Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (3-я часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


23 декабря 2003 г. Выпуск №397
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (3-я часть)


Содержание выпуска:
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
         О возможности создания единого валютного пространства в ЮВА
         Центробанк Японии продолжит политику искусственного регулирования курса иены
         Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги Японии
         О росте производства электроники в Японии в 2004 году
         В чем секрет успеха японской интеллектуальной элиты?
         Китай привлек $100 млрд. инвестиций
         "Лишние" инвестиции вредят китайской экономике
         Внешний долг Китая достиг $184 млрд.
         Об инфляции в Китае в ноябре 2003 г.
         Китай - аграрный агрессор
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
         Об экономическом росте в Латинской Америке в 2003 г.
         Кофейная трагедия в Латинской Америке и Западной Африке
         О развитии розничной торговли в Индии
         Банков в Науру больше нет


ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   О возможности создания единого валютного пространства в ЮВА
   
(«Компания», 15.12.03)
   Япония, по сообщению The Independent, еще до конца текущего десятилетия надеется подписать договор о создании единого валютного пространства с ведущими странами региона, включая Китай. По мнению главы международного отдела японского министерства финансов Хироши Ватанабе, такой договор в перспективе может привести к созданию единой азиатской валюты, подобной евро. К идее создания единой валюты положительно относятся лидеры 13 стран азиатского региона, однако главным препятствием пока является Китай. Правительство КНР искусственно занижает курс национальной валюты для стимулирования китайского экспорта. Такая политика уже приводит к напряженности в отношениях между Китаем и импортерами его товаров. Хироши Ватанабе сделал смелое заявление, сообщив, в частности, что политика искусственного занижения курса местных валют вполне оправданна и что для Азии будет значительно выгоднее, если подобной политике будут следовать не отдельные страны, а целые регионы. Из этого можно сделать вывод, что предполагаемая валюта не станет «братом-близнецом» евро.

Вернуться к содержанию выпуска

   Центробанк Японии продолжит политику искусственного регулирования курса иены
   
(РБК, 16.12.03)
   Центробанк Японии продолжит проводимую ранее политику по поддержанию искусственного курса иены. Такое решение было принято в ходе заседания руководства банка. Центробанк принял решение о сохранении в обращении излишней валютной массы численностью от 27 до 35 трлн. иен ($251-$297 млрд.). Объем покупки государственных облигаций составит $11 млрд. в месяц.

Вернуться к содержанию выпуска

   Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги Японии
   
(Финансовые известия, 17.12.03)
   Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги долгосрочных долговых обязательств Японии в иностранной и местной валюте на уровне "АА" и "АА-" соответственно. Агентство оставило прогнозы рейтингов негативными, сославшись на растущий дефицит госбюджета Японии.
   Кроме того, поводом для беспокойства остается структурная слабость японской экономики, что может помешать восстановлению деловой активности, отмечает Fitch.

Вернуться к содержанию выпуска

   О росте производства электроники в Японии в 2004 году
   
(CNews, 18.12.03)
   Объем производства электроники в Японии в 2004 году вырастет на 6,5% до 20 трлн. йен ($186 млрд.) благодаря высокому спросу на телевизоры с плоскими экранами и цифровые камеры. Об этом объявила японская Ассоциация электроники и информационных технологий (JEITA). Производство электроники, вероятно, увеличится до 20,31 трлн. йен в 2004 году после роста на 5,8% до 19,08 трлн. в 2003 году, говорится в отчете JEITA.
   Производство обычного аудио и видео оборудования продолжит снижаться с постепенным переводом фабрик и заводов за рубеж. Однако рост спроса на телевизоры с плазменными панелями и ЖК-дисплеями, DVD - рекордеры и автомобильные навигационные системы компенсируют это снижение, считают аналитики JEITA.
   Независимая исследовательская группа DisplaySearch предсказывает, что годовой спрос на ЖК-телевизоры к 2007 году составит 35,57 млн. аппаратов с 3,97 млн. единиц в 2003 году в то время, как спрос на плазменные панели с 2003 по 2007 годы вырастет всемеро. JEITA также полагает, что рост высокоскоростных сетей третьего поколения и спрос на мобильные телефоны, оснащенные камерами, приведет к смене нынешних аппаратов. Спрос на цифровую электронику также будет стимулировать спрос на электронные устройства - такие, как новейшие полупроводники.
   По сравнению с 2002 годом расходы на капитализацию производства ведущих японских производителей чипов, в том числе Sony и Matsushita Electric Industrial, вырастут на 85% до 770 млрд. йен ($7,1 млрд.) в 2003 году, согласно подсчетам аналитиков, опрошенных Reuters.

Вернуться к содержанию выпуска

   В чем секрет успеха японской интеллектуальной элиты?
   
(Mainichi, 17.12.03)
   Большинство японских ученых с мировым именем считают, что они достигли успеха благодаря своим родителям и педагогам, методы воспитания которых были направлены на развитие их интеллектуального и творческого потенциала, а также благодаря возможности продолжить образование за рубежом, что укрепило их веру в собственные силы.
   Как свидетельствуют данные опроса, проводимого Институтом государственной политики в области науки и техники, большинство знаменитых японских ученых считают, что они добились успехов в науке благодаря преподавателям, у которых они учились за рубежом и которые вселили в них веру в собственные силы.
   В опросе, который проводился в феврале и марте этого года, приняли участие 108 самых выдающихся японских ученых, лауреатов многочисленных премий, труды которых снискали известность во всем мире.
   На вопрос о том, что оказало на ученых самое большое влияние, когда они были в возрасте учащихся начальной и средней школы, 53 из 102 ученых ответили, что решающее влияние на них оказала обстановка в семье и школьные учителя.
   Из пунктов, внесенных в опросный лист, особо отмечались "научно-популярные книги в домашней библиотеке" и "любовь и творческое отношение к предмету школьного учителя, который не ограничивался объяснением материала в рамках учебника и проводил много внеклассных занятий".
   90% респондентов совершенствовали свое образование за рубежом. Из 70 ученых, проходивших стажировку за рубежом после получения степени доктора наук, 36 ответили, что обучение за рубежом сыграло решающую роль в их творческом становлении. Поясняя этот вывод, респонденты упоминали "особый дух соревнования с другими учеными, приехавшими со всех континентов", и "наставления великого учителя", у которого им посчастливилось брать уроки.
   Почти все респонденты упоминают способ, при помощи которого зарубежные ученые развивали творческие способности своих учеников. "Такой опытный и талантливый человек, как вы, должен больше верить в собственные силы и возможности", - постоянно говорили они молодым ученым.
   Сотрудники Института государственной политики в области науки и техники, который работает при содействии министерства образования, культуры, спорта, науки и техники, считают, что в Японии тоже необходимо развивать методологию психологической поддержки талантливых студентов и молодых ученых. "В Японии ведущие преподаватели только говорят студентам, что они должны "прилагать большие усилия для получения результата", в то время как зарубежные ученые хорошо знают, как следует обучать молодых людей, чтобы развить у них самостоятельное и творческое мышление", - говорит один из сотрудников института.

Вернуться к содержанию выпуска

   Китай привлек $100 млрд. инвестиций
   
(Синьхуа, 17.11.03)
   По данным Министерства коммерции Китая, в январе-ноябре текущего года в стране было зарегистрировано 36 616 новых предприятий с участием иностранного капитала, что на 19,31% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Договорная сумма иностранных инвестиций достигла $100,502 млрд, увеличившись на 37,08%. Фактически использованные иностранные инвестиции составили $47,154 млрд. с приростом на 0,2%.
   К концу ноября этого года в Китае было зарегистрировано в общей сложности 460 812 предприятий с участием иностранного капитала. Договорная сумма инвестиций составила $928,562 млрд., объем использованных иностранных инвестиций - $495,12 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   "Лишние" инвестиции вредят китайской экономике
   
(По материалам статьи «Протекционизм навыворот», «Ведомости», 16.12.03, автор - Анастасия Онегина)
   Протекционистские меры, за счет которых Китай поддерживал своих автопроизводителей, привели к плачевным результатам. Вместе с бумом производства автомобилей Поднебесная получила и побочные явления - рост цен на продукцию, нехватку энергии и сырья.
   Агентство Bloomberg со ссылкой на китайское издание XXI Century Business Herald сообщило, что госкомиссия по планированию и развитию Китая собирается запретить строительство и расширение автомобильных производств, а банкам рекомендует не выдавать на эти цели кредиты. До этого Китай, напротив, стимулировал максимальное расширение выпуска машин. Пошлины на ввоз готовых иномарок были повышены до 170% , а собственное производство в Поднебесной открыли почти все мировые автогиганты. Например, объем производства Volkswagen в Китае достигает 400 000 машин в год (для сравнения, весь российский рынок новых иномарок составляет 110 000 - 120 000 автомобилей).
   "Инвестиции в китайский автопром - это как раз тот случай, когда все чересчур. Чересчур много, чересчур поспешно, чересчур активно, - считает президент Autimotive Resources Asia Майкл Данн. - Если правительство [Китая] не вмешается, прибыли автопроизводителей [в этой стране] могут упасть до нуля". Только в ноябре выпуск машин в Китае возрос на 18% , а цены на них увеличились на 4,6%. "Перегрев" в автомобилестроении привел к дефициту генерирующих мощностей, которые не могут обеспечить возросшее потребление энергии, и к росту цен на сырье. Например, по оценке Goldman Sachs, в 2004 г. цены только на железную руду в Китае повысятся как минимум на 15%.
   "Дальше Китай ждет обвальное падение цен на продукцию [автопрома]", - прогнозирует Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. Платежеспособный спрос на автомобили в этой стране намного ниже, чем, например, в США, напоминает директор по стратегии "Северсталь-Авто" Алексей Рахманов. При этом автомобили стоят в среднем на 70% дороже, чем в Америке.
   В октябрьском докладе "Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах" эксперты международной консалтинговой компании McKinsey уже говорили об опасности повышения торговых барьеров как инструмента привлечения инвесторов в автопром. Бразилия, поднявшая пошлины на ввоз иномарок до 70% , также столкнулась с перепроизводством машин, а эффективность вложений резко упала.

Вернуться к содержанию выпуска

   Внешний долг Китая достиг $184 млрд.
   
(ИТАР-ТАСС, 16.12.03)
   Объем внешнего долга Китая (без учета Гонконга, Аомыня и Тайваня) к концу сентября 2003 года составил около $184 млрд., что на 9,22% больше показателя на конец 2002 года. Соотношение доли внешней задолженности КНР к объему ВВП составляет около 14%.
   В 2002 году внешний долг КНР сократился на 0,92% до $168,538 млрд. Размер ВВП страны превысил $1,2 трлн.

Вернуться к содержанию выпуска

   Об инфляции в Китае в ноябре 2003 г.
   
(Синьхуа, 14.11.03)
   В ноябре 2003 г. общий уровень цен на потребительские товары и услуги в Китае повысился на 3% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем. В городах страны он вырос на 2,4%, в сельских районах - на 3,9%. Согласно статистике, самым высоким оказался рост цен на продукты питания, который составил 8,1%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Китай - аграрный агрессор
   
(По материалам статьи «Аграрный агрессор», «Ведомости», 18.12.03, автор - Дэвид Мерфи)
   Не довольствуясь своим положением одного из крупнейших в мире производителей товаров массового потребления, Китай стремится к лидерству и на мировом рынке сельхозпродукции. Эти устремления вызывают понятное беспокойство у других игроков рынка.
   Сейчас миллионы китайских крестьян занимаются выращиванием таких культур, как чеснок, грибы, яблоки, груши и даже цветы. Китай уже стал крупнейшим в мире производителем чеснока и основным поставщиком овощей в соседнюю Японию. За первые семь месяцев нынешнего года экспорт китайской сельскохозяйственной продукции на мировые рынки составил $11,4 млрд. - на 18,5% больше, чем за тот же период прошлого года.
   По итогам всего 2002 г. объем этого экспорта составил $18 млрд., на 12,8% больше, чем в 2001 г. Конечно, эти цифры не кажутся такими внушительными, если учесть, что по состоянию на октябрь общий объем китайского экспорта составил в этом году $350 млрд. Тем не менее, в некоторых странах они уже вызывают известную озабоченность.
   "Во многих отношениях Китай можно отнести к развивающимся рынкам, однако уже сейчас он становится одним из крупнейших производителей многих видов сельскохозяйственной продукции, соответствующей мировым стандартам", - заявил, выступая в Конгрессе США, Чарльз Круз, президент Missouri Farm Bureau. По словам Круза, проникновение китайской аграрной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона может привести к тому, что экспорт американских сельхозтоваров в эти страны сократится на $16 млрд.
   В 2010 г. вступает в силу соглашение об установлении зоны свободной торговли, подписанное между Китаем и странами АСЕАН. С 1 января 2004 г. вступает в силу еще один договор, так называемое соглашение "ранний урожай" (early harvest agreement), в соответствии с которым, не дожидаясь 2010 г., Пекин предоставляет государствам этого региона льготные условия импорта целого ряда наименований сельскохозяйственной продукции.
   В результате некоторые страны уже пытаются защититься от аграрной агрессии со стороны своего большого соседа. В марте нынешнего года правительство Филиппин в три раза подняло импортные тарифы на овощную продукцию и обещает беспощадно карать тех, кто ввозит ее в страну нелегально. Манила отказалась подписывать и договор о "раннем урожае".
   В других странах стремительное проникновение Китая на внутренние аграрные рынки тоже может вызвать негативную реакцию, которая выразится в повышении тарифов, введении более строгих санитарных требований и т. д.
   Надо сказать, что после вступления в ВТО Китай, стремясь защитить своего производителя, сам использовал некоторые из вышеперечисленных мер, чтобы ограничить импорт в страну, скажем, американских соевых бобов. В свою очередь, китайские поставки фруктовых соков, креветок и чеснока тоже наталкивались на подобные барьеры в США и странах ЕС.
   Однако Китай уже взял курс на мировое господство на аграрных рынках, и вряд ли что-нибудь сможет заставить его свернуть с намеченного пути. "Если китайские производители трудоемких сельскохозяйственных культур сумеют добиться, чтобы их продукция соответствовала международным стандартам, Китай станет лидером мирового рынка сельхозпродукции", - убежден Юрген Вегеле, аналитик из пекинского отделения Всемирного банка.

Вернуться к содержанию выпуска

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   Об экономическом росте в Латинской Америке в 2003 г.
   
(Синьхуа, 18.12.03)
   В 2003 году предполагается 1,5%-ный экономический рост в Латинской Америке, что гораздо лучше по сравнению с 2002 годом, когда отрицательный экономический рост составил 0,4%. Об этом сообщается в годовом докладе экономического комитате ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну.
   В докладе отмечено, что главными причинами улучшения экономической ситуации в Латинской Америки являются позитивное влияние возобновления экономического роста США и Японии и продолжающегося развития китайской экономики. Кроме того, непрерывное увеличение цены сырых материалов, экспортируемых из стран Латинской Америки, на международный рынок также способствует экономическому росту в регионе.
   Отмечается, что в число латиноамериканских стран, экономический рост которых, как предполагается, должен превысить 3% в текущем году, входят Аргентина, Чили, Коста-Рика, Колумбия и Перу. Экономический прирост в Бразилии и Мексике соответственно составит 0,1% и 1,2%, а экономика Венесуэлы продолжит падение на 9,5%.
   По предварительной оценке экономического комитата ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну, экономический рост континента в 2004 году составит 3,5%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Кофейная трагедия в Латинской Америке и Западной Африке
   
(«Немецкая волна», 12.12.03)
   Стремительное падение цен на кофе-бобы критически обострило экономическую ситуацию в странах Латинской Америки и Западной Африки. Миллионы людей остались без работы. Цены на зерна кофе упали самого низкого уровня за последние 5 лет. Эксперты прогнозируют, что они будут снижаться и дальше.
   Резкое падение цен на кофе во всем мире, по данным международной кофейной организации (ICO), усилило экономическое давление на государства Центральной и Южной Америки, а также Западной Африки.
   По данным немецкого отделения Всемирной организации по борьбе с голодом, в Мексике посредники за зеленый кофе в зернах платят на 70% меньше, чем еще пять лет назад. Некоторые из них предлагают не более 10 центов США за килограмм кофе-сырца. В настоящее время затраты на выращивание кофе превосходят выручку от его продажи. Поэтому многие фермеры забрасывают свои плантации и отправляются в большие города в поисках работы.
   По словам президента колумбийского объединения производителей кофе Габриэля Сильва, только в одной Колумбии работу потеряли около 2 млн. человек. Мелкие фермеры, многие из которых погрязли в долгах, все чаще между посадок кофе выращивают мак и кусты коки. По оценкам ООН, в прошлом году разведение коки возросло на 60%.
   Падение цен на кофе приведет во многих странах к значительному сокращению выручки от экспорта. В Уганде кофейный кризис поглотил все средства, вырученные этой страной в результате недавнего списания внешнего долга. Эфиопия, у которой кофе составляет примерно 60% экспорта, ежегодно теряет $150 млн.
   Министры финансов государств, в которых хорошо развито производство кофе, жалуются на снижение цен. Во времена низких цен на мировых рынках, они не только собирают меньше пошлин за экспорт кофе. Эти страны также вынуждены субсидировать своих производителей, устанавливая твердые минимальные закупочные цены, чтобы предотвратить их полное разорение.
   Для более чем 70 развивающихся стран кофе является даже более важным экспортным продуктом, чем нефть. Два крупнейших экспортера кофе - Бразилия и Колумбия делят между собой примерно 45% мирового рынка.
   По данным британской благотворительной организации Oxfam, к концу 2003 года цены на кофе-сырец резко снизились до уровня 100-летней давности. Это выглядит довольно странно, поскольку, как считает большинство экспертов, значительное снижение урожая кофе в Бразилии в новом сезоне приведет к дефициту этого продукта на мировых рынках. Спрос на кофе в основных государствах-импортерах остается стабильным. По некоторым оценкам, рост спроса может даже превысить нынешние 2% в год.
   Несмотря на все это, как подчеркивают эксперты, в настоящее время на мировых рынках отмечается массовый сброс кофе-сырца. Причиной этого стала в недавнем прошлом скупка биржевыми спекулянтами значительных запасов кофе, которые они теперь в больших объемах выбросили на рынок. По мнению специалистов, в сезоне 2003/2004 года дефицит кофе из-за плохого урожая в Бразилии без труда покроют накопившиеся запасы.
   Ожидания участников рынка на развитие событий в следующем сезоне оказывают также влияние на сохранение низких цен на кофе-сырец. По расчетам экспертов, в следующем году произойдет значительное увеличение производства кофе, его предложение на рынке значительно превысит спрос, что, в конечном итоге, приведет к дальнейшему снижению цен на кофе-бобы.

Вернуться к содержанию выпуска

   О развитии розничной торговли в Индии
   
(По материалам статьи «Покупать по-западному», «Ведомости», 19.12.03, автор - Расул Бэйлей)
   Современные индийцы активно усваивают западную манеру шопинга. Поэтому число торговых центров в Индии растет быстрыми темпами.
   До недавнего времени подавляющее большинство индийцев покупали продукты и прочие товары либо у уличных торговцев, либо в многочисленных частных магазинчиках, расположенных вдоль тротуаров, либо на клокочущих многолюдных восточных базарах. Однако теперь представители среднего класса все чаще отправляются за покупками в современные торговые центры, число которых растет с неимоверной скоростью. "Это просто какой-то взрыв, - делится своими впечатлениями Пранай Синха, один из директоров индийской компании по операциям с недвижимостью Jones Lang LaSalle. - Несколько лет назад во всей Индии было три крупных торговых центра. Через восемь лет их будет 400!" Число мелких семейных торговых предприятий, проще говоря - лавочек, составляет сейчас в стране порядка 12 млн. По оценке экспертов, на сегодня на долю так называемой организованной торговли (без учета упомянутых семейных предприятий) приходится около 2% индийского рынка розничной торговли, оборот которого составляет $18 млрд. в год. Через семь лет доля рынка организованной торговли должна вырасти до 20%.
   Причина такого бума торговых центров проста: последние 10 лет экономических реформ привели к формированию быстро растущего среднего класса, обладающего относительно высокой покупательной способностью. По данным аналитиков из Merrill Lynch, в течение ближайших пяти лет число индийских семей с совокупным годовым доходом более $5400 удвоится и составит 23 млн.
   Кроме того, сегодня индийские потребители "гораздо лучше, чем прежде, представляют себе, что происходит в мире", делится своими соображениями Аджай Кханна, генеральный директор подразделения по развитию бизнеса в компании DLF Universal, которая специализируется на строительстве торговых центров. По его мнению, сегодня индийцы хорошо знают, что такое торговые центры мирового класса, и хотят, чтобы в их стране были такие же.

Вернуться к содержанию выпуска

   Банков в Науру больше нет
   
(По материалам статьи «"Прачечная" в Тихом океане закрылась», «Ведомости», 18.12.03, автор - Светлана Петрова)
   Власти Науру решили прикрыть офшорный банковский бизнес и объявили об отзыве лицензий у всех зарегистрированных в стране банков. В конце 90-х через это карликовое тихоокеанское государство проходили десятки миллиардов долларов российского происхождения, а сама республика считалась главным центром по отмыванию российских капиталов.
   Эксперты говорят, что российскому бизнесу от решения властей Науру уже ни холодно ни горячо. О планах республики стало известно еще летом, и юристы, работающие с офшорами, успели предупредить и переориентировать своих клиентов. Кроме того, давление ФАТФ, борющейся с отмыванием денег, и предпринимаемые ЦБ с 1999 г. меры принесли свои плоды: еще пару лет назад Науру (наряду с Конго, Коморами, Вануату и другими одиозными офшорами) потерял свою былую популярность.
   "Банки переключились на другие государства, не упомянутые в указаниях ЦБ [по офшорным зонам]", - говорит Терехов. Названия этих стран хорошо известны: это Казахстан, Киргизия и Прибалтийские республики, которые сейчас активно используются российскими банками для транзита денег и операций, в том числе в офшорные зоны. Такая схема безопасней для банкиров и их клиентов, вопрос лишь в цене.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное