Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
12 августа 2009, среда

Acer увеличила продажи настольных ПК

Компания Acer признана лидером продаж настольных систем во втором квартале 2009 года.

Согласно отчету IDC, Acer заняла первое место по объему проданных настольных компьютеров в России во 2-м квартале 2009 года и стала единственной компанией, показавшей ежегодный рост в этом сегменте рынка, составивший 69,8%. Доля проданных настольных решений Acer составила 9,2%, и в штучном выражении на 12% превышает показатель производителя, занимающего второе место.

"Доверие покупателей к бренду Acer и бескомпромиссный уровень качества и надежности настольных ПК Acer в значительной степени определили успех компании в данном сегменте на российском рынке, - прокомментировал Вячеслав Назаров, директор направления настольных ПК Acer в России. – На сегодняшний день в продуктовом портфеле настольных ПК Acer имеются передовые технологические решения, полностью отвечающие требованиям всех категорий пользователей в соответствии с их задачами, при этом цены на них являются одними из лучших на рынке".


Дешевые мобильные телефоны завоевывают мир

В то время как высокотехнологичные смартфоны, камерофоны и коммуникаторы по известным причинам остаются лишь пределом мечтаний, лидерами продаж мирового рынка становятся бюджетные телефоны с базовым набором возможностей, сообщается в исследовании Juniper Research.

По прогнозам аналитиков, к 2014 году продажи телефонов нижнего ценового диапазона достигнут 700 млн штук, что составит более половины всего мирового рынка. Для сравнения, объем продаж смартфонов к этому времени составит 360 млн штук. Тяжелее всего придется Sony Ericsson и Motorola, так как продажи устройств среднего уровня в ближайшие пять лет сократятся на 40%.

По ожиданиям Juniper Research, 80% всех продаж мобильных телефонов будет приходиться на долю смартфонов и бюджетных телефонов, рост которых составит миллиард штук в год. В этой ситуации хорошие перспективы появятся у Nokia, Apple и RIM.

Основными рынками для продаж дешевых телефонов станут развивающиеся страны. В одной только Индии, по мнению аналитиков, будут покупать каждый четвертый бюджетный телефон в 2014 году.


Вспомнили о мобильном ТВ

Мобильное телевидение в России может появиться уже в этом году. Единственным фактором, препятствовавшим его запуску, являлось отсутствие разрешения на использование соответственных частотных ресурсов со стороны регулятора, говорят участники рынка. Минкомсвязь планирует обсудить запуск сервиса на заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) до конца августа.

О том, что Минкомсвязь намерена вернуться к вопросу об организации мобильного телевидения по технологии DVB-H в России, РБК daily рассказала пресс-секретарь министерства Елена Лашкина. Технология мобильного вещания DVB-H позволяет передавать цифровой видеосигнал на мобильные устройства, такие как КПК, мобильный телефон или портативный телевизор, не загружая при этом сети сотовой связи. Кроме того, этот стандарт позволяет экономно расходовать заряд батареи на пользовательском терминале.

По словам г-жи Лашкиной, в августе состоится заседание ГКРЧ под председательством министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева. "На этой встрече члены ГКРЧ планируют рассмотреть вопросы, связанные с переходом на цифровое телерадиовещание. В том числе будет затронут вопрос об организации опытных зон цифрового телевидения стандарта DVB-H на территории Москвы, а также об использовании полос радиочастот 174-230 МГц и 470-790 МГц радиопередающими устройствами аналогового телевещания в период перехода к цифровому телевизионному вещанию, то есть до 2015 года", - говорит г-жа Лашкина. По ее словам, речь пойдет также о возможности отмены введенных ранее ограничений на использование аналоговых телевизионных каналов. Точная дата заседания еще не определена, добавляет Елена Лашкина.

К запуску собственного мобильного телевидения в России уже готовятся две компании - оператор "ВымпелКом" и медийная "дочка" АФК "Система" - "Система Масс-Медиа" (СММ). По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Ксении Корнеевой, позитивное решение ГКРЧ в отношении выделения частотного ресурса сделает возможным запуск сервиса в сети оператора. "Отсутствие разрешения регулятора на использование частот - ключевой барьер, который препятствует началу эксплуатации сервиса", - говорит г-жа Корнеева. По ее словам, имеющаяся у "ВымпелКома" сеть сможет обеспечить цифровое качество приема на 90% территории Москвы в пределах МКАД. Услуги мобильного ТВ оператор будет предоставлять под брендом BUZZ TV. Планируется, что плата за доступ к сети будет составлять 150-200 руб. При этом абоненту будет доступен базовый социальный пакет из восьми каналов: "Первый", "Россия", НТВ, "Культура", "Спорт", "Вести 24", "Детский канал", "5 канал Петербург". В дополнение к базовому пакету абонентам "ВымпелКома" будут доступны семь премиальных каналов. Стоимость премиального пакета планируется установить на уровне 150-300 руб. В СММ также говорят, что готовы к запуску мобильного ТВ на основе DVB-H, но одним из главных факторов, препятствующим этому, является отсутствие необходимого решения со стороны Минкомсвязи. "Важно, чтобы это решение было принято в достаточно сжатые сроки. В противном случае технология может устареть", - говорит президент СММ Андрей Смирнов.

По мнению аналитика iKs-consulting Максима Савватина, будущее мобильного ТВ в России сейчас под вопросом. Сервис DVB-H в России появится значительно позже, чем во всем мире, говорит аналитик. Впрочем, мировой опыт показал, что услуга носит исключительно нишевой характер, отмечает г-н Савватин. "Единственной страной, где мобильное ТВ по-настоящему прижилось, стала Корея. Во многом это связано с тем, что существует не так много аппаратов, поддерживающих этот сервис. Кроме того, российские операторы уже запустили 3G, который позволит им предоставлять аналогичные услуги абонентам", - говорит г-н Савватин.


9 способов понравиться начальству

Автор: Зоя Лопатина

Прийтись по душе начальству – столь же важная задача на испытательном сроке, как и безупречное выполнение должностных обязанностей. Хорошие отношения с руководством обеспечат не только комфортное существование, но и позволят в полной мере раскрыть свой рабочий потенциал. Для начала главное - не раздражать и не делать лишнего – не совершать поступков, которые компрометирует вас в глазах начальства.

Пунктуальность – осознанная необходимость

Опоздание - это самое простое, самое понятное и самое распространенное нарушение рабочей дисциплины. Большой город, дальняя дорога, пробки – все понятно, вам, коллегам, но далеко не все руководители готовы смириться с вольным появлением на рабочем месте. Учтите, если вам не делают замечаний, это еще не значит, что ваши опоздания не видят или считают их оправданными.

Сверхурочные – как излишняя инициатива

Задержки на рабочем месте без нужды - явный перебор. Что подумает начальник, увидев вас перед уходом за компьютером, если он знает, что необходимости задержаться нет? Что вы не успеваете уложиться в рабочий день или, может быть, хотите "побродить" для себя в Интернете? Или думаете таким образом выслужиться? А может быть, вы вообще хотите воспользоваться отсутствием коллег и подглядеть что-нибудь из того, что вам знать не положено. В общем, уходите по окончании рабочего дня вместе с остальными сотрудниками.

Бурная личная жизнь

Если ваша работа не предполагает большого количества телефонных разговоров, не допускайте раскаленной трубки в руках. Сотрудник, много болтающий по телефону, раздражает всех. Отлучаться "на минуточку", убегать "на часик" или отпрашиваться уйти пораньше в виду личных обстоятельств, а также ходить на курсы, разбираться с сантехниками и регулярно лечить зубы в рабочее время тоже не стоит. А еще крайне нежелательны, а в первое время и вовсе недопустимы, визиты на работу друзей и родственников.

Давай закурим, товарищ, по одной

Даже если начальник курит сам, даже если он виду не подает, что его раздражают постоянные отлучки на перекур, эта привычка работает против вас. Не удивляйтесь, если вдруг въедливый руководитель не сочтет за труд подсчитать, сколько рабочего времени вы провели с сигаретой в руке на лестнице и предложит вам оплатить "простой" или отработать. Если не можете совсем бросить курить, то хотя бы сократите количество перекуров.

В рабочем стиле

Быть "как все" никому не хочется, но в первое время придется по меньшей мере смотреть по сторонам и одеваться под стать коллективу – неизвестно, как начальство расценит ваш уникальный стиль. То, что вы считаете стильным, может показаться вызывающим, а оригинальность будет принята за неряшливость. Постарайтесь поначалу вообще не привлекать внимание одеждой.

Порядочность - от слова "порядок"

Не допускайте на рабочем столе беспорядка, даже если вы человек творческий. Грязные кружки, кипы журналов, не пишущие ручки, сотни бумажек с ненужной информацией – представьте себе, без всего этого можно работать. Убирайте все вещи в тумбочку, а если ее нет, учитесь обходиться без лишних вещей. Чистый рабочий стол наводит на мысль об упорядоченной работе и жизни сотрудника.

Жвачное животное

Вам не нравится, как кормят в столовой? Вы дробно питаетесь, потому что так полезнее? В итоге вы постоянно что-то жуете или пьете на рабочем месте. Возможно, вы раздражаете этим не только руководство, но и коллег. Старайтесь выходить на обед, а если все-таки перекусываете на рабочем месте, выбирайте нежирную и не хрустящую еду без резких запахов – например, фрукты.

Утомленные работой

В понимании любого работодателя его сотрудники на работу приходят работать, а не спать и мечтать об окончании трудового дня, поэтому демонстративное зевание и работа в позе полулежа в рабочем кресле, даже при выполненной работе, создадут вам имидж вялого и безынициативного работника.

Развлеки себя сам. По тихому

Старайтесь не демонстрировать свои развлечения – начальник вряд ли поймет вас, если узнает, что для снятия напряжения вы играете в "сапера", часами болтаете с друзьями в чатах, читаете книги из электронной библиотеки или слушаете плеер. Выбирайте менее заметные средства для передышки.


Уязвимый кадровый рынок ИТ

Вы обеспокоены поисками новой работы? У вас на то есть веские причины. Несмотря на то, что по всем признакам дно кризиса уже пройдено, рынок ИТ-специальностей по-прежнему остается нестабильным.

По данным Управления по трудовой статистике США, из всех секторов ИТ-сферы сегмент профессиональных и технических услуг остается в наихудшем положении в отношении сокращения рабочих мест. С начала года каждый месяц здесь увольняется порядка десятков тысяч сотрудников: на сегодняшний день сектор потерял 132 500 рабочих мест.

В секторе полупроводниковых и электронных компонентов и секторе разработки компьютерных систем и сопутствующих услуг также с января 2009 года каждый месяц рабочие места продолжают сокращаться тысячами.

После того, как в январе количество рабочих мест увеличилось на несколько сотен, в секторах компьютерного и периферийного оборудования, обработки данных и сопутствующих услуг начали ежемесячно сокращать сотни и даже тысячи сотрудников.

Сегмент отрасли, где сейчас наблюдаются самые благоприятные перспективы, - это сектор управления и услуг по техническому консультированию: с начала года количество рабочих мест увеличилось на 2400 человек.

Несмотря на эти скромные победы, новые сокращения указывают на продолжающуюся экономическую нестабильность.

Статистика занятости в ИТ-отрасли в 2009 году

Сектор

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Компьютерное и периферийное оборудование +700 -3100 -1500 -2900 -3200
Полупроводниковые и электронные компоненты -5900 -6600 -3200 -6900 -5900
Обработка данных и сопутствующие услуги +200 -2000 -200 -900 -3500
Разработка компьютерных систем и сопутствующих услуг -3500 -300 -3900 -1400 -2800
Профессиональное и техническое обслуживание -28 600 -36 700 -31 300 -17 100 -18 800
ИТ-консалтинг +11 000 -4800 -6100 +1600 +700

Менеджеры по найму ИТ-персонала очень настороженно реагируют на экономическую нестабильность, говорит Том Силвер, первый вице-президент и директор по маркетингу компании Dice, сайта по поиску работы для ИТ-специалистов. "HR-менеджеры ожидают ухудшения ситуации перед тем, как дела вновь пойдут на лад", - отметил он.

На самом деле, 43% из 1900 менеджеров по найму ИТ-персонала, недавно опрошенных компанией Dice, признались, что в их компаниях в течение последующих 6 месяцев увольнения возможны или весьма возможны (тем не менее, 43% отметили, что в их компаниях в течение того же самого периода времени увольнения вряд ли произойдут).

Из-за того, что специалистам по подбору ИТ-персонала неизвестно, когда экономика начнет восстанавливаться, то до конца текущего года они будут очень осторожно относиться к найму новых сотрудников. Подавляющее большинство респондентов (81%) ответили, что они сократили свои программы найма сотрудников. Шесть месяцев назад этот показатель был на уровне 72%, отметил Силвер. По его мнению неудивительно, что количество вакансий на Dice.com на сегодняшний день сократилось на 45%.

Осторожность менеджеров по найму также выражается еще и во времени, которое у них уходит на отбор кандидатов на заполнение открытых вакансий. Некоторые тянут время, потому что не знают, что случится дальше, в то время как другие чувствуют, что могут позволить себе быть разборчивыми в выборе самого подходящего кандидата, заметил Силвер (хотя разборчивость последних может помешать им найти хоть какого-нибудь кандидата вообще). Согласно опросу Dice, 9% менеджеров по найму признались, что не могут найти квалифицированных профессионалов на открытые вакансии.

И что еще хуже для ИТ-соискателей, переговоры о размере заработной платы также играют не в их пользу. На вопрос о зарплатах новых сотрудников 41% опрошенных ответили, что они немного ниже, чем в прошлом году; 35% считают, что они остались на прежнем уровне; а 17% уверены, что они стали значительно ниже.

Можно ли это назвать хорошими новостями для тех, кто сейчас сидит без работы? Силвер считает, что у 91% респондентов есть, по крайней мере, одна открытая позиция. Возможно, эту вакансию трудно закрыть, но для нужного кандидата местечко всегда найдется.


Охотники за скайпом

Skype сделал практически бесплатным и бизнес-переговоры, и телефонный роман с партнером, который может находиться хоть за океаном. Вот она, угроза бизнесу операторов связи. Однако пока РСПП готовит рекомендации правительству для внесения поправок в закон о связи, Skype атакован с другой стороны - своими же отцами-основателями.

Снять Skype

Весть о том, что Skype могут запретить на территории России, взбудоражила всю страну. Да что там страну, даже The New York Times напечатала заметку о том, какие дикие люди эти русские и их бизнес-лобби. Шум вызвало состоявшееся 21 июля заседание комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям, посвященное вопросам развития IP-телефонии в стране. Теперь представители РСПП настоятельно просят сообщить, что не могут ничего запретить: в задачи комиссии входит лишь сбор данных по различным рынкам, анализ опыта других стран и выдача рекомендаций от имени РСПП. Пока и с рекомендациями неясно. "Никто сейчас не может сказать, каким путем пойдет развитие рынка и что будет с IP-телефонией,- говорит Анатолий Земцов, вице-президент компании ТТК.- Мы свои рекомендации выскажем на следующем заседании комиссии в начале октября". Земцов не исключает возможности, что членам комиссии в будущем поручат формировать предложения с поправками к закону о связи, если станет ясно, что они нужны.

Анатолий Земцов убежден, что нельзя развивать одну технологию в отрыве от других. IP-телефония должна регулироваться и развиваться в комплексе с другими технологиями связи. "Skype использует для передачи голоса сети посторонних операторов связи, чем минимизирует расходы клиентов и в то же самое время лишает этих операторов средств на поддержку и развитие своей инфраструктуры связи",- говорит Земцов.

На том же заседании РСПП первый заместитель генерального директора компании "МегаФон" Валерий Ермаков отметил, что 20-25% голосового трафика, которые проходят мимо контролируемой государством системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) через интернет-каналы голосовой связи (VoIP),- это уже серьезная угроза безопасности страны. А с ростом популярности программ IP-телефонии эта доля будет увеличиваться и к 2012 году может достичь 40%. Кроме того, по словам Анатолия Земцова, вряд ли будет полезным для российской экономики, если ARPU (средний доход от абонента в месяц) операторов приблизится к уровню Skype - $0,11. В этом случае рынок рискует уменьшиться в десять раз. "Но с другой стороны, потребители заинтересованы в подобных услугах и у того же Skype сегодня множество пользователей из числа россиян. Не учитывать этот факт нельзя",- говорит Земцов. По словам экспертов, существует лишь два варианта решения по Skype и подобным программам: либо запретить, либо разрешить.

Связь с народом

Речь идет не только о Skype, претензии сотовых операторов относятся ко всем программам, реализующим услугу VoIP. Среди логотипов, присутствовавших на слайдах презентации, сопровождавшей выступление Валерия Ермакова, оказались ICQ, Google Talk, MSN Messenger, Yahoo Messenger и Gizmo.

Главное преимущество Skype и подобных программ - возможность делать звонки бесплатно. Правда, чтобы позвонить на мобильный или фиксированный телефон, придется заплатить, но сумма будет мизерной. Существует возможность приобрести подписку за €5-10 и звонить без ограничений не только по стране - по всему миру.

Такая низкая стоимость обусловлена особенностями технологии. Skype трансформирует голос в пакеты данных и отправляет их по обычному интернету - передача трафика по цифровым каналам гораздо дешевле, чем по голосовым.

По словам эксперта Сергея Малахова, сейчас развиваются два протокола: у Skype - собственный, а также SIP - открытый, для которого любой может написать программу. В принципе протокол SIP работает похожим на Skype образом.

Skype, самое востребованное приложение такого рода, "откусывает" самую большую долю трафика у операторов. Согласно исследованиям TeleGeography, в прошлом году Skype стал крупнейшим оператором в мире. Абонентская база компании выросла за год на 40% и в 2008 году составила более 300 млн пользователей. В России программа тоже крайне популярна.

Владислав Мартынов, совладелец компании ITV, рассказывает, что экономит с помощью Skype порядка $1,5-2 тыс. в месяц. Компания имеет представительства на разных континентах. "Регулярно случаются ситуации, когда необходимо пообщаться в режиме конференции. Например, я нахожусь в Канаде, партнер - в России и кто-то из клиентов - в Европе. Разговор может длиться больше часа. 90% таких звонков я делаю через Skype, бесплатно",- рассказывает Мартынов. Последние пару лет он пользовался мобильным телефоном, только когда надо было сделать срочный звонок, а компьютера или интернета не было под рукой. А недавно установил Skype на iPhone себе и сыну - тогда отпали и эти ограничения в использовании приложения. Качество Skype Владислава вполне устраивает: "Изредка бывает плохая слышимость - не чаще, чем у обычных мобильных операторов",- говорит он. По словам Мартынова, в Северной Америке и Европе Skype используется очень активно. "Когда долетели слухи о том, что Skype могут закрыть в России, мои друзья спросили: "Это шутка?" - рассказывает он.- Такие меры просто усилят негативные стереотипы, которые есть на Западе в отношении России".

По словам Евгения Соломатина, ведущего аналитика "Коминфо Консалтинг", 15-17% пользователей широкополосного интернета, которые плюс к тому делают междугородние и международные звонки, используют Skype. По словам Соломатина, сегодня у SIPNet (один из популярных сервисов VoIP) в России около 300 тыс. пользователей, у Skype - более 2 млн.

"VoIP является угрозой для операторов - они теряют трафик, то есть отдают его по низкой стоимости. В ином случае пользователи платили бы за голос гораздо больше,- говорит Евгений Соломатин.- Если принять, что один абонент в среднем наговаривает 200 минут, получится, что только Skype лишает традиционных операторов 400 млн минут в год. При цене 1,5-2 руб. за минуту потери составляют до 800 млн руб.". То есть операторы теряют каждый год $20-30 млн, это около 1% их доходов.

Дешево и секретно

На заседании комиссии ни разу не прозвучало прямого призыва к закрытию Skype. Но в речах выступающих это желание читалось однозначно. Одна из основных "официальных" претензий к Skype, не подключенному к СОРМ,- это единственная возможность для преступников в бегах позвонить родным из-за границы и не попасться. Прослушка разговоров через программу крайне затруднена: Skype - это, по сути, сеть, в которой каждый подключенный компьютер играет роль передаточного звена. Нет центрального пункта, через который проходили бы все разговоры. При каждом звонке маршрут передачи голоса оказывается уникальным. Получается, чтобы установить систему прослушивания, придется оснастить специальной программой вообще все компьютеры, на которых есть Skype. Это можно было бы сделать, заставив всех пользователей установить новую версию приложения со встроенным механизмом прослушивания. Но во-первых, вряд ли Skype согласится на такое. Во-вторых, это наверняка не понравится абонентам, и, значит, появится множество взломанных версий приложения с вырезанным механизмом прослушивания. Невозможно отследить, на каком компьютере установлена версия с поддержкой СОРМ, а на каком нет - проблема не решается.

Другая претензия к Skype - оператор предоставляет услуги голосовой связи, не имея лицензий на это. Вроде бы нарушение, но на деле все тоньше. "Нельзя сказать, что Skype действует незаконно, потому что компания существует вне поля действия российского законодательства,- говорит Евгений Соломатин.- При совершении звонка трафик сначала идет из РФ на шлюзы в Европе, например во Франкфурте, там переходит на голосовую сеть крупного оператора и оттуда возвращается в Россию, как обычный голосовой трафик, например, из British Telecom, совершенно легально. То есть внутри страны Skype как бы не предоставляет сервиса". По такой схеме себестоимость звонков получается дешевле, потому что обмен трафиком между странами практически бесплатный и происходит на условиях взаимозачета.

Между тем технология IP-телефонии активно используется самими операторами. Не секрет, что все они "упаковывают голос" в цифровые пакеты и передают его именно в таком виде для экономии. На таком принципе построена телефония в Китае. Так что VoIP мог бы решить проблему телефонизации, которая все еще актуальна в России. "Ничто не мешает осуществить телефонизацию страны таким способом, как в Китае. Ведь там вся связь идет через IP, хотя жители об этом даже не подозревают. В России широкополосный доступ в сеть потихоньку развивается, и, когда быстрый интернет придет в маленькие города, было бы очень правильно поставить SIP или Skype тем, у кого нет обычных телефонов",- говорит Сергей Малахов. Это можно сделать очень дешево. Но дешево - это невыгодно тем, кто ставит стационарный телефон за $1 тыс.

Труба операторам

Попытаться запретить Skype проще, чем с ним конкурировать. Возможно, сотовые операторы, делая заявления об опасности программы, просто прощупывают почву для внедрения своих продуктов. Так, на волне публикаций о запрете SIP-программ компания "МегаФон" выпустила пресс-релиз о своем аналогичном сервисе "Мультифон", который уже давно существует. Потребители пока не в восторге от этого приложения, нет основных преимуществ Skype: широкой распространенности, привычного удобного интерфейса. В обзоре на "Хабре" (своего рода социальная сеть, "заточенная" под новости и аналитику, в частности, в сфере высоких технологий) блогер Niketas отметил, что приложение крайне неудобное, хотя звонки через "Мультифон", по его словам, могут обходиться даже дешевле, чем через Skype. Аналитик J-son & Partners Виталий Солонин убежден, что сотовые операторы будут лоббировать запрет на Skype и другие иностранные VoIP-сервисы, чтобы самим зарабатывать на IP-телефонии.

За рубежом прецеденты есть. В начале апреля информагентство Associated Press сообщило, что абоненты T-Mobile, входящего в структуру Deutsche Telekom, больше не смогут использовать основные функции Skype в телефонах iPhone. При этом программу можно было легально приобрести в AppStore и установить на телефон. Оператор T-Mobile предупредил Apple, что использование Skype в его сети нарушает абонентский договор.

Мобильные операторы, по мнению Сергея Малахова, опасаются следующего: переход на 3G требует серьезных затрат, а реальная прибыль от этой технологии может оказаться гораздо ниже запланированной - как раз из-за того, что вместо голосового канала оператора абоненты будут пользоваться VoIP и звонить с телефона по 3G-интернету. Евгений Соломатин поддерживает эту точку зрения: "Сейчас GPRS дорогой, а когда 3G появится повсеместно, потери от деятельности VoIP-провайдеров возрастут". Сейчас в мире до 40% "голоса" проходит через VoIP. "Операторы заплатили до $70 млрд за лицензии, а кто-то пользуется их инфраструктурой бесплатно",- говорит аналитик. К примеру, в мае этого года крупный оператор Vodafone зафиксировал в отчете убытки, которые эксперты связывают с активным распространением VoIP в Европе.

Конкурировать мобильным операторам со Skype в России мешает несовершенство законодательства. Ситуация, когда голос из интернета "приземляется" на обычный телефон, никак не регулируется. "С точки зрения формирования сервисов ничего сложного нет,- отмечает Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС.- Например, можно предоставлять операторские решения (аналогичные VоIP), с помощью которых абонент сможет совершать вызовы с лэптопов с подстановкой мобильного номера. Единственное препятствие - отсутствие в России правового поля для применения технологии VоIP".

Но основную угрозу IP-телефония представляет для операторов фиксированной связи: в их бизнес-модели главный доход приносят междугородние и международные звонки. "Медные телефонные провода, которые идут в квартиры, довольно дорогие,- говорит Сергей Малахов.- Но за время существования телефонии все вложения в инфраструктуру уже несколько раз окупились. И сейчас стоимость связи определяется исключительно жадностью операторов".

Беда откуда не ждали

Даже если Skype запретят, звонить по стране и за рубеж с компьютеров мы все равно сможем. Конечно, если операторы не начнут блокировать данные, переданные по Skype, в своих сетях. Евгений Соломатин рассказывает, что существуют программы Deep Package Inspection, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать пакеты, фиксировать VoIP и подсчитывать их количество или замедлять их прохождение. В первом случае это позволит применять какие-то штрафные санкции или делать дополнительные начисления пользователям. Во втором - снижать качество работы программ VoIP. Эти методы могут быть использованы в любой сети, даже компьютерной.

Однако у Skype есть и более серьезные проблемы, чем недовольство операторов мобильной связи. Основатели компании Никлас Зеннстрем и Янус Фриис в 2005 году продали ее eBay за $3,1 млрд. Но при этом передали права на ключевую технологию, лежащую в основе работы Skype, компании Joltid, которой Зеннстрем и Фриис благополучно владеют до сих пор. Раньше eBay выплачивала лицензионные отчисления, но 1 апреля 2009 года хитрые отцы-основатели аннулировали лицензию через британский суд. eBay придумала выход из положения, решив разработать аналог технологии Joltid. А если эту затею не удастся осуществить, eBay грозится попросту закрыть Skype. Даже без помощи российских промышленников и предпринимателей.


Рынок мобильных банковских услуг ожидает стремительный рост

Аналитики IDC провели исследование, в рамках которого попытались понять, какое будущее ждет рынок мобильных банковских услуг.

"Сейчас для банков пришло время инвестировать средства в свои стратегии на рынке мобильных банковских услуг, так как в скором времени мобильный банкинг станет таким же важным продуктом для потребителей, как и онлайновые банки. Дальнейшее развитие технологий мобильного банкинга продолжит привлекать к нему новых потребителей, и банкам будет необходимо предлагать свои решения", - отмечают аналитики IDC.

Кроме того, как отмечается, платежные системы могут оказаться "убийственным" продуктом, который сделает мобильный банкинг одним из основных направлений. Социальные сети, которые сегодня продолжают набирать популярность, также могут сыграть положительную роль в дальнейшем распространении рынка мобильных банковских услуг. Помимо прочего следует отметить, что восстановление мировой экономики, которое, если верить ряду экспертов, уже началось, может положить начало стремительному росту мобильных устройств и новых тарифных планов.

Еще один важный момент заключается в том, что на сегодняшний день ключ к успеху в рамках рынка мобильных банковских услуг, согласно исследованию IDC, заключается в улучшении и расширении уже имеющегося функционала провайдеров. Далее идут инициативы в области платежей, улучшение безопасности, партнерство игроков на рынке и разработка современных платформ.

В итоге специалисты IDC высказали несколько рекомендаций для провайдеров мобильных банковских услуг. Во-первых, им необходимо понимать, что ценовая политика, основанная на количестве пользователей, может привести к тому, что в рамках этого направления будет мало маркетинговой активности. Кроме того, следует избегать различных недоработок в области безопасности.


Новая реальность

Российский ИТ-рынок быстро не восстановится. Нефть, доллар и прочие макроэкономические факторы определяют его настоящее и будущее. Компании перестраиваются к показателям прошлых лет и ждут, как будут развиваться события осенью.

Участникам рынка не остается ничего иного, как активно ожидать. Ожидать, пока изменится макроэкономическая ситуация. Активно, потому что под давлением внешних факторов повысилось и "внутреннее давление" - усилилась конкуренция.

Среди показателей, к которым сейчас больше всего приковано внимание руководителей российских ИТ-компаний, - стоимость рубля, нефти, заемных средств, динамика ВВП и уровень безработицы. Сложность ситуации в том, что на них невозможно повлиять. И очень силен фактор неопределенности, который, в свою очередь, передает соответствующее "настроение" видению ближайших перспектив ИТ-рынка и планированию собственных целей компаний. Многие участники рынка не ожидают существенных изменений в третьем квартале.

"Определяющей будет, как и раньше, общая экономическая ситуация в стране и мире в целом. Макроэкономические показатели, стабильность банковско-финансовой системы определят динамику и объем рынков. Сезонность бизнеса не будет иметь ярко выраженный характер", - считает Вадим Лата, генеральный директор компании "Сетевая Лаборатория".

Александр Потапов, директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ, отмечает: "Говоря о будущем, нельзя не принимать во внимание макроэкономические показатели. Традиционно при составлении планов они виртуально исключались из обсуждения, так как на них невозможно повлиять. Мы не ждем быстрого восстановления рынка до прежнего уровня, однако надеемся увидеть признаки этого начиная, скорее, с 4-го квартала этого года".

Вадим Бутузов, директор по развитию ООО "Софт-Троник Нетворкинг", подчеркивает, что общая ситуация в российской и мировой экономике является главным определяющим фактором на российском ИТ-рынке. "Долгие годы ИТ-рынок рос быстрее, чем ВВП, экономика в целом, - продолжает г-н Бутузов. - В силу немалого влияния инвестиционных денег спад в отрасли тоже наступил достаточно резко и с существенным абсолютным снижением. Однако, могу предположить, что подъем в ИТ-отрасли тоже начнется одним из первых. Не думаю, что это случится в 3-м квартале 2009 года. Хоть экономика и развивается циклично и, по оценкам многих экспертов, падение достигло дна, это не значит, что вскоре должен начаться бурный и уверенный рост. Более вероятно, что не так далеко от этих минимальных значений нам предстоит провести еще и следующую зиму. Разумеется, с учетом определенных сезонных колебаний. А на рост - причем опять опережающими темпами к экономике - рассчитывать где-то со 2-го квартала следующего года".

Оптимистичный прогноз для большинства участников на вторую половину года - сохранение текущего уровня оборотов по отношению к прошлому году. К сожалению, такой сценарий очень реалистичен, так как финансовое состояние предприятий и частных лиц в стране не улучшается, и пока тенденция к улучшению не видна.

Пессимистичный прогноз связан с ожиданиями новой волны кризиса, которую может спровоцировать ухудшение ситуации в банковском секторе, а также с возможным дальнейшим падением платежеспособного спроса. Во многих секторах экономики спад продолжается. Например, на авторынке, где динамика падения в первом полугодии очень схожа с динамикой на ИТ-рынке: спад продаж новых автомобилей в России в первом полугодии составил порядка 49% в количественном выражении, и прогнозируется, что по итогам 2009 года падение может составить 50-60% по сравнению с прошлым годом.

Неблагоприятные сигналы "подает" и сегмент потребительской электроники и бытовой техники, в котором серьезное падение началось только во втором квартале. В первые три месяца 2009 года на спрос очень сильное влияние оказала девальвация рубля, потребители покупали технику на свои сбережения, пытаясь избежать обесценивания накопленных средств. Ко второму кварталу сбережения закончились, и ритейлеры ощутили значительное снижение продаж. Потребительский спрос в 3-м квартале может продолжить свое падение, правда, оно будет не таким сильным, как в предыдущем квартале.

Дмитрий Танюхин, глава представительства Netgear в России, предвидит, что рынок в третьем квартале не сможет восстановиться до конца, поэтому общие объемы продаж по рынку в июле-сентябре будут ниже прошлогодних.

"Если все пойдет по умеренному сценарию и ситуация не станет ухудшаться, то мы планируем сохранить объемы продаж на уровне 60-70% от уровня прошлого года, - говорит Иван Гоголев, технический директор STSS. - О восстановлении рынка сейчас говорить еще очень рано. Весьма вероятным я считаю развитие событий по негативному сценарию - в этом случае осенью нас ждет "вторая волна кризиса", которая может практически остановить продажи в корпоративном секторе".

Прогнозы изменения спроса со стороны корпоративного сектора в третьем квартале очень сдержанные. Мало кто ожидает улучшения ситуации. Спрос может продолжить падение. "Закупки техники коммерческими структурами скорее всего будут падать просто в целях экономии, но с их стороны должен увеличиться спрос на услуги, аутсорсинг в частности, и программное обеспечение", - говорит Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус".

Для многих участников рынка государство до сих пор остается главным клиентом. Госзакупки были главным драйвером роста российского ИТ-рынка в 2008 году. Так, по данным REAL IT, в указанный период доля госсектора выросла до 24,3%, для сравнения по итогам 2007 года она составляла 16,7%. Все понимают, что таких бюджетов не будет в ближайшее время, но, в тоже время, большинство участников рынка считают, что госсектор - это первый сегмент, где стоит ждать улучшений.

Небольшое оживление со стороны госсектора началось в мае, но, тем не менее, это пока частные случаи, которые, по мнению многих участников, не вырисовываются в общую тенденцию. "После принятия госбюджета на 2009 год появились объявления о конкурсах, но количество их не идет ни в какое сравнение с прошлым годом. Все ждали 3-го квартала с надеждой на появление на рынке бюджетных денег, но квартал наступил, а конкурсов пока не видно", - заметил Евгений Степанов, заместитель генерального директора компании ICL-КПО ВС.

Конкуренция среди поставщиков в госсектор возросла многократно. Даже крупные системные интеграторы, которые в предыдущие годы имели возможность выбирать заказчиков и проекты, теперь готовы браться за проекты и поставки даже небольшого объема. "Если ранее на небольшие контракты регистрировалось 5-7 компаний, то сейчас это количество может составлять 15-17 компаний-претендентов. Конкурентная среда стала жестче", - отмечает Виктор Алгазин, директор по продажам компании Softline.

Не радужное будущее для системных интеграторов видит Александр Мясцов, генеральный директор компании Innovation Technology Group: "С целью эффективного использования собственных финансовых и бюджетных средств крупные заказчики продолжат создание собственных карманных интеграторов. Будет продолжаться перераспределение заказов на ИТ-проекты от старых интеграторов к новым - собственным интеграторам заказчиков. Старые крупные интеграторы продолжат "худеть", диверсифицироваться и превращаться в средние и малые компании, специализирующиеся на отдельных технологиях".

С другой стороны, Алексей Сероус, генеральный директор MERLION Projects, отмечает позитивные для компании моменты в сложившейся ситуации: "Ликвидность ряда конкурирующих структур низкая, денежных средств не хватает, и мы видим в этом для себя шанс увеличить клиентскую базу и пополнить свой штат высококвалифицированными специалистами".

Перераспределение долей на рынке - яркий тренд 2009 года, о нем говорят все участники каналов продаж - от вендоров до реселлеров. Рынок уже стал существенно меньше, неэффективные компании уходят с него. В первом квартале все стали свидетелями большого количества банкротств ИТ-компаний. Этот процесс продолжает набирать обороты.

"Думаю, объем рынка снизится по отношению к докризисному в три раза в денежном выражении, - рассуждает Владимир Ландау, генеральный менеджер "ПОЗИТРОНИКА". - Сейчас проблема заключается в том, что упавший спрос не создает достаточной маржи, чтобы покрывать операционные расходы, а жизнь еще достаточна дорога для того, чтобы резко снизить заработную плату, и арендодатели не опускают арендные ставки. Поэтому для того, чтобы не потерять насиженные места, не растерять технологов, бизнес пытается удержать их всех, неся убытки. В принципе, так сегодня делают почти все. Самые дальновидные выходят из этой борьбы чуть раньше, но с деньгами, а недальновидные и амбициозные не понимают, что у них нет будущего, однако, планируют бороться до конца и уйдут с рынка как без бизнеса, так и без денег".

Ближайшее будущее российского ИТ-рынка пока неопределенно. Но уже видно, что он живет в новой реальности, более жесткой и прагматичной. Достиг ли рынок дна - об этом говорить пока рано. Поводов для оптимизма нет, но, в тоже время, в третьем квартале ситуация вряд ли драматически ухудшится. Серьезное падение рынка уже позади.


Читайте также:
ИТ-рынок. Что же осталось?
Глобальное переосмысление
Объем российского ИТ-рынка во 2-м квартале
Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка
ИТ-рынок попал под сокращение
"Айтикризисные" меры
Назад в 2004-ый


Lenovo и "М.Видео" объявили о начале сотрудничества

Компании Lenovo и "М.Видео" сообщили о начале сотрудничества.

Подписанное компаниями соглашение распространяется на продажу в России линейки ноутбуков Lenovo IdeaPad, которая доступна в магазинах "М.Видео" начиная с июля 2009 года.

"В лице "М.Видео" мы обретаем еще одного надежного партнера и еще один, весьма обширный канал продаж продукции серии IdeaPad в России, - отметил Юйли Бай, генеральный директор представительства компании Lenovo в России. – Более полутора сотен магазинов сети – прекрасная площадка для встречи наших ноутбуков с тысячами покупателями из всех регионов России. Я рад отметить и отличный уровень сервисной поддержки "М.Видео", который соответствует высоким стандартам, предъявляемым Lenovo к качеству постпродажного обслуживания клиентов".

Совместно с Lenovo торговая сеть "М.Видео" сможет расширить спектр портативных компьютеров, предлагаемых в фирменных розничных и онлайн-магазинах компании.



Подпишись и выиграй Nokia 5800 XpressMusic
Специальная акция на канале @ASTERA.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное