Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
24 февраля 2009, вторник

Большое сжатие малого бизнеса

Автор: Алексей Шестоперов

Малый бизнес до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008 г. - уже 5-7%, а в 2009 г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду - не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

Государство в борьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов. В частности, в конце 2008 - начале 2009 г., по данным опроса НИСИПП, более чем в 2 раза увеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взять все до последней копейки с тех, с кого легче всего "стрясти". Теневые издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертным оценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условиях ужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться. Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризиса механизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банки кредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.

Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики. Вновь входит в практику давно забытая "бартеризация". В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемые антикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу и специализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли доля бартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Из многих регионов приходят сообщения об увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых для манипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могут регистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежней организации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы же предприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее "затемнение" ведет, может быть, к самому опасному - полной потере доверия предпринимателей друг к другу.


Финансовые баннеры оказались самыми популярными в США

В январе 2009 года в США баннеры, рекламирующие финансовые услуги, показывали пользователям больше всего. На эту категорию объявлений, наиболее популярную у рекламодателей, пришлось 31,2 миллиарда показов. Об этом говорится в отчете Nielsen Online и сервиса AdRelevance, данные из которого приводит Marketing Charts.

График Marketing Charts

На втором месте веб-издания с 30,1 миллиарда показов. Третью строчку заняла реклама розничных товаров и услуг - на нее пришлось 24,9 миллиарда показов. Четвертую - баннерная реклама телекоммуникаций с 20,8 миллиарда показов. Начиная с пятого места, число показов сократилось более чем вдвое.

Меньше всего показов пришлось на компьютерные комплектующие и электронику (2,6 миллиарда), автомобили (3,3 миллиарда) и программное обеспечение (3,6 миллиарда).

Всего в выделенных исследователями тринадцати категориях в январе 2009 года было почти 160 миллиардов показов. При мониторинге не учитывалась реклама, размещенная по стратегическим договоренностям с рекламодателем, текстовые блоки, комбинация текста и баннера, поисковая реклама, спонсорские изображения, а также реклама в программах и в электронной почте.


Компании все еще набирают новых сотрудников

В современной экономической ситуации довольно легко допустить, что найти работу сложно. Несмотря на всеобщее экономическое уныние, более внимательный взгляд на рекрутинговые процессы в ИТ показывает, что картина еще более запутана. Если вы тщетно пытаетесь найти работу или боитесь потерять свое нынешнее рабочее место, не думайте, что никто никого не берет на работу. Изучив некоторые секреты, узнав, какие умения сейчас наиболее востребованы, и что больше всего ценят работодатели, вы дадите себе шанс преуспеть даже в таких непростых условиях.

В то время как компании действительно снижают свои расходы, большинство не может позволить себе резких сокращений в области технологий. Со времени последнего экономического спада фирмы еще сильнее "уверовали" в важность технологий для достижения успехов в бизнесе. Согласно исследованию Robert Half Technology IT Hiring Index and Skills Report, 12% из более чем 1400 опрошенных CIO планировали продолжать нанимать на работу сотрудников в течение первого квартала 2009 года, и только 4% заявили о сокращении персонала. Большинство планирует сохранить свой персонал на текущем уровне.

ИТ-проекты на завершаются

Итак, как обстоит дело с наймом ИТ-специалистов? Компании все еще занимаются крупными ИТ-проектами, например, внедрением виртуализации серверов и хранения данных, использованием Microsoft .Net Framework для разработки широкого спектра приложений. CIO полагают, что инвестиции в информационную безопасность сохранятся, поскольку интеллектуальную собственность и данные необходимо защищать.

ИТ-руководители также увеличивают свои инвестиции в беспроводные приложения, поскольку осознают ценность мобильных технологий. В результате, в организациях появляются такие устройства поддержки, как сотовые телефоны, смартфоны, PDA и BlackBerry, что ведет к высокому спросу на специалистов с соответствующими знаниями.

По данным Robert Half Technology 2009 Salary Guide, квалифицированные ИТ-специалисты все еще востребованы среди многих работодателей. Компании обнаружили, что из множества ИТ-сотрудников, ищущих работу, тех, у кого есть соответствующие знания и опыт, не так уж и много. Спрос на таланты сохраняется и в таких специфических ИТ-сферах, как поддержка и обслуживание пользователей, сетевые технологии, разработка ПО и веб-разработка, проектирование сетей и безопасность баз данных. Более востребованы сейчас знания .Net, SharePoint, Java и SQL Server.

Для кандидатов на работу, которые хотят найти что-то выходящее за рамки привычной деятельности, в исследовании также отмечены индустрии и географические зоны, которые обещают постоянный ИТ-рост. К примеру, CIO в сфере профессиональных и бизнес-услуг планируют, что в их областях будет наблюдаться более высокая активность в процессе рекрутинга. Другие сферы, имеющие позитивные перспективы, включают в себя здравоохранение, некоммерческие предприятия и образование.

Работодатели на самом деле очень внимательны и не хотят совершать ошибки при приеме сотрудников на работу, а большинство компаний предлагают работу только наиболее квалифицированным и опытным кандидатам. Многие заинтересованы в найме ИТ-специалистов на временной основе (работа над проектом), предоставляя им возможность влиться в коллектив перед тем, как получить предложение о полной занятости.

