Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

24 Апреля 2000 г.

----------------------------------------------------------------

Сегодня в выпуске:

Нехватка пластмасс в странах Азии

Прогноз мирового рынка термопластов

Индия на мировом рынке программного обеспечения

Маслосемена - перспективы мирового производства

На рынке интеллектуального продукта

Торги в России

Рынок сотовой связи РФ

Италия на рынке обуви РФ

На рынке кондиционеров

"Мерлони" возвращается в Россию

----------------------------------------------------------------

Нехватка пластмасс в странах Азии

По прогнозу компании "Parpinelli Tecnon", в ближайшие пять лет в странах Азии будет расти нехватка пластмасс; так, если в 2000 г. она оценивается в 1,9 млн. т, то в 2003 г. - в 5,6 млн. Дефицит предполагается покрыть главным образом за счет поставок из стран Ближнего и Среднего Востока и в меньшей степени -Западной Европы и Северной Америки.

БИКИ, 22.04.00г.

 

Прогноз мирового рынка термопластов

Согласно прогнозу итальянской консультационной фирмы "Parpinelli Tecnon", среднегодовые темпы прироста спроса на термопласты будут выше, чем предсказывали раньше. По мнению экспертов указанной фирмы, в 1999 - 2003 гг. прирост составит примерно 5,7% в год по сравнению с 4,4% по прогнозу, составленному год назад на период 1998 - 2002 гг. Причинами ускорения темпов прироста спроса явятся оживление на рынке термопластов в странах Азии, достаточно активный спрос в США и ускоренные темпы экономического развития в странах Западной Европы. Кроме того, по данным компании "Parpinelli Tecnon" темпы прироста ВВП в среднем по миру окажутся более высокий ми, чем ожидали ранее. Так, по последним прогнозам, этот показатель на 1999 - 2000 гг. оценивается в 3,0 - 3,5%. Вместе с тем отмечают, что в Бразилии и Япо нии в краткосрочной перспективе темпы прироста ВВП будут низкими; кроме того, пока неясна картина относительно темпов в долгосрочной перспективе в Индии (будут ли они достаточно высокими).

БИКИ, 22.04.00г.

 

Индия на мировом рынке программного обеспечения

В конце текущего десятилетия продажи программного обеспечения (ПО) индийскими компаниями ежегодно возрастали на 50-60% (один из самых высоких показателей в отрасли). Однако на мировом рынке ПО, продажи которого в 1999 г.оценивались в 850 млрд. долл., доля Индии пока является весьма незначительной.

В Индии насчитывается примерно 1 тыс. фирм - разработчиков ПО с общим числом занятых около 280 тыс. (по числу разработчиков ПО Индия сейчас занимает второе место в мире после США.

В конце сентября 1999 г. рыночная капитализация активов индийских компаний в промышленности информационных технологий (ИТ) равнялась 24,3 млрд. долл. по сравнению с 13,6 млрд. в конце марта 1999 г. Сектор ИТ, в том числе ПО, сейчас является одной из основных отраслей экономики страны.

В конце 1999 г. по масштабам рыночной капитализации ведущие позиции на индийском рынке ПО занимали компании "Wipro" и "Infosys" - соответственно 6,4 млрд. и 6 млрд. долл.; у компаний "NIIT" и "Satyam Computer Services" данный показатель равнялся 2,2 млрд. и 1,8 млрд. долл. Следующие места в конце 1999 г. занимали компании с масштабами рыночной капитализации 500 - 600 млн. долл. (в частности, "Pentafour", "Silverline", "Visual-soft" и "Hughes Software Systems").

В Индии быстро расширяется сеть научно-исследовательских отделений ведущих иностранных фирм в области ИТ, в частности "Texas Instruments", "Motorola", "Oracle", "Siemens", "Cisco", "Computer Associates" и "Nokia". Недавно об активизации своей деятельности на индийском рынке ПО заявили компании "Lucent", "General Electric" и "Microsoft".

Развитие индийского рынка средств информатики, в том числе ПО, осуществляется при активном государственном содействии. Одна из главных задач общегосударственной программы "National Task Force on Information Technology and Software Development" заключается в увеличении экспорта ПО из Индии в 2008 г. до 50 млрд. долл. Главным фактором успешной деятельности индийских компаний на рынке ПО является активное создание в стране технологических парков по разработке ПО ("Software Technology Park" -"STP"). Действующим в рамках этих парков фирмам предоставляется право на беспошлинный ввоз товаров, а иностранным фирмам - право на создание под их полным контролем индийских отделений. Кроме того, фирмы -разработчики ПО освобождаются от уплаты подоходного налога в течение 10 лет, получают доступ к выделенным линиям связи, а также могут осуществлять растаможивание и получение экспортных лицензий в одном пункте.

Сейчас в деятельности 13 существующих в Индии парков принимает участие примерно 1,3 тыс. фирм - разработчиков ПО. Данный показатель почти на 50% превышает уровень предыдущего года и в 9 раз выше, чем число фирм в таких парках после их создания в начале текущего десятилетия.

Рост спроса на программное обеспечение в Индии сопровождается расширением масштабов использования ПЭВМ, ежегодные продажи которых в Индии сейчас возрастают примерно на 30%. В 1998 г. продажи указанного оборудования в стране равнялись 1,03 млн. ед. (общей стоимостью 37 млрд. и. руп.), а в 1999 г. данный показатель, согласно оценке, достигнет примерно 1,4 млн. ед. (мировые продажи ПЭВМ в 1999 .г. около 110 млн. ед.).

Важным фактором повышения спроса на программное обеспечение и информационные технологии в Индии является быстрый рост числа Web-пользователей в стране после отмены в 1998 г. государственной монополии на предоставление услуг по доступу в Internet.

Фактическое число Web-пользователей в стране в конце 1999 г. равнялось 1,6 млн. В августе 2000г. количество счетов для оплаты услуг доступа в Internet в стране достигнет 2 млн., а число пользователей - 6 млн.

Высокие темпы развития индийского рынка ПО в текущем десятилетии обусловлены прежде всего успешной экспортной деятельностью фирм отрасли. В 1995/96 г. доля экспорта в общих продажах ПО в Индии равнялась (%) 60,1, в 1997/98 г. - 65,0, а в 1999/2000 г. данный показатель, по оценке, достигнет 70,2.

Индийский экспорт ПО с 1,75 млрд. долл. в 1997/98 г. увеличился до 2,65 млрд. в 1998/99 г.; в результате общие продажи ИТ индийскими компаниями в 1998/99 г., включая оборудование, превысили 5 млрд. долл. В 1999/2000 г. индийский экспорт ПО составит 3,9 млрд.долл.

В 1998 г. более 200 фирм из ежегодно публикуемого американским журналом "Forbes" перечня 1000 ведущих мировых компаний приобретали индийское ПО.

Основными покупателями индийского ПО являются ведущие промышленно развитые страны.

Основными факторами прочной конкурентоспособности ПО компаний Индии являются высокий уровень технической подготовки индийских англоязычных специалистов, серьезное внимание к качеству продукции (по этому показателю, согласно некоторым оценкам, фирмы Индии превосходят конкурентов из России и стран Восточной Европы), а также сравнительно невысокая цена. Ежемесячная зарплата у начинающего программиста ведущих индийских фирм - разработчиков ПО сейчас составляет примерно 500 долл., через три года данный показатель достигает 1 тыс., а через пять лет - 2 тыс.долл.

БИКИ, 22.04.00г.

 

Маслосемена - перспективы мирового производства

По мнению аналитиков, в 2000/01 г. возможно сокращение мировых посевов семян масличных. В отдельных странах фермеры, разочарованные непривлекательными ценами на масличные, пытаются переключиться на возделывание других, с их точки зрения более выгодных, культур, например зерновых.

На протяжении последнего десятилетия мировая уборочная площадь 10 основных видов масличных в среднем увеличивалась на 3,5 млн. га в год, в то время как в предшествующую декаду это увеличение составляло только 1,8 млн. га. В наибольшей степени росли посевы рапса, подсолнечника и соевых бобов. В 1999/2000 г. уборочная площадь 10 видов масличных достигла 203,3 млн. га. Совершенно очевидно, что столь быстрый рост посевов масличных, осуществлявшийся за счет зерновых и других культур, не мог продолжаться до бесконечности. К концу текущего сезона ожидается заметное сокращение объема мировых переходящих запасов зерна, поэтому в следующем сезоне потребуются усилия для его восстановления. Это будет способствовать все большему переключению внимания продуцентов на возделывание зерновых.

Согласно прогнозу, в 2000/01 г. мировые посевы масличных уменьшатся на 0,4 - 0,8 млн. га, что дает основание говорить о новой тенденции или, по крайней мере, об отклонении от долгосрочного тренда. В условиях сокращения посевных площадей любой прирост производства может быть обеспечен исключительно за счет роста урожайности. Это означает, что роль погодного фактора резко повысится.

В текущем году соевыми бобами в США предполагается засеять 74,9 млн. га, что на 1,1 млн. больше, чем в предыдущем сезоне. Благодаря улучшению конъюнктуры на рынке кукурузы посевы этой культуры также, видимо, увеличатся -с 77,4 млн. га до 77,9 млн. Вместе с тем будут значительно сокращены посевы подсолнечника и арахиса. В то же время фермеры намереваются расширить посевы хлопка и канолы.

Несмотря на важность данного обстоятельства, уровень мировых цен на масличные, в конечном счете, будет определяться погодными условиями и связанными с ними перспективами урожайности, при этом одним из основных факторов станет размер посевных площадей за пределами США.

Предварительные расчеты показывают, что площадь посевов масличных за пределами США в текущем сезоне может сократиться на 1,2 млн. га. При нормальных погодных условиях урожай 10 основных видов масличных может увеличиться на 1,0 млн. т. В 1999/2000 г. он составил 214 млн, т. При исключительно благоприятной погоде это увеличение может оказаться несколько большим. Тем не менее эксперты полагают, что зависимость рынка от американских поставок в следующем сезоне увеличится.

Характерным для следующего сезона станет значительное сокращение мирового производства рапса и некоторых других видов семян масличных. По прогнозу, в 2000/01 г. производство рапса и канолы снизится на 2,1 млн. т по сравнению с предыдущим сезоном и составит около 40 млн. т. Мировое производство семян подсолнечника прогнозируется на уровне 25,5 млн. т, что на 1,2 млн. меньше показателя 1999/2000 г. Наибольшее сокращение посевов этой культуры ожидается в России и на Украине. В ЕС, Восточной Европе и США посевы подсолнечника также уменьшатся. В КНР и ряде других азиатских стран сокращаются посевы семян хлопка, в результате чего в следующем сезоне их мировое производство упадет приблизительно до 33 млн. т.

БИКИ, 22.04.00г.

 

На рынке интеллектуального продукта

XIX век был ознаменован промышленным бумом. В конце века XX началась информационная революция. Наши позиции перед мировым промышленным подъемом были не слишком выгодные - одно крепостное право и повальная безграмотность чего стоят. Но Россия в той гонке оказалась среди лидеров. Возможно ли повторение сюжета в информационной революции, где наши изначальные позиции такие, что хоть топись, хоть вешайся?

В 70-х годах в стоимости технологической продукции доля интеллектуального продукта составляла 3 процента. Сейчас - 35 процентов. К 2010 году эта цифра поднимется до 70. Интеллектуальный продукт сегодня - это производная Интернета. На Западе им регулярно пользуется 29 процентов населения, в России же - всего 2 процента. При нынешних темпах к 2010 году Интернет практически полностью охватит развитые страны, в России же этот уровень составит 20 процентов. Отсюда категоричный и безжалостный вывод: если не взяться за Интернет, как погорелец хватается за голову, то очень скоро страна окажется в положении такого аутсайдера, какой не снился самым печальным пессимистам.

Интернет - это передача информации по телефонным проводам. Россия телефонизирована только на 40 процентов. Выбить второй номер, чтобы подключиться к Всемирной сети, -номер почти цирковой. У большинства граждан нет денег даже на самый простой компьютер - Интернет в этой ситуации звучит глупой издевкой.

Но выхода нет. Или мы с Интернетом - или нас нет.

Известия, 24.04.00г.

 

Торги в России

Как известно торги - это способ заключения договора при котором одна сторона выбирает другую по заранее объявленным условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников. При этом должны соблюдаться два принципа:

  • условия торгов одинаковы для всех;
  • если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно.

Согласно статье 447 действующего Гражданского кодекса РФ, торги могут проходить в форме конкурса или аукциона. Победителем на КОНКУРСЕ признается предложивший наилучшие условия, на АУКЦИОНЕ - наивысшую цену (то есть аукцион, по сути дела, - тот же конкурс, но только с одним оценочным параметром (цена) и применяемый при продажах).

Привлекая на конкурс большее число участников, повышая конкуренцию, заказчик увеличивает свои шансы приобрести продукцию по максимально выгодным условиям и избежать коррупции за счет контролируемости, прозрачности процедуры при заключении контракта. Вот почему конкурсы (торги, русскому торги соответствует английское tender ) - признанный и, как правило, обязательный способ расходования общественных денег в подавляющем большинстве цивилизованных стран мира. Как правило, только на конкурсной основе распределяются средства и в рамках программ международных финансовых институтов в России (и вообще в мире) - кредиты банков, гранты фондов и т. д. Применяют торги при удовлетворении своих нужд в продукции и частные компании, причем таких с каждым годом становится все больше и больше.

Принято считать, что организация конкурсов позволяет заказчику экономить от 5 до 30% денежных средств. Реально госзаказчики в России в среднем редко получают более 10-12 процентов, но это тоже немало. Что же касается поставщиков, то за счет публичности процесса у них появляется шанс увеличить свой рынок сбыта.

В строительном комплексе РФ подрядные работы в еще большей степени распределяются именно на конкурсах. По России в целом почти 94 процента средств осваивалось на подрядных торгах различных видов. А для заказчиков федерального уровня эта доля составила и вовсе 98,74%. Причем федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации главную часть средств, выделенных на эти нужды, осваивали именно на открытых торгах. Местные органы власти предпочитали распределять средства своих бюджетов в основном на закрытых конкурсах, видимо, не желая выпускать деньги далеко за пределы своих районов. Эти торги остаются вне гласности. О них не публикуются объявления в общероссийских средствах массовой информации, что сужает круг участников.

Строительная газета, 14, 2000г.

Подробнее о торгах - см.:

Международная практика организации и проведения торгов (тендеров) на машины, оборудование и объекты капитального строительства (ОКС): возможности для российского бизнеса.

Порядок проведения торгов на закупку товаров, осуществление работ и услуг для проектов, финансируемых по линии МБРР

Особенности проведения торгов по проектам, финансируемым по линии МБРР

 

Рынок сотовой связи РФ

В 1999г. российский рынок сотовой связи пережил самую большую трансформацию за всю свою историю. Операторы, которые до этого времени ориентировались на высокодоходные сегменты рынка, в прошлом году повернулись лицом к массовому пользователю.

Тон здесь задавал ВымпелКом , владеющий сетями БИ ЛАЙН . Компания первой ввела самый демократичный способ оплаты разговоров с помощью карточек, предложила революционный телефон в коробочке за 49 долларов, а также самые доступные тарифы в пакете услуг БИ ПЛЮС .

Эти действия были чрезвычайно благосклонно встречены рынком. За 1999 год абонентская база компании выросла, на 184%.

В абсолютном выражении число абонентов компании составило 352 тыс. на 31 декабря 1999 года и более 500 тыс. на 15 апреля 2000г.

От самого оператора смена стратегии потребовала весьма серьезных капиталовложений. С одной стороны, в прошлом году компания по сути дела построила новую сеть GSM в Москве, развернув за это время более 250 базовых станций. С другой стороны, Вымпелком сделал большие инвестиции в сам рынок,

субсидируя телефоны и снижая тарифы. Как следствие ВымпелКом объявил инвесторам о плановых убытках по итогам работы в 1999 году.

Плановые убытки говорят о том, что времена сверхприбыльности рынка, когда операторы могли развиваться за счет собственных средств, безвозвратно прошли. При резком падении доходов с одного абонента операторам приходится развиваться, привлекая внешние инвестиционные ресурсы, а окупаемость самих проектов приблизилась к международным нормам.

Убытки ВымпелКома - в известной мере знаковые события для российского телекоммуникационного рынка. Российский сотовый рынок начинает трансформацию из венчурного, бурно развивающегося и крайне рентабельного сегмента в принципиально новый вид бизнеса, где операторы вынуждены делать долговременные инвестиции, не ожидая мгновенной отдачи средств.

По сути дела сейчас ВымпелКом инвестирует деньги в свое будущее. Интересно то обстоятельство, что эти инвестиции будут сделаны не только и не столько в инфраструктуру и оборудование, сколько в создание и расширение абонентской базы. Ведь окупаться вложения ВымпелКома начнут лишь после определенной критической отметки, например, достижения уровня в 1 млн абонентов.

Таким образом, недополучая деньги сегодня, компания приобретает абонентов, поступления от которых будут формировать ее доходы в предстоящие 5-10 лет.

Делать окончательные выводы об эффективности вложений ВымпелКома можно будет лишь по результатам 2000-2001 годов. Но уже можно констатировать, что они не были напрасными.

Об этом, в частности говорит и поддержка курса ВымпелКома западными инвесторами, которые оперируют с акциями компании на Нью-йоркской фондовой бирже. Несмотря на предполагаемые убытки, акционеры позитивно реагировали на увеличение абонентской базы компании в прошлом году, в результате чего капитализация ВымпелКома выросла в течение 1999 года в несколько раз, превысив 1 млрд. долларов.

Новая газета, 24-30 апреля 2000г.

 

Италия на рынке обуви РФ

В России во II половине 1999 г. и в 2000 г. наблюдается экономический рост, который затронул основные отрасли лe:гкой промышленности - текстильную, швейную и обувную. Прирост в этих отраслях в 1999 г. составил по сравнению с предыдущим годом 20%. По результатам I квартала текущего года, объe:мы производства в лe:гкой промышленности превысили аналогичные показатели предкризисного 1997 г. на 7%. Российские предприятия лe:гкой промышленности воспользовались резким падением импорта, в том числе из Италии, товаров широкого потребления. Товарами российского производства стала заполняться ниша в основном недорогой продукции, спрос на которую значительно возрос в 1998 г. Однако летом 1999 г. ситуация на рынке изменилась: российские импортеры стали увеличивать закупки продукции средневысокого и высокого ценового уровня, что связано прежде всего с улучшением экономических показателей и ростом покупательской активности.

По результатам 8 месяцев 1999 г. доля Италии на российском обувном рынке сократилась до 5% по сравнению с 1996 г., когда Италия занимала первое место среди зарубежных поставщиков. Однако если учесть, что часть итальянской обуви поступает в Россию через третьи страны, то доля Италии может составлять более 8%. Однако в рейтинге стран, покупающих самую дорогую и качественную итальянскую обувь, Россия оказалась на 2-м (после Японии) месте. На проходившую на прошлой неделе выставку "Обувь. Мир кожи" приехало в полтора раза больше итальянских обувных фирм, чем на предыдущую выставку в октябре. И это уже другие фирмы, чем до кризиса. Теперь итальянцы хотят продавать в России эксклюзивную ооувь и работать не с оптовиками, как. годилось бы для массового товара, а с розничными торговцами, заказывающими по 100-1000 пар.

Чтобы быть ближе к розничному торговцу, которому сложнее и накладнее, чем оптовику, ездить за партией товара на производства в Италию, фабрики начали открывать в России представительства и шоу-румы. "Мы пробовали это сделать два года назад, но из-за кризиса не получилось", - говорит Андреа Латтуада. владелец фабрики Colette, открывшей представительство осенью прошлого года. Сейчас обувь Colette продается в трех странах: США, Японии и России (на которую приходится 10-15% продаж). "Мы очень надеемся на этот рынок". - добавляет Латтуада.

Ведомости, 21.04.00г., БИКИ, 25.04.00г.

 

На рынке кондиционеров

Прошлым летом торговцы кондиционерами впервые смогли удовлетворить спрос: жара пересилила влияние кризиса, и кондиционеров продали на 60-70% больше, чем рассчитывали в Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК). В этом году продавцы кондиционеров надеются, что граждане, не обзаведшиеся спасительной техникой в прошлом сезоне, не захотят еще раз испытать все удовольствия глобального потепления и обеспечат рынку почти прошлогодний уровень продаж.

Если бы не прошлогодняя жара, в этом году было бы продано всего 85-90 тыс. кондиционеров. Но теперь, по прогнозам экспертов, продажи достигнут 120-135 тыс. штук - люди станут покупать кондиционеры "по инерции", независимо от погоды.

Даже при относительно нежарком лете спрос останется на прошлогоднем уровне. Тем более что процентов на 20 от спроса займут заказы, связанные с заменой кондиционеров, смонтированных в 1994-1997гг. и вышедших из строя.

Если несколько лет спрос на кондиционеры определялся в основном предприятиями, то теперь рост продаж обеспечивают заказчики, покупающие кондиционеры для квартиры: по данным АПИК, доля частных лиц увеличилась в 2-2,5 раза, причем в регионах она более чем в два раза выше, чем в Москве и С.-Петербурге.

В 1994г. продажи кондиционеров в РФ составили всего 43,1 тыс. шт., в 1998г. - их сбыт возрос до 152,6 тыс.шт. В послекризисном 1999г. было продано 137,8 тыс. кондиционеров.

Ведомости, 24.04.00г.

 

"Мерлони" возвращается в Россию

Итальянский производитель бытовой техники Merloni Elettrodomestici планирует в текущем году приобрести или построить завод по производству бытовой техники в РФ. В настоящий момент руководство компании не может уточнить географические и временные детали проекта, а также объем предполагаемых инвестиций. Однако, по словам коммерческого директора представительства компании в СНГ Кахи Кобахидзе, то, что в этом году у нас появится новый большой проект в России - это несомненно . Мерлони в августе 1998 года отказалась от создания производства бытовой техники на площадях ОАО Фрязинский экспериментальный завод . Инвестиции в строительство завода во Фрязино оценивались в около 100 млн долл.

Сегодня, 24.04.00г.

----------------------------------------------------------------

Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на: http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html

http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html

----------------------------------------------------------------

Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич, к.э.н.,

Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"

etcs@moscow.portal.ru



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное