Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

LEGO Group купила за $120 млн стартап казахского предпринимателя Robo Wunderkind (на самом деле, фейк)






LEGO Group купила за $120 млн стартап казахского предпринимателя Robo Wunderkind (на самом деле, фейк)
2016-04-01 12:26

UPD:Коллеги, новость о покупке Robo Wunderkind оказалась первоапрельским фейком. Приносим свои извинения.


Датская компания по производству игрушек LEGO Groupкупилаза $120 млн детский робототехнический стартапRobo Wunderkind, созданный казахстанцем Рустемом Акишбековым.

Сделка состоялась после австрийского телешоу 2 Minuten 2 Millionen. Остальные подробности не раскрываются.

Robo Wunderkind разрабатывает программируемых роботов, которым можно давать команды через специальные приложения в смартфоне или планшете. Роботы предназначены для детей от 5 лет. Они собираются при помощи специальных модулей, могут обладать камерой, лазерной указкой, гироскопом, LED-дисплеем, сенсором температуры. Цель проекта – научить детей основам робототехники и программирования. Пока роботов в свободной продаже нет. Компания принимает предзаказы на сайте.

В 2013 году проект участвовал в казахстанском конкурсе стартапов «Построй свой бизнес», организованным сайтом VoxPopuli и предпринимателем Кенесом Ракишевым. Стартап выиграл грант в $10 тысяч. В 2015 году Robo Wunderkind запустил кампанию по сбору средств на платформе Kickstarter. Изначально планировалось собрать $70 тысяч, но в итоге проект собрал $246 тысяч. Комплектация из 9 модулей на Kickstarter была доступна по цене $149, за 15 – по цене $249, и $399 долларов стоил комплект из 25 кубиков, включающий цифровую камеру и датчик погоды. По итогам кампании роботов на платформе Kickstarter заказали 1300 человек.

О Robo Wunderkind

Robo Wunderkind создана казахстанцем Рустемом Акишбековым, к которому позднее присоединились Юрий Левин и Анна Яроцкая. Компания создает робототы-конструкторы для детей. Офис компании расположен в Вене.


О LEGO Group

LEGO Group компания занимается производством конструкторов для сборки и моделирования разнообразных предметов. Компания LEGO Group была основана в 1932 году датчанином Оле Кирком Кристиансеном.


Ресторан горячих технологий
2016-04-01 14:54
Алексей Менн — партнер инвестиционного фонда Sun Capital – написал для Firrma колонку о том, какие проекты на рынке food-стартапов привлекательны для инвестора в кризис, а какие могут уйти с рынка.

Продукты питания, фаст-фуд, ресторанный бизнес — отрасли, которые всегда привлекали инвесторов. Но новыми их уж точно не назовешь. Это, на первый взгляд, простой и вроде бы понятный бизнес, но далеко не всегда прибыльный. Почему же сейчас в среде профессиональных инвесторов так много стали говорить о рынке food-стартапов, о проектах связанных с едой? К примеру, недавно инвестиционная площадка StartTrack провела на эту тему целую конференцию. И если несколько лет назад такая конференция привлекла бы несколько десятков солидных рестораторов, то сейчас мы увидели сотни старапов и десятки инвесторов, которые очень оживленно обсуждали новые технологии и проекты.

Инвесторы Силиконовой долины обратили внимание на food tech стратапы еще года четыре назад. Каждый год количество сделок, связанных с food tech, в денежном выражении удваивается. Только за первое полугодие 2015 года инвесторы со всего мира вложили в отрасль свыше $2 млрд.

Что же такое food tech? К food тech относятся компании из целого ряда индустрий связанных с продуктами питания, включая: доставку еды (Delivey Hero,Instacrt, пр.), изменение привычек питания (Hampton Creek Foods,ELEMENTAREE), инновационные компании в ресторанном бизнесе (E La Carte,Reserve) и многие другие (включая агро компании, исследовательские институты и b2b-платформы для взаимодействия food tech игроков друг с другом).

То есть проекты в сфере food tech предполагают не просто питание (в ресторане, доставка на дом и так далее), но и некие технологии связанные с ним. Именно наличие необычной технологической составляющей особо интересно покупателям, а след за ними и инвесторам.

К проектам food tech можно отнести и площадки по знакомству гурманов и фермеров. Например, в Италии недавно стартовал сервис Cortilia, при помощи которого предприниматели доставляют на дом только что произведенные ими продукты, «прямо с грядки», ну или из коровника. Food Tech стартапы в индустрии агро- и фермерского хозяйства вообще очень горячее направление.

Удачные примеры food tech есть и в России. Очень интересно наблюдать за прогрессом таких компаний как:PLOV.COM(доставка на дом плова),FoodFox(быстрая доставка еды из любимых ресторанов),Delivery Club(единая система заказов питания из различных ресторанов, магазинов, точек фаст-фуда и т.д.),Даблби(кофейня с монопродуктом) и многих других.

Для инвестора подобные проекты интересны по следующим причинам:

Во-первых, большие игроки (супермаркеты, пр.) в мире уже потеряли $4 млрд. из-за конкуренции с food Tech в 2015 году и уже сегодняпризнают конкуренцию, с казалось бы, небольшой отраслью.Чтобы не отставать в развитии, крупные ритейлеры и производители продуктов питания заявляют о готовности инвестировать в отрасль. Так, буквально несколько недель назад всем нам известный Campbell Soup объявил о том, что вложит $125 млн в food tech стартапы в 2016 году.

Во-вторых, люди по всему миру все больше понимают как сильно пищевые привычки влияют на здоровье и качество жизни. Поэтому большинство из нас либо уже придает огромное значение качеству своего рациона, либо очень хочет начать. При этом мы все по-прежнему очень любим вкусно поесть. А значит у food-старапов с «изюминкой» есть неплохие шансы.

В-третьих, многим инвестором очень важно получать моральное удовольствие от своих инвестиций, а большинство проектов food tech несут очень благородную миссию сделать мир лучше (здоровое питание, экология).

В-четвертых, проекты food tech находятся в сфере повышенного внимания со стороны венчурных фондов. Для инвестора, который вкладывается в проект на ранней стадии этот момент вообще является ключевым. То есть инвестор вкладывает средства в бизнес, в который по достижении определенных KPI может зайти крупный фонд. Доля инвестора ранней стадии может быть выкуплена, а он получит хороший доход на инвестиции. Практически все крупнейшие фонды уже либо уже стали инвестировать в отрасль, либо
обратили на нее внимание. Одних только бизнес-ангелов, готовых обсуждать проекты в food tech уже сейчас более 950 (согласно angels list) и их число постоянно растет. Не так давно я общался с несколькими российскими венчурными фондами, которые не готовы инвестировать в российские проекты на территории России за исключением food tech.

cooking-1013455_1920.jpg


К сожалению, провалы в сфере food tech тоже были. И даже громкие. Часть проектов после привлечения миллионы от фондов, уходили с рынка.

Например, компания Pop-Up Pantry (что дословно означает «Неожиданный Буфет») вышла на рынок в апреле 2012 года прямо из акселератора в Лос-Анджелесе Launchpad. К июню этого же года компания привлекла 1,7 млн долларов инвестиций от ведущей группы венчурных фондов, включающих GRP Partners (сейчас это Upfront Ventures), которые являлись также инвесторами Starbucks и Costco (крупнейший ритейлер в США).

Концепция бизнеса была очень интересной. Под каждого клиента составлялось особое меню, исходя из его персональных вкусов. Оно разрабатывалось на основе специальной анкеты, на вопросы которой отвечал каждый посетитель. Pop-Up Pantry, получив инвестиции, обзавелся базой в 13000 активных пользователей, и стал партнером популярного шоу «MasterChef». Но эта food tech компания закрылась в январе 2013 года. Привлеченные инвестиции сделали медвежью услугу, развратив и избаловав стартап. Компания решила работать с масштабом, не считая деньги. Например, занялась доставкой еды из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. При этом сам заказ мог стоить 35 долларов при цене его перевозки в 45 долларов. Естественно, такие затраты на дотацию доставки привели к банкротству.

Или пример другого проекта – ChefDay. Компания была основана в Бруклине (Нью-Йорк) в июле 2012 года. Концепция была очень проста: ChefDay доставлял клиенту все необходимые ингредиенты, чтобы приготовить блюдо по рецепту ведущих шеф-поваров. Клиент мог зайти на сайт компании, чтобы посмотреть обучающие видеоролики как приготовить то или иное блюдо, и получал ингредиенты к нему. ChefDay также предлагал доставку по всему восточному побережью США, не взимая при этом дополнительную плату. Но уже спустя год своего существования компания закрылась.

С самого начала компания фокусировалась на создании продукта высшего качества, при этом сам рынок был не подготовлен и находился только на раннем этапе своего развития. Основатели проводили слишком много времени, совершенствуя свой продукт, в то время, как рецепты надо было сделать проще, а сами заказы дешевле. От бизнес-ангела стартап получил 400 тысяч долларов и просто потратил все деньги на создание рецептов, и при этом не создал ни нормального бизнес-плана, ни финансовую подушку безопасности.

Проблемы ждут и российские стартапы, в частности многие российские игроки в связи с кризисом просто уйдут с рынка. В первую очередь те компании, которые сегодня работают на верхней границе цены для среднего класса, либо aналоги ChefDay, которые принесут в жертву хороший бизнес-план искусству высокой кулинарии. Сложно будет и тем компаниям, которые потратят деньги инвесторов на необдуманное масштабирование на новых рынках, как это сделал Pop-Up Pantry. Пострадают также компании, которые не умеют резать косты при сохранности качества.

Тем не менее я верю в перспективы у food tech в России (важно только чтобы отечественные компании учитывали опыт зарубежный, в том числе и негативный). Я думаю, что к 2019 – 2020 годах в России будет уже порядка 20-30 достаточно громких проектов, связанных с food tech, которые получат серьезные инвестиции и будут двигать отрасль дальше. Полагаю, что появиться и «единорог», с оценкой бизнеса, если не в миллиард, то хотя бы в $500 млн. При этом именно российские стартапы менее капиталоемкие, при относительно небольших затратах инвестор может получить серьезный доход, кратно превышающий вложения.

В этом отношении интересны и другие развивающиеся рынки. К примеру, индийский. К проектам food tech в этой густонаселенной и развивающейся стране инвестиционные фонды еще более внимательны, чем к их российским аналогам. Индийский проект аналогичным нашемуELEMENTAREEвыручку имеет в четыре раза меньше, чем его российский коллега, только вот бизнес «индуса» оценивают уже в $40 млн. ELEMENTAREE до такого еще далеко. В ближайшее время, я думаю инвестировать именно в индийский стартап.



В избранное