Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

* Документ дня: Лист вiд 26.01.2004 № 11/2-10-753-ЕП


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 29/01/2004
ГТСУ: Чего ожидать от таможни?

ГТСУ Приказ "Об утверждении Плана организационных мероприятий Государственной таможенной службы Украины, направленных на усиление контроля за своевременностью и полнотой взимания налогов и сборов" от 22.01.2004 N 37

С целью усиления контроля своевременности и полноты взыскания налогов и сборов ГТСУ решила предпринять ряд организационных мероприятий.

В первую очередь предполагается упорядочить проверочную деятельность таможенной службы:

1. Подготовив ориентировочные критерии определения субъектов ВЭД, проверку деятельности которых планируется осуществить в соответствии с планами-графиками проведения плановых выездных проверок субъектов предпринимательской деятельности.

2. Проработав вопрос об усилении контроля деятельности предприятий-декларантов (таможенных брокеров) в части предоставления таможенным органам достоверной информации и правильности оформления ГТД.

3. Осуществив тематические проверки:

- соблюдения требований законодательства при таможенном оформлении товаров в зоне деятельности Карпатской, Подольской и Крымской региональных таможен;

- законности и наличия оснований для применения налоговых векселей в зоне деятельности отдельных таможен;

- соблюдения требований законодательства в части определения преференциального происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в соответствии с соглашениями о свободной торговле в зоне деятельности Западной региональной, Донбасской региональной и Луганской таможен;

- соблюдения целевого назначения отдельных товаров, на которые установлены нулевые ставки и низкие ставки пошлины, в зоне деятельности Северной региональной таможни;

- соблюдения требований законодательства при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в рамках реализации инновационных и инвестиционных проектов технологических парков с предоставлением таможенных льгот, в зоне деятельност и Восточной региональной таможни.

Свои интересы таможенная службы будет отстаивать до последнего: ГТСУ планирует издать письмо, в котором обязать начальников таможен принимать исчерпывающие меры по обжалованию судебных решений, постановленных не в пользу таможенных органов, и обеспечить неуклонное соблюдение их результативной части только под определенный контракт, установленный объем, определенного субъекта ВЭД и т. п. (другими словами, если суд признает какие-то действия таможенной службы незаконными, избегать аналогичных действий в отношении других субъектов ВЭД, товаров и т. д. таможенники не собираются).

Также ГТСУ планирует сосредоточить свои усилия на разработке нормативно-правовых актов, направленных на усовершенствование действующих таможенных правил.

* Документ дня: Лист вiд 26.01.2004 № 11/2-10-753-ЕП

Количество просмотров: 44 (за период c 00:00 по 18:01 29/01/04), всего просмотров: 45
Лист вiд 26.01.2004 № 11/2-10-753-ЕПДМСУ

Щодо однієї вантажної митної декларації на однорідні товари, що перевозяться залізничним транспортом, незалежно від кількості оформлених залізничних накладних на такі товари
Вступил в силу с 26.01.2004

∙ Все хиты документов


MDoffice

Новое на WWW MDoffice

Уважаемые коллеги, пользователи нашего сайта!

Приглашаем Вас посетить наш обновленный раздел "Путеводитель ВЭД". Интерфейс раздела древовидный, что делает удобным работу с ним. При разработке раздела использован алгоритм динамической подгрузки данных, что способствует быстрой и приятной работе с ним. В путеводителе организованна система поиска, которая позволят найти нужную статью по ключевому слову или части слова.

Желаем Вам приятной работы.
С уважением, разработчики НПО "Поверхность".

MDoffice

А.Кужель: "Общественная оценка регуляторного акта - это международная норма"

В соответствии со вступившим в силу с 15 января Законом "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", для прохождения процедуры оценки регуляторного акта необходим один месяц. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, сообщила председатель Комитета общественного контроля Александра Кужель.
По ее словам, общественная оценка регуляторного акта - это международная норма. Она указала, что в развитых странах не может быть подписан ни один акт, если нет визы регуляторного органа о том, что данный акт прошел общественное обсуждение и он не сможет навредить экономике государства.

А.Кужель указала, что данный Закон Украины является "первичным фильтром коррупции и препятствием для принятия неэффективных решений". Она считает, что сегодня какой-либо политик не может самостоятельно и спонтанно принять регуляторный документ. По ее мнению, если регуляторные документы будут приниматься с расчетами, это позволит получить надежную платформу понимания стабильности работы.

Также, по словам А.Кужель, вступление в силу такого Закона Украины не позволит принять тот или иной регуляторный акт "задним числом".

Вторым шагом в борьбе с коррупцией А.Кужель считает внедрение упрощенной системы налогообложения и наложение моратория на ее изменение на протяжении пяти лет.

А.Кужель также отметила, что на протяжении месяца с момента вступления в силу Закона Украины регуляторные акты все-таки будут появляться. По ее словам, будет действовать старая система.

Она сообщила, что Комитет общественного контроля намерен привлечь к обсуждению проектов регуляторных актов как можно больше предпринимателей.

А.Кужель напомнила, что в соответствии с законодательством, регуляторные органы обязаны публиковать проекты регуляторных актов с целью получения предложений от физических и юридических лиц, проводить публичные обсуждения с представителями общественности вопросов, связанных с регуляторной деятельностью.

Кроме того, по ее словам, Комитет о бщественного контроля предлагает правительству определить конкретные СМИ для каждого регуляторного органа, обязать руководство регуляторных органов начать систематически публиковать проекты регуляторных актов в этих СМИ, а также запретить введение в действие регуляторных актов, которые не прошли общественную экспертизу.

ЛIГАБiзнесIнформ

Все большее число украинских экспортеров начинают воздерживаться от закупок семян подсолнечника по высоким ценам

Активный рост внутренних цен на семена подсолнечника на протяжении прошлой неделе-начале текущей несколько замедлился, однако, в последние дни все же появляются признаки того, что скоро он опять возобновиться. Тем не менее, все большее число экспортеров начинают воздерживаться от закупок семян по высоким ценам, не желая рисковать на случай, если мировые цены откатятся вниз. Украинские МЭЗы также в массе своей не спешат поднимать закупочные цены на семена, будучи ограниченными стабильными экспортными ценами на масло (которые, к тому же, даже несколько снизились) и высокими его запасами на заводах.
Как сообщает пресс-служба Украинской зерновой ассоциации, экспортные цены на подсолнечное масло ввиду недавних сложностей с подходом судов и загруженностью портов, а значит, выросшим нереализованным экспортным предложением масла несколько снизились, что на фоне нынешнего отсутствия четкой направленности у мировых цен на масло придало переработчикам еще больше неуверенности в вопросе о перспективах развития рынка.

В то же время, на внутреннем рынке мелкие маслобойни и давальцы подняли отпускные цены в связи ростом внутренних цен на семена.

МЭЗы, отпускающие свою продукцию на внутренний рынок по максимальным ценам, жаловались на невысокий внутренний спрос по причине затруднений со сбытом готовой продукции у промышленных потребителей подсолнечного масла.

ЛIГАБiзнесIнформ

Украина запретила ввоз мяса птицы из стран, в которых зарегистрирован "птичий грипп"

Украина запретила ввоз живой птицы и продукции из нее из Японии, Таиланда, Китая, Кореи, Камбоджи и Вьетнама. Об этом сообщил председатель Государственного департамента ветеринарной медицины Министерства аграрной политики Петр Вербицкий.
По его словам, никаких экономических последствий для Украины этот запрет не принесет, поскольку до этого момента мясо птицы из этих стран не поставлялось.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Госдепартамента, такое решение было принято для того, чтобы исключить поступление в Украину зараженного мяса. По данным ветеринарных медиков, вирус "птичьего гриппа" сохраняется в мясе курицы в течение полугода даже при сильной заморозке.

Запрет на ввоз живой птицы и продукции из нее из Японии, Таиланда, Китая, Кореи, Камбоджи и Вьетнама будет действовать до тех пор, пока вирус "птичьего гриппа" в этих странах будет уничтожен.

ЛIГАБiзнесIнформ

Украинские судоремонтные мощности под угрозой

Согласно нормам нового Таможенного кодекса Украины, введенного с 01.01.2004 г., ликвидирован режим т.н. "временного ввоза" в Украину техники, включая морские и речные суда, с целью ремонта. В указанной категории оставлен сокращенный набор ввозимой техники, включая экспонаты выставок, оборудование для научных конференций, контейнеры; остальная часть ввоза приравнена к импорту. Данная мера, по оценкам специалистов отрасли, приведет к 20-процентному увеличению таможенных платежей на ввоз ремонтируемого флота.

Согласно новым нормам, для судоремонта, который сегодня ориентирован на зарубежные заказы, предусмотрена схема создания специальных таможенных зон. По оценкам специалистов, это приведет к дополнительным расходам судоремонтных предприятий (порядка тысяч долларов).

Нововведение привело к массовому отказу зарубежных партнеров от услуг украинского судоремонта с начала года. С целью разблокирования ситуации правительством Украины принято постановление "О порядке выпуска, обращения и погашения налоговых векселей при ввозе на таможенную территорию Украины товаров с целью ремонта" (19.01.2004 г.), разрешающее вексельные расчеты при уплате НДС при гарантийном ремонте и ремонте транспортных средств по контрактам с зарубежными заказчиками. Срок погашения векселей устанавливается равным сроку ремонта ввозимой техники (комплектующих, судна), но не свыше 360 дней

SeaNews

С момента введения визового режима между Польшей и Украиной, консульские учреждения Польши выдали украинским гражданам свыше 220 тысяч виз

Со времени введения визового режима между Польшей и Украиной консульские учреждения Польши выдали украинским гражданам свыше 220 тысяч виз, сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в Украине Марек Зюлковски.
За 4 месяца прошлого года, сообщает "Львовская газета", украинцам выдали 183 тыс. 684 визы (для сравнения, жителям Беларуси - 99 тыс. 673 визы, России - 71 тыс. 110 виз). 54 019 из них выдали во Львове - больше выдало лишь столичное консульство.

В этом году Львов является уже безусловным лидером. С начала 2004 года польское консульство во Львове выдало 14 тыс. 407 виз, а в целом по Украине выдано 37 тыс. 993 визы.

ЛIГАБiзнесIнформ

Регуляторные акты, изданные после 15 января 2004 года и не прошедшие обсуждения, - недействительны

Регуляторные акты, изданные после 15 января 2004 года и не прошедшие открытого обсуждения, - недействительны. Об этом, передает корреспондент "Обозревателя", сообщила координатор проектов Института конкурентного общества Ксения Ляпина на пресс-конференции в четверг.

По ее словам, это связано с тем, что с 15 января 2004 года вступил в силу Закон "О принципах единой государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", согласно которому, регуляторные органы центральной и местных властей обязаны обнародовать проекты регуляторных актов и организовать открытое обсуждение при участии представителей общественности. Все предложения и замечания должны быть рассмотрены разработчиками проекта, после чего их необходимо учесть или обоснованно отклонить.

Между тем, чтобы закон начал работать Кабинет Министров должен издать постановление о методологии действия этого закона. Однако, как отметила Ляпина, то, что постановления еще не разработаны, не означает, что закон не имеет силы.

На сегодняшний день предприниматель, обнаружив, что какой-либо регуляторный акт может повлечь за собой ущерб для его деятельности, может обратиться в Госкомпредпринимательства с просьбой рассмотреть этот документ на предмет дерегуляции. Это старая схема, которая действовала для регуляторных актов, изданных центральными органами власти. Новый закон подразумевает также ответственность органов местной власти за изданные регуляторные акты. Также предприниматель может обратиться в суд по этому вопросу. "Мы вообще можем остановить работу власти до разработки методологических документов", - сказала Ляпина.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Информационное агентство

Россия: ГТК России и японская Sony Overseas S.A. подписали договор о взаимодеиствии

28 декабря 2004 г. состоялось подписание Договора о взаимодействии между Государственным таможенным комитетом РФ и японской компанией Sony Overseas S.A. Подписи под документом поставили председатель ГТК России Михаил Ванин и глава представительства Sony Overseas S.A. в России Такуми Китамура. В церемонии подписания принимал участие президент Ассоциации РАТЭК Александр Пляцевой.

Это первое соглашение подобного рода с японской фирмой. По словам Т. Китамура, компания Sony Overseas полностью разделяет подход ГТК России к оздоровлению российского рынка бытовой и электронной техники. Компания дорожит репутацией своих товаров и ни в коем случае не заинтересована в том, чтобы производимые ею марки хоть в какой-то степени были связаны с нарушениями российского законодательства. Японский производитель понимает стремление ГТК России к исключению случаев использования фиктивной стоимости товаров при таможенном оформлении и к полной уплате таможенных платежей.

Именно поэтому компания готова предоставлять таможенным органам всю необходимую информацию о ценах на выпускаемую ею продукцию. Т. Китамура также проинформировал председателя ГТК России о том, что компания намерена расширять номенклатуру товаров, поставляемых в соответствии с приказом ГТК России от 29.04.2002 г. №430 "О контроле таможенной стоимости товаров отдельной категории", а также постепенно переходить к практике прямого импорта, минуя посредников. Михаил Ванин в свою очередь заявил, что ГТК России приветствует стремление компании к полной прозрачности работы на российском рынке. "Наша позиция - всемерно помогать бизнесу, когда он прозрачен и ведется в полном соответствии с российским законодательством. В нашем лице вы найдете союзников", - заявил М.Ванин.

Пресс-служба ГТК РФ

Виртуальная таможня

Украина. Ветслужба вводит завпрет на импорт мяса птицы

Государственный департамент ветеринарной медицины отменил введенный в прошлом году запрет на импорт мяса птицы и любых продуктов из нее с территории Германии, Бельгии, Нидерландов. Запрет был введен в связи с регистрацией в этой стране случаев опасного заболевания животных (птицы) — высокопатогенного гриппа, и снят после сообщения Международного эпизоотического бюро о том, что проблема заболевания решена. Вербицкий добавил, что МЭБ отменил запрет на вывоз мяса птицы с территории этих стран по истечению 6 месяцев после ликвидации заболевания в этих странах. В тоже время департамент ветеринарной медицины ввел запрет на импорт мяса птицы и любых продуктов из него с территории Камбоджи (с 29 января), Японии, Таиланда, Вьетнама (с 26 января) в связи с регистрацией на территории этих стран опасного заболевания животных (птицы) — высокопатогенного гриппа. Об этом на пресс-конференции сообщил председатель Госдепартамента ветмедицины Петр Вербицкий. Он также сказал, что сейчас ветеринарная служба проверяет информацию и ждет официального подтверждения о регистрации заболевания на территории Лаоса. В случае подтверждения подозрений импорт мяса птицы из этой страны также будет запрещен. Как сообщало агентство, в октябре 2003 года Госдепартамент ветмедицины ввел запрет на импорт мяса птицы и любых продуктов из него с территории административной области Гонконг (Китай) в связи с регистрацией на территории опасного заболевания животных (птицы) — высокопатогенного гриппа. За годы независимости Украина не импортировала продукцию птицеводства из Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Японии.

Українські Новини

Агро Перспектива

Россия: Приоритетом для России в 2004 году является завершение переговоров о вступлении в ВТО, заявил А.Кудрин.

Приоритетом для России в 2004 году является завершение переговоров о вступлении в ВТО. Об этом заявил сегодня, выступая на международной конференции глав таможенных служб, вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По словам А.Кудрина, "этот срок является желаемым, все будет зависеть от хода дальнейших переговоров".

А.Кудрин подчеркнул, что Россия собирается вступать в ВТО "не на любых условиях".

"AK&M"

Через 3 месяца ввоз трасгенной кукурузы в ЕС может быть легализован

28 января Европейская Комиссия поддержала предложение разрешить импорт в страны ЕС генетически модифицированной кукурузы. Это станет первым шагом по преодолению ранее введенного пятилетнего «неофициального» запрета на ввоз в ЕС трансгенных культур и продуктов. Теперь у министров ЕС есть три месяца на рассмотрение предложения разрешить импорт трангенного сорта кукурузы Bt11, производимого компанией Syngenta. Если министры за это время не примут положительного решения, Еврокомиссия может просто утвердить собственное решение.

Крестьянские ведомости

Агро Перспектива

Украина: годовая динамика трубопроводной транспортировки грузов

Согласно оперативной информации Госкомстата Украины, годовой объем транспортировки грузов магистральными трубопроводными системами составил 217.4 млн.т. (+8% по сравнению с предыдущим годом. Для сравнения: аналогичный показатель годом ранее составил -5.1%) при грузообороте 196.5 млрд. т/км (+6.7%). Рост трубопроводной составляющей произошел за счет увеличения прокачки нефти (+18.1%), газа (+4.9%) и аммиака (+1.7%). Для сравнения: аналогичные показатели динамики предыдущего года составили
-24.5%, +3.2%, -0.3%.

По итогам года восстановлена положительная динамика трубопроводного транзита по всем номенклатурным составляющим. По темпам роста лидировала транзитная нефть (+18.5%); рост прокачки газа составил +3.5%, аммиака +3.1%. Для сравнения: аналогичная динамика предыдущего года - -43.7%, -3.5%, -4.9%.

Транзитная доля российского аммиака составила 1.38 млн.т. (+3%) или более 68% суммарных объемов трубопроводной прокачки аммиака через Украину

SeaNews

Украинско-американские консультации по вопросам нераспространения и экспортного контроля будут проводиться дважды в год

26-27 января в Вашингтоне состоялось заседание украинско-американской рабочей группы по вопросам нераспространения и экспортного контроля.

Среди обсуждавшихся вопросов - дальнейшее сотрудничество в сфере экспортного контроля, сотрудничество в сфере утилизации твердого ракетного топлива ракет SS-24, региональный контекст военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, вопрос предоставления Украине помощи для усовершенствования системы экспортного контроля и безопасности границ, уничтожение избыточных запасов легкого оружия и боеприпасов, возможность получения Украиной статуса страны-получателя помощи в рамках реализации программы .Глобальное партнерство по предотвращению распространения ОМУ и связанных с ними материалов", инициированной странами .большой восьмерки".

Достигнута договоренность относительно регулярного проведения консультаций по этим вопросам дважды в год, сообщили "Обозревателю" в посольстве Украины в США.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Информационное агентство

GM Daewoo увеличит экспорт авто

Южнокорейская автомобилестроительная компания GM Daewoo Auto&Technology Co. планирует увеличить экспорт в 2004 г. на 46% - до 650 тыс. автомобилей. Как сообщает пресс-служба компании, около 200 тыс. автомобилей предполагается экспортировать в страны Западной Европы. Всего в 2004 г. GM Daewoo планирует произвести около 800 тыс. автомобилей.

Объем продаж южнокорейской автомобилестроительной компании GM Daewoo Auto & Technology Co. в 2003 г. вырос по сравнению с 2002 г. в 1,9 раза - до 443,46 тыс. автомобилей. При этом продажи компании на внутреннем рынке Южной Кореи в 2003 г. снизились на 17% и составили 127,759 тыс. автомобилей.

Деловая неделя

Узбекистан увеличил ставки акцизного налога на импорт риса, газированной и минеральной воды

Правительство Узбекистана приняло решение увеличить ставки акцизного налога на ввоз риса, газированной и минеральной воды, сообщили РБК в пресс-службе Государственного таможенного комитета (ГТК). Согласно специальному распоряжению правительства Узбекистана, ставка акцизного налога на ввоз газированной и минеральной воды поднята до 50%, против действовавшей до настоящего момента ставки в размере 35% от таможенной стоимости. По информации пресс-службы ГТК, данная мера принята в целях поддержки отечественных производителей данного вида продукции и стимулирования развития производства и выпуска новой продукции. Рис является в Узбекистане второй по важности продовольственной зерновой культурой после пшеницы. Экспорт этой культуры из страны законодательно запрещен. По данным Государственного комитета по статистике Узбекистана, ежегодные потребности республики в рисе составляют около 140 тыс. тонн. По данным Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана, сбор риса-сырца в стране по итогам 2003г. составил 248 тыс. тонн, что на 1,7% больше чем в 2002г. Объем производства рисовой крупы запланирован в объеме 40 тыс. тонн.

Агро Перспектива

Объем внешней торговли Молдовы в 2004 году

Объем внешней торговли Молдовы в 2004 году составит не менее 2,1 млрд долларов, что на 200 млн больше показателей прошлого года.

Как сообщили РИА "Новости" в департаменте торговли Минэкономики Молдовы, планируется, что экспорт молдавских товаров составит 700 млн долларов, на долю импорта продукции в республику придется 1,4 млрд.

Дисбаланс во внешней торговле в пользу импорта свидетельствует не о коллапсе национальной экономики, а скорее о росте потребления в республике, считают в министерстве.

Деловая неделя

Кувейт и Узбекистан упрощают сотрудничество

Кувейт и Узбекистан подписали сегодня в Каире три экономических соглашения. Как сообщает кувейтское агентство новостей КУНА, стороны подписали соглашения об экономическом сотрудничестве, о поощрении и защите инвестиций и избежании двойного налогообложения.

По словам замминистра финансов Кувейта Фаузи Сулейман, соглашения позволяют кувейтским инвесторам свободно переводить капиталы в любое государство, страховать их и освобождают от действующих и будущих налогов.

Деловая неделя

Россия: Таможня на сегодня обеспечивает 40% доходов бюджета, заявил А.Кудрин.

Таможня на сегодня обеспечивает 40% доходов бюджета. Об этом заявил, выступая на открытии конференции Европейского региона Всемирной таможенной организации, вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По его словам, такой размер поступлений от таможни связан с высокими ценами на нефть. Ежедневно таможенные органы обеспечивают поступление в бюджет около $120 млн.

Вместе с тем, А.Кудрин отметил, что таможенные органы не должны быть исключительно фискальными органами, "это, в первую очередь, органы регулирования внешнеторговой деятельности". По словам вице-премьера, получение РФ займа Всемирного банка в размере $140 млн. для модернизации информационных таможенных систем позволит повысить техническую оснащенность российской таможни.

"AK&M"

Украина ничего не должна Туркменистану

Президент Украины Леонид Кучма в телефонном разговоре с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым проинформировал коллегу, что Украина полностью рассчиталась с долгами за туркменский газ за предыдущие годы.

Как сообщает пресс-служба Главы украинского государства, в разговоре были очерчены перспективы дальнейшего двустороннего сотрудничества Украины и Туркменистана в газовой сфере, передает MIGnews.

Напомним, что в минувшем году НАК "Нафтогаз Украины" полностью рассчитывался за туркменский газ и соблюдал график погашения долгов предыдущих лет, в частности 2001 года.

Деловая неделя

В Казахстане зафиксирован случай заболевания скота бешенством

В одном из сельских хозяйств Качирского района Павлодарской области Казахстана сотрудники ветеринарной службы в минувшую среду зарегистрировали случай заболевания одной головы крупного рогатого скота бешенством. Об этом сообщает Интерфакс.

По информации госагентства по чрезвычайным ситуациям республики, причиной заболевания стал укус лисы.

В результате павшее животное было сожжено в скотомогильнике, в хозяйстве проведена полная вакцинация имеющихся домашних животных.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Информационное агентство

Россия: Таможенные органы будут проводить экспертизу при оформлении сахара белого и сахара-сырца, ввозимого из СНГ

Российские таможенные органы будут проводить экспертизу при таможенном оформлении сахара белого и сахара-сырца, ввозимого из государств-участников СНГ /за исключением Республики Белоруссия/. Это предусмотрено письмом ГТК РФ N 07-48/2361.

Данная мера применяется для предотвращения ввоза указанного товара на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных платежей в случае, если при его производстве использовался сахар-сырец тростниковый, ввезенный из третьих стран, и сахар-сырец, произведенный не из сахарной свеклы.

МОСКВА, 28 января. /ПРАЙМ-ТАСС/

Виртуальная таможня

Российские порты не выдерживают конкуркеции

В 2003 году в российских портах переработали грузов на 9% больше, чем в предыдущем году. Вроде бы неплохо, если забыть о том, что в 2002 году рост грузопереработки составил 30%. Простым увеличением мощностей объемов уже не нарастишь, портовикам придется начать активную борьбу за клиента - снижать тарифы на перевалку и улучшать обслуживание.

Рекордный рост 2002 года был вызван кумулятивным эффектом государственных усилий предыдущих лет, считает председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Виталий Южилин: реализация целевых программ, создание Морской доктрины страны, начало унификации железнодорожных тарифов стимулировали приток инвестиций в порты. В результате 2002 год стал годом массового ввода новых мощностей как в новых портах (ввод в строй портов Приморск и Витино), так и в существующих. В прошлом году возможности роста прямым увеличением мощностей были исчерпаны. "В 2003 году рост грузоперевалки был связан только с ростом внешнеторговой деятельности", - говорит Южилин.

Однако самим портам на достигнутом останавливаться не хочется. Немудрено: эксперты прогнозируют дальнейший рост внешнеэкономической деятельности, а существующих мощностей будет достаточно только до 2005 года. Российские экспортеры в большинстве своем перенаправили поток своего экспорта на отечественные порты (часто благодаря тому, что сами вошли в их акционерный капитал). А вот импортеры, особенно на Северо-Западе, предпочитают использовать порты Финляндии. По оценкам эксперта по внешнеэкономической деятельности компании CTM Валерия Глыздова, морем в Россию привозится более половины импорта. При этом через российские порты, по оценкам ГТК, ввозится чуть менее четверти.

Импортеры выбирают финское

Европейским импортерам удобнее работать через "свои" финские порты, считает президент Гильдии экспедиторов Семен Резер. Более того, напоминает он, недогруженные мощности финских портов побуждают финское правительство активизировать переговоры с российской властью об увеличении потока гру зов из России в направлении Финляндии. "Это возможно за счет увеличения транзита через Россию, - говорит Резер. - Но он увеличится только с появлением на нашем рынке крупной международной транспортной компании".

Ситуация усугубляется еще и предстоящим вступлением в ЕС прибалтийских стран: их порты давно работают над привлечением грузов на свои мощности. Конечно, "узким местом" при ввозе в Россию импорта, пришедшего в иностранные порты Балтики, остается довоз товаров в Россию автофурами. Но, по словам пресс-секретаря Ассоциации международных автоперевозчиков Антонины Камчатовой, сейчас идут активные переговоры с прибалтийскими портами по созданию схемы упрощенного пересечения границы, наподобие механизма, отработанного на Финляндии. По словам Камчатовой, несмотря на некоторую посленовогоднюю неразбериху с введением новых таможенных правил, на российско-финской границе очереди грузовиков не увеличились.

По мнению Резера, порты уже сейчас должны задуматься о дальнейшем увеличении мощностей. В первую очередь - контейнерных терминалов, так как треть иностранных грузов перевозится в контейнерах. Однако, по словам совладельца компании TranCare Russian Владимира Ашуркова, ситуация с контейнерными мощностями кардинально улучшится с 2007 года, когда войдет в строй новый терминал в порту Усть-Луга. "Некоторое время будет даже излишек мощностей", - говорит Ашурков.

А пока, по мнению Резера, достаточно скоординировать работу всех участников транспортировки: судоходных компаний, портов, железнодорожников и самих перевозчиков. Пока каждый из них работает по принципу: хватай побольше - потом разберемся. В результате не хватает всего: вагонов, портовых мощностей, судов. "Не надо устраивать давку в дверях, - образно говорит Резер. - Достаточно организовать нормальный проход для всех".

По словам Резера, первые результаты уже есть. Полгода назад при Гильдии экспедиторов были созданы координационные советы перевозчиков скоропортящейся продукции и контейнеров. На днях создан координационный совет нефтеп еревозчиков. Советы работают на принципах саморегулируемой организации: имеющиеся мощности железной дороги, портов и другой необходимой инфраструктуры перевозчики сами распределяют между собой, а полученные графики передаются владельцам перевозочных инфраструктур.

Импорт должен дешеветь

По мнению президента Союза транспортников России Виталия Ефимова, в России до сих пор велики транспортные издержки: если в ведущих странах они составляют 13%, то у нас 20-30%. Он оценивает потери экономики от высоких транспортных расходов в 3% ВВП.

"Борьба за клиента" российских портов должна снизить стоимость морской транспортировки грузов. Тем более что морской транспорт в прошлом году уже снизил свои цены почти на 2% и, по словам директора Российского союза судовладельцев Михаила Щукина, тенденция к понижению (за исключением нефтеперевозок) сохраняется. Эксперты, по словам Ефимова, оценивают рынок внешнеторговых грузов в России в $6 млрд, и это сумма, за которую стоит побороться даже за счет снижения доходности на единицу товара. А значит, импортные товары доставлять в Россию будет все дешевле, пишут "Финизвестия".

Аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев указывает на увеличение дешевого импорта из Китая и стран Азии, а также на удешевление американского и японского импорта. Европейские товары уже сейчас им проигрывают по цене. В этих условиях европейским импортерам могут понравиться недорогие тарифы российских портов. Единственное условие - возможности контейнерных терминалов наших портов на Балтике. "Наши порты должны по примеру "Аэрофлота" входить в международные альянсы грузоперевозчиков или консолидироваться с крупными трейдерами", - уверен Нуштаев.

Даже если конкурентная борьба окажется не в пользу российских портов, результатом ее станет удешевление перевозок. Правда, подешевеют ли от этого импортные товары в розничной торговле, сказать сложно. Раньше торговля любила кивать на дорогую транспортировку, рост доллара, евро и проч., но история с повышением розничных цен после отмены 5% н алога с продаж, навевает сомнения. Тем не менее эксперты прогнозируют возможность снижения цен - если жадность торговли не возьмет верха над здравым смыслом.

Деловая неделя

Фраза дня

Если хочешь, заставить женщину изменить свое мнение, надо с ней категорически согласиться.

Анекдот из Интернет

Наследственность - это то, во что вы безоговорочно верите, когда ваш ребенок учится на пятерки.

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное