Объем продаж мобильных телефонов в России постоянно растет. В этом году может быть продано около 4 миллиардов трубок, а производители заработают на поставках в Россию около 2,3 млрд долл. Обозреватель ПРАЙМ-ТАСС задался вопросом, почему же эти деньги не остаются в России и почему Россия сама не может зарабатывать на производстве высокодоходного телекоммуникационного оборудования.
На территории России сейчас действуют лишь считанные единицы сборочных производств мобильных телефонов. Это, например, завод финской компании Elcoteq в Питере и сборочная линия китайской ZTE в Сибири. Общий объем выпуска сотовых телефонов, собранных в России, по самой оптимистической оценке, в штучном выражении может составлять всего около 2-3% их поставок на российский рынок.
Проблема, по мнению аналитика ПРАЙМ-ТАСС, заключается в том, что Россия пропустила волну перераспределения производства телекоммуникационного оборудования, прокатившуюся по миру с 1999-2000 годов. Тогда из-за кризиса в отрасли и финансовых проблем крупнейших операторов сотовой связи, упали доходы и производителей оборудования. Они стали оптимизировать свои производства и экономить. Заводы европейских вендоров стали перемещаться туда, где рабочая сила дешевле и налоговые условия мягче, то есть в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Сейчас, по оценкам экспертов, там — в первую очередь, в Китае — производится не менее 80% всех сотовых телефонов, выпускаемых под марками ведущих западных компаний.
У многих западных компаний, например, у Philips, вообще не осталось производств по выпуску сотовых телефонов в своих странах. А Ericsson вообще создал новый бренд совместно с японской компанией — известную теперь марку SonyEricsson.
К сожалению, в России практически нет условий для того, чтобы крупные компании стали организовывать массовое производство сотовых телефонов: неблагоприятный налоговый климат и таможенный режим отпугивают их от России. Но шанс оседлать гребень новой волны перераспределения мирового производства продуктов и услуг на основе использования информационных технологий у России еще есть.
Операторы из России в ближайшие год-полтора предпримут поход на страны СНГ. Операторы «большой тройки» интересуются сотовыми активами в странах СНГ и, по оценкам аналитиков, готовы вложить в сотовый бизнес стран СНГ до $500-600 млн, сообщают Ведомости. Сотовый рынок стран СНГ пока находится в начальной стадии, а потому в нем заложены огромные перспективы для роста. По подсчетам некоторых аналитиков, уровень проникновения услуг сотовой связи в странах Содружества колеблется от 0,3% до 18%, в России проникновение уже достигло 42,5%, а в Москве — 89%.
Сами российские операторы подтверждают, что готовятся к масштабной экспансии. Второе место после России по уровню проникновения сотовой связи занимает Украина и там экспансия российских операторов развивается наиболее динамично: более половины рынка контролирует МТС. В ближайшее время перспективе российским сотовым операторам могут быть интересны активы Белоруссии, Казахстана, Грузии и Азербайджана. По мнению аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, первыми российские операторы могут купить азербайджанскую компанию Backcell (19% рынка), единственного киргизского GSM-оператора Bitel (84% рынка) и узбекскую компанию «Коском» (около 10% рынка).
По подсчетам специалистов, компании-покупатели потратят около $700 на каждого абонента приобретаемых компаний. Итогом российской экспансии может стать бурный рост абонентской базы в странах СНГ. Погребинский предсказывает, что к концу 2006 г. количество абонентов в этих странах может увеличиться в 2,5 раза до 55 млн человек.
Одним из последних на российский рынок мобильных телефонов пришел бренд eNOL Mobile. За четыре месяца присутствия на нем компания смогла продать около 10 тысячи аппаратов. Всего за этот период в Россию было ввезено порядка 11 миллионов трубок.
Ведущий аналитик Mobile review Эльдар Муртазин рассказал корреспонденту ComNews.ru, что из-за обострившейся конкуренции новичкам мобильного рынка нелегко входить в этот сектор, а «дистрибьюторы подумывают о том, чтобы брать плату с поставщиков за место на полке в магазинах». Сегодня в небольшом салоне продается 50-60 наименований телефонов, в крупном – 100-120 штук.
Затрудняет продвижение продукции eNOL Mobile и волокита с сертификацией телефонов. В компании отмечают, что нестабильная обстановка в Минсвязи не позволяет проводить массивную рекламную кампанию и полноценные коммерческие продажи телефонов eNOL. На рекламную кампанию телефонов eNOL выделяет 4% от общего оборота. Кроме того, на первоначальные акции, связанные с выводом бренда eNOL на рынок, планируется увеличить рекламный бюджет до 6-8% от общего оборота. По данным ComNews.ru, рекламный бюджет Pantech на первый квартал вывода бренда составил более $3 млн. На отдачу компания рассчитывает не раньше третьего квартала.
В пресс-службе eNOL Mobile сообщили, что в 2005 г. компания рассчитывает занять 5% российского рынка мобильной связи и 10% узнаваемости бренда eNOL среди российских потенциальных потребителей, что сравнимо с положением LG и Maxon. По мнению Эльдара Муртазина, eNOL Mobile ожидают стабильные продажи в своем сегменте, и до конца первого квартала 2005 года производитель сможет нарастить объем продаж в 2-3 раза.
Помимо eNOL Mobile в сентябре 2004 года начала поставлять мобильные телефоны в Россию японская компания Sharp. В начале 2005 года японская корпорация NEC выведет на российский рынок мобильные телефоны, работающие в диапазоне GSM/GPRS. Обе марки ориентированы на высокий ценовой сегмент.
Генеральный директор финской Nokia Йорма Оллила заявил, что в следующем году пользователи мобильных телефонов будут еще активнее менять свои устаревшие модели на более современные устройства с большими цветными экранами, поддержкой MP3, а также на устройства с поддержкой технологии третьего поколения 3G.
Nokia, один из крупнейших поставщиков мобильных телефонов, в следующем году представит около 10 аппаратов для высокоскоростных сетей третьего поколения. Как сообщил Оллила, в 2005 году практически все мобильные телефоны (90%), будут оснащены цветными экранами с глубиной цвета 64K; две трети всей линейки мобильных телефонов Nokia будет оснащено камерами, большинство из них — мегапиксельными; около половины аппаратов Nokia смогут воспроизводить файлы MP3.
По данным Nokia, 26% абонентов сотовых сетей в следующем году решат сменить свою мобильную трубку на более современную с цветным дисплеем, камерой и MP3. Nokia попытается занять свою нишу и отвоевать лидирующее положение на этом рынке обновления, представив новые мобильные новинки, половина из которых будет выполнена в раскладывающемся форм-факторе.
Обладатели мобильных телефонов на базе Symbian получили еще одно тревожное предупреждение: появился новый вирус-троянский конь, который убивает все системные приложения смартфона и заменяет их иконки на изображения черепов.
Антивирусные компании так и прозвали программу — «Skulls» («Черепа»). Троянский конь замаскирован под программу-менеджер тем для телефонов Nokia и создан в формате Symbian Installation System. По словам руководителя антивирусной компании F-Secure Микко Хиппонена, пока отмечены лишь единичные случаи заражения телефонов новым вирусом. «Мы не можем говорить об огромном количестве инфицированных вирусом телефонах, и это не совсем вирус, он не распространяется», — отметил он.
«Skulls» — очередная, не первая и не последняя, угроза для владельцев мобильных телефонов и карманных компьютеров. Ранее в ноябре программа под названием Delf, заражавшая компьютеры, стала причиной массовой рассылки спама на мобильные телефоны российских пользователей. Две другие вредоносные программы — Mosquito и Cabir были также нацелены на Symbian-смартфоны. Создатели Cabir даже разработали еще одну версию своего вируса — для устройств на платформе Windows CE.
При появлении «Черепов», в телефоне оказываются нарушенными все ссылки на системные приложения Symbian, а сами иконки приобретают зловещий вид черепушек. Вирус не затрагивает сторонние приложения, поэтому, если в устройстве есть установленный файловый менеджер от любого другого производителя, это поможет найти и обезвредить вредоносную программу.
«В действительности очистить телефон от этого вируса сложно. Вы не можете выйти в Интернет, вы не можете скачать программы для очистки, вы не можете что-либо загрузить в телефон», — говорит Микко Хиппонен. Если вы вдруг обнаружите в своем телефоне файл Extended theme.SIS, не запускайте его, а сразу удалите. Если же вы уже установили этот файл, то не перезагружайте телефон.
Появление очередного вируса доказывает, что группы создателей вирусов серьезно занялись изучением возможностей написания программ для заражения и причинения вреда мобильным телефонам.
В Японии мобильные телефоны уже с легкостью способы заменить кошелек или банковскую карту. Теперь о создании электронной платежной системы для мобильников задумались и в России. ООО «НИИР – Платежные Системы» по заказу «Ассоциации сетей связи третьего поколения 3G» ведет разработку электронной платежной платформы для мобильных сетей.
Как пишет Oborot.ru, речь здесь может идти о некоем концептуальном решении, которое станет фундаментом для реализации платежных сервисов в сотовых сетях. Причем оно будет охватывать не только технологические аспекты (дополнение мобильных телефонов функциями электронного кошелька, создание механизма подключения и сбора денег для компаний-продавцов товаров и услуг, и т.д.), но и правовые — проектом предусмотрена также выработка необходимых нормативных документов.
Основана новая технология будет на технологии PayCash, не привязанной к банковским счетам. Система мобильных платежей будет представлять из себя некий мобильный аналог Интернет-платежей (к примеру, «Яндекс.Деньги» или WebMoney). В этом, по словам создателей, заключается принципиальное отличие их платформы от уже давно функционирующей SimMP. Что касается дохода системы, то его планируется формировать за счет комиссионных отчислений с оборота, причем часть их будет автоматически направляться операторам связи.
Многие эксперты утверждают, что секс — самый надежный источник дохода. Развитие технологий в значительной степени определяет среду распространения материалов «для взрослых». Так, с появлением в 20-х годах кинематографа, «веселые картинки» прочно обосновались в зрительных залах. В 50-х, бурное развитие телевидения привело к тому, что эротика попала на голубые экраны. Настало время мобильных телефонов.
До сих пор мобильные телефоны плохо подходили на роль платформы для распространения эротики. Их экран мог вместить лишь несколько строк текста. Но новейшие мобильные технологии уже позволяют отображать на них гораздо более богатую мультимедийную информацию. Специалисты считают, что если учесть изначальную 100% приватность и конфиденциальность таких устройств, то их можно считать в некотором смысле идеальной платформой для откровенных картинок. По данным Strategy Analytics, в Западной Европе в 2002 году объем оказываемых по мобильному телефону «взрослых» услуг составил 85 млн. долл. К 2005 году он вырастет до 1,5 млрд. долл.
На 4-й ежегодной выставке Adult Online Europe была представлена российская компания — провайдер мобильного контента PlayFon. На церемонии открытия руководители компании провели официальную презентацию и открытие своего нового проекта HotFon. Проект предназначен исключительно для пользователей мобильных телефонов и включает в себя несколько тысяч пикантных картинок, эксклюзивных видеороликов и слайд-шоу, игр и других развлечений эротического содержания от ведущих российских и мировых производителей «клубнички», созданных специально для просмотра на дисплее мобильного телефона.
Недавно Массачуcетский университет (США) опубликовал список наименее популярных изобретений человечества. На первом месте оказался мобильный телефон. 30 процентов американцев признают, что они его просто ненавидят. Сотрудник Института психологии РАН, практикующий психолог Ольга Маховская попыталась выяснить на примере своих пациентов, что такое для русских мобильный телефон. Результаты ее изысканий опубликованы в Известиях.
В психологии есть понятие «группа риска». В группу риска людей, которые могут с головой уйти в общение по мобильнику, в России относятся все женщины. В этом состоит особенность России. В Америке группу риска составляют мужчины от 14 до 45 лет, с нарастающей долей бизнесменов, у нас это женщины всех возрастов, даже 80-летние бабульки.
Очень общительной является и молодежь в 17-25 лет. Психолог отмечает тот факт, что очень часто молодым парам, которые отличаются повышенной телефонной активностью днем, не о чем поговорить, когда они встречаются вечером на кухне или в спальне. «Наши юные пары порхают с телефончиками все дни напролет, а встречаются — чтобы посмотреть друг другу в глаза и подержаться за ручку — раз в неделю. Идет прямое и агрессивное вытеснение нормальных человеческих соитий», — говорит психолог. Бессмысленная порой болтовня по телефону заменяет многозначительность взглядов, робкие и жаркие касания.
Другая характерная особенность русского мобильного менталитета — мамы, держащие своих детей на «мобильном поводке». Иногда мамы начинают требовать от ребенка звонить каждую переменку, словно отправляют ребенка не в школу, а на войну. Результатом такого воспитания становится психологическая зависимость от материнского авторитета.