Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


26 октября 2003 г. Выпуск №371
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Угроза с Востока
         Ожидается обвал цены на нефть
         Фондовые рынки и колебания валютных курсов
         В мире работают 1,4 млн. роботов
         Рабочих стало меньше
         Вернется ли SARS?
         Хакеры атакуют все чаще
         О мобильной связи будущего
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Citigroup ставит рекорды
         В автомобилестроительной индустрии Японии
         Nivea досталась Tchibo
         E.ON усиливает свои позиции в Великобритании
         Новости корпораций "одной строкой"
               Microsoft Amazon.com Time Warner LG Electronics Canon Sony Toshiba
               Texas Instruments AT&T DuPont Pfizer Schlumberger Alcan DaimlerChrysler
               Volkswagen Volvo Visteon Valeo Nokian Renkaat Eurotunnel McDonald's
         О стратегии компании Japan Tobacco
         Филологические проблемы автогигантов


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Угроза с Востока
   
(По материалам статьи «Азия готовит новый поход Чингисхана», Отдел политики RBCdaily, 20.10.03, автор - Михаил Чернов)
   Главным событием прошедшего в Малайзии саммита Организации "Исламская конференция" (ОИК) стало выступление премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммада, который в скором времени займет пост председателя ОИК. Суть выступления свелась к следующему: мусульмане должны «объединиться и вооружиться, чтобы сбросить господство «врагов»: евреев и Запада». По мнению экспертов, исламский мир начинает готовиться к стратегическому «военному походу» на Запад, который, при всем своем «техническом» отличии, по историческим масштабам будет сопоставим с походами Аттилы и Чингисхана.
   Махатхир Мохаммад выступил на открытии саммита с беспрецедентно жесткой речью. «Исламская умма (община) разделена. Много толкователей ислама, и каждый по-разному толковал и толкует эту религию. И каждый говорит, что именно он представляет подлинный смысл ислама. А наши враги следят за нами, за каждым нашим шагом. Мы мусульмане, нас 1 миллиард 300 тысяч человек, у нас огромные нефтяные запасы, мы не такие неграмотные, как раньше. Так почему же мы по-прежнему беспомощны перед евреями?! Мы не можем создать настоящее оружие. Но нам нужны пушки, ракеты, танки, бомбы. И мы вынуждены покупать все это у наших врагов. …Вся мусульманская умма подвергается презрению, наши народы убивают. Наши дома разрушаются. Мы должны дать настоящий отпор угнетателям. 1 миллиард 300 миллионов мусульман не могут потерпеть поражение от нескольких миллионов евреев! …Во Второй мировой войне европейцы убили 6 миллионов евреев из 12. И все равно евреи правят миром! Мы должны выиграть эту битву! Но для этого должны вооружиться не злостью, а разумом! …Мы должны быть смелыми, но не глупыми», – заявил, согласно сообщению корреспондента газеты «Коммерсант», Махатхир Мохаммад.По сути, речь Махатхира – не что иное, как изложение конкретной программы действий, которые необходимо предпринять мусульманскому миру. Если абстрагироваться от импульсивной антисемитской риторики малайзийского премьера, то основные пункты программы можно свести к следующему. Во-первых, мусульмане всего мира должны объединиться, во-вторых, они должны создать собственную военную промышленность и вооружиться. И, наконец, в-третьих, предстоит война против «врагов». В «узком смысле» это будет война против «евреев», в «широком» – битва против всего западного мира за «место под солнцем».
   По мнению экспертов, выступление Махатхира Мохаммада «отражает реальное положение вещей в исламском мире», и к нему «следует отнестись со всей серьезностью». «Симптоматично, что с такой речью выступил не какой-нибудь радикал-исламист, а премьер Малайзии – одного из самых умеренных государств мусульманского мира», – отмечает израильский политолог Авром Шмулевич. С его мнением согласен руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. «Именно малайзийцы, а не палестинцы, иранцы или умеренные лидеры европейского ислама будут в итоге определять магистральный путь развития мусульманского мира», – предполагает г-н Собянин. По его словам, «мусульмане будут стремиться наладить максимальное сотрудничество с Западом с целью перевооружения промышленности». Именно таким путем, кстати, успешно пошла в XIX столетии Япония, едва не ставшая в итоге гегемоном в Азии. «Логика малайзийцев вполне понятна: "Если мы можем производить компьютеры, то можем делать и танки". При этом арабские страны пока не могут и мечтать о самостоятельном производстве оружия», – считает Авром Шмулевич.
   Мусульманский мир уже начал готовиться к большой войне против западного мира. «В исламском мире пришли к выводу, что саудовцы и «арабские афганцы» были правы, когда говорили о том, что время для наступления уже пришло», – считает Авром Шмулевич. При этом, по его мнению, «техническое отставание не является решающим фактором». Кроме того, у мусульманского мира уже имеется неплохой задел. Собственными ракетными технологиями располагают Иран и Пакистан. Исламабад имеет на вооружении и ядерные боеголовки. «В 1938 году фашистская Германия была настолько слаба, что если бы Великобритания и Франция вместе напали на нее, от гитлеровских войск ничего бы не осталось. Та же тенденция налицо в исламском мире. У мусульман уже есть «скелет», теперь осталось нарастить мышечную массу», – считает г-н Шмулевич.
   Схожего мнения придерживается и Александр Собянин. По его мнению, «война мира ислама и мира Запада началась с 60-х годов». При этом в этой войне у Запада лишь технологическое преимущество. «Практика показывает, что, когда появляется политический лидер, технологическое отставание преодолевается очень быстро. Несмотря на санкции и торговые барьеры, закрыть мир ислама от нового оружия невозможно. Мохаммад в силу своего возраста (78 лет) – не тот лидер, который мог бы возглавить поход мусульманской уммы против «прогнившего Запада». Однако технологическое перевооружение, которое де-факто уже началось в Малайзии, Индонезии и Саудовской Аравии, будет способствовать появлению понятного цивилизационного лидера масштабов Чингисхана или Аттилы», – рассказывает г-н Собянин. По его словам, итогом в перспективе 10-20 лет будет «большая война, в результате которой будет переформатирован мир».