Свою значимость необходимо демонстрировать

В то время как обучение по нужной специальности, переезд или изменение сферы деятельности может действительно расширить область ваших возможностей, повышаются и ваши шансы на максимальное использование своих нынешних знаний и опыта работы. Это означает, что вам необходимо довести до совершенства свое резюме и навыки проведения интервью, особенно в такой непростой экономической ситуации.

Поскольку многие компании "затянули пояса", задокументированная история вклада в общий успех бизнеса становится все более важной при устройстве на работу. Наличие технических сертификатов также может сработать в вашу пользу, но компании хотят увидеть, как вы справлялись с работой раньше. Убедитесь, что ваше сопроводительное письмо и резюме делают акцент на ваш вклад в развитие тех компаний, в которых вы раньше работали.

Столкнувшись с экономическим кризисом, работодатели более чем когда-либо заинтересованы в профессионалах, которые смогут быстро решить их проблемы. Когда вы готовитесь к собеседованию, внимательно изучите требования работодателя и определите, что вы можете привнести в общее дело.


CeBIT борется с кризисом

Мировой экономический кризис сказался и на крупнейшей в мире компьютерной выставке-ярмарке Cebit, которая традиционно проходит в немецком Ганновере. Как сообщил член правления Deutsche Messe AG Эрнст Рауэ, число заявленных экспонентов в нынешнем году (3-8 марта) упало на 25%, составив примерно 4300.

По состоянию на настоящий момент организаторы исходят из того, что выставочные площади займут порядка 200 тыс. кв. м, т.е. сократятся по сравнению с прошлым годом на 20%. "Принимая во внимание глобальный кризис, 4300 экспонентов со всего мира - это успех. Не приедут в Ганновер те фирмы, которые урезали свои бюджеты на маркетинг до нуля, ведь экономить начинают именно с маркетинга", - отметил Эрнст Рауэ. Он считает, что "этот Cebit станет особенно эффективным, ведь в нынешнем году и фирмы-участницы, и посетители просчитывали все особенно тщательно, связывая со своим появлением в Ганновере большие надежды". Эрнст Рауэ уверен, что самая большая в мире выставка-ярмарка информационных технологий "покажет пути выхода из кризиса".

Падение числа участников Cebit нынешнего года произошло в первую очередь за счет многочисленных мелких производителей компьютерного и телекоммуникационного оборудования из Китая, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. "Глобальный кризис сделал конкурентную борьбу на тамошнем рынке еще более ожесточенной, и многие фирмы просто прекратили свое существование", - отметил г-н Рауэ. Отсутствуют среди экспонентов в этом году и некоторые известные компании, например Toshiba и Kyocera. Впрочем, многие, наоборот, возобновили свое участие в Cebit: к примеру, Dell, Intershop и Nokia Siemens Networks. Расширена по сравнению с прошлым годом программа конференций, которые пройдут здесь за время работы ярмарки.

Проведенную в прошлом году реформу ярмарки отрасль восприняла с одобрением. Упор при этом был сделан на создание более четкой структуры и содержательной насыщенности Cebit. Организаторы стремились максимально удовлетворить интерес пользователей и предоставить фирмам наиболее современные ИТ-решения. Кроме того, продолжительность ярмарки была сокращена на один день и составляет теперь шесть дней, а с 2010 года Cebit будет ограничена рамками всего в пять дней. Традиционное ярмарочное воскресенье вычеркнут, что опять-таки сократит издержки участников.

Центральными темами Cebit в нынешнем году станут эффективные ИТ-технологии по оптимизации издержек, экологичные информационные технологии и безопасность ИТ-технологий. Кроме того, значительное внимание будет уделено связанной с Интернетом прикладной и контентной тематике, например Web 2.0, социальным сетям, новым бизнес-моделям и мобильному Интернету. Это направление Cebit объединила девизом Webciety ("Web-сообщество").

Партнером Cebit 2009 является американский штат Калифорния. Приедет в Ганновер и его губернатор Арнольд Шварценеггер. Интернет-компании из Силиконовой долины, например Yahoo! и You Tube, собственными стендами на нынешнем Cebit представлены не будут, а экспозиции концернов Intel и McAfee, напротив, по сравнению с прошлым годом станут еще масштабнее. Организаторы Cebit надеются, что Yahoo!, You Tube и другие связанные с Web-2.0 фирмы будут сотрудничать с Ганноверской компьютерной ярмаркой с каждым годом все теснее.

Г-н Рауэ признал, что снижение количества экспонентов на Cebit приведет к уменьшению выручки всей Deutsche Messe AG в целом. При этом конкретных цифр называть он не стал. Наряду с организуемой здесь в апреле крупнейшей в мире промышленной выставкой Hannover Messe, количество экспонентов на которой остается стабильным, Cebit является для Deutsche Messe AG самым важным мероприятием года.


Высокий стартовый оклад в период кризиса - реально?

Можно ли договориться о высоком окладе во время первоначального обсуждения зарплаты?

