«Самый лучший коммерческий дизайн — это полное отсутствие дизайна».
Похоже на бред? — Не спешите ставить диагноз, а лучше посмотрите
десяток-другой самых прибыльных коммерческих сайтов. Сами убедитесь, что
в этих сайтах никаких дизайнерских наворотов нет, всё просто и
лаконично. И это не мешает им зарабатывать сотни тысяч долларов в месяц.
Я бы сказала: даже помогает.
Джейкоб Нельсон каждые два годв обновляет свою знаменитую статью
«Десять ошибок веб-дизайнеров» . Не поленитесь — сравните статью за 2002
год за статьей хотя бы за 2009 год. Вы увидите, что ошибки практически
одни и те же. То есть заказчики сайтов наступают на одни и те же грабли.
А ведь, казалось бы, чего проще: основное требование к дизайну — чтобы
он не отвлекал посетителя от важной информации. Идеальный дизайн —
который притягивает внимание именно к нужным информационным блокам.
Тем не менее, до сих пор плодятся сайты, где подмигивают флэш-анимации, играет музыка, прыгают зайчики и улыбаются девушки.
Недавно я просматривала свои старые статьи, которые писала на заказ, и
увидела, что некоторые из них актуальны по сегодняшний день. В
частности, статьи по дизайну и юзабилити сайта.
Некоторые из этих статей я и опубликую на этом блоге.
Итак, понятие «дизайн сайта» можно сформулировать как «внешний вид сайта».
Перед началом разработки дизайна необходимо определить три основных момента:
1. Цветовое решение сайта
2. Расположение основных элементов дизайна (кнопок, картинок, , таблиц, текста и т.д.)
3. Юзабилити сайта (в буквальном переводе с английского – «удобство пользования»)
В среде веб-мастеров и веб-дизайнеров сложились две группы, которые
вот уже много лет отчаянно спорят между собой, пытаясь найти «золотую
середину». Первая – сторонники «красоты», утверждающие, что именно
необыкновенные эффекты типа мерцающих звезд или танцующих в тумане
девушек, способны сделать сайт по-настоящему конкурентоспособным и
прибыльным.
Вторая (во главе с Джейкобом Нельсоном) – утверждают, что поскольку 90%
посетителей ходят на сайты за информацией, то основная цель дизайна – не
мешать посетителю находить и изучать контент сайта.
Среди второй группы бытует поговорка: «Самый классный коммерческий дизайн – это полное отсутствие дизайна».
Наверное, истина находится где-то посередине.
Попробуем проанализировать некоторые аспекты создания дизайна сайта и
постараемся создать некую абстрактную модель сайта, приятного глазу и
одновременно удобного для самого неискушенного Интернет-пользователя.
1. Цветовое решение сайта.
Здесь есть уже немало отработанных и опробованных на практике методик.
Одна из них – воспользоваться при подборе цветов советом
профессионального художника, которые хорошо разбирается в цветовых
сочетаниях.
Вторая – посмотреть статьи об особенностях психологического восприятия
того или иного цвета. К примеру, психологи говорят, что красный и все
его производные – это самые тяжелые для восприятия цвета, поэтому они
вызывают чувство агрессии или тревоги. И красный цвет уместен разве что в
сайте, посвященном корриде, революции или еще какому-нибудь кровавому
человеческому безобразию.
А вот зеленый цвет и вся зелено-оливковая гамма наиболее комфортны для
восприятия, поэтому они вызывают чувство покоя, комфорта, доверия. Да и
доллар – он тоже зеленого цвета, а большое всего витаминов – в деньгах,
как утверждают знатоки….
Обратите внимание: очень много бизнес-сайтов сделаны именно в оливково-зеленой гамме.
Третья методика подбора цвета, сейчас уже устаревшая – цвета
государственных флагов. Сайты, сделанные в таком дизайне, получаются
ярковатыми, но в целом красивыми.
Однако наиболее перспективным мне представляется другое направление :
создание дизайна сайта с помощью «естественных», природных цветов.
Прочитайте хотя бы перевод на русский статьи: Natural Selections: Colors
Found in Nature and Interface Design. Если не найдете хорошего перевода
— пишите, вышлю.
Говоря о цветовом решении сайта, нельзя не остановиться на цвете фона
и шрифта – ведь мы же делаем сайт для того, чтобы посетители читали наш
уникальный контент!
Здесь всё достаточно просто: мы с детства привыкли читать черным
по-белому. И уверяю Вас – всё население Интернета привыкло читать точно
так же. Поэтому не нужно пытаться переучивать Ваших посетителей и делать
лиловый шрифт на желтом фоне или (что очень любит Артемий Лебедев) –
белым по черному.
У людей от таких текстов устают глаза, они раздражаются, обижаются и в конце концов уходят с цветастого сайта.
Не забывайте, что между Вами и Вашим конкурентом расстояние в Интернете –
один клик мышки! И что посетитель (он же – покупатель) уйдет на менее
красивый, но более удобный и простой для него сайт, не оценив Ваших
цветовых и прочих художественных изысков.
2. Расположение основных элементов дизайна (кнопок, картинок, таблиц, текста и т.д.)
Здесь, вроде бы, все просто: удобство, простота и лаконичность. Идеал:
страничка полностью укладывается в размер монитора, даже самого
среднего. Идеала достичь, конечно, непросто. Но если вертикальный скрол
еще допустим, то горизонтальный просто невозможен. Люди с таких сайтов
уходят сразу.
При подборе картинок для странички нужно помнить два основых момента:
картинка по цвету и стилю не должна «выбиваться» из общего цветового
решения, и она не должна быть очень тяжелой.
Немного статистики: если сайт загружается дольше 10 секунд, 90% посетителей с него уходят.
Навигационные ссылки должны быть легко различимы даже для самого неискушенного пользователя.
3. Юзабилити сайта
Эта тема требует отдельной статьи, хотя она непосредственно связана с
веб-дизайном. Если вернуться к началу нашего обзора, идеальным является
дизайн, который мотивирует посетителя еще и еще раз приходить на сайт,
знакомиться со всеми его разделами и постепенно переходить из разряда
просто посетителей в желанный разряд покупателей или заказчиков наших
услуг.
Маленькая ремарка: не бойтесь планировать дизайн сайта, исходя из
Ваших личных вкусов и пристрастий. «Подобное притягивает подобное» —
посетители вашего сайта, скорее всего, будут в чем-то похожи на вас –
ведь они интересуются вашей тематикой! Значит то, что нравится Вам, с
большой степенью вероятности понравится и им.
Про юзабилити поговорим в следующий раз.
Автор рассылки Евгения Антушева, СЕС http://www.eva-forum.com