* Документ дня: Лист вiд 13.12.2010 № 11/2-10.10/15938-ЕП Щодо однозначного розум╕ння поняття "виробник товар╕в" при внесенн╕ до вантажно╖ митно╖ деклар...
Количество просмотров: 1045 (за период c 00:00 по 18:03 30/10/14), всего просмотров: 1058
Постановление Нацбанка о валютных ограничениях признали форс-мажором
Импортеры нашли легальный способ избежать штрафных санкций со стороны контрагентов-нерезидентов за несвоевременную оплату товаров и услуг, вызванную ограничениями Национального банка на покупку валюты. Для этого компании стали получать от Торгово-промышленной палаты (ТПП) справки о признании постановления НБУ № 540 форс-мажором.
Злополучное решение
Как ранее писал «Капитал», проблемы у импортеров возникли 22 сентября после принятия
Нацбанком постановления № 591. Этим документом регулятор внес изменения в предыдущее свое постановление № 540, ограничивающие использование валюты физлицами и юрлицами. Согласно утвержденным изменениям, Нацбанк запретил расчеты в валюте компаниями под импортные контракты без ввоза товара или поставки услуги в Украину. Кроме того, импортеры теперь не могут оплачивать валютой товар, который был растаможен свыше 180 дней назад. Таким образом, НБУ фактически запретил импортерам работать на условиях
предоплаты и получать товарные кредиты, которыми часто пользуются компании агросектора.
«Действия государства были непредсказуемы, и к ним нельзя было подготовиться, соответственно, с юридической точки зрения ситуацию можно квалифицировать как «обстоятельства непреодолимой силы», или форс-мажор. Никто из нас, заключая контракт три или четыре месяца назад, не мог предвидеть, что государство запретит (расчеты в валюте. — «Капитал») по определенным контрактам», — пояснил партнер
юридической фирмы ОМП Дмитрий Михайленко.
Никто, заключая контракт три или четыре месяца назад, не мог предвидеть, что государство запретит расчеты в валюте
Проблемы возникли и у украинских компаний, которые размещают свои серверы за рубежом, так как поставок в Украину у них нет. Соответственно, они не могут расплатиться валютой за услуги хостинга. Столкнулись с трудностями и страховщики. Согласно законодательству, некоторые виды страхования украинские
страховщики обязаны перестраховывать за границей. К примеру, это может быть страхование ядерных или авиационных рисков. Если страховщики не смогут их оплатить, то им придется судиться в международных судах.
Пойти в обход
Своим ограничением Нацбанк пытался уменьшить спрос на валюту со стороны юрлиц и тем самым снизить давление на курс гривни, а также пресечь вывод денег. Но, по мнению экспертов, это не дает желаемого эффекта, в то же время негативно влияя на
объемы импорта и стимулируя нелегальный ввоз товаров. «Когда принимаются такие постановления, то обычно регулятор анализирует старые данные по рынку. Когда эти ограничения вводятся в действие, то до 90 % участников ищут законные способы их обойти. Поэтому сами по себе ограничения такого рода на валютном рынке неэффективны», — подчеркнул ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран. Эксперт утверждает, что более эффективно гривню поддержало бы откладывание спроса на валюту
путем введения системы исполнения заявок с отсрочкой на три или пять дней со дня заключения договора. «Тогда пиковый спрос на валюту растягивается и у регулятора есть возможность пополнить рынок за счет интервенций», — отметил он.
Но, по мнению директора инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игоря Когута, с новыми правилами НБУ нужно считаться. «Жить без предоплаты по импорту можно. — отметил эксперт. — Для этого существуют различные банковские продукты, которые можно использовать во
внешнеэкономической деятельности. К примеру, можно использовать банковские гарантии или аккредитивы».
ДФСУ: Про митн╕ формальност╕ при перем╕щенн╕ товар╕в через меж╕ в╕льно╖ економ╕чно╖ зони «Крим»
Державна ф╕скальна служба Укра╖ни
28.10.2014 № 8651/7/99-99-24-01-04-17
Кер╕вникам митниць
Про митн╕ формальност╕ при перем╕щенн╕ товар╕в через меж╕ в╕льно╖ економ╕чно╖ зони «Крим»
За результатами розгляду звернень митниць ╕ суб’╓кт╕в зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ та в доповнення до листа ДФС Укра╖ни в╕д 26.09.2014 № 5626/7/99-99-24-01-06-17 з окремих питань митного контролю та оформлення товар╕в, що перем╕щуються через меж╕ в╕льно╖ економ╕чно╖ зони (ВЕЗ) «Крим», пов╕домля╓мо.
1. Щодо визнання нед╕йсними митних декларац╕й (дал╕ – МД) на товари, що не перетнули меж ВЕЗ «Крим»
В╕дпов╕дно до частини шосто╖ статт╕ 269 Митного кодексу Укра╖ни, якщо товари, транспортн╕ засоби комерцiйного призначення, оформленi за декларацi╓ю для вивезення за межi
митно╖ територi╖ Укра╖ни, не перетнули державний кордон Укра╖ни протягом 180 днiв, орган доходiв i зборiв визна╓ цю митну декларацiю недiйсною. Зазначений строк може бути зменшений за письмовим зверненням декларанта або уповноважено╖ ним особи. Таким чином митна декларац╕я на товари, що були оформлен╕ й пропущен╕ митницями Укра╖ни для ввезення на територ╕ю ВЕЗ «Крим», але не перетнули ╖╖ меж, може бути визнана митницею нед╕йсною у встановленому порядку з проведенням вс╕х необх╕дних д╕й у ╢А╤С орган╕в
доход╕в ╕ збор╕в Укра╖ни.
2. Щодо внесення до МД в╕домостей про документ, за яким зд╕йснювалось перем╕щення товар╕в внутр╕шн╕м транзитом
На часткову зам╕ну абзацу десятого пункту 3 листа ДФС Укра╖ни в╕д 26.09.2014 № 5626/7/99-99-24-01-06-17 пов╕домля╓мо, що в╕домост╕ про документ, за яким зд╕йснювалось перем╕щення товар╕в внутр╕шн╕м транзитом,
повинн╕ вноситись до графи 40 митно╖ декларац╕╖ (у тому числ╕, додатково до в╕домостей про митну декларац╕ю, за якою зд╕йснювалось пом╕щення товар╕в у режим в╕льно╖ митно╖ зони).
3. Щодо оформлення пер╕одичних МД на товари, що ввозяться з Криму
У доповнення до пункту 3 листа ДФС Укра╖ни в╕д 26.09.2014 № 5626/7/99-99-24-01-06-17 пов╕домля╓мо про
можлив╕сть оформлення митницями Укра╖ни пер╕одичних митних декларац╕й типу «╤МХХРР», у першому п╕дрозд╕л╕ графи 37 яких зазначений код «ХХ81», для декларування у в╕дпов╕дний митний режим товар╕в, що випускаються з територ╕╖ ВЕЗ «Крим» у митному режим╕ транзиту з оформленням Херсонською або Запор╕зькою митницями для доставки до митниц╕ призначення МД типу «ТР81АА» або документ╕в, що використовуються для декларування товар╕в ╕ транспортних засоб╕в у митний режим транзиту в╕дпов╕дно до статт╕ 94 Митного
кодексу Укра╖ни.
4. Щодо оформлення п╕дрозд╕лами Херсонсько╖ митниц╕ попередн╕х ╕ пер╕одичних МД
Допуска╓ться подання й оформлення п╕дрозд╕лами Херсонсько╖ митниц╕: попередн╕х, пер╕одичних митних декларац╕й та додаткових декларац╕й на товари, що ввозяться з територ╕╖ ВЕЗ «Крим» на ╕ншу територ╕ю Укра╖ни для оформлення цими п╕дрозд╕лами Херсонсько╖ митниц╕; пер╕одичних митних декларац╕й та додаткових декларац╕й на товари, що перем╕щуються з ╕ншо╖ територ╕╖ Укра╖ни на територ╕ю ВЕЗ
«Крим».
5. Щодо ознаки операц╕й з товарами, що перем╕щуються через меж╕ ВЕЗ «Крим»
З метою ╕дентиф╕кац╕╖ на виконання доручення Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 13.06.2014 № 20220/1/1-14 операц╕й, що проводяться з товарами, що перем╕щуються через меж╕ ВЕЗ «Крим», при: пом╕щенн╕ товар╕в у митний режим в╕льно╖ митно╖ зони на територ╕╖ ВЕЗ «Крим», зм╕н╕ митного режиму товар╕в п╕сля перебування в митному режим╕ в╕льно╖ митно╖ зони на територ╕╖ ВЕЗ «Крим» а також подальш╕й зм╕н╕
митного режиму товар╕в, що перем╕щен╕ з територ╕╖ ВЕЗ «Крим» на ╕ншу територ╕ю Укра╖ни, трет╕м та четвертим знаками чотиризначного коду в другому пiдроздiлi графи 37 МД зазнача╓ться код «08».
Департаменту розвитку ╕нформац╕йних технолог╕й в терм╕н до 31.10.2014 допрацювати програмне забезпечення ╓дино╖ автоматизовано╖ ╕нформац╕йно╖ системи орган╕в доход╕в ╕ збор╕в Укра╖ни в частин╕ запровадження ознаки операц╕й з товарами, що перем╕щуються через меж╕ ВЕЗ «Крим». Митницям забезпечити контроль
зазначення у МД в╕дпов╕дно╖ ознаки з 01.11.2014.