Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Помощь в решении проблем управления от "Контур-ТМ"
Мы рады приветствовать Вас в качестве подписчиков нашей рассылки!
26 февраля состоялся круглый стол с участием сотрудников компании "Контур-ТМ" и представителей газеты "Работа сегодня", посвященный проблемам взаимоотношений топ-менеджеров и собственников. Предлагаем читателям нашей рассылки ознакомиться с дискуссией.
Работа сегодня. Прежде чем приступить к основной теме дискуссии, могли бы вы дать определение понятию "топ-менеджер", поскольку до сих пор даже среди профессионалов нет однозначного мнения по этому поводу.
В. Герчиков, доктор социологических наук, старший консультант по организационному развитию. Для меня менеджер - это специалист, который принимает решения, соответственно топ-менеджер - это менеджер, который принимает стратегические решения.
З. Герчикова, генеральный директор "Контур-ТМ", старший консультант по управлению и организационному развитию. Я, пожалуй, соглашусь с подобным определением. Топ-менеджер это не тот, кто готовит решения для гендиректора или президента, и не тот, кто испоняет эти решения, - это управленец, действительно ответственный за принятие решений. В российской действительности топ-менеджеры, к сожалению, редко ограничиваются принятием стратегических решений, чаще занимаются операционными решениями, которые они как раз могли бы делегировать на следующий уровень. Большинство топ-менеджеров наших клиентов тратят на "решения сегодняшнего дня" 70-80% времени, а на "завтрашний день" остается не более 30%.
Г. Велиев, консультант по организационному развитию. Если подходить к этому вопросу с нормативной точки зрения, то существует четкое определение понятия "руководитель". "Топ-менеджер" - это высший уровень руководящего звена. Это руководитель функционального подразделения, который входит в исполнительную дирекцию и руководит средним и линейным персоналом.
Главное, что это лицо, принимающее, точнее, участвующее в определение стратегии развития компании, то есть, с точки зрения менеджмента, это сотрудник, влияющий на развитие всего бизнеса. К сожалению, в российских компаниях такие полномочия имеют не все менеджеры.
Е. Ксенофонтова, кандидат психологических наук, тренер-консультант по организационному развитию. На мой взгляд, есть еще два варианта употребления термина "топ-менеджер". Есть так называемые "топ-должности". Лица, занимающие эти позиции, могут не участвовать в принятии решений, но от их профессиональной консультации зависят действия "действительных" топ-менеджеров.
Второе понимание - это "топовые личности". Эти люди могут не занимать в компании значимые, с точки зрения статуса, позиции, однако неформально в глазах остальных сотрудников и в собственных глазах считаются топ-менеджерами.
В. Герчиков. Существует также классическое определение топовых позиций. Это - члены дирекции или руководители подразделений, находящиеся в непосредственном подчинении у исполнительного директора или первого лица. Тогда мидл-менеджеры - это руководители подразделений, которые подчиняются кому-то из топ-менеджеров. Всех остальных менеджеров правильнее называть супервайзерами и относить к категории линейного управления.
Работа сегодня. Скажите, пожалуйста, в чем особенность отношений между топ-менеджером и собственником с позиции отношений работодатель и работник? BR>
Г. Велиев. На наш взгляд, основная и самая главная функция топ-менеджмента - это принятие или организация процесса принятия стратегических решений, решений, определяющих развитие бизнеса. Важность этой функции для компании и определяет ту сложность и особенность отношений между топ-менеджером и собственником.
В. Герчиков. Как правило, отношения между топ-менеджером и собственником порождают конфликт, и он является функциональным, значимым для существования всей компании. Суть конфликта в том, что собственник, стремящийся лучшим образом исполнить свою функциональную роль и максимизировать прирост и эффективность использования капитала, недодает ресурсы конкретному топ-менеджеру. А тот, стремясь к успеху руководимого им бизнеса, вынужден резервировать ресурсы, закрывать часть информации от владельца и повышать степень своей независимости. Этот конфликт может стать и источником развития, и причиной краха.
З. Герчикова. Я бы выделила несколько моделей взаимоотношений между владельцами и топ-менеджерами, существующих сегодня в России и, соответственно, несколько типов конфликтных ситуаций.
Первая модель: по нашим оценкам, в компаниях, возраст которых не превышает 5-6 лет, владелец или кто-то из владельцев продолжает оставаться "играющим" топ-менеджером. В этом случае возникает конфликт, связанный с совмещением одним человеком двух должностей с различными функциями. Это тот же конфликт, который описал Владимир Исакович, но осложненный тем, что он происходит не между двумя людьми, а "внутри" одной личности.
Вторая модель возникает, когда собственник еще не отделен от своего бизнеса, он осознает необходимость наемного топ-менеджмента, но не готов ему доверять. Такой владелец декларирует, а иногда и ощущает необходимость делегировать полномочия, но не способен в реальности это выполнять - то есть, он дозирует предоставляемую информацию, ограничиваясь, как ему кажется, необходимым минимумом (которого абсолютно недостаточно для осуществления функций топ-менеджера), и продолжает осуществлять не столько контроль, сколько активное повседневное вмешательство в решения топ-менеджера. Возникает имитация доверия, что мешает нормальному функционированию компании и демотивирует персонал. Наш опыт показывает, что сегодня в отношениях между собственником и топ-менеджером доверие пока только декларируется.
Согласно третьей модели, причиной напряженных отношений может стать конфликт среди собственников, которые порой имеют не только разные, но и прямо противоположные взгляды на развитие бизнеса. В подобной ситуации топ-менеджер фактически не может определить цели компании и, следовательно, своей деятельности.
Е. Ксенофонтова. Давайте вернемся ко второй модели, в которой владелец и топ-менеджер - это разные люди, но еще недостаточно разделившие свои "должностные обязанности". В этом случае владелец не может "доверять" топ-менеджеру потому, что ему кажется, что он "передоверяет" чужому человеку самую суть своего бизнеса. А так как у нас еще нет привычных работающих процедур делегирования полномочий, то нет и понимания того, что можно "доверять, не проверяя"; что необходимо проверять, но только по "контрольным - критическим точкам", не вмешиваясь в сиюминутный процесс деятельности руководителя и, тем более, его подчиненных; а что нужно оставить за собой, как за владельцем, четко прописав или, в крайнем случае, оговорив с топ-менеджером, какие решения он не имеет права принимать без согласования с владельцем. Думаю, что как только в компании будет налажена процедура учета, контроль владельца превратится из "непредсказуемо-вторгающегося" в "планомерно-огранизующий", что усилит взаимное доверие и заинтересованность друг в друге у обеих сторон.
З. Герчикова. Здесь органично возникает вопрос, как оценить эффективность работы менеджера. Сейчас в России задача определения критериев эффективности топ-менеджмента и критериев эффективности работы структурных подразделений компании актуальна для каждого владельца, но достоверных критериев пока очень мало. Мы активно занимаемся разработкой таких критериев почти на каждом консалтинговом проекте, равно как и оценкой эффективности взаимодействий команды топ-менеджмента в данной компании. Владелец на сегодня чаще руководствуется собственным мнением и факторами, лежащими в эмоциональной сфере.
Работа сегодня. Скажите, пожалуйста, как тогда происходит подбор топ-менеджеров?
З. Герчикова. По моему опыту, это так и происходит. Владелец подбирает топ-менеджера под себя. Рекомендации и предыдущий опыт работы имеют значение, но, как правило, при принятии окончательного решения собственник руководствуется личными впечатлениями от беседы.
Хуже, когда владелец ищет заранее управляемого человека. Тогда возникает прямое противоречие между целью - делегированием полномочий топ-менеджеру и реальностью, когда наемный сотрудник оказывается фактически зависимым от владельца.
Здесь необходимо остановиться на одной общей, скорее негативной тенденции. Переживая кризис доверия и руководствуясь при этом действительно благой целью - посмотреть топ-менеджера в деле, владелец принимает его на должность советника с перспективой назначения на топ-позицию. Фактически в этот период наемный сотрудник имеет обязанности, но не наделен полномочиями. Как показывает практика, этого времени вполне хватает для дискредитации топ-менеджера силами, по различным причинам не заинтересованными в его приходе.
В. Герчиков. На мой взгляд, подбор топ-менеджера происходит сумбурно. Редко кто из владельцев компании может четко сформулировать свои требования к топ-менеджеру, сотрудникам рекрутинговых агентств тоже иногда не хватает компетентности.
Работа сегодня. Скажите, пожалуйста, а как осуществляют свой выбор топ-менеджеры?
З. Герчикова. Сегодня топ-менеджмент разделился на две категории. Первая - те, кто видит себя только в международных компаниях, а вторая - те, кто поработал в российских компаниях и смог адаптироваться.
Переход топ-менеджмента из иностранных компаний в российские структуры начался в 96 году. Это происходило по двум причинам. Во-первых, топ-менеджеры могли рассчитывать на большие зарплаты в российских компаниях, а во-вторых, они получили больше возможностей для самореализации и свободы действий. Часть топ-менеджеров "прижилась" в российских компаниях.
Однако, многие стремятся сегодня вернуться к западным работодателям. Первая, но не основная, причина ухода из российских компаний - это желание топ-менеджеров легализовать свои доходы. Вторая причина (одна из самых главных) кроется в отношениях с собственником. Топ-менеджеры указывают на неэтичность поведения владельца, на отсутствие регламентов взаимоотношений с сотрудниками и на возникающие в связи с этим сложности в отношениях с партнерами и сотрудниками, когда топ-менеджер фактически вынужден прикрывать неэтичное поведение владельца.
Е. Ксенофонтова. Да, если владелец не обеспечивает полной информацией готового приступить к своим обязанностям топ-менеджера, или дает понять, что будет принимать независимо от него самостоятельные управленческие решения, то это вызывает отторжение со стороны топ-менеджера. Для него скорее идеален тот собственник, который не вмешивается в его работу и не мешает ему осуществлять оперативное руководство. Безусловно, при выборе топ-менеджер ориентируется на сферу деятельности компании. Но если у него не складывается диалог с владельцем, он может уйти в менее интересный или менее знакомый ему бизнес при условии хороших отношений с собственником.
З. Герчикова. Хочу выступить в защиту собственников. Мне кажется, что у нас неквалифицированных топ-менеджеров ровно столько же, сколько и неквалифицированных владельцев. Конечно, владелец очень щепетилен в выборе топ-менеджера, поскольку существует очень большой риск в его привлечении. Если он не сработается с командой, кто в этом будет виноват? В чью пользу решать конфликт?
В. Герчиков. Я полагаю, что топ-менеджер выбирает собственника, мало понимая в специфике его деятельности. Тогда как собственник, наоборот, выбирает более компетентного, чем он сам, топ-менеджера.
Тема эффективного взаимодействия владельцев компании и наемного топ-менеджмента сложная, но для российского бизнеса весьма актуальная. Тем, кто готов к разностороннему профессиональному обсуждению этой проблемы, рекомендуем посетить конференцию, которая состоится 2 апреля.
Для получения подробной информации о конференции звоните нам по телефонам, указанным в конце рассылки, или пишите.
Мы ждем Ваши вопросы
по e-mail kontur@marsat.ru
или по телефонам
(095) 952-6849, 952-6850, 952-7412, 952-7782
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||