Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
16 февраля 2009, понедельник

Рынок цифрового контента набирает обороты

Автор: Сергей Коноплицкий

Предпочтения пользователей меняются, технологии развиваются, а контент продолжает приносить прибыль. Об этом говорится в отчете "RUметрики", составленным из экспертных оценок рынка цифрового контента.

Точных данных по объему и структуре этого рынка нет. Показатели и оценки разнятся и во многом это связанно с неустойчивостью понятия "контент", т.к. под ним часто подразумеваются различные продукты. В понятие цифрового контента сегодня входят такие виды продукции, как программное обеспечение (самый большой процент платных скачиваний), музыка, игры, пресса, книги и самая малая доля – видео, только получающее распространение в качестве платно скачиваемых данных. По оценкам ИК "Финам", в 2008 году рынок цифрового контента составил порядка 180-200 млн долларов (в подсчете не участвовал так называемый "тяжелый" контент – видео, кино, IPTV и т.п.).

По результатам исследования компании J"son & Partners, рынок цифрового контента в ушедшем году составил примерно 2,4 млрд долларов, причем к 2012 году прогнозируется рост рынка до $4,5 млрд.

Доля пиратской продукции в России по-прежнему составляет более 95% и не поддается подсчету из-за отсутствия точных оценок объема данных, распространяемых через пиринговые сети. В итоге, с одной стороны, из-за пиратов, с другой – из-за пока недостаточного распространения Интернета в стране, цифровая дистрибуция уступает обычной почти в 20 раз. Согласно прогнозу J"son & Partners, к 2010 году уровень пиратства в распространении музыки и фильмов должен снизиться почти вдвое - до 44%.

В зависимости от того, каким образом идет скачивание контента (посредством мобильных сетей или через Интернет), соотношение покупок может существенно отличаться. Так, 46% "интернетчиков" интересуются сетевыми знакомствами (многие ресурсы сегодня представляют дополнительные возможности после символической оплаты смс или электронными деньгами) и играми (42%). Причем, за истекший год сегмент услуг общения вырос почти в 4 раза, игр – на треть. Музыкой и видео как объектами платного скачивания через Интернет интересуются по 6% пользователей.

Потребители мобильного контента, в свою очередь, большее внимания уделяют скачиванию музыки (29%), следом идут разнообразные медиапроекты (20%). Знакомства и общение, а также видео и картинки, привлекают по 12% запросов, информационные услуги и игры – еще по 11%. Причем, несмотря на небольшой процент в общей доле, сегмент игр вырос более чем вполовину, тогда как доля музыки осталась практически без изменения.

Согласно данным AC&M, доля VAS (Value Added Services - дополнительные услуги в сетях мобильной связи, преимущественно "легкий" контент) - растет не очень активно, тогда как "тяжелый" контент, напротив, продается больше и чаще. Так, выручка последнего за 2008 год выросла на 50%, дальнейший прирост предполагается в среднем на 300-360 тыс. долларов ежегодно. Пользователей всё больше интересует видео, IPTV, фильмы. Если брать суммарный рынок мобильного и интернет-контента, разделение его происходит следующим образом: музыкальный контент составляет примерно четверть рынка (по 13% рингтоны и оригинальные музыкальные композиции), затем следуют игры (14%), скачиваемое видео и потоковые сервисы в сумме составляют 6%. Большую часть платно скачиваемого контента (54%) составили программное обеспечение, электронные книги, медиа, цифровые карты, изображения и т.п.


Падать будет больнее

Автор: Михаил Задорнов

Да, отличия нынешнего кризиса от кризиса 1998 г. огромны. Финансовые позиции правительства тогда и сейчас совершенно разные. Почти $600 млрд золотовалютных резервов в 2008 г. против $18 млрд в 1998 г. Бюджет в последние годы сводился с большим профицитом, торговый баланс - с большим позитивным сальдо, достигавшим 8-10% ВВП. Россия испытывала двойной профицит бюджета и платежного баланса, о чем можно было только мечтать 10 лет назад. Но, несмотря на все это, пережить нынешний кризис будет куда сложнее, чем предыдущий. Прошлый кризис - бюджетный, долговой. Он достаточно серьезно затронул банковскую систему. Но реальная экономика почувствовала проблемы в минимальной степени. Напротив, девальвация рубля достаточно быстро дала толчок росту экономики и увеличению объемов производства, вытеснению неплатежей. Нынешний кризис - системный. Он начался в самом центре финансовой системы, затронул ее основы и из развитых стран перекинулся на развивающиеся. Это делает развивающиеся рынки (в том числе и Россию) гораздо более уязвимыми. Кризис довольно быстро распространился на банковскую и финансовую системы. Затем он затронул реальную экономику, поскольку это кризис глобального перепроизводства, и сейчас бумерангом снова ударит по банковской системе - ростом просрочки по долгам. Системные кризисы глубже и продолжительнее. Поэтому и кризис 2007-2010 гг. будет гораздо более длительным, чем то, что мы видели в 1997-1998 гг., а его влияние на развитые и развивающиеся рынки - намного сильнее.

Конечно, нынешний кризис очень сильно отличается от того, что было в 1998 г. Но можно найти и общие черты. Так, в 1997-1998 гг. Центробанк, правительство и политическое руководство страны в самом начале кризиса не пошли на девальвацию, и это, безусловно, было ошибкой. Курс удерживался вплоть до августа 1998 г., предпринимались все шаги для защиты рубля, привлечения дополнительных внешних источников финансирования бюджетного дефицита, применялась достаточно жесткая денежная политика. Хотя было ясно, что курс рубля завышен. В 2008 г. ситуация похожая. Решение о девальвации было принято не сразу. И был избран путь постепенной девальвации, который стоил стране достаточно большого объема напрасно потраченных резервов. Общее, пожалуй, еще и в том, что и тогда, и сейчас власти не хотелось и не хочется верить в то, что ситуация будет развиваться по крайне негативному сценарию. Первоначально решения принимались на основе благоприятного прогноза, не соответствующего реальному развитию событий.

Сейчас ситуация даже серьезнее. Ведь 10 лет назад во время кризиса было принято решение достаточно открыто и честно говорить людям и парламенту о реальной ситуации. Иначе и быть не могло в силу гораздо большей открытости СМИ и иной роли парламента в стране, нежели сейчас. Хотя в конце января 2009 г. мы все же услышали выступление в Госдуме руководителей правительства, содержащее гораздо более реалистичные оценку ситуации и прогноз. В любом случае на ранней стадии нынешнего кризиса (как и в 1998 г.) не хватает оперативности в принятии решений и их исполнении. Это говорит об общей низкой эффективности государственного аппарата России. Если государственная система принятия и исполнения решений мало улучшилась за последние 10 лет, то корпоративные, налоговые, финансовые отношения в стране заметно развились. Увы, сейчас мы рискуем вновь вернуться на уровень 1998 г. и по этим показателям. Вновь возникли вексельные и бартерные системы взаиморасчетов. Видны попытки мелкого и среднего бизнеса вернуться к наличным расчетам и уходу от налогообложения. Предприятия не выполняют своих обязательств по кредитам и при погашении корпоративных облигаций, прикрываясь решениями районных судов, надуманность которых видна каждому специалисту. Задачи самого бизнеса и государства - сохранить завоеванные уровни корпоративных отношений в стране, степень их легализации и не понижать эту планку, не допустить скатывания предпринимательской и финансовой культуры на 10 лет назад.


"Марвел" и TANDBERG подписали дистрибьюторское соглашение

TANDBERGМарвелКомпания "Марвел", один из крупнейших широкопрофильных дистрибьюторов в России, и компания TANDBERG, мировой лидер в области визуальных коммуникаций, объявили о подписании дистрибуторского соглашения.

В рамках контракта компания "Марвел" будет поставлять весь спектр решений норвежского производителя: оборудование для видеоконференцсвязи высокой четкости, решения телеприсутствия и мобильные решения видеосвязи.

Оборудование для видеоконференцсвязи - новый продукт в портфеле телекоммуникационных решений "Марвел". До настоящего момента партнерам "Марвел" были доступны только "голосовые" решения.

"Решение о начале поставок оборудования TANDBERG связано с новым витком развития технологий и возрастающей потребностью в организации "дистанционного присутствия" в различных сферах деятельности: здравоохранении, государственном и финансовом секторах, производстве и др.", - комментирует Игорь Белик, директор департамента "Сети и телекоммуникации" компании "Марвел". "Этот бизнес представляет интерес для нас, как дистрибьютора, поскольку продукция этого уважаемого производителя востребована в нашем канале продаж, и она удачно дополнит линейки оборудования других наших вендоров. Помимо этого, рынок видеоконференцсвязи в России только набирает силу, и мы видим здесь большие перспективы роста", - добавил Игорь Белик.

"Компания "Марвел" является одним из крупнейших дистрибьюторов компьютерного оборудования в России и обладает высоким уровнем компетенции, профессионализма и знанием российского рынка. Это обусловило наше решение о подписании партнерского соглашения с компанией "Марвел". Мы уверены, что совместными усилиями мы сможем существенно развить рынок видеоконференцсвязи, сделать доступными решения TANDBERG для различного уровня компаний и значительно укрепить нашу партнерскую сеть в регионах", - говорит Стейн Рамсли, глава представительства TANDBERG в России, СНГ и странах Балтии.

Несомненным преимуществом визуальных технологий TANDBERG является их универсальность: они легко интегрируются в уже развернутые телекоммуникационные системы (Avaya, Cisco), давая клиентам помимо уже понятных и используемых преимуществ IP телефонии возможность получить новые функции видеосвязи.

Первая партия оборудования TANDBERG ожидается на складе компании "Марвел" в конце февраля 2009 г. В рамках партнерской программы запланировано создание постоянно действующего демо-центра и организация видеоконференцсвязи между офисами компании "Марвел" в Санкт-Петербурге и Москве. Здесь партнеры "Марвел" смогут увидеть решения TANDBERG "в действии" и оценить их преимущества. Для партнеров и заказчиков компания TANDBERG проводит учебные курсы и тренинги в России и за рубежом, где можно получить практические навыки использования технологии видеосвязи, а также навыки, необходимые для успешных продаж, поддержки и эксплуатации оборудования.

С целью продвижения оборудования TANDBERG партнерам "Марвел" запланировано проведение обучающих семинаров, маркетинговых программ, а также активное информационное сотрудничество.


Рекламодатели всчитываются в контекст

Объем рынка контекстной рекламы (тематические ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах) в России вырос в 2008 году до $350 млн по среднегодовому валютному курсу с учетом НДС, увеличившись по сравнению с 2007 годом примерно в полтора раза, говорится в отчете рекламного агентства iContext. Расстановка сил в сегменте контекстной рекламы практически не изменилась: с долей примерно в 72% по-прежнему лидирует "Яндекс", за ним идут "Бегун" (20%) и Google (7-8%).

"Темпы роста оказались ниже прогнозов начала года, ожидалось как минимум удвоение рынка",- отмечает гендиректор iContext Мария Черницкая. Подвел ранее традиционно наиболее успешный четвертый квартал, поясняет она. Обычно в четвертом квартале собирается до 40% годовой выручки от контекстной рекламы. В этом году было 25-30%, поясняет госпожа Черницкая.

В четвертом квартале урезали свои бюджеты почти все наиболее активные рекламодатели. По данным отчета "Бегуна", за последние три месяца прошлого года Топ-5 рекламных категорий покинули рекламодатели категории "Финансовые услуги": "Авто", "Промышленные товары", "Медицина", "Недвижимость" и "Ремонт жилья".

На прошлой неделе свои данные по рынку интернет-рекламы в 2008 году представило агентство MindShare Interaction. По его подсчетам, совокупные затраты на рекламу в рунете в 2008 году выросли на 55%, до 14,7 млрд руб. Сегмент контекстной рекламы вырос на 61%, до 8,9 млрд руб. Медийной (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) - на 45%, до 5,8 млрд руб.

Расстановка сил лидеров рынка осталась практически неизменной. Доля крупнейшего поисковика России "Яндекса" составила примерно 72% от общего объема и равна примерно $255 млн. Выручка "Бегуна" составила примерно $70 млн с долей рынка приблизительно 20%. Выручка Google - $25-30 млн (7-8% рынка). По итогам 2007 года рынок контекстной рекламы (объем - $200 млн) его игроки, по данным iContext, делили в следующих долях: $135 млн заработал "Яндекс" (67% рынка), приблизительно $42 млн - "Бегун" (около 21%), примерно $10 млн - Google (5%).

Расчеты iContext за 2008 год согласуются с данными самих компаний. В начале февраля "Яндекс" объявил о том, что заработал в 2008 году "более $300 млн" (с НДС, рост больше 80% к 2007 году), при этом более 85% (приблизительно $255 млн) выручки компании приходится на контекстную рекламу. В пятницу интернет-холдинг Rambler Media раскрыл консолидированную выручку от продажи контекстной рекламы в 2008 году: она составила свыше $62 млн (без учета НДС). Эту цифру можно назвать выручкой "Бегуна", поскольку все доходы его акционера Rambler Media от контекстной рекламы формирует "Бегун".

По словам госпожи Черницкой, в 2009 году роста в долларовом выражении ждать не стоит: "Может быть небольшой рублевый рост, но не в долларах". "В январе этого года показатели выручки в долларовом выражении примерно равны показателям за январь 2007 года. В рублях, соответственно, есть рост",- рассказал руководитель пресс-службы "Яндекса" Михаил Ушаков. В отчете Rambler Media прогнозируется, что в 2009 году темп роста рынка контекстной рекламы в России не превысит 30%. Этот рост, считают в компании, обеспечит перераспределение рекламных бюджетов в пользу интернета от других медиа.

Финансовый кризис снизил стоимость перехода по ссылке в системах контекстной рекламы, отмечают участники рынка. В системах контекстной рекламы слова разыгрываются между участниками по принципу аукциона. По оценке iContext, из-за кризиса один переход по ссылке подешевел от 20% до 30% в зависимости от сегмента рынка. "Рекламодатели начали урезать бюджеты, поэтому делают меньшие ставки",- соглашается коммерческий директор Rambler Media Анна Знаменская. По ее словам, эта тенденция снижает эффективность бизнеса по размещению контекстной рекламы. "Количество интернет-пользователей растет, число поисковых запросов - тоже. Но объем рынка почти не растет: в результате мы получаем меньшую финансовую отдачу с большего числа пользователей",- поясняет госпожа Знаменская.

Объем рынка контекстной рекламы


Alawar Entertainment и Melesta - теперь в одной команде

Alawar Entertainment и Melesta объявили о создании Alawar Melesta - совместной студии разработки казуальных игр.

Основанная в 2007 году, белорусская компания-разработчик Melesta является автором популярных казуальных проектов и обладателем награды от "Конференции разработчиков игр 2008" за "Лучшую казуальную игру". При этом все проекты студии Melesta были созданы в сотрудничестве с компанией Alawar Entertainment в части продюсерской, маркетинговой и издательской поддержки.

Студия Alawar Melesta продолжит работу над популярной серией игр и другими проектами, став пятой студией по разработке в составе Alawar Entertainment.


Главное событие в индустрии мобильной связи

Сегодня в Барселоне начал работу всемирный мобильный конгресс GSMA Mobile World Congress 2009.

На протяжении нескольких лет крупнейшая выставка, организованная всемирной Ассоциацией GSM в рамках конгресса, является самым ярким и значимым событием в мире мобильной связи. И это неудивительно, ведь на всемирном мобильном конгрессе собираются ведущие представители отрасли - операторы связи, производители мобильных устройств и мультисервисные провайдеры. Как ожидается, в этом году в мероприятии примут участие такие компании, как AT&T, Orange, Vodafone, Microsoft, Nokia, Sony Ericsson, Samsung, LG, MySpace и многие другие. При этом общее число участников, по прогнозам организаторов, достигнет 50 000 человек.

Традиционно в дни проведения мероприятия представители топ-менеджмента компаний, занимающих лидирующие позиции на рынке беспроводной связи, проведут ряд встреч и семинаров, где будут обсуждаться актуальные темы в индустрии мобильной связи, а также перспективы развития отрасли и технологии будущего. А поскольку неотъемлемой частью всемирного мобильного конгресса является выставка, то справедливо ожидать появления интересных новинок.

Лучшие достижения в области беспроводных технологий будут удостоены премии Global Mobile Awards 2009, и что особенно приятно - среди номинантов представлены и российские компании.

Согласно официальным данным, в прошлом году в Mobile World Congress приняли участие 1300 компаний, а количество посетителей составило более 55 тыс. человек.


Microsoft пошла в розницу

Microsoft планирует открыть розничную сеть в крупнейших городах мира. Такой шаг аналитики расценивают как попытку найти дополнительные рынки сбыта при максимальной насыщенности основного рынка.

Microsoft создала ритейлеровое подразделение, главой назначен бывший корпоративный вице-президент розничной империи Wal-Mart Stores Inc. - Дэвид Портер. По заявлениям компании, Microsoft планирует открыть собственную сеть розничных магазинов в крупнейших городах мира. Там будут продаваться компьютеры с установленными программами Microsoft, а также другие продукты компании. Представители ООО "Майкрософт Рус" подтвердили планы головной компании об открытии сети, однако от более подробных комментариев отказались.

Аналитик J-son & Partners Сергей Ермилов уверен, что в сложившейся мировой ситуации диверсификация бизнеса - это один из способов выхода из кризиса. По словам г-на Ермилова, смысл розничной сети может состоять в расширении продуктовой линейки. "Microsoft уже сейчас имеет несколько линий сборки компьютеров, и сейчас вопрос состоит в том, будет ли компания и дальше создавать гаджеты под собственным брендом", - заключил аналитик.

Заместитель генерального директора компании "Микротест" Константин Анисимов уверен, что этот бизнес для Microsoft не представляет привлекательности, однако компания тем самым получит более тесный контакт с конечными потребителями. В имиджевом магазине должны быть представлены не только диски с ПО, но и наглядные устройства, на которых этот софт работает: персональные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, смартфоны, навигаторы, игровые приставки и другие.

Президент компании Verysell Михаил Краснов уверен, что открытие сети является для компании схемой выхода на дополнительные рынки сбыта, потому что сейчас Microsoft достигла максимального насыщения рынка своей продукцией. По словам г-на Краснова, многие компании отказывались от идеи собственных розничных магазинов из-за специфичности этого вида бизнеса. "Однако, учитывая монопольное положение Microsoft, безусловно, логика в открытии розничных магазинов есть. Но при этом я не уверен, что подобные магазины в скором времени будут открыты и в России, учитывая специфичность страны", - заключил эксперт.


Звезды про запас

Автор: Наталья Науменко

Все, кто помнит ажиотажные закупки хозяйственного мыла, соли и спичек в перестроечные годы, легко смогут понять тех, кто любит делать запасы. Даже если это касается персонала.

Казалось бы, что общего у логиста со специалистом по персоналу? Один заведует транспортными потоками, а второй - человеческими. Грузы концентрируются на складах, а люди? Некоторые из них даже не догадываются о том, что сведения об их трудовом пути хранятся в банке данных компании или рекрутингового агентства и в любой момент могут быть извлечены и представлены на рассмотрение потенциальному работодателю. И хотя кризис вынудил приостановить набор новых сотрудников и продвижение старых, специалисты по персоналу, еще не успевшие забыть мучительный кадровый голод, наконец получили возможность выбирать и откладывать резюме "про запас". Они делают это в надежде на то, что в один прекрасный день компания снова станет расти и развиваться, а их труды не пропадут даром.

На скамье запасных

Хотя ситуация на рынке труда изменилась, и условия ныне диктует работодатель, дефицит по ряду должностных позиций, которые являются стратегически значимыми для компании, по-прежнему сохранился. Именно для них, по мнению Елены Проскуры, практикующего HR-консультанта, ведущего преподавателя Moscow Business School, и необходимо формировать кадровый резерв. "Это те самые ключевые сотрудники, от которых зависит успех в достижении бизнес-целей. Даже если эти позиции закрыты, потери от скоропалительного ухода таких специалистов будут достаточно высоки", - считает г-жа Проскура.

Однако на сегодняшний день, занимаясь выявлением "запасных звезд", излишне увлекаться совершенствованием их профессиональных навыков эксперты все же не советуют. "В период кризиса блок, связанный с активным развитием, можно либо минимизировать, либо отложить до лучших времен. Если сейчас вы активно займетесь развитием, то вам необходимо будет создать возможность для реализации полученных знаний и потенциала. Иначе может возникнуть ситуация, что ваш резервист "перегорит". В итоге он либо будет искать другого работодателя для реализации себя, либо это послужит демотивирующим фактором и повлияет на уровень его производительности труда", - считает Елена Проскура. А в качестве рецепта от этих неприятностей г-жа Проскура советует привлекать подающих надежды сотрудников для обсуждения производственных задач в рабочие группы или внедрить выпускной проект как инструмент оценки качества прохождения обучения с последующей возможностью реализации. Кроме того, такой подход не предполагает существенных затрат, что особенно актуально в период кризиса. Ведь традиционно основной статьей расходов (не менее 70%) при работе с кадровым резервом было дорогостоящее обучение "запасных" сотрудников.

Также один из очевидных рисков - это реакция работающих в компании сотрудников на резервистов. "Часто у руководителей различных уровней существует трудно преодолимый страх за свое место в компании, за свою компетентность, ведь для замещения занимаемой ими должности готовят более профессиональных кандидатов. Иногда это может перерасти даже в открытый саботаж работы резервных менеджеров", - рассказала Лилия Куликовская, и. о. директора департамента управления персоналом СК "Allianz Украина".

При этом, как отмечает г-жа Куликовская, "существуют разные подходы к работе с внутренним кадровым резервом в компании. Можно проводить работу с резервом негласно, закрыто, обсуждая в "узком кругу" результаты развития сотрудников и их продвижение. Можно работать с резервистами открыто. И если компания хочет создать кадровый резерв и работать с ним системно, то лучше выбрать именно доступный и прозрачный подход его формирования".

Впрочем, на период кризиса Аркадий Кураш, HR-консультант, рекомендует более внимательно взглянуть на возможности и способности работающих сотрудников - с тем, чтобы впоследствии заняться их развитием.

"А всю энергию я посоветовал бы сейчас направить на формирование не внутреннего, а внешнего резерва. Даже несмотря на то, что в среде эйчаров превалирует мнение, что сейчас работу ищет "балласт" - некомпетентные и ничем не выдающиеся сотрудники. Я не могу с этим согласиться - многие компании в панике увольняли без разбора, и сейчас на рынке труда оказалось немало квалифицированных специалистов. Потом этих людей уже будет днем с огнем не сыскать", - уверен г-н Кураш.

Временно за бортом

Традиционно под кадровым резервом всегда понимался некий внутренний ресурс, который можно использовать для замещения той или иной вакантной должности, чаще управленческой. "Когда дефицит на рынке труда был особенно ощутим, специалисты по подбору стали заниматься формированием внешнего кадрового резерва из соискателей, которые, по той или иной причине, на этом этапе не соответствовали требованиям. Так появилось понятие "внешний кадровый резерв", - рассказала г-жа Проскура.

По сути, внешний кадровый резерв представляет собой базу данных, где хранится информация о кандидатах, которые могли бы заинтересовать компанию при условии наличия подходящих вакансий. Но возможность в любой момент призвать к работе нужных людей таит в себе сложности, которые могут сделать эту картину менее радужной. Из двадцати резюме через два года можно будет найти координаты примерно 12-15 человек. Из них только трое или четверо согласятся прийти на встречу, чтобы выслушать предложение. Еще одного-двух кандидатов смогут порекомендовать те, кто отказался прийти на собеседование. Вся эта процедура, включая поиски устаревших контактов, телефонные переговоры и собеседования, займет не менее 25 часов рабочего времени без гарантии положительного результата.

В то же время наиболее благодарными резервистами были, есть и будут студенты вузов, которых время от времени можно привлекать к выполнению несложных поручений. Их основной плюс: во время учебы они не находятся в активном поиске работы.

Как и при формировании внутреннего кадрового резерва, существуют различные подходы к работе с резервом внешним. "Закрытая" схема работы - предполагает простой сбор резюме кандидатов, потенциально интересных компании, и их структурирование, а "открытая" - имеет место, когда собеседования проводятся впрок и кандидаты дают свое согласие на внесение их в кадровый резерв компании. При этом чаще всего (и это подтверждено целесообразностью таких подходов) к первой схеме прибегают небольшие компании, работающие в узких сегментах рынка. А ко второй - крупные торговые сети и компании, работающие в сфере общественного питания, заинтересованные в привлечении как можно большего числа потенциальных кандидатов.


Всем выйти из кризиса

Встреча министров финансов G-7 в Риме закончилась признанием того, что кризис, видимо, будет преследовать мировую экономику весь этот год. Для борьбы с ним обещают сделать все возможное, но ничего конкретного. В отсутствие четких новых инициатив главным итогом встречи объявлен отказ от протекционизма, который, впрочем, по убеждению экспертов, как и сам кризис, никуда не денется.

Коммюнике по итогам встречи министров финансов Италии, США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и Канады констатировало, что финансовый кризис перерос в экономический и "резкий спад" продлится "большую часть 2009 года". По сути, итоговый документ - выдержанный в общих фразах конспект мер по выходу из кризиса, уже инициированных развитыми странами. Здесь и вкачивание ликвидности в экономику, и рекапитализация банков, и разгрузка их балансов от проблемных активов. Министры также высказались за необходимость поддержки развивающихся стран, реформы МВФ и разработку новых стандартов для мировых финансов и экономики. Говорится и о мерах по стимулированию национальных экономик, "выполненных быстро и решительно", эффект которых, однако, ожидается только "со временем". "В заявлении все верно, но не выходит за рамки общих обязательств и принципов, которые мы слышали и раньше. Обещание действовать скоординированно идет вразрез с несогласованным подходом, который был продемонстрирован после аналогичных обещаний в октябре прошлого года (встреча министров финансов G-7 в Вагшингтоне. - РБК daily)", - цитирует Bloomberg экономиста UniСredit Марко Анунсиату.

В итоге Италия, председательствующая в этом году в "большой семерке", представила в качестве главного итога римской встречи "приверженность к избеганию протекционистских мер, которые только усугубят спад". Экспертам это заявление кажется чисто декларативным. "В кризисе доля протекционизма неизбежна: власти каждой страны будут делать то, что они считают необходимым. Невозможно охватить госмерами все компании, всех сотрудников, так же как нельзя допустить краха компаний, лежащих в основе национальных экономик. Однако необходимо гарантировать, что протекционизм не выйдет из под контроля, что он останется ограниченным", - отметил РБК daily старший стратег BGC Partners Говард Уилдон.

В целом же, по мнению эксперта, итоговая декларация имеет мало общего с тем, что реально обсуждалось на встрече. Это же следует и из слов представлявшего Россию на встрече министра финансов России Алексея Кудрина (участие России в финансовых встречах G-7 носит консультативный характер, но в 2009 году она может стать их полноправным участником). "Все острые моменты всегда остаются внутри дискуссий, и в коммюнике всегда отражается то, о чем достигнуто соглашение", - заявил он журналистам по окончании римских консультаций. В связи с этим эксперты надеются, что развитые страны смогут согласовать и представить набор конкретных мер по выходу из кризиса вместе с четкими принципами посткризисного мироустройства к саммиту G-20, который пройдет 2 апреля в Лондоне.


"Вирусные" итоги 2008 года

Корпорация IBM опубликовала ежегодный отчет о тенденциях и рисках информационной безопасности.

Результаты отчета свидетельствуют, что корпорации непреднамеренно подвергают своих клиентов риску стать жертвами киберпреступников. Отмечен тревожный рост онлайновых преступлений, использующих вполне законопослушные коммерческие веб-сайты в качестве плацдарма для атак на компьютеры потребителей. Злоумышленники, в своем постоянном стремлении завладеть персональными данными пользователей в буквальном смысле "поворачивают компании против собственных клиентов".

Новое исследование выявило по итогам 2008 года две главные тенденции, указывающие на то, как киберпреступники атакуют массового пользователя интернет через веб-сайты:

Во-первых, веб-сайты стали настоящей "ахиллесовой пятой" корпоративных систем ИТ-безопасности. Злоумышленники все чаще используют веб-приложения в качестве источника инфицирования компьютеров конечных пользователей. Корпорации активно пользуются общедоступными коммерческими приложениями, имеющими, как правило, массу уязвимостей, или, что еще хуже, специализированными заказными приложениями, уязвимости которых неизвестны и поэтому не могут быть устранены "заплатками" программного кода. Более половины всех уязвимостей, выявленных в прошлом году, были связаны с веб-приложениями, и 74% из них не имели соответствующих патчей. Таким образом, отмеченное в начале 2008 года широкомасштабное распространение угрозы ИТ-безопасности, известной как "автоматическая SQL-инъекция", к концу года не ослабло. В конце 2008 года количество подобных атак подскочило в 30 раз по сравнению с летним периодом.

Вторая важная тенденция, установленная исследователями, состоит в том, что, хотя злоумышленники по-прежнему используют элементы управления браузером и ActiveX для захвата контроля над компьютерами конечных пользователей, они все чаще обращаются к новым видам программ-эксплоитов, которые связаны ссылками с вредоносными или инфицированными документами (например, формата PDF) и видеороликами (например, формата Flash). Только в четвертом квартале 2008 года было выявлено на 50 с лишним процентов больше таких зловредных ссылок с эксплоитами, чем за весь 2007 год. Даже спамеры начинают использовать известные веб-сайты для расширения охвата своей аудитории. Применение методов хостинга спам-сообщений на популярных блогах и новостных сайтах более чем удвоилось в 2008 году.

В отчете отмечен еще один важный факт: ряд критических уязвимостей, обнаруженных в 2008 году, не нашел широкого применения злоумышленниками. Индустрия средств обеспечения ИТ-безопасности должна более тщательно определять приоритеты в своей деятельности по устранению новых выявленных уязвимостей. В настоящее время эта расстановка приоритетов осуществляется на базе специального отраслевого стандарта оценки киберугроз - так называемой общей системы оценки уязвимостей Common Vulnerability Scoring System (CVSS). Рекомендации CVSS главным образом сосредоточены на технических аспектах уязвимости, таких как степень "серьезности" ошибки программного кода и простота ее использования в деструктивных целях. Эти факторы, несомненно, чрезвычайно важны, однако они не в полной мере отражают основной - экономический - мотив киберпреступления.

"Вирусные" итоги 2008 года:

  • прошедший год был самым "урожайным" годом по выявленным уязвимостям - рост составил 13,5% по сравнению с 2007 годом;
  • к концу 2008 года 53% всех уязвимостей, выявленных в течение года, не имели программных "заплаток", выпущенных разработчиками соответствующих приложений. Более того, к концу 2008 года 46% уязвимостей, обнаруженных в 2006 году, и 44% уязвимостей, обнаруженных в 2007 году, также не имели соответствующих официальных исправлений;
  • наибольшее влияние на активность спамеров в 2008 году оказало закрытие крупнейшего в мире спам-хостинга McColo. Это привело не только к значительному сокращению количества спам-рассылок - изменился тип рассылаемого спама и состав стран, из которых спам рассылался наиболее часто;
  • первенство по прямой рассылке спама после закрытия McColo захватил Китай, однако его в конце 2008 года опередила Бразилия. Многие годы до закрытия McColo главным географическим источником (хостинг-центром) рассылки спама были Соединенные Штаты Америки;
  • основными информационными источниками спама в 2008 году были Россия (с 12%-ной долей), США (9,6%) и Турция (7,8%). Таким образом, контент-источник спама не всегда географически совпадает с местом хостинга спамера;
  • впервые в 2008 году Китай опередил США по количеству размещенных в своем национальном домене вредоносных веб-сайтов;
  • фишеры (онлайновые финансовые мошенники) продолжают атаковать финансовые институты. Почти 90% фишинговых атак в 2008 году были нацелены на эти организации, которые в большинстве случаев расположены в Северной Америке;
  • 46% всех вредоносных программ, используемых в 2008 году, были из категории "троянцев" и предназначались любителям онлайновых игр и пользователям систем онлайнового банкинга. Эти две специфические группы интернет-пользователей останутся одной из главных "мишеней" киберпреступников и в 2009 году.

Вот такие данные приводились в отчете IBM.



Лучшие производители 2008
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное