Слово действительно заморское: от английского use ability —
возможность пользоваться. В переводе на человеческий язык — удобство,
простота и понятность сайта для самого неискушенного посетителя.
Ведь ему, посетителю, глубоко безразлично: на каком движке построен
сайт, какие крутые программы в нем используются, какие прибамбасы и
изыски в дизайне. Ему нужно, чтобы было удобно, понятно , интересно и
комфортно – тогда он будет еще и еще раз возвращаться на сайт и в
конечном итоге перейдет из разряда посетителей в желанный для нас разряд
покупателей.
Удобно — переходить из раздела в раздел, со странички на страничку.
Понятно — как из любой статьи сайта вернуться на главную или на другой раздел.
Интересно — чтобы тексты сайта «цепляли» и были легки и доходчивы (в
идеале — чтобы тексты еще и мотивировали на нужные нам действия).
Комфортно — когда на сайте чувствуешь себя как в гостях у добрых знакомых, которые тебя любят и о тебе заботятся.
Наверняка Вы встречались с сайтами, на которых вообще невозможно
понять: как найти нужную информацию, как перейти в другой раздел и т.д.
Такие сайты НЕ ИМЕЮТ КОММЕРЧЕСКОГО БУДУЩЕГО! По данным Forrester Research около 40% пользователей не
возвращаются на сайт, с которым имели негативный опыт работы, а
Интернет-магазины теряют около 50% покупателей, потому что они не могут
найти нужный им товар.
У опытных веб-мастеров есть даже такой вид работы, как юзабилити —
тестирование. Проходит оно своеобразно: после разработки макета сайта
приглашается приятель или родственник, едва знакомый с интернетом.
Идеальны в этом случае пожилые люди, которые пользуются всемирной
паутиной с некоторой даже боязливостью.
Так вот, если эти «тестировщики» в течение получаса легко и просто могут
пробежаться по сайту, значит, юзабилити сайта на высочайшем урове.
Можно выпускать в сеть! А если человек каждую минуту спрашивает «А что
это? А куда нажать, чтобы попасть в контакты? А вообще о чем сайт» —
тогда над сайтом еще работать и работать.
Когда-то мы практиковали добровольческий метод
юзабилити-тестирования: выкладывали новый, еще «тепленький» сайт в
интернет и на соответствующем тематическом форуме просили народ
покритиковать.
Или посоветовать.
Тут чистой воды психология: во-первых, когда тебя просят высказать свое
мнение, значит тебя считают в некотором роде экспертом. Это льстит даже
самым умным и не падким на лесть.
Во-вторых, возможность покритиковать — это же как приятно!
В-третьих, самый дешевый вид благотворительности — это ценные советы, и их, как правило, не жалеют.
Поэтому подобный метод «добровольческого» тестирования мы применяли
несколько лет и довольно успешно. Честно говоря, сейчас тоже иногда
просим покритиковать… К примеру, будет замечательно, если Вы выскажете
замечания по данному блогу! Заранее спасибо!
Но вернемся к нашим… нет, не баранам. К нашему юзабилити. В этом
понятии скрыто такое количество мелочей, что в рамках одной статьи даже
коротко описать их невозможно. Поэтому сейчас я просто перечислю
основные «этапы» или пункты, а в следующих статьях постараюсь подробнее
рассказать а каждом.
Итак, когда мы работаем над удобством пользования нашим сайтом, необходимо учитывать такие моменты:
Назначение сайта.
Информация о компании.
Создание контента.
Использование примеров для демонстрации товаров или услуг компании (либо примеров, поясняющих текст).
Доступ к архивам сайта.
Ссылки.
Навигация.
Поиск.
Сервисы и инструменты.
Графика и анимация.
Элементы интерфейса
Заголовки.
<TITLE>.
URL.
Новости и пресс-релизы.
POP-UP и входные страницы.
Реклама.
Действия
во внештатной ситуации.
Сбор персональной информации.
COMMUNITY.
Дата и время.
Автор рассылки Евгения Антушева, СЕС http://www.eva-forum.com