьма неожиданно. Идиллию нарушило, как ни странно, великое открытие, положившее основу нового миропорядка, вошедшего в историю, как Галилео-ньютоновская система мира. Оказалось, что не солнце движется вокруг земли, а земля – вокруг солнца, а солнце, всего лишь далеко не самая большая звёздочка в бесконечно-громадном чёрном ящике пространства. Что уж тут говорить о человечке – это пыль на подошвах создателя, песок, муравей, за жизнь которого нельзя дать и гроша. О каком величии можно говорить, где вы увидели царя природы, какой такой венец творения? Человек виновен уж потому, что родился, так как зачат во грехе. Лишь душа его имеет какие-то, очень ничтожные, мизерные шансы попасть в рай. Но для этого душа должна трудиться, должна очиститься от ненавистного, погрязшего в нечистотах тела. А если не хватит сил, то ей поможет святая инквизиция, только святая инквизиция способна помочь душе спастись, так как слаб и ничтожен человек. И если тело не внемлет гласу всевышнего, то пламя возмездия настигнет его ещё на земле, чтобы освобождённая душа вознеслась на небеса вместе с дымом костра святой инквизиции. Человек – это прах, самая ничтожная частичка великого и страшно-громадного, чёрного пространства. В котором Господь Бог, иногда, исключительно по величайшей милости высвечивает тот или иной уголок своего мрачного и гигантского творения, больше похожего на невиданных размеров гроб, чем на цветущий сад.
Так началась новая великая эпоха в искусстве – Барокко. Глубокий чёрный фон на картинах и одинокая свеча, освещающая лишь часть лица, холодно сияющего среди тусклых контуров мрачной обстановки, пропадающей в тёмноте враждебного пространства.
На арену искусства вышел новый тип художника. Великий Караваджо, стоявший у истоков Барокко, в картинах своих, впрочем, как и в жизни отличался необузданной энергией. Он несколько раз дрался на дуэлях и сидел в тюрьмах. Караваджо осмелился отказаться от того, что было создано до него. Бунтарь-новатор совершил переворот в живописи. Гениальность - это счастье для духа, но зачастую драма в обычной жизни, многим современникам казались вульгарными его картины, а некоторые шедевры были отвергнуты заказчиками за потрясение традиций и благопристойности. Но оригинальность картин, их несомненные художественные достоинства влекли к себе наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов.
Эпоха Барокко властвовала свыше150 лет и дала миру много великих имён от Короваджо до Креспи и Рембрандта, последние особое внимание уделяли разработке и детализации чёрного фона, находя в нём утончённую красоту.

В обществе зрели изменения... Да, человек прах и ничтожество, но есть же герои, великие умы и провидцы! Гении... (продолжение следует)


В избранное