Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Jewish Magazine

  Все выпуски  

Jewish Magazine


Кюрасао. Евреи. Синагога...

21 марта 1651 года управляющий голландской Вест-Индской компании направил Питеру Стайвесанту (в то время губернатору островов Кюрасао, Аруба и Бонайре) письмо: «Хотя мы некоторое время назад писали, что остров Кюрасао не приносит прибыли и надо бы его покинуть, но мы прилагаем к этому сообщению контракт с неким евреем, Яном де Илланом, который берется доказать обратное. Он постарается привезти на остров значительное количество поселенцев и обрабатывать землю. Мы подозреваем, что он и его партнеры имеют в виду другую деятельность, а именно — развитие торговли в Вест-Индии, на островах и с материком. Мы бы хотели провести эксперимент, поэтому вы, в свою очередь, поручите директору Роденборху благоустроить его в пределах договоренности по контракту».

Ян де Иллан и его соплеменники были португальскими евреями из Голландии, где в то время сефардская община жила в относительно благоприятных условиях. На остров они перебрались в поисках покоя и благоденствия, которые община и обрела на несколько веков. Еврейская община Кюрасао отпраздновала в 2001 году 350-летнюю годовщину своего существования, а в апреле этого года — 275–й юбилей самой старой и, наверно, самой красивой синагоги в западном полушарии, носящей в народе имя Сноа.

Сноа Сноа

Жизнь, как и внешний облик этого величественного здания, в полной степени отражали и отражают особенности еврейской общины этой голландской колонии. Свидетельство связи с общиной Амстердама — сходство с архитектурой португальской синагоги столицы Голландии. В знак особой роли женщин в жизни общины установлены четыре колонны, посвященные четырем праматерям народа Израилева: Саре, Ривке, Рахели и Лие. В апреле этого года на торжественной службе были зажжены все 144 свечи старинных канделябров, на потертые скамьи XVIII века сели лидеры общины и с ними рядом — губернатор голландских Антильских островов. К высоким балкам, напоминающим кили кораблей, привезших первых евреев на остров, взлетали голоса канторов, а в зале сидели вперемешку мужчины и женщины.

Как начиналась жизнь этой синагоги, где до сих пор хранятся свитки и серебряные предметы из тех самых ранних времен? До 1732 года в городе, который местное население отказывалось называть Виллемстад, а называло просто Пунда (мыс), было несколько синагог и общин. Тот самый Ян де Иллан (Джоао Илльяо) и основал первую конгрегацию — Микве Исраэль. Он попытался наладить сельскохозяйственные работы в соответствии с контрактом, но выяснилось, что на острове не хватает дождевой воды, и, хотя на других Антильских островах и в материковых колониях евреи успешно занимались выращиванием сахарного тростника, на Кюрасао это занятие пришлось забросить и действительно заняться торговлей. Община росла, и вот в 1732 году освящается Сноа, которая стала шестой синагогой на острове.

Пользуясь режимом веротерпимости, установленным домом Оранских, еврейские общины Кюрасао стали в XVIII веке самыми процветающими и богатыми в Западном полушарии, население росло, и по территориальному признаку (в другой части гавани) образовалась вторая община — Неве Шалом. Досадный разлад, который произошел между двумя конгрегациями в 1750 году, был улажен с помощью принца Виллема IV Фрисо Оранского-Нассау. Он издал указ, повелевающий «объединиться и отпраздновать всем вместе благодарственную службу». На ней присутствовали как иудеи острова, так и христиане. Стены Сноа, сложенные из местного известняка и кораллового камня, чьи пустоты наполнены морским песком, видели немало знаменательных событий помимо этого примирения. Приезд новых раввинов из Голландии и США, которые привезли реформистский иудаизм на остров (община официально называется Объединенная голандско-португальская конгрегация Микве-Исраэль-Эммануэль); приезд ашкеназского еврейства из Европы в 30-х годах ХХ века; создание ложи Бней Брит, призванной служить мостом между ашкеназским и сефардским еврейством острова; установка первого органа в 1866 году; покупка первого компьютера в 1985 году для нужд управления общиной. И полный прорыв — в 2000 году женщины были уравнены в правах, теперь они могут вести службу наравне с мужчинами.

В наше время на острове проживают 600 евреев, поровну ашкеназы и сефарды, но каждый год туда приезжают евреи со всего мира, чтобы полюбоваться на Сноа и на музей, который существует при ней. Он располагается в зданиях приблизительно 1728 года постройки, в которых только после реставрации была обнаружена миква (ритуальная купальня), пришедшая в упадок в XIX веке и застроенная бывшими хозяевами здания. Теперь миква радует глаз посетителей вместе с уникальными экспонатами музея. Это свиток Торы, привезенный первыми поселенцами в 1651 году; 200-летний серебряный поднос для свадебной церемонии; коллекция ритуальных предметов из серебра XVIII века; богато инкрустированное «кресло пророка Илии» (кисе Элиягу) XVII века (используемое в церемонии обрезания); искусно выполненные брачные контракты 1739 года и многое другое.

В Сноа постоянно проводятся реставрационные работы, в 1995 она признана национальным достоянием (а сам Виллемстад является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО), и есть все основания полагать, что она простоит еще немало лет.

booknik.ru

Читайте: http://www.mignews.blogspot.com  Пишите: volkov2007@gmail.com

Счастья вам и до новых встреч!


В избранное