Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Прививка нравственности. Основа единения людей

Геннадий Мирошниченко

Пишу совершенно утопическую статью. Сначала о предпосылках. В заметке А. Балтина «Российские выборы с точки зрения медицины» говорится о духовном обнищании общества в России. Комментарии к ней лишь усугубляют заупокойное настроение уважаемого автора упомянутой заметки. Иногда кажется, что нет света в конце тоннеля.

В связи с этим возникает законный вопрос: «Если у нас настолько деградировало общество, как следует из упомянутой статьи и комментариев к ней, то где же взять силы для преодоления создавшейся общественной ситуации?». И есть ли вообще основа для единения общества?

После некоторых раздумий мне показалось, что ответ был дан людям уже очень давно. Наверное, многие из нас помнят, что самое высшее, что уже люди смогли сформулировать для единства, это: «Бог есть любовь».

Однако, понимание любви для нас, людей, оказалось каким-то совершенно неподъёмным смыслом. «Возлюби врага своего», – это высказывание, точнее, заповедь Иисуса Христа, для многих людей стала непреодолимой преградой в стремлении к духовной жизни подавляющего большинства наших граждан.

Как это – возлюбить врага своего? Перед ним, что ли, разоружиться и пойти в плен? Что-то в этой формулировке И. Христа кажется не так. Скорее всего, перевод неверен либо понятие любви нами и предыдущими до нас поколениями извращено до неузнаваемости.

Например, вспомним: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1.1). Слово-Бог существует в нашем языке слишком усечённо, как будто не существует греческого Логоса, о котором в оригинале идёт речь у Иоанна. Согласитесь, что слово и логос – это две мало совпадающие реальности. Логос – это, прежде всего, Разум, Сознание Природы, Бог, а слово, даже употребляемое с большой буквы - Слово, - никак разумом не является. Хотя мы давно уже отождествили язык и сознание.

Допустим, что любовь можно грубо разделить на две части: эгоизм и благодарность.

Если быть точным, то человеческий эгоизм – это не совсем эгоизм как свойство всё тащить себе, а как раз любовь, но любовь-страсть к себе дорогому. Эгоист обожествляет самого себя. В связи с этим возникает вопрос: «А можно ли изжить эгоизм совсем?». Ведь в Каббале борьба с эгоизмом провозглашена главной задачей верующего человека. Однако, с этим особо что-то не получается. Да и любовь к себе в определённых рамках должна присутствовать в жизни. Не получается ли, что мы сражаемся с ветряными мельницами?

С другой стороны, в отличие от любви как потока блага к себе от других людей, благодарность является потоком блага от себя к другому человеку. И тогда даже у врага можно найти качества, за которые его можно поблагодарить. Ведь истинный враг делает нас сильнее, внимательнее, хитрее, свободнее.

Как известно, истинная свобода – это, прежде всего, свобода выбора. Понятие свободы иначе, без наполненности его правом выбора, оказывается совершенно лишённым высокого смысла или смысла вообще. Свобода как информация – без наполнения смыслом превращаются в мыльный пузырь.

Но выбор делается по законам души, а душа живёт в критериальном поле, часть которого формируется духом Природы и Бога, а часть – нашими чувствами, желаниями и страстями. На основании критериев этого поля и делается выбор. Каковы эти критерии? Каков наш выбор, таковы и критерии, если идти от следствия, но не от причины. Если мы сознательно выбираем капитализм, то и критерии наши разъединительные, эгоистические.

И лишь благодарность в любой адрес, даже врагу, создаёт предпосылки для понимания и единения. На её основе можно садиться за стол переговоров.

И если люди сознательно предпочитают благодарность в адрес любого другого, то такое принципиальное изменение наших общественных отношений приводит к той самой основе, которая является главной в обществе Будущего.

Можно ли говорить о том, что таким образом в жизнь людей входят религиозные или духовные смыслы? Мне думается, что именно так и обстоят дела. Некоторые деятели от власти как огня этого боятся, потому что тогда будет сложно неправедно, корыстно управлять людьми.

Если проанализировать программы существующих партий на предмет подобного принципа благодарности как основы сосуществования людей, то окажется, что вот эта идея, цементирующая общество безо всяких материальных затрат, либо совсем отсутствует,  либо формулируется очень невнятно.

Причина духовной деградации общества почему-то практически не волнует наши аналитические центры. Да и почему она должна их волновать? Ведь они – аналитические, то есть производящие анализ прошлого и настоящего состояния общества по утверждённым методикам на основании прошлого опыта. А этот опыт не содержит благодарности как основной идеи морали. Но мы никуда не денемся: благодарность – основа общества Будущего.

Откровенные заявления некоторых политических деятелей и отражателей их мнения в СМИ удручают: они готовы обсуждать всё, кроме нравственности. Почему? Главное, наверное, в том, что понятие нравственности и вытекающие из него понятия этики и морали в применении к жизни нормальных людей ускользают от внимания идеологов, если не хуже. Возможно, это делается специально.

Но ведь начало нравственного воспитания и лежит в прививке благодарности. К сожалению, у нас почему-то нет такой прививки.

 Портал духовных концепций содержит более 80-ти сайтов. Карта Портала.

Авторский проект "Критериальность"

Библиотека

Человек Будущего

Критериальное сознание

Психология как лженаука

Философия смысла

Язык и сознание

Духовная практика погружения в Смыслы Метасознания

Поэтическое братство. Наши литературные Конкурсы и Проекты

В избранное