Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: СВЯТАЯ РУСЬ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (62)


Добрый день всем подписчикам. Продолжим знакомство с книгой О.Платонова "История Русского народа в ХХ веке".

В сегодняшнем выпуске читайте о самодержавии, православии, крестьянской общине и рабочих артелях накануне ХХ века.

В дальнейшем мы покажем, что в здоровом организме словно раковая опухоль появились враждебные, разрушительные силы, которые и нанесли России предательский удар в спину в 1917.

 

Русское государство конца XIX - начала XX века - самодержавная

монархия, имевшая особое значение в системе ценностей Русской ци-

вилизации. Для коренного русского человека идея монархии выражала

подчинение всех его интересов и желаний высшей правде, которая оли-

цетворялась в образе Царя.

   Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глу-

бокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был вопло-

щением Родины  и Государства, символом России, неразделимо связан-

ным с именем Бога. "Русский Бог - велик, - считал русский чело-

век, - русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит,

Русский народ - царелюбивый".

   В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей

Русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало

Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг "За Бо-

га, Царя и Отечество" выражал ядро национальной идеи, доступной

любому русскому.

   Царская власть в России, справедливо отмечал И. Солоневич, была

функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и

восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал вся-

кие попытки ее ограничения.

   Вся полнота законодательной и исполнительной власти в России

принадлежала Царю. При нем существовал Государственный Совет, на-

значаемый самим Царем, который обсуждал проекты законов, но при-

нимать их не мог. Право издавать законы принадлежит только Царю.

Он же назначал всех министров, причем председателя Совета Минис-

тров или премьер-министра (вплоть до 1905 года) не существовало. Его

роль выполнял сам Царь.

   Русский Царь был  также главой Русской  Православной Церкви.

Традиционно не касаясь церковных догматов, Царь назначал епископов

по представлению высшей церковной коллегии - Святейшего Синода.

   Его же властью осуществлялось пополнение или изменения самого

Святейшего Синода.

   Царь был главой русского воинства, назначал по своему усмотрению

на высшие командные должности.

 

                                   

   Если Верховная власть в России сходилась в руках одного человека -

Царя, то власть на местах строилась на принципах самоуправления.

   В стране существовала самая развитая система местного самоуправ-

ления, доставлявшая гармоничное сочетание - самоуправление кресть-

янских общин и волостей, самоуправление земств городов и уездов, са-

моуправление дворянского и мещанского сословий.

   Конечно, самой совершенной формой русского самоуправления бы-

ло самоуправление крестьян. Жители одной или нескольких деревень

составляли мир, сельское общество, обязательно со своим демократи-

ческим собранием - сходом - и своим выборным управлением - ста-

ростой, десятским, сотским.

   На сходах демократическим путем обсуждались дела по общинному

владению землей, раскладу податей, приселению новых членов общи-

ны, проведению выборов, вопросы пользования лесом, строительство

плотин, сдача в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц,

согласие на отлучку и удаление из общины, пополнения общественных

запасов на случай стихийных бедствий и неурожаев.

   На сходах отдельных селений (чаще составлявших только часть об-

щины)  демократически регулировались все стороны трудовой жизни

села - сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ; дела,

связанные с лугами ("заказы" лугов, выделение вытей, жеребьевки, аук-

ционы); починка дорог, чистка колодцев, строительство изгородей, на-

ем пастухов и сторожей; штрафы за самовольные порубки, неявку на

сход, нарушение общинных запретов; семейные разделы и выделы, мел-

кие преступления; назначение опекунов; конфликты между членами

общины и некоторые  внутрисемейные конфликты; сборы денег на об-

щие расходы селения.

   Несколько сельских общин образовывали волость. Высшим органом

волости был волостной сход, собиравшийся в большом торговом селе

и состоявший из сельских старост и выбранных крестьян (по одному

из десяти дворов). Но это совсем не означало, что на сход не могли

прийти другие крестьяне, желавшие участвовать в собрании. Волостной

сход выбирал волостного старшину (как правило, на три года), волост-

ное правление (собственно, это были старшины и все старосты волос-

ти) и волостной суд.

   Волостное правление вело книги для записывания решений схода, а

также сделок и договоров (в том числе трудовых), заключенных крес-

тьянами как между собой, так и с посторонними для волости лицами.

Вся бумажная  работа велась волостным писарем, который, конечно,

был важным лицом  в деревне, но крестьянского схода побаивался, ибо

всегда мог быть с позором изгнан. Да и волостного старшину крестья-

не не больно боялись. Знали, коль старшина начнет злоупотреблять до-

верием общества, то его в следующий  раз не выберут или убавят

жалованье.

   Выборный  сотский выполнял  полицейские функции: наблюдал за

чистотой в селеньях, за чистотой воды в речках, за пожарной безопас-

ностью, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкаче-

ственных продуктов, за проведением торговли с надлежащими свиде-

тельствами.

   Кроме руководителей на крестьянских сходах по мере необходимо-

сти выбирали ходатаев по общественным делам, челобитчиков в гу-

бернский или столичный город. Такие ходатаи звались мироедами (не-

гативный смысл у этого слова появился позже, а тогда это означало

людей, живших на мирской счет во время своей командировки по об-

щественным делам).

   В каждой волости на крестьянском сходе избирался волостной суд

из четырех судей - крестьян-домохозяев, достигших 35 лет, грамотных,

пользующихся уважением среди односельчан.

   В волостном суде, руководствуясь местными крестьянскими обыча-

ями, дела разбирались по совести, стараясь склонить спорящих к при-

мирению. Конечно, права волостного суда ограничивались мелкими

спорами и тяжбами, хотя и могли разбираться дела по мелким кражам,

о мотовстве, дела, связанные с наказанием пьяниц и других нарушите-

лей общественной нравственности. Волостные суды имели право при-

говаривать виновных к денежным взысканиям до 30 руб. и к аресту на

хлебе и воде до 30 дней.

   Земские самоуправления  охватывали около половины населения

России и имели по закону более широкую сферу деятельности, чем са-

моуправления в других государствах.

   "Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, - писал князь

А.И. Васильчиков о развитии в России учреждений земского само-

управления, - выступили на поприще общественной жизни... ни одно-

му современному народу европейского континента не представлено та-

кого широкого участия во внутреннем управлении, как русскому". Зем-

ские учреждения существовали на уровне губерний, уездов, сами изби-

рали свои руководящие органы, формировали структуру управления,

определяли основные направления своей деятельности, подбирали и

обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинанси-

рования, имели право для покрытия своих расходов вводить специаль-

ные налоги. Источником средств земств служили поступления от сбо-

ров на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доход-

ных домов. Главный  упор деятельности земских учреждений был на

школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику,

страхование, агрономию, поддержание дорог.

   В Положении  о земских учреждениях подчеркивалось, что "заведо-

вание земскими делами уездов и губерний предоставлено самому насе-

лению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное

предоставляется в распоряжение частного лица, хозяйство обществен-

ное - распоряжению общества". Идея земского самоуправления, непо-

средственно связанная с идеей общинного самоуправления, была близ-

ка и понятна русскому человеку.

   Земские самоуправления избирались тремя группами населения -

крестьянами, землевладельцами и горожанами, в зависимости от разме-

ров вносимых ими налогов. В городах домовладельцы избирали город-

ские думы, которые, в свою очередь, формировали из своего состава го-

родские управы во главе с городским головой,

   Можно  было бы еще долго перечислять формы самоуправления, су-

ществовавшие в дореволюционной России, - достаточно назвать само-

управление казачьих земель, самоуправление университетов, само-

управление национальных   территорий, например  Финляндии   и

Средней Азии.

   У русского общественного строя был органический недостаток -

изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся

обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации

прав со стороны центральной власти. Пока соотношение прав местно-

го самоуправления и центральной власти определялось традиционны-

ми, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока цен-

тральная власть носила в известном смысле отеческий характер, проти-

воречия между центром и местами были невелики. Однако по мере

усиления центральной власти и вытеснения традиционных правитель-

ственных форм заимствованными с Запада бюрократическими учреж-

дениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправле-

ния в пользу центра. Процесс этот имел характер национальной ката-

строфы, так как подрывал стержневую основу народного уклада жиз-

ни. Развитие демократических традиций в России и в Западной Евро-

пе, особенно начиная с XIX века, осуществляется не в пользу нашей

страны. Если Западная Европа совершенствовала свои демократичес-

кие основы, расширяла права личности, обогащая их духом коллекти-

визма и народности, то у нас правящий класс, воспитанный на запад-

ноевропейской культуре, намеренно тормозит развитие и совершенст-

вование народных демократических принципов общины (считая их от-

жившими,  отсталыми) и вместе с тем не критически насаждает запад-

ноевропейские идивидуалистические принципы  демократии. Русские

патриоты справедливо отмечали, что разрушение монархии подорвет

традиционную стержневую связующую  часть государственного устрой-

ства России (которая, несмотря на узурпацию прав местных самоуправ-

ляющихся  обществ, продолжала выполнять свои функции). В резуль-

тате страна может распасться на ряд обособленных образований и тер-

риторий, способных на самоуправление, но без навыков более широкой

организации.

 

Итогом исканий русской духовной мысли в понимании Самодержа-

вия стала формулировка отца Павла Флоренского. "В сознании Русско-

го народа, - писал он, - Самодержавие не есть юридическое право, а

есть явленный Самим  Богом факт, - милость Божия, а не человечес-

кая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу поня-

тий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выво-

дится из внерелигиозных посылок, имеющих  в виду общественную и

государственную пользу".*2

   Эту формулировку эмоционально дополняет вывод писателя В. Ро-

занова, что царская власть есть чудо. В царской власти и через ее та-

инственный институт, считает он, побеждено чуть не главное зло мира,

которое никто не умел победить и никто его не умел избежать: злая во-

ля, злое желание, злобная страсть. Злоумыслить что-нибудь на Царя и

отказать ему в повиновении - ужасная вещь в отношении всей исто-

рии, всего будущего, тысячи лет вперед. Вот отчего истребление вся-

ких врагов Государя и всякой вражды к Государю есть то же, что осу-

шение болот, что лучшее обрабатывание земли, что дождь для хлеба.

Никакого черного дня Государю, все дни его должны быть белы - это

коренная забота народа.*3

   В целом русская духовная мысль со все большей глубиной обосновы-

вает главную формулу Русской цивилизации, выражающуюся в святой

триединой соборности: Самодержавие - Православие - Народность. В

ней нет ничего случайного. Каждый элемент "выстрадан, вымолен, выпрошен у Бога".

 

  Перед своим падением великая Русская цивилизация, Святая Русь,

явила человечеству две идеально духовных личности - Царя Нико-

лая II и святого праведника Иоанна Кронштадтского, воплотивших в себе все лучшие духовные черты Русской цивилизации.

Царь Николай  Александрович  Романов родился  6 мая  (ст. ст.)

1868 года, в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального.

   Детей в семье было пятеро - Николай (самый старший), Георгий,

Ксения, Михаил и Ольга. Отец приучал своих детей спать на простых

солдатских койках с жесткими подушками, утром обливаться холодной

водой, на завтрак есть простую кашу.

   Николай был немного выше среднего роста, физически хорошо раз-

вит и вынослив - сказывались результат отцовской выучки и привыч-

ка к физическому труду, которым он хоть понемногу, но занимался всю

жизнь.

   Царь имел "открытое, приятное, породистое лицо". Все знавшие Царя

и в молодости, и в зрелые годы отмечали его удивительные глаза, так за-

мечательно переданные в известном портрете В. Серова. Они вырази-

тельны и лучисты, хотя в их глубине таится грусть и беззащитность.

   Воспитание и образование Николая II проходили под личным руко-

водством его отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских

условиях. Учебные занятия будущего Царя велись по тщательно разра-

ботанной программе в течение тринадцати лет. Первые восемь - посвя-

щены предметам гимназического курса, с заменой классических языков

основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии.

 

 

Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской

литературы, французского, английского и немецкого языков (которыми

Николай  овладел в совершенстве). Следующие пять лет посвящались

изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходи-

мых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось вы-

дающимися  русскими учеными  с мировыми  именами: И.Л. Янышев

учил каноническому праву в связи с историей Церкви, главнейшим от-

делам богословия и истории религии; Н.X. Бунге - статистике, поли-

тической экономии и финансовому праву; К.П. Победоносцев - зако-

новедению,  государственному, гражданскому  и  уголовномуправу;

М.Н. Капустин - международному  праву; Е.Е. Замысловский - по-

литической истории; Н.Н. Бекетов - химии; Н.Н. Обручев - военной

статистике; Г.А. Леер - стратегии и военной истории; М.И. Драгоми-

ров -  боевой подготовке войск; Ц.А. Кюи - фортификации.

   Чтобы будущий Царь на практике познакомился с войсковым бытом

и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы.

Сначала два года Николай служит в рядах Преображенского полка, ис-

полняя обязанности субалтерн-офицера, а затем ротного командира.

Два летних сезона Николай проходит службу в рядах кавалерийского

гусарского полка взводным офицером, а затем эскадронным команди-

ром. И наконец, будущий Император проводит один лагерный сбор в

рядах артиллерии.

   Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, при-

глашая участвовать в занятиях Государственного Совета и Комитета

Министров.

   В программу образования будущего Царя входили путешествия по

различным  областям России, которые Николай совершал вместе с от-

цом. В качестве завершения своего образования будущий Николай II

совершил кругосветное путешествие. За девять месяцев он проехал Ав-

стрию, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а далее сухим

путем через всю Сибирь.

   К 23 годам своей жизни Николай - высокообразованный человек с

широким  кругозором, прекрасно знающий русскую историю и литера-

туру, в совершенстве владеющий основными европейскими  языками

(хотя читать он предпочитал произведения русских авторов). Блестя-

щее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и зна-

нием духовной литературы, что было не часто для государственных де-

ятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к

России,. чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала

близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским

основам, традициям и идеалам.

 

   "Во внешности Николая  II, - писала жена английского посла Бью-

кенена, - было истинное благородство и обаяние, которое, по всей ве-

роятности, скорей таилось в его серьезных, голубых глазах, чем в жи-

вости и веселости характера".

 

 

   Характеризуя личность Николая II, немецкий дипломат граф Реке

считал Царя человеком духовно одаренным, благородного образа мыс-

лей, осмотрительным и тактичным. "Его манеры, - писал дипломат, -

настолько скромны и он так мало проявляет внешней решимости, что

легко прийти к выводу об отсутствии у него сильной воли; но люди,

его окружающие, заверяют, что у него весьма определенная воля, кото-

рую он умеет проводить в жизнь самым спокойным образом". Упорную

и неутомимую волю в осуществлении своих планов отмечает большин-

ство знавших Царя людей. До тех пор пока план не был осуществлен,

Царь постоянно возвращался к нему, добиваясь своего.

   Православие было животворящей  силой, совершавшей свое великое

служение на благо Русского народа. По данным переписи 1897 года,

70% населения страны принадлежало к Русской Церкви. Православие

духовно-нравственно скрепляло национально-государственные начала

России, для русского человека оно было больше, чем просто религия,

а глубокая духовно-нравственная основа жизни, главное в которой -

добротолюбие. Русское Православие развивалось как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности.

Духовным символом  Русской Церкви эпохи Николая II является

святой праведник Иоанн  Кронштадтский. Выходец из  бедной семьи

глухого северного села, Иоанн глубочайшей верой достиг высочайшего

духовного возвышения. Будучи священником  в Андреевском соборе

Кронштадта, Иоанн приобрел широкую  известность своей праведной

жизнью  и богоугодными делами. При Кронштадтском соборе его уси-

лиями  было открыто "приходское попечительство для помощи бед-

ным", а позднее первый в России "Дом трудолюбия", в котором рабо-

тало 25 тыс. человек.

   Иоанн Кронштадтский основал четыре монастыря, построил множе-

ство церквей, а главное - создал широкое народное движение. На свя-

того, отмечал А.П. Чехов, "с надеждой были обращены взоры всего на-

рода". Церкви, в которых он служил, всегда были переполнены людь-

ми, со всех концов России к нему тянулись богомольцы за молитвой и

советом.

 

   Святой  Иоанн  Кронштадтский  незадолго до  своей кончины  в

1908 году грозно пророчествовал о будущих судьбах России.

"Для всех очевидно, - писал святой Иоанн, - что Царство Русское

колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, быв-

шее столь твердым, могущественным и славным Царство Русское ны-

не так расслаблено, обессилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого,

что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, в

большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непо-

колебимая вовеки вечная держава. Коим твердо держатся в дивной гар-

монии небо и земля - столько веков. Вот отчего Царство наше колеб-

лется; и одно ли Русское Царство, занимающее шестую часть земли, ко-

леблется от безбожия и анархии? Нет, колеблются и трясутся все цар-

ства земные, оставившие веру истинную; а некоторые царства и горо-

да, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира

за неверие и беззаконие. И чем дольше существует мир прелюбодей-

ный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше

слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мира он совсем сдела-

ется трупом и дымящеюся головнею, которая совсем истлеет от послед-

него страшного, всеобщего огня: "ибо земля и все дела на ней сгорят",

по Апостолу, и "мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Бо-

жию, на которых живет правда".

 

   Одним из главных центров духовного возрождения Святой Руси бы-

ла Оптина пустынь, прославившаяся подвигом благодатного старчест-

ва, продолжившего древнерусскую традицию "умного делания". Высо-

кая духовность старцев стала привлекательной силой для многих рус-

ских людей, особенно из образованного общества. Великие русские пи-

сатели и мыслители приходили к старцам за советом и помощью. "Ве-

ликий подвиг оптинских старцев состоял в том, что они не оттолкну-

ли интеллигенцию, почувствовали порыв благой воли, но в то же вре-

мя не поддались соблазну стушеваться перед громкими именами Гого-

ля, Достоевского, Толстого и других. Оптинские старцы могли дать ли-

тературному произведению оценку гораздо более глубокую, чем самая

внимательная критика, так как они были напитаны духовностью"

В царствование Николая II русское крестьянство, составлявшее око-

ло 80% всего населения, было самым многочисленным сословием Рус-

ского государства, наиболее полно сохранявшим и оберегавшим осно-

вы и традиции Святой Руси. Сохранить свои традиции крестьянам поз-

волили общины,  тысячелетние навыки самоуправления и самооргани-

зации. Крестьянский общинный мир  являлся коллективным собствен-

ником земли. Община была ответственна за каждого своего члена и са-

мостоятельна во всем, что касалось ее внутренних дел. Община брала

на соцобеспечение своих членов. "... Каждый член общества трудится,

выходя на работу для вспашки поля или уборки урожая у захворавше-

го домохозяина или бедной вдовы, выходит ли на постройку сгоревшей

у кого-либо из членов избы, платит за участки, отведенные беднякам,

больным, старым, сиротам, за отпускаемые им бесплатно: лес на почин-

ку избы, материал на изгороди и отопление, хоронит их за свой счет,

вносит подати за разорившихся, поставляет лошадей для обработки по-

ля хозяину, у которого они пали или украдены, несет хлеб, холст и про-

чее погорельцу, поит, кормит, одевает сирот, поселенных в его избе и

многое другое..."

   Крестьяне очень дорожили общиной и не стремились расстаться с

ней. А такая возможность им была дана еще "Положением" от 19 февра-

ля 1861 года, которое включало два пункта, имевших антиобщинный ха-

рактер. По первому из этих пунктов двумя третями членов общины мо-

жет быть поставлен приговор о переходе от общинного владения к по-

дворному; по второму пункту - допущен был выкуп надельной земли в

течение известного времени, после которого земля поступает в собствен-

ность лиц, выкупивших ее.*1  Как известно, потребовался насильственный

нажим на крестьян, чтобы они начали выходить из общины.

   Крестьянин, выросший на традиционной крестьянской культуре, по

своей натуре был глубоко цельным человеком. Цельность крестьянина

обеспечивалась духовно-нравственным богатством крестьянской куль-

туры, и изъятие, разрушение каких-либо элементов этой культуры не-

избежно вели к деградации личности.

   Традиционная крестьянская культура - накопленный и отшлифо-

ванный веками духовно-нравственный строй жизни - добродетельное

отношение к ближнему, любовь к земле, добросовестное и любовное

отношение к труду не как к проклятью, а как к высшему нравствен-

ному долгу, потребность в труде. Причем именно трудовые отношения

стали ядром, центром традиционной крестьянской культуры. Сельско-

го труженика  отличало  глубочайшее презрение  ко всем  видам

паразитизма.

   Веками вырабатывались ритм  и нормы труда -  согласование от-

дельных этапов трудового процесса, режим дня, соотношение, начало и

завершение сезонных работ. Работа крестьянина в поле велась со ста-

ранием и любовью, почти священнодействием.

 

Высокий духовно-нравственный потенциал традиционной крестьян-

ской культуры был надежной гарантией против духовного разложения.

Пьянство в крестьянской среде было чрезвычайным делом. Еще в на-

чале нашего века абсолютное большинство крестьян пило только по

большим  праздникам. Были, конечно, на селе пьяницы, глубоко прези-

раемые сельчанами. Рассказы о чуть ли не поголовном пьянстве доре-

волюционных  крестьян являются грубой позднейшей выдумкой.

 

 

   Для врагов Русского государства было отчетливо ясно, что его ста-

билизирующей  силой является крестьянство, самоуправляемое в рам-

ках общины.  Следовательно, чтобы разрушить Русское государство,

нужно было подорвать крестьянство, к чему вел единственный путь -

уничтожение общины.

 

Традиционная крестьянская культура служила главной опорой рус-

ского государственного строя - монархии. Это понимали даже враги

Самодержавия. Как  справедливо отмечала масонка А. Тыркова-Виль-

ямс, к началу XX века Самодержавие опиралось не столько на дворян,

сколько на крестьян, которые были органично с ним связаны.

Русские рабочие в значительной своей части были плоть от плоти

крестьянами. Многие из них, числясь крестьянами по паспорту и вы-

полнив летом сельскохозяйственные работы, шли зимой на заработки

на фабрики. Еще в конце XIX века на некоторых фабриках Московской

губернии до 80% рабочих летом уходили на полевые работы. Число от-

хожих рабочих постоянно росло, составив в 90-е годы около 7 млн. че-

ловек. Во многих русских губерниях, особенно на Урале, рабочие неред-

ко жили в собственных домах, имели покосы и огороды, держали коров,

мелкий скот, домашнюю птицу.

Полукрестьяне, полурабочие несли в се-

бе все черты крестьянской культуры труда - трудолюбие, старатель-

ность, добросовестность и, главное, склонность к общинным и артель-

ным  формам труда. Русская рабочая артель являлась одним из устоев

народной жизни. Она  была добровольным товариществом совершенно

равноправных работников, призванных на основе взаимопомощи и вза-

имовыручки  решать практически любые хозяйственные и производст-

венные задачи. Объединение людей в артель не только не ограничива-

ло дух самостоятельности и предприимчивости каждого артельщика, а,

напротив, поощряло его. Мало того, артель удивительным образом поз-

воляла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и да-

же обособленному труду с коллективными усилиями. Подчеркивая са-

мостоятельность и равноправие членов артели, старинная пословица

гласила: "Артели думой не владати. Сто голов - сто умов".

   Равноправием артели резко отличались от капиталистических пред-

приятий; попытки  эксплуатации одних членов артели другими, как

правило, жестко пресекались (в этом плане артель была антикапитали-

стической организацией). Причем равноправность не нарушалась пре-

доставлением каждому из членов распорядительной функции, так как

каждый из членов мог быть назначен товарищами на ее выполнение. В

некоторых артелях распорядительная функция выполнялась поочеред-

но каждым  из артельщиков. Равноправие, конечно, не означало урав-

ниловки - распределение дохода осуществлялось по труду.

   Еще в конце XIX века артельные формы труда широко применялись

на русских заводах и фабриках.

 

   Древний навык  к артельным формам рабочего труда служил пред-

посылкой к передаче предприятия в руки рабочего самоуправления:

коллективам предприятий, объединенных в рабочую артель. По мне-

нию Д.И. Менделеева, побывавшего в конце XIX века на уральских

металлургических заводах, многие из них могли бы быть переданы ар-

тельно-кооперативному хозяйству.

   В 1908 году артель из 100 человек взяла в аренду на 25 лет Дедю-

хинский солеваренный завод. "Завод был сдан в жалком полуразрушен-

ном виде, так что оказался необходимым крупный ремонт. После энер-

гичных строительных работ летом 1909 года была пущена в ход первая

варница, затем вторая и третья, и в течение первого же года своей де-

ятельности артельный завод выпустил около полумиллиона пудов со-

ли высокого качества".*1

   Попытки рабочих взять заводы в аренду и работать там на артель-

ных началах неоднократно отмечались и перед самой революцией….

   Патриотическое движение России конца XIX - начала XX века но-

сило здоровый характер, вызывалось чувством самосохранения русской

нации. Оно не было направлено на угнетение или подавление других

народов, а лишь отстаивало хозяйские права русских на своих терри-

ториях.

Великим  событием русской жизни начала двадцатого века стали

труды  выдающегося   русского богослова  и  духовного  писателя

С.А. Нилуса, сыгравшего большую роль в формировании православно-

патриотического сознания русских людей.

С.А. Нилус внес огромный вклад в исследование роли и значения

масонства в борьбе сил тьмы против Русской Церкви. В книге "Близ

есть, при дверех" он дает определение масонства с позиции православ-

ной веры:

   1) франкмасонство есть тайное общество христиан-отступников

вместе с язычниками, негласно руководимое вождями еврейского наро-

да и имеющее целью разрушение Церкви Христовой и  монархической

государственности, преимущественно же христианской;

 

   2) франкмасонство есть анти-Церковь, или церковь сатаны, преддве-

рие церкви грядущего антихриста;

   3) франкмасонство есть "Вавилон", "блудница великая, сидящая на

водах многих" (Откр. 12, 13);

   4) франкмасонство есть "тайна беззакония" (2 Сол. 2, 7);

   5) франкмасонство есть продолжение на земле начатого на небе бун-

та сатаны против Бога>.

   Одним из ярких выразителей русского патриотического движения

конца XIX века (понимавшим, подобно Нилусу, корни зловещего заго-

вора против России) был С.Ф. Шарапов, замечательный русский мыс-

литель и публицист, издатель ряда печатных органов, и в частности,

"Русское дело" и "Русский труд", автор многочисленных книг и статей.

Шарапов  выступал за сохранение и развитие коренных начал Русско-

го народа, и прежде всего общины, артели, местного самоуправления.

 


В избранное