Вы, конечно, за то, чтобы обсуждать высокий стартовый оклад с самого начала. Как же это возможно, когда за каждое рабочее место разворачивается жесткая конкурентная борьба? Многие кандидаты ошибочно полагают, что они не вправе обсуждать зарплату, льготы или надбавки в таких жестких условиях на рынке труда из-за страха потерять предложение о работе. Из-за этого многие поступают на работу с чувством, что им сделали огромное одолжение. В результате, они полностью теряют мотивацию и не стремятся выделиться, что, в свою очередь, означает: повышение наступит нескоро или не наступит вообще.

Кандидатам необходимо знать несколько моментов о процессе приема на работу и обсуждении условий труда. Во-первых, если вы не просите больше, вы никогда больше и не получите. Даже если вы не получите всего, что хотите, все же получить хоть что-то лучше, чем не получить вообще ничего. Во-вторых, разговоры о получении компенсации не так уж и бесполезны. Обе стороны могут оказаться в выигрыше, вместо того, чтобы быть в ситуации, когда один оказывается проигравшим за счет другого. В-третьих, работодатель не стал бы никого искать, если бы не было такой необходимости. Это дает дополнительные козыри в руки тому кандидату, который соответствует требованиям работодателя.

Существует мнение, что каждый работодатель ищет самого дешевого работника, которого только можно найти. В некоторых случаях так оно и есть, но в реальности большинство работодателей понимают, что справедливая и достойная зарплата - это один из лучших способов сохранить хороших работников, обеспечить качество работы и увеличить производительность труда.

А что делать, когда становится ясно, что вы не можете получить большую зарплату? Если вам не могут дать больше денег, обсудите возможность оплаты каких-то услуг, оплаты того, что делает вас более ценным кадром, оплаты того, что защищает ваше качество жизни, или того, что можно позднее перевести в деньги.

Например, вы можете приобрести рабочий инструментарий - компьютеры и ПО; получить пособия на одежду, парковку, бензин и детский сад; или продукцию компании и промопродукцию, которую распространяет компания. Вы можете также спросить, есть ли в компании корпоративные скидки на транспортные средства, выплачиваются ли процентные ставки по кредитным картам, есть ли обеспечение продуктовыми наборами, хозяйственными товарами и т.д. Если такие льготы имеются в компании, попросите включить их в свой соцпакет.

Статьи, влияющие на качество жизни, включают в себя скидки на транспорт и рабочее расписание, которое позволяет совмещать работу и домашние заботы.

А то, что можно позднее превратить в деньги, включает в себя акции, долю прибыли, отсроченные компенсации, прибавку на рост стоимости жизни и бонусы за сверхурочную работу.

Какой же информацией следует владеть кандидату для того, чтобы более эффективно обсуждать условия оплаты при приеме на работу?

  • Следует знать, в чем ваша уникальность, и еще составить список от 30 до 60 ваших самых достойных умений.
  • Необходимо составить список предыдущих достижений и отметить, какую выгоду эти достижения принесли предыдущей компании, в которой вы работали.
  • Хорошо иметь рекомендательные письма от предыдущих работодателей и коллег, в которых бы подчеркивалась та польза, которую вы можете принести компании.
  • Следует четко понимать нужды и проблемы, которые вы можете решить в компании, куда хотите поступить на работу.
  • Опросите об уровне зарплаты тех, кто обладает приблизительно такими же знаниями и опытом работы в вашей области.
  • Необходимо умение убеждать работодателя в том, почему компания выиграет, взяв вас на эту работу.


ВВП не дождался бюджетной поддержки

Первый квартал 2009 года может стать первым в хронике официальной рецессии в экономике РФ. По оценкам Минэкономики, сокращение ВВП в январе составило 2,4%, спад ВВП по итогам первого квартала предрешен. На совещаниях в правительстве и у президента в последние дни продолжали обсуждать бюджетную поддержку докризисного роста. Все большее число аналитиков обращают внимание на то, что эти антикризисные меры в лучшем случае законсервируют проблемы в финансовом и промышленном секторах: 20 февраля к ним присоединилось рейтинговое агентство S&P.

Минэкономики впервые оценило масштабы сокращения валового внутреннего продукта (ВВП) в январе 2009 года - министр экономики Эльвира Набиуллина подтвердила опубликованные в пятницу расчеты Минэкономики, согласно которым ВВП РФ в январе 2009 года снизился на 2,4%. Январь стал вторым месяцем сокращения ВВП, до декабря 2008 года темпы его роста были положительными (см. график), в декабре сокращение составило 0,7%.

Снижение январского ВВП не позволяет формально говорить о рецессии в экономике РФ. Общепринятым является определение рецессии как сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд, констатировать рецессию можно будет не ранее середины июля 2009 года, после публикации данных по первому полугодию 2009 года. Оценки помесячной динамики ВВП Минэкономики России и Росстата не стоит переоценивать: в мировой практике динамику ВВП помесячно оценивают власти меньшинства стран мира, общепринятой и поддерживаемой МВФ и международными финансовыми институтами является поквартальная оценка динамики ВВП. Отметим, из-за перехода госкомстата Украины на общепринятую методику (статведомство объявило об отказе от помесячной оценки ВВП в начале прошлой недели) в стране развернулся политический скандал: президент Украины Виктор Ющенко обвинил правительство Юлии Тимошенко в "сокрытии" данных о реальном состоянии экономики Украины.

