Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


О негативных тенденциях художественной литературы и о новых смыслах

Во-первых, я не отрицаю положительного влияния художественной литературы на человека. Я говорю фактически о программировании сознания любым произведением, будь то художественная литература или техническая. Степень понимания текста всегда соответствует степени развития системы оценок человека, который читает (потребляет смысл) этой литературы. Конечно, нужно говорить и о степени гипнотизации людей любым текстом художественной литературы. В том числе, и религиозной, и высокохудожественной.

Во-вторых, и это самое главное, – я привязываю качество, модальность текста к смысловым, то есть сущностным вещам. А это значит, что мы обязаны иметь систему оценок, пользоваться ею при анализе и обязательно выделять главный смысл, или главную оценку как критерий, который максимизируется всеми усилиями данного человека, несмотря на то, знает он об этом или нет.

Люди имеют свои принципы жизни, свои главные, как им кажется, жизненные идеи, но, однако, могут на самом деле своими усилиями делать нечто, что никак не укладывается в систему этих принципов. Например, советские писатели имели в своих рядах таких людей, которые не только в своих произведениях, но и в быту проповедовали замечательные принципы коммунизма. Однако, они же стремились получать премии, жить с комфортом и быть всегда на виду, используя для этого любую трибуну или любые должности.

Так живут многие, - скажут мне. И, конечно, будут правы. Но такая жизнь не соответствует проповедуемым ими принципам, ибо видно, что максимизировали они всей своей деятельностью материальные условия комфортного проживания. Разве можно их сравнить с Л.Н. Толстым, который за тридцать лет до смерти понял именно этот факт – что он в своих произведениях эксплуатировал экстремальный интерес людей к страстям, уводя их от истинной вершины нравственности.

Конечно, нужно согласиться в том, что человек, его суть настолько противоречивы, что как однозначно увязать творческую свободу и нравственные самоограничения – неясно. Отсюда следует, что вершина базовой позиции системы оценок человека может быть самой разной. Но, главное, не запутаться в этих противоречиях, не выдавать за главный смысл временные порывы страсти и интересов. Всё-таки смысл – вечен, а интерес – нет. Хотя поле интересов может быть настолько широким у человека, что подержание тонуса человеческого сознания посредством интереса становится главным методом жизни. Тогда как можно говорить о главном смысле жизни?

Я пытался привлечь внимание к таким смысловым коллизиям сегодняшнего дня, которые меняют менталитет новых поколений. И телевидение, и Интернет отнимают человека у чтения – спору нет. Разговор о другом – какой смысл они несут своими продуктами. Высокий смысл понять трудно, простой – легче. И если смыслом жизни большинства стал комфорт, прежде всего, то им как при советской или царской власти, так и сейчас будет недоступен смысл духовный.

Однако, понимание и знание смыслового значения ещё не гарантирует высокой духовности. Речь у меня идёт пока что о новом знании, которое открывает дорогу к более глубокой понятийности того, что мы в силу привычки поставили на автомат. Вот этот автомат нас часто и подводит, выдавая чёрное за белое. Адекватность мысли тому, что происходит в опыте жизни, и перенос его на другие ситуации и области знания – это ещё не вся правда о Природе. Есть ещё некий третий фактор, о котором писал Г. Лейбниц как о монаде в своей «Монадологии». Мы же чаще всего оперируем «прецедентным правом» - по прецеденту, по прошлому опыту, даже в областях, мало связанных с рассматриваемыми случаями. Последний факт особенно неприятен в исполнении какого-нибудь известного учёного, когда он свои исследования в узкой области переносит на область, где полученные результаты совершенно неприменимы.

Люди стали меньше читать, потому что, кроме отторжения негативных смыслов, произошло вытеснение смыслов художественной литературы смыслами, появившимися в других занятиях в связи с повышением уровня личной свободы человека. Освобождение человека ведёт напрямую к появлению новых смыслов, до того ему неизвестных.


В избранное