Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

3D графика и анимация

  Все выпуски  

3D графика и анимация : Мастер-класс


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

3D графика и анимация : Мастер-класс
= 5 октября 2000 г. - 9 731 подписчик =


Технологическое окружение
Часть II

Автор - Михаил Якшин
Русский 3D центр
yakshin@online.ru

Принципы, заложенные в предметы, наблюдаемые в таких помещениях обычно следующие:

  1. Недоделанность, скоротечность, неудобство - технологические помещения не строятся навека и отнюдь не строятся для того, чтобы в них было удобно жить. Жить в них никто не собирается - максимум - работать, и то может быть не слишком часто. Помещения, строящиеся в военных целях вообще нужно строить как можно быстрее и так же быстро при надобности демонтировать - поэтому и не используются хитрые лестницы, а обычные приставные, не монтируютс "новые этажи", а собираются строительные леса, на которые кладетс просто прочный настил и т.д. и т.п.
  2. Разрушаемость и восстанавливаемость - все объекты по причине быстроты сборки, неаккуратности и неухаживаемости имеют тенденцию ломаться и находится в таком состоянии. С другой стороны - все эти объекты должны быть что называется напоказ - чтобы легко было их чинить с случае крайней необходимости.
  3. Необходимые элементы - в любом помещении не обойдешься без кабелей и труб, по которым идет электричество, информация, какие-либо жидкости и газы. Не обойдешься без опор и силовых конструкции в ангарах, где нужно поддерживать своды, чтобы они не упали. В соответствии с первым и вторым принципами - все эти конструкции будут видны, то есть напоказ.
  4. Опасность - как правило нахождение в технологическом помещении связано с повышенным риском. Тут на могут и грузом каким случайно раздавить, и с лестницы свалиться можно, и током ударить может. Все это тоже находит свое отражение в множестве предупреждающих табличек, надписей и маркировок.

А теперь примерный список вещей, которые можно установить в "технологическом" помещение, чтобы оно не выглядело пустыми и безликим. Прошу рассматривать это скорее как справочник, чем как статью с какими-то глубокими мыслями.

Решетки

Решетка

Решетки, сетки - это очень часто используемые объекты. Хорошая решетка сама по себе очень прочна во-первых, что позволяет, например, легко по ней ходить, а во-вторых, легко устанавливается и убирается, что очень подходит по духу описанным выше принципам. Решетки используются в качестве настилов, по которым ходят на высоте, используя их в качестве строительных лесов.

В 3D, как правило, решетку проще всего сделать из плоскости с нанесенной на нее очень простенькой текстурой прозрачности и, может быть, диффузной текстурой. Для придания реалистичности нужно не забыть о том, что решетка обычно натягивается на какую-то рамку и сделать и рамку тоже (текстурой или даже лучше несложной моделькой).

Если нужно показать, что помещение далеко не новое и решетка будет видна достаточно близко, то можно ее немножко в некоторых местах порвать и т.п. Главное - следите, чтобы в затайленом варианте не было четко видно, что каждая секция порвана в одном и том же месте :)


Сетка

Еще сетки используются как разделители пространства, в качестве дешевых стен. В таком случае сетка обычно диагональная, достаточно крупная и ярко выраженная. Через нее должно быть хорошо все видно. Натягивается такая сетка обычно либо на рамку, либо, еще дешевле - просто между двумя столбиками. В последнем случае сверху и снизу остается очень неаккуратно обрезанная торчаща проволока - позаботьтесь об этом. Еще от таких сеток очень эффектно выглядит тень - часто их именно ради этой тени и ставят :)


Перила

Перила

Перила тоже лучше не забывать. Делаются легко из какого-нибудь цилиндра или лофта круга по заданному пути, но придают хорошую долю реалистичности помещению, подчеркивая высоту платформы, огораживаемой перилами, а значит и фактор опасности в целом.


Лестницы

Лестница

Для доступа к множеству объектов, закрепленных на стенах и потолке выше роста среднего человека приделывают лестницы. Практически сразу можно забыть об изящных винтовых лестницах, да и об обычных ступенчатых тоже - им место скорее в каком-нибудь коттедже, но никак не в нашем помещении. Их долго делать, они трудно устанавливаются и т.д. и т.п. Так что самые употребимые лестницы - приставные, правда, обычно они привариваются к стенке. В реальной жизни такие лестницы сварщики делают за полчаса из нарезанной кучи трубок. В 3D делаютс они очень просто - если моделькой - то обычно кучей цилиндров, если текстурой - то еще проще, только не забудьте добавить тень на текстуре.

Лестница в решетке

Если лестница ведет на новый уровень помещения, где полом служит решетка, то обычно в этой решетке вырезается одна секция для того, чтобы через нее пролезать и туда вставляется лестница. Рамка при этом либо изгибается, либо просто обрезается. Кстати, если лестницу будет видно близко, для большей реалистичности не забудьте сделать на текстуре швы от сварки - это совсем несложно, зато смотреться будет куда лучше.


Трубы, кабели

Трубы

Трубы, кабели и прочие способы коммуникаций - тоже часто встречающийся элемент в "технологических" помещениях. Трубы и кабели прокладывают обычно по стенам и потолку - чтобы не мешались. Реже, когда помещение используетс совсем редко - то по полу. И если уж помещение предназначено сугубо дл этих труб (например, какая-нибудь котельная) - то трубы идут смело по всему объему помещения. Вопрос откуда вести трубы и куда решается просто - обычно они либо выходят из стены (пола, потолка), либо приходят откуда-нибудь из темноты коридора (из-за экрана), а приходят либо опять же куда-нибудь в стену, либо в ту машину, куда они предназначаются (см. иллюстрацию).

Естественно, надо не забывать, что трубы и кабели просто так на стене висеть не будут и что они должны чем-то там удерживаться. Соответственно, надо не забывать хотя бы самые простенькие крепления. Можно сделать и более сложные - например, ажурные, с вырезанными в них отверстиями, как делают для экономии металла или еще что-нибудь в этом роде.


Вентили, датчики

Вентиль и датчик

Вентили - весьма полезное "украшение" труб, могущее изрядно разнообразить десятки метров безликого железа. Так как вентили обычно служат для перекрытия потока, идущего по трубе, как правило они устанавливаются либо в местах стыка труб, либо недалеко от места назначения. На все эти вентили в принципе конечно есть ГОСТы и сделав вентиль по ГОСТу можно надеяться на его бОльшую узнаваемость, но так как различных вариантов может быть жутко много, ничего страшного не будет, если сделать свой собственный. Так как к вентилю часто прилагают немалые усилия, чтобы его повернуть, позаботьтесь о том, чтобы материал выглядел достаточно побытым.

Датчики также сродни вентилям, их тоже часто любят устанавливать на трубах, вроде как для замеров давления, напора и прочих характеристик содержимого труб. Датчики как правило стрелочные. Если сделать навороченные цифровые - аудитория может это не так понять (коробочка с циферками как правило ассоциируется с часовым механизмом бомбы). С двумя этими элементами - главное - не наставить их слишком много (а тем более - много одинаковых). Будьте благоразумны, подумайте - ведь никто же не будет ставить на участке трубы в 5 метров 6-7 штук вентилей или манометров (без особой причины).


Ящики

Ящик

Это неизменный атрибут любых складов, ангаров и т.п. помещений. Практически все, что хранится, хранится в ящиках. Ящики бывают очень разные. Бывают деревянные, металлические, пластиковые. Бывают высокие и низкие. Большие и маленькие. Квадратные и вытянутые. И еще много-много вариантов - все и не перечислить. Остановлюсь лишь на некоторых. Ящики часто снабжают ребрами жесткости - как минимум - по ребрам параллелепипеда, а иногда еще и по диагоналям (см. пример справа). Если ящик показан достаточно близко, не забудьте про по крайней мере следы гвоздей (в идеале - ржавые подтеки от гвоздей, забитых халтурщиками-рабочими криво и где-то под плюс-минус пять сантиметров, с непостоянным числом гвоздей и т.д. и т.п.). Когда ящики расставляют, надо помнить, что чем больше хаоса - тем лучше, тем реалистичнее выглядит. Никто ящики по линейке не подгоняет, покрутите их немножко обязательно.


Ящик с полозьями

Ящики бывают снабжены всевозможными полозьями, подставками, колесиками, петлями и т.п. устройствами для облегчения их транспортировки. Благодаря Quake, теперь ящики с полозьями (кстати, далеко не самый распространенный вариант) видели все. Как делать в 3D все эти излишества - решать вам. Если ящики не будут показаны очень близко - то можно и прямо на текстуре нарисовать, если же нужны тени от этих элементов или что-то в этом роде - придется делать модель.

Ящики могут быть частично разобраны. У ящиков как правило снимают верхнюю крышку, берут оттуда, что нужно, а затем, чтобы крышку не прибивать обратно, закрывают ящик материей, чтобы содержимое не пылилось и не портилось. Опять же, в зависимости от сложности ящика, материю можно рисовать начиная с изображени на текстуре и кончая расчетами с помощью Clothreyes всяких прогибаний и т.п.

На ящиках также очень часто пишут всякие надписи, вешают таблички (о них - чуть ниже), вот примерно такие:

  • This side up (стрелка вверх) - этой стороной вверх
  • Fragile - хрупкий груз
  • Keep dry - хранить в сухом месте
  • Explosive - взрывоопасно (см. ниже)
  • Biohazard - груз, имеющий опасность бактериологического заражения
  • Radioactive contents - радиоактивный груз
  • Всевозможные названия компаний и организаций, которые имеют какое-либо отношение к ящику, типа страшно любимой американцами надписи "US ARMY" и т.п.

Бочки, цистерны

Бочки

Не принципиально отличаются от ящиков только формой. У современных металлических бочек ребра жесткости обычно идут по окружностям на нескольких уровнях. На бочки можно еще крепить всякие разные приспособления типа решеток дл вентиляции содержимого и т.п. Пример таких бочек - справа. Все требования к ящикам применяются и к бочкам - неаккуратно расставленные, ржавые, побитые, может быть опрокинутые, поставленные друг на дружку... Короче, идея, думаю, понятна.


Таблички

Табличка

Один из излюбленных всеми приемов, главное с ним - не переборщить. Таблички надо вешать к месту, обычно объясняя, насколько опасна та или иная вещь :) Если табличка будет ключевым объектом, или хуком, как там его называют по некоторым терминологиям, то есть знакома до боли большинству (например, знак стоп или любимая американцами надпись "One Way") - то это огромный плюс в сторону реалистичности сцены.

Таблички можно вешать на стены, ящики, трубы, всевозможные механизмы (типа таблички где-нибудь на кране "Не стой под стрелой!"). Табличка должна быть обязательно вмеру грязной, так как обычно она выступает, а значит и пачкается больше всего.

Маркировка

Черно-желтая маркировка

Имеется в виду также очень популярная маркировка чередующимися цветами. Сама популярная - черно-желтая полосочка, которая, если не ошибаюсь, означает опасность нахождения вблизи нее. Прокладывается обычно по краям пути следования всяких погрузчиков, кранов и прочих плохо управляемых механических элементов. Полностью пол в полосочку как правило не красят, хотя иногда бывает и такое. В принципе наверное должны быть даже какие-нибудь ГОСТы у нас в стране по этому поводу, если кто особенно интересуется - поищите, если найдете - не забудьте сообщить мне, я тогда вставлю их в статью.

Существует еще черно-красная маркировка - метка "взрывоопасно" - обычно по ребрам ящиков со взрывчаткой, черно-оранжевая - связанная с дорожным работами, вряд ли понадобится и совсем экзотические виды типа бело-красной или бело-синей.





Успешного рендера!

С уважением,
Сергей Гашников    [Digital Light, digitallight@mail.com]
Михаил Якшин AKA GreyCat    [Русский 3D центр, yakshin@online.ru]

Новости, предложения и пожелания присылайте на digitallight@mail.com


   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное