Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Пётр I : великий реформатор или предатель? (53)


Дорогие друзья. Я хочу сегодняшним выпуском начать обсуждение Эпохи Петра I.  Какова же истинная роль преобразований Петра, о которых нам прожужжали все уши придворные либеральные, а  позже советские историки ?
    Если Вы прочли главы из книги Прониной об Иване Грозном, то , пожалуй помните, что не меньше усилий, чем в борьбе с внешним врагом, а пожалуй и больше потребовалось от великого царя в борьбе с внутренней изменой. Измена стала , пожалуй , нормой в 19 веке, в особенности среди русской интеллигенции и дворянства.  И как измена пришла на Великую Святую Русь?  Моё мнение - была превнесена князьями-иудеями ( Владимиром, Ярославом Мудрым ) с времён Крещения Руси.
Мы вернёмся ещё к теме измены, но что важно здесь увидеть.  Если истинно народный царь Иван IV боролся с изменой, и тем спас Русь в последующее страшное Смутное время, то царь, которого хвалить не устают и либералы Царской России и большевики, если можно так сказать, легализовал государственную измену : "Перестань быть русским и ты окажешь великую услугу Отечеству".
   И так начнём ?

Несмотря на мнение официальной исторической науки и явное возвеличивание Петра, деяния его отнюдь не однозначны. Никто не отрицает исключительной жестокости Петра и мало кто не согласится с явной безнравственностью царя и с его русофобией, но все ( почти все ) готовы всё простить Петру, оправдывая все преступления необходимостью его реформ для России того времени...
А действительно ли России нужно было "окно в Европу" ? А оправдывает ли цель средства? ( абсолютно чуждо русскому менталитету ) Какова была истинная роль и цель в "деяниях" Петра? Кто стоял за его реформами?
Я думаю, что понять истинное значение эпохи Петра I крайне важно. Думаю с неё и начинаются основные беды....
Кто что думает по этому поводу?


Ну что ж, я начинаю поиск информации о Петре I... Вначале http://hrono.ru - этот сайт, скажем так, достаточно умеренный.

http://hrono.ru/biograf/bio_p/petr1.php

В целом давая деятельности Петра положительную оценку, Шихман и Сахновский вынуждены признать:

"Неустанный труженик, Петр I видел смысл жизни в укреплении государства, был жесток и ни в грош не ставил человеческую жизнь, даже если это была жизнь собственного сына, казненного им после жестоких пыток.
Современные исследования показали, что при Петре I налоги на душу. населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, подсчитанная еще П.Н. Милюковым, равна седьмой части населения." ( Шикман А.П. )
"...упадок нравов, проявившийся в Смутное время, все усиливающееся влияние иностранцев, под которое попал и Петр, не прекращавшееся брожение во всей стране в оба предыдущие царствования, раскол в Церкви и конфликт между царем и патриархом, произошедший при патр. Никоне, в соединении с обстоятельствами молодости Петра не могли дать иного результата.
Петр не учел, или не поспел учесть, что сила государства зиждется прежде всего в его Вере и в его самобытности. Но если реформы Петра не всегда приносили положительные результаты, то главным образом потому, что в последующий период начинавшие выявляться недостатки не только не были выправлены, но были чрезвычайно усилены и усугублены. Винить Петра Великого в этом бесспорном факте нет основания. Тем не менее в результате петровских преобразований России была навязана чуждая ей западная бюрократическая система управления, начался процесс разрушения духовных ценностей русской цивилизации, разрыв единства русского общества, отчуждения правящего класса и образованных слоев от народа." ( Н.Сахновский)

Среди почитателей и исследователей Петра I был и А.С. Пушкин. Надо сказать, что мнение Пушкина претерпело изменение к концу его жизни... Именно Пушкин называет Петра "великим засранцем" и даёт ему следующее определение:
"Петр I - одновременно Робеспьер и Наполеон на троне ( воплощение революции)" ( Пушкин "О дворянстве").


Надо сказать, что это определение и легло в основу названия книги Бориса Башилова о Петре -
кн. 2 — "Тишайший царь и его время (царствование Алексея Михайловича), Робеспьер на троне (Петр I и исторические результаты совершенной им революции)"
Эту книгу можно скачать бесплатно - 97 стр. посвящённых Петру I... что я и сделал и приступил к чтению...



Лев Толстой задумал написать роман про Петра и даже написал несколько сцен, но вникая глубже во времена Петровской эпохи, отказался от своего замысла, находя время Петра исключительно мрачным. Толстой даёт Петру уничтожающую характеристику:
"С Петра І начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории… Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует… Сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий — ящиком с водкой… Коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына… И не только не понимают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему. После него начинается ряд ужасов и безобразий подобных его царствованию... "
Л. Толстой ПЗТ. — М., 1936. — Т. 26. — С. 568


А вот мнение проф. Анисимов Е.В. о причине смерти Петра:

Я ЗАДАЛ ВОПРОС: Существует тайна смерти Петра Великого. Царь умер в результате политического заговора или от собственных болезней?
Профессор Анисимов Е.В. ответил:
– Пётр умер от последствий венерических болезней, которыми болел постоянно. У Петра был гарем. Жена Екатерина поставляла Петру девок. Пётр сожительствовал и с Меньшиковым, и с денщиками...!



Из современных исторических писателей, Петру посвятил своё исследование

"Зверь на престоле или правда о царстве Петра Великого" Алексея Мартыненко - доступно скачиванию ( 450 стр.)

А вот ещё одна достойная внимания статья:
http://www.sps.ru/?id=204847

 

 


В статье "Новая фаза русской литературы" А. Герцен, вождь русских
западников, дал следующую оценку результатов совершенной Петром
революции: "Петр I хотел создать сильное государство с пассивным народом.
Он презирал русский народ, в котором любил одну численность и силу, и
доводил денационализацию гораздо дальше, чем делает это современное
правительство в Польше.
Борода считалась за преступление; кафтан - за возмущение; портным
угрожала смерть за шитье русского платья для русских, - это, конечно, nec
plus ultra.
Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель
(интендант), иноземец только то и делали, что повторяли - и это в течении,
по меньшей мере шести поколений - повеление Петра I: перестань быть
русским и ты окажешь великую услугу отечеству".

Даже такой убежденный западник, как профессор Г. Федотов, и тот
признает, что:
"Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа,
переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством
(сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами
общества) - та пропасть, которую пытается завалить своими трупами
интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной,
совершается за счет другой - национальной. Школа и книга делаются
орудием обезличения, опустошения народной души.


В книге Г. Федотова "И есть и будет" ("Размышления о России и
революции") мы встречаем такие признания:
"Россия с Петра перестала быть понятной русскому народу. Он не
представлял себе ни ее границ, ни ее задач, ни ее внешних врагов, которые
были ясны и конкретны для него в Московском Царстве. Выветривание
государственного сознания продолжалось беспрерывно в народных массах
Империи".
"Петровская реформа, как мокрой губкой, стерла родовые
воспоминания. Кажется, что вместе с европейской одеждой русский
дворянин впервые родился на свет. Забыты века, в течение которых этот
класс складывался и воспитывался в старой Москве на деле государевом".
"Со времени европеизации высших слоев русского общества,
дворянство видело в народе дикаря, хотя бы и невинного, как дикарь Руссо;
народ смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Было бы
преувеличением говорить о взаимной ненависти, но можно говорить о
презрении, рождающемся из непонимания".
"Разумеется, за всеми частными поводами для недоброжелательства
зияла все та же пропасть, разверзшаяся с Петра. Интеллигенция, как
дворянское детище осталась на той стороне, немецкой безбожной, едва ли не
поганой"...
Такие признания делает Г. Федотов, убежденный западник, интеллигент
96 пробы.

"Со времени Петра I, - пишет, например, В. Шубарт, - русская
культура развивалась в чуждых формах, которые не выросли органически из
русской сущности, а были ей насильственно навязаны. Так возникло явление
псевдоморфозы культуры. Результатом был душевный надлом, отмеченный
почти во всех жизненных проявлениях последних поколений, та русская
болезнь, чьей лихорадкой, по крайней мере, косвенно, через самооборону,
охвачено сейчас все население земного шара. Это - пароксизм мирового
исторического размаха".

Из книги Бориса Башилова "Робеспьер на троне " :

Жестокость, безнравственность и самодурство Петра:

Предок знаменитого археолога Снегирева, Иван Савин рассказывал, что
в его присутствии Петр убил слугу палкой за то, что тот слишком медленно
снял шляпу.

Петр охотно принимал участие в розыске, пытках, казнях. В нем
причудливо сочетались веселый нрав и мрачная жестокость.


И в глумлениях над церковью, над прадедовскими традициями, над
живыми людьми, ни в чем Петр не знает удержу.
Полубояров, слуга Петра, пожаловался ему, что его жена отказывается
под предлогом зубной боли исполнять свои супружеские обязанности. Петр
немедленно позвал Полубоярову и, несмотря на ее крики и вопли,
немедленно вырвал ей зуб.
Один из птенцов гнезда Петрова, Ягужинский, заявил Петру, что он не
хочет жить с женой, а хотел бы жениться на дочери канцлера Головкина.
Желая унизить в лице Головкина старую аристократию, Петр объявил брак
расторгнутым, и велел заключить Ягужинскую в монастырь.
Увидев в Копенгагенском музее мумию, Петр выразил желание купить
ее для своей кунсткамеры. Получив отказ, Петр вернулся в музей, оторвал у
мумии нос, всячески изуродовал ее и сказал: "Теперь можете хранить".
Когда адмирал Головкин сказал, что ему не нравится уксус, Петр
схватил большой пузырек с уксусом и влил его содержимое в рот своему
любимцу.

"Петр сам рубил головы стрельцам, - пишет С. Платонов, - и
заставлял то же делать своих приближенных и придворных".
"По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно
курилось до 30 костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с
видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях".

Став сам к ужасу народа палачем, Петр хотел, чтобы палачами стали и
придворные. "Каждый боярин, - сообщает Соловьев, - должен был отсечь
голову одного стрельца: 27 октября для этой цели привезли сразу 330
стрельцов, которые и были казнены неумелыми руками бояр, Петр смотрел
на зрелище, сидя в кресле, и сердился, что некоторые бояре принимались за
дело трепетными руками". Ходили слухи, что один из стрельцов, которого
пытал Петр, плюнул ему в лицо, крикнув: "Вот тебе, собачий сын,
антихрист!"

Писатель Галицкий за то, что он назвал Петра Антихристом, был копчен на
медленном огне, над костром.

. Петр открыто презирал все народные обычаи. Он сбросил парчовые
царские одежды, нарядился в иноземные камзолы. Законную царицу заточил
в монастырь, а сам стал сожительствовать с "Монсовой девкой". Пьянствовал
с иностранцами, создал в Кокуе "всешутейший собор", кощунственную
пародию на православную церковь, церковные соборы и патриарха.

Брадобритие по понятию русских было грехом. Бороду должны носить все
православные. Только еретики бреют бороду. Петр, вернувшись из Европы
приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских
застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и
проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя
одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем.
4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в
иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах
русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского
платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.

В своей челобитной царю астраханские люди жаловались на
притеснения со стороны поставленных Петром иностранцев. "А полковники
и начальные люди немцы, - указывалось в челобитной, - ругаючись
христианству многие тягости им чинили и безвинно били в службах, по
постным дням мясо есть заставляли и всякое ругательство женам и детям
чинили". Иностранцы служилых людей и жен их "по щекам и палками били".
Полковник Девин тех, "кто придет бить челом и челобитчиков бил и увечил
на смерть, и велел им и женам, и детям их делать немецкое платье
безвременно, и они домы свои продавали и образа святые закладывали; и усы
и бороды брил и щипками рвал насильственно".

Бывало, что на первой неделе
поста, когда богобоязненные москвичи посвящали все время постам и
молитвам, "всепьянейший собор" [ всешутейший собор ] Петра в назидание верующих устраивал
шуточную покаянную процессию" "Его всешутейшество" выезжал
окруженный своими сподручниками в вывороченных полушубках на ослах,
волах или в санях, запряженных свиньями, козлами и медведями. Такое
подражание церковному богослужению в глазах народа было богохульством
и поруганием веры".

Петр любил уродовать все. Когда умер карлик Петра I "Нарочитая
Монстра", за гробом шли самые ужасные уроды, которых удалось собрать.
Похороны карлика Петр, как и все, что делал, превратил в кощунство и
издевательство. Издевался над живыми, издевался над прахом
Милославского, издевался над трупом своего "Нарочитого Монстры".
Великана-Гренадера, в детской распашонке вели на помочах два
карлика. Шесть ручных медведей везли в тележке спеленатого как младенца
крошечного карлика. В конце процессии шел Петр и бил в барабан.

Трудовой режим на Петровских фабриках и заводах мало чем отличался
от режима большевистских концлагерей. Работные люди надрывались над
работой от зари до зари, иногда по восемнадцать часов в сутки. В рудниках
работали по пояс в воде, жили впроголодь. Люди гибли сотнями от
недоедания, от непосильной работы, от заразных болезней. Тех, кто
протестовал против этого каторжного режима, ждало каленое железо, батоги,
кандалы. Для того, чтобы превратить ненавистную ему Московию в
"европейский парадиз", Петр не жалел людей. Кормили впроголодь.

. Петр в поисках новых плательщиков податей провел в
1710 г. новую перепись. В результате переписи обнаружилось
катастрофическое уменьшение населения, - сообщает М. Клочков в книге
"Население Руси при Петре Великом по переписям того времени". Убыль
населения "если вполне полагаться на переписные книги новой переписи,
отписки, доношения и челобитные, в 1710 году достигала одной пятой числа
дворов старой переписи; в ближайшие годы она возросла до одной четверти,
а к 1715 - 1716 году поднималась выше, приближаясь к одной трети (то
есть к 33%)".

Петр считал себя хорошим хирургом. В Петербургской кунсткамере
долгое время хранился целый мешок вырванных им зубов. На самом деле
Петр I был такой же плохой хирург, как и плохой правитель.
"Он выпустил однажды 20 фунтов жидкости у женщины с водянкой,
которая умерла несколько дней спустя. Несчастная защищалась, как только
могла...

Из книги Бориса Башилова "Робеспьер на троне " :

Внутренняя политика Петра:

Реформированный на европейский лад государственный аппарат
работал еще хуже старого. Единственно в чем он достиг успехов, это
страшное казнокрадство.
Петровские администраторы вели себя, как в завоеванной стране.

Начатая реформа не доводится до конца, как ее
сменяла новая.

Никаких законов в эпоху Петра фактически не существовало. Указ
следовал за указом. Разобраться в них не было никакой возможности. Где
много временных законов, там не может существовать никакой твердой
законности. "Созданные из другого склада понятия и нравов, новые
учреждения не находили себе родной почвы в атмосфере произвола и
насилия. Разбоями низ отвечал на произвол верха: это была молчаливая
круговая порука беззакония и неспособности здесь и безрасчетного отчаяния
там.

"...Петр был прав только для себя, для своего момента и для своего дела,
- указывает Л. Тихомиров. - Когда же эта система закабаления народа
государству возводится в принцип, она становится убийственной для нации.
Уничтожает все родники самостоятельной жизни народа. Петр же не
обозначал никаких пределов установленному им всеобщему закрепощению
государству, не принял никаких мер к тому, чтобы закрепощенная Россия не
попала в руки к иностранцам, как это и вышло тотчас после его смерти".

Петр устраивал истинно какую-то чиновничью республику, которая
должна была властвовать над Россией".
Во главе этой чиновнической республики, в итоге нелепого принципа
престолонаследия, введенного Петром I, в течения столетия стояли случайно
оказавшиеся русскими монархами люди. Эти случайные люди были
окружены стаей хищных иностранцев, которым не было никакого дела до
России и страданий русского народа.

Общий вывод Ключевского об административной
деятельности Петра следующий:
"Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом
нашей жизни. Правительственные ошибки, повторяясь, превратятся в
технические навыки, в дурные привычки последующих правителей, - те и
другие будут потом признаны священными заветами преобразователя".
"От государственной деятельности Петра не осталось и следа или
ненужный балласт, от которого долго не знали, как отделаться. "


Рассмотрим и вопрос о целесообразности создания Петром новой
столицы. Очень важно помнить, что создание Северного Парадиза вдали от
центра страны не есть оригинальный замысел самого Петра. И в этом случае,
как во всех своих замыслах, он только реализовал иностранный замысел.
Это реализация старого польского замысла, который созрел в головах
поляков, которые уже в Смутное время видя, - по словам одного
исследователя, - "плотность боярской и духовной среды, замыкавшейся
около государя, считали необходимым для проведения своих планов вырвать
царя из этой среды и перенести царскую резиденцию из Москвы куда-
нибудь в другое место". Польские политики правильно рассчитали,
что для того, чтобы уничтожить влияние сложившегося веками
государственного строя на верховную власть, столицу нужно создать где-то
на новом мосте, где бы власть не зависела от политических традиций страны.

Из книги Бориса Башилова "Робеспьер на троне " :

Внешняя политика Петра:

Ключевский так оценивает внешнюю политику Петра: "Петр следовал
указаниям своих предшественников, однако, не только не расширил, но еще
сузил их программу внешней политики.
Внешняя политика Петра была нисколько не лучше внутренней: она
была такая же непоследовательная и нелепая, как и внутренняя.
"У Петра зародился спорт, - пишет Ключевский, - охота вмешиваться
в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам
немецкого мира, Петр втягивается в придворные дрязги и мелкие
династические интересы огромной феодальной паутины. Ни с того, ни с
сего Петр впутался в раздор своего мекленбургского племянника с его
дворянством, а оно через братьев своих... поссорило Петра с его союзниками,
которые начали прямо оскорблять его. Германские отношения перевернули
всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов
друзьями, и он опять начал бросаться из стороны в сторону, едва не был
запутан в замысел свержения ганноверского курфюрста с английского
престола и восстановления Стюартов. Когда эта фантастическая затея
вскрылась, Петр поехал во Францию предлагать свою дочь Елизавету в
невесты малолетнему королю Людовику XV..."

Война Петра I с Швецией была самой бездарной войной в русской
истории. Петр совершенно не обладал талантом полководца. Если в Смутное
время, не имея правительства, Русь выгнала поляков за 6 лет, то Петр I, имея
огромное превосходство в силах, воевал с Швецией 21 год. Войны Петра -
это образец его бездарности как полководца. О начале Северной войны
историк Ключевский пишет следующее: "Редкая война даже Россию
заставала так врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена".


Начало Северной войны действительно одна из наиболее бездарных
страниц в истории русских войн. Но и дальнейший ход Северной войны был
также бездарен, как и ее начало. Во время Нарвской баталии Петру было 28
лет, его противнику Карлу XII - 18 лет. у Петра было 35 тысяч солдат, у
Карла всего 8 тысяч. И все же накануне битвы струсивший Петр покинул
свою армию, доверив ее авантюристу графу де-Круа, который в разгар битвы
сдался шведам вместе с остальными иностранными проходимцами,
командовавшими войсками Петра. В "Истории Северной войны" этот
малодушный поступок Петра Первого объясняется весьма неубедительно:
Петр Первый покинул Нарву накануне решительного боя, видите ли, "для
того, чтобы другие достальные полки побудить к скорейшему приходу под
Нарву, а особливо, чтобы иметь свидание с королем Польским".
Сколько же необходимо было войск для победы над 8-тысячным
отрядом Карла XII. Ведь Петр и так имел воинов больше, чем Карл, в пять
раз. Под Нарвой ведь были хваленые петровские войска. Северная война ведь
началась через 11 лет после восшествия Петра на престол. Этот срок
совершенно достаточный, чтобы улучшить армию, при отце Петра добившую
окончательно Польшу. И где, наконец, хваленый военный и
организационный гений Петра?
Против 15 тысяч шведов Петр сосредоточил в Прибалтике 60.000 своих
солдат. В начале кампании воевода Шереметев, командовавший отрядом
дворянской конницы, разбил 8-тысячный отряд шведов. То есть старый
Московский воевода с помощью старой Московской кавалерии разбил
такой же отряд шведов, который не могли под Нарвой разбить 35 тысяч
"реорганизованных" Петром войск, и от которого в страхе бежал Петр.
Летом 1702 года не гениальный Шереметев вторично разбил
шеститысячный отряд шведов. От 6 тысяч шведов в живых осталось только
560 человек. Итак первые победы над шведами были одержаны не Петром,
не его реорганизованными войсками, а дворянской конницей, которой
командовал пятидесятилетний Московский воевода. Шереметев участвовал и
во взятии Нотебурга. Шестидесятитысячным русским войском во время
похода в Польшу командовал Шереметев. Был захвачен Полоцк, занята вся
Курляндия. В сентябре 1708 года Шереметев разбил 16.000 отряд генерала
Левенгаупта, шедшего на соединение с Карлом XII.
Около Гродно Карл XII окружает русский отряд; что же делает
гениальный полководец? Вместо того, чтобы наступать, как действовал
Шереметев, он, по свидетельству Ключевского, снова впадает в малодушие:
"Петр, в адской горести обретясь... располагая силами втрое больше
Карла, думал только о спасении своей армии и сам составил превосходно
обдуманный во всех подробностях план отступления, приказав взять с
собой "зело мало, а по нужде хотя и все бросить". В марте, в самый ледоход,
когда шведы не могли перейти Неман в погоню за отступавшими, русское
войско, спустив в реку до ста пушек с зарядами... "с великою нуждою", но
благополучно отошло к Киеву".
Остается Полтавская "виктория", "перл" полководческого гения Петра.
Полтавская виктория это вовсе не переломный момент Северной войны, а
добивание остатков шведской армии, измотанной многократными
разгромами Шереметева и других полководцев.

 

 


В избранное