Держмитслужба про подання документ╕в для п╕дтвердження дотримання обмежень щодо перем╕щення товар╕в через митний кордон
Державна митна служба Лист "Щодо надання митним органам документ╕в, визначених розд╕лом 5 Класиф╕катору документ╕в" в╕д 24.10.2012 N 11.1/1.2-16.3/11961-ЕП
Нагадуючи про те, що в╕дпов╕дно до Угоди м╕ж Каб╕нетом М╕н╕стр╕в Укра╖ни та Урядом Республ╕ки Б╕лорусь про умови поставок в Укра╖ну шин пневматичних
гумових нових для легкових автомоб╕л╕в л╕ценз╕я на експорт шин в Укра╖ну ╓ п╕дтвердженням дотримання обмежень щодо перем╕щення товар╕в через митний кордон Укра╖ни, Держмитслужба пов╕домила, що у граф╕ 44 митно╖ декларац╕╖ мають обов'язково зазначатися в╕домост╕ про документи, що п╕дтверджують дотримання заход╕в нетарифного регулювання зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕, а саме:
- в╕домост╕ про документи, як╕ визначен╕ постановою Кабм╕ну в╕д 21.05.2012 N 436 "Про затвердження перел╕к╕в товар╕в, на як╕ встановлено обмеження щодо перем╕щення через митний кордон Укра╖ни" (систематизована ╕нформац╕я про ц╕ документи з визначенням митних режим╕в, в яких вони подаються, над╕слана до митних орган╕в листом Держмитслужби в╕д 14.06.2012 N 11.1/2-16.3/6713-ЕП);
-
в╕домост╕ про л╕ценз╕ю на експорт шин в Укра╖ну.
Кр╕м цього, Держмитслужба зазначила, що подання до митних орган╕в документ╕в, як╕ включен╕ до розд. 5 "Л╕ценз╕╖, дозволи, сертиф╕кати та ╕нш╕ документи, що п╕дтверджують дотримання обмежень щодо перем╕щення товар╕в через митний кордон Укра╖ни" Класиф╕катору документ╕в, але не визначен╕ постановою Кабм╕ну в╕д 21.05.2012
N 436 як обов'язков╕ для п╕дтвердження дотримання обмежень щодо перем╕щення товар╕в через митний кордон Укра╖ни, не передбачено
Кабмин завтра рассмотрит изменения в Таможенный кодекс Украины
Кабинет министров Украины завтра, 31 октября, на своем заседании планирует рассмотреть изменения в Таможенный кодекс Украины. Об этом говорится в повестке дня заседания правительства, которая опубликована на официальном сайте Кабмина.
Кроме того, будет рассмотрен проект закона о внесении изменений в порядок допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины, и проекты правительственных постановлений: о внесении изменений
в порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, и об изменениях в порядке использования средств, предусмотренных в госбюджете для расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей в Украине.
Также будут рассмотрены некоторые вопросы выплаты гражданам Украины компенсации потерь от обесценивания денежных сбережений.
Кабмин также рассмотрит проекты распоряжений: относительно отмены решения о предоставлении
госгарантий по внешним обязательствам НАК "Нафтогаз Украины" (протокольное решение); о внесении изменений в план реализации концепции реформирования системы госуправления автомобильными дорогами общего пользования; о подписании дополнительных соглашений между правительством Украины и ЕС к соглашению о финансировании совместной операционной программы "Бассейн Черного моря 2007-2013 гг." и к договорам о финансировании совместных операционных
программ "Венгрия - Словакия - Румыния - Украина 2007 - 2013 гг.", "Польша - Белоруссия - Украина 2007 - 2013 гг.", "Румыния - Украина - Республика Молдавия 2007 - 2013 гг.".
Кабмин решил, за какие действия таможенников возмещается нанесенный ущерб
На прошлой неделе был зарегистрирован правительственный проект Закона о внесении изменений в Таможенный кодекс относительно возмещения ущерба при неправомерных действиях должностных лиц.
Проект № 11380 разработан с целью решения вопросов возмещения ущерба, причиненного неправомерными решениями, действиями или бездействием таможенных органов, их должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей и приведения ТК в соответствие с нормами Бюджетного
кодекса, а также учета рекомендаций FATF в части задержания таможенными органами валютных ценностей при наличии подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем.
Согласно документу подлежит возмещению ущерб, причиненный таможенниками при исполнении ими своих служебных обязанностей, а именно в случае:
- неправомерного применения к товарам, т/с мер нетарифного регулирования ВЭД;
- безосновательного отказа таможенных
органов в возврате плательщикам таможенных платежей ошибочно и / или излишне уплаченных ими денежных обязательств;
- проведения таможенными органами документальной проверки;
- нарушения установленных ст. 357 (операции с взятыми пробами (образцами) товаров) ТК сроков;
- применения технических и спецсредств, служебных собак во время осуществления таможенного контроля, и др.
В действующей редакции ст. 30 ТК такой
перечень отсутствует.
Также предполагается возмещение упущенной выгоды и морального вреда в случае установления в действиях соответствующих лиц состава преступления по обвинительному приговору, вступившему в законную силу, путем предъявления требований к такому лицу.
После выполнения решения суда о взыскании средств с госбюджета таможенный орган проводит служебное расследование относительно причастных должностных лиц или других работников, если решением суда
не установлено состава преступления в действиях указанных лиц. По результатам служебного расследования таможенные органы, организации и органы прокуратуры по представлению соответствующих материалов органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств, в месячный срок могут согласно закону обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, нанесенных госбюджету, с предъявлением обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения к должностным лицам или иным работников
таможенных органов, виновных в нанесении ущерба.
Проектом также устанавливается максимальный уровень комиссионного вознаграждения предприятию торговли, которое реализует конфискованные и обращенные в доход государства товары - 15% от стоимости таких товаров.
Кроме того, Таможенный Кодекс предлагается дополнить ст. 457-1, согласно которой при наличии достаточных оснований полагать, что валютные ценности, которые перемещаются через таможенную границу Украины, могут
быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в т. ч. в случае получения соответствующей официальной информации от правоохранительных или других органов, таможенный орган осуществляет задержание валютных ценностей на срок до 5 рабочих дней. О факте задержания валютных ценностей составляется протокол, который подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, лицом, которое перемещает валютные ценности, и двумя понятыми. Задержанные
валютные ценности размещаются на таможенном складе или сдаются в уполномоченный банк Украины.
Валерий Пятницкий о пересмотре импортных тарифов и инструментах защиты отечественных производителей
В середине сентября Украина озвучила перед ВТО свое намерение повысить импортные пошлины на 371 товарную линию. Согласно официальным сообщениям к переговорам готовы уже 110 стран — участниц организации.
Но в СМИ активно обсуждается негативная реакция на происходящее со стороны США и Еврокомиссии, которые усмотрели
в этом шаге Киева возможный подрыв сложившихся устоев мировой торговли и начатую нашей страной подготовку к интеграции в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. О реальных целях Украины и ходе переговорного процесса "ДС" попросила рассказать правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого.
Почему после четырех лет членства в ВТО
Украина решила инициировать пересмотр ставок импортных пошлин?
В.П. На сегодняшний день у нас имеется более 11 тыс. тарифных линий, каждая из которых дает детальное описание конкретного продукта. Инициатива Украины касается примерно 3% всех тарифных линий. О чем идет речь? В рамках ВТО действуют так называемые связанные тарифы — это
верхняя планка возможной ставки. Так вот, мы хотим изменить этот люфт. Украина вела переговоры о вступлении в ВТО 14 лет.
Мы определили возможные диапазоны для импортных пошлин еще в 90-х годах. Но за это время экономическая ситуация и в мире, и в нашей стране изменилась. Соответственно, возникла необходимость модифицировать связанные тарифы.
Например,
наш средний связанный тариф — примерно 6%, такой же средний уровень связанных тарифов имеют ЕС и США. Но у многих развитых стран, скажем, у Австралии, Канады, Бразилии и Турции, он намного выше. По сельскому хозяйству у нас средний связанный тариф 10–11%. У Норвегии — в десять раз, у Швейцарии — в четыре раза, в ЕС — в полтора раза выше.
Старожилы ВТО
уже давно создали для себя комфортные торговые условия. И мы тоже хотим создать нормальную защиту для своих производителей. Для этого у нас есть все основания: мы, условно говоря, купили входной билет в мировой торговый клуб, который стоит не дешевле, чем билеты именитых стран — участниц ВТО. Наши предложения вполне вписываются в систему правил ГАТТ/ВТО. Участники
организации еще в 1957 году ввели норму, которая позволяет изменять тарифные обязательства. Но для этого необходимо договориться с заинтересованными сторонами.
Инициатива поднять тарифный вопрос исходила от Федерации работодателей и профильных ассоциаций бизнеса. Год назад была создана рабочая группа, подготовившая соответствующие предложения, которые мы сейчас и озвучили перед ВТО.
Сегодня файл с нашими инициативами идет под номером 34. Это означает, что Украина — далеко не единственная страна, которая решила поднять тарифный вопрос. Некоторые страны смогли реализовать подобные инициативы уже по нескольку раз.
О тарифах на какие товарные группы идет речь?
В.П. Это несколько групп товаров. Если говорить о сельском хозяйстве, то это целый ряд мясной продукции, продуктов растениеводства — в основном цветы, фрукты и овощи. Что касается
промышленных товаров, это отдельные виды продукции сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, бытовой техники. В легкой промышленности — секонд-хенд (одна тарифная линия). Это не касается новой одежды, а также гуманитарной помощи в виде одежды.
А нефтепродукты попали в этот перечень?
В.П. Нет, нефтепродуктов там нет, как и химических удобрений. Есть отдельная продукция химии. Например, связанная с производством соды. Это очень специфические виды
товаров, которые производятся нашими предприятиями. Я еще раз повторяю, что в данном случае речь не идет об автоматическом повышении тарифов. Мы лишь хотим пересмотреть возможную вилку ставок, чтобы иметь пространство для маневра.
На сколько Украина хочет поднять связанные тарифы?
В.П. Коридор изменений — предмет переговоров. Они ведутся отдельно с каждой заинтересованной страной — членом ВТО. И для каждой из них у нас есть свои предложения. Потому что и охват товаров абсолютно разный, и диапазон разный. Неизменно лишь одно: пересматриваются ставки по 371 позиции, причем это может происходить постепенно. Допустим, по 10 позициям мы договоримся со всеми заинтересованными странами. Тогда уже можно начинать выносить на рассмотрение парламента соответствующие законопроекты.
Если речь идет о незначительной части
действующих тарифов, почему предложение Украины вызвало столь бурную негативную реакцию США и Еврокомиссии?
В.П. Вы говорите о публикации в Рейтерс? Отечественные СМИ преподнесли ее интерпретированную версию. Наверное, кто-то заинтересован именно в такой интерпретации, чтобы сказать: Украина хочет создать барьеры в торговле, разрушить действующие торговые правила. У нас всего более 11 тыс. линий, мы хотим пересмотреть 3%.
Наша доля в мировой торговле — 0,3%.
То есть если мировая торговля — это триллионы долларов, то наши 150 млрд товарооборота — это взнос, а не разрушение мирового рынка. Поэтому о каком нарушении мирового порядка может идти речь?
Как отреагировали на предложение Украины остальные страны?
В.П. На заседании комитета по торговле товарами выступили порядка 20 стран — членов ВТО.
Они высказали обеспокоенность относительно возможного влияния пересмотра наших импортных тарифов на их торговлю. Потом с подачи СМИ это преподносится так, что все высказались категорически против. Ничего подобного. Это была позиция только 20 стран, но большинство даже из этих 20 подошли абсолютно прагматично — они готовы сесть за стол переговоров, искать компромиссное решение, которое устроит всех.
Кто уже готов сесть за стол переговоров?
В.П. Несколько
стран, я пока не буду их называть. У нас же нет такой цели, чтобы, к примеру, все страны прислали нам свои заявки. Если придет две-три, нас это вполне устроит. Поймите, ведение переговоров — затратная процедура. Если, условно говоря, товарооборот с Украиной на уровне тысячи долларов, а на переговоры нужно потратить десять тысяч — нет смысла их начинать. В данном случае важно не количество стран, пожелавших начать переговоры, а охват тарифных линий, по которым они хотят договариваться. Я не исключаю, что это
будут не все из озвученной 371 позиции.
Какую процедуру необходимо пройти нашей стране, чтобы добиться желаемого?
В.П. Датой начала процесса считается 12 сентября 2012 года. В течение 90 дней страны, заинтересованные в проведении переговоров, могут заявить о своем желании. Они должны четко сформулировать, по каким позициям хотят провести переговоры или консультации. Кто не уложится в этот срок, в переговорном процессе не участвует. Дальше дается 60 дней
для переговоров и консультаций.
Не буду утверждать, что нам удастся договориться по всем позициям. Но для нас приоритетно все. Например, нельзя рассуждать: важнее договориться по ставкам на сельскохозяйственное машиностроение, поскольку это защитит внутреннего высокотехнологичного производителя, а секонд-хенд не важен. Я имею в виду, что в каждой группе товаров есть свои приоритеты. Если наш бизнес скажет, что вопрос закрыт, то мы дальше не будем настаивать. В конечном итоге торгует
ведь не Минэкономики, а наши предприятия, за ними и будет решающее слово.
17 октября генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что ответ ВТО относительно намерений Украины пересмотреть
ставки таможенных пошлин на импортированные товары будет зависеть от того, какие уступки Украина сможет предложить взамен. На какие уступки мы готовы пойти?
В.П. Это довольно свободный перевод слов Лами. Здесь уступок как таковых не существует, потому что мы говорим не о действующем тарифе, мы говорим о связанном тарифе, о некотором каркасе. В Европе говорят, что вслед за Украиной пойдут другие и это разрушит торговлю. Тогда давайте отменим такой инструмент, как антидемпинг, но ведь
кто-то его применяет, а вслед за ним этот инструмент использует другой.
Нам нужны такие же возможности, которые имеют страны G20, которые постоянно повышают тарифы. Например, Бразилия имеет связанный тариф на промышленную продукцию более 30%. С нового года она собирается поднять пошлины на некоторые виды продукции металлургии с 10 до 25%, что затронет интересы и наших производителей. Но препятствовать этому нельзя, ведь возможный тарифный люфт у них — 30%, то есть все делается в соответствии
с правилами ВТО.
Пошлина поднимается в 2,5 раза и убивает нашу торговлю. При этом они еще открыли против нас антидемпинговое расследование, по результатам которого может быть введена 100%-ная антидемпинговая пошлина.
И это тоже вписывается в рамки ВТО. Так почему бы и нам не иметь похожие инструменты?
На Западе опасаются, что эта инициатива Украины связана с подготовкой к вступлению в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Насколько оправданы эти опасения?
В.П. Нам действительно задают такие вопросы. Но судите
сами: если сравнить уровень наших тарифов с уровнем импортных пошлин, действующих в ТС, то существенно отличается примерно треть. И, чтобы готовиться к вступлению в Таможенный союз, нужно пересмотреть 30% ставок, мы же хотим модифицировать только 3%, причем на товары, не самые важные для членов ТС.
