Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Блог по менеджменту Владимира Токарева


Эксперт Токарев Владимир 20.04.2010 07:45
История 1. 

1992 год 

Когда я пришел в нижегородский иняз (отделение международного бизнеса), мне зав. кафедрой сразу сказала – Первый семестр у вас менеджмент, а во второй у вас еще возможно добавиться маркетинг, на всякий случай начинайте готовиться. 

И если менеджмент мне был знаком хотя бы практикой управления (около 10 лет руководства небольшим коллективом в 5–10 человек в НИИ, руководство НИОКРами, и даже полезный опыт общественной работы, в частности неосвобожденным секретарем комсомольской организации в 100 человек) 


Маркетинг же для меня был темой принципиальной новой. Отмечу, что моим студентам (уже когда я вел с ними теоретические и практические занятия) маркетинг давался крайне легко – все понимали и запоминали очень быстро, они не видели моих мучений, если бы они про них знали J) 


Однако, когда я начал читать главы и параграфы из Котлера «на ночь» (на всякий случай, вдруг действительно придется читать!), то начал понимать – не так все плохо. 

1. Во-первых, в маркетинге есть достаточно близкие к экономике (по которой только что сдал кандидатские) параграфы, это раз, есть за что зацепиться. 

2. Особенно приятно было то, что в маркетинге было полно сходных веток с менеджментом. Например: принятие решение покупателем и принятие решения менеджментом компании. Коммуникация в менеджменте и коммуникация в маркетинге: все разделы по продвижению – реклама, личная продажа, пропаганда и стимулирование сбыта и другие связанные «ветки». Причем, сравнивая алгоритмы тех или иных схожих процессов в маркетинге и менеджменте, я полезно дополнял и тот и другой курс (сейчас я такой процесс называю «обогащением»). 

3. Ну и, пожалуй, самое главное. Так получилось, что, еще работая в НИИ, я помогал делать одну выпускную (что-то вроде дипломной работы) по качеству. Очень серьезно вошел в проблему, и когда была при Горбачеве организована эпопея с Госпримемкой, я в какой-то мере (пусть малой) предвидел результаты напрасно потраченных денег – из-за непонимания сути качества ее организаторами. Ну еще был один успешный ОКР под моим руководством по уменьшению брака ряда полупроводниковых изделий на заводе при нашем НИИ (в 2 раза по ТЗ). 

Так вот, к моему удивлению маркетинг был ближе всего к моим знаниям по качеству. Потому что и там и там – все определяет потребитель. 


Примерно 2000 год 


Одна из площадок нашей бизнес-школы при учебном центре иняза работала в Чебоксарах. По маркетингу я вел занятия так. (Слушатели были по большей части менеджеры коммерческой дирекции с очень качественным, часто профильным образованием (это была очень сильная корпоративная группа). Каждое занятие вел кто-то из слушателей – он задавал вопросы другим. В качестве «раздаточного материала» служил учебник Котлера (а практикой – была реальная разработка стратегии компании, в частности маркетинговой стратегии), лекций мы не писали. На занятиях я играл роль рядового слушателя с неприятными вопросами. Хотя вопрос всегда был один и тот же – «в чем главная суть?». Если, например, проходили тему позиционирование, то я добивался, чтобы объясняли самую, значит, сердцевину J. Когда читаешь дома – все просто, да еще многие проходили маркетинг в вузе. Но суть оказывается «выявить в большом количестве букв» не так просто, много проще пересказать целую главу. Понятно, что через меня прошло много потоков, и я эту суть знал (ну например, в теме позиционирование часто путают, что » это то, что есть фирма (или ее товары) на самом деле», в то время как позиционирование — это иное – то, что о ней думают – что в голове у той или иной целевой группы фирмы и т.п.). 

Наверняка мне лично помогли те первые мучения в овладении азами маркетинга, когда я пытался увязать то новое с уже имеющимися у меня знаниями. 


Полезный совет: 
Вам нужно освоить принципиально новую область? Не теряйтесь! Наука, как и жизнь, штука взаимосвязанная. Наверняка найдется что-то, что вы хорошо знаете, и за что можно будет зацепиться вначале, а потом дело пойдет быстро. 
 

С уважением, директор ООО "КЦ "Русский менеджмент",

к.т.н. Владимир Токарев
тел./факс (831) 466-37-06
м.т. 8-902-686-31-72

 

 

 

 


В избранное