Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Возвращение родины

  Все выпуски  

Возвращение родины: Возвышение России в начале ХХ века ( 59 )


Добрый день всем подписчикам. Мы продолжаем чередовать в выпусках историю России ХХ века  с  эпохой Петра I.  Олег Платонов, осознав, что правдивых книг по истории Русского народа просто нет, взялся за титанический труд - написание такой истории в 20 томах. К сегодняшнему дню написаны первых 6 томов. 4-й том включает Историю Русского народа в ХХ веке. Это около 1500 страниц!  Стоит ли читать? Я прочёл пока половину. Не могу сказать, что согласен во всём с автором, но уверен, что книга должна быть прочтена каждым кому судьба, культура Русского народа небезразлична. Наряду с книгами Иванченко, Башилова, Ушкуйника, Прониной, Мегре, книги О.Платонова  должны стать настольными книгами в каждой истинно русской семье.
   Официальные историки утверждают, что Россия Николая II прогнила изнутри. Внутренняя слабость "тюрьмы народов" якобы и предопределила гибель России. А так ли это?
   Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований "Терновый венец России"  открывает  тайные  и  неизвестные
страницы истории Русского народа в XX веке. Обнаруженные в ранее секретных архивах документы и материалы  позволяют  совер-
шенно по-новому взглянуть на многие события  нашего  столетия.

"   Символом  экономического процветания России конца XIX - нача-
ла XX века является Великая Сибирская железная дорога, воплотив-
шая в себе все предыдущие хозяйственные достижения страны, явив
миру русское экономическое чудо. Дорога протяженностью 7416 кило-
метров в основном построена всего лишь за десять лет руками при-
мерно восьми тысяч русских строителей, объединенных в рабочие ар-
тели. В то время это был самый великий в мире экономический про-
ект, воплощенный в жизнь. Но Великая Сибирская железная дорога
была далеко не единственной, построенной в царствование Николая II.


Настоящий рывок в развитии российской промышленности
произошел в 1880-1913 годы, характеризуясь гигантскими темпами
роста промышленности и коренными качественными изменениями в
технике и технологии. За 1885-1913 годы промышленная продукция
России выросла в 5 раз, превысив темпы промышленного роста наи-
более развитых стран мира, заметно повысилось качество продукции,
снижались цены на промышленные товары.


   Политика защиты отечественного рынка от конкуренции западных
стран сыграла большую роль в становлении русской промышленности
в конце XIX - начале XX века. Ограничивая допуск в Россию ряда за-
рубежных товаров, русское правительство посредством ряда мер стиму-
лировало внутреннее производство. Аналогичной политики в то время
придерживались США   и Германия. Кстати говоря, таможенные барье-
ры в США  были значительно выше, чем в России, хотя в нашей стра-
не они охватывали более широкий ассортимент товаров,
   Одновременно с таможенным протекционизмом  Русское государст-
во осуществляет ряд целенаправленных мер на стимулирование разви-
тия промышленности -  освобождение от налогов, предоставление кре-
дитов и различных льгот, организация промышленных выставок и му-
зеев. Промышленные выставки учреждаются через каждые четыре года
на пятый попеременно в Петербурге, Москве и Варшаве.
   В конце XIX -  начале XX века осуществлялось коренное техничес-
кое перевооружение промышленности. Доля производственного накоп-
ления составляла 15-20% национального дохода, что было выше, чем
в США.


   Механизация производства проходила ускоренными темпами. Если в
1860 году было внедрено машин на 16,5 млн. руб., то в 1870 году уже на
65 млн. руб., а в 1913 году - на 340 млн. руб. Если в 1860 году в про-
изводстве работало механического оборудования на 100 млн. руб., в 1870
году - на 350 млн. руб., то в 1913 году - почти на 2 млрд. руб.*3, т.е.
ежегодно обновлялось около пятой части технического парка машин.
  Темпы роста производства средств производства на частных русских
предприятиях были в два раза выше темпов роста легкой и пищевой про-
мышленности. В результате удельный вес производства средств произ-
водства достиг 43% всей промышленной продукции, 63% оборудования и
средств производства, необходимых в промышленности, производились
внутри страны и только немногим более трети ввозилось из-за границы.

   Перестройка промышленного производства на основе коренного тех-
нического перевооружения и повышения качества рабочей силы при-
несла богатые плоды. Как по темпам роста промышленной продукции,
так и по темпам роста производительности труда Россия вышла на пер-
вое место в мире, опередив в этом даже США. Хотя по абсолютным
объемам продукции и производительности труда еще наблюдалось зна-
чительное отставание.

   Возникающие в России новые предприятия, как правило, использо-
вали новейшие достижения техники, технологии и организации произ-
водства. Концентрация производства на промышленных предприяти-
ях - самая высокая в мире.