Может ли Украина одновременно вступить в Таможенный союз и создать зону свободной торговли с ЕС?
В.П. Участие в ТС, а потом создание ЗСТ с ЕС попросту невозможно.
Такая модель будет разрушать принцип единообразия контроля таможенных границ. Выбор очень простой: либо мы вступаем в один из союзов, либо не вступаем ни в один из них. С момента вступления в Таможенный союз все наши соглашения о свободной торговле с Евросоюзом аннулируются.
Но если с ЕС мы согласовали систему соглашения о свободной торговле под себя, то мы ее теряем и получаем систему правил Таможенного союза. Компенсирует ли эффект от вступления в ТС потери от ликвидации предварительных
соглашений с Европой — это очень большой вопрос.
Защита интеллектуальной собственности: ВСХУ дал новые разъяснения...
Сфера защиты прав интеллектуальной собственности, как известно, регулируется рядом законов, в частности ,»Об авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных», «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания». Интересно, что в некоторых случаях
может применяться и Положение о фирме, утвержденное еще постановлением Совета народных комиссаров СССР от 22.06.1927 – правда в соответствии с постановлением Верховной Рады «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов СССР». Кроме того, хозяйственные суды должны применять международные договоры в сфере интеллектуальной собственности, согласие на обязательность которых дано парламентом. Одним из них, в частности, является Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
Подведомственность и подсудность
В постановлении Пленума указано, что к числу подведомственных хозяйственным судам, помимо прочих, относятся и споры, связанные с признанием недействительными документов, которые заверяют право на объекты интеллектуальной собственности, т. е. свидетельств и патентов. Но только если эти споры по своему характеру являются гражданско-правовыми или хозяйственно-правовыми и не принадлежат к числу публично-правовых. Кроме того, уточнен один из аспектов вопроса территориальности:
если ответчиком либо одним из ответчиков по делу выступает Государственная служба интеллектуальной собственности Украины (ГСИСУ), дело подлежит рассмотрению хозяйственным судом Киева, поскольку ГСИСУ является центральным органом исполнительной власти.
Ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности в виде возмещения ущерба или уплаты компенсации наступает только при наличии вины. Однако отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение права интеллектуальной
собственности, так же, как и не исключает применение к нему мер, направленных на защиту этого права. В частности, публикация в средствах массовой информации сведений о нарушении права интеллектуальной собственности и содержания судебного решения по этому поводу осуществляется независимо от наличия вины нарушителя.
Если хозяйственным судом принимается решение об изъятии из гражданского оборота определенных товаров, изготовленных с нарушением права интеллектуальной собственности, а также уничтожении таких
товаров или материалов и приспособлений для их изготовления, в резолютивной части решения, а также в изданном для его исполнения приказе должны быть указаны как наименования этих предметов, так и присущие им признаки, которые дают возможность выделить их из числа однородных изделий.
Меры пресечения
Один из разделов своего постановления Пленум посвятил мерам пресечения. В частности, обращено внимание на то, что согласно ст.
399 Таможенного кодекса Украины хозяйственный суд может применять такую меру, как запрещение таможенному органу совершать действия по таможенному оформлению товара до рассмотрения по сути дела о нарушении права интеллектуальной собственности.
Обращаться в хозяйственный суд для принятия мер, направленных на предотвращение правонарушения, вправе не только предприятия, учреждения, организации и прочие юридические лица, но и граждане – субъекты предпринимательской деятельности, а в определенных случаях
также государственные органы и физические лица.
Важный момент, изложенный в п. 14 постановления, касается того, что хозяйственный суд обязан уведомить заинтересованных лиц о предстоящем рассмотрении судом заявления о принятии мер пресечения. При этом суд не обязан рассылать им копии заявления, которые заявитель подает в комплекте с остальными документами – они могут вручаться во время рассмотрения, и неполучение копии лицом, в отношении которого просят принять меры обеспечения, не является препятствием
для рассмотрения заявления. Она может быть рассмотрена без участия этого лица, когда высока вероятность, что задержка в принятии таких мер причинит непоправимый вред заявителю, или когда есть риск, что доказательства нарушения прав интеллектуальной собственности будут уничтожены или утеряны.
Пленум уточнил также, что к числу заинтересованных лиц, кроме заявителя и лица, в отношении которого он просит принять меры пресечения, относятся лица, у которых находятся доказательства, которые просит истребовать
заявитель, лица, которым принадлежит помещение, подлежащее осмотру, а также лица, в собственности или пользовании которых находится имущество, на которое заявитель требует наложить арест. Решая вопрос о принятии мер пресечения, хозяйственный суд должен оценить обоснованность доводов заявителя с учетом разумности и адекватности его требований, обеспечения сбалансированности его интересов и интересов лица, в отношении которого должны быть приняты меры пресечения. При этом следует избегать нарушения охраняемых
законом интересов третьих лиц. Определение о применении мер пресечения либо отказе в их применения может быть обжаловано в апелляционном порядке отдельно от решения хозяйственного суда.
