Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
03 августа 2009, понедельник

Компьютеры по всему миру продолжают стремительно дешеветь

В последнее время мировые потребительские рынки начали постепенно оживать. Недавно вновь начал расти спрос на персональные компьютеры и ноутбуки. Правда, эксперты отмечают, что прибыль производителей компьютеров пока будет снижаться: причина – сильное падение цен на ПК, передает Reuters.

По примерным подсчетам экспертов, за прошедший год цены на персональные компьютеры и ноутбуки снизились в среднем на 20%. Причем нельзя исключать, что в ближайшее время падение цен на ПК продолжится, поскольку на рынке будет появляться все больше новых моделей.

Сразу после начала кризиса в августе 2007г. крупные производители компьютеров, такие как Hewlett-Packard Co, Dell Inc, Acer и Lenovo столкнулись с резким падением спроса на их продукцию. В итоге они были вынуждены снизить цены. Аналитик Pacific Crest Securities Брент Браселин отмечает, что ситуацию усугубляет и появление нетбуков - небольших ноутбуков, отличающихся компактными размерами, небольшим весом и относительно невысокой стоимостью. "Производителям ПК и нетбуков не остается ничего иного, кроме как снижать цены на свою продукцию. Главное в данной ситуации – не понести убытков и суметь вовремя сократить производственные расходы", - говорит эксперт.

По оценкам аналитиков Gartner, по итогам II квартала 2009г. поставки компьютеров сократились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако этот показатель оказался лучше большинства прогнозов, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка ПК. Эксперты говорят и о том, что в ближайшее время спрос на компьютеры продолжит расти. Причин для этого немало: это и появление новой операционной системы Windows 7, и начало постепенного восстановления мировой экономики, и запуск целой линейки новой продукции.

Свою роль играет и тот факт, что многие потребители считают компьютер предметом первой необходимости и часто покупают новый ПК или ноутбук даже несмотря на кризис. "Спрос на компьютеры продолжает расти несмотря ни на что. Еще лишь полгода назад никто не думал, что этот рынок восстановится так быстро", - говорит управляющий партнер Avian Securities Ави Коэн. Вторит эксперту и партнер консалтинговой компании Booz & Co Барри Джарузельски: "Потребитель может не купить новый видеоплеер или новый плазменный телевизор, но компьютер входит в число обязательных покупок", - считает он.

При этом стоит отметить, что в ближайшее время цены на ПК и ноутбуки будут снижаться еще быстрее, чем раньше, поскольку производители компьютеров начали наводнять рынок новыми моделями. По оценкам исследовательской компании NPD, средняя цена на ПК в США в июне 2009г. снизилась по сравнению с июнем прошлого года на 18% и составила 701 долл. Компьютер с операционной системой Windows стоил около 515 долл., а ПК компании Mac можно было купить в среднем за 1400 долл.

Правда, надо заметить, что сами производители не сильно радуются падению цен на свою продукцию. Например, компания Apple Inc столкнулась с падением прибыли по итогам июня примерно на 8%. И это даже несмотря на то, что объем продаж ее компьютеров вырос за этот же период времени примерно на 4%. Похожим образом обстоят дела и у производителя компьютеров Dell. Финансовый директор компании Брайан Гладден отмечает, что по итогам III квартала объем продаж может вырасти примерно на 10%, но "снижающиеся цены не лучшим образом сказываются на прибыли компании".


"М.Видео" переходит на зеленый

Авторы: Ирина Парфентьева, Инна Ерохина

Как стало известно "Ъ", сеть бытовой техники и электроники "М.Видео" (162 магазина) близка к заключению партнерского соглашения с сотовой компанией "МегаФон": в этом случае в ее магазинах появятся брендированные торговые зоны оператора, а за каждый проданный им контракт она сможет получить около $20. Переговоры о таком партнерстве с ритейлерами ведет и "Вымпелком", а МТС на прошлой неделе объявил об альянсе с "Эльдорадо".

О переговорах "М.Видео" с "МегаФоном" "Ъ" рассказал топ-менеджер другой сети по продаже бытовой техники и электроники. Сотрудник "М.Видео" уточнил, что до конца августа будет выбран сотовый оператор, брендированные торговые зоны которого разместятся во всех магазинах ритейлера (на начало июля их было 162). "Сейчас рассматриваются предложения от "МегаФона" и "Вымпелкома", но наиболее вероятным партнером является "Мегафон"",- добавил он.

Замдиректора по связям с общественностью "МегаФона" Марина Белашева подтвердила "принципиальные договоренности с ритейлером". Руководитель службы по корпоративным коммуникациям "Вымпелкома" Елена Прохорова отметила лишь, что "брендированные стойки (к ним она относит фирменные торговые зоны в магазинах партнера.- "Ъ") являются ключевым альтернативным каналом продаж для оператора".

У обоих операторов уже есть собственные розничные проекты: "Вымпелкому" принадлежит 49,9% "Евросети", крупнейшего оператора рынка салонов связи (около 3,7 тыс. точек). В середине марта совет директоров "МегаФона" утвердил стратегию развития сотовой розницы, предполагающую строительство монобрендовой сети. "До конца года "МегаФон" планирует открыть примерно 500 собственных салонов, сейчас их около 300, а вместе с франчайзинговыми - 1,5 тыс.",- рассказывал в интервью "Ъ" гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков.

Компания "М.Видео" основана в 1993 году. Владельцы - Александр и Михаил Тынкованы, Павел Бреев, в свободном обращении на ММВБ и РТС - 29%. Выручка по итогам 2008 года - 84,353 млрд руб. с НДС (рентабельность по EBITDA - 5,03%), за первое полугодие 2009-го - 38,442 млрд руб. с НДС. Капитализация на ММВБ в пятницу - 14,66 млрд руб.

Источник в "М.Видео" рассказывает, что условия сотрудничества "будут аналогичными договоренностям "Эльдорадо" и МТС". На прошлой неделе МТС объявила, что в 356 магазинах "Эльдорадо" разместятся ее брендированные зоны площадью 10-15 кв. м каждый по продаже сотовых телефонов, ноутбуков, SIM-карт и услуг. "Эльдорадо" будет принадлежать вся выручка, кроме поступлений от продаж контрактов и услуг - тут предусмотрена только комиссия ритейлеру по дилерскому соглашению, уточняет источник, близкий к переговорам. Ожидается, что EBITDA margin этого проекта составит для МТС более 50%.

"Окончательно схему работы с оператором мы пока не утвердили,- продолжает собеседник в "М.Видео".- Наша комиссия может быть как фиксированной, так и зависеть от количества проданных контрактов". "Предварительно речь идет о $20 за контракт оператора",- добавляет он.

Ранее топ-менеджер крупной розничной компании рассказывал "Ъ", что на сотовые телефоны и ноутбуки может приходиться более 20% от оборота магазина. "Предлагая комплексные услуги - телефон плюс контракт оператора, ритейлеры пытаются нивелировать падение продаж телефонов (примерно на 40% по итогам первого полугодия 2009-го. - "Ъ"). Кроме того, они смогут получать дополнительный доход за счет комиссии",- предполагает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.


Технические специальности - удел мужчин?

Компания Cisco опубликовала данные исследования, которые полностью опровергают распространенное мнение о том, что технические специальности, в том числе в секторе ИТ, должны занимать мужчины. Женщины хотят и могут работать в инфокоммуникационной индустрии, считают в Cisco.

Опросы студентов, их родителей и преподавателей обоих полов показали, что в средней школе мальчики и девочки проявляют примерно равные способности и интерес к ИКТ. Многие девочки продолжают изучение технологий в вузах, но большинство из них на работу в технологический сектор не идет.

Интерес к ИКТ у женского пола

Страна

Процент школьниц, интересующихся ИКТ

Процент школьниц, планирующих поступить в вуз

Процент студенток, желающих работать в ИКТ

Процент девушек, которые, несмотря на интерес к ИКТ, бросают их изучение

Франция

49%

25%

17%

24%

Италия

76%

15%

38%

61%

Голландия

62%

8%

8%

54%

Польша

91%

43%

65%

48%

Британия

91%

48%

25%

43%

Между тем, в ближайшие десятилетия Европу ждет дефицит квалифицированных ИКТ-специалистов. По некоторым данным, в 2010 году в этом секторе останутся незаполненными 70 000 должностей, и это при том, что неблагоприятная демографическая ситуация и старение европейского населения ведут к общему сокращению трудоспособного населения в Старом свете. Ситуацию можно в значительной мере поправить, если принимать на работу больше женщин. Пока же доля женщин среди ИКТ-специалистов невелика. В 2004 году в 27 странах Евросоюза женщины составляли менее четверти выпускников, изучавших компьютерное дело. В информационно-коммуникационной отрасли женщины занимают лишь 27,8% руководящих должностей, связанных с компьютерными и информационными системами. А среди инженеров-специалистов по компьютерной технике их всего 9,6 %. Среди ведущих преподавателей инженерных и компьютерных дисциплин женщин встречается еще меньше - 5,8%.

Большинство опрошенных девушек в Великобритании, Голландии, Италии, Польше и Франции проявляет интерес к информационно-коммуникационным технологиям, однако половина из них не собирается продолжать изучение ИКТ и не идет на работу в данную отрасль. Главная причина этого, как показали результаты исследования, кроется в устоявшемся представление о том, что технические специальности - это удел в основном мужчин.

Старший директор программы "Сетевых академий Cisco" в Европе Йенс Мортенсен считает стереотип о том, что в данной отрасли необходимы лишь технические навыки, в корне неверным: "В действительности здесь нужны самые разнообразные качества: умение решать возникающие проблемы, инициативность, навыки общения и многое другое, причем на самых разных ступенях служебной лестницы. В нашей отрасли перед женщинами открывается множество возможностей для полноценной и хорошо мотивированной работы, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы стимулировать приток девушек в технические вузы и на технические должности".


ИТ-рынок. Что же осталось?

Новые условия, в которых оказался российский ИТ-рынок в 2009 году, требуют нового видения. ИТ - это сервисная отрасль. Но ранее рынок имел другую структуру, где преобладающей частью были поставки, а не услуги. Рынок был очень сильно раздут за счет избыточной составляющей. Теперь пузырь избыточности лопнул. Что же осталось?

Если в части "продукты/услуги" уже стала появляться определенность, то в части видения клиентских рынков игроки живут с разными ощущениями. Поэтому оценки текущей ситуации разнятся. Тем не менее, их нельзя назвать противоречивыми, поскольку каждый из участников имеет свой "срез". Безусловно, есть компании, демонстрирующие успехи и рапортующие о росте показателей. Вместе с тем, некоторые участники отмечают падение спроса до 70%, а в отдельных сегментах рынка до 90%.

"Различные сегменты рынка сильно отличались по своему состоянию, так что целесообразно сравнивать со 2-м кварталом 2008 года не бизнес в целом, а именно динамику по сегментам, - говорит Роксана Янборисова, исполнительный вице-президент OCS. - Так, если в 1-м квартале 2009-го розничный сегмент был еще весьма оживленным, то в марте 2009 года началось довольно сильное падение розницы, которое остановилось только во второй половине 2-го квартала. Как следствие, снижение оборотов по рознице составило в среднем около 50% (в долларовом исчислении)".

По мнению Владимира Ландау, генерального менеджера сети "ПОЗИТРОНИКА", потребление на ИТ-рынке в целом снизилось во втором квартале этого года в 2-3 раза. "Та его часть, которая связана с ритейлом, пострадала сильнее, чем другие, поскольку решения для ритейла скорее отвечают развлекательным запросам покупателей, а доля развлечений в потребительской корзине сильно изменилась в связи с кризисом, и на все это наложилась проблема спроса", - добавляет он.

Показательна также общая оценка рынка потребительской электроники и бытовой техники. По различным данным, рынок уже просел в рублях на 20-40% (42-56% в долларах) и упадет по итогам года на 10-35%. Аналитики компании "Ренессанс Капитал" утверждают, что худшим периодом для продавцов стал второй квартал.

Если по рынку ИТ-розницы практически все участники дают схожие оценки, то видения состояния спроса в сегменте СМБ очень сильно различаются. От сохранения до практически полного падения спроса. Сегмент СМБ всегда был очень трудным для понимания. Покупки со стороны среднего и малого бизнеса очень трудно дифференцировать, так как в качестве поставщиков используются как ритейлеры, так и корпоративные реселлеры.

"СМБ - это также сегмент с небольшой "кризисоупорностью",- отмечает Александр Потапов, директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ. - Финансовых средств зачастую не хватает на покрытие текущих расходов, а доля компаний, которые занимаются реальным производством, имеющим спрос, не так уж велика".

По мнению Сергея Белевицкого, генерального директора Группы "Рамэк", "крупные компании, которые обладают существенным запасом финансовой прочности или доступом к кредитным деньгам благодаря репутации, могли позволить себе раскачиваться довольно долго. Предприятиям малого и среднего бизнеса сложнее. Они были вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы и урезать бюджеты "налету". При этом развитие ИТ-инфраструктуры в большинстве случаев автоматически из приоритетов компаний перешло в состояние "когда-нибудь потом".

СМБ чувствовал себя немногим лучше, чем ритейл, подмечает Роксана Янборисова. Управляющий партнер ГК "Фан" Анатолий Шлуглейт добавляет, что "в СМБ-секторе еще очень далеко до "радужных настроений": обороты упали в зависимости от сфер бизнеса, от 20% до 60%, прибыльность бизнесов также серьезно пострадала в силу того, что все пытаются элементарно "выжить". При этом в компании X-Ring оценивают снижение спроса в этом сегменте в 20-30%.

А Иван Гоголев, технический директор STSS, отмечает: "В секторе СМБ, напротив, мы практически не наблюдаем спада. Отчасти из-за того, что рынок этот был мало насыщен подобной техникой, отчасти из-за того, что стабильные компании сектора малого-среднего бизнеса в меньшей степени зависят от кредитных ресурсов, и на их развитие этот фактор практически не влияет, в то время как в корпоративном секторе кредитование - основной способ развития и модернизации".

В то же время, Виктор Сердюк, генеральный директор компании "ДиалогНаука", также говорит о падении спроса в сегменте СМБ: "На сегодняшний день именно в данном сегменте наблюдается наибольшее падение продаж, поскольку небольшие компании сейчас сосредоточили свои усилия на поддержании свой стабильной работы и в меньшей степени заинтересованы в решении задач по защите информации".

"А вот на рынке средних и крупных проектов уже в апреле началось существенное оживление, и результат - минус 25% к 2008 году, а это уже "плюс" к показателям 2007 года, - отмечает Роксана Янборисова. - Безусловно, эти цифры различаются при "географическом срезе": существенно больше бюджетов открылось в Москве, нежели в регионах, где оживление корпоративного сегмента затянулось и начало чувствоваться совсем недавно".

"Текущая ситуация начала выравниваться еще во 2-м квартале после утверждения бюджета государства на 2009 год, - добавляет Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус". - На второе полугодие мы смотрим с относительным оптимизмом, но прогнозировать дальше этого срока на сегодня достаточно проблематично. Думаю, что так можно охарактеризовать происходящее сейчас во всех сферах ИТ".

"Из-за кризиса заказчики стали реалистами и прагматиками, и в этом его положительное значение, - считает Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems. - Более взвешенный и рациональный подход к внедрению ИТ можно назвать девизом сегодняшнего дня. Заказчики стали уделять больше внимания четкой постановке задач и тщательному контролю над ходом реализации проектов. В ответ ИТ-компаниям приходится активнее работать над повышением качества услуг. Естественно, были резко уменьшены инвестиции в приобретение программного обеспечения и компьютерной техники, а в число наиболее приоритетных задач вошла оптимизация ИТ-бюджетов. Отложены до лучших времен перспективные планы компаний по развитию ИТ-ландшафтов: акценты сместились с внедрения новых решений на поддержку или небольшую доработку уже использующихся систем".

"Во многих случаях, - продолжает Юрий Овчаренко, - сокращение объема средств, выделяемых на ИТ, не оказало негативного влияния на бизнес заказчиков. Это объясняется тем, что раньше компании не всегда задумывались, действительно ли так необходимы те программные и аппаратные средства, которые закупались в больших объемах. В итоге бывали случаи, когда, например, приобретенные мощные серверы так и пылились на складах заказчиков, поскольку особой нужды в них не было. Сейчас, принимая решение о начале проекта, заказчик руководствуется холодным расчетом, трезво оценивает задачи, которые требуется решить с помощью выбранных программных средств, и понимает, какие будут результаты. Бюджеты хотя и уменьшились в объемах, но стали расходоваться более продуманно".

Анатолий Шлуглейт, добавляет: "По нашим оценкам, в государственных структурах произошло сокращение средств, выделяемых для пополнения и обновления парка цифровой техники примерно на 30-50%. А это означает, что и спрос в данном сегменте (госсекторе) снизился именно на эти же объемы. Однако, если в начале года даже урезанные бюджеты были "заморожены", то к концу 2-го квартала эти средства уже начали использовать".

"Государственные закупки, на мой взгляд, упали существенно, - делится своими впечатлениями Евгений Степанов, заместитель генерального директора компании ICL-КПО ВС. - Очень многие госбюджеты в 1-м квартале оказались просто замороженными. После принятия госбюджета на 2009 год появились объявления о конкурсах, но количество их не идет ни в какое сравнение с прошлым годом. Все ждали 3-го квартала с надеждой на появление на рынке бюджетных денег, но квартал наступил, а конкурсов пока не видно. Да и последние высказывания первых лиц государства не внушают оптимизма. Корпоративный сегмент ожил после выжидательного 1-го квартала, но тратит деньги очень осторожно и экономно".

Наталья Мищенко, маркетинг-менеджер Transfer Equipment Vostok, считает, что "в середине 2-го квартала началось "шевеление" корпоративного сектора". Она добавляет: "Мы констатировали, что оживились продажи "легких" ИБП, а вот сегмент "тяжелых" решений все еще приходит в себя".

Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория" также говорит о том, что "корпоративный сегмент рынка оживился по сравнению с 1-м кварталом". Правда, по его мнению, это произошло "главным образом за счет отложенного спроса и закупок в госсектор. Коммерческая часть корпоративного сегмента рынка понемножку приходила в себя, осуществляя главным образом закупки необходимой техники и расходных материалов. Но новых проектов мало".

Александр Потапов отмечает, что ситуация у крупных корпоративных заказчиков целиком зависит от сегмента: "К примеру, наши целевые сегменты (издательство, реклама, полиграфия и другие) пострадали достаточно сильно вследствие падения объема рекламы, а многие издания либо закрылись, либо значительно сократили персонал и скорректировали планы развития - в негативную сторону. Тем не менее, самые "живые" сегменты - сырьевые отрасли, а также, в какой-то степени, государственные и отчасти финансовые структуры - сохранили неплохой уровень активности. И это внушает оптимизм".

Евгений Степанов говорит о неравномерности роста спроса на услуги системной интеграции: "Часть проектов заморозилась, но на этом фоне появляются новые проекты по оптимизации инфраструктуры, по защите информации. Сервисные услуги остаются примерно в графике прошлого года. Аутсорсинг растет: если заказчик видит, что передача функций на аутсорсинг приносит реальную экономию, он идет на это; ну и конечно, тут срабатывает фактор рынка, находящегося только на стадии возникновения".

"За счет длительности проектов некоторые интеграторы смогли достаточно безболезненно начать 2009 год. Но, так как реализация одних проектов подходит к концу, а новых проектов не появляется, в середине 2-го квартала 2009 начал активно "плакать" и проектный бизнес, - рассказывает Наталья Мищенко. - Изменилась стоимость контрактов, сократилось число дорогих и длительных по времени проектов. Большинство проектов в сегменте системной интеграции стоит из-за отсутствия финансирования, так как все компании испытывают сложности в получении адекватных кредитов, а собственными крупными финансовыми средствами не обладают".

Вместе с тем, целый ряд дистрибьюторских компаний, специализирующихся на поставках оборудования и ПО для крупных корпоративных и государственных заказчиков отмечают, что второй квартал не принес существенного улучшения ситуации: падение спроса находится на уровне 50-60% по отношению к прошлому году. Положение усугубляется еще и традиционным спадом в летний период.

Продолжение следует…


Читайте также:
Глобальное переосмысление
Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка
ИТ-рынок попал под сокращение
"Айтикризисные" меры
Назад в 2004-ый



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное