Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
06 февраля 2009, пятница

Экономический кризис продолжает наносить удары по ИТ-индустрии

Экономический кризис продолжает оказывать на ИТ-индустрию давление, и компании из самых разных областей продолжают анонсировать убытки в 4 квартале, пессимистичные прогнозы на 2009 год, а в некоторых случаях и крупные сокращения.

Даже такие гиганты, как Cisco, отмечают ослабление в прошлом квартале и корректируют прогноз на будущее. Так, в среду представители компании объявили, что в финансовом квартале, завершившемся 24 января, прибыль снизилась на 7,5% по сравнению с прошлым годом и составила 9,1 млрд долларов.

Но больше других кризис бьет по производителям "железа". Дело в том, что апгрейд компьютеров в корпоративном секторе - это первое, на чем компании начинают экономить, когда наступают тяжелые времена. Что касается конкретных компаний, то, например, Lenovo в среду объявила, что ее квартальная прибыль упала на 20% до 3,6 млрд долларов.

Не обошел стороной кризис и такие традиционно "горячие" рынки, как, к примеру, рынок мобильных коммуникаций. Более того, многие компании на этом рынке сообщают не просто о замедлении роста, а о падении его объемов ниже уровня 2008 года. Так, во вторник представители Motorola объявили о том, что прибыли их компании снизились на 26% по сравнению с прошлым годом.

Кроме того, компании на фоне кризиса стали тратить меньше денег на рекламу, что, в свою очередь, сказалось на онлайновом секторе ИТ-индустрии. Здесь лишь Google удалось показать положительную динамику (рост продаж - 24%), другие же игроки отметили снижение.

В то же время за последние несколько дней акции технических компаний держались неплохо, несмотря на плохие новости. Однако, как отмечают аналитики, это может быть связано с надеждами на меры, которые не так давно предложил Барак Обама, а не с реальным укреплением ИТ-индустрии.


Увольнения в ИТ-секторе увеличились на 75%

Автор: Надежда Баловсяк

Компания Challenger, Gray & Christmas провела исследование рынка труда в ИТ-секторе американской экономики. Согласно ее данным, в прошлом году в сфере высоких технологий в США уровень увольнений достиг своего пятилетнего максимума. За прошлый год было уволено более 187 тыс. человек, это на 75% больше, чем за 2007 год. Будущий год будет еще хуже, считают специалисты Challenger, Gray & Christmas, настоящий поток увольнений только ожидается.

Пик увольнений пришелся на вторую половину 2008 года. Не лучше ситуация и в начале года 2009. Несколько компаний объявили о грядущих увольнениях. Среди них - Google, Microsoft, Adobe и AT&T, AOL, Seagate Technology и Oracle.

Увольнения в ИТ-секторе нашли отражение и на рекрутинговых сайтах. Сервис поиска работы в ИТ Beyond.com сообщил, что спрос на рабочие места в ИТ-отрасли начинает снижаться. Количество вакансий в ИТ снижается - на 3,5% по сравнению с предыдущим кварталом и на 4,7% - по сравнению с прошлым годом.

Сокращения постигли различные сферы ИТ-отрасли. Например, в компьютерной индустрии только в январе было объявлено о сокращении около 22 тысяч рабочих мест, в аэрокосмической и оборонной промышленности – 17,8 тысяч сокращений, в телекоммуникационной индустрии – 13 тысяч, отрасль потребительской электроники планирует сократить около 11 тысяч сотрудников.

Прошлый год оказался также неблагоприятным для этих сфер бизнеса. В сфере потребительской электроники было уволено 73 тысячи человек, рост количества увольнений составил 90% по сравнению с 2007 годом. В сфере телекоммуникаций число увольнений увеличилось на 73%, в сфере производителей компьютеров - на 61%.

Начало года традиционно не является особенно активным периодом на рынке труда, однако таких увольнений не ожидал никто. Между тем, специалисты надеются, что нынешние увольнения не станут столь массовыми, как во время краха дот-комов на рубеже веков.

Рекрутинговые сайты тоже затронул кризис. Так, в январе на американских сайтах по поиску работы было размещено на один миллион меньше объявлений, нежели двумя месяцами ранее.


Малый бизнес как служба занятости

Порядка 300-400 тыс. новых рабочих мест должно быть создано в 2009 году благодаря программе поддержки малого предпринимательства. Об этом сообщил вчера глава департамента Минэкономразвития по госрегулированию Андрей Шаров. Стимулом для занятий малым бизнесом для уволенных в кризис граждан призваны стать налоговые послабления и финансовые компенсации. Эксперты не верят, что эти меры сделают малый бизнес привлекательнее для граждан. Причины: административные барьеры, недоступность кредитов, высокие ставки аренды. Кроме того, коррупция может свести на нет все меры поддержки предпринимателей.

Государство не сможет трудоустроить всех безработных и рассчитывает, что часть этого социального бремени примет на себя малый бизнес. В этом году на его поддержку выделено 10,5 млрд руб., рассказал вчера Андрей Шаров. Финансирование программы ВЭБа по кредитованию малого и среднего бизнеса увеличено с 9 до 30 млрд руб.

Для поддержки безработных, решивших стать предпринимателями, Минздравсоцразвития предложило единовременно выплачивать сумму, равную годовому пособию по безработице. Вчера председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Андрей Исаев предложил предоставить налоговые каникулы тем, кто потерял работу и решил открыть свой бизнес. А малым предприятиям, потребляющим мало электроэнергии, правительство предоставит льготы при подключении к электросетям, рассказал глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, такие предприятия "будут иметь твердый рублевый тариф, который реально в десять раз ниже ранее утверждаемых". Какое энергопотребление при этом будет считаться небольшим, г-н Артемьев не уточнил.

Ожидаемый эффект от увеличения числа малых предприятий - создание дополнительных рабочих мест. По мнению представителей отрасли, это ожидание вряд ли оправдается. "Малый бизнес - это не конвейер по производству готовых предпринимателей", - заметил президент "ОПОРА России" Сергей Борисов. Господдержка, которая оказывается малому бизнесу сейчас, беспрецедентна по финансовым масштабам, но деньги - это еще не все, считает он. "Необходимо ввести мораторий на любое ужесточение регулирования предпринимательской деятельности, нужно заморозить ставки арендной платы и увеличить кредитование, отказаться от закрытия рынков", - перечисляет г-н Борисов. Кроме того, ОПОРА предлагает государству вернуть налоги, которые уплатили малые предприятия в 2008 году. А для получения господдержки - ввести "ручной" отбор компаний. В первую очередь на госпомощь должны рассчитывать производственные и инновационные компании, которые в условиях ослабления рубля помогли бы решить острую проблему импортозамещения.

Кроме того, выделяя значительные средства на поддержку малого бизнеса, государству необходимо бороться с его извечными проблемами - поборами и коррупцией. "В противном случае эффект от господдержки можно будет смело делить на два", - считает Сергей Борисов. Судя по результатам опроса мелких бизнесменов, проведенного ОПОРА в 40 регионах страны осенью 2008 года, мелкие предприниматели уже не считают коррупцию главной проблемой, хотя 25% признались, что регулярно платят взятки чиновникам. Видимо, привыкли.

Между тем эксперты предупреждают, что принятие ряда инициатив в поддержку малого бизнеса может создать массу новых проблем. "К примеру, предоставление налоговых каникул "новым" предпринимателям может спровоцировать злоупотребления уже действующими крупными и малыми компаниями, - опасается руководитель департамента налогов и права ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Эдуард Кучеров. - Чтобы воспользоваться льготой, они будут увольнять сотрудников и перерегистрироваться".


В сетях растет напряжение

Крупнейший российский сотовый ритейлер, компания "Евросеть", намерен включиться в борьбу за сети "Телефон.ру", "Беталинк" и "Цифроград". Заявку на их приобретение "Евросеть" планирует подать в Федеральную антимонопольную службу уже сегодня. Между тем на "Телефон.ру", "Беталинк" претендует МТС, а "МегаФон" ведет переговоры о покупке "Цифрограда".

Совет директоров МТС на вчерашнем заседании одобрил стратегию развития сотовой розницы, в том числе возможность участия в уставном капитале ЗАО "Телефон.ру", рассказал "Ъ" источник в операторе. Директор департамента по связям с общественностью Елена Кохановская отказалась от комментариев, посоветовав дождаться официального сообщения компании. По словам источника, близкого к сделке, необходимые бумаги на покупку сети должны быть подписаны в начале следующей недели, сумма сделки без учета долга "Телефон.ру" перед банками ($26 млн) составляет порядка $70 млн.

Однако планы оператора может скорректировать крупнейший сотовый ритейлер "Евросеть" (4,9 тыс. салонов в РФ, 50,1% принадлежит предпринимателю Александру Мамуту, 49,9% - "Вымпелкому"). "Евросеть" намерена купить "Телефон.ру" (512 салонов), "Цифроград" (1451) и "Беталинк" (580), рассказал "Ъ" источник, близкий к "Альфа-групп". Пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова подтвердила это, добавив, что ритейлер уже сегодня направит документы в ФАС на покупку названных сетей. Источник "Ъ" в "Беталинке" подтверждает, что документы для подачи заявки в ФАС подготовлены: "Речь идет о пакете не меньше контрольного, о точном размере говорить сложно, так как сделка до конца еще не структурирована". Владелец "Беталинка" Владимир Анненков отказался от комментариев.

Представители "Телефон.ру" и "Цифрограда" об интересе "Евросети" к этим компаниям узнали от корреспондента "Ъ". Директор инвестиционного департамента группы "Русские фонды" (владеет 50% "Телефон.ру" и консолидировала 75% "Цифрограда" в интересах инвесторов) Алексей Семейко утверждает, что переговоры с "Евросетью" не ведутся. "Это невозможно, так как подача заявки в ФАС предполагает, что есть проект договора, на основании которого сторона-покупатель обращается к регулирующему органу, мы никаких документов "Евросети" не предоставляли". Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев говорит, что если компания приносит документы на рассмотрение без представителей продавца, то служба рассматривает их только в том случае, если комплект документов полный.

По словам собеседника "Ъ", знакомого с планами "Евросети", ритейлер не планирует покупать сразу три сети: "Конфигурация рынка так быстро меняется, что остаются очень сжатые сроки для принятия решений, поэтому если мы решим приобрести компанию, то хотели бы уже иметь разрешение ФАС". Финансирование покупок планируется осуществлять с помощью кредитов, которые готова взять "Евросеть". В сентябре долг ритейлера оценивался в $850 млн, сейчас, говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, он снизился перед банками до порядка $500 млн и около $150 млн - перед поставщиками.

Если теоретически "Евросеть" купит все три сети, то количество ее салонов в России увеличится на 66% - с 4963 до 7506 точек. Сейчас у МТС 1700 салонов, еще 580 должны перейти под бренд МТС по франчайзинговому соглашению с сотовым ритейлером "Беталинк", заключенному осенью прошлого года. Кроме того, МТС получила разрешение ФАС на покупку "Телефон.ру". В МТС не стали комментировать намерение "Евросети", пожелав им удачи.

На третьего ритейлера, который заинтересовал "Евросеть", "Цифроград", претендует "МегаФон". В конце прошлого года московская "дочка" "МегаФона", "Соник Дуо", получила по договору дарения одну акцию "Цифрограда" от его президента Дмитрия Деревенского, она дает оператору преимущественное право выкупа акций компании у акционеров, изъявивших желание их продать.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает вариант приобретения "Евросетью" перечисленных компаний маловероятным: ""Евросеть" - крупнейший игрок рынка, поэтому вряд ли ФАС одобрит подобную сделку". Он оценивает суммарную стоимость сетей в $70 млн, добавляя, что $60 млн приходится на "Телефон.ру": "Возможно, таким образом акционеры "Евросети" хотят вынудить конкурентов заплатить за перечисленные активы больше их реальной стоимости".


"Эльдорадо" копирует цены

"Эльдорадо" снова испытывает терпение своих конкурентов слоганом "Сравните наши цены". На сей раз на сравнения обиделась "М.Видео". В ноябре компания подала жалобу в ФАС, а вчера ведомство возбудило дело по признакам нарушения "Эльдорадо" и ООО "Эльдорадо-Юг" закона "О защите конкуренции". И это не первый скандал, вызванный предложением "Эльдорадо" сравнить цены сетей-конкурентов: компания периодически проводит такие акции в разных городах России. По словам представителей других сетей, "Эльдорадо" некорректно сравнивает цены, вводя в заблуждение покупателей.

Как пояснили вчера в ФАС, на сей раз речь идет о некорректном сравнении реализуемых в "Эльдорадо" товаров с товарами ООО "М.Видео Менеджмент". По словам пресс-секретаря антимонопольной службы Марины Саранской, если будет установлен факт нарушения закона, на компанию будет наложен административный штраф, размер которого определяется по результатам рассмотрения дела.

В "М.Видео" рассказали, что жалоба в ФАС была подана в ноябре. "Эльдорадо" измеряло цены сразу в нескольких городах России, в том числе в Самаре, Нальчике, Челябинске, Санкт-Петербурге. По словам PR-менеджера "М.Видео" Надежды Киселевой, конкурент распространял листовки, в которых сравнивал товары и цены в магазинах сети "М.Видео" со своими. "Причем они сравнивали несопоставимые товары, один бренд с другим и даже разные категории, например цены на наш ЖК-телевизор с ценами на кинескопный телевизор в "Эльдорадо", - добавила г-жа Киселева. - Мы подали жалобу, чтобы привлечь внимание к недобросовестной конкуренции со стороны "Эльдорадо". PR-директор "Эльдорадо" Илья Новохатский вчера воздержался от комментариев.

Аналогичная акция с листовками "Эльдорадо" уже проводилась в 2005 году в Москве, однако до штрафных санкций от ФАС тогда дело не дошло, хотя жалобы подавались. PR-директор компании "Мир" Елизавета Тотунова напомнила, что тогда подобная рекламная акция проводилась "Эльдорадо" в отношении всех остальных федеральных сетей, торгующих бытовой техникой. Листовки разбрасывались по почтовым ящикам.

Важно довести дело до конца и добиться, чтобы ФАС признала компанию нарушителем, считает г-жа Тотунова. "Это покажет потребителям, что подобная акция используется конкурентами, чтобы ввести в заблуждение", - говорит она.


Самые безработные страны ЕС

Высокий уровень безработицы - еще одна головная боль властей большинства европейских государств. Согласно данным европейского агентства Eurostat, количество безработных в большинстве стран ЕС достиг очередного максимума.

Как отмечается в опубликованном на днях отчете агентства Eurostat, в 27 государствах - членах Евросоюза уровень безработицы в декабре 2008 года с учетом сезонных колебаний вырос на 0.1 процентный пункт по сравнению с октябрьским показателем и составил 7.4%. В декабре 2007 года уровень безработицы в 27 странах - членах ЕС составлял 6.8%.

Наиболее сложная ситуация наблюдается в Испании. Уровень безработицы в этой стране составил 14.4%, став худшим результатом не только среди других государств ЕС, но и за всю свою собственную историю.

Немногим лучше обстоит ситуация и в странах Балтии, где количество безработных выше, чем в среднем по ЕС. В Латвии уровень безработицы за год вырос с 5.7% (декабрь 2007 года) до 10.4% на конец декабря 2008 года, в Эстонии - с 4.1% до 9.2%, в Литве с - 4.3% до 8%. На этом фоне довольно неплохо смотрятся Нидерланды. Количество безработного экономически активного населения в этой стране стабильно держится на уровне 2.7%-2.8%. В Австрии аналогичный показатель в декабре 2008 года составил 3.9%.

Уровень безработицы среди мужчин в Евросоюзе с декабря 2007 года (6.3%) вырос до 7.2% (декабрь 2008 года), однако женщинам, согласно отчету Eurostat, повезло все-таки меньше. Несмотря на то что процент безработных женщин за аналогичный период в ЕС вырос не так сильно – с 7.4% до 7.7% , он все же превышает "мужской показатель".

Уровень безработицы в Европейском союзе с учетом сезонных изменений (Топ10 стран)

Страны

Декабрь 2007г., %

Декабрь 2008г., %

1 Испания 8,7 14,4
2 Латвия 5,7 10,4
3 Словакия 10,3 9,4
4 Эстония 4,1 9,2
5 Венгрия 7,8 8,5
6 Ирландия 4,7 8,2
7 Литва 4,3 8,0
8 Португалия 7,7 7,9
9 Германия 7,9 7,2
10 Бельгия 7,1 7,1


"Эльдорадо" для двоих

Чешская PPF Group и основной владелец магазинов бытовой техники и электроники "Эльдорадо" Игорь Яковлев вчера объявили о создании совместного предприятия (СП), в которое будет переведено 100% ООО "Эльдорадо". Доля PPF в СП будет контрольной - 50% плюс одна акция. Это первый этап сделки, в дальнейшем PPF может увеличить свой пакет (ходатайство в антимонопольную службу предусматривало покупку 100% "Эльдорадо"), а также перепродать 35-40% сети своему партнеру - итальянской Generali Group.

"Меморандум о взаимопонимании" господин Яковлев и PPF подписали в начале недели. В нем говорится, что кипрская компания "Тромсон Энтерпрайзис Лимитед", подконтрольная чехам, получит 50% плюс одну акцию в СП с российским бизнесменом - им станет кипрская "Фасиперо". А само СП станет собственником 100% ООО "Эльдорадо". "Сделка организована путем конвертации существенной части долга компании ("Эльдорадо" - "Ъ") перед PPF Group в долю в капитале предприятия",- говорится в совместном сообщении партнеров.

В сентябре 2008 года PPF Group предоставила кредит ритейлеру на $500 млн под залог его 51-процентной доли. Какая именно сумма кредита конвертирована в половину бизнеса "Эльдорадо", господин Яковлев сообщить отказался, но подтвердил, что у сети остался долг перед PPF. Таким образом, крупнейший оператор рынка бытовой техники и электроники в России был оценен менее чем в $1 млрд. Для сравнения: еще осенью аналитики оценивали "Эльдорадо" в $3-4 млрд.

Группа компаний "Эльдорадо" образована в 1994 году. Под брендом "Эльдорадо" и ЭТО работает более 1,1 тыс. магазинов бытовой техники и 380 салонов связи в России и на Украине. Развивает торговую сеть "Сулпак" в Казахстане.

"В соответствии с кредитным договором PPF имела право конвертировать кредитные средства в акции компании. Одним из условий предоставления кредита было наличие у менеджмента и владельцев компании четких планов развития сети в условиях финансового кризиса. Сегодня можно с уверенностью заявить о том, что "Эльдорадо" смогло должным образом адаптироваться к новым экономическим реалиям и своевременно внедрить план антикризисного реагирования",- прокомментировал подписание пресс-секретарь PPF Group Алексей Бехтин. Из-за многочисленных проблем ритейлера в 2008 году, в том числе налоговых претензий к оптовику сети и отказов банков от пролонгации кредитов, по итогам 2008 года "Эльдорадо" впервые показало отрицательную динамику продаж: выручка российского бизнеса "Эльдорадо" (без учета салонов связи и франчайзинговых точек) составила всего $4,1 млрд, что на 4,2% ниже показателя 2007 года.

Распределение долей в "Эльдорадо" стало возможным после одобрения сделки Федеральной антимонопольной службой (ФАС), поясняют в PPF: в прошлую пятницу ФАС одобрила сделку по приобретению компанией "Тромсон Энтерпрайзис Лимитед" 100% ООО "Эльдорадо". Тогда директор по коммуникациям PPF Group Милан Томанек пояснял, что разрешение от антимонопольного ведомства означает "начало переговорного процесса со всеми заинтересованными сторонами". В начале прошлой недели стало известно, что еще до одобрения сделки c "Эльдорадо" PPF Group договаривается о перепродаже 35-40% российского ритейлера итальянской страховой корпорацией Generali Group, о чем уведомила в своей заявке российское антимонопольное ведомство. Вчера PPF Group и Игорь Яковлев отказались комментировать сделку с итальянцами, но источник в PPF Group подтвердил, что переговоры с Generali Group ведутся как по доле самой PPF, так и по пакету господина Яковлева.

На "Фасиперо" будет переведен только бизнес по продаже бытовой техники и электроники и бренд компании, а салоны связи будут проданы другому покупателю, пояснили в PPF. На одноименную сотовую розницу уже претендует крупнейший сотовый оператор МТС: соответствующие ходатайства о покупке ООО "Эльдорадо-Центр" и ООО "Салоны связи "Эльдорадо"" были поданы им в ФАС 20 января.


Интернет по карточкам

В условиях кризиса услуги доступа в Интернет в корпоративном секторе стали менее востребованными, в результате снижаются и доходы российских провайдеров. Уже сейчас корпоративный сектор демонстрирует заметное снижение, говорят участники рынка. По подсчетам аналитиков, в 2009 году выручка операторов от предоставления услуг ШПД на рынке корпоративных пользователей может упасть на 30-50%.

В условиях кризиса российские компании начинают сокращать расходы на Интернет. Первыми эту тенденцию заметили региональные компании. По словам генерального директора компании "ЭР-телеком" (работает в 15 городах России, включая Пермь, Самару, Волгоград, Тюмень, Ижевск) Андрея Семерикова, за последние три месяца выручка его компании в корпоративном секторе упала в два раза. "В ноябре прошлого года мы зафиксировали снижение ARPU в корпоративном сегменте на 16%, в декабре - на 10%. В январе ARPU юридических лиц снизился в среднем на 6%, - говорит он. - Мы ожидаем, что в 2009 году падение продолжится, но оно будет уже не столь значительным".

Снижение спроса заметно и в Москве. "Около 30% наших корпоративных клиентов - это компании, чьи офисы расположены в бизнес-центрах, - рассказывает гендиректор провайдера Net By Net Вадим Курин. - Ввиду сокращения издержек большая часть этих фирм сейчас переезжает. Как следствие, мы теряем небольшую часть абонентов. Однако эти потери пока невелики". "В условиях нестабильной рыночной ситуации можно прогнозировать снижение объемов потребляемых корпоративными клиентами услуг связи", - говорит пресс-секретарь "Комстар-ОТС" Екатерина Невская. По ее словам, рынок частных клиентов менее подвержен кризису и наличие среди абонентов компании значительной доли частных клиентов обеспечивает стабильный приток денежных средств, необходимых для развития.

По данным опроса J-son & Partners, проведенного в конце 2008 года, участники рынка предполагают, что в 2009 году выручка от услуг Интернета в корпоративном сегменте снизится не меньше чем на 20%. "Прежде всего снижение спроса в корпоративном сегменте коснется тех провайдеров, которые работают в регионах, так как здесь кризис ощущается наиболее остро", - говорит аналитик J-son & Partners Григорий Бецков.

Доходы российских провайдеров в корпоративном сегменте начали падать в конце прошлого года, подтверждают отраслевые эксперты. По их мнению, в 2009 году эта тенденция сохранится. "В целом мы ожидаем сокращения расходов на услуги связи в крупных компаниях примерно на 10-15%, в малом и среднем бизнесе - до 30-40%", - говорит аналитик "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. По его подсчетам, выручка провайдеров от услуг ШПД может снизиться на 10-15% в первой половине 2009 года, однако уже во втором полугодии этот спад может быть восполнен за счет того, что корпоративные клиенты начнут переходить от услуг традиционной телефонной связи к сервисам IP-телефонии. Соотношение юридических и физических лиц в структуре выручки провайдеров также изменится в сторону увеличения выручки от обслуживания физических лиц, говорит аналитик iKs-Consulting Константин Анкилов. На конец 2008 года 56% в структуре выручки провайдеров составляли физические лица, говорит г-н Анкилов.

Ухудшение экономической ситуации прежде всего ударит по тем провайдерам, которые обслуживают малые и средние предприятия, считает исполнительный директор исследовательской компании Direct Info Алексей Кондрашов. Это связано с тем, что малый бизнес активнее следит за сокращением издержек и имеет возможность переходить с корпоративных тарифов на тарифы для физлиц, убежден аналитик. Расходы небольших компаний на услуги ШПД при оптимистичном сценарии могут снизиться на 30%, при пессимистичном - на 50%.


Брауншвейгская или докторская?

Автор: Антон Дроздов

Вам не кажется, что пришла пора задуматься о второй работе? Причем не столько, как о дополнительном заработке, сколько как о страховке на случай увольнения.

"Кассовый разрыв", "кризис неплатежей", "зарплаты не будет" - если эти характерные для кризиса словосочетания пока не про вас, то "примерить" их на себя уж точно не помешает любому наемному работнику. Даже тем читателям сайта Работа.ру, которые утверждают, будто никакого кризиса нет и народ увольняют "под шумок". Зарплату, в конце концов, дадут, но может статься, это долгожданное событие будет сопровождаться предложением уйти по собственному желанию или согласиться на существенное уменьшение финансовых аппетитов.

"Никак не могу проникнуться общей паникой. Ну, жили плохо, жили хорошо, поживем снова плохо, если припрет, в чем проблема-то? Страдания, между прочим, душу облагораживают", - успокаивал общественность в своем блоге Иван Давыдов, бывший руководитель интернет-проектов холдинга "Эксперт". 4 февраля из-за "стратегических расхождений" с руководством Давыдов торжественно написал заявление на увольнение. Свое странное поведение прокомментировал шутливо: "Прикольно, кстати, положить так заявление на стол, когда вокруг всех увольняют по сокращению".

Андрей Амлинский, автор слоганов и рекламных кампаний "Сосу за копейки" и "Есть идея – есть "ИКЕА"", подобно многим москвичам, самостоятельно добившимся успеха, и вовсе позитивно смотрит на кризис, угадывая за его горизонтом очертания новой этики разумного потребления: "Экономика понтов, сусальные "котлы" на руках среднего класса, золотые номера на машинах – все это исчезнет, как туман". Можно сколько угодно спорить о красоте нестяжательства, однако кредиты средним и не только средним классом уже набраны под завязку – и это факт. Поэтому нынешний кризис мы переживаем как нормальное развитое общество. В этом основное отличие от 98-го года, когда можно было банально "затянуть пояса" и почаще лазать в чулан за домашними соленьями, сознательно избегая магазинных полок. И люди это прекрасно понимают, неслучайно большинство россиян боялись потерять работу еще в благополучном марте 2008 года при практически нулевой безработице.

Тогда, по данным ВЦИОМ, о своей фобии уже заявили 66% респондентов. Как говорилось в одной сказке: "А теперь самое время бояться". Мы в кризисе. Подавляющее большинство из нас еще при делах, мы ходим на работу. Только вот многим урезали зарплату, отменили премии, а средний чек супермаркета, как назло, ощутимо вырос. Что делать? Менять брауншвейгскую на рабоче-крестьянскую докторскую? Где взять деньги? Ничего нового, к сожалению, не придумано - на работе.

По европейскому пути

Вторая, а то и третья работа как страховка уже стала необходимостью. По мнению большинства экономистов дно кризиса еще не достигнуто. Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер в интервью корреспонденту сайта Работа.ру был полон апокалипсических ожиданий. По его мнению увольнять еще будут, а большинству из нас придется серьезно задуматься о выживании. "На разного рода менеджерах можно сэкономить, а вот без хлебопеков - никуда", - ориентирует Евгений Гонтмахер офисных сидельцев, находящихся в группе риска.

Тренды на российском рынке труда с полугодовым лагом повторяют события в западных странах, раньше вступивших в фазу кризиса. Еще в 2008-м бывший премьер Великобритании Тони Блэр, в дополнение к своей основной ставке в 2 млн фунтов в JP Morgan Chase, устроился на вторую работу на должность советника в швейцарскую компанию Zurich на 500 000 фунтов в год. Блэр всего лишь последовал примеру "среднего европейца". Например, по данным Федерального агентства по труду ФРГ, подрабатывающих немцев за последние 15 лет стало почти в три раза больше – сейчас их более двух миллионов. Кроме того, еще 450 000 граждан ФРГ помимо основной работы занимаются мелкой предпринимательской деятельностью. Получается, только официально таких "двойных агентов" в сумме 6% от общего числа работающих по найму (в США этот показатель тоже растет и составляет 5,3%). Жительница французского городка Тулуза Мари Мартен (бывшая Мария Куницына) несколько лет назад уехала в казалось бы благополучную Францию. "1 100 евро в месяц, которые я зарабатываю на трех работах, - завидная доля для французского провинциала. Высокооплачиваемых рабочих мест нет, и такая круговерть с несколькими источниками дохода здесь в порядке вещей", - утверждает Мари. Чтобы внести свою лепту в семейный бюджет, она занимается преподаванием русского языка, работает на полставки в небольшой полиграфической конторе, а на время сезонных винных фестивалей вступает в ряды местных хостес. В общем, вторая работа хотя и не повальное увлечение, но вполне четкая глобальная тенденция, обостряющаяся в кризисные времена.

Учи и бей в барабаны

Сравнительно простой путь к дополнительной работе – образование. Причем не его получение, а продажа своих компетенций в качестве преподавателя. Студенты философского факультета МГУ не устают удивляться, зачем мизерные доцентские ставки Сергею Маркову, директору Института политических исследований, Константину Симонову, гендиректору Фонда национальной энергетической безопасности и другим "мыслителям на лексусах". Если разобраться, то дело в пресловутом статусе. Причем речь идет не только о МГУ, ВШЭ и других мегабрендовых вузах, которые любят приглашать на мастер-классы видных представителей бизнеса. Михаил Заречный, например, параллельно с работой в консалтинговой компании "большой четверки" вот уже несколько лет подряд опекает 2-3 аспирантов-экономистов одного захудалого университета. "Мне это интересно. Я вполне серьезно. В плане денег научное руководство приносит крохи, но практически не отвлекает от работы. С ребятами встречаюсь в удобном всем месте. Как правило, в кафе в центре", - говорит Заречный.

Статус статусом, но давайте разберемся с деньгами. Даже в государственном московском Университете тот же доцент при загрузке 3-4 часа в неделю зарабатывает около 20 000 рублей. Что уж говорить о коммерческих вузах и программах. Прибавьте к этому следующие бонусы: поддержание себя в интеллектуальном тонусе, бесплатные мозги студентов, бьющиеся над кейсами вашей компании, и новые полезные знакомства с успешными людьми, получающими второе высшее образование или дополнительную квалификацию на курсах. К примеру, вечером машины на парковке около юрфака МГУ в среднем в разы дороже, чем авто "дневной молодежи". Получается - неплохо? Преподавание может стать страховкой в чистом виде, учитывая консерватизм кадровой политики даже новых вузов. Чтобы потерять такую работу, нужно напиться и устроить шабаш в деканате (и то, может не сработать). Отметим, что катаклизм 98-го тоже вызвал бум на рынке образовательных услуг. Люди пересматривали свои профессиональные интересы, начинали новые карьеры.

Впрочем, не стоит ограничивать себя справочником вузов Москвы. Гендиректор фирмы по продаже парфюмерии "Камео" Антон Калабин в дополнение к основному заработку давно и успешно занимается консалтингом, как и книгоиздатель Игорь Манн и еще сотни менее раскрученных фигур. Но Маннов на всех не хватит. Разумеется, если ваше имя широкой аудитории ничего не говорит, сначала придется побыть на подхвате, работая "в паре" с коллегами-консультантами. Несмотря на скептические высказывания вроде: "Развелось бормотологов-консалтеров", по сравнению с западными рынками этих услуг Россия представляет собой еще слабо вспаханное поле. Словом, старый афоризм в кризисной аранжировке звучит так: "Кто уверен в своей работе – тот делает, кто не уверен – тот еще и учит".

Хедхантер Кирилл Степаненко сегодня оказался на голодном пайке. Поступающих по личным каналам заказов едва хватает на поддержание бизнеса хотя бы в состоянии комы. "Легко зарабатываю - легко трачу. Прежний принцип потребительского существования теперь не актуален, в том числе и для меня. Оплачиваю офис и сильно урезанный штат подчиненных, на себя любимого остаются сущие копейки, поэтому стараюсь капитализировать свое бестолковое хобби", - с улыбкой рассказывает Кирилл. Параллельно с хедхантерским ремеслом он занимается музыкой. Играет на конгах (больших перкуссионных барабанах) в африканских этнопроектах "Кимбата", "Папатоки", Sun Music и т. д. Понятно, что на клубных выступлениях в составе ватаги развеселых африканцев особенно много не заработаешь, но небольшой доход, по словам Степаненко, музыкальное хобби все же приносит.

В надежде на лучшее

Продолжая параллели с 98-м годом и анализируя сработавшие тогда рецепты выживания, важно не увлекаться. В поиске дополнительной работы следует помнить о том, что сегодняшний кризис нечто вроде колбы-пробирки, в которой идут две разнонаправленные реакции. Еще недавно вся наемная Россия слышала стоны работодателей о нехватке рук и умов, полном отсутствии конкуренции за "конкурентоспособную зарплату". Теперь ситуация изменилась радикально, достаточно посмотреть статистический отчет нашего сайта. Как говорит председатель совета директоров компании "Каскол" Сергей Недорослев: "На рынке началось движение, которым надо воспользоваться". В эти дни он часто получает звонки от топов из разных компаний с предложением "встретиться, отобедать для знакомства". Только вот, если отойти от темы топов, российская демография никуда не девалась – в долгосрочной перспективе дефицит кадров будет возрастать по экспоненте. И компании, заботящиеся о своем будущем, понимают, что, несмотря на неминуемую кризисную безработицу, сотрудник-соискатель все равно остается в своем "глубинном праве" иметь капризы вроде пожеланий медстраховки и свободы в побочных проектах и параллельной занятости. Уже сейчас, срезав жалование, многие трезвомыслящие работодатели смотрят сквозь пальцы на ранние отлучки, "халтуры" и вторую работу ценных сотрудников. Работать побочно, не меняя своего основного профиля, можно. Разве что к прямым конкурентам наниматься не стоит, тем более что им, наверняка, так же нехорошо, как и вашему работодателю. Кассовый разрыв на всех ваших работах – вы ведь этого не хотите, правда?


"Яндекс" набирает обороты

В 2008 году российский поставщик интернет-сервисов "Яндекс" заработал более 300 миллионов долларов.

По предварительным подсчетам "Яндекса", в 2008 году оборот компании вырос более чем на 80% и составил более 300 млн долл. При этом 85% в структуре выручки "Яндекса" приходится на контекстную рекламу.

В компании отмечают, что доходы от показа контекстных объявлений на сайтах рекламной сети "Яндекса" увеличились почти втрое, а среднемесячное число рекламодателей за 2008 год выросло более чем на 50%.



Лучшие производители 2008
Примите участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное