Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мировая экономика: глобальные тенденции развития" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки
28 апреля 2000 г.
----------------------------------------------------------------
Сегодня в выпуске:
Мировая экономика в 1999г.
Интегральные схемы строительство заводов нового поколения
Поставки вторичного серебра на мировой рынок
На мировом рынке ферросилиция
На мировом рынке оливкового масла
На российском рынке делового программного обеспечения
Российские предприятия поставщики шведского производителя мебели фирмы IKEA
Российский рынок чая
Рыночный аспект эпидемии ящура в Юго-Восточной Азии
Новое мусороперерабатывающее оборудование в Москве
----------------------------------------------------------------
Мировая экономика в 1999г.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в целом рост мировой торговли остался на уровне предыдущего 1998 года у 4,5%. Объем торговли товарами увеличился на 3,5% до 5,46 трлн долларов, а торговля услугами выросла на 1,5% до 1,34 трлн. долларов.
Темпы роста экспорта из развивающихся стран в 1999 году в два раза опережали общемировые показатели и составили 8,5%.
В 1999 году существенно выросли в стоимостном выражении объемы торговли в таких отраслях, как ТЭК, автомобилестроение и телекоммуникации. Хотя данные по нефтяной отрасли еще не до конца собраны, уже сейчас ВТО прогнозирует в этом секторе рост на 20%. Рост цен на нефть вызвал заметный скачок стоимости экспорта нефтедобывающих стран. Например, для Саудовской Аравии этот показатель составил 27%, ОАЭ у 15%, Норвегии у 13%, в Северной Африке и на Ближнем Востоке у 8-9%.
В автомобильной промышленности рост зафиксирован на уровне 5,5%, а число проданных автомашин достигло рекордного количества у48,6 млн. Рекорд был установлен также в отношении персональных компьютеров у 114 млн штук, на четверть больше, чем в 1998 году. Однако самый крупный рост отмечался в сфере мобильной телефонии у 283 млн проданных мобильных телефонов, что на 65% превышает показатель предыдущего года.
Россия, согласно данным ВТО, занимает по объему торговли товарами тринадцатое место.
Эксперт, 16, 2000г.
Интегральные схемы строительство заводов нового поколения
Корпорация "Intel" начала в феврале 2000 г. строительство первого завода нового поколения по производству интегральных схем (ИС) в Чандлере (шт. Аризона). Площадь предприятия составит 33,5 тыс. м2. Стоимость строительства оценивается в 2 млрд. долл.
Новая фабрика должна войти в эксплуатацию в начале 2002г.
Фабрика будет выпускать жремниевые пластины размером 300 мм. Эксперты прогнозируют, что в ближайшей перспективе в США появятся более 10 таких предприятий. В настоящее время единственная фабрика по производству пластин такого размера функционирует в ФРГ и принадлежит СП "Infineon Technologies" и "Motorola".
Давно ожидавшийся новый раунд капитального строительства в полупроводниковой отрасли обусловлен стремлением к значительному увеличению производительности. По мнению руководства корпорации "Intel", новые подложки большего размера позволят снизить затраты на производство интегральных схем на 30%. Компания объявила о начале производства ИС на базе новых подложек еще в 1998 г., однако эти планы были отменены вследствие длительного спада в объемах продаж.
БИКИ, 27.04.00г.
Поставки вторичного серебра на мировой рынок
По данным прогноза "СРМ Group", в 2000 г. поставки серебряного лома на мировой рынок лишь незначительно снизятся по сравнению с 1999 г. - с 6777 до 6659 т. В прошлом году рост производства вторичного металла, составивший 12,6% по сравнению с 1998 г., был обусловлен значительным увеличением объема переплавки старых монет. Ожидается, что в 2000 г. переплавка монет сократится более чем в три раза, хотя при этом поставки серебряного лома из Индии немного повысятся по сравнению с 1999 г. - с 401 до 404 т.
Тенденции в динамике поставок вторичного серебра обычно повторяют тенденции в движении цен на серебро. Ожидаемая в текущем году относительно стабильная ситуация с поставками серебряного лома отражает низкий уровень цен на этот металл.
БИКИ, 27.04.00г.
На мировом рынке ферросилиция
Производство ферросилиция в мире в 1999 г. увеличилось на 3,4% - до 2471 тыс. т (по содержанию Si), в том числе в странах Запада - на 3,3% - до 1286 тыс. т.
Крупнейшим в мире продуцентом ферросилиция является Китай, где производство сплава в 1999 г. уменьшилось на 18,2% - до 630 тыс. т. Поставки китайского ферросилиция оказывают большое влияние на ситуацию на мировом рынке. В стране имеются значительные мощности по производству этого ферросплава и Китай готов продавать его даже по низким ценам. Ожидают, что в ближайшие несколько лет производство ферросилиция в Китае будет находиться примерно на уровне 700 тыс. т в год.
На мировом рынке в последние два года наблюдался избыток предложения ферросилиция, обострилась конкуренция между поставщиками и его цены находятся на низком уровне.
Отмечают, что удельное потребление ферросилиция (на 1 т стали) остается на высоком уровне, поскольку растет спрос на высококачественный тонкий стальной лист и другие специальные виды проката. Перспективы спроса являются благоприятными, что приведет в дальнейшем к повышению цен на ферросилиций.
БИКИ, 27.04.00г.
Ведущие европейские оптовые покупатели ферросплавов.
На мировом рынке оливкового масла
Согласно последнему прогнозу еженедельника "Oil World", мировое производство оливкового масла в 1999/2000 г. составит 2,27 млн. т, что приблизительно на 250 тыс. т меньше прошлогоднего уровня и будет самым низким показателем за последние 4 года. Наибольший спад производства отмечается в Греции, Испании, Турции, а также в некоторых странах Северной Африки и Ближнего Востока.
В последние три сезона среднегодовые темпы прироста мирового потребления оливкового масла составляли 180 тыс. т. Этому способствовало значительное падение цен, начавшееся после трудного сезона 1995/96 г.
По информации из различных источников, к концу марта котировки на испанское масло "Extra vergin olive oil" составляли 325-345 песет за кг.
Мировое потребление оливкового масла, согласно прогнозу, вырастет на 2% по сравнению с 1998/99 г. и составит 2,42 млн. т, при этом 70% мирового потребления будет приходиться на страны ЕС и 15% - на страны, являющиеся крупными продуцентами масла, - Тунис, Марокко, Алжир, Турцию, Сирию и Иорданию.
БИКИ, 27.04.00г.
На российском рынке делового программного обеспечения
В конце 1999 г. многие разработчики заявили о положительной динамике спроса на деловое программное обеспечение и услуги. Некоторые из фирм заявили даже о выходе на объемы продаж, сопоставимые с началом 1998 г. (времени наибольшего расцвета рынка финансово-экономических программ). По мнению одних, это было связано с общим улучшением экономики страны. С точки зрения других, спрос был стимулирован так называемой проблемой 2000 (разумеется, не столько самой проблемой, сколько опасениями, что с наступлением нового года деловые программы перестанут работать). Чтобы застраховаться от возможных проблем, легальные и нелегальные пользователи поспешили приобрести комплекты новых версий программ с гарантией от возникновения проблемы 2000 .
Однако уже в начале этого года темпы роста продаж деловых программ несколько уменьшились. Поэтому разработчики, как и ожидалось, приступили к разработке проектов стимуляции спроса.
Один из таких проектов - поддержка развивающихся и реформируемых предприятий, о которой объявили компании Oracle и Парус . Компании договорились совместно заниматься инвестиционной деятельностью в рамках федеральных и региональных программ реформирования. В частности, они намерены предоставлять предприятиям возможность приобрести программное обеспечение Парус 8.1 (on Oracle) со скидкой и отсрочкой платежа. Предприятие-покупатель сможет внести первоначальный взнос в размере 20% стоимости лицензии, а на оставшиеся 80% предоставляется инвестиционный кредит сроком на два года. В ближайшее время можно ожидать реализации маркетинговых проектов, направленных на стимуляцию спроса, и со стороны других известных фирм.
Вместе с тем группа компаний Диасофт на подведении итогов своей работы в 1999г. (валовый доход составил 8,1 млн.долл.) заявила, что в настоящий момент нуждается, скорее, в ограничении спроса. По заявлению руководителя, рынок банковских систем находится сейчас на подъеме. Появилась новая ниша сверхкрупных проектов. У компании много серьезных заказов.
Не привлекая особого внимания, компания продолжает осваивать соседние рынки. В частности, речь идет о рынках автоматизации страховой, пенсионной деятельности и телекоммуникаций (биллинговые расчеты). В нынешнем году компания намерена осуществить два крупных Интернет-проекта, а также планирует заняться автоматизацией учета и управления ряда крупных предприятий.
прикладных программах обнаружена в секторе потребителей корпоративных систем. Существует мнение, что крупные сложные системы неэффективно продвигать методом прямой рекламы в СМИ. Однако отечественные разработчики зачастую забывают, что, экономя на прямой рекламе, необходимо развивать другие маркетинговые методы.
Достаточно эффективны аналитические статьи, семинары, конференции, презентации успешных проектов, имиджевые акции. Очень важно, чтобы потенциальные клиенты поверили в устойчивость и опытность фирмы-разработчика, а также имели представление о широте функционального охвата их системы. Тем не менее донести инфор-' мацию до потребителя достаточно сложно. Причина проста - многие руководители среднего и высшего звена почти не читают газет и журналов и не хотят тратить время на семинары. В последние годы некоторые фирмы обратили внимание на вузы.
В числе фирм, проводящих в вузах образовательные кампании (фирмы исходят из постулата "сегодня студент завтра клиент") "1С", "АйТи", "Альт", "Галактика", "Гарант", "Интеллект-Сервис", "ИНЭК", "Консультант-Плюс", "Парус", "ИнтелГрупп". Последняя, в частности, недавно подписала договор о партнерстве и сотрудничестве с научно-учебным комплексом МГТУ им. Баумана. В соответствии с договором студенты будут изучать принципы и механизмы принятия управленческих решений на примере использования системы "ТЕКТОН-Предприятие", а при помощи среды ТЕКТОН-Дизайнер они смогут моделировать бизнес-процессы самостоятельно. Запланировано прохождение учебных курсов преподавателями и разработка учебного плана с использованием программных продуктов компании ИнтелГрупп , предусматривающего в том числе курсовое и дипломное проектирование.
Финансовая газета, 17, 2000г., с.15
Российские предприятия поставщики шведского производителя мебели фирмы IKEA
Крупнейший производитель относительно дешевой шведской мебели фирма IKEA весьма заинтересована в снижении стоимости продукции, а значит, в увеличении доли российских поставок в магазин в Химках (Московская обл.). Пока лишь 15% продаваемых там товаров произведено на российских предприятиях (в других странах доля товаров местных производителей составляет 40%).
Продажи IKEA в 159 магазинах по всему миру постоянно растут (только в прошлом году они увеличились на 15%), и компания испытывает проблемы с поставщиками. Неудивительно, что Россия для IKEA является стратегически важным партнером.
Еще с середины 70-х компания получала продукцию с 25-30 российских предприятий у чаще всего в обмен на оборудование. Благодаря этому один из крупнейших поставщиков IKEA у Приозерский деревообрабатывающий завод у за вре-мя сотрудничества со шведами сумел практически полностью сменить оборудование.
Почти половина взрослого населения работает на IKEA и в поселке Красная поляна (Кировская обл.). Здесь находится ОАО Домостроитель , поставляющее с 1994 года продукцию для IKEA на $6 млн в год. Два года назад шведы решили инвестировать в Домостроитель по $11,5 млн в год. По словам гендиректора фабрики Владимира Остасевича, шведская сторона предоставила технологии, оборудование и оборотные средства, а российская у построила цех для производства стеллажей Ивар (одного из самых популярных товаров от IKEA). В этом году цех выйдет на полную мощность, после чего Домостроитель станет крупнейшим партнером IKEA в России с ежегодным объемом производства в $17,3 млн. 80% продукции фабрики делается именно по заказу шведов.
Большие надежды на IKEA возлагает и руководство Бугульмин-ского фарфорового завода. Еще полгода назад Госкомимущество Татарии пыталось продать за бесценок госпакет акций завода. Попытки не удались. Теперь заказы из Швеции позволят предприятию вдвое увеличить объем производства. Завод скоро начнет поставлять пиалы и толстостенную посуду, окрашенные шведской краской в стиле IKEA.
Надеются на сотрудничество со шведами и руководители Европейской мебельной компании (ЕМК, Саратовская обл.), получив заказ IКЕА на $400 тыс. Несколько лет ЕМК влачила жалкое существование, но уже в прошлом месяце осуществила поставки в шведский супермаркет на $100 тыс. За первый год сотрудничества шведы планируют приобрести продукции ЕМК на 2-3 млн.
Заинтересована IKEA и в экспорте российской продукции. Только в 1999 году компания экспортировала из России товаров примерно на $40 млн. А через два года IKEA потратит $10 млн на строительство в России своего завода по производству мебельных комплектующих. Предприятие, скорее всего, разместится в Ленинградской области.
Коммерсант, 26.04.00г.
Российский рынок чая
Крупные западные компании (Douwe Egberts, Unilever и др.) активно внедряют на наш рынок чай в пакетиках, используя всю мощь своего маркетингового инструментария. Их усилия не проходят даром - доля пакетированного чая на рынке неуклонно растет. Почувствовав эту тенденцию, российские компании решили использовать благоприятный момент. Рекламировать чай в пакетиках уже не нужно - фактически за них это делают конкуренты. Поэтому, наладив выпуск пакетированного чая, российские компании в отличие от западных коллег намерены вкладывать деньги в рекламу своих торговых марок в целом.
Первой из российских компаний о смене стратегии заявила торгово-промышленная группа "Амтел", более года владеющая чаеразвесочной фабрикой в подмосковном Королеве. Недавно "Амтел" приобрела за $500 000 новую линию по производству пакетированного чая мощностью до 240 кг продукции в день. Как говорит директор по маркетингу "Амтел" Сергей Липецкий, новый чай уже на будущей неделе появится на рынке; еще непонятно, сколько он будет стоить, однако он окажется в той же средней ценовой нише, что и все чаи "Амтел".
Решение начать производство пакетированного чая в компании объясняют ростом рынка, а также востребованностью продукта в ресторанах, барах и аэропортах, "которые останутся после любых кризисов".
К началу "горячего сезона" для чаеторговцев (в первые дни сентября) другой российский производитель - компания "Никитин", владеющая Московской чаееразвесочной фабрикой и выпускающая "тот самый чай со слоном", - увеличит объемы производства пакетированного чая.
Пока неясно, будет ли приобретена новая линия или расширится существующее производство, которое было запущено на фабрике еще до перестройки. Обидина не исключает и возможности, что "Никитин" будет заказывать свой чай в пакетиках за границей.
Упор в рекламе будет сделан на "чай со слоном" в пакетиках благодаря высокой узнаваемости марки и дешевизне этого чая (100-граммовая пачка развесного слона стоит в рознице 11 руб.). По словам директора по маркетингу "Никитина", "от мировой тенденции перехода на пакетированный чай России никуда не деться".
По данным GfK, потребление чая на душу населения в России превышает потребление кофе в два раза и составляет порядка 1,5 кг в год. Чайный рынок продолжает расти: по прогнозам, в 2000 г. его емкость увеличится еще на 7% и составит 160 000 т. На сегодня продажи чая в пакетиках составляют около 20% от общего объема продаж в России. По сравнению с сентябрем прошлого года этот показатель вырос почти вдвое и продолжает расти.
Ведомости, 26.04.00г.
Рыночный аспект эпидемии ящура в Юго-Восточной Азии
Не успел утихнуть скандал вокруг отравленной гуманитарной курятины из США как Россия отказалась от поставок мяса из Китая, Южной Кореи, Вьетнама и Японии. Решение о запрете на ввоз продуктов животноводства из этих стран было принято в связи с эпидемией ящура, разразившейся там в последний месяц. Несмотря на то что объем поставок продовольствия из этих стран невысок, опасность поступления в продажу зараженного мяса все-таки сохраняется, особенно на Дальнем Востоке: китайские продукты питания, в том числе и мясо, активно завозят в Россию челноки , которые даются госконтролю. Кроме того, существует и экономический аспект проблемы. Эпидемия ящура в Юго-Восточной Азии привела к тому, что страны этого региона (в первую очередь Япония и Южная Корея) стали в массовом порядке закупать мясо из Европы и США. По мнению европейских поставщиков мяса в Россию, это может привести к росту цен на мясо в Европе. Что, в свою очередь, ощутимо ударит по российскому рынку, который на 40-45% зависит от поставок из-за рубежа.
"Деньги", 15, 2000г., с.8-9
Новое мусороперерабатывающее оборудование в Москве
Способ улучшить экологическую обстановку в столице, превращая бытовой мусор и отходы от его сжигания в целый ряд полезных вещей, нашли московские власти.
Столичным ученным удалось разработать принципиально новую технологию переработки мусора.
В настоящее время все твердые отходы у ппастмасса, стеклобой, древесина, бумага и т.д. у сжигаются на мусорных заводах, размещенных на территории Первопрестольной. При этом образуются зола и шлаки, которые представляют реальную опасность для здоровья москвичей. Оказывается, эти продукты сжигания содержат тяжелые металлы и выделяют в атмосферу целый букет канцерогенных веществ.
Появившаяся же новинка в утилизации мусора исключает его термическую обработку, поэтому именуется "холодной". Ее смысл заключается в превращении бытовых отходов в гранулы, которые можно применять как составляющие стройматериалов, дорожного покрытия и даже минеральных удобрений. Кроме того, холодная технология переработки отходов позволит решить проблему захоронения опасных для здоровья золы и шлаков, остающихся после сжигания мусора. Эти продукты распада станут помещать в небольшие капсулы, покрытые непроницаемой оболочкой. Из них также планируется создавать нужные в городском хозяйстве материалы у строительные, отделочные и т.д. Например, подобные капсулы можно использовать при производстве заменителя щебня для укладки дорог. А добавив цемент, из таких шариков возможно получать и искусственный камень, пригодный для возведения гаражей,складов и др.
Строительство первого в Москве спецпредприятия по холодной утилизации бытовых отходов уже ведется на Алтуфьевском шоссе, и его запуск намечен на начало следующего года. Планируется, что за ближайшие 10 лет в столице появится около 800 подобных комплексов, призванных заменить экологически вредные мусоросжигательные заводы.
МК, 27.04.00г.
----------------------------------------------------------------
Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на: http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html
----------------------------------------------------------------
Ведущий рассылки Карпов Юрий Николаевич, к.э.н.,
Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||