В Украине могут исчезнуть импортные лекарства, - эксперты
Представители американской торговой палаты в Украине считают, что государство законодательно усложнило процедуру регистрации медпрепаратов
Приказ Министерства здравоохранения №98 от 9 февраля 2012 года, регламентирующий взаимодействие министерства с ГП Государственный экспертный центр (ГЭЦ), значительно усложнил процедуру регистрации лекарств Украине, невзирая на заявление Минздрава о том, что документ носит исключительно внутренний характер. Об этом Л╤ГАБ╕знес╤нформ сообщили в пресс-службе Американской торговой палаты в Украине.
Эксперты палаты отмечают, что международные компании-производители сейчас оказались в ситуации, когда регистрация и перерегистрация их лекарственных средств практически приостановлена. "Такая ситуация может повлечь исчезновение необходимых населению лекарств", - говорится в сообщении.
"Приказ Министерства был принят вопреки
положениям постановления Кабинета министров Украины № 376. Приказ не определяет ни четких границ взаимодействия Минздрава и ГЭЦ, ни критериев для возможного отказа в регистрации препарата при наличии положительного заключения экспертного учреждения. Кроме того, документ вводит в процесс регистрации дополнительное звено - комиссию при министерстве, которая должна принимать решение о регистрации или перерегистрации лекарственного средства", - подчеркивают эксперты.
В связи с этим Американская
торговая палата в Украине и Ассоциация производителей инновационных лекарств АПРАД считают необходимой отмену вышеназванного приказа. "Этот документ создает серьезные риски для функционирования системы государственной регистрации лекарств в Украине, негативно влияет на фактическую доступность лекарств для пациентов, влечет срыв производственных процессов фармацевтических компаний и, как результат, угрожает ростом цен на лекарственные средства", - резюмируют специалисты.
Напомним, приказ
Минздрава от 9 февраля 2012 года "О взаимодействии Управления развития фармацевтического сектора сферы охраны здоровья Минздрава Украины и ГП Государственный экспертный центр Минздрава Украины" упраздняет приказ от 15 февраля 2010 года, регламентирующий взаимодействие государственных инстанций в сфере оборота лекарственных препаратов.
У МАПП «Дорохуськ-Ягодин» в╕дбулась чергова зустр╕ч митних ╕ прикордонних служб з митними брокерами та м╕жнародними перев╕зниками
В зон╕ митного контролю МАПП «Ягодин-Дорохуськ» на польськ╕й д╕лянц╕ кордону в╕дбулась робоча зустр╕ч представник╕в контролюючих орган╕в Укра╖ни та Польщ╕.
У склад╕ укра╖нсько╖ делегац╕╖ були представники Ягодинсько╖ та Льв╕всько╖ митниць, АСМАП, Луцького та Льв╕вського прикордонного загон╕в. Ягодинську митницю представляли начальник Ягодинсько╖ митниц╕ Роман Микитюк, начальник митного поста «Ягодин» Едуард Назарчук, начальник в╕дд╕лу орган╕зац╕╖ митного контролю Петро
╢втушок. Представниками сум╕жно╖ сторони на зустр╕ч╕ були пом╕чник начальника митно╖ служби Республ╕ки Польща по Сх╕дному кордону Мирослав С╕нкевич, начальник Любл╕нсько╖ митниц╕ Януш Василюк, начальник митного поста «Дорохуськ» Томаш Вруновський, представники прикордонних та ╕нших контролюючих служб в пунктах пропуску на укра╖нсько-польському кордон╕, АСМАП.
Метою проведення зустр╕ч╕ було налагодження сп╕вроб╕тництва вс╕х контролюючих служб на кордон╕ загалом, та з м╕жнародними перев╕зниками
обох держав зокрема, в напрямку прискорення та оптим╕зац╕╖ митних процедур п╕д час перетину митного укра╖нсько-польського кордону, узгодження порядку роботи та сп╕льного пропуску громадян, товар╕в та транспортних засоб╕в в м╕жнародних автомоб╕льних пунктах пропуску на укра╖нсько-польськ╕й д╕лянц╕ кордону (зона д╕яльност╕ – Ягодинська та Льв╕вська митниц╕), вжиття низки заход╕в, спрямованих на м╕н╕м╕зац╕ю та спрощення митного контролю та оформлення ╕ недопущення затримок пропуску через митний кордон Укра╖ни.
Обговоренню
на робоч╕й зустр╕ч╕ п╕длягали наступн╕ актуальн╕ питання:
ритм╕чн╕сть перем╕щення та митного оформлення легкових та вантажних автомоб╕л╕в через укра╖нсько-польський кордон;
ефективн╕сть застосування ╕снуючого Порядку зд╕йснення пропуску
та митного оформлення товар╕в ╕ транспортних засоб╕в через укра╖нсько-польський кордон, внесення пропозиц╕й для його вдосконалення, а також сп╕впрац╕ митних служб сум╕жних кра╖н при зд╕йсненн╕ контрольних процедур;
перегляд укра╖нсько-польських домовленостей щодо пропуску транспортних засоб╕в через митний кордон ╕з введенням в д╕ю ╤╤ черги реконструкц╕╖ МАПП «Ягодин» та ╕н.
Особлива увага прид╕лялась налагодженню обм╕ну ╕нформац╕╓ю м╕ж митними службами
обох кра╖н про випадки порушення митних правил, виявлення наркотичних речовин, затримання ос╕б, як╕ причетн╕ до незаконного перем╕щення товар╕в, транспортних засоб╕в, що використовувались з метою незаконного перем╕щення через митний кордон.
П╕дводячи п╕дсумки робочо╖ наради, учасники позитивно оц╕нили сп╕впрацю п╕дпорядкованих ╖м служб, а також п╕дтвердили готовн╕сть до подальшо╖ вза╓мод╕╖ у вс╕х напрямках митного контролю, оперативного та як╕сного зд╕йснення митних процедур в м╕жнародних
автомоб╕льних пунктах пропуску для автомоб╕льного сполучення на укра╖нсько-польському кордон╕.
В Приднестровье упростили режим транзита грузов через территорию республики. Государственный таможенный комитет ПМР внес изменения в соответствующий нормативно-правовой акт. По данным пресс-службы Государственного таможенного комитета, обновленная редакция Положения о таможенном режиме транзита предполагает возможность для экономических агентов продлить сроки нахождения товаров на территории ПМР при их перегрузке. Эти сроки были установлены в пределах 15 суток с момента пересечения границы
и ранее продлению не подлежали. Сейчас документ определяет, что в отношении отдельных категорий товаров, по согласованию с Таможенным комитетом, может быть установлен более продолжительный предельный срок для транзита, но не более 60 дней с момента ввоза. При принятии решения о продлении указанных сроков учитываются особенности процесса выгрузки, погрузки товаров, условий хранения и их дальнейшей транспортировки. Для продления сроков транзита при перегрузке товаров декларанту следует обратиться в Государственный
таможенный комитет с мотивированным заявлением и документами, подтверждающими необходимость увеличения установленных сроков. В качестве таких документов может выступать внешнеэкономический контракт, а также другие документы, указывающие на специфику перемещаемого груза или особенности его перевозки.
В Госдуме считают, что для создания ЕврАзЕС нужно только согласие Украины
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы России по международным делам, координатор площадки Евразийский диалог при российском Европейском парламентском клубе Андрей Климов считает, что на первом этапе создания Евразийского Союза было бы вполне достаточным участие России, Беларуси, Казахстана и Украины. Об этом он сказал в интервью российскому изданию "Коммерсант".
"У меня лично есть ощущение, что если мы сейчас каким-то образом сможем убедить наших
украинских друзей и соседей участвовать в этом проекте, то на первом историческом этапе этого бы хватило. Три государства, которые состоят в Таможенном союзе (Россия, Беларусь и Казахстан), и Украина", - сказал он, отвечая на вопрос о том, каким он видит состав Евразийского союза в случае его создания.
По мнению Климова, именно такой компактный формат Евразийского союза мог бы принести организации успех. "Трио РФ-Беларусь-Казахстан плюс, по возможности, Украина. Я бы, честно говоря,
как эксперт и экономист, видел квартет. Даже не как депутат. Квартет это было бы хорошо", - отметил он.
В противовес он привел в пример Европейский Союз, который, по мнению Климова, слишком быстро расширился и тем самым допустил ошибку. "В чем ошибка Евросоюза? Они слишком быстро расширились. Последний десяток государств, который к ним пришел,- это и привело к тому, к чему привело: все зашаталось. У них политика пошла впереди экономики. Мы не должны пойти по такому пути", - полагает
депутат.
По мнению Климова, у России, Беларуси, Казахстана и Украины более продолжительный, чем в ЕС, опыт интеграции, их объединяет русский язык, опыт совместной таможни и единой валюты.
Климов добавил, что Евразийский союз будет важнее Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства, поскольку будет иметь гуманитарную составляющую, элементы единой внешней и оборонной политики. "Мы не собираемся создавать общую армию, но вооруженные силы
будут комплектоваться оборудованием и получать сервисы из нашей некой общей экономической системы", - сообщил он.
Площадка "Евразийский диалог" призвана стать местом для неформального обсуждения вопросов, связанных с созданием Евразийского союза.
Напомним, премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что идея создания Евразийского союза может быть реализована не ранее 2015 года.
В последнее время распространенной становится проблема «сотрудничества» налоговых органов и субъектов хозяйствования. В частности, бессмысленные проверки, которые высосаны буквально из пальца, проблематичность получения свидетельства плательщика НДС, даже с учетом того, что упрощено процедуру регистрации плательщика НДС (приказ Министерства финансов Украины от 10.02.2012 № 144). Но и в дальнейшем остается вопрос открытым по получению свидетельства плательщика НДС. Об этом «Минфину» рассказала юрист налогового права Киевского офиса ЮФ «Халас и Партнеры» Людмила Пархоменко.
Итак, остановимся
на такой проблеме, как проверка налоговиками предприятия и составление акта проверки, в котором толкуют, что договоры и хозяйственные операции являются ничтожными. Следствием является то, что налоговый кредит по НДС или расходы по налогу на прибыль налоговиками не признаются, что в свою очередь осуществляется доначислением налогового обязательства и наложением
штрафных санкций.
Такие действия обусловлены тем, что возбуждается уголовное дело на контрагента — поставщика или поставщика контрагента-поставщика, и начинается проверка всех субъектов хозяйствования, которые даже не знали о существовании этого поставщика при заключении договоров.
Впоследствии, налоговый орган, руководствуясь ст. 9 закона Украины «О государственной налоговой службе» от 04.12.1990 года № 509-XII обращается в суд о взыскании в доход государства средств, полученных по сделкам, совершенным с целью, которая противоречит интересам государства и общества, ссылаясь на их ничтожность.
Но все же, необходимо обратить особое внимание на предписание акта гражданского законодательства Украины, в частности на ст. 228 Гражданского кодекса Украины.
При квалификации сделки должна
учитываться вина, которая выражается в намерении нарушить публичный порядок сторонами сделки или одной из сторон. Доказательством вины может быть приговор суда, постановлений по уголовному делу, относительно уничтожения, повреждения имущества или незаконного завладения им и тому подобное.
Перечень сделок, которые являются ничтожными и нарушающие публичный порядок определен в п.1 ст.228 Гражданского кодекса Украины: 1) сделки, направленные на нарушение конституционных прав и свобод человека
и гражданина; 2) сделки, направленные на уничтожение, повреждение имущества физического или юридического лица, государства, Автономной Республики Крым, территориальной общины, незаконное завладение им.
Содержание приведенной нормы свидетельствует о том, что законодательный орган отделил нарушение публичного порядка от других оснований ничтожности сделок и предусмотрел наличие умысла сторон (стороны) на незаконный результат, а также противоречие его публично-правовым актам государства.
Учитывая,
что публичный порядок государства нарушается в случае несоблюдения нормативных актов, в которых он закреплен, а уклонение от уплаты налогов, является преступлением, ответственность за которое установлена Уголовным кодексом Украины, следует считать, что определению сделки как такого, который нарушает публичный порядок, должен предшествовать приговор суда о привлечении участника (участников) такого договора к уголовной ответственности, который набрал бы законной силы. Но налоговые органы не обращая
внимания, на то, есть этот приговор или нет, пытаются пополнить казну государственного бюджета путем взыскания средств с добросовестного налогоплательщика.
Для признания ничтожности сделки должно быть намерение совершить правонарушение. В частности, в постановлении от 04.09.2007 года по делу № 07/97 Верховный Суд Украины при рассмотрении дела о ничтожности сделки отметил: «… в данном случае судам следовало исследовать, были ли действия истца направлены на безосновательное получение средств
из государственного бюджета». Исходя из судебной практики, суды не исследуют данное обстоятельство, ведь она имеет правовое значение.
Во время проверки предприятия налоговый орган должен выяснить, нарушает ли предприятие публичный порядок, а затем должен доказать умысел на такое нарушение, что на практике очень часто налоговик не может сделать, а только делает предположение, которое является необоснованным.
Таким образом, налогоплательщик за защитой своих прав
и интересов вынужден обращаться с административным иском в суд для доказательства, что он не должен отвечать по обязательствам контрагента-поставщика, а еще больше по обязательствам поставщика контрагента-поставщика.
Украина и Литва обсуждают перспективу расширения проекта "Викинг" в страны Средней Азии
Премьер-министр Украины Николай Азаров проинформировал своего литовского коллегу Андрюса Кубилюса о возможности продления маршрута "Викинг" в страны Средней Азии. Об этом говорилось во время двусторонней встречи в Вильнюсе. Николай Азаров, в частности, отметил, что во время его официального визита в Азербайджан обсуждались перспективы расширения проекта "Викинг" до Азербайджана и привлечения к нему Туркменистана и Турции, что позволит упростить движение товаров из Средней Азии в Европу. Литовский
премьер-министр Андрюс Кубилюс приветствует такое решении и добавил, что оно имеет хорошую перспективу.
Таможенные эксперты стран СНГ решают проблемы сообща
В конце марта в Федеральной таможенной службе прошло заседание экспертов Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств, в котором приняли участие представители таможенных служб Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. На заседании был рассмотрен ряд актуальных вопросов. В частности, таможенная служба Республики Беларусь
внесла в повестку дня вопрос о подписании Протокола о прекращении действия международно-правовых договоров межведомственного характера, заключенных в рамках СНГ в таможенной сфере, а также о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г.
Таможенная служба Казахстана предложила рассмотреть вопросы о проведении инвентаризации договорно-правовой базы государств-участников
СНГ по вопросам совершения таможенных операций, связанных с таможенной очисткой и выпуском товаров, на предмет их соответствия положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) и о разработке Протокола об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров между таможенными службами государств-участников СНГ. Кроме того, по инициативе Комитета
таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан рассмотрены предложения о необходимости разработки документа о таможенном контроле за скрытым (несанкционированным) реэкспортом товаров, а также о разработке Соглашения между государствами-участниками СНГ об обмене информацией о транспортных тарифах на перевозки грузов, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров.
Среди
вопросов, вынесенных на рассмотрение таможенным ведомством России - проект Протокола о Регламенте ведения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) и о внесении изменений в ТН ВЭД СНГ; а также о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей от 15 апреля 1994 года.
Таможенная служба Украины инициировала рассмотрение вопроса о создаНИИ Рабочей группы по вопросам функционирования систем анализа и управления рисками в области таможенной
стоимости, а также (совместно с ФТС России) - о внесении дополнений в Протокол о сотрудничестве в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств-участников СНГ от 12 сентября 2002 г.; о внесении изменений в решение Совета глав правительств СНГ "Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" от 28 сентября 2002 г. и в Протокол о единых принципах
организации таможенного контроля за перемещением объектов интеллектуальной собственности от 21 мая 1997 г.
55-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ состоится в июне 2012 года в Кыргызской Республике.
В апреле украинские таможенники приступят к постаудиту
С апреля т.г. представители ГТСУ начнут массово инспектировать правильность определения таможенной стоимости грузов, ввезенных в страну с 2009 г. по 2011 г. В частности, таможенники намерены проверить , правильно ли были включены в расчеты такие составляющие, как роялти, фрахт, инжиниринговые услуги, расходы на страхование и пр. До 1.04.2012 г. все субъекты ВЭД
должны были подать ГТСУ информацию о добровольно выявленных в декларациях ошибках и, обнаружив их, доплатить в бюджет полагающиеся суммы.
Справка. Согласно Налоговому кодексу в случае самостоятельного выявления ошибок до начала проверки предприятие должно уплатить штраф в размере 3% от суммы недоплаченных по собственному недосмотру платежей. Если же «ошибки» найдут проверяющие – уже 25% (при повторном аналогичном нарушении, допущенной предприятием в течение 3 лет, - 50%).
Не
менее активно таможенные ревизоры намерены проверять компании на предмет манипуляций со страхованием груза, занижением стоимости его транспортировки из порта или завода страны-изготовителя (для этого покупаются фальшивые справки перевозчиков о заниженной цене услуг). С такими нарушителями разговор может быть более жестким.
В ГТСУ объясняют грядущие массовые проверки введенными упрощениями: новая редакция Таможенного кодекса требует оформлять грузы в течение четырех часов. И поскольку
за это время инспекторы практически не в состоянии оценить адекватность предоставляемых декларантом сведений, они будут проверяться более детяльно уже после выпуска товаров в свободное обращение, сообщают Комментарии.
Комментарий. В поле зрения контролеров, в первую очередь, попадут крупные международные компании. Таково мнение юриста международной юрфирмы Salans В. Фоменко. Преимущественно речь идет о крупных международных компаниях уровня Nestle. «Таможенные платежи уплачиваются при
ввозе а роялти – при продаже товаров конечному потребителю. Точно рассчитать полную сумму роялти сразу невозможно, поскольку часть товара может быть списана, часть – распространена бесплатно. Поэтому дополнительное включение роялти в таможенную стоимость у таких предприятий произойдет обязательно. Соответственно они в любом случае заплатят как минимум 3%-ные штрафы плюс разницу по недоплаченным пошлинам. Поскольку в 2009 г. механизм расчета роялти в составе таможенной стоимости ещё не был отработан, у инспекторов,
которые будут проверять как раз период с 2009 г. по 2011 г., появится достаточно широкое поле деятельности», - сообщил В. Фоменко.
Россия может ввести ограничения на поставку украинского сахара и пива
«Агро Перспектива» (г. Киев)
В Украине продолжают опасаться новых торговых войн с Россией, в первую очередь на продуктовом рынке, несмотря на завершения «сырной войны». По мнению аналитиков рынка, в ближайшее время между странами могут возникнуть новые ограничения относительно других товаров украинского экспорта, пишет news.ub.ua. Как прогнозирует генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала: «Следует помнить, что сырный конфликт возник не
сам по себе, а на фоне переговоров по газу. Вспомните, аналогичный газовый конфликт уже был в 2006 году. И пока договоренности по газу не будут достигнуты, они могут повторяться». Проблем следует ожидать в первую очередь на продуктовом рынке, пишет издание «Коммерсантъ-Украина». «Россия активно работает над защитой производителя от импортеров, иногда излишне предвзято относясь к поставщикам из других стран», — сообщил президент ГК «Провиант» (работает с Ичнянским молочно-консервным комбинатом) Валентин Запорощук.
Один из участников рынка пивоварения рассказал изданию, что Россия внедряет два новшества, одно из которых может ухудшить условия экспорта украинского пива. «Речь идет о запрете розлива пива в пластиковую тару. Однако это лишь проект, и, кроме нас, против него выступают и местные, и белорусские производители. Поэтому есть шанс найти приемлемое решение. Что касается нормы, согласно которой в пиве доля несоложенных компонентов (сырье, помимо солода и хмеля) не должна превышать 20%, то это не должно вызвать проблем»,
— говорит собеседник. Одновременно Таможенный союз (ТС) меняет систему сертификации товаров. «На последнем обсуждении высокопоставленные чиновники из Таможенного союза пояснили, что сертификация может стать проблемой для третьих стран, но возможно решение проблемы — присоединение Украины к Таможенному союзу», — добавил он. При этом украинские власти избегают введения ответных мер в отношении продукции из России. «Сейчас не только нет украинского экспорта химической продукции в Россию, но более того — мы наблюдаем
демпинговый рост экспорта российской продукции. При этом нынешняя политика либерализации внешней торговли, а также готовящееся соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ приводят к тому, что МЭРТ не занимается защитой внутреннего рынка от демпинга», — считает президент «Украгрохимхолдинга» Сергей Лисковский. Для защиты украинских производителей в нынешнем году был принят закон, упрощающий процедуру введения ответных ограничительных мер в отношении импорта товаров из стран, дискриминирующих украинский
экспорт. Однако пока такой инструмент не применялся.
Минэкономразвития сейчас пытается решить проблему соответствия украинской продукции техническим стандартам, применяемым с 1 марта в Таможенном союзе. Уже в ближайшее время Украина и ТС должны согласовать вопросы синхронизации действующих технических стандартов. Кроме того, планируется договориться об участии украинских экспертов в разработке технических регламентов Таможенного союза — комиссия ТС допускает такое участие для представителей
стран-членов СНГ. «Эти меры могут иметь позитивный эффект лишь в случае отсутствия политических конфликтов между странами. При продолжении таких конфликтов, в частности в случае дальнейшего давления на Украину относительно вступления в Таможенный союз, Евразийская комиссия всегда сможет найти достаточно формальных поводов для дискриминации украинского экспорта», — резюмирует директор экономических программ Центра имени Разумкова Василий Юрчишин.