Вернуться к содержанию выпуска

   Ожидается обвал цены на нефть
   
("Sueddeutsche Zeitung", 21.10.03, автор - Герд Цитцельбергер)
   Через полгода цена на нефть упадет. Такой прогноз делают независимо друг от друга два авторитетных в мире исследовательских института. «Мы рассчитываем, что в текущем квартале она еще будет на уровне $29 за баррель нефти сорта брент из Северного моря. В то же время мы ожидаем, что средняя цена в 2004 году будет находиться на уровне $24», - заявила Вера де Ладусетт. Ладусетт руководит в Кембриджской ассоциации энергетических исследований (Cera) отделом анализа ситуации на Ближнем Востоке. Cera считается наряду с лондонским Центром мировых исследований в области энергетики (CGES) авторитетным негосударственным исследовательским институтом в сфере нефтяной промышленности.
   По мнению Ладусетт, сильное падение цены произойдет весной, когда обусловленный сезонностью спрос будет наиболее низким. По сравнению с нынешним уровнем цен это означало бы падение на 20%-25%. CGES в оценках несколько осторожнее, но его эксперты тоже обещают, что Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) «ждут впереди трудные времена». Мировой спрос на нефть из стран ОПЕК упадет в мае следующего года до 24,8 млн. баррелей в день.
   По сравнению с пиком спроса в прошедшем феврале это означало бы падение на 13%. I квартал 2004 года «может стать поворотным моментом в ценообразовании в нефтяном секторе». В своем среднесрочном прогнозе CGES предсказывает, что средняя цена в 2004 году будет находиться на уровне $26,60, а во II квартале - $25,20 за баррель.
   Со времени окончания войны в Ираке и до сегодняшнего дня цена на нефть имела тенденцию к повышению. После того, как ОПЕК приняла 24 сентября неожиданное решение о сокращении объемов добычи на 3,5%, котировки превысили даже $30. Ладусетт считает, что государства ОПЕК, сокращая добычу, хотели предотвратить ценовой коллапс начала следующего года.
   Свой прогноз относительно снижения цены Ладусетт объясняет, с одной стороны, увеличением объемов добычи нефти в России и в других государствах, не входящих в ОПЕК. Кроме того, постепенно растет экспорт из Ирака. До сегодняшнего дня террористы после очередного ремонта каждый раз снова подрывали важные нефтепроводы, ведущие с месторождений на севере Ирака к турецкому средиземноморскому порту Джейхан, значительно сужая, тем самым, возможности экспорта иракской нефти.
   Нефтепровод проходит по непроходимой местности, поэтому его трудно охранять. В результате саботажа нефть снова приходится закачивать в нефтехранилища, так как возможности ее транспортировки отсутствуют. В последнее время, по крайней мере, часть этой нефти перебрасывается по другому нефтепроводу к порту Мина-аль-Бакр на юге Ирака, но его мощность - всего 1,3 млн. баррелей нефти в день.
   Вашингтон намеревается увеличить добычу иракской нефти до конца 2004 года до 3 млн. баррелей в день и, таким образом, удвоить нынешние объемы. Ладусетт рассчитывает, что среднегодовой уровень добычи составит 2,4 млн. баррелей. Какая ее часть попадет на мировой рынок, предсказать не могут ни Cera, ни CGES. Это зависит среди прочего оттого, позволят ли США Ираку пустить снова в эксплуатацию нефтепровод, ведущий в Сирию, по которому можно было бы перебрасывать, примерно, 0,3 млн. баррелей в день.
   В России и в других странах, не входящих в ОПЕК, в перспективе будет добываться на 1,2 млн. баррелей в день больше, считает Ладусетт. Таким образом, среднегодовая добыча составит в 2004 году приблизительно 2,5 млн. баррелей в день. Но прирост спроса в мире составит всего 1 млн. баррелей.
   Гарантий более низких цен на нефть у потребителей, конечно, нет: в Нигерии или Венесуэле в настоящее время не исключаются политические волнения. Это, как считает Ладусетт, может, в конечном счете, опрокинуть все прогнозы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Фондовые рынки и колебания валютных курсов
   
(По материалам статьи «Помнить о валюте», «Ведомости», 20.10.03, автор - Майкл Сисит)
   Не все инвесторы, работающие на фондовом рынке, считают необходимым отслеживать и прогнозировать колебания валютных курсов. Однако такая невнимательность может плохо сказаться на результатах их вложений.
   В течение 2003 г. акции компаний еврозоны и Японии выросли, по данным индексов Morgan Stanley Capital International, на 8,1% и 23% соответственно. Но американские инвесторы зафиксировали рост тех же рынков на 20% и 34% - это получилось из-за падения курса доллара, в котором рассчитываются финансовые результаты американцев. В свою очередь, рост американских акций на 19% с начала года оказывается 7%-ным спадом для инвестора, работающего в любой из 12 стран еврозоны, и лишь 9,4%-ным ростом для японского инвестора, фиксирующего результаты в иенах.
   Некоторые аналитики полагают, что к концу 2004 г. доллар может упасть еще на 13% против евро и на 14% - против иены. Ослабление доллара может крайне негативно сказаться на экономическом росте экспортно ориентированной экономики стран Европы. Дэвид Оуэн, экономист инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein в Лондоне, отмечает, что экспорт товаров и услуг составляет порядка 20% ВВП еврозоны по сравнению с 10% в США и Японии. "Так что можно ожидать, что курсовые колебания окажут более сильное воздействие на состояние экономики еврозоны, чем [экономики] США и Японии", - добавляет Оуэн.
   Положительной стороной удорожания евро может стать дальнейшее снижение налогов и ставок кредитования в Европе. Аналитики Merrill Lynch рекомендуют инвестировать в акции европейских экспортеров и компаний еврозоны, работающих на внутреннем рынке, где сильный евро может стимулировать рост потребительских расходов. А Омар Кодмани, ведущий специалист лондонского отделения инвестфонда Permal Investment Management Services, считает иначе: "Избегайте [инвестировать в акции] экспортеров, отдавая предпочтение компаниям, действующим на внутреннем рынке, и акциям, чьи котировки чувствительны к изменениям процентных ставок".
   Похожая ситуация сложилась и на японском рынке. Однако, по словам Кодмани, "время показало, что ведущие японские экспортеры способны достаточно гибко реагировать на укрепление иены без сколько-нибудь серьезного ущерба для себя". По данным банка J.P. Morgan, укрепление японской валюты сопровождалось увеличением объемов экспорта, обеспечивая рост корпоративных прибылей и фондового рынка. Переоцененная иена может стоить экономике Японии 0,20 - 0,40 процентного пункта, что "не очень много при ожидаемом в 2004 г. росте на 2,6 - 3% ", говорит Гари Дуган, фондовый аналитик J.P. Morgan Private Bank в Лондоне. Если снижение курса доллара не приобретет обвальный характер, то "интересы инвесторов останутся сфокусированными на азиатских рынках, привлекательных низкими процентными ставками и курсом валюты, обеспечивающим конкурентоспособность производства", отмечает Дуган.
   Очевидно, что если слабый доллар негативно влияет на экономику Европы и Азии, то американские рынки в целом должны выигрывать от этого. Николас Сарген, директор по инвестициям американской инвестиционной компании Fort Washington Investment Advisors, выделяет три категории компаний, которые выигрывают от низкого курса доллара. Это американские компании, непосредственно экспортирующие продукцию в Европу и Азию; компании - производители сырьевых товаров, которые оцениваются в долларах, а также транснациональные корпорации, имеющие обширные операции за пределами США, которые "не усилят своих конкурентных преимуществ за счет снижения курса доллара, но увеличат прибыль при пересчете в доллары", говорит Сарген, приводя в пример фармацевтические компании.

Вернуться к содержанию выпуска

   В мире работают 1,4 млн. роботов
   
(По информации РИА «Новости», корреспондент – Аркадий Орлов, 22.10.03, и материалам BBC NEWS, 21.10.03)
   По данным исследователей, за последнее время все большее число людей в развитых странах перекладывают свои домашние дела на плечи роботов, которые, например, могут постичь газон перед домом или пропылесосить ковры в комнатах. В настоящее время в мире работают уже 1,4 млн. роботов - промышленных, "домашних" и игрушечных, причем продажи двух последних категорий стремительно растут. Об этом говорится в новом ежегодном докладе Международной федерации робототехники - «Всемирное исследование в области робототехники».
   По данным доклада, в ближайшие три года следует ожидать резкого скачка спроса на электронно-механических домашних "помощников", таких как робот-пылесос, робот-мойщик окон и робот-газонокосилка. В прошлом году во всем мире было продано 33 тыс. "домашних" роботов, рост продаж по сравнению с 2001 годом составил более 30%.
   Большим спросом пользуются также роботы-игрушки, например, распознающей голос "хозяина" электронной собаки, которую недавно Джорджу Бушу вручил премьер-министр Японии Дзюнитиро Коидзуми. Сейчас в мире насчитывается более 550 тыс. различных игрушечных роботов и их число в течение ближайших трех лет возрастет до 1,5 млн.
   Больше всего роботов используется в промышленности – 770 тыс. Причем, примерно половина из них - 350 тыс. - работают в Японии. В Европе - 233 тыс., в Северной Америке - 104 тыс. промышленных роботов, используемых главным образом на сборочных конвейерах. Кроме того, зачастую электронные "помощники" заняты также при уборке мусора или погрузке.
   По данным доклада, среди европейских государств больше всего промышленных роботов сейчас в Германии - 105,2 тыс., на втором месте - Италия (46,8 тыс.), на третьем - Франция (24,2тыс). В России работают 5 тыс. роботов, в Швейцарии и Австрии - по 3,5 тыс., в Финляндии - 3 тыс., в Дании - 1,8 тыс., в Польше -644, в Венгрии - 176.
   Хотя в 2002 году мировой рынок роботов сократился на 12%, по последним оценкам в настоящее время он переживает «серьезный подъем». Так, объемы заказов на промышленных роботов выросли на 35% в Северной Америке и на 25% в Европе. В целом спрос на роботов за первое полугодие текущего года вырос на 23% по сравнению с предыдущим годом.
   По оценкам ученых, в течение ближайших трех лет спрос на роботы должен существенно возрасти по мере снижения цен на такую технику. Так, средняя цена робота, проданного в 2002 году, составила примерно пятую часть цены робота с аналогичными возможностями, проданного в 1990 году.
   К 2006 году только число "домашних" роботов в мире превысит 2 млн., общей стоимостью $6 млрд., в частности, около 400 тыс. роботов-пылесосов и 125 тыс. автоматических газонокосилок, количество промышленных роботов достигнет 875 тыс., прогнозируют авторы доклада.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рабочих стало меньше
   
(По материалам одноименной статьи, «Ведомости», 21.10.03, автор - Игорь Федюкин)
   Количество занятых в промышленности по всему миру падает, говорится в исследовании, подготовленном Alliance Capital Management. Американская компания Alliance Capital Management (ACM) управляет более чем 100 паевыми фондами и суммарными активами в $427 млрд.
   Согласно исследованию, подготовленному экономистами нью-йоркской ACM, за 1995 - 2002 гг. промышленный сектор 20 крупнейших индустриальных экономик мира потерял в общей сложности более 22 млн. рабочих мест, или 11%. Число занятых в промышленности в Бразилии сократилось за этот период на 20%, в Японии - на 16%, тогда как в США - лишь на 11%. Вопреки мнению американских профсоюзов, жалующихся на перемещение рабочих мест в развивающиеся страны, прежде всего в Китай, оказалось, что в этой стране сокращение еще выше, чем в США: за 1995 - 2002 гг. Китай потерял 15% рабочих мест в индустрии.
   Аналитики ACM объясняют общемировое падение занятости в индустрии ростом производительности труда на базе новых технологий и ужесточением конкуренции. Ведь, несмотря на сокращение рабочих мест, объем промышленного производства по всему миру за тот же период вырос на 30%.
   Не осталась в стороне от глобальной тенденции и Россия, где количество занятых в промышленности, по данным исследования, сократилось за 1995 - 2002 гг. на 11,7%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Вернется ли SARS?
   
(По материалам BusinessWeek, 22.10.03)
   Несмотря на то, что эпидемию атипичной пневмонии (SARS) удалось победить еще в июне, сегодня многие страны мира затаив дыхание ожидают осенней эпидемии гриппа, которая, по мнению специалистов, может вновь принести с собой смертельно опасный азиатский вирус. Одна из стран, которая может среди первых оказаться на пути SARS – это Сингапур. По мнению руководителей местной системы здравоохранения, в настоящее время это крошечное государство, в котором проживает менее 4 млн. жителей, готово встретить вирус SARS во всеоружии. Ниже мы приводим выдержки из интервью, министра здравоохранения Сингапура доктора Балайи Садасивана.

   Вопрос: В мире действительно существует страх перед возвращением SARS?
   Ответ: Эта проблема сегодня волнует всех, и я попытаюсь вам объяснить, почему так происходит. Первая причина имеет исторический характер. В течение трех месяцев 1918 года 500 000 американцев умерли от гриппа. После этого, грипп распространился по всему миру, убив еще 30 млн. человек. Таким образом, страх перед тем, что вторая вспышка SARS станет гораздо более масштабной, чем первая, основан на историческом прецеденте.
   Вторая причина страха людей перед вспышкой эпидемии SARS этой зимой вызвана тем, что, как показали лабораторные исследования, этот вирус может выживать вне тела человека.

   Вопрос: Если вторая вспышка SARS все же произойдет, насколько серьезной она может оказаться?
   Ответ: Представим себе, что события пойдут по самому худшему сценарию, который мы можем себе представить на основании событий в ханойской больнице. Когда доктор Карло Урбани обнаружил, что он болен SARS, и что его сотрудники также больны, то он полностью прекратил все контакты между больницей и городом. В госпитале оказались изолированными около 100-150 человек, примерно половина из которых заболела атипичной пневмонией. Пятеро заболевших умерли.
   Если использовать эти цифры для оценки последствий эпидемии в любой стране, полученные результаты будут весьма тревожными: мы говорим о десятках тысяч смертей.

   Вопрос: Что вы смогли узнать о вирусе?
   Ответ: С практической точки зрения, сегодня мы знаем о нем гораздо больше, чем прежде. Во-первых, теперь мы знаем, о каком именно вирусе идет речь. Дело в том, что во время первой эпидемии у нас не было такой информации; мы считали, что мы столкнулись с новой разновидностью вируса гриппа. Нам просто повезло, что мы угадали природу распространения вируса SARS через близкий контакт, и что его удалось контролировать с помощью тех мер, которые мы применили. Если бы SARS распространялся воздушно-капельным путем, как большинство разновидностей вируса гриппа, наши меры предосторожности могли бы не сработать.
   Во-вторых, теперь мы знаем сам механизм распространения вируса SARS, и знаем, что он отличается от механизма распространения вируса гриппа. В третьих, мы знаем, какие именно меры надо предпринимать для того, чтобы остановить распространение эпидемии. Эти меры актуальны не только для Сингапура, но и для любой другой страны. Когда мы впервые столкнулись с SARS, мы относились к этому вирусу совсем не так, как сегодня.

   Вопрос: Какие превентивные меры вы предпринимаете для того, чтобы предупредить вторую эпидемию?
   Ответ: Если вторая эпидемия все же произойдет, ее характер будет существенно отличаться от того, что мы наблюдали в начале года. Мы провели вакцинацию против гриппа всех работников системы здравоохранения и всех пациентов, находящихся на долгосрочном излечении, включая пациентов домов престарелых, клиник для душевнобольных и т.д. Благодаря этому мы получим возможность быстрее идентифицировать возможные вспышки SARS и отличать их от обычного гриппа.

Вернуться к содержанию выпуска

   Хакеры атакуют все чаще
   
(«Ведомости», 23.10.03, автор - Рива Ричмонд)
   Согласно данным корпорации Symantec, специализирующейся на разработке средств компьютерной защиты, в течение первого полугодия 2003 г. активность хакеров и вирусописателей неизменно росла. При этом атаки на вычислительные системы становились все более изощренными.
   Наиболее мощную эпидемию вызвал распространившийся в январе червь SQL Slammer - по данным специалистов из Symantec, на его долю пришлось 78% всей вирусной активности в мире. Этот показатель был получен с помощью системы DeepSight, осуществляющей мониторинг сетей на базе 20 000 сенсоров, установленных в 180 странах.
   Число целенаправленных хакерских атак на корпоративные сети выросло за полугодие на 19%. В среднем обследованные Symantec компании подвергались интернет-атакам по 38 раз в неделю. За последние шесть месяцев 2002 г. средняя частота атак составляла 32 раза в неделю.
   Вместе с тем за указанный период специалисты по безопасности не зафиксировали в Сети признаков кибертерроризма. Около 80% целенаправленных хакерских атак производилось с территории 10 стран, в основном относящихся к категории развитых. Лидером здесь оказались США - из этой страны хакеры осуществили 51% всех атак. Однако в пересчете на одного зарегистрированного пользователя Интернета самой опасной страной с числом пользователей свыше миллиона стал Израиль. Хотя общее число атак на корпоративные сети выросло, лишь 11% из них представляли реальную непосредственную опасность для бизнеса компании. В предыдущем полугодии доля опасных атак составляла 23%. Symantec объясняет эту динамику усилением мер безопасности в компаниях.
   В июне в Интернете появился почтовый вирус BugBear.B, устанавливающий на компьютеры "троянского коня" - программу, перехватывающую комбинации нажимаемых пользователем клавиш. Таким образом программа могла выкрадывать и пересылать ее автору конфиденциальную информацию пользователя, скажем пароли, номера кредитных карточек и т. п. "Приоритеты у хакеров изменились, - говорит Винсент Уифер, директор Symantec по услугам безопасности. - Раньше злоумышленники старались уничтожить или модифицировать данные, а теперь им важнее завладеть этими данными для своих целей".
   Специалисты по борьбе с вирусами отмечают растущую оперативность вирусописателей. Так, Blaster, атакующий определенную брешь в продукте Microsoft Windows, появился всего через 26 дней после того, как эта брешь была обнаружена. Между тем за шесть месяцев Symantec обнаружила 1432 новые бреши в широко используемом программном обеспечении, а всего специалисты компании задокументировали около 8000 уязвимостей в 4000 различных программных продуктах.

Вернуться к содержанию выпуска

   О мобильной связи будущего
   
(По материалам статьи "Алло! Ты меня видишь?", Panorama, 21.10.03, автор - Гвидо Кастеллано)
   Видеотелефоны 3-го поколения еще не появились, а производители электронной аппаратуры уже задумываются о создании аппаратов 4-го поколения: более экстравагантных форм, похожих на аксессуары, обладающих высокоскоростными характеристиками для работы в интернете. Но будут ли в этот раз выполнены обещания?
   В не столь далеком будущем люди не будут привязаны к высокотехнологичному рабочему месту - такую технику они будут носить на себе. Начиная от очков, заканчивая украшениями для одежды. Все экраны будут цветными. Эти устройства можно будет использовать как телефон, но и как переносной компьютер. Роберто Росси, первое лицо фирмы Motorola в Италии, в этом абсолютно убежден: "С мобильными телефонами 4-го поколения мы станем частью интернета. Мы сами станем мобильными узлами единой цифровой сети".
   Если до сегодняшнего дня не могло быть 3-го без 2-го поколения, т.е. перехода от сотовых телефонов GSM к UMTS, то очень скоро не удастся обойтись без 4-го поколения. Но как? Давно ожидаемые мобильные телефоны UMTS еще не появились, а эксперты уже говорят о терминалах 4-го поколения, обладающих совершенно фантастическими способностями? Успокойтесь: прежде всего, UMTS появились на рынке с опозданием, поскольку ведущие компании сделали упор на совершенствование существующих сетей.
   Мобильными телефонами UMTS должны были начать пользоваться еще в 2001 году, но выходят на рынок лишь сейчас. В настоящее время услуги телефонной сети 3-го поколения в Италии, в Европе вообще и в Океании обеспечивает лишь H3G, принадлежащая китайской компании Hutchison Whampoa, а в Японии частично NTT DoCoMo. Мирового бума так и не произошло. Лишь 1% от всех пользователей мобильной связи (свыше 1 миллиарда) обращаются к услугам сети 3-го поколения.
   С чем связано такое торможение? Появление альтернативных технологий, например, вызов EDGE. Своего рода GPRS, которая позволяет передавать по мобильному телефону данные и изображения со скоростью, аналогичной той, что достигается в сетях UMTS. По данным Yankee Group, в Европе к 2004 году будет 650 тыс. абонентов, которые перейдут на эту технологию, а в 2007 году - уже 7 млн.
   Сделал ставку на EDGE и крупнейший в мире производитель мобильных телефонов Nokia. "Мы продаем инфраструктуры EDGE по всему миру, прежде всего в Европе, - говорит Рене Свендсен-Тьюн, вице-президент Nokia Networks. - Одна из самых востребованных услуг - та, которая превращает мобильный телефон в walkie-talkie: эта услуга должна принести операторам хороший доход".
   Что же, UMTS уже умер? Нет, по данным Yankee Group, в 2003 году в Европе будет 1,5 млн. терминалов UMTS, в 2004 - свыше 11 млн., а в 2007 - около 75 млн. Иными словами, бум все-таки будет. Крупные производители мобильных телефонов разрабатывают новые терминалы, которые смогут самым оптимальным образом использовать эту высокоскоростную сеть.
   Впереди всех - Япония. Здесь оператор NTT DoCoMo начал предлагать услуги 3-го поколения уже в 2001 году и сейчас делает ставку на новые технологии. Компания объявила о намерении открыть в Китае исследовательский центр по системам связи 4-го поколения, в который она инвестирует около 5,3 млн. евро. По словам представителей японской компании, новые телефоны должны обеспечивать скорость связи в 10 раз большую, чем скорость, которая достигается в оптоволоконной технике, в 50 раз большую, чем обеспечивают терминалы 3-го поколения.
   Корейское правительство выделило $100 млн. на новые исследования в области телефонной связи. В Европе уже в 2001 году Alkatel, Ericsson, Motorola, Nokia и Siemens основали WWRF (Wireless World Research Forum) для изучения потенциальных возможностей систем 4-го поколения. Терминалы 4-го поколения смогут использовать различные коммуникационные системы в зависимости от ситуации, в которой окажутся. Если абонент будет находиться в одном месте, даже в аэропорту, он свяжется по сети, используя технологию Wi-Fi. Во время передвижения пешком или на автомобиле он будет пользоваться сетью UMTS, а также пользоваться радиочастотами.
   По прогнозам WWRF, вероятнее всего, 4-е поколение сотовых телефонов появится лишь в 2011 году, но это будет настоящий прорыв. Их влияние на повседневные привычки можно будет сравнить лишь с появлением интернета.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Citigroup ставит рекорды
   
(«Ведомости», 22.10.03, автор - Митчелл Пэйселл)
   Крупнейшая финансовая компания мира Citigroup успешно подтверждает звание лидера. По итогам III квартала Citigroup зарегистрировала рекордную в своей истории чистую прибыль - $4,69 млрд. Более того, это один из самых высоких квартальных показателей в американской корпоративной истории. Доходы компании выросли на 9, 9% до $19, 4 млрд.
   Высокие показатели Citigroup обусловлены улучшением экономической ситуации в США и в мире, в результате чего сократилось число корпоративных банкротств, а рост потребительских расходов, прежде всего в США, способствовал улучшению показателей подразделения розничных банковских услуг.
   По итогам прошлого года Citigroup уже поставила мировой рекорд, получив прибыль в размере $15, 3 млрд. Нынешний квартальный показатель компании, по данным Thomson First Call, - один из самых высоких в корпоративной истории США. В I квартале этого года нефтяная компания ExxonMobil получила прибыль в $4,79 млрд., а в I квартале 2001 г. - $5,1 млрд.
   Акции Citigroup с начала года выросли уже на 38% до $48, 14. Между тем год назад котировки опускались ниже $30. Компания оказалась вовлечена в целую серию скандалов: она организовывала финансовые схемы для Enron, ее аналитики выпускали жульнические отчеты и до последнего призывали покупать акции неэффективных компаний, которые были клиентами подразделения инвестиционно-банковских услуг. В начале этого года Citigroup согласилась заплатить $400 млн., чтобы урегулировать дело о конфликте интересов между аналитическим и инвестбанковским подразделениями, которое расследовали прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер и Комиссия по ценным бумагам и биржам США.
   Теперь дела идут в гору. "Из [квартальных] результатов мы видим реальное улучшение ситуации в секторе корпоративного кредитования", - говорит Тодд Томсон, финансовый директор Citigroup. Кроме того, улучшение экономической ситуации само по себе способствует увеличению доходов, тогда как последние два года приходилось "бороться со спадом", добавляет он. Резервы на покрытие просроченных кредитов сократились на 40% - до $1,61 млрд. с $2,69 млрд. год назад.
   Прибыль подразделения корпоративных и инвестиционно-банковских услуг выросла на 31% до $1, 37 млрд. Доходы от собственно инвестбанковских услуг выросли благодаря активности Citigroup на валютном рынке и в области андеррайтинга облигаций (многие компании в этом году выпускают облигации, стремясь воспользоваться низкими процентными ставками и рефинансировать старые долги).
   Прибыль от операций с физическими лицами (розничные банковские услуги, кредитные карты) выросла на 14% до $2,52 млрд. Потери по потребительским кредитам в целом по миру снизились, ухудшилась ситуация только в Германии, которая пока не может выбраться из рецессии, и в Японии.

Вернуться к содержанию выпуска

   В автомобилестроительной индустрии Японии
   
(Autonews.ru, 24.10.03)
   Объем производства компании Toyota Motor Corp. в Японии за сентябрь вырос на 0,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и составил 304.526 автомобиля. Это первый рост данного показателя за последние три месяца.
   Производство компании Mitsubishi Motors Corp. в Японии также впервые за три месяца повысилось на 4.7% и составило 76.816 единиц.
   Внутренний объем производства еще одной японской компании Nissan Motor Co. в сентябре вырос на 8,1% по сравнению с тем же показателем прошлого года, и составил 139.905 машин. Росту производства Nissan в значительной степени способствовал успех новых моделей Cube Cubic, Presage и Teana.
   Продажи Toyota в Японии за этот месяц выросли на 0,3% до 156.335 единиц, а экспорт вырос на 4,0% до 160.386 единиц. Зарубежное производство компании также увеличилось на 22,0% до 234.015 машин, а мировое производство повысилось на 8,8% до 538.541 единиц.
   Экспорт компании Mitsubishi в сентябре снизился на 14,4% до 41.786 автомобилей. Тем временем, зарубежное производство также понизилось на 20,5% по сравнению с показателями прошлого года, и составило 65.569 машин. Мировое же производство компании снизилось на 8,7% до 142.385 единиц.
   Продажи Nissan Motor в Японии выросли на 14,5% по сравнению с сентябрем прошлого года, составив 85.783 единиц, а зарубежное производство подскочило на 23,8% до 142.917 единиц. Общий объем производства в мире вырос на 15,5% и составил 282.822 автомобиля.

Вернуться к содержанию выпуска

   Nivea досталась Tchibo
   
(По материалам статьи «Allianz избавилась от Beiersdorf», «Ведомости», 24.10.03, автор - Дэвид Макхью)
   Германская финансовая группа Allianz сообщила, что продает принадлежащие ей 40% акций в компании Beiersdorf консорциуму инвесторов во главе с компанией Tchibo. За свою долю в Beiersdorf финансовая группа получит $5,2 млрд. По условиям сделки 40% акций Beiersdorf, принадлежавших Allianz, будут распределены между участниками консорциума: 19,6% пойдут Tchibo, 13% - двум другим неназванным участникам и 7,4% будут выкуплены самой Beiersdorf. Таким образом, Tchibo увеличивает свою долю в Beiersdorf с 30,3% до 49,9%. Сделка будет проводиться в несколько этапов, а сроки ее завершения зависят от того, когда ее утвердят антимонопольные органы.
   Beiersdorf, которая производит средства по уходу за кожей Nivea, была основана в 1882 г. фармацевтом из Гамбурга Паулем Карлом Байерсдорфом. Кроме продуктов Nivea компания торгует косметикой и средствами для бритья, а также медицинскими товарами: бинтами, резиновыми перчатками и дезинфицирующими средствами.
   В начале месяца в интервью Spiegel гендиректор Procter & Gamble Алан Лафли намекнул, что компания может попытаться купить Beiersdorf, которая благодаря имеющимся у нее брэндам обладает для P&G "большой привлекательностью". В марте этого года американский концерн уже купил немецкую компанию по производству средств для ухода за волосами Wella.
   Сделка, которую заключили между собой эти германские компании, делает практически невозможным поглощение Beiersdorf американским концерном Procter & Gamble. Слухи о возможном поглощении гамбургской компании американским гигантом будоражили рынок несколько недель.
   После того как власти Гамбурга сообщили, что ведут переговоры с германскими инвесторами о том, чтобы Beiersdorf осталась гамбургской, основным претендентом на ее покупку стала Tchibo, штаб-квартира которой находится в Гамбурге. Основной бизнес этой компании - торговля кофе, который она продает главным образом в Центральной Европе. Tchibo принадлежит также сеть магазинов, в которых продаются товары для дома и мебель.

Вернуться к содержанию выпуска

   E.ON усиливает свои позиции в Великобритании
   
(По материалам статьи «E.ON спешит в Великобританию», «Ведомости», 23.10.03, автор - Николай Буланов)
   Немецкий концерн E.ON договорился о покупке 100% акций британской энергокомпании Midlands Electricity. Благодаря этой сделке стоимостью $1,9 млрд. E.ON превратится в одного из крупнейших поставщиков электроэнергии в Великобритании.
   E.ON - один из крупнейших энергетических концернов в Европе, его выручка по итогам 2002 г. составила $38,86 млрд., чистая прибыль - $2,9 млрд. Британское подразделение E.ON - Powergen - генерирует около 15% всего электричества Англии и Уэльса. У Powergen приблизительно 6,2 млн. розничных покупателей электричества.
   Midlands Electricity поставляет электричество 2,4 млн. розничных клиентов в Соединенном Королевстве. В 2001 г. чистая прибыль компании составила $72,6 млн., данные за 2002 г. до сих пор не были обнародованы. Владельцами Midlands Electricity являются американские Aquila и First Energy, которым принадлежит соответственно 80% и 20% акций.
   По словам генерального директора Powergen Пола Голби, покупка Midlands Electricity ознаменовала собой финальный шаг на пути превращения его компании во второго по величине владельца генерирующих станций и продавца электроэнергии в Великобритании. Теперь иностранные компании владеют еще большей долей британского рынка электроэнергии. Сейчас девять из 14 компаний, обеспечивающих Великобританию электроэнергией, принадлежат иностранцам: E.ON, ее немецкому конкуренту RWE и французской Electricite de France. Остальные пять принадлежат британским энергокомпаниям Scottish Power и Scottish & Southern Energy.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям Интерфакс-АФИ, RBCdaily, CNews.ru, Время новостей, Ведомости, РБК, Autonews.ru, Компания, Финансовые известия, 20-24.10.03)
   Microsoft Corp., крупнейший в мире производитель программного обеспечения, сообщил о солидном росте прибыли и выручки. По итогам завершившегося 30 сентября первого финансового квартала компания увеличила чистую прибыль на 28% - до $2,61 млрд., или 24 центов на акцию против $2,04 млрд., или 19 центов год назад. При расчете прибыли были учтены, как это требуют недавние изменения в налоговом законодательстве, расходы на опционы на акции, без этого чистая прибыль составила бы 30 центов. Выручка Microsoft выросла на 6,1% - до $8,22 млрд. Однако темпы роста оборота оказались самыми слабыми за последние 3 года.
   Microsoft сделал хорошую выручку от продажи Windows на высоком спросе на персональные компьютеры, в особенности со стороны потребительского сектора. Компания отмечает, что спрос на ПК, связанный с началом нового учебного года, был выше, чем ожидалось, хотя корпоративные расходы на информационные технологии были слабоваты. В результате доход от операционной системы практически не изменился относительно прошлогоднего уровня, хотя в июле прогнозировалось его падение на 7%. Компания при этом на 15% увеличила продажи программного обеспечения для серверов.
   Интернет-подразделение MSN, созданное в Microsoft в 1995 году, получило в I квартале первую прибыль, хотя число пользователей этой системы сократилось до 8 млн. MSN удалось покончить с убытками благодаря увеличению рекламных доходов в полтора раза.
   Квартальные итоги оказались чуть выше прогнозов. Аналитики ожидали, что компания заработает (без учета расходов на опционы) 29 центов на акцию при выручке $8,08 млрд.
   Руководство компании сообщило, однако, о снижении показателя, отражающего будущие поступления по контрактам, что свидетельствует о том, что число новых контрактов оказалось ниже ожидаемого уровня. Руководство связывает это с последствиями вируса Blaster, который выявил "дырки" в некоторых продуктах компании. Кроме того, затянулось создание новой маркетинговой группы, ориентированной на малый и средний бизнес.
Вернуться к содержанию выпуска

   Amazon.com. Американская Amazon.com, занимающаяся торговлей через Интернет, получила за III квартал 2003 года прибыль в третий раз с момента своего основания в 1994 году за счет расширения практики бесплатной доставки, а также ассортиментного ряда посредством привлечения новых партнеров - производителей спортивных товаров и одежды.
   Чистая прибыль компании в июле-сентябре составила 4 цента на акцию против чистого убытка 9 центов на акцию ($35,1 млн.) за аналогичный период прошлого года. Аналитики в среднем ожидали, что показатель составит 10 центов на акцию.
   Ранее в тех кварталах, которые Amazon.com заканчивала с прибылью, было много праздничных дней, что побуждало потребителей делать покупки. Третий квартал стал для компании первым кварталом без праздников, когда она получила прибыль.
Вернуться к содержанию выпуска

   Time Warner. Рост прибыли от телевизионных и кабельных сетей медиаимперии Time Warner в III квартале 2003 г. несколько смягчает общую финансовую ситуацию в условиях продолжающегося падения доходов онлайнового подразделения, компании AOL. Общая прибыль Time Warner составила $541 млн., а чистая выручка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросла на 4% и составила $10.3 млн.
   Из-за предсказывавшегося падения доходов от интернет-рекламы выручка AOL упала на 5% процентов, по сравнению с III кварталом прошлого года. Падение доходов AOL, по-видимому, продолжится и достигнет к концу года уровня в 40%, так как большинство ныне действующих контрактов на онлайновую рекламу, заключенных в период бума интернет-отрасли, истекли. Объемы же новых контрактов значительно ниже.
   На резкое падение доходов AOL также повлияло уменьшение числа подписчиков коммутируемого интернет-доступа на 2 млн. человек, по сравнению с показателями прошлого года. Это, в частности, связано с переходом пользователей на широкополосный доступ, на рынке которого AOL уже не является безоговорочным лидером, а наоборот, выступает в роли догоняющей.
Вернуться к содержанию выпуска

   LG Electronics. Ведущий южнокорейский производитель бытовой техники LG Electronics практически удвоил прибыль в III квартале 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль LG Electronics в истекшем квартале составила 223,8 млрд. вон ($190 млн.) против 116 млрд. за аналогичный период прошлого года. При этом аналитики ожидали, что чистая прибыль компании составит 190 млрд. вон.
   Продажи LG составили 4,92 трлн. вон против 4,4 трлн. вон годом ранее и 4,77 трлн. вон, ожидавшихся аналитиками. LG, которая производит мобильные телефоны, телевизоры и холодильники, объяснила свои успехи устойчивым спросом на ТВ с плоскими экранами и сотовые телефоны.
Вернуться к содержанию выпуска

   Canon. Компания Canon, крупнейший в Японии производитель офисной техники, повысил прогноз балансовой прибыли в 2005 календарном году на 17,5% до более чем 470 млрд. йен ($4,29 млрд.), что связано с успешными продажами копиров и цифровых камер. Представитель Canon отметил, что, даже если курс валют в 2005 году окажет негативное воздействие на объемы продаж, прибыль компании все равно вырастет из-за высокого уровня рентабельности и программы сокращения расходов.
   На фоне отличных квартальных результатов в июне Canon, который считается одной из "самых голубых среди голубых фишек Японии", повысила прогноз получения чистой прибыли на весь 2003 год до 263 млрд. йен с 240 млрд. йен, что и так было бы рекордным результатом. Canon ставит рекорды уже на протяжении 4 лет. Объем продаж компании в 2003 году прогнозируется на уровне 3,18 трлн. йен. 2005 год является последним в пятилетнем плане Canon.
Вернуться к содержанию выпуска

   Sony. Один из ведущих японских производителей бытовой электроники - корпорация Sony запланировала грандиозные сокращения штата сотрудников - к 2006 году компания уволит от 15 до 20 тыс. специалистов. Оглашенные цифры выглядят шокирующе для такого гиганта - общий штат компании насчитывает 160 тыс. человек. «Мы собираемся выйти из неприбыльного бизнеса, избавиться от нестратегических активов, реорганизовать глобальное производство, сократить штат бэк-офисов, особенно в Японии», - заявил представитель компании Сигинори Есида.
   Разговоры о предстоящих сокращениях в корпорации ведутся уже давно. Главный финансовый сотрудник компании Такао Юхара еще в июле объявлял о том, что компания несет большие убытки в связи с падением цен и это неизбежно приведет к глобальному уменьшению численности персонала на заводах компании. По мнению экспертов, корпорация так и не смогла восстановить прежние позиции после объявления о серьезных убытках в середине весны. Тогда квартальные потери Sony составили почти $1 млрд. Последовавшая за этим паника в рядах инвесторов стала основной причиной нынешних сокращений.
Вернуться к содержанию выпуска

   Toshiba. Чистая прибыль компании Toshiba в III квартале 2003 г. составила 4,67 млрд. йен ($43 млн.) в сравнении с убытками в 7,61 млрд. йен ($69,4 млн.) за аналогичный период прошлого года. Доход компании снизился на 3% - до 1,49 трлн. йен ($13,6 млрд.).
   В последнее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе с американскими гигантами, в частности HP и Dell, Toshiba проводит активную кампанию по переводу производства в страны с более дешевой рабочей силой, такие как Китай и Филиппины. В ближайшее время для уменьшения затрат компания также планирует масштабные сокращения рабочей силы - первые 500 сотрудников будут сокращены в ближайшие месяцы.
   Эксперты компании оценивают результаты III квартала как позитивные, но в то же время приняли решение снизить прогноз по годичной прибыли за 2003 г. на 29% по сравнению с предыдущими оценками - до 25 млрд. йен ($228 млн.). Прогноз объем продаж на тот же период оставлен без изменения - 5,65 трлн. йен ($51,5 млрд.).
Вернуться к содержанию выпуска

   Texas Instruments. Чистая прибыль крупнейшего поставщика чипов для мобильных телефонов Texas Instruments выросла в III квартале 2003 года отчасти благодаря укреплению спроса на продукцию. Чистая прибыль TI достигла за истекший период $447 млн. по сравнению со $188 млн. за III квартал 2002 года. В эти данные входят в том числе поступления от продажи акций Micron Technology. Операционная прибыль производителя увеличилась в истекшем квартале до $249 млн. со $109 млн. годом ранее.
   Заказы на производимые компанией полупроводники выросли за отчетный период на 29% по сравнению с III кварталом 2002 года. Квартальный доход Texas Instruments также вырос до $2,53 млрд. с $2,25 млрд. в годовом исчислении. Рост составил 13%. Аналитики в среднем ожидали от компании доход в размере $2,44 млрд.
   Прогнозируемая компанией доход в IV квартале - $2,49-$2,70 млрд. против ожидаемых аналитиками $2,47 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска

   AT&T. Чистая прибыль AT&T по итогам III квартала увеличилась до $418 млн. против $207 млн. за тот же период прошлого года. Существенными факторами роста стали уменьшившиеся убытки от прекращенных операций и налоговая скидка в размере $120 млн. Компания находится в трудном положении в связи с уменьшившимся спросом на коммуникационные услуги и жесткой ценовой конкуренцией. Так, доход AT&T уменьшился на 8,1% до $8,65 млрд.
   В рамках программы финансового оздоровления компания существенно сократила свои долгосрочные и краткосрочные долговые обязательства - до $17,4 млрд. по сравнению с $22,57 млрд. в прошлом году. Также до конца года планируется сократить штат на 6000 человек.
Вернуться к содержанию выпуска

   DuPont. Чистые убытки второй по величине в США химической компании, DuPont Co. в III квартале составили $873 млн. по сравнению с $469 млн. чистой прибыли годом ранее.
   Убытки в компании объясняют повышением цен на энергоносители и затратами, связанными с ожидаемым обособлением текстильного подразделения компании. Без учета этих затрат чистая прибыль компании составляет 11 центов на акцию.
   Аналитики ожидали получения компанией прибыли в размере 13 центов на акцию. Выручка компании во II квартале составила $6,14 млрд. против $5,48 млрд. за аналогичный период 2002 г.
Вернуться к содержанию выпуска

   Pfizer. Чистая прибыль фармацевтической компании Pfizer Inc. по итогам III квартала 2003 г. составила $2,24 млрд. по сравнению с $2,35 млрд. за тот же период 2002 г. Снижение прибыли на 4,6% связано с издержками на приобретение в апреле Pharmacia Corp. Финансовые результаты компании оказались выше прогнозов аналитиков.
   Выручка компании по итогам квартала выросла на 56% по сравнению с тем же периодом 2002 г. и составила $12,5 млрд. Рост выручки объясняется снижением стоимости доллара и последствиями приобретения Pharmacia.
Вернуться к содержанию выпуска

   Schlumberger. Чистые убытки американской сервисной компании Schlumberger Ltd. в III квартале 2003 г. составили $55,3 млн. по сравнению с $172,8 млн. чистой прибыли за аналогичный период 2002 г. При этом выручка увеличилась на 3% и достигла $3,5 млрд.
   Убытки связаны с расходами на совместное с Baker Hughes Inc. предприятие - WesternGeco, которые составили $205 млн. В прошлом месяце компания Schlumberger продала за $1,5 млрд. свое подразделение сектора информационных технологий, SchlumbergerSema, французской Atos Origin с целью концентрации на своем основном бизнесе - обслуживании нефтяных месторождений.
Вернуться к содержанию выпуска

   Alcan. Прибыль канадского алюминиевого концерна Alcan Inc. с учетом прибыли от завершенных операций в III квартале 2003 г. снизилась на 47,6% и составила $100 млн. За аналогичный период 2002 г. чистая прибыль Alcan составила $191 млн. Снижение прибыли компании стало результатом негативного воздействия колебаний курса валют, которое частично было восполнено высокими ценами на алюминий.
   При этом операционная прибыль Alcan от продолжающихся операций, которая не учитывает воздействия валютных колебаний, за рассматриваемый период составила $151 млн. Выручка Alcon в III квартале 2003 г. выросла до $3,48 млрд. с $3,17 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска

   DaimlerChrysler. Немецкий автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler прогнозирует снижение по сравнению с 2002 г. выручки по итогам 2003 г. на 7,7% до 138 млрд. евро. Кроме того, DaimlerChrysler прогнозирует снижение в 2003 г. получения операционной прибыли на 30% до 5 млрд. евро. Однако, представители концерна не исключили получения более низких финансовых результатов по итогам 2003 г. в связи с нестабильностью автомобильного рынка и иными возможными рисками.
Вернуться к содержанию выпуска

   Volkswagen. Немецкий автомобилестроительный концерн Volkswagen AG в 2004 г. начнет сборку грузовых автомобилей и автобусов в Мексике. На начальном этапе на дочернем предприятии будут заняты 50 сотрудников. До 2006 г. Volkswagen планирует производить ежегодно 2 тыс. автомобилей и автобусов. Финансовые подробности создания нового предприятия не разглашаются, однако представители концерна утверждают, что речь идет о десятках миллионов евро.
   Рынок грузовой техники и автобусов Мексики составляет 19 тыс. автомобилей в год, что делает его крупнейшим в Латинской Америке.
Вернуться к содержанию выпуска

   Volvo AB, второй по величине в мире производитель грузовых автомобилей, сообщила об увеличении чистой прибыли в III квартале более чем в два раза, что оказалось выше прогнозов аналитиков. Чистая прибыль компании в июле- сентябре составила 956 млн. крон ($125 млн.) против 421 млн. крон за аналогичный период прошлого года. В то же время выручка компании упала на 2,4% - до 40,5 млрд. крон. Аналитики прогнозировали чистую прибыль в 675,5 млн. крон. Основной причиной роста прибыли компании стало снижение расходов финансового подразделения в США и сокращения штата более чем на 7 тыс. сотрудников. Операционная прибыль компании выросла также вдвое и составила 242 млн. крон.
Вернуться к содержанию выпуска

   Visteon. Чистые убытки второго по величине североамериканского производителя автокомпонентов, концерна Visteon в январе-сентябре 2003 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% до $350 млн. Чистые убытки компании в III квартале выросли в 3,2 раза до $168 млн. Продажи Visteon в январе-сентябре 2003 г. снизились на 4,6% до $13,2 млрд.
   Visteon Corp. входит в состав концерна Ford и является одним из крупнейших производителей различных автокомпонетов. Корпорация имеет около 180 различных предприятий и представительств в 25 странах мира. Рост убытков представители Visteon связывают со снижением объема производства концерном Ford в Северной Америке и выходом Visteon из бизнеса по производству автомобильных сидений. Компания надеется на рост производства Ford в IV квартале, что должно привести к росту продаж Visteon.
Вернуться к содержанию выпуска

   Valeo. Чистая прибыль европейского производителя автокомпонентов компании Valeo в январе-сентябре 2003 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28% - до 127 млн. евро. Чистая прибыль компании в III квартале 2003 г. снизилась на 19,3% - до 25 млн. евро. Продажи Valeo в январе-сентябре 2003 г. снизились на 6,6% - до 6 млрд. 932 млн. евро, в III квартале - на 6,9% - до 2 млрд. 86 млн. евро.
   С целью сокращения расходов в 2004 г. Valeo намерена начать выполнение плана реструктуризации компании, предусматривающего закрытие заводов по производству электроники и продажу одного из предприятий во Франции. В настоящий момент Valeo владеет 125 заводами, 55 исследовательскими центрами, 10 дистрибьюторскими центрами. По состоянию на 30 сентября 2003 г. в компании заняты 67 тыс. рабочих.
Вернуться к содержанию выпуска

   Nokian Renkaat. Прибыль крупнейшего в Скандинавии производителя автомобильных шин Nokian Renkaat до выплат по непредвиденным статьям расходов выросла в III квартале 2003 г. на 53% до 19 млн. евро ($22,40 млн.) по сравнению с тем же периодом 2002 г. Аналитики ожидали от компании прибыль в размере 16,4 млн. евро. Объем чистых продаж Nokian Renkaat в III квартале достиг 131 млн. евро против прогнозировавшихся аналитиками 130 млн. евро.
   Рост показателей шинопроизводителя обеспечили устойчивый спрос на зимнюю резину, а также успешная динамика продаж одного из крупнейших производителей шин в России Amtel, с которым Nokian заключила договор о сотрудничестве.
Вернуться к содержанию выпуска

   Eurotunnel. Долги компании Eurotunnel plc, оператора тоннеля под Ла-Маншем, превысили 7 млн. евро. Руководство уже объявило, что объем продаж по итогам 2003 года едва ли превысит сумму, необходимую для обслуживания этого долга.
Вернуться к содержанию выпуска

   McDonald's. Чистая прибыль McDonald's в III квартале 2003 г. увеличилась на 12,5% и составила $547,4 млн., или 43 цента на акцию, по сравнению с $486,7 млн., или 38 центов на акцию, за аналогичный период прошлого года. Аналитики ожидали получения компанией чистой прибыли в размере 41 цент на акцию.
   Выручка компании увеличилась на 11% и составила $4,5 млрд., а объем продаж в магазинах, открытых более года назад, вырос на 3,9%. Рост продаж наблюдался в США при его снижении в Европе. Всего в мире насчитывается около 30 тыс. ресторанов быстрого питания McDonald's.
Вернуться к содержанию выпуска

   О стратегии компании Japan Tobacco
   
(По материалам статьи «Сигареты в Японии пахнут лимоном», The Economist, 18.10.03, перепечатано в журнале «Русский фокус», 20.10.03)
   Хотя в Японии мужчины пристрастились к никотину, как ни в какой другой богатой стране мира, японский рынок табака весьма быстро сокращается не в последнюю очередь из-за постоянного повышения акцизов на сигареты. По данным министерства здравоохранения в 1996-2001 гг. количество курящих в Японии (среди людей не моложе 20 лет) снизилось с 27,1% до 24,4%. Объем продаж табачных изделий Japan Tobacco на внутреннем рынке упал на 2,4% в 2001 финансовом году и на 3,5% - в прошлом году. Тайдзо Демура из Morgan Stanley утверждает, что в этом году снижение составит целых 5,5%.
   В апреле 2005 г. Japan Tobacco, кроме того, потеряет лицензию на продажу на внутреннем рынке брэнда Philip Morris - сигарет Marlboro, что, по оценке компании, приведет к сокращению на $455 млн. (около 20%) ее годовой прибыли от основной деятельности. Более того, низкие показатели прироста населения Японии будут и в дальнейшем сдерживать увеличение объема продаж на внутреннем рынке.
   Поэтому Japan Tobacco планирует повысить доходы от своей деятельности за рубежом. С этой целью компания купила и теперь агрессивно продвигает на рынок портфель ведущих международных брэндов. В 1999 г. Japan Tobacco приобрела внешнеэкономический бизнес американской компании RJR, что дало ей право на продажу брэндов Winston, Salem и Camel за пределами Америки. Japan Tobacco надеется, что производство таких высокодоходных марок позволит ей увеличить прибыль в Европе. Компания уверена (может быть, слишком), что в Европе начнется судебное преследование табачников, подобное американскому. Тем не менее, демографические, медицинские и политические проблемы (в частности, предлагаемый запрет курения в общественных местах) делают рынки западноевропейских стран, например Великобритании и Германии, в перспективе такими же малопривлекательными, как и рынок Японии. Остается надеяться, что пристрастие населения крупных развивающихся стран к курению будет более серьезным и более доходным для производителей сигарет.
   Увы, рынки некоторых крупных развивающихся стран тоже мало что обещают, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В Китае, который является крупнейшим по объему рынком табачных изделий в мире, Japan Tobacco не может конкурировать с государственной монополией. В Индонезии, пятом по величине рынке, доминируют специфические сигареты местного производства "кретек" (ароматизированные гвоздикой с островов на востоке страны). Поэтому Japan Tobacco старается действовать особенно агрессивно в России, четвертом по величине рынке, где в 2002 г. граждане выкурили 300 млрд. сигарет. Есть еще и Турция, занимающая по потреблению табачных изделий восьмое место в мире.
   24 октября турецкая государственная компания Tekel, торгующая табачными изделиями, солью и алкоголем, выставит на продажу свой табачный бизнес. Хотя Japan Tobacco еще занимается изучением условий сделки, ее руководство уже заявляет, что компания имеет серьезное намерение участвовать в торгах. Около половины турок в возрасте 18 лет и старше курят, а Tekel принадлежит 61% рынка. Более того, турецкие курильщики проявляют повышенный интерес к более дорогим качественным сортам сигарет.
   Описывая стратегию Japan Tobacco нельзя не отметить активное применение новых технологий. В начале этого года в Токио и его пригородах компания начала продажу нового сорта сигарет с ароматом цитрусовых - Lucia, который был специально создан с целью ослабить запах табака. Japan Tobacco утверждает, что эти сигареты популярны у некурящих, большинство которых ненавидят запах сигарет, не меньше, чем у курящих. С 4 ноября Lucia будет продаваться по всей стране. В Токио фирма выпустит схожий сорт сигарет с ослабленным запахом под своим брэндом Mild Seven (это звучит для курильщиков-мужчин более привлекательно, чем женское название Lucia).
   Однако даже если Japan Tobacco удастся поддерживать доходность своего бизнеса, ее акционеры не уверены, что смогут при этом получать прибыль. В отличие от крупнейшей табачной компании мира Philip Morris, которая (через свою материнскую компанию Altria) выплачивает в виде дивидендов половину чистой прибыли, Japan Tobacco возвращает акционерам лишь 20% своего чистого дохода. В начале этого месяца она объявила о планах выкупа своих акций общей стоимостью 50 млрд. иен, но пока выкупила лишь около 70% заявленной суммы, причем большинство акций было выкуплено из принадлежащего государству пакета в размере 66%. Japan Tobacco была частично приватизирована в 1994 г.
   Одна из причин, почему компания не желает увеличивать дивиденды, по словам руководителя табачного бизнеса Масакадзу Какеи, заключается в том, что она собирается вкладывать больше денег в фармацевтическую отрасль, хотя ей еще предстоит разработать пользующийся спросом лекарственный препарат. Может быть, лет через десять-двадцать в Токио откроют фармацевтический музей, в котором вам расскажут о том, как деньги из табачного бизнеса были использованы для создания одной из ведущих фармацевтических компаний мира. Но вероятнее всего, прибыль Japan Tobacco просто улетучится, как сигаретный дым.

Вернуться к содержанию выпуска

   Филологические проблемы автогигантов
   
(По материалам BBC NEWS, 23.10.03)
   В связи с неожиданным скандалом, сотрудники канадского представительства компании General Motors вынуждены срочно выдумывать новое название для последней модели выпускаемого этим предприятием автомобиля. Как оказалось, на сленге тинейджеров из франкоговорящей канадской провинции Квебек слово «LaCrosse» означает «самоудовлетворение». Вместе с тем, точно также называется и новейшая модель от GM, которая в будущем году должна прийти на смену Buick Regal. Согласно официальному заявлению GM, в компании не имели представления о том, насколько богатым может быть французский язык…
   Необходимо отметить, что это уже не первый случай, когда General Motors совершает непростительные ошибки с выбором названий для своей продукции. Так, после начала экспорта в 1970-е годы Chevrolet Nova в Мексику и другие испано-язычные государства, менеджеры GM с изумлением обнаружили, что по-испански «Nova» означает «не едет».
   Среди других известных историй такого рода можно отметить конфуз, в который недавно попала компания Mitsubishi, которой пришлось придумать специальное название для экспорта своей модели Pajero в испано-язычные страны. Дело в том, что на испанском сленге это слово означает «человек, занимающийся мастурбацией»…
   В свою очередь, Toyota Fiera встретила довольно прохладный прием в Пуэрто-Рико, где это слово означает «противную старуху». Скандалом закончились и продажи в Бразилии автомобиля Ford Pinto: на сленге местных Педро, «pinto» означает «маленький половой член». Другой страной, в которой Ford столкнулся с «языковыми» проблемами, стала Великобритания. Дело в том, что названия двух наиболее известных моделей этой компании – «Escort» и «Fiesta» – одновременно являются названиями известных британских журналов «для взрослых».

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное