Казахстан: Увеличиваются таможенные пошлины на ввоз продуктов
НОВОСТИ
КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"
по вопросам внешнеэкономической деятельности в
Украине
на 21/05/2009
Казахстан: Увеличиваются таможенные пошлины на ввоз продуктов
Казахстан увеличит ставки таможенных пошлин на некоторые виды продуктов питания, ввозимых в страну, передает РИАН. Поднимать пошлины будут только на продукты, аналогичные тем, что производятся внутри страны, заявил министр сельского хозяйства республики Акылбек Курибашев после окончания заседания Совета безопасности. Эта мера должна защитить внутренний рынок от импорта и поддержать отечественного производителя.
Кроме того, теперь из бюджета будет субсидироваться производство
только той продукции, которая направляется в переработку: «Так мы задействуем мощности имеющихся перерабатывающих предприятий», - сообщил министр сельского хозяйства.
По сведениям Минсельхоза, Казахстан завозит около сорока процентов молочной, двадцати девяти процентов мясной и около сорока трех процентов плодо-овощной продукции.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу развивать сельское хозяйство и увеличить его долю в объеме ВВП страны, заявив,
что развитие сельского хозяйства необходимо для обеспечения внутренней безопасности. Назарбаев признал, что «Казахстан впервые ставит аграрный комплекс на первое место» и видит в этом стратегическую задачу на ближайшие десять лет.
Напомним, что с 2003 года на развитие сельского хозяйства было направлено более 500 миллиардов тенге (около трех с половиной миллиардов долларов). А вчера вице-министр сельского хозяйства Казахстана заявил, что Казахстан готов предоставить иностранным инвесторам
более трех с половиной миллионов гектаров сельхозземель, лишь бы те вложили деньги в развитие сельского хозяйства республики. Причем не исключается продажа этой земли в частную собственность иностранным гражданам – подобные сделки разрешены Земельным кодексом республики.
Белоруссия вводит ограничения на ряд валютных операций
Совет Республики Национального собрания Беларуси одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", которым дополняется перечень валютных операций, связанных с движением капитала, на которые устанавливается ограничение.
Проектом закона предлагается отнести к валютным операциям, связанным с движением капитала, - валютные операции, непосредственно связанные с оттоком и притоком капитала (операции по предоставлению
или получению кредитов или займов), вне зависимости от срока их осуществления. Также законопроектом предлагается дополнить перечень валютных операций, связанных с движением капитала и производимых физическими лицами на основании разрешения Нацбанка, сообщают Белорусские Новости. Для них вводится разрешительный порядок перевода денежных средств в пользу нерезидентов по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями. В то же время законопроектом предлагается из перечня валютных операций,
связанных с движением капитала, исключить расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт или импорт свыше 180 дней, отнеся осуществление таких расчетов к текущим валютным операциям. Из перечня текущих операций исключаются операции, связанные с переводом и получением процентов по заемным и кредитным операциям, а также процентов и иных доходов по вкладам. К валютным операциям, связанным с движением капитала, производимым без разрешения Национального банка, дополнительно отнесут следующие операции: осуществление
переводов денежных средств, связанных с приобретением конкурсных, тендерных документов и участием в торгах, конкурсах, тендерах и аукционах; получение кредитов или займов банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Установление ряда ограничений на валютные операции, связанные с движением капитала, обосновано необходимостью недопущения оттока капитала во времена кризисных явлений в экономике страны. В Украине валютное регулирование и валютный контроль осуществляется на
основании Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля". Последний раз изменения в Декрет вносились в 2006 году.
Украина присоединилась к Европейскому соглашению о международных перевозках опасных грузов
Принят Закон о присоединении Украины к Европейскому соглашению о международных перевозках опасных грузов внутренними водными путями.
Новопринятый акт поспособствует установлению единых норм и требований к безопасности транспортирования опасных грузов и созданию правовой базы в указанной сфере, приведению внутренних норм в соответствие с международными. Кроме того, присоединение к соглашению позволит развивать международную торговлю, облегчит транспортные операции и
т. д.
Соглашение будет способствовать внедрению стандартов Евросоюза по безопасности движения, а также полноценному участию Украины в функционировании речной транспортной системы Европы (Дунай, Рейн, Днепр).
Державна адм╕н╕страц╕я зал╕зничного транспорту Телеграма "Щодо продовження д╕╖ тарифних ставок на транзитн╕ перевезення вантаж╕в зал╕зницями Укра╖ни"в╕д 30.04.2009 N ЦЗМ-12/1141-а
Враховуючи пад╕ння ц╕н на зал╕зорудну сировину та з метою збереження обсяг╕в транзитних перевезень Укрзал╕зниця телеграмою в╕д 30.04.2009 N ЦЗМ-12/1141-а пов╕домила, що у травн╕ - червн╕ 2009 року подовжу╓ться д╕я тарифних ставок на перевезення руди зал╕зно╖,
ЗРК, окотиш╕в, встановлених у I квартал╕ поточного року, за умови виконання гарантованого середньом╕сячного обсягу перевезень вантажу у II квартал╕ п. р. у розм╕р╕ не менше 620 тис. тонн.
Украина не выполнила большинства обязательств перед ВТО. Вероятно, такая задача и не ставилась ПОВОД
16 мая исполнился год с момента, как Украина стала полноправным членом ВТО.
Несмотря на кризис, многие эксперты (выражающие в большинстве своем официальную позицию Президента либо правительства) считают этот год успешным для нашего государства и принесшим много практической пользы для обеспечения эффективного членства в организации в дальнейшем. Об экономических выгодах и потерях уже сказали многие. Мы же рассмотрим юридическую сторону годичного членства Украины в ВТО: насколько Украина справилась со взятыми на себя обязательствами перед Всемирной торговой организацией.
ФАБУЛА
Отступили
сегодня, чтобы выиграть битву завтра?
Итак, вступление в ВТО ознаменовалось принятием ряда важных законов, касающихся упрощения доступа на украинский рынок зарубежных товаров и услуг. Важнейший шаг был сделан 31 мая 2007 года, когда парламент в один день принял 11 законов, сыгравших решающую роль при рассмотрении и одобрении отчета нашего
государства Генеральным советом ВТО. Результатом этих действий стала торжественная церемония подписания Протокола о вступлении Украины в ВТО (этому событию посвящен материал "Зайцем в аВТОбус").
Год
назад Украина пошла на многое, чтобы стать членом ВТО. Однако теперь от нее ожидают совсем иной позиции - позиции полноправного члена организации
Подписав этот документ, Украина должна была его до 4 июля ратифицировать. Многие скептики не верили в то, что к этой дате все политические силы объединятся, примут недостающие нормативно-правовые
акты и передадут в штаб-квартиру ВТО для нотификации. Несмотря на это, 10 апреля 411 народных депутатов проголосовали за Закон Украины "О ратификации Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию". Вместе с Протоколом Верховная Рада приняла приложения, в которых были определены обязательства Украины перед ВТО, в ответ на что украинский бизнес получил и ряд поблажек (подробнее см. в материале Л╤ГА:ЗАКОН "Quid pro quo*").
В итоге 16 мая 2008 года Украина стала полноправным членом ВТО. Тернистый путь к членству сказался на многом: и на сомнительном качестве законодательной базы, и
на неготовности отечественного производителя столкнуться лицом к лицу с иностранными конкурентами. Результатом этого стало то, что со дня вступления в ВТО украинская власть практически ни разу не проявила себя такой же дружной, как это было на пути к членству. Мало того, с этого момента парламент забыл почти обо всех обещаниях и взятых на себя обязательствах, прикрываясь
то кризисом платежного баланса, то просто кризисом…
Объединились сегодня, чтобы разойтись в разные стороны завтра
3 июня парламент принял Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О Таможенном тарифе Украины", которым возобновил до 1 января 2009 года ввозную пошлину в размере 25 % от стоимости легкового автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра при его ввозе. Президент ветировал принятый акт, потребовав его доработки.
Не дожидаясь
реакции парламентариев, Канада, Норвегия, США, Япония и страны ЕС направили обращения в адрес нашего государства, выразив свое беспокойство по поводу задержки внедрения в Украине единого таможенного тарифа. "Достойным" ответом на это послужил уход народных избранников на летние каникулы. В скором же времени по возвращению народных избранников из отпуска, в страну пришел Кризис.
18 ноября на рассмотрение парламента был подан законопроект № 3379, которым предлагалось предусмотреть временную надбавку к ставкам таможенной пошлины на импорт некоторых товаров в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния (см. материал "Защита по/от ВТО").
Юристы ЮФ "Астерс" Алексей Яценко и Александр Можейко считают, что данный закон порождает определенные препятствия для импорта отдельных товаров и, скорее всего, должен быть расценен ВТО как мешающий либерализации украинского рынка. Несмотря на предупреждения многих авторитетных экспертов, проект был все-таки принят 23 декабря.
Самое "интересное"
заключалось в том, что надбавка в размере 13 % была установлена в отношении товаров, которые почти полностью импортировались из государств, с которыми Украиной были заключены международные договоры о свободной торговле (подробнее см. в материале "Свое - дороже"). 7 марта Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом" вступил в силу. Результатом подобных мер стал разосланный членам ВТО отчет, в котором содержалась информация о влиянии экономического кризиса на состояние мировой торговли, а также о действиях государств-членов, затрагивающих принципы ВТО, в частности о протекционизме. Про украинскую 13%-ную временную надбавку к таможенной пошлине в отчете не забыли. Однако, как и
следовало ожидать, надбавка не спасла украинский экспорт. В итоге Кабмин надбавку к ввозной пошлине отменил.
Всё, что важно, не бывает срочно. Всё, что срочно - только суета*.
17 декабря Кабмин утвердил План первоочередных мер относительно выполнения обязательств Украины в рамках членства в ВТО. В этот же день Президент
подписал "многострадальный" Закон № 676-VI о повышении ввозного сбора. Парламент все же согласился с предложениями Президента Украины ввести новые ставки сбора по всем товарным позициям. Для товаров, которые импортируются из государств - членов ВТО,
был введен режим наибольшего благоприятствования, касающийся пошлин, таможенных сборов, методов взыскания таких пошлин и сборов, правил и формальностей в связи с импортом.
В Плане мер было предусмотрено присоединение в 2009 году к Соглашению о государственных закупках. Этот документ направлен на снятие ряда ограничений на международную торговлю на рынках государственных заказов. Странно на фоне этих планов выглядела апрельская инициатива Минфина поддержать отечественного производителя
путем запрета участвовать в тендерах иностранным компаниям. Согласно изменениям, предложенным Министерством в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, нерезиденты могли быть допущены как исключение и лишь в том случае, если реализуемая ими продукция не имеет украинских аналогов.
В конце 2008 года Кабмин дал всем задание - выполнить наконец обязательства Украины перед ВТО
В этом же Плане мер Кабмин дал задачу многим госорганам практически реализовать все обещания, данные Украиной перед ВТО. Например, исключить из утвержденного приказом Госпотребстандарта перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, продукты питания. Неясно
только, почему об этом Госпотребстандарт должен задуматься только сейчас, учитывая то, что это были требования законов "О безопасности и качестве пищевых продуктов" и "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции".
Из всего вышесказанного следует логичный вывод: Украина ставила перед собой задачу вступить в ВТО
и не более. Как указал председатель Национальной правовой палаты, народный депутат Украины IV созыва Владимир Гошовский, Украина продемонстрировала большое желание быть членом ВТО и многое для этого сделала, однако сегодня следует уже занять другую позицию - позицию полноправного члена ВТО. Остаются сложности с реализацией государственной политики по защите национальных предприятий. "Опыт годичной работы в системе требований и условий ВТО сейчас требует более широкой адаптации законодательства в сфере стандартизации и регулирования стандартов", - отметил для Л╤ГА:ЗАКОН Владимир Гошовский.
Сергей
Лысов, генеральный директор консалтинговой компании "Бизнес группа Сергея Лысова", поведал корреспонденту Л╤ГА:ЗАКОН, что вопрос о том, выполнила ли Украина свои обязательства перед ВТО, вообще на повестке дня стоять не должен, поскольку, к сожалению, юридическая сторона часто имеет чисто формальное значение. "На мой взгляд, для Украины год в ВТО - это вопрос политический. То есть этот вопрос должен звучать так: насколько выгодным для нас было участие в этой организации? А не выполнили ли мы свои обязательства перед ней?" - резюмировал эксперт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВТО - это организация, стоящая на страже прав экспортера, однако состояние украинского экспорта оставляет желать лучшего. Вопрос о том, нужно ли Украине было становиться членом ВТО в 2008 году, наверное, до сих пор не закрыт. ВТО - это экономическая организация, а не оружие политической игры. Кроме того, как указали в разговоре с корреспондентом Л╤ГА:ЗАКОН юристы Яценко и Можейко, несмотря на вступление Украины в ВТО, наша страна пока даже не использует инструменты по рассмотрению споров в рамках органа по урегулированию споров ВТО. С другой стороны, хорошо, что и в отношении Украины не инициировано рассмотрение дел в этом органе и Украина пока не выступала ни ответчиком, ни третьим лицом. Но это пока... Год Украины
в ВТО - это урок, который есть смысл проанализировать и осознать, поняв, что невозможно всю жизнь жить только обещаниями.
Внешнеторговое отрицательное сальдо Украины сокращается
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в Украине в I квартале 2009 года сократилось до $419,7 млн., против $3 млрд. 789,2 млн. в I квартале прошлого года. Об этом сообщил в Государственном комитете статистики Украины.
По данным Госкомстата, положительное сальдо внешней торговли услугами составило $1022,4 млн. (в ╤ квартале 2008 г. - $1238,7 млн.). Отрицательное сальдо внешней торговли - $1442,1 млн. (за I квартал 2008 года "минус" $5027,9 млн.).
Экспорт
товаров и услуг уменьшился до $10 млрд. 411,9 млн. (в I кв. 2008 года - $16 млрд. 417,7 млн.). Экспорт товаров составил $8 млн. 337,4 млн. (в I кв. 2008 года - $13 млрд. 813,5 млн.), экспорт услуг - $2 млрд. 074,5 млн. (в I кв. 2008 года - $2 млрд. 604,2 млн.).
В свою очередь, импорт товаров и услуг в январе-марте 2009 года уменьшился до $10 млрд. 831,6 млн. (в I кв. 2008 года - $20 млрд. 206,9 млн.). Импорт товаров - $9 млрд. 779,5 млн. (в I кв. 2008 года - $18 млрд. 841,4 млн.), импорт
услуг - $1 млрд. 052,1 млн. (в I кв. 2008 года - $1 млрд. 365,5 млн.).
Напомним, по данным Госкомстата, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в Украине в 2008 году составило $13 млрд. 484,5 млн. против $7 млрд. 263,6 млн. в 2007 году.
Изменив понятие "товарная партия", ФТС России сняла ещё один административный барьер
19 мая 2009 г. вступает в силу приказ ФТС России №1670 от 25 декабря 2008 г. "О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. №1057" (зарегистрирован Минюстом 11.02.2009 №13298, опубликован в газете "Российская газета" 18 февраля 2009 г. №27), который существенно упрощает и облегчает декларирование товаров для участников ВЭД.
Приказом
уточнено определение "товарная партия" при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и тем самым предоставлена возможность декларирования товаров в одной грузовой таможенной декларации (ГТД) при предъявлении товаров одному таможенному органу в пределах сроков, предусмотренных ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации. Теперь участник ВЭД при соблюдении указанных в приказе условий имеет возможность декларировать товары, например, поступающие частями, в одной ГТД
в течение 15 дней, как минимум, а не оформлять ГТД на каждую поступившую часть товара, как было ранее.
Согласно ранее действовавшей норме товар, поступающий от одного отправителя одному получателю и по одному внешнеторговому контракту, необходимо было предъявить таможенному органу в день его поступления, независимо о того, например, что
на следующий день в рамках этого же контракта могла поступить следующая часть груза, которую нужно было декларировать в отдельной ГТД.
Новая норма облегчает таможенное оформление для участников ВЭД,
сокращает материальные издержки, трудозатраты декларантов и таможенных органов. Данное новшество будет особенно полезно, например, для участников ВЭД, которые осуществляют поставки технологического оборудования частями.
Также приказом исключена возможность различных толкований графы 14 ГТД. Согласно ранее действовавшим нормам в графе 14 ГТД могли указываться данные о таможенном брокере (представителе), либо декларанте. Теперь в графу 14 ГТД
"Декларант/Представитель" необходимо будет вносить сведения только о декларанте, а сведения о таможенном брокере будут указываться только в графе 54 ГТД.
Кроме того, данный приказ определяет, что указание в графе 28 ГТД
"Финансовые и банковские сведения" под номером 1.3. номера таможенной декларации предусмотрено только при изменении или завершении ранее избранного таможенного режима. Так, например, при изменении таможенного режима таможенного склада на таможенный режим экспорта или импорта такая ссылка допустима, а при подаче полной таможенной декларации ссылка на номер временной таможенной декларации исключена.
В графе 17 ГТД "Страна назначения" при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации предусмотрена возможность указания страны - "Неизвестна", так как при декларировании товаров декларанту может быть неизвестна страна назначения в случае подачи неполных либо неполных периодических таможенных деклараций, временных таможенных деклараций, а также при декларировании вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада и специальные
таможенные режимы беспошлинной торговли и перемещения припасов.
При декларировании вывозимых товаров во внутренних таможенных органах предусмотрено заявление в графе 18 ГТД "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии" сведений о номерах вагонов, контейнеров. Таким образом, участник ВЭД вправе указать в ГТД сведения о транспортных средствах, на которых осуществляется перевозка товаров по территории России с целью их последующей перегрузки на транспортное средство, на котором товары убывают с российской таможенной территории. Эта мера позволит экспортерам, обращающимся в налоговые
органы за возмещением НДС дополнительно обосновывать затраты по перевозке экспортных товаров