Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О введении нового порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров, которые подлежат государственным видам контроля


НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 24/04/2012
Вступившие в силу документы во вторник 24 Апреля 2012 г.

1.№ 295 от 11-04-2012 Постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни
Про затвердження Правил надання та отримання телекомун╕кац╕йних послуг
"ОВУ" № 29,ст.1074 от 23-04-2012
Действует с 24-04-2012

2.№ 375 от 21-03-2012 В╕домчий документ
Про визнання таким, що втратив чинн╕сть, наказу Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни в╕д 8 грудня 2005 року N 1205
"ОВУ" № 29, ст.1084 от 23-04-2012
Действует с 24-04-2012

3.№ 169-р от 14-03-2012 В╕домчий документ
Про затвердження Зм╕н до Правил розгляду заяв ╕ справ про порушення законодавства про захист економ╕чно╖ конкуренц╕╖
"ОВУ" № 29,ст.1078 от 23-04-2012
Действует с 24-04-2012

4.№ б/н от 25-09-2009 М╕журядова угода
Меморандум про вза╓морозум╕ння м╕ж Урядом Укра╖ни та Урядом Сполучених Штат╕в Америки щодо основних напрям╕в та ц╕лей програми допомоги з боку Агентства США з м╕жнародного розвитку у 2009 - 2010 роках
"ОВУ" № 4,ст. 178 от 01-02-2010
Действует с 24-04-2012


MDoffice

Изменения в нормативной базе MDOffice за период c 21.04.2012 по 24.04.2012

Документы, которые вносили изменения, по разделам:
Нетарифное регулирование
1. Наявн╕сть в ╢А╤С ДМСУ ╕нформац╕╖ з ╢диного ре╓стру сертиф╕ковано╖ продукц╕╖
№ 16/1-16.3/633-ЕП от 28.03.2012 Листи ДМСУ
"Щодо митного оформлення товар╕в, що п╕длягають обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖"
Классификаторы
нет изменений
Новые / модифицированные документыКол.
В╕домчий документ6
Документ МЗЕЗ14
Закони Укра╖ни6
Кодекс1
Листи ДМСУ3
М╕журядова угода7
Накази ДМСУ3
Постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни6
Распорядження3
ВСЕГО:49


MDoffice

* Документ дня: Митний вiд 13.03.2012 № 4495-VI Митний кодекс Укра╖ни

Количество просмотров: 319 (за период c 00:00 по 18:05 24/04/12), всего просмотров: 321
Митний вiд 13.03.2012 № 4495-VIКодекси
Митний кодекс Укра╖ни
Вступит в силу с 01.06.2012
• Все хиты документов


MDoffice

Испания временно покидает Шенген

   Испания отменит действие Шенгенского соглашения о свободном передвижении граждан между странами Евросоюза на период с 28 апреля по 4 мая в связи с проведением 3 мая в Барселоне заседания руководства Европейского центрального банка. Об этом сообщили во вторник в Министерстве внутренних дел страны, передает ИТАР-ТАСС.

   Как пояснили источники в ведомстве, принятое решение подразумевает введение пограничного контроля с целью воспрепятствовать въезду в столицу Каталонии сторонников ряда антисистемных движений, которые могут спровоцировать 3 мая уличные беспорядки. “Мы располагаем данными о возможном прибытии в Барселону не поддающихся контролю элементов, прежде всего из Италии и Греции”, — пояснили в министерстве.

   Появление контроля коснется только тех лиц, которые намерены пересечь испано-французскую границу в районе Страны Басков и Каталонии. На других участках пересечения испанской границы никаких ограничений для туристов с шенгенской визой не будет.

   “Испанские власти, таким образом пытаются ограничить массовый въезд антиглобалистов из Италии и Греции, которые по предварительным данным планируют провести в эти дни в Барселоне акции протеста”, — писал сайт espanarusa.

   Кроме того, на время проведения заседания Европейского центрального банка в Барселоне будут введены повышенные меры безопасности. Усиленное патрулирование во избежание массовых беспорядков в городе обеспечат 6,5 тыс. сотрудников полиции.

   Это будет вторая отмена Испанией действия Шенгенского соглашения. Первый раз на этот шаг Мадрид пошел в 2004 году в связи с бракосочетанием наследного принца Фелипе и Летисии Ортис.

Укррудпром

ВРУ готовит условия для нового Таможенного кодекса

   ВРУ внесла изменения в некоторые законодательные акты в связи с принятием нового Таможенного кодекса.

   Среди изменений:

   – установлено, что действие Закона о разрешительной системе не распространяется на отношения в сфере государственного таможенного дела;

   – порядок освобождения от налогообложения гуманитарной помощи в Законе о гуманитарной помощи;

   – порядок обложения пошлиной имущества, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, и особенности обложения ввозной пошлиной научного, лабораторного и исследовательского оборудования, комплектующих и материалов для выполнения проектов научных парков (в Законе о режиме иностранного инвестирования);

   – несколько поправок в Закон о ВЭД (Закон от 13.03.2012 г. № 4496-VI )

www.ligazakon.ua

О введении нового порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров, которые подлежат государственным видам контроля

   Согласно информации Государственной таможенной службы Украины (письмо от 11.02.2012г. № 11.1/2-16.3/1265) Верховной Радой Украины принят Закон Украины от 03.02.2011 № 2973-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Украины" (далее - Закон).
Указанным Законом таможенные органы наделены полномочиями на осуществление в пунктах пропуска через государственную границу Украины государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля отдельных товаров и контроля за перемещением культурных ценностей, которые ввозятся на таможенную территорию Украины (в том числе с целью транзита), в форме предварительного документального контроля.
С принятием Закона и вступлением в силу постановлений, принятых в развитие Закона, будет действовать следующая технология оформления товаров в пункте пропуска:
На основании перечня товаров, которые подлежат государственному контролю (в том числе в форме предварительного документального контроля), и в соответствии с поданными перевозчиком или экспедитором, либо, уполномоченным лицом товаросопроводительных (товаротранспортных) документов, должностное лицо таможенного органа определяет вид(ы) и форму проведения государственного контроля в пункте пропуска через государственную границу Украины (пункте ввоза на таможенную территорию Украины):
* для проведения ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического контроля товаров должностным лицом контролирующего органа;
* для проведения санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля, контроля за перемещением культурных ценностей должностным лицом таможенного органа в форме предварительного документального контроля.

   Предварительный документальный контроль в соответствии с Порядком осуществления предварительного документального контроля осуществляется путем проверки документов и сведений, необходимых для осуществления вышеуказанных видов государственного контроля относительно отдельных товаров, в том числе продуктов и сырья животного происхождения. При этом проверяется также отсутствие запретов либо ограничений на ввоз на таможенную территорию Украины или транзит по территории Украины товаров с использованием данных Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы (ЕАИС).
Гостаможслужбой Украины создана система обеспечения осуществления государственных видов контроля в форме предварительного документального контроля, принцип работы которой основывается на взаимосвязи кодов товаров и запретов либо ограничений относительно ввоза подконтрольных товаров в Украину.
Должностным лицом таможенного органа при осуществлении предварительного документального контроля проверяется наличие запретов относительно ввоза товаров из той или другой страны, выясняется необходимость представления разрешительных документов, которые выдаются государственными органами Украины, проводится анализ заявленных в предоставленных документах данных на соответствие информации, приведенной в реквизитах документов, переданных государственным органом в Гостаможслужбу в электронном виде.
Функционирование такой технологии делает невозможным неоднозначное толкование норм законодательства при осуществлении того или иного вида контроля, повышает эффективность государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Украины, минимизирует использование человеческого фактора.
Факт осуществления предварительного документального контроля удостоверяется путем проставления должностным лицом таможенного органа на товаросопроводительных (товаротранспортных) документах на товар отметок в форме соответствующих отпечатков штампа и личной номерной печати. Информация о проведении предварительного документального контроля заносится в ЕАИС.
По информации Гостаможслужбы Украины осуществление предварительного документального контроля таможенными органами Украины, без привлечения других государственных контролирующих органов, привело к уменьшению времени нахождения в пункте пропуска одного транспортного средства с товарами в среднем на 25 процентов, что в свою очередь способствует увеличению товарооборота через государственную границу Украины.

Trans-Port

Нагадування! ДМСУ: Щодо митного оформлення товар╕в, що п╕длягають обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖

ДЕРЖАВНА МИТНА
СЛУЖБА УКРА╥НИ

28.03.2012 р. N 16/1-16.3/633-ЕП

Начальнику Ки╖всько╖ рег╕онально╖ митниц╕, начальникам митниць

Щодо митного оформлення товар╕в,
що п╕длягають обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖

    Враховуючи звернення суб'╓кт╕в ЗЕД щодо надання роз'яснень стосовно митного оформлення з метою в╕льного об╕гу на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни товар╕в, зазначених в додатку 3 до Порядку митного оформлення товар╕в, що ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни та п╕длягають обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖ в Укра╖н╕, затвердженого постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 14.05.2008 N 446, пов╕домля╓мо.

    Наказом М╕некономрозвитку в╕д 25.10.2011 N 162 "Про затвердження Зм╕н до Перел╕ку продукц╕╖, що п╕дляга╓ обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖ в Укра╖н╕" ╕з Перел╕ку продукц╕╖ виключен╕ окрем╕ категор╕╖ товар╕в.

    Зокрема, ╕з Перел╕ку продукц╕╖, що п╕дляга╓ обов'язков╕й сертиф╕кац╕╖ в Укра╖н╕, виключен╕ так╕ товари, як╕ зазначен╕ в додатку 3 до Порядку:

Категор╕я продукц╕╖ Товарн╕ позиц╕╖ зг╕дно з УКТЗЕД
електропобутове та аналог╕чне обладнання i комплектувальн╕ вироби 8413, 8414, 8415, 8418,
8419, 8421, 8422, 8424,
8433, 8434, 8436, 8450,
8451, 8452, 8467, 8504,
8509, 8510, 8515, 8516,
8536, 8544, 9105, 9503;
апаратура рад╕оелектронна побутова 8504, 8518, 8519, 8520,
8521, 8527, 8528, 8543,
9023, 9207, 9504;
засоби обчислювально╖ техн╕ки 8471, 8473, 8504, 9008;
побутова апаратура, що працю╓ на твердому, р╕дкому та газопод╕бному паливi 7321, 8403, 8419, 8516.

    З огляду на вищезазначене, зверта╓мо увагу, що митне оформлення вказаних товар╕в зд╕йсню╓ться без подання сертиф╕ката в╕дпов╕дност╕ (св╕доцтва про визнання в╕дпов╕дностi) та без перев╕рки наявност╕ в ╢дин╕й автоматизован╕й ╕нформац╕йн╕й систем╕ Держмитслужби ╕нформац╕╖ про те, що контрольован╕ товари включено до ╢диного ре╓стру сертиф╕ковано╖ в Укра╖н╕ продукц╕╖.

Директор Департаменту класиф╕кац╕╖
товар╕в та заход╕в регулювання ЗЕД
А.╢.Гутник

 



MDoffice

Нагадування! ДМСУ: Щодо заповнення варт╕сних граф вантажно╖ митно╖ декларац╕╖

ДЕРЖАВНА МИТНА
СЛУЖБА УКРА╥НИ

11.05.2006 р. № 010/335-ЕП

Начальникам рег╕ональних митниць, митниць,
Департаменту ╕нформац╕йних технолог╕й та митно╖ статистики

Щодо заповнення варт╕сних
граф вантажно╖ митно╖ декларац╕╖

    У зв’язку з╕ зверненнями, що надходять на адресу Держмитслужби щодо проблемних питань, як╕ виникають при заповненн╕ варт╕сних граф вантажних митних декларац╕й (графи ВМД 12, 22, 42,45) у зв’язку з необх╕дн╕стю врахування арифметичного округлення при перерахуванн╕ вартост╕ товару з валюти контракту у валюту Укра╖ни пов╕домля╓мо.

    В╕дпов╕дно до ╤нструкц╕╖ про порядок заповнення вантажно╖ митно╖ декларац╕╖, затверджено╖ наказом Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни в╕д 09.07.97 № 307 та заре╓стровано╖ в М╕н╕стерств╕ юстиц╕╖ Укра╖ни 29.05.02 за № 4626750, у граф╕ 12 "Загальна митна варт╕сть" зазнача╓ться загальна митна варт╕сть декларованих товар╕в у валют╕ Укра╖ни, яка склада╓ться ╕з сум, наведених у графах 45 ВМД (або сум вартостей за основним аркушем ВМД та листами специф╕кац╕й дов╕льно╖ форми). Аналог╕чно заповню╓ться ╕ правий п╕дрозд╕л графи 22 ВМД.

    Таким чином, при декларуванн╕ за ВМД б╕льше одного товару похибки округлення по кожному з товар╕в сумуються. Отримана сума округлю╓ться до ц╕лих коп╕йок. Результат цих арифметичних д╕й врахову╓ться у варт╕сних графах останнього товару. Зверта╓мо увагу, що загальна митна варт╕сть товар╕в, зазначена у граф╕ 12 основного аркуша ВМД, повинна бути не меншою, н╕ж митна варт╕сть, що обрахована за комерц╕йними документами ╕з застосуванням курсу ╕ноземних валют за зовн╕шньоеконом╕чним договором (контрактом), на п╕дстав╕ якого товари перем╕щуються через митний кордон Укра╖ни.

    При цьому, не в╕дпов╕дн╕сть (розб╕жн╕сть у дек╕лька коп╕йок) фактурно╖ вартост╕ цього останнього товару зазначеного у ВМД, поданим з декларац╕╓ю документам не ╓ помилкою та не може бути п╕дставою для в╕дмови у прийнятт╕ ВМД до оформлення.

Директор Департаменту
декларування та митних режим╕в

В.П.Науменко

 



MDoffice

Украинская таможня станет лояльнее к россиянам и автотуристам

   Украина вводит новый таможенный кодекс. Он вступит в силу с 1 июня. С этого времени, – обещают таможенники, – процедура прохождения границы должна значительно упроститься. Также новый кодекс обещает быть лояльнее к туристам, путешествующим на собственных автомобилях.

   Таможня дает «добро»

   Что же изменится со вступлением новых правил в силу? Во-первых, сотрудники таможни больше не будут иметь права оценивать стоимость провозимых через границу товаров. Для такой работы будут приглашать специалистов с лицензиями. Из кодекса также исключены положения, дающие право таможенным органам самостоятельно выполнять решения судов о конфискации товаров, которые таможня предварительно изъяла.

   Любой законно оформленный груз нельзя будет задерживать на границе дольше, чем на 4 часа. Если до сих пор для официального оформления грузов было необходимо предоставить 28 документов, то теперь число бумаг сократится до четырнадцати.

   Хорошие новости украинские законодатели обещают и автомобильным путешественникам. Для иностранных автомобилистов увеличен срок нахождения в стране со своим транспортом без специального разрешения. Теперь такие туристы имеют право ровно год находиться на украинской территории. То же самое касается и владельцев маломерных судов, вроде катеров третьего ранга. До сих пор владельцы подобного транспорта могли легально находиться в стране максимум полгода. Перевозчики недовольны ответственностью

   13 марта депутаты Украинской Верховной Рады приняли доработанный Таможенный кодекс. Как рассказал журналистам глава парламентского комитета по вопросам финансов и банков Виталий Хомутынник, в доработанном проекте были учтены все предложения, выдвинутые ранее президентом страны Виктором Януковичем. В частности, речь идет о принятии нормы ввоза на территорию страны товаров без налогообложения: на сумму в 500 евро – для морских и сухопутных пунктов пропуска, и в 1000 евро – для пунктов авиасообщения.

   Несмотря на то, что обозреватели отмечают куда большую лояльность нового кодекса по сравнению с прежним, – многие перевозчики остались недовольны его положениями, заявив, что парламентарии учли отнюдь не все их предложения при принятии документа. Например, 483-я статью, провозглашающую ответственными за весь груз именно перевозчиков, – в новом кодексе оставили без изменений. В итоге у перевозчиков по-прежнему могут конфисковать на таможне транспортное средство и наложить огромный штраф, до ста процентов от стоимости груза.

   Труд

Виртуальная таможня

Новий Митний кодекс набере чинност╕ з 1 червня

   Новий Митний кодекс опубл╕ковано в газет╕ "Голос Укра╖ни".

   Оф╕ц╕йне оприлюднення в╕дбулося в №73-74 в╕д 21 кв╕тня 2012 року ╕, отже, кодекс набира╓ чинност╕ з першого числа другого м╕сяця п╕сля його публ╕кац╕╖, тобто з 1 червня, пов╕домля╓ агентство УН╤АН.

   Як в╕домо, парламент приймав кодекс дв╕ч╕. П╕сля ухвалення його 3 листопада 2011 року документ був заветований президентом.

   13 березня 2012 року Митний кодекс був прийнятий парламентом ╕з поправками.

   19 кв╕тня президент В╕ктор Янукович п╕дписав Митний кодекс, прийнятий Верховною Радою 13 березня.

Економ╕чна правда

Параллельное внедрение технических регламентов ЕС и России не только увеличит расходы экспортеров, но и поссорит Украину с ВТО

      До конца этого года Украине предстоит завершить процесс унификации отечественных требований к качеству продукции к системе стандартов и регламентов, действующих в рамках Всемирной торговой организации.

   Но Министерство экономического развития и торговли сейчас рассматривает возможность внедрения принципов технического регулирования, действующих в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана.

   В этом случае бизнесу придется поставить крест на дальнейшем освоении европейских рынков. Зато чиновники смогут сохранить контроль над весьма полноводными денежными потоками от выдачи разнообразных сертификатов и соответствий.

   Планы выполняются нестабильно

   С советских времен нашей стране в наследство досталась архаичная система стандартизации производства промышленных товаров и продуктов питания.

   Государство не только устанавливает требования к безопасности продукции, но и жестко регламентирует процедуру их производства и внешние параметры. Во времена Союза наличие такой системы было вполне оправдано.

   В условиях отсутствия конкуренции при административно-командной экономике единственным способом обеспечить хоть какое-то качество товара и его безопасность оставалось жесткое нормирование, когда нужно было производить не хуже, но и не лучше установленных норм.

   Большинство этих стандартов давно устарели и лишь вынуждают отечественных производителей нести неоправданные расходы.

   Ведь, скажем, чтобы экспортировать продукцию, наши предприятия должны придерживаться и старых советских норм, и европейских требований. Ежегодные суммарные расходы украинских компаний на обязательную сертификацию товаров составляют около $130 млн.

   Причем значительная часть этой суммы оседает в карманах чиновников в виде "неофициальных платежей" за содействие в скорейшем получении требуемых документов.

   Желая присоединиться к Всемирной торговой организации, Киев пообещал реформировать свою систему технического регулирования. Главная цель таких реформ заключалась в том, чтобы избавить бизнес от излишней зарегулированности и обеспечить эффективный контроль над качеством и безопасностью продукции.

   Большинство обязательств Украина должна была выполнить к моменту официального вступления в международный торговый клуб, а завершить процесс реформирования — до конца нынешнего года. Однако пока чиновники и законодатели выполнили лишь четверть всей работы.

   Одним из главных условий членства в ВТО для Киева было введение принципа добровольных стандартов. Но в Украине стандарты по-прежнему являются обязательными, причем только для отечественных товаров.

   Это вынуждает компании либо разрабатывать индивидуальные технические условия для производства конкретной продукции, что стоит немалых денег, либо работать по советским лекалам. Но в этом случае наши товары уже не могут конкурировать с более технологичными западными аналогами.

   Согласно договоренностям с ВТО все технические регламенты, используемые в нашей стране, нужно было подогнать под требования международного торгового клуба до 30 декабря 2011 г.

   Несмотря на всю масштабность такой работы, в действительности сделать это было не так уж сложно. Все, что требовалось от чиновников, перевести действующие в ЕС документы на украинский язык. Однако оговоренные сроки упорядочения технических регламентов безнадежно сорваны.

   Мы не успеваем не то что оперативно переводить принимаемые регламенты, но даже гармонизировать уже существующую нормативную базу. По официальным данным Госпотребинспекции, только в 2010 г. (наиболее свежий отчет) из 4445 стандартов, которые планировалось утвердить, на свет появились лишь 634.

   Такое затягивание реформ было выгодно Госпотребстандарту, который до недавнего времени являлся одним из самых влиятельных органов исполнительной власти (после проведения административной реформы его функции возложены на департамент Минэкономики).

   Не желая терять рычаги влияния, ведомство всячески отлынивало от возложенных на него задач (именно оно должно было готовить новые технические регламенты и пересмотреть подходы к обязательной сертификации).

   За четыре года пребывания в ВТО Украине лишь с боем удалось отказаться от обязательной сертификации пищевой продукции (сейчас ее проходят только детские консервы, алкоголь и табачные изделия). Соответствующее постановление правительства было принято в 2009 г., после чего Госпотребстандарт попытался его отменить, обратившись в Генпрокуратуру.

   В рамках упрощения процедур технического регулирования приняты законы "О государственном рыночном надзоре и контроле безопасности непищевой продукции", "Об общей безопасности непищевой продукции", "Об ответственности за вред, причиненный дефектами в продукции", "Об аккредитации органов по оценке соответствия".

   Работа над сокращением перечня промышленной продукции, подлежащей сертификации, только начата. Изначально сертификации подлежало до 80% всех производимых в Украине товаров и услуг.

   По состоянию на 1 января 2012 г. данный перечень сокращен с 434 до 157 позиций. На все эти товарные группы приняты и вступили в силу технические регламенты, которые в скором времени должны быть приведены в соответствие с директивами ЕС. В 2013 г. в силу вступят технические регламенты относительно медицинского оборудования, и список сертифицируемых товаров ужмется еще на 14 позиций.

   В объятия Москвы

   Не справившись с уже взятыми обязательствами, Киев взваливает на себя новые. Украинское правительство пообещало российскому изучить возможность внедрения в нашей стране принципов технического регулирования, действующих в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана.

   И это притом что различия между ВТОшными и "союзными" подходами к обеспечению качества продукции фундаментальны. Во-первых, ТС применяет советский принцип стандартизации.

   Формально соответствие стандартам в Таможенном союзе — дело добровольное. Однако их игнорирование удорожает процедуру подтверждения соответствия товаров требованиям технических регламентов.

   Во-вторых, в отличие от ЕС, где производство пищевой продукции регламентируется исключительно актами ветеринарно-санитарного и фитосанитарного законодательства, в ТС действуют обязательные регламенты на пищевую продукцию, фактически определяющие условия ее производства, а также единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и ветеринарные и карантинные меры.

   В-третьих, в Таможенном союзе существует более объемный, чем в ЕС, перечень товаров, которые необходимо сертифицировать. И Украина, которая уже основательно порезала "сертификационный" список, в случае гармонизации технических норм с правилами ТС вынуждена будет все отыграть назад.

   В-четвертых, в отличие от подходов ВТО, согласно которым пищевые и непищевые товары контролируют и удостоверяют на соответствие регламентам по одному органу, в Таможенном союзе разные ведомства могут проверять несколько видов продукции.

   К примеру, санитары могут явиться с проверкой и на ферму, и на станкостроительный завод. Только недавно в рамках Таможенного союза стали обсуждать возможность отменить санитарно-гигиенические требования для низковольтных электроприборов.

   По свидетельствам предпринимателей, работавших ранее по национальным стандартам Казахстана и Беларуси, РФ при формировании регламентов и стандартов ТС навязывает свои собственные нормативы. Они, как правило, застряли еще в середине 90-х годов, а любые поползновения партнеров по внедрению современных европейских подходов к обеспечению качества продукции, мягко говоря, не приветствуются.

   Известны даже случаи, когда произведенная и сертифицированная по российским лекалам в одной из "союзных" республик продукция не была признана контролирующими органами РФ, попав на ее территорию.

   "Россия лоббирует интересы своих неконкурентоспособных производителей. На других рынках, кроме постсоветского пространства, их продукцию никто не купит. А сертификацию или контроль качества по европейским правилам она не пройдет. Вот и происходит навязывание своих стандартов", — говорит эксперт проекта "Содействие взаимной торговле путем устранения технических барьеров между Украиной и ЕС" Дмитрий Луценко.

   Поддавшись на уговоры Кремля и обязав своих производителей работать по советским стандартам, Киев рискует утратить более платежеспособный и инновационно-ориентированный рынок ЕС.

   Архаичность и коррупционность системы технического регулирования в Таможенном союзе явно привлекает наших чиновников и приближенные к ним частные компании, зарабатывающие на выдаче сертификатов и разного рода соответствий.

   По неофициальным данным, к дискуссии о сыре (которая в результате и подвела украинских чиновников к вопросу гармонизации законодательства с россиянами) наших соседей могли подтолкнуть украинские контролирующие органы, которые после админреформы лишились ряда своих полномочий.

   В частности, Госпотребинспекция и Госсанэпидемслужба, российским аналогом которых и является Роспотребнадзор. Ведь глава ведомства Геннадий Онищенко является активным участником Донецкого землячества в Москве и поддерживает неформальные связи с выходцами из кузницы кадров нынешней власти. И, возможно, "сырная война" стала всего лишь ширмой для начала более глобальных трансформаций в двухсторонних отношениях.

   Но наша страна может успешно обойтись и без формального присоединения к нормативам Таможенного союза. Наиболее здравой мыслью выглядит точечное согласование и подтверждение соответствия отечественных товаров регламентам ТС. Хозяйственный кодекс предполагает, что продукция, выпускаемая на экспорт, может производиться по каким угодно стандартам и регламентам, лишь бы были соблюдены все украинские нормы при производстве, хранении и транспортировке по территории нашей страны.

   "Поэтому достаточно будет, чтобы право выдавать справки о соответствии продукции российским регламентам могла какая-то из украинских лабораторий. Если не доверяют нашим — пусть предложат свою. В конце концов, можно пускать на свои предприятия регулярные проверки инспекторов из Москвы. Но ни в коем случае не внедрять российские регламенты по всей стране. Даже на альтернативной основе", — считает Дмитрий Луценко.

   Ущерб от интеграции украинских нормативов с документами Таможенного союза сложно преувеличить. В угоду горстке чиновников, которые хотят продлить свое паразитирование на денежных потоках, бесследно исчезнут годы переговоров с ЕС — перспективным платежеспособным рынком, требовательным к внедрению высоких технологий. И даже малейшие экономические уступки станут первым шагом к потере политического суверенитета.

   Не в сыре счастье

   Украина и Россия официально завершили "сырную войну", длившуюся несколько месяцев. В январе Москва в лице главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко обвинила украинские сыроварные предприятия в использовании пальмового масла, и запретила поставки этой продукции на российский рынок.

   Претензии предъявлялись не только к наличию вредных компонентов в украинском сыре, но и к несоответствию стандартов его производства нормам и регламентам Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Именно приведение производственных процессов в соответствие с этими нормативами, по всей видимости и позволило заводам "Гадячсыр", "Прометей" и "Пырятинский сырзавод" восстановить поставки на территорию соседнего государства.

   На самом деле цена "мирного договора" может быть гораздо выше, чем пересмотр некоторыми предприятиями технологии производства продукции. По данным "ДС", россияне готовы выдвинуть Киеву условие: проблемы с допуском украинских товаров на рынок России исчезнут лишь после того, как наша страна гармонизирует значительную часть своих технических регламентов с требованиями Таможенного союза. Консультации на этот счет идут уже полным ходом.

   Наши чиновники на первых порах предлагают внедрить техрегламенты ТС исключительно для тех предприятий, которые экспортируют свою продукцию в Россию, Беларусь или Казахстан. Однако Кремль вряд ли удовлетворится полумерами, и будет требовать основательной подгонки отечественных стандартов под собственные лекала.

   Возврат к советской системе стандартизации не только увеличит расходы предприятий на подтверждение качества их продукции (что мгновенно отразится на ценах в рознице), но и разбалансирует почти внедренную в Украине европейскую систему контроля над безопасностью товаров.

   К тому же, сближение с Таможенным союзом может окончательно рассорить Киев со Всемирной торговой организацией. Поскольку наши новые регламенты и требования по сертификации станут дополнительными барьерами для импорта.

   Стандарты и регламенты — в чем разница?

   В международной практике стандарты не являются обязательными. Но если производитель придерживается базовых, утвержденных стандартов, автоматически предполагается, что его продукция качественна. Каждые пять лет стандарты пересматриваются с учетом новых технологий, которые появляются в мире.

   Компания может подтверждать качество своей продукции и другими способами, например, декларацией соответствия требованиям безопасности.

   Что также гарантировано защищает интересы потребителя. Ведь если проверка выявит недостоверность заявленных в декларации сведений, производителя ждут многомиллионные штрафы, не говоря уже об уроне деловой репутации проштрафившейся фирмы.

   Отмена обязательных стандартов в Украине не будет означать отмены контроля над качеством продуктов.

   Его будут обеспечивать технические регламенты, описывающие основные характеристики и условия производства продукции.

   Техрегламенты выписаны именно для видов продукции, а не для конкретных товаров (например, для электроники в целом, а не для телевизоров).

   То, каким образом продукция будет соответствовать регламенту (какой она должна быть формы, веса, цвета и т. д.), определяет сам производитель.

   Он может использовать общепринятые добровольные стандарты (например, разные производители мобильных телефонов могут унифицировать тип зарядного устройства), либо разрабатывать индивидуальный подход.

   При этом производитель самостоятельно декларирует соответствие своей продукции регламенту по безопасности. Тем не менее, он должен либо сам, либо с участием технически компетентного третьего лица удостовериться в этом путем экспертизы и/или испытаний.

   ВТО может ограничить наш экспорт

   Затягивание либерализации технического регулирования чревато санкциями со стороны ВТО. Инициировать их применение может одна из стран-членов торгового клуба, интересы которой заденет такая неповоротливость наших чиновников.

   Например, экспортер из Евросоюза не сможет продавать свою продукцию в Украине, поскольку наша страна продолжает требовать документы или проведение процедур оценки соответствия, отменить которые обязалась при вступлении в ВТО.

   В этом случае компания, столкнувшихся с дискриминацией, обращается с жалобой к своему правительству. Страна, интересы резидента которой нарушены, может обратиться к Кабмину с просьбой урегулировать этот вопрос. Если проблема не может быть снята мирным путем, жалоба направляется в орган ВТО по решению споров.

   Как правило, в качестве санкций государства повышают импортные тарифы на товары из страны ответчика, вводят для них квотирование или другие ограничительные меры. При этом страну-нарушителя не освобождают от обязанности устранить технические барьеры во внешней торговле.

   Именно после подобной процедуры Украина вынуждена была отменить обязательную сертификацию пищевой продукции: страны-экспортеры уже были готовы ввести санкции против нашей страны, когда правительство Юлии Тимошенко постановлением отменило часть пунктов в соответствующем приказе Госпотребстандарта.

   После этого Украине никто не предъявлял претензий по поводу невыполнения взятых обязательств в части реформирования системы стандартизации. По данным "ДС", в ВТО ждут, пока наша страна согласует всю документацию с ЕС в рамках подготовки к подписанию Соглашения о Зоне свободной торговли.

   Даже если экспортеры и жалуются на условия работы в нашей стране, то пока этим жалобам не дают ход, надеясь, что Брюссель сможет надавить на Киев в вопросах гармонизации стандартов и регламентов до момента присоединения к ЗСТ.

   МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

   Сергей Осаволюк, руководитель проекта IFC "Инвестиционный климат в Украине"

   "Без гармонизации законодательства наши производители, по сути, дискриминируются"

   В ЕС каждый год принимаются 1–2 тыс. новых стандартов и регламентов. А Украина, вместо того чтобы просто перенимать готовые документы или, например, дословно переводить их, согласовывает их с отечественным законодательством. За год мы проводим таких гармонизаций действующих документов меньше, чем в Европе принимается новых.

   На эти цели ежегодно выделяется несколько десятков миллионов гривень. Но фактически эти деньги расходуются впустую. Ведь ЕС не признает регламенты гармонизированными, если в них есть хотя бы малейшие неточности. Стоит ли говорить, что в исполнении наших чиновников таких неточностей десятки. Причем допускаются они, как правило, преднамеренно, чтобы контролеры не утратили своих нынешних полномочий.

   Что это означает для украинских предпринимателей, которые хотят экспортировать в Европу? Вместо того чтобы спокойно выпускать товар по национальному стандарту (который в точности повторял бы европейский) и без проблем продавать свою продукцию в ЕС, они вынуждены проходить дополнительные согласования, а часто и просто не допускаются на европейский рынок.

   В то время как наши соседи, например поляки, еще до вступления в ЕС пошли по так называемому "методу обложки": стандарты и регламенты даже не переводятся с английского (как официальный документ), в них просто меняются титульные листы. Но чиновникам, которые пропускают через свои структуры миллионы гривень, выгодно идти по более сложному пути.

   Без гармонизации законодательства наши производители, по сути, дискриминируются. Ведь стандарты обязательны только для них. А импортеры могут ввозить нормальные, высокотехнологичные товары. Часть предпринимателей, конечно, дают взятки проверяющим, чтобы те "не замечали" несоответствия нового современного оборудования устаревшим советским стандартам.

   Другой вариант — утверждать технические условия на каждый вид инновационной продукции, на которые стандартов просто нет. Допустим, сегодня вы выпускаете йогурт с клубникой, а завтра — уже с персиком. Это два раз ных комплекта ТУ, которые стоят денег, их регистрация занимает время. Но они, опять-таки, должны соответствовать каким-то базовым стандартам. Третий вариант — просто не производить новой продукции. Но для бизнеса это путь в никуда.

   Дмитрий Луценко, эксперт проекта "Содействие взаимной торговле путем устранения технических барьеров в торговле между Украиной и ЕС"

   "Присоединившись к регламентам ТС, мы вынуждены будем вернуть старую систему всесильного коррупционного Госпотребстандарта, наживающегося на бизнесе".

   Гармонизация регламентов и стандартов с Таможенным союзом может отбросить Украину на несколько лет назад с точки зрения упрощения технических процедур для бизнеса. Яркой иллюстрацией того, как это будет происходить, является история с Беларусью.

   Когда между двумя государствами шли переговоры о том, чей стандарт взять за основу при формировании доказательной базы для технического регламента ТС о безопасности низковольтного оборудования, белорусы предложили свои нормативные документы 2011 года, разработанные на основе стандартов. Однако в Кремле наотрез отказались от этой идеи. В результате в основу лег ГОСТ 1995 года, уже не соответствующий почти никаким современным требованиям к бытовым приборам.

   Еще один пример — принцип единого органа контроля для каждого из типов продукции, который в Таможенном союзе пока не признают. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сильно возмущался, что у нас пищевую продукцию контролирует ветеринарно-фитосанитарная служба.

   Мол, ветеринарам негоже заниматься человеческой едой. Тот факт, что такие же службы контролируют этот же продуктовый ряд во всех западных странах, в том числе и активно экспортируемых в Россию, его почему-то не задел. Присоединившись к регламентам Таможенного союза, мы, очевидно, вынуждены будем вернуть старую коррумпированную и дублирующую систему всесильного коррупционного Госпотребстандарта и других органов, которые наживаются на бизнесе и обычных гражданах.

   Поскольку отсутствие соответствующего контролирующего органа сможет считаться хорошим поводом для очередного запрета на импорт продуктов питания со стороны наших соседей.

Морские бизнес-новости Украины

Официально опубликован "Таможенный кодекс Украины" (текст)


Смотрите: Митний Кодекси № 4495-VI в╕д 13.03.2012 'Митний кодекс Укра╖ни' 2012 р╕к

Официально опубликован "Таможенный кодекс Украины"

В газете "Голос Украины" 21.04.12 официально опубликован Таможенный кодекс Украины.

Текст доступен по ссылке http://www.golos.com.ua/userfiles/file/210412/21-63-u.pdf.

MDoffice

Анекдот из Интернет

Муж хотел завести любовницу - я отговорила: " Мол, дорого - не потянем". Лучше я заведу любовника: лишняя копейка в доме не помешает!

Афоризм

Умная женщина никогда не кричит на мужчину… Приказы отдаются спокойно, четко и ясно!!!

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice


В избранное