Кроме того, в постановлении указано, что в соответствии со ст. 4 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве (1996) компьютерные программы охраняются как литературные произведения в понимании ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Такая охрана
применяется к компьютерным программам независимо от способа или формы их выражения. Запись произведения или объекта смежных прав в память компьютера является его использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, доступ к нему получает неограниченный круг людей. Поэтому, если в ходе таких действий нарушены требования Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», созданные в результате такого использования экземпляры произведений являются контрафактными. И лица, совершившие подобные действия,
в частности, собственники сайтов, признаются нарушителями авторских прав. Во время решения споров в хозяйственном суде данные о собственнике веб-сайта могут быть истребованы у администратора системы регистрации и учета доменных имен и адресов украинского сегмента сети интернет.
Защита прав на товарные знаки
Раздел IV постановления посвящен вопросам решения споров, связанных с защитой прав на знаки для товаров и услуг. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что им не даны полномочия
обязывать соответствующий госорган производить регистрацию товарного знака – они могут лишь обязать его рассмотреть в установленном порядке вопрос о государственной регистрации знака.
При разрешении споров, связанных с признанием недействительными свидетельств на товарные знаки, судам часто приходится выяснять вопросы, требующие специальных знаний. Например, занимает ли тот или иной элемент доминирующее положение в изображении знака, есть ли основания считать, что этот знак может ввести в заблуждение
относительно места происхождения и качества обозначенных им товаров, являются ли знаки похожими настолько, что их можно перепутать. И если сходство не имеет очевидного характера, хозяйственным судам следует не перебирать на себя неприсущие им функции экспертов, а назначать судебную экспертизу. Пленум обратил внимание на то, что заключения специалистов в соответствующей области знаний, составленные ими вне процессуальных рамок, не могут быть признаны судом как экспертные, поэтому оцениваются судом по общим правилам,
наряду с остальными доказательствами по делу.
Определенное внимание уделено в постановлении вопросам судебной практики, связанной с защитой интеллектуальной собственности в отношениях экономической конкуренции. Напомним, что согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», таковой, помимо прочего, признаются любые действия, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. Понятие обычая отображено в ст. 7 Гражданского кодекса, согласно которой обычаем
следует считать правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, однако являются устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений. В сфере интеллектуальной собственности такие документы разрабатываются, в частности, Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Для того, чтобы установить, противоречат ли действия предпринимателя честным обычаям в промышленных и торговых делах, привлекается орган Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), который в своем решении
должен определить, какой именно обычай и каким именно образом нарушил ответчик. Именно на орган АМКУ возложены обязанности доказывания соответствующих обстоятельств в ходе процесса, а суд, со своей стороны, должен дать оценку предоставленным доказательствам.
Особое внимание Пленума обращено на то, что решая споры в делах об изъятии товаров с неправомерно использованными обозначениями или подделок изделий, хозяйственным судам следует принимать решения об изъятии только в тех случаях, когда другим способом
защитить права и охраняемые законом интересы истца невозможно.
С 29 октября начальником Полтавской таможни назначен Вадим Хмаров.
К своим обязанностям Вадим Хмаров уже приступил, ведь с 29 октября назначен на пост руководителя таможни Полтавщины приказом главы Государственной таможенной службы Украины Игоря Калетника.
Вадим Вячеславович Хмаров с 1992 года работает в таможенных органах Украины. До назначения в Полтаву Вадим Вячеславович работал на руководящих должностях в Тернопольской и Хмельницкой таможнях.
Также у нового главы Полтавской таможни был опыт работы в Центральном Аппарате Государственной таможенной службы Украины. С марта по октябрь текущего года Вадим Хмаров работал заместителем начальника Винницкой таможни-начальником службы борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Вадим Хмаров уроженец Хмельницкой области, имеет звание почетного таможенника Украины, государственный советник таможенной службы 3-го ранга.
vpoltave.info
Рисковый бизнес: скрытые опасности новых оснований для проверок бизнеса
10 октября 2012 года были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины №1059 с мудреным названием «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного контроля».
Вникнуть в хитросплетение тавтологий и канцеляризмов с первого раза
непросто. Но любой нормативно-правовой акт, где вместе употребляются такие слова, как «хозяйственная деятельность», «риск» и «проверка» - в любых комбинациях – в нашей стране желательно воспринимать настороженно.
Для начала два слова о самом постановлении. Принято оно в 2010 году на исполнение Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». А это означает, что вводятся новые правовые
основания для проверок бизнеса. Стоит рассмотреть эти основания внимательнее.
В числе критериев:
- наличие задолженности по выплате заработной платы; - выплата работникам зарплаты на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы; - несоответствие количества работников предприятия объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг); - нарушение требований законодательства о труде; - наличие разногласий между фактическими
показателями численности работающих и зарплатой и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти.
В зависимости от показателей по критериям все субъекты хозяйствования разделены на три группы риска.
К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:
1. имеющие задолженность по выплате заработной платы более 60 календарных дней; 2. с численностью до 50 человек включительно, у которых 60 и более процентов
работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы; 3. с численностью от 51 до 250 человек включительно, у которых 45 и более процентов работников получают заработную плату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы; 4. с численностью 251 и более человек, у которых 30 и более процентов работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты;
5. количество наемных работников, которых недостаточно для существующего объема производства (выполнения работ, оказания услуг); 6. у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного
кодекса Украины; 7. у которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют 10 и более процентов.
К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты:
1. выплачивающие зарплату с нарушением сроков выплаты зарплаты от 30 до 60 дней включительно; 2. с численностью до 50 человек включительно, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно
установленного размера минимальной зарплаты получают 45 и более, но менее 60% работников; 3. с численностью от 51 до 250 человек включительно, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы получают более 30, но менее 45% работников; 4. с численностью 251 и более человек, в которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают более 15, но менее 30% работников; 5. в которых по результатам
последней плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности; 6. в которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют более 4, но менее 10%.
К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты
хозяйствования, которые не подходят под две другие категории.
В зависимости от категории для предприятий устанавливаются различные сроки проведения проверок, связанных с соблюдением законодательства о труде.
Незначительная степень риска – не чаще одного раза в пять лет. Средняя степень риска – не чаще одного раза в два года. Высокая степень риска – не чаще одного раза в год.
Обращаю внимание, что речь идет исключительно о плановых проверках и только
в сфере трудового законодательства. Все внеплановые, налоговые и прочие проверки остаются в силе.
Проверка законодательства о труде удобна тем, что позволяет проверить как рабочее место, т.е. материальную базу предприятия, так и финансовую отчетность под «соусом» проверки правильности начислений на заработную плату. Невозможно не заметить, что данное постановление имеет отдаленное отношение к защите трудовых прав граждан. Вместо этого закреплены критерии определения теневой составляющей
бизнеса.
Итак, критерии:
1. Сроки задолженности по выплате заработной плате – скорее являются данью прошлому. О работниках, которым не платят заработную плату, принято заботиться. Эта норма только развязывает руки государству, не заставляя дожидаться первого обращения работников в прокуратуру.
2. Процент сотрудников, у которых заработная плата меньше официальной. Здесь также имеет место быть неиспользуемая норма. Планка минимальной заработной платы и так достаточно
строго блюдется органами государственного контроля.
3. Наличие нарушений трудового законодательства – также достаточно очевидный критерий, который, однако, имеет одну скрытую особенность. Отрасль трудового права – самая архаичная в Украине. Средний возраст регулируемых нормативно-правовых актов упорно приближается к пенсионному. Есть даже долгожители 1937 года. Причем они разрабатывались тогда, когда, например, компьютер был даже не диковинкой, а опасным аппаратом государственного значения.
Требования к обеспечению безопасности работы с ЭВМ действуют и поныне. Очевидно, что в такой ситуации их тотальное соблюдение предприятием является малореальным. Поэтому такое основание позволяет проверяющим держать любое предприятие на крючке, не выпуская его из категории среднего риска.
4. Наконец, соотношение количества наемных работников с объемом производства (выполнения работ, оказания услуг) и расхождение между фактическими показателями количества работников и официальной отчетностью. Это
уже самое интересное.
Во-первых, критерий, который позволяет относить предприятие к группе высокого риска, является субъективным. На сегодняшний день нормативов производства в пересчете на «человекочасы» попросту не существует. Это означает, что проверяющий будет самостоятельно решать, достаточно ли трех работников для того, чтобы оказать услуги в сфере рекламы на 30000 гривен в месяц или нет. А предприятию уже потом придется долго оправдываться, раскрывая во всех ракурсах о своих финансовых
показателях.
Во-вторых, эта норма крайне опасна для тех компаний, которые опираются на неоформленную рабочую силу, например, курьеров или официантов. Сравнительный показатель – это косвенный признак определения занижения отчислений в бюджет, против которого невозможно будет оградиться формальным наличием документов.
В-третьих, эта норма позволит использовать гордую информацию на сайте компании в разделе с названием типа «наша команда» для того, чтобы задать руководителю
целый ряд неудобных вопросов.
Государство в очередной раз совершает наступление на теневой сектор экономики непрямыми методами контроля, не предлагая взамен послаблений. Пока снижение ставок налогов проходит стадию обсуждения, Кабмин уже вводит новые параметры контроля. Это только усугубляет действующее противостояние бизнеса и государства. Особенно деморализующим бизнес фактором является то, что наступление на теневой сектор осуществляется начиная с тех людей, которые зарабатывают своим трудом.
При этом напрочь игнорируется такой очевидный и общепринятый метод контроля, как контроль расходов государственных служащих.
КМУ вн╕с зм╕ни до Порядку видач╕ сертиф╕ката якост╕ зерна та продукт╕в його переробки, затвердженого постановою в╕д 23.07.09 р. № 848. Серед ╕ншого, даний Порядок регулю╓ процедуру обов'язково╖ видач╕ сертиф╕ката якост╕ зерна та продукт╕в його переробки, кр╕м хл╕бобулочних ╕ макаронних вироб╕в, при зд╕йсненн╕ експортно-╕мпортних операц╕й, включаючи
транзит територ╕╓ю Укра╖ни при перевантаженн╕ через зерноперевантажувальн╕ м╕сткост╕, перем╕щенн╕ територ╕╓ю Укра╖ни зерна та продукт╕в його переробки, що придбан╕ за рахунок кошт╕в державного та м╕сцевого бюджету, а також за вимогою одн╕╓╖ з╕ стор╕н договору (контракта) у випадках, коли його видача не ╓ обов'язковою.
Украина за восемь месяцев импортировала авто на 3 миллиарда долларов
В Украину по итогам восьми месяцев 2012 года было импортировано автотранспортной техники на сумму – 3 млрд. 44 млн. долларов.
Об этом сообщает пресс-служба Ассоциации автопроизводителей Украины «УкрАвтопром».
В частности, больше всего валюты было потрачено на импорт легковых автомобилей – 2,236 млрд. долларов. Импорт грузовых автомобилей обошелся в 748 млн. долларов, а автобусов в 60,3 млн. долларов.
В тоже время украинские
автопроизводители поставили на экспорт продукции на сумму – 290,7 млн. долларов.
Основу товарной структуры украинского автотранспортного экспорта составили легковые автомобили – 63% от общей стоимости. Доля коммерческой автотехники – 24% и автобусов – 13%.
Таким образом, дефицит торгового баланса в части торговли автотранспортом за восемь месяцев 2012 года составила свыше 2,7 млрд. долларов.
Напомним, что общее отрицательное сальдо внешней
торговли товарами Украины в январе-августе 2012 года достигло 10,1 млрд. долларов, что на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.
autoweek.com.ua
***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Справка о декларировании валютных ценностей нужна или нет?
30-10-2012 10:42, Ваньчик voxot@gala.net Регион: Киев Справка о декларировании валютных ценностей нужна или нет?
Добрый день ,коллеги! По состоянию на сегодня нужна справка или нет? Спасибо.
В Казахстане подписан закон "О ратификации Договора о зоне свободной торговли"
Ташкент и Астана обсудят двустороннее сотрудничество
Президент Казахстана обсудит двусторонние отношения в Австрии и Чехии
Казахстан на саммите глав государств и правительств ОЭС представит министр транспорта
Президенты Казахстана и Турции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества
Казахстан и РФ разработают договор о добрососедстве и союзничестве
Президент Казахстана
обсудил вопросы сотрудничества с главой "Лукойл"
Президенты России и Казахстана обсудят реализацию достигнутых договоренностей
E-MAIL ПЕЧАТЬ
Казахстан, Астана, 29 октября /корр. Trend Д. Мухтаров/
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон "О ратификации Договора о зоне свободной торговли", сообщает пресс-служба Акорды.
Напомним, что положения договора определяют беспошлинную
торговлю практически всеми товарами, за исключением их отдельных видов. Так, будут применяться пошлины в отношении импорта из Украины белого сахара и водки. Кроме того, договор закрепит право Казахстана применять экспортные пошлины на отдельные виды товаров, в числе которых нефтепродукты, лом черных и цветных металлов, семена рапса и подсолнечника, природный газ и прочие газы.
Договор, подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года, разработан в целях завершения введения полномасштабного
режима свободной торговли, предусмотренного в качестве приоритетного направления концепции дальнейшего развития СНГ.
Как отмечается, документ направлен на совершенствование правовой базы межгосударственных торговых отношений с учетом принципов Всемирной торговой организации (ВТО).
Договором определены порядок применения
специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер во взаимной торговле, а также предоставления субсидий.
По всем спорным вопросам применения договора государства-участники будут проводить консультации для устранения возникших разногласий. В противном случае дела могут быть переданы в экономический суд СНГ.
Кабмин занялся «торговыми войнами» с Эфиопией, Бутаном и Лаосом
Пошлины на импорт повысят по 7400 товарным позициям.
Киев, 29 октября - АиФ Украина. Парламент намерен вдвое повысить пошлины на импорт 13 государствам, которые не входят в ВТО. Всего повышение коснется 7400 товаров, сообщает издание КоммерсантЪ Однако, для Украины прибыль будет незначительная. Так как суммарный импорт из этих стран составил 85 млн. долларов,
что составляет лишь 0, 015% всего объема импортов.
Cтраны, которым повысят пошлину: Андорра, Багамские острова, Бутан, Эритрея, Эфиопия, Йемен, Ирак, Коморские острова, Лаос, Либерия, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелы.
Из этого списка вскоре будет исключен Лаос, на прошлой неделе официально принятый в ВТО.
Затем в состав торговой организации должны включить Йемен.
В пояснительной записке подчеркивается, что повышение ставок пошлин приведет к увеличению доходов госбюджета, однако не указывается объем ожидаемых поступлений. Это должно сделать более прозрачными условия внешней торговли. Сейчас на 87,3% подкатегорий товаров установлены одинаковые полная и льготная ставки, что не побуждает импортеров указывать страну происхождения товара, говорится в документе.
Как сообщалось ранее, Украина намерена повысить
максимальные ставки таможенных пошлин на 350 видов товаров. Это может вылиться в ряд новых торговых войн – мясную, цветочную и фруктовую.
Без проблем хотите ездить за границу? Вам поможет новая таможенная декларация .
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что жители города стали больше путешествовать, летать в заграничные путешествия и рабочие поездки за рубеж, отмечает заместитель начальника таможни Дмитрий Самойлов.
Можно отметить тот факт, что таможенная служба фиксирует значительное оживление пассажиропотока как по Украине, так и по Днепропетровскому региону, говорит он. С начала года, таможенную границу Украины пересекли более 50 миллион жителей страны.
А,
что же Днепропетровск? Достаточно привести такой факт. В пункте пропуска «Днепропетровск-аэропорт» только за 9 месяцев текущего года пассажиропоток увеличился на 3%. Это много или мало?
По оценке специалистов таможенной службы он составил более 200 тысяч человек. То есть около одной тысячи человек, только в Днепропетровской области, ежедневно пересекали государственную границу. Но, для того, что бы без проблем ездить за рубеж, необходимо знать правила пересечения границы и уметь заполнять
таможенную декларацию.
С первого октября текущего года вступила в силу новая форма таможенной декларации для граждан, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая сего года. Желающие более полно ознакомиться с ее содержанием могут найти ее под N 431.
В этом документе показана новая форма таможенной декларации для письменного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины гражданами для личных, семейных и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В частности, Кабинет Министров разрешил использовать для заполнения бланки, распечатанные гражданами самостоятельно «с применением средств компьютерной техники или их копирования на бумаге формата А4 (210 х 296 миллиметров)» по форме, утвержденной этим документом.
Бланк новой таможенной декларации приведен к нормам и требованиям государств Содружества, а процедура ее заполнения значительно упрощена.
Так,
с первого октября каждый турист, который планирует совершить путешествие за границу, может зайти на сайт Государственной таможенной службы Украины (www.customs.gov.ua) или на сайт Днепропетровской таможни (www.dpcustoms.com.ua), распечатать бланк таможенной декларации и заполнить ее дома.
Далее, при прохождении таможенного контроля, предъявить ее инспектору. Это значительно упрощает процедуру составления разрешительных документов, так как ранее этого нельзя было сделать.
Именно
на этом концентрирует внимание начальник сектора таможенного поста «Днепропетровск-аэропорт» Игорь Линде. В частности он сообщает, что таможенную декларацию заполняют граждане, достигшие 16-летнего возраста. Необходимо так же знать, что если у гражданина количество валюты, превышает эквивалент равный 10 000 евро, таможенная декларация заполняется обязательно.
Необходимо знать некоторые новые моменты, которые касаются перемещения через таможенную границу товаров, В частности новый Таможенный
кодекс значительно увеличил порог стоимости товаров, которые можно ввозить без налогообложения.
Для авиационного транспорта эта сумма составляет до 1000 евро, для других видов транспорта до 500 евро. В то же время вес их не должен превышать 50 килограмм.
А что же может произойти, если не будут выполнены данные требования? В случае превышения указанных норм пассажиру придется уплатить пошлину в размере 10% от стоимости товара и 20% НДС.
Работники таможни обращают внимание и на то, зафиксирован перечень товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Украины.
К ним относятся: оружие, боеприпасы, драгоценные металлы, культурные ценности. Так картины, статуэтки, марки, изготовленные более 50 лет назад, могут иметь историко-культурную ценность. В этом случае, при перемещении их через границу, необходимо
получить разрешение специалиста отдела контроля по перемещению культурных ценностей Днепропетровского национального исторического музея им. Д. И. Яворницкого.
В случае возникновения вопросов относительно пересечения таможенной границы или перемещения товаров необходимо обратиться за консультацией к специалистам Днепропетровской таможни по телефонам (056) 373-19-10 или (0562) 39-56-73 «Днепропетровск-аэропорт».
Александр Лясковский, ИА «Наш Район»
http://nash-rayon.dp.ua/
Товарооборот между Украиной и Россией достиг 33,5 млрд долларов - И.Калетник
КИЕВ. 29 октября. УНН. С начала года товарооборот между Украиной и Россией составил 33,5 млрд долларов. Об этом во время международной выставки "Таможенная служба -2012" сказал Председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник, передает УНН .
"Таможенные ведомства двух стран доказали, что умеют работать на уровне мировых стандартов.
Благодаря этому были достигнуты значительные результаты. В частности, упрощения и ускорения таможенных процедур привело к увеличению товарооборота. За 9 месяцев 2012 года объем взаимной торговли Украины и России достиг 335 млрд. долларов. В то же время, достигнутые результаты свидетельствуют о наличии еще неиспользованного потенциала экономического сотрудничества. Поэтому задача таможенных органов Украины и России заключается в использовании новых механизмов сотрудничества с целью реализации всех возможностей
для увеличения объемов внешней торговли обеих стран и углубление экономических взаимоотношений" - уверен Игорь Калетник.
Сегодня таможенными службами обеих стран активно используется система анализа и управления рисками, реализуется программа модернизации таможенных информационных систем, осваиваются передовые технологии таможенного контроля. Соответственно упрощается и ускоряется
пересечение границы.
Как сообщал УНН , с результатами 2011 года товарооборот между Украиной и Россией вырос в 1,5 раза и составил 52 млрд долл.. Председатель ГТСУ Игорь Калетник отметил, что Россия остается для Украины ведущим торгово-экономическим партнером. По его словам, за прошлый год через российско-украинскую границу пропущено 8,4 млн транспортных средств, а общие объемы
пропущенных грузов составляют 111 млн тонн, что на 10% больше аналогичного показателя прошлого года.