Новая версия MDdeclaration для заполнения грузовой таможенной декларации с 01.10.2012
Друзья и коллеги!
Новая версия MDdeclaration для заполнения грузовой таможенной декларации в соответствии с приказом ГТСУ от 30.05.2012 № 651 (вступает в силу 01.10.2012) будет выставлена на сайте в воскресенье -31.09.2012 до обеда - 12:00.
* Документ дня: Наказ вiд 20.09.2012 № 1011 Про затвердження в╕домчих класиф╕катор╕в ╕нформац╕╖ з питань державно╖ митно╖ справи, як╕ використовуються у...
Количество просмотров: 106 (за период c 00:00 по 18:02 28/09/12), всего просмотров: 421
Передбачене Законом Укра╖ни в╕д 04.07.2012 р. № 5038-IV «Про внесення зм╕н до деяких закон╕в Укра╖ни щодо л╕цензування ╕мпорту л╕карських засоб╕в та визначення терм╕на «активний фармацевтичний ╕нгред╕╓нт» л╕цензування ╕мпорту л╕карських засоб╕в ма╓ стати обов’язковим з 1 березня наступного року, однак фармацевтичн╕ компан╕╖ й дос╕ не ознайомлен╕ з механ╕змом та правилами нововведення.
╢вропейська Б╕знес Асоц╕ац╕я, виступаючи в╕д ╕мен╕ пров╕дних гравц╕в фармацевтичного
ринку, уже висловлювала сво╓ занепоко╓ння щодо ситуац╕╖, яка склалася, у в╕дкритому лист╕ до Уряду в серпн╕ цього року. У в╕дпов╕дь на наше прохання оприлюднити проекти вс╕х п╕дзаконних акт╕в, як╕ б м╕стили ч╕тко визначен╕ умови та правила ново╖ процедури л╕цензування ╕мпорту л╕к╕в, посадовцями було надано проекти лише 2 документ╕в.
Усе, що нараз╕ в╕домо учасникам фармацевтичного ринку, це те, що ╕мпорт л╕карських засоб╕в в╕дноситься до операц╕й, контроль за виконанням яких зд╕йсню╓
Державна служба Укра╖ни з л╕карських засоб╕в. Очевидним ╓ те, що для прозорого та збалансованого впровадження, а також функц╕онування нового механ╕зму л╕цензування ╕мпорту л╕к╕в ц╕╓╖ ╕нформац╕╖ недостатньо.
Решту п╕дзаконних акт╕в, як╕ знаходяться на стад╕╖ розробки, не було оприлюднено й винесено на громадське обговорення. В╕дпов╕дно фармацевтичн╕й сп╕льнот╕ нев╕дом╕ шляхи та норми проходження процедури л╕цензування ╕мпорту, що унеможливлю╓ ╖╖ належне виконання ╕, природно, виклика╓
занепоко╓ння з боку фармацевтичних компан╕й.
Процедура л╕цензування ╕мпорту ╓ абсолютним нововведенням в Укра╖н╕ ╕ не корелю╓ться з чинними практиками ╢С. Через брак ╕нформац╕╖ про нову процедуру, а також зважаючи на те, що нововведення не пройшло належного обговорення з ус╕ма учасниками ринку, останн╕ нараз╕ не можуть спрогнозувати насл╕дки регуляторних зм╕н та пристосувати свою операц╕йну д╕яльн╕сть до нових правил.
Вочевидь, неможлив╕сть планування подальшо╖
д╕яльност╕ та непрогнозован╕сть процес╕в дестаб╕л╕зу╓ ситуац╕ю на фармацевтичному ринку ╕ загрожу╓ гарантуванню Урядом Укра╖ни доступност╕ л╕к╕в для пац╕╓нт╕в.
З огляду на це ╕ задля забезпечення стаб╕льност╕ ринково╖ активност╕, прозорост╕ та передбачуваност╕ законодавчого процесу, а також недопущення обмежень доступност╕ л╕к╕в для населення, ╢вропейська Б╕знес Асоц╕ац╕я зверта╓ться до урядовц╕в з наполегливим проханням оприлюднити проекти вс╕х п╕дзаконних акт╕в, як╕ тим чи ╕ншим чином
регулюють процедуру л╕цензування ╕мпорту.
Премьер-министр Украины Николай Азаров во время встречи с председателем Представительства ЕС в Украине Яном Томбински заверил, что интеграция Украины в Европейский Союз – стратегическая задача для правительства.
Как сообщает Департамент информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ, во время встречи, которая состоялась в четверг, Н.Азаров отметил: «Мы искренне настроены на сотрудничество и реализацию стратегических документов между Украиной и Европейским
Союзом. Это, в первую очередь, касается соглашений о политической ассоциации, зоне свободной торговли, безвизовом режиме. То есть, того глобального документа, над которым мы работали достаточно долго и пошли на серьезные компромиссы».
Глава правительства добавил, что Европейский Союз для Украины является важным торговым партнером, объем товарооборота с которым составляет почти 30%. При этом он выразил заинтересованность в росте товарооборота. «На это направлена зона свободной торговли,
и все наши усилия по реализации благоприятного торгового климата между нашими странами», – отметил Н.Азаров.
Премьер-министр также подчеркнул, что Украина рассчитывает на вливание европейских инвестиций в экономику Украины. По его словам, для создания благоприятного климата в Украине правительство приняло ряд решений, связанных с дерегуляцией, уменьшением административного давления на бизнес, снижением налогов и др.
Эксперт: масштабы таможенного пост-аудита будут увеличиваться
Учитывая законодательно предусмотреное ослабление контроля при растаможивании товаров, усиление функции пост-аудита для Гостаможслужбы является закономерным. Это предусмотрено, в частности, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Об этом в комментариях «╕» рассказал сопредседатель комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты Игорь Даньков.
«Если таможенный контроль
ослабляется при таможенном оформлении, то очевидно, что после того, как товар выпущен, нужно, чтобы таможенные органы могли прийти на предприятие и проверить в полной мере, оплачены ли все налоги», – отметил эксперт.
Представитель Американской торговой палаты также напомнил, что пост-аудит – это не новое явление для Украины. Таможенная служба занимается соответствующими проверками достаточно давно.
«Функция пост-аудита в таможенной службе будет усиливаться. И
бизнесу нужно к этому готовиться – привести свои внутренние процедуры, процедуры таможенного оформления, уплаты налога в соответствии с законодательством. То есть не ждать, когда придет таможня и начислит налоги и наложит штрафы, а уже сейчас готовиться к этому, смотреть и делать определенные выводы», – резюмировал специалист.
Эксперт: НДС
будет лучше возмещаться после снижения ставки налога
Уменьшение ставки НДС до 7-12%, которое инициирует налоговая служба, должно улучшить условия возмещения этого налога благодаря меньшему объему средств, которые могут понадобиться для этого государству. Но это при условии оптимизации системы администрирования НДС.
Такое мнение в комментариях «╕» высказала директор ГП «Черкасский НИИТЭХИМ» Тамара Ковеня.
«Невозможно, правда, повлиять на использование производителями сэкономленных средств: это будет производственное «проедание» (закупка сырья, расходы на заработную плату и др.) или инвестиционные вложения в основной капитал», – дополняет госпожа Ковеня.
По мнению руководителя налогово-юридической
практики Ernst&Young Владимира Котенко, идея снижения НДС могла возникнуть при попытке повысить эффективность борьбы с минимизаторами путем ослабления интереса бизнесменов и чиновников к манипуляциям с этим налогом.
«Операции по «оптимизации» НДС (в т.ч. с применением незаконных схем) используются как способ обеспечения дополнительного рабочего капитала. Со снижением налоговой ставки заинтересованность в «оптимизации» уменьшится, поскольку меньшым станет объем выгод от ее применения», – считает эксперт.
Вместе с тем президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко обращает внимание, что инициированная налоговиками реформа может предотвратить создание посреднических
структур.
«На рынке будет меньше структур, ориентированных на покупку продукции у одних компаний и перепродажи ее другим», – убежден эксперт.
Россия угрожает Украине относительно Таможенного союза, – эксперт
Кассы Европейского союза опустели, поэтому Украине придется реализовывать программу вступления собственными средствами. Об этом во время круглого стола сообщил независимый эксперт Алексей Семений.
«Цель вступления в ЕС нужно хранить, однако в ближайшие 10-15 лет вступление нам не светит. Хотя в Европе и на официальном, и на неофициальном уровнях нет сомнений относительно перспектив Украины на вступление в ЕС», – сказал Семений.
Вместе с тем,
эксперт отметил, что Россия видит Украину ключевым элементом построения Евразийского союза.
«Пока есть лишь пробные камни-угрозы: Россия намекает что будет если мы не вступим в Таможенный союз. Это касается мясо-молочного сектора и машиностроительного. Последний для Украины очень важен. Если Россия перестанет покупать эту продукцию, то это скажется на конкретных зарплатах конкретных людей в целый регионах», – сказал Семений.
Он также отметил, что Украина может
выиграть от статуса между ЕС и Таможенным союзом. Однако, прежде всего, следует разобраться с проблемами, которые лежат внутри страны.
ЕС остановит ассоциацию, если Украина введет новый сбор на машины
Европейский Союз готовится к жесткой реакции на экологические инициативы украинского правительства, пишет "Коммерсант-Украина" в пятницу.
В Кабмине хотят распространить утилизационный сбор на все автомобили
Представительство Евросоюза в Украине прокомментировало планы украинского правительства расширить действие утилизационного сбора на все импортные машины. В представительстве заявили, что внимательно следят за дискуссиями о введении
утилизационного сбора. "Подобное решение России уже повлияло на европейских автопроизводителей, и мы знаем, что оно негативно влияет на украинских. ЕС ожидает, что Украина будет решать вопрос с Россией на двустороннем уровне и в рамках ВТО", — отметили в представительстве.
Однако неофициально собеседники издания в Еврокомиссии дают еще более
жесткую оценку — такой шаг украинских властей может и вовсе поставить крест на планах по подписанию договора об ассоциации. "Наша позиция более жесткая, чем говорится официально. В случае если Украина примет это постановление, мы готовы идти на аналогичные ответные меры по украинскому экспорту", — заявил собеседник в европейских структурах. "Мы прямо сообщили нашим коллегам в Киеве: если будет это постановление, вы можете забыть о соглашении об ассоциации. Мы не подпишем соглашение, даже если вы проведете честные
выборы", — уточнил другой высокопоставленный источник издания в Брюсселе.
В Кабмине пока считают, что причин для беспокойства нет. "Переговоры с ЕС идут в спокойном, обычном режиме. Угрозы замораживания диалога в связи с расширением утилизационного сбора инспирируют те, кто в этом заинтересован — автоимпортеры. Поэтому строить какие-то планы и рассуждать о последствиях рано", — заявил изданию источник в Кабмине.
Сами автоимпортеры уверены: утилизационный сбор
нарушает обязательства Украины, взятые при вступлении в ВТО, поскольку страна обязалась ставить в одинаковые условия как импортеров, так и местных производителей. "Мы будем оспаривать это решение и в судах, и в органах ВТО.
Но, кроме нас, каждый производитель поставляемых в Украину автомобилей сообщит о дискриминации своему правительству, которое незамедлительно пожалуется в ВТО",— говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Такую оценку разделяют и юристы. "Ключевые производители и экспортеры автомобилей внимательно
следят за последними инициативами украинского правительства, нацеленными на удорожание импортных автомобилей. Предложенные поправки по утилизационному сбору могут быть расценены как попытка Украины повысить стоимость ввоза автомобилей в страну до уровня, который действовал до вступления страны в ВТО. И делается это через введение дополнительных и дорогостоящих сборов
с импорта, что прямо запрещено нормами ВТО", — пояснил партнер по международному торговому праву брюссельского офиса юрфирмы Van Bael & Bellis Юрий Рудюк.
По данным издания, сейчас вопрос расширения сферы применения утилизационного сбора активно дискутируется в правительстве. В среду на заседании Кабмина было принято решение о том, чтобы
рассмотреть это постановление на заседании "малого Кабмина" в понедельник. Источники издания полагают, что таким образом предпринимается попытка ввести сбор без участия значительного числа министров, чтобы не было ненужных возражений. Но еще один источник издания в правительстве объясняет, что принятие этого решения зависит от исхода сегодняшних переговоров премьер-министров Украины и России в Ялте. "По состоянию на сегодня у нас есть все основания ожидать, что Николай Азаров и Дмитрий Медведев договорятся о
взаимном неприменении утилизационного сбора. В таком случае мы решаем проблему и забываем о ней. Однако если такой договоренности не будет, мы будем вынуждены расширить список стран, в отношении импорта которых будет взиматься экологический сбор, поскольку наша нынешняя позиция выглядит более уязвимой, чем российская", — пояснил источник издания, знакомый с ходом переговоров.
Изменит ли цены на автомобили утилизационный сбор? Мнения операторов рынка
По оценкам
экспертов, в случае если правительство все же решится на расширение действия утилизационного сбора, переубедить чиновников не сможет даже угроза замораживания договора об ассоциации с ЕС. "В ближайшей перспективе вероятность подписания этого договора крайне мала, в первую очередь по политическим причинам. Поэтому правительству может быть даже выгоден публичный отказ ЕС от этого соглашения. Такой шаг будет подаваться как доказательство того, что Европе на самом деле не нужна ассоциация с Украиной", — отмечает
директор экономических программ Центра имени Разумкова Василий Юрчишин. В то же время, по словам эксперта, такой шаг усилит аргументы сторонников более тесной интеграции с Россией.
ЕС грозит санкциями Украине за утилизационный сбор
Европейский союз готовится к жесткой реакции на экологические инициативы украинского правительства. Вчера его представители выразили обеспокоенность готовящимся решением о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей вне зависимости от страны происхождения. По данным газеты "КомммерсантЪ-Украина", сбор может стать основанием для замораживания процесса подписания договора об ассоциации с ЕС. Эксперты говорят, что это может сыграть на руку сторонникам более тесной интеграции с Россией. Представительство
Евросоюза в Украине прокомментировало планы украинского правительства расширить действие утилизационного сбора на все импортные машины. В представительстве заявили, что внимательно следят за дискуссиями о введении утилизационного сбора. "Подобное решение России уже повлияло на европейских автопроизводителей, и мы знаем, что оно негативно влияет на украинских. ЕС ожидает, что Украина будет решать вопрос с Россией не на двустороннем уровне, а в рамках ВТО",- отметили в представительстве.
Однако неофициально собеседники "Ъ" в Еврокомиссии дают еще более жесткую оценку - такой шаг украинских властей может и вовсе поставить крест на планах по подписанию договора об ассоциации. "Наша позиция более жесткая, чем говорится официально. В случае если Украина примет это постановление, мы готовы идти на аналогичные ответные меры по украинскому экспорту",- заявил собеседник "Ъ" в европейских
структурах. "Мы прямо сообщили нашим коллегам в Киеве: если будет это постановление, вы можете забыть о соглашении об ассоциации. Мы не подпишем соглашение, даже если вы проведете честные выборы",- уточнил другой высокопоставленный источник "Ъ" в Брюсселе.
В Кабмине пока считают, что причин для беспокойства нет. "Переговоры с ЕС идут в спокойном, обычном режиме. Угрозы замораживания диалога в связи с расширением утилизационного сбора инспирируют те, кто в этом заинтересован - автоимпортеры.
Поэтому строить какие-то планы и рассуждать о последствиях рано",- заявил "Ъ" источник в Кабмине.
Сами автоимпортеры уверены: утилизационный сбор нарушает обязательства Украины, взятые при вступлении в ВТО, поскольку страна обязалась ставить в одинаковые условия как импортеров, так и местных производителей. "Мы будем оспаривать это решение
и в судах, и в органах ВТО. Но, кроме нас, каждый производитель поставляемых в Украину автомобилей сообщит о дискриминации своему правительству, которое незамедлительно пожалуется в ВТО",- говорит гендиректор Всеукраинской
ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Такую оценку разделяют и юристы. "Ключевые производители и экспортеры автомобилей внимательно следят за последними инициативами украинского правительства, нацеленными на удорожание импортных автомобилей. Предложенные поправки по утилизационному сбору могут быть расценены как попытка Украины повысить стоимость ввоза автомобилей в страну до уровня, который действовал до вступления страны в ВТО. И делается это через введение дополнительных и дорогостоящих сборов с импорта, что прямо запрещено нормами ВТО",- пояснил партнер по международному торговому праву брюссельского офиса юрфирмы Van Bael & Bellis Юрий Рудюк.
По данным "Ъ", сейчас вопрос расширения сферы применения
утилизационного сбора активно дискутируется в правительстве. В среду на заседании Кабмина было принято решение о том, чтобы рассмотреть это постановление на заседании "малого Кабмина" в понедельник. Источники "Ъ" полагают, что таким образом предпринимается попытка ввести сбор без участия значительного числа министров, чтобы не было ненужных возражений. Но еще один источник "Ъ" в правительстве объясняет, что принятие этого решения зависит от исхода сегодняшних переговоров премьер-министров Украины и России в
Ялте. "По состоянию на сегодня у нас есть все основания ожидать, что Николай Азаров и Дмитрий Медведев договорятся о взаимном неприменении утилизационного сбора. В таком случае мы решаем проблему и забываем о ней. Однако если такой договоренности не будет, мы будем вынуждены расширить список стран, в отношении импорта которых будет взиматься экологический сбор, поскольку наша нынешняя позиция выглядит более уязвимой, чем российская",- пояснил источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров.
По
оценкам экспертов, в случае если правительство все же решится на расширение действия утилизационного сбора, переубедить чиновников не сможет даже угроза замораживания договора об ассоциации с ЕС. "В ближайшей перспективе вероятность подписания этого договора крайне мала, в первую очередь по политическим причинам. Поэтому правительству может быть даже выгоден публичный отказ ЕС от этого соглашения. Такой шаг будет подаваться как доказательство того, что Европе на самом деле не нужна ассоциация с Украиной",- отмечает
директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. В то же время, по словам эксперта, такой шаг усилит аргументы сторонников более тесной интеграции с Россией.
В Украине с 1 января 2013 г. вступит в силу запрет на ввоз лекарств сомнительного качества и эффективности, - Гослекслужба
В Украине с 1 января 2013 г. в силу вступит запрет на ввоз лекарств сомнительного качества и эффективности. Об этом в ходе встречи представителей правительства с участниками фармацевтического рынка сообщил глава Государственной службы лекарственных средств Украины Алексей Соловьев, передает корреспондент РБК-Украина.
"С 1 января 2013 года, согласно постановлению правительства,
будет запрещен ввоз лекарств, которые не имеют доказательной базы об их эффективности. Не секрет, что на рынке с 2005 года по 2007 годы появились лекарственные препараты, в отношении эффективности которых были вопросы. Поэтому правительство своим решением ввело запрет на ввоз таких препаратов с 1 января 2013 года", - сказал Соловьев.
Он прогнозирует "Рынок от этого не пострадает, ведь, по нашим оценкам, эти лекарственные препараты сомнительного качества будут в полной мере замещены лекарствами
отечественного производства".
Клименко збира╓ться скасувати низку податкових п╕льг
Посилення ф╕скального тиску в умовах низького економ╕чного зростання не зупиня╓ Податкову ╕ М╕нф╕н в╕д нових спроб з╕брати б╕льше податк╕в з б╕знесу.
Щоб отримати додатково 3,5 млрд гривень, податк╕вц╕ пропонують л╕кв╕дувати п╕льги з податку на прибуток, посилити контроль за п╕дакцизними товарами та спростити стягнення податкових борг╕в, пише "Комерсант-Укра╖на".
Податков╕ п╕льги, надан╕ п╕дпри╓мствам в 2011 роц╕, не допоможуть ╖м розвиватися
до 2015-2021 року, як це замислювалося спочатку.
На останньому зас╕данн╕ уряду був схвалений законопроект про внесення зм╕н до Податкового кодексу, розроблений ДПС ╕ М╕нф╕ном, який з 2013 року скасу╓ п╕льги з податку на прибуток на 2,3 млрд гривень.
"Найжорстк╕ша дискус╕я була по ц╕й норм╕. Було вир╕шено
провести ╕нвентаризац╕ю к╕лькост╕ податкових п╕льг. Якщо вони в╕дпов╕дають економ╕чн╕й сут╕, то ми обома руками "за", якщо ж неефективн╕ - ╖х потр╕бно зм╕нювати", - заявив глава ДПС Олександр Клименко.
В уряд╕ сумн╕ваються ╕ в необх╕дност╕ надання ДПС права стягувати без судових р╕шень податковий борг на суму до 100 м╕н╕мальних зарплат (тобто до 110 тис гривень).
Клименко запевня╓, що у в╕домства нема╓ мети посилити тиск на б╕знес: списання кошт╕в з рахунк╕в
банк╕в в╕дбуватиметься т╕льки в раз╕ несплати п╕дпри╓мством зобов'язань, заявлених ним у декларац╕╖.
Частина поправок стосуються п╕дакцизно╖ продукц╕╖.
У ДПС планують встановити шестим╕сячний строк використання марок акцизного збору старого зразка у раз╕ ╖х зам╕ни на нов╕, а також ввести авансову сплату акцизу при ╖х придбанн╕.
Серед ╕ншого, в ДПС мають нам╕р розширити коло платник╕в ц╕льово╖ надбавки до д╕ючого тарифу на природний газ.
Його
платитимуть суб'╓кти госпд╕яльност╕, як╕ закуповують газ для сво╖х потреб у нерезидент╕в, ╕ нафтогазовидобувн╕ п╕дпри╓мства за ставкою 8% в╕д митно╖ вартост╕ та 16% в╕д вартост╕ газу, використаного в якост╕ палива або сировини.
Инициированную вице-премьером Сергеем Тигипко налоговую реформу предприниматели и эксперты встретили прохладно. Озвученные предложения воспринимаются больше как предвыборный пиар и попытка формально угодить Всемирному банку, чем конструктивная идея реально упростить жизнь бизнесу и улучшить инвестиционный климат в Украине.
Одним из краеугольных камней предлагаемой «социальным» вице-премьером Сергеем Тигипко концепции реформирования налоговой системы является сокращение
количества налогов с 23 до 9. В правительстве рассматривается вариант не только отменить некоторые их виды (в частности, туристический сбор, сбор за парковку автомобилей, за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности и пр.). Главный акцент делается на объединении похожих по экономической сути налогов.
По мнению экспертов, кардинального упрощения жизни бизнеса или тем более существенного уменьшения налоговой нагрузки в результате потенциальных новаций ожидать не стоит. Директор
экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз напоминает, что ключевыми налогами являются НДС, налог на прибыль и подоходный налог. Те же налоги, которые предлагается отменить или объединить с другими, уплачиваются немногими предприятиями.
«Здесь подменяются понятия. Предлагается фактически не сократить перечень налогов, а дать
нескольким из них одно название. Условно говоря — какие-то рентные платежи назвать акцизом и говорить, что у нас не два налога, а один»,— дополняет директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык.
По мнению эксперта, ощутимой пользы для бизнеса такие инициативы не принесут. Он считает, что правительственные предложения ориентированы не столько на облегчение жизни бизнеса или тем более укрепление госфинансов, сколько на номинальное
улучшение позиций Украины в рейтинге Всемирного банка «Doing Business».
«Но те люди, которые занимаются составлением рейтинга, не глупцы. Их так просто вокруг пальца не обвести. Без кардинальных изменений в условиях хозяйствования в Украине вряд ли можно улучшить инвестиционные оценки страны»,— подчеркнул специалист.
Советник президента Ассоциации налогоплательщиков Украины Анна Белоцерковская отмечает, что из-за отмены части местных сборов местным бюджетам,
возможно, придется искать компенсаторы. Кроме того, специалист не исключает, что механическое объединение некоторых налогов под одним названием приведет к усложнению администрирования налогов. «Проблему следует решать комплексно. В первую очередь упрощением процедур для налогоплательщиков»,— констатирует специалист.
Исполнительный директор CASE Ukraine Дмитрий Боярчук отмечает, что для бизнеса более актуальным сейчас вопросом, чем сокращение количества налогов, является снижение размера
единого соцвзноса, а также упорядочение системы администрирования НДС и налога на прибыль.
Еще одна из предлагаемых Тигипко новаций — отказ от института налоговых накладных и их реестра по НДС.
По мнению большинства специалистов, такой шаг рискованный для бюджета, поскольку может привести к увеличению злоупотреблений с данным налогом. «Украина крайне нуждается в упрощении администрирования налогов. Здесь сомнений никаких нет. Но упрощенное администрирование и анархия — это разные вещи. Я считаю, что озвученное предложение — это ошибочный шаг. Оно выглядит как популизм, а не как улучшение по администрированию»,— отмечает экс-руководитель Минфина Игорь Уманский.
Однако член совета
Союза аудиторов Татьяна Зацерковная указывает на то, что такой шаг приветствовал бы бизнес, поскольку это могло бы облегчить в т.ч. документооборот. По ее мнению, для борьбы с оптимизаторами достаточно отображать данные в первичных документах без выписки накладных. «Если предприятие работает чисто и не манипулирует, то зачем его вносить в группу риска и отслеживать все операции»,— соглашается с этим Дмитрий Боярчук.
В то же время первый заместитель председателя парламентского комитета
по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин склоняется все же к оценкам Игоря Уманского и указывает на то, что бумажные накладные существуют даже во Франции — на родине НДС, где бизнес менее активно уклоняется от уплаты налогов.
По словам депутата, в теории этот вопрос можно ставить
при 100%-ном проникновении интернета в стране и массовой возможности налогоплательщиков подавать электронную отчетность. Но и в этом случае возникали бы свои нюансы. «Вот есть, например, физическое лицо, работает в компании и хочет купить, например, скрепки. Человек что, будет с собой в магазин компьютер носить?» — задается вопросом Сергей Терехин.
Юлия Дроговоз сомневается в реалистичности «накладной» идеи Сергея Тигипко и указывает на некоторые преимущества нынешней системы. «Электронный
реестр накладных в любом случае останется,— убеждена эксперт.— Он себя оправдывает, ведь информация становится более прозрачной, экспортерам легче претендовать на возмещение НДС».
Что касается озвученного в Кабмине предложения предоставить возможность предприятиям с годовым оборотом до 10 млн. грн. один раз в год подавать налоговую декларацию и уплачивать налог на прибыль, специалисты указывают на то, что такой порядок в Украине и так заработает с 1 января 2013 г., поскольку недавно
был принят соответствующий законопроект (№5083).
Оценивая же в целом правительственные идеи по реформированию налоговой системы, Игорь Уманский чувствует в них привкус предвыборного пиара. «Это все выглядит не как реформа, а как попытка подкупа потенциальных избирателей. Ничего другого»,— резюмирует эксперт.