Данные Минэкономики России достаточно позитивны. Напомним, последняя рабочая версия прогноза экономической ситуации в РФ, обнародованная чиновниками Минэкономики, предполагает сокращение ВВП по итогам всего 2009 года на 2,2% (ранее - на 0,2%), и данные января, даже не очищенные от сезонного фактора, должны были продемонстрировать куда более серьезное падение. Напомним, Минэкономики предполагает, что второе полугодие 2009 года будет по динамике промпроизводства и экспорта стабильнее первого. Рабочие версии макроэкономического прогноза, представленные в феврале 2009 года правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова экономической экспертной группой (глава - Евсей Гурвич) и Институтом экономики переходного периода (лаборатория Сергея Дробышевского), предполагают падение ВВП на 3,4-4,5% (падение номинальных инвестиций от 3 до 15%, инфляция в диапазоне 14-34%, цены Brent - 31-50 $/bbl).

Снижение ВВП в январе 2009 года неизбежно продолжится в феврале-марте 2009 года даже при резком улучшении нефтяной конъюнктуры в конце февраля и столь же резком улучшении ситуации с кредитованием банками промышленности, что большинство экономистов оценивает как фантастический сценарий. Впрочем, "нефтяной" технический выход из предстоящей рецессии во втором полугодии 2009 года, по оценкам аналитиков S&P, сделанным в обзоре "Российская экономика: анатомия кризиса" от 20 февраля, вряд ли будет приемлемым выходом для устойчивого развития. Авторы S&P демонстрируют, что с 2005 года роль нефтяной конъюнктуры в устойчивой положительной динамике ВВП России была опосредованной. "Постоянное ежегодное повышение цен на основную продукцию российского экспорта поддерживало высокий уровень ликвидности, повышая доверие иностранных инвесторов к способности российских заемщиков обслуживать растущий объем внешних обязательств", констатируют в рейтинговом агентстве.

Рост на притоке внешних инвестиций, утверждают в S&P, не повлек за собой структурных реформ, за исключением создания суверенных фондов, в которых накоплено около 17% годового ВВП. Аналитик Фрэнклин Гилл называет это "единственным важным исключением из невысоких результатов" курса правительств Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова и Владимира Путина в области институциональных реформ. Рост же в банковской среде сопровождался высокой концентрацией депозитов в банковской системе. Многие российские банки являются "квазибанками", констатируют в S&P, доля депозитов в активах превышает 4% лишь у ВТБ и Сбербанка, что, по мнению агентства, делает недоверие к банковской системе устойчивым, а волатильность в ней - высокой даже по меркам BRIC. Несмотря на то что S&P оценивает меры по рекапитализации банковской системы самой большой статьей антикризисных расходов правительства России (S&P предполагает расходы намного больше, чем возможные сейчас 700-800 млрд руб.- "после рекапитализации... может остаться лишь небольшая сумма средств, необходимых для стимулирования спроса"), без восстановления внутренних инвестиций рост ВВП может вновь быть неустойчивым, констатируют в S&P: России так или иначе нужна смена модели роста на модель, основанную на внутренних инвестициях, стабильных банках и положительном счете капитала.

На заседании президиума Госсовета в Иркутске в прошлую пятницу, где госпожа Набиуллина подтвердила январское падение ВВП, президент Дмитрий Медведев признал, что "нижняя точка падения" не пройдена. Впрочем, обсуждаемый Кремлем и Белым домом антикризисный курс вряд ли соответствует рекомендациям аналитиков по поводу возврата к институциональным реформам. Господин Медведев критиковал правительство за "медленную" и "неприемлемую для кризиса" работу по поддержанию деятельности существующих институтов, в том числе затягивание решений по госгарантиям по кредитам (первые 15 млрд руб. госгарантий из 300 млрд руб. утверждены лишь на эти выходные) и излишне долгие торги в правительстве вокруг конструкции нового бюджета-2009.

Как и предполагал "Ъ" 17 февраля, работа над бюджетом затягивается до марта: госпожа Набиуллина сообщила, что уточненный прогноз Минэкономики для бюджета-2009 будет готов лишь в течение ближайших недель. В субботу прошло очередное совещание у премьер-министра Владимира Путина по бюджетной тематике, но его итоги не разглашаются. На совещании в Иркутске основной темой была тема замещения внешних инвестиций госинвестициями для "сохранения здоровых тенденций в экономике" - по мнению президента, это "в конечном счете важнее цифры дефицита бюджета". Госпожа Набиуллина также призвала поддержать госвливаниями "положительные структурные сдвиги в экономике", которые S&P, как и все большее число экономистов, считает реальной причиной экономического провала 2008 года.

Динамика ВВП


Бонус для щедрых

Министерство связи и массовых коммуникаций собирается поддерживать сотовых операторов, сдерживающих рост тарифов на связь. В свою очередь ФАС может обратиться за разъяснениями к тем мобильным операторам и интернет-провайдерам, которые пересмотрят тарифы в сторону повышения. Таким образом, государство намерено не допустить излишнего ажиотажа у населения в связи с ростом тарифов в непростой экономический период.

Минкомсвязи собирается поддерживать операторов, берущих на себя социальные обязательства в виде сдерживания роста тарифов и повышения качества связи, заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, выступая в пятницу на "правительственном часе" в Совете Федерации. По его словам, предусмотрена разработка механизмов государственной поддержки всех операторов, берущих на себя социальную нагрузку. "В случае если мы поймем, что операторы берут на себя некую социальную нагрузку, то они смогут рассчитывать на особое отношение, если захотят получить господдержку в рамках антикризисных мер правительства. Социальная нагрузка заключается не только в понижении тарифов на услуги связи, но и в повышении качества услуг, оперативной реакции на требования населения", - сообщили в пресс-службе Минкомсвязи.

Игорь Щеголев также отметил, что Минкомсвязи будет сотрудничать с Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам в сфере контроля тарифов на рынке сотовой связи и подключения к Интернету. "Если мы обнаружим признаки картельного сговора, который отразится на общем росте тарифов на услуги мобильной связи и широкополосного доступа, то будут приняты соответствующие меры", - сообщил министр. Пока, по его словам, подобных прецедентов на рынке не существовало, так как ежегодно отмечалось снижение тарифов.

Исполнительный директор Direct Info Алексей Кондрашов полагает, что заявление министра является политическим шагом. "Это попытка повлиять на решения операторов, - говорит он. - Государство опасается роста ажиотажа вокруг ситуации с удорожанием тарифов на связь".

В свою очередь ФАС намерена обратиться в "ВымпелКом" за разъяснениями относительно повышения по ряду тарифов, сообщил заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. По его словам, ФАС обеспокоена ростом цен на услуги связи, в том числе и сотовых операторов, так как эта сфера является социально ориентированной.

"Мы направим письменный запрос "ВымпелКому" в ближайшие дни с тем, чтобы разъяснить, почему оператор повысил цены именно в этот экономически сложный период", - говорит г-н Рутенберг. Если о повышении заявят и другие операторы, ФАС намерена обратиться за разъяснениями и к ним.

О корректировке тарифов на услуги сотовой связи "ВымпелКом" сообщил на прошлой неделе. В частности, с 27 февраля повышается стоимость по ряду тарифов оператора на услуги сотовой связи в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Ранее о повышении тарифов на международный роуминг объявили операторы "ВымпелКом" и "МегаФон", а МТС в свою очередь снизила роуминговые тарифы в зависимости от направления. Местная фиксированная связь также подорожает. На прошлой неделе ФСТ разрешила "Связьинвесту" и МГТС повысить тарифы на эти услуги в среднем на 8%.

"Мы тщательно изучим планы министерства. Это хороший сигнал рынку и хорошая новость для абонентов, - сказала PR-директор МТС Елена Кохановская. - В целом наша политика оператора в отношении тарифов остается прежней: МТС следит как за макроэкономическими показателями - уровнем инфляции, платежеспособным спросом населения, валютной политикой государства, - так и за действиями конкурентов". "Мы - законопослушная компания и ранее, до заявления министра, сообщали, что не хотим повышать тарифы", - сообщила пресс-секретарь "МегаФона" Татьяна Зверева. "У сотовой связи есть социальная составляющая. Наша тарифная линейка предусматривает наличие социальных тарифов, например для пенсионеров, слабослышащих людей и т.д. Мы стараемся поддерживать незащищенные группы общества, предлагая им льготные тарифы", - говорит пресс-секретарь "ВымпелКома" Екатерина Осадчая.

По мнению Алексея Кондрашова из Direct Info, государственная поддержка операторам может быть оказана в форме предоставления каких-либо льгот при участии в конкурсах на лицензии и универсальные услуги связи в разных регионах. "Однако реально повлиять на ситуацию государство сможет, лишь признав операторов "большой тройки" монополистами", - говорит он. По мнению аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, внимание государства к этой теме обусловлено ростом инфляции и сложной экономической ситуацией. "В данный момент государство обеспокоено реакцией населения на действия операторов и принимает оперативные меры для того, чтобы успокоить абонентов", - говорит г-н Савватин.


Все свободны

Из-за финансового кризиса 29% крупнейших российских телекоммуникационных компаний сократили штат. В первую очередь сокращения персонала касаются некритичных для бизнеса подразделений – например, HR-отделов и управляющих компаний. По данным хэдхантеров, пока уровень увольнений в телекоме не превышает 10%, но во II квартале он будет увеличиваться. Работодатели экономят не только на людях: 54% компаний урезали расходы на канцелярские материалы, чай и кофе в офисах.

Такие данные содержатся в результате опроса Pyndex (ежемесячный мониторинг антикризисных мероприятий в области HR, который проводит хедхантерская компания Pynes Group). Как рассказала ComNews руководитель проекта Pyndex Екатерина Варга, опрос проводился с 15 по 27 января 2009 г. и отражает статистику по состоянию на 11 января. В нем участвовали 14 компаний в области телекома и IT: "Средняя численность штата телекоммуникационных и IT компаний, принявших участие в опросе - от 300 до 1000 человек, средний оборот за 2007 г. – от $500 млн до $1 млрд", - говорит Варга. Среди опрошенных - МТС, "ВымпелКом", "Ростелеком", Ericsson, "Ситроникс", IBM, Intel, "Лаборатория Касперского" и Cisco.

Опрос показал, что в первую очередь компании снижают расходы на найм персонала – в среднем 85% компаний приняли такие меры. Издержки на обучение персонала урезаны на 69% предприятий, столько же компаний сократили или отменили бюджет на корпоративные мероприятия. Командировочные расходы снизили 62% компаний, а расходы на содержание офиса (например, канцелярские расходные материалы, чай/кофе и пр.) – 54% опрошенных. По состоянию на январь 2009 г. компании почти не сокращали расходы на социальные льготы сотрудников, зато уже в течение I квартала 29% компаний готовятся сократить соцпакет.

Сокращение зарплат пока не самая популярная мера среди работодателей, говорят хэдхантеры. "Окладную часть с августа увеличили 43% компаний, это были плановые увеличения, пока ее никто не уменьшал", - констатирует менеджер проектов московского офиса Pynes&Moerner Ольга Дементьева. Зато, по ее словам, компании экономят на премиях и бонусах: у 21% телекоммуникационных компаний они сокращены или отменены. По данным ИК "Финам", предлагаемые зарплаты сократились на 30-50% по сравнению с уровнем середины прошлого года. "Правда, это касается новых сотрудников, у которых немного альтернатив – оставаться на рынке труда или соглашаться на умеренное по еще недавним меркам вознаграждение", - уточняет аналитик ИК Татьяна Менькова. Что до зарплат существующих сотрудников, он подвергся умеренному сокращению – на 10-15%. "Гораздо заметней сократились бонусы и премии, в некоторых компаниях – в два раза", - резюмирует Менькова.

По статистике Pyndex, штатная численность уменьшилась у 29% компаний. По настоящему сокращения еще не начались, предупреждает Екатерина Варга: "Пока средний объем увольнений – 5-9%. Это ничто: почти в любой организации можно безболезненно уволить 5% персонала, - рассуждает она. - В целом по рынку больше сокращают сотрудников уровня "специалисты" и вспомогательный персонал или переводят поддерживающие функции на аутсорсинг. Но в марте, после переоценки результатов финансового года, рынок ожидают дальнейшие сокращения и людей, и зарплат – они коснутся уже и среднего менеджмента".

МТС ограничивает найм персонала и рост заработных плат, сокращает административно-хозяйственные расходы, затраты на участие в конференциях и внешних обучающих программах, а также на рекламу и участие в конференциях, заявлял в конце 2008 г. ее президент Михаил Шамолин. Генеральный директор ОАО "ВымпелКом" Александр Изосимов ранее говорил, что его компания, у которогй среди конкурентов самый большой размер долга (около $8 млрд), увольнений не планирует – оператор просто заморозил набор новых сотрудников.

Среди ярких тенденций в кадровой политике крупных телекоммуникационных компаний Ольга Дементьева отмечает слияния департаментов, которые могли дублировать друг друга. "Покидают должности некоторые экспаты – как правило, это дорогостоящие сотрудники, которые были наняты для оптимизации бизнеса и уже успели передать свой опыт другим менеджерам. Если дорогие экспаты выполнили свои функции, нет смысла содержать их в период кризиса", - добавляет она.

По словам хэдхантеров, специалисты IT-отрасли ощутили влияние кризиса сильнее, чем их коллеги из телекома. В IT-бизнесе, по разным оценкам, зарплата сотрудникам занимает 50-70% всех расходов. "Самая большая статья расходов системного интегратора – это персонал, - констатирует генеральный директор группы "Рамэк" Белевицкий Сергей. - Поэтому очевидным шагом кажется ревизия штата". Результаты опроса 25 крупнейших российских IT-компаний, которые опубликовало в начале февраля Минкомсвязи, показали, что персонал сократили 44% компаний - еще в IV квартале 2008 г. Из них 20% уволили 10-20% сотрудников, а 24% - менее чем 10%. Оставшимся сотрудникам урезали зарплаты 38% опрошенных: 21% - на 10-20%, еще 17% - менее чем на 10%.

Заместитель гендиректора сервис-провайдера itWorks Иван Сухоруков считает, что в телекоме, как и в других отраслях, наивысшую ценность представляют менеджеры с широким набором навыков – то есть те, кому проще всего обосновать свою необходимость компании, в том числе и "взятием" на себя функций других сотрудников и целых подразделений. По его словам, в сфере IT уже отказываются от обаятельных "фильтрующих" девочек на первой линии звонковой службы, которым на смену приходят адекватные в общении IT-специалисты.


Самые активные

Компания "TNS Россия" подвела итоги 2008 года по объему рекламы в различных медиасегментах по Москве. Первая десятка крупнейших рекламодателей по количеству рекламы на телевидении в 2008 году осталась практически неизменной с 2007 года. Обращает на себя внимание отсутствие лишь Wimm-Bill-Dann и появление Henkel Group. Топ-10 традиционно уверенно возглавляет Procter & Gamble (PG), более чем в два раза опережая Unilever. Ролики PG крутились в эфире 5,05 млн секунд, что на 23%, или 0,946 млн секунд, больше, чем в 2007 году. Схожая стабильная ситуация и в прессе. Впереди опять LOreal с объемом в 1108 полос А2 (рост 7,7%), далее идут Mercury (852,85 полосы) и PG (770 полос).

В радиорекламе также есть свой неизменный лидер "Мерамед", который увеличил свои объемы на 26%, с 600 тыс. до 760 тыс. секунд. В кинотеатрах таким является бренд Coca-Cola, более чем пятикратно превосходящий ближайшего преследователя Samsung Electronics. Генеральный директор КГ Planeta Inform Дмитрий Литвинов объясняет это особой маркетинговой программой поддержки Coca-Cola в кинозалах: "Это основной бренд, продающийся в барах кинотеатров. При вхождении компания выделяет значительные маркетинговые бюджеты залу, взамен получая трансляцию роликов. Даже Samsung Electronics, имеющий наибольшие бюджеты в кинотеатрах, не может конкурировать с ними, так как размещается напрямую через агентства", - поясняет г-н Литвинов.

В сегменте наружной рекламы можно отметить резкое усиление активности правительства Москвы, практически вдвое увеличившего количество выходов социальной рекламы, с 6513 до 12 849, а также появление "Московской афиши" - 10 144 выхода. Генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин связывает это с резким падением коммерческой загрузки: "Очевидно, что на незанятых площадях размещается социально значимая реклама". По его мнению, эта тенденция сохранится до тех пор, пока рынок не придет в норму.

Многие участники рынка, опрошенные, критиковали рейтинг "TNS Россия", считая его "неконвертируемым" в деньги и не отражающим реальное соотношение бюджетов рекламодателей. Однако в "TNS Россия" обращают внимание, что данные по объему рекламы в секундах, полосах и прочих количественных характеристиках нужно воспринимать только в качестве самостоятельных показателей, расчеты бюджетов рекламодателей на основании данной статистики невозможны. Так же как и сравнения между самими медиа. TNS лишь представила технические данные - зафиксировала количество выходов в своем регулярном исследовании.

"Сравнивать рекламную активность в таком формате, конечно, можно, но реальной картины такое сравнение дать не может", - считает президент OMD MD|PHD Group Дмитрий Бартенев. Наиболее релевантно, по его мнению, всех рекламодателей сравнивать по уровню их "медийных весов". "В идеале это везде должны быть рейтинги, так как только этот показатель может с максимальной точностью сказать, кто из рекламодателей "коммуницировал" с потребителем в большей или меньшей степени. К сожалению, уровень исследований не позволяет проанализировать весь сегмент нетелевизионных медиа в деталях с точки зрения рейтингов, поэтому в этом сегменте более логичным представляется сравнение рекламных вложений, выраженное в денежном выражении", - уверен г-н Бартенев.

По мнению директора по исследованиям группы АДВ Евгения Балдина, измерение инвентаря представляется совершенно корректным: "Речь идет не о бюджетах, а об объективном показателе". Однако здесь, по его словам, становится невозможным проанализировать суммарные объемы по всем измеряемым СМИ и соответствующие списки рекламодателей, можно оценивать только СМИ по отдельности. Кроме того, нивелируются различия между СМИ. "Но, повторюсь, это неизбежность, и при оценке объемов рекламы так или иначе приходится искать компромиссы. Если выводить рейтинги согласно отслеживаемым в мониторинге рекламным бюджетам (по расценкам), то это все равно не будет полностью соответствовать реальной ситуации", - резюмирует эксперт.

Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков называет итоги рейтинга ожидаемыми: "Его возглавили компании, которые ориентированы на массового потребителя и ведут агрессивную маркетинговую стратегию. Собственно, такие игроки, как "ВымпелКом" и P&G, уже несколько лет стабильно входят в число компаний, которые тратят на рекламу больше других". При этом он обращает внимание на слабые позиции производителей электроники, в частности Samsung Electronics, который традиционно входит в число крупнейших рекламодателей. Г-н Фильченков также считает, что из рейтинга можно сделать вывод о сокращении затрат на продвижение за счет телерекламы со стороны компании LOreal. "Похоже, она считает узнаваемость своих брендов уже достаточно высокой, отдавая предпочтение более эффективной работе с целевыми аудиториями. Однако, повторюсь, каких-то сенсаций в рейтинге нет - все в рамках тренда", - полагает эксперт.

Вполне ожидаемой десятку рекламодателей охарактеризовал и аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Васин: "Не хватает в привычном списке разве что оператора связи МТС". По его мнению, оценка рынка в его инвентарном исчислении имеет право на существование в равной мере, как и монетизированная оценка. "Сегодня, когда на рынке цены на услуги существенно разнятся и невозможно достоверно определить, к примеру, размер скидки, интереснее смотреть именно на активность рекламодателей, которую можно оценить именно по инвентарю", - считает г-н Васин. С ним соглашается и Сергей Фильченков, который считает, что для наружной рекламы, к примеру, "поверхности" - вполне релевантная единица измерения: "С одной стороны, затраты на нее подсчитать сложно из-за многочисленных скидок, которые нередко носят индивидуальный характер. С другой - все-таки между объемами размещения и затратами, как правило, есть прямая корреляция".


Вечный двигатель Telenor

В пятницу Арбитражный суд Омска частично удовлетворил иск Farimex - миноритарного акционера "ВымпелКома" - к Telenor, обязав последнюю выплатить 1,728 млрд долл. Эксперты сходятся во мнении, что компании продолжат выяснять отношения в суде и до реальных выплат дело не дойдет.

Telenor намерена подать кассацию на решение суда, заявила директор по внешним связям компании Анна Иванова-Галицына. Глава Telenor в России Шелле Мортен Йонсен сообщил в ходе телефонного разговора с журналистами: "Мы рассматриваем иск Farimex не как попытку получить с Telenor какие-то деньги за якобы имеющийся ущерб от неприобретения компании УРС, а как атаку на наше право владения акциями "ВымпелКома". Мы уверены в своей позиции, и любой независимый суд отклонит предъявленный Farimex иск. Telenor не намерена платить ни единого доллара из этих штрафных санкций при таком судебном разбирательстве. Мы уверены, что вышестоящий суд примет объективное решение и отменит это незаконное решение".

"Компании продолжат оспаривать решения разных судов. Этот процесс может длиться годами", - говорит аналитик MForum Дмитрий Деев. С ним согласен и аналитик J"son & Partners Сергей Савин, который считает, что дело Farimex и Telenor может затянуться не на один год и в итоге репутационные риски обеих компаний возрастут. Партнер адвокатского бюро "Эдас" Илья Лифшиц уверен, что Telenor продолжит обжаловать решения в российском арбитражном суде, если же итоговое решение будет не в его пользу, то компания попытается всячески противодействовать взысканию. "Сейчас, чтобы выиграть, Telenor должна предоставить доказательную базу, что убытков по ее вине не было", - говорит г-н Лифшиц.

В апреле 2008 года компания Farimex, зарегистрированная на Британских Виргинских островах и владеющая 0,002% акций "ВымпелКома" в виде американских депозитарных расписок, обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к акционерам оператора. Farimex требовала взыскать с акционеров 3,8 млрд долл. По мнению истца, к такому ущербу привела медлительность акционеров "ВымпелКома" при принятии решения о выходе на рынок Украины. По итогам одного из слушаний суд принял решение признать виновным по этому вопросу только одного акционера "ВымпелКома" - Telenor. Норвежский холдинг обжаловал данное решение, и 8-й арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу, отменил решение Арбитражного суда ХМАО, отказал в удовлетворении иска Farimex и назначил рассмотрение дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. 8-й арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело и постановил удовлетворить иск Farimex к Telenor частично.


Семь технологий, изменивших мир

Журналисты программы PBS Nightly Business News вместе с Knowledge@Wharton составили список 30 лучших инноваций за последние 30 лет.

Издание PC World, в свою очередь, выбрало из этого списка 7 технологий, которые в большей степени изменили мир.

И этот список выглядит следующим образом:

  • RFID-технология, использовавшаяся еще во времена второй мировой войны, в 80-е начала появляться в системах автоматической оплаты (к примеру, на дорогах);
  • графические интерфейсы - первый графический интерфейс был создан еще в 1968 году, и сегодня без них невозможно представить взаимодействие человека и компьютера;
  • онлайновые социальные сети - в 1997 году, если верить PBS, появилась первая социальная сеть SixDegress.com; бум же социальных сетей в интернете начался с MySpace, запуск которой состоялся в 2003-м;
  • онлайновая торговля - возможность совершать покупки в интернете избавила множество потребителей от необходимости стоять в очередях и тратить часы на поездку в магазин;
  • мобильные телефоны - все начиналось в 1983 году с телефона Motorola, который был разработан специально для использования в автомобилях;
  • ноутбуки и десктопы - в 1981 году IBM выпустила модель 5150, названную "персональным компьютером", а модель Osborne 1 стала первым портативным компьютером;
  • интернет - интернет не просто стал феноменом и круто изменил жизнь человека, он к тому же положил начало многим другим феноменам, которые также оказали влияние на современный мир.


ELKO начинает поставки NVIDIA Tesla

Компания ELKO сообщила о получении эксклюзивных прав на поставку продуктовой линейки Tesla компании NVIDIA.

В январе 2009 года ELKO Group стала эксклюзивным поставщиком продукции NVIDIA Tesla во всех странах, где ведет свою деятельность компания. В скором времени ELKO сможет предложить своим клиентам высококачественные продукты линейки Tesla, которые дают возможность увеличить емкость обработки данных и выполнить задачи, которые не могут быть сделаны обычными компьютерами.

NVIDIA Tesla на GPU - это первый продукт своего уровня, который имеет масштабную многопоточную архитектуру для высокопроизводительных вычислительных приложений и нацелен на ученых, аналитиков и других технических профессионалов. Эта линейка создана на базе 240 ядерного процессора, при поддержке NVIDIA CUDA - единственной среды, которая раскрывает возможности графических процессоров для решения самых сложных ресурсоемких задач.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное