1 ошибка. Не так давно я проводила тренинг операторов в интернет-магазине.
И перед этим прослушала более 500 входящих звонков. На что обратила
внимание? Практически все операторы интернет-магазина, почти 90%
пропускают второй этап продаж
– выявление потребностей и сразу переходят к третьему этапу, к этапу
презентации. Они думают, что если человек им звонит, то он уже выбрал
что-то.
В пору дефицита, выбрать было не сложно. Нужно было брать, что дают,
причем, как можно быстрее. Сейчас, конечно другая ситуация. Выбор
огромен и человеку трудно иногда выбрать. Он знает, например, что ему
нужна стиральная машина, но на сайте Интернет-магазина их очень много.
И, чтобы пересмотреть только все варианты нужно время, а чтобы их
сравнить между собой – еще больше времени. Поэтому, иногда выбор для
обычного человека превращается в непосильную задачу.
Я сама покупала осенью велотренажер. Естественно, чтобы сэкономить
время покупала в Интернет-магазине. Когда я позвонила в первый магазин,
посоветоваться, какой же велотренажер лучше, на какие характеристики
стоит обратить внимание, первое, что мне сказал оператор интернет-магазина:
«Они все одинаковые, нужно выбрать только дизайн, когда выберете,
тогда и звоните». И он положил трубку. Чему я очень удивилась.
Я понимала, что дизайн это не самое главное в велотренажере, поэтому
позвонила во второй магазин, в третий и, в конце концов, сделала заказ,
но не в том первом магазине. А если бы этот оператор интернет-магазина
мне задал определенные вопросы, которые называются ситуативными,
проблемными, извлекающими, направляющими?
Есть такая техника, продаж, которая называется СПИН.
Суть этой техники – человеку последовательно задаются определенные
вопросы, и продажа происходит гораздо легче. Эта методика СПИН
эффективна в любых продажах, особенно в телефонных. Если оператор
интернет-магазина использует эту технику, ему не приходится работать с
возражениями, их просто нет.
2 ошибка – разновидность первой, но она
настолько часто встречается, что я решила выделить ее отдельно. Человек
звонит, хочет побольше узнать о том или ином товаре. А оператор интернет-магазина ему отвечает: «А вы посмотрите на сайте».
Во-первых, человек может в момент звонка не находиться у компьютера.
Поэтому, прежде чем «послать» на сайт, надо хотя бы спросить его, может
ли он посмотреть на сайте прямо сейчас.
Во-вторых, покупателю нужна, консультация, совет человека, который
разбирается в этом вопросе больше, чем он сам, да и просто поддержка. А оператор интернет-магазина от него отмахивается.
3 ошибка. Покупала еще электромясорубку, в
подарок. Здесь была другая ситуация. Я искала конкретную модель, потому
что, был заказ именно на нее. Когда я позвонила, чтобы заказать,
оператор интернет-магазина раскритиковал эту модель и стал предлагать
совершенно другую, но поскольку мне была нужна именно эта модель, я все
равно ее купила, но опять в другом магазине. Мясорубка оказалась,
кстати, очень хорошей. Родственники, которым я ее подарила, до сих пор
пользуются, очень довольны.
Распространенная ошибка у продавцов предлагать клиенту то, что
нравится лично им, не выяснив перед этим, а что же предпочитает клиент.
Вспоминаются слова Дейла Карнеги:
«Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то
предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я должен
думать не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба».
Вывод: надо выяснить не только то, что хочет
потенциальный клиент, но также спросить его, чего он не хочет. Не
стесняйтесь задавать как можно больше вопросов: что нравится, что не
нравится, что конкретно он имеет в виду. Потому что, понятия, например о
стиле, о дизайне, о качестве у всех разные.