Транспорт Украины: усиление борьбы с правонарушениями
Кабинетом министров Украины утверждена Программа борьбы с правонарушениями на транспорте на 2004-2006 г.г. Цель - повышение безопасности перевозок железнодорожным, водным и воздушным транспортом в условиях интеграции Украины в систему международных транспортных коридоров.
Предусмотренная система мер включает: искоренение коррупции в транспортной сфере; противодействие незаконному обращению оружия, наркотических средств; недопущение актов террора и захвата транспортных средств. Экономический эффект от мероприятий планируется в виде повышения уровня защиты от преступных посягательств в сфере грузоперевозок.
Украина увеличивает резервуарный парк для прокачки нефтегрузов
На нефтеперекачивающей станции Броды (нефтепровод Одесса-Броды) начато строительство резервуара емкостью 75 тыс. куб.м. Цель - увеличение емкости нефтетранспортной инфраструктуры ОАО "Укртранснефть" (оператор морского нефтетерминала Южный и нефтепровода Одесса-Броды). С введением в строй объекта резервуарная мощность компании превысит 1 млн. куб.м.; суммарная емкость хранения в Бродах составит 247 тыс. куб.м.
В планах компании - строительство резервуара емкостью 100 тыс. куб.м в составе морского нефтетерминала Южный. С введением объекта суммарная мощность хранения терминала составит 300 тыс. куб.м. Цель - повышение конкурентоспособности нефтепровода Одесса-Броды в рамках проекта нефтетранзитного маршрута "Дружба" -Адрия, предусматривающего состыковку нефтепроводов Одесса - Броды (ОАО "Нефтегаз Украины", Украина) и Адрия (Janaf, Хорватия).
Портами Украины совместно с железнодорожным оператором контейнерных перевозок - Украинским государственным центром транспортного сервиса (УГЦТС) "Лиски" - инициирован ряд мероприятий по увеличению железнодорожной составляющей портовой перевалки контейнеров. Цель - разгрузка автомобильных магистралей путем переориентации перевозок контейнеров на железнодорожный транспорт. Сторонами рассматриваются предложения УГЦТС по интенсификации железнодорожной доставки контейнеров в порты, включая решение проблемы возврата порожних контейнеров.
В качестве преимуществ железнодорожной перевозки рассматриваются: удобство транспортировки; отсутствие ограничений по весу; сокращение сроков доставки. В частности, сторонами планируется повышение привлекательности маршрута Одесса/Ильичевск-Клайпеда для расширенной номенклатуры клиентов (на сегодня экономия на стоимости перевозок по маршруту составляет
до 40% по сравнению с автомобильной доставкой, однако при условии больших партий грузов). На маршруте Одесса/Ильичевск - Киев со стороны УГЦТС декларировано намерение ликвидировать дисбаланс доставки единицы контейнера железнодорожным и автомобильным транспортом (в настоящее время составляет $120-150 в пользу последнего). Планируется гибкая корректировка железнодорожного тарифа с учетом принципа доставки "от двери до двери" (в настоящее время железнодорожный тариф для контейнера по маршруту Одесса-Киев составляет порядка $380, однако без учета дополнительной выгрузки-загрузки контейнера, а также доставки до склада потребителя).
Поскольку, по признанию партнеров, часть проблем выходит за пределы их компетенции, Одесским портом и УКЦТС подготовлены предложения в адрес руководства Минтранса. Последние, в частности, предусматривают: упрощение процедурной части оформления контейнерных
перевозок; увеличение сроков действия транзитной грузовой таможенной декларации до 72 ч (на сегодня составляет не более 48 ч).
Украина вводит таможенный контроль при трубопроводной транспортировке нефтегрузов
Украина вводит таможенный контроль при трубопроводной транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов. Сооответствующее постановление Кабинета министров принято в конце декабря. Согласно документу, предусмотрены таможенный контроль и оформление природного газа, нефти и нефтепродуктов, а также этилена и аммиака, перемещаемых через границу Украины трубопроводным транспортом.
Документом утвержден процедурный порядок осуществления таможенного контроля и оформления указанных грузов, включающий определение мест проведения таможенного контроля, сроков декларирования и таможенного оформления.
Цель - упорядочивание трубопроводной транспортировки нефтепродуктов в условиях роста объемов прокачки (порядка +20% по отношению к предыдущему году). Для сравнения: в 2002 г. падение объемов прокачки составило свыше 25% по отношению к предыдущему году.
Одесский порт: новый инвестиционный проект СЭЗ "Порто-франко"
Согласно информации руководства СЭЗ "Порто-франко" (Одесский порт), реализация инвестиционного проекта "Строительство комплекса по переработке минеральных удобрений" (инвестор - стивидорная компания "Олимпекс-Купе Интернешнл"; стоимость - $4.5 млн.) прервана на второй стадии, вслед за завершением сооружения комплекса (стоимость этапа - $2.8 млн.), ввиду ухода из Одесского порта грузопотока минеральных удобрений. Так, по итогам 11 месяцев 2003г. падение объемов минеральных удобрений в порту составило -90.9% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), до 28.3 тыс.т. Причины - неблагоприятная ситуация на мировом рынке минеральных удобрений, а также отток российского транзита на порты России и Прибалтики.
На сегодня комплекс мощностью 1 млн.т. в год переориентируется на иной вид сыпучих грузов - зерно. Решение принято обеими сторонами - Одесским портом и инвестором. Согласно
процедуре, изменение бизнес-плана означает аннулирование первоначального инвестиционного проекта (первого из реализуемых ныне на территории СЭЗ "Порто-франко") и регистрацию нового.
Со своей стороны, порт берет на себя контроль финансовых обязательств инвестора, а также его обязательств по привлечению грузопотоков зерна (вплоть до применения штрафных санкций).
Тарифная политика Украины на 2004 фрахтовый год: понижающие коэффициенты
Согласно распоряжению Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця"), с 1 января 2004г. вступили в силу понижающие коэффициенты к ставкам Тарифной политики железных дорог Украины на 2004 фрахтовый год. Диапазон скидок - от 0.37 (уголь каменный, бурый) до 0.93 (грузы, не указанные в перечне (кроме нефтепродуктов), а также порожние контейнеры).
Основную номенклатуру грузов, предусмотренных перечнем, составили: рудные (0.40-0.43); черные металлы, лом (0.63); чугун (0.56); цветные металлы (0.67); древесина (0.59); кокс (0.42); зерногрузы (0.62); сахар (0.75); рефгрузы (0.73); сера (0.42); цемент (0.42); удобрения (0.51-0.57). Основную номенклатуру налива составили: жидкие технические и пищевые грузы (0.70); метанол (0.40); аммиак (0.41); сжиженные газы, углеводороды (0.58). При перевозке грузов в частных вагонах и контейнерах применяется дополнительный
понижающий коэффициент 0.85.
Срок действия скидок - до 30.06.2004 г. (включительно).
Согласно данным Минтранса Украины, объемы перевалки наливных грузов портами ведомственного подчинения за период 11 месяцев составили 33.1 млн.т. (+17.8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).
Перевалку вели 10 из 18 государственных портов Украины, в т.ч.: Одесский (19 млн.т., +3%); Феодосийский (9.29 млн., +72.1%); Южный (3.58 млн., +17.2%); Ильичевский (0.517 млн., +69%); Ренийский (0.295 млн., -40%). Доля остальных портов, работающих с наливом (Бердянский, Измаильский, Мариупольский, Николаевский, Севастопольский порты) составила совокупно порядка 1.1% общеукраинских объемов морской перевалки наливных грузов.
Превалирующими темпами развивалась перевалка транзитных наливных грузов (+29%, до 25.32 млн.т.) на фоне падения остальных составляющих: экспорт - 8%, до 7.39 млн.т.; импорт - -24.6%, до 69.4 тыс.т., каботаж - 6.4%, до 322 тыс.т. Лидировали по темпам
роста отдельных составляющих порты: Ильичевский (транзит +739%, до 72.2 тыс.т.; экспорт +58.7%, до 0.44 млн.т.); Феодосийский (транзит +79.2%, до 9.20 млн.т.); Бердянский (экспорт +143%, до 0.158 млн.т.); Севастопольский (каботаж +53.8%, до 0.191 млн.т.).
В Мариупольском морском торговом порту сдан в эксплуатацию новый объект - глубоководный причал N18 для универсальных грузов. Расчетный грузооборот комплекса - 0.635 млн.т. в год при мощности единовременного хранения порядка 0.1 млн.т.
Объект включает берегоукрепительные, волно- и ледозащитные сооружения, причальный фронт, железнодорожные подъездные пути, складские площади (10 тыс. кв. м). Перегрузочные мощности комплекса составят портальные краны украинского производства "Марк-45" (2 ед.). Совокупная стоимость объекта - порядка $7.5 млн. за счет средств порта.
Две блондинки стоят в аэропорту в очереди на таможенный досмотр. Одна, задумчиво глядя на самолеты, говорит: - Слушай, я не пойму никак - зачем самолеты угоняют, они же большие, их же потом не спрячешь никуда. Вторая, ненадолго задумавшись: - Дура, их же в воздухе угоняют, когда они маленькие.