Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
27 августа 2009, четверг

Объем российского рынка ИТ-услуг превысил 5,22 млрд $

Объем российского рынка ИТ-услуг, по результатам исследования IDC, в 2008 году превысил 5,22 млрд долл., что соответствует годовому приросту в 18,7%. В рублевом выражении аналогичный показатель составил 15,4%.

Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2008 году были государственные организации (19,2% от общих затрат на ИТ-услуги в стране), а также финансовые (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании. Самыми востребованными оказались услуги системной интеграции, на долю которой пришлось более 20% рынка.

Замедление темпов развития российской экономики во второй половине 2008 года привело к существенному снижению расходов на информационные технологии в целом, что не могло не сказаться и на состояниии рынка ИТ-услуг. По прогнозам IDC, рынок ИТ-услуг ожидает значительный спад: наиболее низкие показатели придутся на 2009 год, после чего рынок начнет медленно восстанавливаться. Большинство компаний отложат внедрение крупных проектов, а те, что все же займутся новыми проектами, скорее всего отдадут предпочтение менее масштабным решениям. К 2013 году, по оценкам IDC, объем российского рынка ИТ-услуг составит 4,73 млрд долл.

Наименьшее влияние кризис окажет на те услуги ИТ, без которых заказчики просто не могут обойтись, а также те, которые принесут им ощутимую экономию затрат в краткосрочной перспективе или будут способствовать расширению бизнеса. К таким услугам относится ИТ-консалтинг, а также различные формы аутсорсинга.

"Рецессия не будет длиться вечно, именно поэтому поставщикам ИТ-услуг следует воспользоваться временным затишьем, с тем чтобы пересмотреть свое портфолио решений и к моменту восстановления нормальной работы рынка иметь на вооружении новые конкурентные предложения", – отмечает Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC по рынку ИТ-услуг.

Одной из подготовительных мер может также стать рекрутинг редких специалистов, некоторые из которых готовы сменить место работы в силу изменившихся условий. Когда рынок ИТ-услуг начнет восстанавливаться - а по прогнозам IDC это должно случиться уже в следующем году, - поставщики будут укомплектованы квалифицированными кадрами, способными обеспечить своим работодателям конкурентные преимущества.


Генпрокуратура проверит документы Минсвязи

Вчера стало известно, что Генпрокуратура заинтересовалась конкурсной документацией по скандальному тендеру на изготовление биометрических паспортов, проведенному в июле Минсвязи и отмененному Федеральной антимонопольной службой. Итоги расследования пока неизвестны, но в ближайшее время в России ожидается пересмотр итогов уже 2 тыс. состоявшихся конкурсов на проведение государственных закупок. Об этом на днях заявил глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, за два последних месяца аннулировано около 300 "черных" тендеров.

Напомним, что сначала конкурс, объявленный Минкомсвязи, был под предлогом "уточнения условий" задержан на несколько месяцев. К участию в нем помимо изготавливавшего биометрические паспорта с момента их введения ФГУП "НИИ Восход" и других компаний оказалась допущена явно демпинговавшая фирма. Благодаря этому цена выполнения работ перестала быть решающим фактором, и победитель определялся по другим критериям. Им стало сделавшее самое дорогое (495 млн руб.) предложение ЗАО "Открытые технологии 98", техническим директором которого ранее являлся замглавы Минкомсвязи Дмитрий Северов. Кстати, условия конкурса разрабатывал тоже именно г-н Северов. В результате процесс изготовления биопаспортов был приостановлен, а итоги тендера отменила ФАС. Дело дошло до того, что пришлось вмешаться лично президенту Дмитрию Медведеву, который своим распоряжением восстановил в правах "НИИ Восход".

Этот скандальный эпизод стал еще одним подтверждением того, что, похоже, система тендеров на госзакупки, которая по идее должна была увеличить "прозрачность", на практике оказалась неэффективной и способствующей росту коррупции. Схема, по которой производятся "грязные" госзакупки, достаточно проста. Сначала в соответствии с законом объявляется публичный конкурс. Информация о нем размещается на правительственном сайте www.zakupki.gov.ru. Однако зачастую организаторами тендера делается все для того, чтобы участие в нем приняло ограниченное количество компаний, а победила - нужная. "В рамках данных схем часть государственных средств, задействованных в сделке, возвращается в карманы госчиновников и руководителей в виде откатов, - сообщил РБК daily источник в Минэкономразвития. - Объемы этих средств точно оценить тяжело. Но они велики. Данная практика косвенно оказывает негативное влияние едва ли не на всю экономику страны". Чтобы отсечь неугодных еще на первом этапе, заказчики занимаются, например, так называемым орфографическим терроризмом. В описании лота на сайте умышленно допускаются ошибки, затрудняющие его поиск. Именно на это и обратили внимание в ФАС. Для противодействия "террористам" разработана программа, способная вычленять из общей массы объявлений те, в которых буквы кириллицы используются одновременно с символами или буквами других алфавитов, цифрами и т.д.


Более 60% россиян ожидают "второй волны" кризиса

Чуть более половины граждан России (52%) считают "вполне вероятным" возникновение "второй волны" кризиса осенью этого года. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного среди 1600 россиян Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр).

Неизбежным пессимистический сценарий развития событий считают 11% респондентов. При этом 17% уверены, что "вторая волна" маловероятна, а 4% полагают, что ее не будет. Не смогли дать ответ на этот вопрос 16% опрошенных.

По данным Левада-Центра, 12% россиян считают, что в течение следующих 6 месяцев экономическая ситуация в РФ будет лучше по сравнению с нынешней. Не ожидают изменений 55% опрошенных, а ухудшение ситуации предрекают 23% респондентов. Ответа на этот вопрос не знает каждый десятый.

11% из участников опроса ответили, что ждут улучшения качества собственной жизни, противоположного мнения придерживаются 19% участников опроса. 57% респондентов заявили, что уровень их жизни не изменится. Затруднились ответить 13% опрошенных.


Автопроизводители дали по газам

Десятка крупнейших рекламодателей рунета, представленная в основном автопроизводителями и сотовыми операторами, увеличила свою активность в январе-июне на 88%, до 843 млн руб., утверждает агентство MindShare Interaction. При этом общие затраты на медийную интернет-рекламу в первом полугодии, по версии агентства, выросли всего на 4%, до 2,5 млрд руб. Финансовая отчетность холдинга Rambler Media за тот же период свидетельствует о 12-процентном падении доходов от медийной рекламы.

Специально для "Ъ" агентство MindShare Interaction в четвертый раз составило топ-10 крупнейших рекламодателей рунета. На этот раз, оценивая бюджеты за январь-июнь 2009 года, агентство опиралась не только на результаты собственного ежедневного мониторинга около 120 сайтов, но и аналогичные данные исследований TNS Media Intelligence, уточнила директор по маркетингу MindShare Interaction Юлия Удовенко. Кроме того, агентство не стало применять к прайс-листам продавцов единую среднюю скидку (в 2008 году она равнялась 36%), а высчитывало возможный дисконт для каждого конкретного рекламодателя. Бюджеты подчитаны без НДС и учитывают только затраты на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и др.).

Все десять крупнейших рекламодателей, по версии MindShare Interaction, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличили свои бюджеты. Так, Toyota Motor Co. почти в четыре раза, до 64 млн руб., Honda - в три с половиной раза, до 100 млн руб., PSA Peugeot Citroen и Nissan - в два раза, до 82 млн и 71 млн руб. Гендиректор MindShare Interaction Дмитрий Ашманов связывает возросшую активность автопроизводителей с необходимостью распродать на фоне падающего спроса закупленные и произведенные в прошлом году автомобили. Для этой товарной категории интернет - наиболее эффективное медиа, утверждает он.

Гендиректор агентства AdWatch Андрей Чернышов и руководитель отдела цифровых медиа компании Optimum Media Buying Андрей Молев соглашаются, что в первом полугодии автопроизводители укрепили свои лидирующие позиции в топ-10, но заявленный рост бюджетов вызывает у них сомнения. Просто раньше MindShare Interaction в своих оценках занижало расходы автопроизводителей, полагает господин Чернышов. Представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова подтвердила, что компания действительно увеличила интернет-бюджеты, но не стала называть конкретные цифры. Представитель российского офиса Honda Motor Сергей Тихонов настаивает, что годовые бюджеты на интернет, как и на другие медиа, снизились.

