Нельзя надеяться на решение своих самых сложных проблем
с таким же образом мышления, с которым они создавались
Альберт Эйнштейн
Проводя тренинги приходится сталкиваться с забавным, а порой и несколько глупым положением – вводишь участников группы в ситуацию, и оказывается: один из группы понял так, другой – иначе, третий по-своему, а я вообще совсем иное имела ввиду :(.
Что называется: «Сколько людей, столько и мнений».
Так, кстати, и на работе бывает: начальник дал распоряжение, а подчиненный воспринял это распоряжение в своем понимании, в итоге – не тот результат, который планировал получить начальник. Виноват в этой ситуации кто окажется? Конечно же подчиненный, это и ежу понятно :(.
Предлагаю сегодня рассмотреть ситуацию, когда цель достигнута с незапланированным результатом не из-за некорректных и не четких указаний начальства, а из-за нашего с Вами восприятия информации.
Давно известно об избирательности восприятия информации. Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
У каждого человека есть свои установки, свое мировоззрение и ценностные ориентиры. Может случится так, что из указаний непосредственного руководителя Вы воспримите только ту информацию, которая, согласно Вашему жизненному опыту и ценностным установкам будет именно для Вас являться главным и наиболее важным. Все остальное пройдет мимо Вашего внимания. Ну а в конечном итоге – совершенно не тот результат, который был запланирован.
Что же делать стремящемуся к успеху человеку, чтобы не возникало таких вот досадных недоразумений?
Попытаемся разобраться.
Специально разработанных для этих целей упражнений не существует. Определена лишь закономерность - для того, чтобы расширить диапазон восприятия нужно научиться видеть, слышать, чувствовать… больше, чем Вы привыкли в обычной жизни. Обращать своё внимание на большее количество деталей и мелочей и приобрести навыки вносить минимум искажений в получаемую информацию.
Этому прекрасно способствует:
1. При чтении какого-либо текста (в ситуации, когда у Вас есть свободное время :)) примените следующий приём: 5 минут читаем, затем 5 минут размышляем. Можно читать не 5 минут, а главу, страницу, один смысловой блок, после чего некоторое время (5-10 минут) размышляем над прочитанным. Размышляем над возможными вариантами того, что пытается описать автор, для определения более точного варианта. Так же подумайте о том, что можно было бы изменить в прочитанном и как бы это повлияло на смысл в целом, к чему
приведут эти изменения. Если описываются события, подумайте что можно сделать, что бы изменить ситуацию к лучшему, даже если она и так хороша, подумайте, к чему могут привести Ваши действия (внесённые изменения). Всегда старайтесь рассматривать множество вариантов, а когда становится трудно представить ещё несколько, приложите усилия и придумайте ещё хотя бы два! Вот как сейчас – читая мою статью :). Важно и имеет огромное значение то, что любой из нас прикладывает усилия и думает немного больше, чем привык.
В таком случае Вы всё время развиваетесь и становитесь умнее, мудрее, способнее! Но только в случае преодоления, когда Вы в любой ситуации стремитесь сделать и подумать хотя бы немного больше чем привыкли!!!
Если Вы читаете описания каких-то ужасных, страшных событий, старайтесь находить множество хороших и эффективных выходов из данной ситуации (найдите множество решений). Такой подход меняет страх (не понимание, незнание, безвыходность ситуации) на уверенность (с помощью понимания, способности изменить ситуацию, реализовав один из множества возможных вариантов, воспользовавшись решением, которое Вы нашли). Таким образом, Вы тренируете эмоциональную устойчивость, через понимание и нахождение решений! Ситуации страшны
только тогда, когда мы не видим выхода, хорошего (эффективного) решения проблем (задач, трудностей).
2. Начинайте внимательней слушать собеседника при общении. Для более точного восприятия информации, которую Вам рассказывают, задавайте уточняющие вопросы, предварительно подумав о возможном ответе. Подумайте о множестве вариантах и выберите лучший, который, по Вашему мнению, сообщит Вам собеседник. Получив ответ – сравните ответ со своим предположением (но ни в коем случае не перебивайте собеседника,
уважайте его личность, дайте ему возможность высказаться). В случае ошибки, старайтесь замечать и понимать причины Вашей ошибки, для того, что бы впредь исключать эти ошибки. В случае Ваших правильных предположений - старайтесь замечать и понимать причины Ваших точных прогнозов. Тренируйтесь и вырабатывайте точность в своих прогнозах, старайтесь замечать максимальное количество деталей. Обязательно помните, что есть люди, которые не любят вдаваться в подробности, поэтому не следует слишком сильно углубляться
в мелочи, особенно если Вы видите, что собеседнику это не нравится. А для себя поразмышляйте над причинами ухода от Ваших уточнений. Их может быть много: усталость, желание скрыть что-то, неприятная тема и так далее.
Описанные выше упражнения очень полезны, хотя и немного сложны. Ими нужно заниматься и прикладывать усилия для того, что бы стать умнее, мудрее, способнее… и с лёгкостью идти к своим целям, и достигать их!
Развитие способности точно воспринимать информацию и не искажать ее при мысленном воспроизведении открывают для Вас широкий выбор, даст больше свободы, Вы получите огромные возможности.
Подведу итог: для достижения успеха в любой сфере деятельности необходимо научится как можно более точно воспринимать любую, даже неинтересную информацию. А чтобы ее воспринимать – нужно расширять возможности своего мыслительного процесса. Нужно научится автоматически замечать любые подробности, детали, нюансы. Т.е. сделать так, чтоб от Вашего внимания ни одна мелочь не ускользнула.
Как бы сложно это не звучало, научится можно всему, чему угодно, главное – желание!