   Заводов-гигантов с числом рабочих свыше  5000 насчитывалось в
Германии в 1907 году всего 12, тогда как в России в одном Петербур-
ге их было больше, чем во всей Германии (14 заводов). По всей же Рос-
сии заводов-гигантов насчитывалось 35.
   Промышленности   России принадлежит приоритет в разработке во-
просов научной организации труда.*2 Еще задолго до Ф. Тэйлора, "отца"
западной научной организации труда, в Московском высшем техниче-
ском училище  разрабатываются и внедряются рациональные методы
обучения кузнечному, токарному, слесарному и другим "искусствам".
Училище  получает золотые медали на мануфактурной выставке в Пе-
тербурге и на Всемирной выставке в Вене.


   Перед  первой мировой войной в России было восемь заводов, при-
менявших  в той или иной форме научную  организацию труда, тогда
как во Франции  зарегистрирован лишь один. Более широко научная
организация труда начинает применяться на оружейных заводах в го-
ды первой мировой войны.
   Вопреки  устоявшемуся мнению о каком-то особом зависимом поло-
жении  России от иностранного капитала общий  объем зарубежных
вложений  в промышленность составлял не более 9-14% всех промыш-
ленных капиталов, т.е. не больше, чем в основных западноевропейских
странах, что было связано с общей тенденцией к интернационализации
капитала. Отечественные предприниматели определяли всю промыш-
ленную политику  России. Иностранные капиталы, как правило, допус-
кались в те промышленные области, куда отечественные предпринима-
тели еще побаивались вкладывать свои капиталы. В стране было доста-
точно внутренних средств, чтобы вложить их в промышленность.

   За первое десятилетие царствования Николая II государственный
бюджет России  увеличился с 965 до 1947 млн. руб., т.е. более чем в
два раза. В 1902 году он в полтора и более раза превосходил госбюд-
жеты Англии, Франции, Германии, являясь первым по своим размерам.
Примерно  половину доходов бюджета составляли косвенные налоги и
около четверти - доходы государственного хозяйства (государствен-
ных заводов, фабрик, железных дорог и т.п.). Причем доходы государ-
ственных хозяйств выросли за десятилетия в 3,5 раза. Это означало,
что сосредоточение народных ресурсов происходило не только за счет
усиления налогообложения, но и путем развития государственного хо-
зяйства.

   На царствование Николая II приходится особый этап русского пред-
принимательства. Он связан с коренной структурной перестройкой
российского торгового и промышленного потенциала. В стране наблю-
дается чувство подъема, созидательного энтузиазма.
   Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом
мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных
отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т.п.) к фабри-
кантам передовых технологий, машиностроения и металлообработки.
Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений.
Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.
   Символом  предпринимательства новой эпохи становится деятель-
ность семьи Рябушинских и концерна Стахеева.


 За 1861-1913 годы уровень про-
изводства угольной промышленности вырос в 84 раза. К 1914 году Рос-
сия освободилась от иностранной зависимости в привозном угле. Спе-
циалисты предсказывали дальнейший очень значительный рост добы-
чи угля, особенно в Донецком бассейне.


   Общая  добыча нефти перед первой мировой войной составляла в
России 10 млн. тонн, или 18-19% общемировой добычи. По этому по-
казателю Россия занимала второе место после США.
   С 1884 года начинается широкий вывоз нефтепродуктов, главным
образом керосина, за границу. Одновременно ввоз американского керо-
сина сокращался и вскоре совершенно прекратился, чему содействова-
ли таможенные пошлины, установленные на заграничный керосин.


   Перед  первой мировой войной доля России в мировом производст-
ве чугуна достигла 6%. По производству стали Россия вышла на 4-е ме-
сто в мире, а по производству чугуна заняла пятое. Русские рельсы
шли  в Италию, Данию, Болгарию, Румынию, Аргентину, Мексику, Ки-
тай, Японию. Россия полностью удовлетворяла свою потребность в чу-
гуне, железе и стали за счет внутреннего производства.

В 1913 году выпускалось около 2 тыс. метал-
лорежущих станков. В результате потребность России в импорте зару-
бежных машин  и механизмов резко снизилась.

Перед революцией Россия почти всю  свою потребность в
хлопчатобумажных  изделиях покрывала собственным производством и,
более того, обеспечивала своими тканями многие зарубежные страны,
прежде всего Персию, Китай, Афганистан.

   По производству сахара Россия занимала второе место в мире, да-
вая пятую часть его мирового производства.


Русская кондитерская промышленность заваливала отече-
ственного потребителя тысячами сортов конфет и карамели, печенья и
пирожных, шоколадом  и какао, вареньем и мармеладом, халвой и пас-
тилой. То, что в предыдущие десятилетия употреблялось только бога-
чами, сделалось доступным самым широким слоям русских людей.


Новое сибирское маслоделие давало золота вдвое больше, чем вся
сибирская золотопромышленность. Россия стала крупнейшим   после
Дании поставщиком сливочного масла на мировом рынке. Для достав-
ки сибирского масла за границу установили особые ускоренные поезда
в составе вагонов-холодильников, из которых масло перегружалось в
пароходы-рефрижераторы, идущие  на  Запад. А дальше  начиналась
обычная западная махинация с русскими продуктами. Сибирское мас-
ло упаковывалось в другие обертки и продавалось под маркой либо
"парижского", либо "датского" масла.

   По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия
заняла первое место, выращивая больше половины мирового производ-
ства ржи, больше четверти пшеницы и овса, около двух пятых ячменя,
около четверти картофеля. Россия стала главным экспортером сельско-
хозяйственной продукции, первой "житницей Европы", на которую при-
ходилось две пятых всего мирового экспорта крестьянской продукции.
   Россия поставляла около половины мирового вывоза яиц и была аб-
солютным монополистом в экспорте льна.


Стремительный рывок в экономичес-
ком развитии России в конце XIX - начале XX века по своим масшта-
бам может быть сравним только с так называемым японским экономи-
ческим чудом после второй мировой войны. И ничего удивительного в
этом нет - как Россия, так и Япония обеспечили себе небывалый эко-
номический  успех соединением преимуществ  традиционной нацио-
нальной культуры хозяйствования с преимуществами, связанными с
внедрением новейшей техники и технологии.
   По  сравнению с дореформенным периодом промышленность России
выросла в 13 раз. Темпы экономического роста были самыми высоки-
ми в мире, а по отдельным отраслям просто гигантскими - производ-
ство стали возросло в 2234 раза, нефти - в 1469 раз, угля - в 694 ра-
за, продукции машиностроения - в 44 раза, продукции химии - в 48
раз. К началу первой мировой войны Россия перестала быть преиму-
щественно сельскохозяйственной страной: в 1912 году сельское хозяй-
ство дало продукции на 6,1 млрд. руб., а промышленность - на 5,6
млрд. руб.*1
   Экономически  Россия была единственной страной в мире, которая
приближалась к автаркии, т.е. имела такой хозяйственный уклад, кото-
рый позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независи-
мо от иностранного ввоза и вывоза. По отношению к внешнему миру
Россия была автономна, обеспечивая себя всеми необходимыми товара-
ми, и сама потребляла почти все, что производила. Высокие заградитель-
ные пошлины  на многие товары стимулировали внутреннее хозяйство.
Зарубежный импорт не имел для страны жизненного  значения. Доля
России в мировом импорте составляла немногим больше 3%, что для
страны с населением, равным десятой части всего человечества, ничтож-
на.

   Опережая западные страны по темпам экономического роста, Россия
вместе с тем по объему промышленного производства еще отставала от
США,  Великобритании, Германии и Франции, занимая пятое место в
мире. Специалисты, основываясь на анализе промышленных мощнос-
тей России и среднегодовых темпов роста продукции, предсказывали
выход России к 1930-м годам на один из передовых рубежей мирово-
го хозяйственного развития.

Народный   доход России, по самым приуменьшенным
расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 году до 22-24 млрд. в 1914 го-
ду, т.е. почти в три раза. Среднедушевой доход русских людей удво-
ился.

   Минимальный   месячный бюджет на питание состоял из расходов на
молоко - полторы бутыли  в день по 35 коп. за бутылку; 2,1 кг сливоч-
ного масла по 6,5 руб. за килограмм; 2,1 кг других жиров по 3,2 руб. за
килограмм; мясо или рыба  (чередовались через день) - 100 г мяса
(20 коп. на каждого члена семьи), 200 г рыбы (20 коп.); ежедневно на
всех примерно 1 кг ржаного хлеба (17 коп.), около 600 г пшеничного
хлеба (30 коп.), 820 г картофеля (20 коп.), около 60 г капусты кислой
(30 коп.); около 600 г крупы разной (22 коп.); полтора яйца, около
3,7 кг сахара (2 рубля 70 коп.).
   Большинство  рабочих Обуховского завода жили гораздо выше про-
житочного  минимума. Так, рабочие первой  категории получали по
400 руб., II категории - 350 руб., III категории - 300 руб., IV катего-
рии - 225 руб. И только рабочие последней, V категории не имели воз-
можности содержать семью, получая ниже прожиточного уровня на се-
мью  из трех человек (160 руб.). *1
   Академику  Струмилину  удалось доказать, что в начале XX века за-
работки российских рабочих были одними из самых высоких в мире,
занимая второе место после заработков американских рабочих. Вот ход
его рассуждений. Средний годовой заработок в обрабатывающей про-
мышленности  США   по цензу 1914 года достигал 573 долл. в год, 11,02
долл. в неделю, или 1,84 долл. в день. В перерасчете на русскую валю-
ту по паритету дневной заработок американского рабочего составлял
3 руб. 61 коп. золотом. В России, по массовым данным 1913 года, го-
довой заработок рабочих деньгами и натурой равнялся за 257,4 рабо-
чих дня 300 руб., т.е. не превышал 1 руб. 16 коп. в день, не достигая,
таким образом, и трети (32,2%) американской нормы. Отсюда и дела-
лись обычно поспешные выводы о резком отставании уровня жизни ра-
бочих России от американских стандартов. Но с учетом сравнительной
дороговизны жизни  в этих странах выводы получаются  другие. При
сравнении цен на важнейшие пищевые продукты в России и США ока-
зывается, что в США продукты стоят в три раза дороже, чем в России.
Опираясь  на эти сравнения, можно сделать вывод, что уровень реаль-
ной оплаты труда в промышленности России следует оценить не ниже
85% американского. Реальный уровень оплаты труда в промышленнос-
ти России был достаточно высок и опережал уровень оплаты труда в
Англии, Германии, Франции