Наряду с автопроизводителями крупнейшими рекламодателями рунета, по версии MindShare Interaction, являются сотовые операторы. Так, бюджет MTC вырос в 2,5 раза, до 150 млн руб. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая признает, что компания "существенно увеличила" активность в интернете. "Вымпелком" и "МегаФон" увеличили свою активность на 36%, до 62 млн руб., и на 9%, до 60 млн руб. соответственно. Юлия Удовенко связывает меньшую, чем у МТС, активность этих операторов в первом полугодии, в частности, с проходившими тендерами по выбору агентства для закупок интернет-рекламы: партнером "Вымпелкома" стало Mediaedge:cia, "МегаФона" - AdWatch. Во втором полугодии их активность должна возрасти более значительно, уверена госпожа Удовенко. "По итогам тендера мы получили от своего агентства выгодные условия, которые позволили нам нарастить свою активность в интернете без увеличения бюджета", - отмечает представитель "Вымпелкома" Ксения Корнеева. Руководитель департамента маркетинга "МегаФона" Игорь Пепеляев напомнил, что если рекламодатель придерживается более таргетированной интернет-стратегии, своевременно отследить все параметры размещения непросто.

В целом расходы на медийную интернет-рекламу в первом полугодии выросли на 4%, до 2,5 млрд руб., полагает MindShare Interaction. Холдинг Rambler Media сообщил вчера, что его доходы от медийной рекламы снизились в январе-июне на 12%, до 432 млн руб. Ассоциация коммуникационных агентств России свою оценку за первое полугодие назовет сегодня. Но по итогам января-марта расходы на медийную интернет-рекламу, по ее версии, снизились на 15%, до 1-1,1 млрд руб.


Отрубить мобильную связь

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) нашла способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам: ведомство запустило эксперимент по сбору средств с неплательщиков путем списания денег со счетов их мобильных телефонов. Между тем операторы "большой тройки" (МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон") и Минкомсвязи считают, что действия ФССП не соответствуют законодательству. Аналитики же отмечают, что поскольку средний остаток на счету абонента составляет около 200 руб., то при таких суммах списание средств является малоэффективной мерой.

Российским сотовым операторам поступили обращения от местных управлений ФССП: приставы требуют, чтобы сотовые компании предоставляли информацию о наличии абонентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам, рассказали РБК daily два источника в компаниях "большой тройки". По их словам, ФССП пытается обязать операторов перечислять платежи, вносимые на баланс мобильного телефона, в счет долгов абонентов-неплательщиков.

"В данном случае приставы путают природу лицевого счета", - объясняет юрист и эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов. Он подчеркивает, что деньги, поступающие на счет абонента, являются предоплатой. "Существует такое понятие, как переход прав кредитора к другому лицу. Видимо, ФССП считает себя вправе, минуя абонента, который одновременно является должником, списывать средства с его лицевого счета. Но сотовый оператор - не банк, а лицевой счет - всего лишь некая запись, отражающая состояние баланса", - говорит г-н Богатов. По его словам, это основное противоречие, которое не позволяет считать действия ФССП правомерными. Кроме того, согласно закону "О связи", даже если бы операторы и пошли на сделку с приставами, они были бы не вправе разглашать информацию об абоненте, поскольку она является строго конфиденциальной. В Минкомсвязи РБК daily заявили, что "лицевой счет абонента сотовой связи нельзя приравнивать к расчетному или банковскому счету физлица, поскольку он не является средством платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи".

По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, средний остаток на счету абонента в России составляет около 200 руб., а при таких суммах "списание средств с баланса должников кажется сомнительной, если не абсурдной, инициативой". Списание таких маленьких сумм требует больших технических затрат, соглашается директор по развитию бизнеса аналитической компании Froost & Sullivan Татьяна Толмачева.

Как пояснила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, оператор инициировал поправки к 328 постановлению правительства: "Они разъясняют, что абонентский счет об оказании услуг подвижной связи является не банковским, а аналитическим". По словам г-жи Осадчей, поправки к постановлению уже одобрила коллегия при Минкомсвязи.

Пресс-секретарь "ВымпелКома" Ксения Корнеева подтвердила факт обращения судебных приставов за информацией об абонентах. "Наша компания не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства", - заявила г-жа Корнеева. Президент региональной Ассоциации операторов и председатель правления Tele2 Юрий Домбровский также признает наличие проблемы. "В основном запросы поступали к операторам, работающим на территории Южного и Приволжского федеральных округов", - говорит г-н Домбровский. Он отмечает, что сейчас на счету ФССП находятся 1,8 млн неплательщиков, более 90% из которых являются людьми, не расплатившимися по кредиту. Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов, а главное - на каком основании операторы должны предоставлять информацию в ФССП, не совсем ясно, недоумевает г-н Домбровский. Представитель "МегаФона" Марина Белашева также говорит, что представители Федеральной службы судебных приставов обращались в компанию. "Но мы хотим, чтобы наши действия полностью соответствовали требованиям российского законодательства", - говорит г-жа Белашева.

Руководитель пресс-службы ФССП Наталья Селиванова утверждает, что судебные приставы имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи. Г-жа Селиванова подтвердила, что эксперимент проходит в некоторых территориальных органах ФССП, "но пока делать какие-либо выводы о нем рано, осенью будут обобщены результаты правоприменительной практики данной инициативы, о которых мы обязательно объявим".


Персональным данным грозит неуспеваемость

Операторы персональных данных предложили перенести срок реализации закона "О персональных данных". Большинство из них не успевают привести информационные системы в соответствие с требованиями этого документа к 1 января 2010 г. Представители Минкомсвязи считают, что перенос сроков – это крайняя мера.

Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон "О персональных данных" 8 июля 2006 г. Этот документ стал первой попыткой законотворцев классифицировать и законодательно защитить персональные данные граждан. Согласно документу, информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона не позднее 1 января 2010 г.

В марте этого года глава Министерства связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) Игорь Щеголев поручил Федеральной службе по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) ввести новые стандарты в области защиты персональных данных. По словам Игоря Щеголева, новые стандарты нужны для предотвращения утечек в информационных системах. Как сообщала ранее пресс-служба Роскомнадзора, ведомство готовит для министерства предложения по совершенствованию законодательной базы в области защиты прав субъектов персональных данных. В мае Роскомнадзор предложил ограничить количество информации, которая предоставляется операторам персональных данных, а также конкретизировать требования к защите данных. Ведомство внесло в план законопроектных работ Минкомсвязи на 2009 г. предложения по разработке концепции закона о внесении изменений в федеральный закон "О персональных данных".

Теперь Роскомнадзор создает Консультативный совет по защите прав субъектов персональных данных. "В него войдут как представители министерств и ведомств, так и операторское сообщество", - комментирует заместитель руководителя Роскомнадзора Роман Шередин.

Несмотря на попытки регулятора упростить перевод информационных систем операторов персональных данных в соответствие с требованиями закона, некоторые представители операторского сообщества утверждают, что не успеют сделать это к 2010 г. "Необходимо перенести сроки реализации этой нормы на один год", - уверен исполнительный директор Ассоциации российских банков Валерий Шипилов. "Надо переносить срок, вносить корректировки и позволить Центробанку создать свою отраслевую нормативную базу, - уверены представители Центробанка. – С учетом того, что ее нет, что нужно время для того, чтобы ее реализовать, сроки надо переносить".

"Надо решать проблему, а не переносить сроки, - полагает заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Солдатов. – Если же решить их не удастся, тогда и будем думать о переносе сроков". Научно-технический совет при Минкомсвязи поручил департаменту научно-технического и стратегического развития отрасли в 2010 г. представить изменения в нормативные правовые акты о защите персональных данных. Кроме того, ведомство направит в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) обращение с просьбой разработать общедоступные документы, которые упростят и сделают менее затратным перевод информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями закона.

ФСТЭК также не намерено переносить сроки реализации закона "О персональных данных. "ФСТЭК не поддерживает перенос сроков, – говорит представитель ведомства. – Кроме того, операторам предоставлено полное право выбора самим определить классификацию персональных данных".

"Регуляторы говорят, что ничего не надо, операторы – что не успевают. Хочу выразить озабоченность происходящим, - комментирует президент Инфокоммуникационного союза Александр Крупнов. – Если бы сегодня была выработана методика для проверки соответствия требованиям защиты персональных данных, многие вопросы пропали бы".


Инфляция ушла в краткосрочный отпуск

Вчера Росстат впервые в 2009 году отчитался о нулевой инфляции - период неизменения цен, оцениваемых статведомством по упрощенной методике понедельно, зафиксирован с 18 по 24 августа. С 1 по 24 августа потребительские цены выросли на 0,2%, а с начала года их рост составил 8,3% против 9,5% за соответствующий период 2008 года. Основной причиной замедления инфляции является сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, которые с 18 по 24 августа понизились на 3,6%. Накануне Росстат привел статистику международных сравнений за июль, в которой отмечал: изменение цен на овощи в РФ в январе-июле составило 137,6% против 96,1% (снижение цен) в Евросоюзе.

Впрочем, искомой денежными властями сезонной "плодоовощной" дефляции не будет в силу роста цен на бензин: за прошедшую неделю они увеличились на 0,9%. В Минэкономики на дефляцию уже не рассчитывают. В прошедший понедельник замглавы министерства Андрей Клепач заявил, что в августе рост потребительских цен составит 0,3-0,4%. "По сентябрю инфляция может быть ниже, чем в августе, хотя не думаю, что будет ноль",- пояснил он. В то же время первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев не исключал, что в августе будет отмечена нулевая или отрицательная инфляция.

Прогнозы неправительственных экономистов относительно инфляции в 2009 году отличаются более существенно. Часть (в числе них, например, Merrill Lynch, УК "Финам Менеджмент") прогнозирует ее замедление до 9-10%, есть эксперты (например, эксперты "Уралсиба", Альфа-банка), которые полагают, что у инфляции есть все шансы увеличиться к концу года, на фоне роста цен на нефть и бюджетных расходов во втором полугодии 2009 года, оправдав официальный прогноз в 12-12,5%.

Одним из ключевых факторов, влияющих на динамику потребительских цен, является денежное предложение, или динамика денежной массы (М2), очередные сведения о динамике этого агрегата появились вчера. После сокращения в феврале по сравнению с январем 2009 года (на 11%) в силу резкого денежного сжатия, М2 ежемесячно увеличивался, хотя в годовом выражении денежная масса продолжала сокращаться (по данным ЦБ за семь месяцев 2009 года в годовом выражении она уменьшилась на 7,7%, с 14,2 трлн руб. до 13,1 трлн руб.). В июле же в сравнении с июнем денежная масса сократилась - на 0,3%.

Опрошенные "Ъ" экономисты считают, что сокращению М2 в июле во многом послужили ожидания девальвации рубля осенью 2009 года. По оценкам Алексея Моисеева из "Ренессанс Капитала", отток иностранного капитала в июле составил $10 млрд, "$6-7 млрд которого было компенсировано притоком по текущему счету: скачки курса рубля в середине июля как раз объясняются покупками $7 млрд для крупного российского экспортера, говорит эксперт. На рынке покупателем называют "Газпром" и "Роснефть", "но это только догадки", констатирует он. "После этого разговоры о возможной осенней девальвации рубля подогрели бегство из рублевых активов",- говорит господин Моисеев. С тем, что слухи о девальвации в июле могли спровоцировать бегство из рублевых активов, согласны и Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank, и Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Впрочем, окончательно судить о масштабах бегства можно будет после публикации ЦБ июльской динамики денежной базы, которая включает валютные депозиты банков.

Еще одной возможной причиной сокращения М2 в июле экономисты называют продажу ЦБ валюты из резервного фонда на покрытие дефицита бюджета. "В экономику полученные рубли от продажи долларов из фонда не вернулись, они остались на корсчетах Минфина в ЦБ, связав денежную массу",- говорит Владимир Тихомиров из "Уралсиба". Неопределенность с динамикой денежной массы тем временем добавляет неопределенности масштабам инфляции осенью-зимой 2009 года.


Диски Blu-ray пока не успевают за DVD

К 2013 году, согласно прогнозу аналитиков iSuppli, приводами Blu-ray будут оснащаться лишь 16,3% персональных компьютеров. Для сравнения, в 2009 году их доля составила 3,6%.

Таким образом, несмотря на рост продаж потребительских плееров Blu-ray, снижение цен на этом рынке и увеличение количества HD-фильмов, этой технологии пока не удается сместить DVD и занять первое место на рынке персональных компьютеров.

"Дискам Blu-ray не удастся заменить DVD-диски в качестве основных оптических приводов в ПК как минимум до 2013 года. Эту технологию определенно ждет успех, но в течение следующих пяти лет в рамках рынка ПК он будет ограничен", - отмечают аналитики iSuppli.

Доля дисков Blu-ray в рамках рынка ПК (% от общего объема отгрузок)

Доля дисков Blu-ray в рамках рынка ПК

В качестве двух основных причин в iSuppli называют, во-первых, стоимость дисков Blu-ray, а, во-вторых, количество фильмов, изданных на подобных накопителях, которого недостаточно для того, чтобы потребители начали переход на другой тип оптических дисков. При этом отмечается, что стоимость все же является основным фактором: высокая цена продукта сдерживает потребителей от перехода на HD-накопители.

Анализируя же историю индустрии, аналитики iSuppli добавляют, что в свое время в случае с CD-дисками наступил переломный момент, когда они не просто стали предлагать улучшения по сравнению с дискетами, но и оказались адаптированными во многих областях, включая игры, музыку и фильмы. И на сегодняшний день такой момент для дисков Blu-ray попросту еще пока не настал.


AMD, Apple, Google, Intel, Microsoft и NVIDIA обвиняются в нарушении патента

Фирма Xpoint Technologies подала иск против почти трех десятков известных компаний с обвинением в незаконном использовании запатентованной технологии.

В качестве ответчиков по иску Xpoint значатся такие гиганты, как AMD, Apple, Google, Hewlett-Packard, Intel, Microsoft, nVidia, Sony и многие другие.

По утверждениям Xpoint Technologies, названные компании незаконно используют технологию, описанную в патенте № 5,913,028, выданном Управлением США по патентам и торговым маркам (USPTO) еще в 1999 году. Речь идет о "средствах и методах доставки потока данных в клиент-серверной среде", обеспечивающих снижение нагрузки на центральные процессоры устройств. Данная технология, как отмечается, может применяться в мобильных телефонах, компьютерных чипсетах и т. д.

По всей видимости, Xpoint Technologies будет требовать от суда обязать ответчиков выплатить компенсацию, а также наложить запрет на продажи продуктов, в которых незаконно применяется запатентованная методика.

Комментарии со стороны перечисленных в иске компаний пока не поступали.


Конец кадровым чисткам

Автор: Татьяна Юкиш

Подходит к концу первый год острой фазы кризиса в России. Численность офисного персонала урезана до предела. Работодатели стали вдумчивее относиться к найму сотрудников, увеличивать соцпакеты и больше внимания уделять продавцам.

Неотложные меры по оптимизации расходов остались позади. Основной удар пришелся на весну 2009 года: в марте 40% участников мониторинга изменений в управлении персоналом Pyndex активно сокращали персонал. Последний летний мониторинг показал, что высвобождают персонал только 21% российских и 31% западных предприятий. Эти цифры, по мнению экспертов, вернулись в русло обычной кадровой текучки. Они отражают естественный процесс замены персонала, который происходил в компаниях и в мирные времена.

От найма организации не отказались. Но теперь каждое решение тщательно взвешивается: 81% участников нанимают только на критичные для бизнеса позиции. При этом все больше компаний экономит на этой процедуре. Компании предпочитают решать проблемы поиска и привлечения специалистов самостоятельно, не переплачивая посредникам.71% опрошенных отказывается от провайдеров в поиске управленцев высшего звена, 96% предпочитают набирать весь персонал, минуя услуги рекрутинговых агентств. В менее благополучный февраль 2009 года показатели составляли 57% и 77%, соответственно.

Постепенно теплеет отношение работодателя к социальным льготам и обучению сотрудников. Планомерно растет число тех, кто расширяет или планирует расширить социальный пакет. Если в феврале гуманистов было 19%, то июле их уже 28%. Компании приходят к выводу, что подобного рода траты стимулируют сотрудников на производственные подвиги. И самое радостное событие лета: треть опрошенных пересмотрела заработные платы в сторону увеличения.

"Мы задались вопросом, как же был реализован этот пересмотр? Всем ли сотрудникам повысили заработные платы? – рассказывает руководитель проекта Pyndex Екатерина Варга. - Проанализировав данные, увидели, что среди осуществивших эту процедуру, более 2/3 компаний поднимали заработную плату одновременно всем сотрудникам. У прочих наиболее массовые увеличения окладов коснулись менеджеров продающих подразделений: 96% компаний повысили зарплату продавцам. Тенденцию можно объяснить тем, что у сотрудников продающих подразделений массово сократился общий доход из-за сокращения премиальных выплат, которые привязаны к объему продаж. Соответственно, компании стараются частично компенсировать это снижение за счет окладной части".



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное