Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логистика истории иэобразительного искусства (Продолжение)


Посвящается выдающемуся историку Алексею Александровичу ДОРОГОВУ.
В основу положены конспекты лекций по истории искусства, прочитанных в период
с 1978 по 1982 гг. в Московском полиграфическом институте
на факультете ХТОПП (бывший ВХУТЕМАС).

Виктор Адамович

АРТиФАКТ
Логистика истории изобразительного искусства 
Социально-психологические конструкции культурологических эпох

Часть 1 (XIII – XIX вв.)

Продолжение.
(В предыдущих выпусках:
Перелом в сознании XIII века - закончилась эпоха мифологического сознания, возникла эпоха рационально-логического сознания;
В эпоху Ренессанса считалось, что земля находится в центре вселенной, и вокруг неё вращается солнце. А человек – центр вселенной;
Барокко - оказалось, что не солнце движется вокруг земли, а земля – вокруг солнца, а солнце, крошечная звёздочка в бесконечно-громадном чёрном ящике пространства, человек же – это пыль на подошвах создателя;
Романтизма - да, человек прах и ничтожество, но есть же герои, великие умы и провидцы! Гении, которых сам Бог отметил своим перстом;
В Реализм обнаружили, что в каждом человеке есть прекрасное. Реализм - это эпоха маленького человека, который сам того не подозревая, стал идеалом;
Импрессионизм – явление в Реализме - обострённое внимание к детали, к краткому моменту жизни;)

 ...Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек – выдающимся художники Постимпрессионизма. «Постимпрессионисты - те, которые пришли после», разрозненные одиночки, блуждающие звёзды в неведомом настоящем, да и в туманном будущем.
К этому времени неимоверно возросло значение дагерротипии, то есть фотографии (открытой ещё в 1839 году), что привело в смятение художников. Стали раздаваться голоса, что фотография полностью заменит живопись, и художники уже будут не нужны, что, мол, кончилось их время. Художники, как мы видим, не исчезли, а вот эпохальную точку фотография поставила. Вместе с изобретением фотоаппарата закончился целый период в мировой культуре, была выполнена программа, поставленная ещё во времена Ренессанса: теперь человечество может очень точно отобразить видимую действительность.
Пристальное изучение различных слоёв общества заставило призадуматься, почему так много горя и несправедливости в этом мире, ведь каждый человек достоин счастья. Почему возникает преступность, разврат, подлость?. Откуда падение нравов. Что мешает развиться в человеке доброму и хорошему? Ведь доброе и хорошее есть в каждом человеке. Кто виноват? Вердикт был вынесен жесткий – виновато общество! В результате вновь ожила гильотина революций. А «призрак коммунизма» начал материализоваться в палача.

Не только фотография и идеи об общественном несовершенстве приводили в смятение общество конца XIX... (продолжение следует)

P.S. Уважаемый читатель!
Весь текст «АРТиФАКТ» Логистика истории изобразительного искусства,
Социально-психологические конструкции культурологических эпох»
можно прочитать на
http://www.vic-adamovich.narod.ru/history.html

 

 

В избранное