   Высокий уровень заработной платы русских рабочих сочетался с
большим, чем в других странах, количеством выходных и праздничных
дней. У промышленных рабочих число выходных и праздников состав-
ляло 100-110, а у крестьян достигало даже 140 дней в год.


   Русские люди богатели своим трудом. За 1894-1914 годы сумма
вкладов населения в сберегательных кассах увеличилась в семь раз.
Сумма  вкладов и собственных капиталов в мелких кредитных учреж-
дениях за 1894-1917 годы возросла в 17 раз. Вклады в акционерных
коммерческих банках за 1895-1915 годы - в 13 раз.
   Многие годы царствования Николая II характеризовались бездефи-
цитным государственным бюджетом, т.е. государственные доходы пре-
вышали  государственные расходы. В предвоенное десятилетие превы-
шение государственных доходов над расходами составляло 2,4 млрд.
руб. Государственные финансы процветали. За счет бездефицитного
бюджета  были отменены выкупные платежи крестьян, понижены же-
лезнодорожные тарифы, ликвидированы некоторые виды налогов.
   Налоговое бремя на одного русского жителя было самым низким в
мире. Русская казна при Николае II стремилась повышать свои дохо-
ды не за счет роста налогов, как это чаще всего делалось в западных
странах, а путем повышения доходности государственных предприятий.
Так, например, выплачивание процентов государственных долгов в ос-
новном обеспечивалось за счет доходов от эксплуатации государствен-
ных железных дорог.
   Общая сумма налогов на одного жителя в России была в два раза
ниже, чем во Франции, Германии и Австрии, и в четыре раза меньше,
чем в Англии.
    В царствование Николая II строятся тысячи Народных домов и разных
учреждений для бедных, в которых стремятся облегчить их положение.
   В Москве, например, открыли множество Народных домов, чайных,
читален, которые только в 1903 году посетило свыше 6 млн. человек.
   Только в Москве в 1911 году было 15 Народных домов со своими
столовыми, библиотеками, театрами, которые ежегодно посещали мно-
гие тысячи человек. Московское попечительство ставило своей целью
обеспечить каждого посетителя по дешевой цене здоровой, вкусной пи-
щей. Народные дома работали с раннего утра до позднего вечера. Вход
в них был бесплатным. Помещения  - "светлы, просторны, с хорошей
вентиляцией и безукоризненной чистоты". Употребление спиртных на-
питков не разрешалось. Можно было поесть, попить чая с пирогами,
почитать газеты и журналы, посмотреть представления в театре, а ле-
том поучаствовать в народных гуляньях, которые устраивались в саду
рядом с Народным  домом.

   За годы царствования Николая II общие расходы на дело народного
образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два раза опере-
жали затраты на образование во Франции и в полтора раза - в Англии.

   С 1908 года в России вводится обязательное бесплатное начальное
обучение. Для этого каждый  год открывалось дополнительно более
10 тыс. государственных школ, число которых к 1913 году достигло
130 тыс. Подавляющая часть русского населения умела читать и писать.
Удельный вес неграмотных был незначителен. Из примерно 14% негра-
мотных большая часть принадлежала к нерусским народам Сибири и
Поволжья.

   В области культурного творчества Россия переживала необыкновен-
ный  подъем созидательного энтузиазма. "Россия, - писал И. Бунин, -
жила жизнью  необыкновенно широкой  и деятельной, число людей ра-
ботающих, здоровых, крепких все возрастало в ней". "Отовсюду, - вто-
рит ему молодой тогда писатель Скиталец (С.Г. Петров), - как бы вы-
пирало молодую русскую талантливость, все расцветало... В воздухе ве-
яло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила каки-
ми-то сказочными, радужными снами". Созидательный подъем, отмеча-
емый многими современниками, был мощным  проявлением чувства на-
ционально-культурного возрождения, переживаемого Россией. Именно
в конце XIX  - начале XX  века в стране возникли все условия для
окончательного разрушения космополитического засилья в культуре,
рожденного европоцентристской ориентацией значительной части рос-
сийской интеллигенции, лишенной национального сознания.
   Русское культурное творчество возвращается к истокам и начинает
приобретать отчетливо национальные формы, которые совершенствова-
лись и усиливались успехами народного просвещения.


   Мощным   толчком для национального возрождения в живописи  и
архитектуре стало "открытие" русской иконы и церковного зодчества,
 долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подража-
тельными  примитивами. После расчистки русских икон и реставрации
древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идет о
памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей
открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего ду-
ховный  характер. Это открытие резко расширило духовное поле и на-
ционально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Произо-
шло  резкое возвышение их духовного потенциала.
   Только великий подъем мог родить таких титанов русской националь-
ной  живописи, как В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель, И. Репин,
В. Суриков, К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, В. Поленов. Росписи
В. Васнецова во Владимирском Соборе в Киеве являются высочайшим
образцом русской духовной живописи. Образы русских святых и Бого-
матери во Владимирском соборе в Киеве, картины "Страшного суда" и
"Всадника апокалипсиса" поражают своей цельностью и мощью духа. В
картинах Васнецова "Три богатыря", "Аленушка", "Три царевны подзем-
ного царства", "Иван-царевич" и во многих других оживает эпический
мир Древней Руси, духовно тесно связанный с современной жизнью.
   Вершиной русской духовной живописи стали произведения М. Не-
стерова. Прежде всего, конечно, его участие в росписи того же Влади-
мирского Собора в Киеве - Рождество Христово, Воскресение, Святые
Кирилл  и Мефодий, Константин и Елена, Филарет и Варвара, Борис и
Глеб, Михаил и  Ольга. Чарующей  духовной мощью  полны картины
Нестерова "Видение отроку Варфоломею" и "Пустынник".
   М. Врубель, создавший также целый ряд икон и стенных росписей,
поражает обостренным ощущением  величия древнерусского искусства,
его великой духовности, монументальности и пластической вырази-
тельности. Тяготея к древнерусскому искусству, Врубель не подражает
ему, а развивает. Великолепны его оформления спектаклей Римского-
Корсакова "Садко", "Царская невеста", "Сказка о Царе Салтане". В кар-
тинах "Демон"  и "Демон поверженный"  Врубель  по-новому ставит
главный русский вопрос добра и зла, показывает трагическое одиноче-
ство личности вне национальной жизни.
   Историческая живопись В. Сурикова  раскрывает глубокую цель-
ность и полноту духовной жизни России на разных этапах ее развития.
"Боярыня  Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Покорение Сибири
Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" и другие его картины ста-
ли антологией русской жизни.
   В целом же период царствования Николая II по количеству великих
национальных художников не знал себе равных в русской истории. Су-
ществовали целые художественные центры, поставившие своей целью
  возрождение  народного искусства и возвращение к истокам. Такими
центрами стали, в частности, Абрамцево, Талашкино, Поленово.
   Художественный кружок в Абрамцеве, душой которого был русский
предприниматель  и меценат С.И. Мамонтов, увлекавшийся пением,
музыкой  и ваянием, объединял целую плеяду талантливых художни-
ков, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. Здесь со-
здавались живописные полотна, возводились здания в древнерусских
архитектурных формах, возрождалось гончарное производство, разра-
батывались и декорировались предметы повседневного быта, ставились
самобытные спектакли. Через этот кружок прошли все уже перечислен-
ные нами великие русские художники, обогатив друг друга и русское
искусство глубоким национальным порывом.
   В Талашкине старанием княгини М.К. Тенишевой были организо-
ваны художественные мастерские: столярная, резьбы и росписи по де-
реву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания.
Княгиня  собирала "стародавние образцы неугасимой красоты" русско-
го быта и давала им творческое развитие в своих мастерских, превра-
тившихся "в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которо-
го взаимно обогащались и декоративно-прикладное профессиональное
искусство прославленных корифеев, и народное творчество".*1 В мастер-
ских участвовали тысячи человек. Как писал Н. Рерих: "...У священно-
го очага... творит народ вновь обдуманные предметы... Снова вспомина-
ются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молоде-
жи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером".
   В поиск новых форм русского искусства большой вклад внесла груп-
па художников, примыкавших к журналу "Мир искусства", душой кото-
рого был художник А. Бенуа. Они обогатили русское искусство новы-
ми формами  и приемами, создали красочные образы русской жизни и
природы.Н. Рерих, А. Головин, В. Борисов-Мусатов, Е. Лансере, И. Би-
либин, И. Грабарь, К. Юон, Б. Кустодиев стали своего рода вторым кру-
гом русских художников, вольно или невольно формировавшихся во-
круг духовного центра русской живописи, рассмотренного нами выше.
   В царствование Николая II новое дыхание и стремительный порыв
к национальным русским  формам приобретает и архитектура. Разроз-
ненные  проявления русского стиля  в предыдущее царствование в
1890-х годах сливаются в широкое художественное движение, объеди-
ненное поисками монументального национального стиля под началом
и при явной гегемонии архитектуры. *2 Русские архитекторы эпохи на-
ционального возрождения отказываются от буквального использова-
ния чисто внешних форм  древнего русского зодчества, но творчески
развивают его дух и мотивы - пластичность, силуэтность, богатырско-
эпический строй. Заметными вехами на пути русского возрождения
стали сооружения павильона русского прикладного искусства на Все-
мирной выставке 1900 года в Париже (художник К.А. Коровин и ар-
хитектор И.Е. Бондаренко), павильоны русского отдела на Междуна-
родной выставке в Глазго (1901) и Ярославский вокзал в Москве
(1904 год, архитектор Ф.О. Шехтель), доходный дом Перцова в Сой-
моновском переулке в Москве (1907) и постройки в Талашкине ("Те-
ремок", театр, собственный дом, 1902 год, архитектор С.В. Малютин),
дом для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (архитек-
тор Н.С. Курдюков) и старообрядческие церкви в Москве (вторая по-
ловина 1900-х -1910-е годы, архитектор И.Е. Бондаренко).
   Великолепные образцы русского зодчества были созданы архитекто-
ром А.В. Щусевым - Казанский вокзал на Каланчевской площади в
Москве, церкви в Почаевской Лавре и Марфо-Мариинской обители.
   Даже стиль модерн в архитектуре и искусстве, получивший распро-
странение в самом конце XIX века, носил в России сугубо националь-
ный характер. Недаром у его отечественных истоков стояли Е.Д. По-
ленова, В.М. Васнецов и К.А. Коровин.
   Блестящим выражением  возрождения древнерусского зодчества ста-
ли сооружения архитектора В.А. Покровского, сумевшего развить де-
коративные мотивы и конструктивные особенности традиционной рус-
ской архитектуры применительно к новым  условиям и  создавшего
функционально удобные и эстетически совершенные постройки: здания
Ссудной кассы в Москве и Государственного казначейства в Нижнем
Новгороде, ряд других построек, которые поражали совершенством
форм и современными удобствами. Самым выдающимся  произведени-
ем Покровского стал Федоровский собор в Царском Селе (1910-1915),
нижний пещерный храм которого особенно любила посещать царская
семья. При Федоровском соборе был воздвигнут Русский городок. В
его строительстве и отделке, кроме Покровского, принимали участие и
другие архитекторы, лучшие художники и скульпторы. Городок состо-
ял из трех основных зданий и был окружен сказочно-красивой крем-
левской стеной с башнями и тремя воротами, опоясанными "скульптур-
ным кружевом  древней русской росписи". Стена прерывалась фронто-
ном трех больших зданий, выступавших вперед. Главным зданием бы-
ла так называемая трапезная Государя, состоявшая из многочисленных
комнат, включая двухсветный трапезный зал со сводами, украшенны-
ми гербами всех российских губерний и областей. Трапезная заканчи-
валась домовым храмом, где каждый образ и каждая лампада говорили
о глубокой и драгоценной старине. Два других здания, также в древнем
русском стиле, со многими архитектурными деталями и мотивами, пер-
воначально предназначались для духовенства Федоровского государева
собора, но во время войны они были использованы как лазареты для
раненых воинов. Внутри городка также находились дома для служеб-
ного персонала, теннисная площадка, конюшни, гаражи и русская баня.
Повсюду - цветники, кусты и деревья редких пород. Весь Русский го-
родок был полуокружен большим  прудом, который как бы завершал
организацию архитектурного пространства.
   С творчеством Покровского созвучны выдающиеся произведения ар-
хитектора С.С. Кричинского - храм в память 300-летия Дома Рома-
новых и церковь Николая Барийского в Петербурге.
   Русская литература эпохи Николая II являлась одним из высших вы-
ражений мировой культуры. Недаром Поль Валери, поэт и замечатель-
ный знаток мировых культур, считал главными достижениями челове-
чества античную греко-римскую культуру, итальянское Возрождение и
русскую литературу XIX века. Одно только перечисление имен великих
русских писателей, творивших в царствование Николая II, говорит о ги-
гантском духовном потенциале эпохи - Л. Толстой, И. Бунин, Л. Анд-
реев, А. Чехов, А. Куприн, А. Блок, С. Есенин, Н. Гумилев, М. Цветае-
ва, А. Ахматова, А. Белый, В. Брюсов, А. Ремизов, В. Розанов и кроме
них еще десятки выдающихся  писателей и поэтов - П. Боборыкин,
В. Вересаев, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, М. Горький, Д. Мереж-
ковский, 3. Гиппиус, Н. Гарин-Михайловский, Н. Телешов и др. Рус-
ская литература эпохи была духовным поиском идеала, стремлением к
преображению души, литературой больной совести и ответственности
перед простым народом.
   Символом русской литературы этой эпохи стал роман Л. Толстого
"Воскресение" (1899). В нем, по сути дела, отражалось главное духов-
ное противоречие времени - неприглядность, двуличность, лицемерие
господствующих слоев общества и интеллигенции и нравственное пре-
восходство простого народа, продолжавшего жить своей традиционной
жизнью на началах Святой Руси. Прочитав роман, становится ясно, что
залогом счастливого будущего России могут быть только эти начала и
осознание огромной ответственности за их сохранение и развитие.
   Русская музыка и театр этой эпохи - также одно из высших выра-
жений общемировой культуры. В гениальных произведениях П.И. Чай-
ковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева,
А.С. Аренского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, С.С. Прокофьева,
И.Ф. Стравинского, Н.Я. Мясковского выразилась глубочайшая музы-
 кальная одаренность Русского народа. Ни один другой народ в это вре-
мя не дал столько замечательных музыкантов, как русский.
   Глубоко народный характер носило творчество Н.А. Римского-Кор-
сакова, создавшего целый ряд гениальных опер-сказок, отражавших ог-
ромное духовное богатство Святой Руси. Оперы "Сказка о Царе Сал-
тане" (1900), "Кащей Бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом
граде Китеже  и деве Февронии"  (1904-1907), "Золотой петушок"
(1907-1909) стали  выдающимися  явлениями  национальной жизни.
Римский-Корсаков сделал доступными для сценического воплощения
оперы М.П. Мусоргского "Хованщина" и "Борис Годунов", оставшие-
ся недоработанными после смерти их создателя.
   Великий русский композитор С.В. Рахманинов завоевывает мир глу-
боко проникновенными произведениями, отражавшими существо души
русского человека - соединение глубокого лиризма и мощных жизнеут-
верждающих  нот, - "Второй фортепьянный концерт", "Вторая симфо-
ния". Тот же тончайший лиризм в сочетании с "каскадным взрывом стра-
стей", оптимистическим стремлением к идеалу, к Преображению слышит-
ся в произведениях другого великого русского музыканта - А.Н. Скря-
бина. Его Первая и Вторая симфонии, "Божественная поэма", "Поэма экс-
таза" - величайшие творения мировой музыкальной культуры.
   Высочайшими  вершинами  русской музыкальной одаренности стала
балетная музыка И.Ф. Стравинского "Жар-птица" (1910), "Петрушка"
(1911), "Весна священная" (1913), воплотившая богатейшие образы
Святой Руси. Русская школа вокального искусства дала миру великих
певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Нежданову. Пение Ша-
ляпина в ролях Бориса Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля, дона
Базилио; Собинова - в ролях Ленского, Лоэнгрина, Ромео; Неждано-
вой - в ролях Антониды, Снегурочки, Татьяны, Маргариты утвердили
заветы русской национальной школы оперно-исполнительского искус-
ства в мировом искусстве пения.
   Всеобщее мировое признание  получили  звезды русского балета
А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф.  Нижинский,  балетмейстер
М.М. Фокин. Организованные Дягилевым "Русские сезоны" в Париже
поразили европейцев высочайшим  искусством и глубиной духовных
образов, созданных русскими артистами, выражавшими огромные цен-
ности Русской цивилизации. Русский театр достиг также небывалых
высот. Сформировалась русская школа сценического искусства, поста-
вившая на новый уровень весь мировой театр.
   Национальные реформаторы русского театра К.С. Станиславский,
В.И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская стали реформато-
рами всего мирового театра. Система Станиславского, получившая во-
площение в деятельности Московского художественно-общедоступного
театра, получила широкое распространение во многих странах, обога-
тив мировую культуру. Художественный театр родил целую плеяду ве-
ликих русских актеров, служивших примером для многих театров как
в России, так и за рубежом.М.Г. Савина, М.Н. Ермолова, В.И. Ка-
чалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов стали каждый в своем роде вер-
шинами русского театра. Русское искусство этого периода стремится не
отделиться от Русского народа, как это нередко происходило в XVIII
и большей части XIX века, а вернуться к нему, чтобы жить его духов-
ными ценностями. Возникает большое количество самодеятельных те-
атров, и не только в столицах, но и даже самых маленьких уездных и
заштатных городах. В Народных домах, широко распространившихся
по всей России, выступают великие русские артисты.
   В традициях русской жизни организовываются народные праздники,
имевшие театрализованный характер и сочетавшие в себе все виды ис-
кусства - театр, пение, живопись, архитектуру.
   В 1902-1904  годах в Москве происходят грандиозные народные гу-
лянья, поставленные известным знатоком и мастером народного театра
М.В. Лентовским, в городском манеже, в оформлении известного архи-
тектора-художника Ф.О. Шехтеля. Были   поставлены "Снегурочка",
"Бедность не порок" А.Н. Островского, "Русская свадьба в исходе XVI
века" Н. Сухонина, "Архангельский мужик М.В. Ломоносов" и "Севас-
тополь" - историческая хроника Оленина, торжественная увертюра
П.И. Чайковского и многое другое. Эти зрелища превращались во все-
народный праздник и привлекали огромные толпы народа.
   Царствование Николая II - это не только расцвет искусств, но и не
в меньшей степени гигантские успехи русской науки. По сути дела, фор-
мирование всех главных направлений мировой науки было осуществле-
но при решающем участии русских ученых.
   В области мировой физики огромную роль сыграли великие русские
ученые.П.Н. Лебедев на Международном конгрессе физиков вызвал сен-
сацию сообщением об установлении им опытным путем давления света.
Одним из первых в мире разрабатывал проблему теории относительнос-
ти и создания цельного воззрения на явления природы Н.А. Умов. Ряд
мировых открытий в физике, в частности электромагнитной теории све-
та, принадлежат великому русскому физику А.Г. Столетову.
   В области химии огромную роль сыграл гениальный русский ученый
Д.И. Менделеев, внесший также большой вклад в развитие отечествен-
ной  экономической науки. Ведущим   мировым  термохимиком   был
Н.Н. Бекетов, исследования которого послужили отправной точкой для
возникновения алюминотермии.
В биологии и медицине получили всемирное признание И.П. Павлов,
И.И. Мечников, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский. Русские ученые
(стали лауреатами Нобелевской премии: И.П. Павлов - за труды по изу-
чению процессов пищеварения (1904 год), И.И. Мечников - за иссле-
дования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний (1908 год).
   В ботанике прославился русский ученый А.Н. Бекетов, организатор
русской школы  ботанико-географов, который почти одновременно с
выходом в свет "Происхождения видов" Ч. Дарвина, но независимо от
него объяснил целесообразное устройство органических форм. Класси-
ком мировой науки стал также К.А. Тимирязев.
   Мировое почвоведение складывалось и развивалось на основе рус-
ской почвоведческой науки; в мировую почвоведческую терминологию
вошли многие русские слова и понятия. Огромную роль здесь сыграл
великий русский ученый В.В. Докучаев.
   В области мировой  астрономии огромную  роль  играл астроном
А.А. Белопольский, бывший ведущим специалистом по исследованию
Солнца. Изобретение радио, радиосвязи принадлежит великому  рус-
скому инженеру-электрику А.С. Попову. Им же написаны ценнейшие
работы по изучению рентгеновских лучей.
   Русский ученый Б.Б. Голицын стал основателем новой науки -
сейсмологии. В 1911 году он был избран президентом Международной
сейсмологической ассоциации.
   Большой  вклад в  мировую  науку внес  отец  русской авиации
Н.Е. Жуковский, который определил подъемную силу крыла самоле-
та и установил метод ее вычисления, тем самым заложил прочную ос-
нову теории и практики воздухоплавания.
   Стремительным прорывом  в науке стали исследования гениального
русского ученого К.Э. Циолковского, разработавшего основы науки по-
летов в космическое пространство, сосредоточившегося на теории движе-
ния ракет и реактивных приборов. Выходом в свет работы Циолковского
"Исследования мировых  пространств реактивными приборами" (1903)
был совершен переворот в представлениях о ракетах и создана прочная
основа для создания космических ракет для межпланетных полетов.
   В общем в области искусства и науки русскими людьми в царствова-
ние Николая II были достигнуты такие гигантские успехи, что об этом
периоде следует говорить как о золотом веке Русской цивилизации. Ни-
когда еще Россия в столь непродолжительный период не рождала такое
количество великих ученых, художников, артистов, музыкантов. Более
того, без преувеличения можно сказать, что вся мировая история не зна-
ла такого духовного расцвета, невиданного взрыва гениальности и та-
лантливости.



В избранное