Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


12 октября 2003 г. Выпуск №365
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Глобальный баланс валют может измениться
         ВБ подготовил доклад о зависимости эффективности экономики страны от правового регулирования бизнеса
         Новый индекс коррумпированности
         О глобальном индексе деловой активности в секторе услуг
         Новости нефтяного рынка
         Мировые цены на медь стабильно растут, а ее запасы на биржах сохраняются рекордно низкими
         О международной торговле стальной продукцией
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Электронная коммерция: взгляд изнутри
         Как арабские авиакомпании выходят из кризиса
         Сможет ли Sony вновь стать лидером рынка бытовой электроники?
         Total, BP и Exxon Mobil – лидеры рынка слияний
         Новости корпораций "одной строкой"
               Yahoo! Vivendi-NBC Ericsson Royal Bank of Scotland BP GE
               Mercedes BMW Jaguar Skoda Auto Scania Scottish and Newcastle
         Motorola не будет делать микросхемы
         Новые поглощения General Electric
         HVB начал распродажу


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Глобальный баланс валют может измениться
   
(Независимая газета, 07.10.03, автор - Владислав Иноземцев)
   В последний квартал года мировая экономика вошла на волне заметного экономического оживления. К концу сентября фондовые индексы в Европе и США на 25-55% превышали мартовские минимумы. Выросли потребительские ожидания, повысилась деловая активность. Но этот рост, вызванный падением процентных ставок и наращиванием государственных расходов, может стать устойчивым лишь при стечении целого ряда обстоятельств... Сравним нынешние соотношения между основными мировыми валютами с теми, что были в конце 1998 года, то есть к моменту завершения самой острой фазы "азиатского" и российского финансового кризисов. Доллар в то время оценивался в 0,62 британского фунта, 1,81 немецкой марки (что соответствует 0,92 евро) и 125 японских иен. За кризисный (1998-й) год он подорожал по отношению к этим валютам на 1,4, 4,3 и 7,6%, соответственно. За тот же период курс доллара по отношению к корейской воне вырос вдвое, тайскому бату - в 2,3, а индонезийской рупии - в 6,5 раза. Снижение производственных издержек в Азии и продолжившийся в 1998-2000 гг. рост курса доллара позволили экономикам азиатских стран выйти из финансового кризиса и сделали американский рынок наиболее привлекательным для сбыта. И хотя к сегодняшнему дню азиатские валюты отчасти отыграли свои позиции (к примеру, корейская вона поднялась до 77,5%, а тайский бат до 62,3% докризисной стоимости), это так и не привело к росту конкурентоспособности американских компаний.
   Сложившаяся ситуация выглядит почти тупиковой. С одной стороны, переоцененный доллар поддерживает приток капиталов в США, столь необходимый при дефиците федерального бюджета в 4,2% ВВП и отрицательном сальдо платежного баланса в 5,5% ВВП. С другой стороны, это же способствует росту импорта, сокращающего местное производство, снижающего налоговые поступления и увеличивающего отрицательное сальдо в торговле с остальным миром. К поиску выхода из ситуации администрацию США подталкивает начало предвыборной кампании, в которой экономика выходит на первый план. Для всех очевидна уязвимость позиций президента Дж. Буша: за 2,5 года его правления 126-миллиардный профицит бюджета сменился 430-миллиардным дефицитом, отрицательное сальдо внешней торговли выросло с $311 млрд. до $535 млрд., страна потеряла 2,8 млн. рабочих мест. Разумеется, снижение курса доллара, обесценивающее обязательства США и повышающее конкурентоспособность американских производителей, могло бы стать идеальным выходом из сложившейся ситуации. Но тогда успехи американцев обернутся неприятностями для их партнеров. Основными пострадавшими окажутся азиатские страны, по сей день подключенные к заработавшему еще в 1997 г. "кислородному аппарату". Европа находится в более безопасной ситуации: она имеет более емкий внутренний рынок, а евро уже пережило значительное повышение курса - с 1,13 до 0,845 евро за доллар за последние полтора года. Европейцы, хоть и без особого энтузиазма, допускают и дальнейший рост курса единой валюты - до 0,75-0,7 евро за доллар. Ситуация на "азиатском фронте" выглядит качественно иной. Страны региона больше всех выиграли от дорогого доллара. Сегодня США импортируют из Японии в 1,24, из Кореи - в 1,74, из Индонезии - в 1,77, а из Китая - в 2,59 раза больше товаров, чем в 1997 г. На Японию и Китай в августе 2003 г. пришлось 43% общей величины отрицательного сальдо американской внешней торговли. Но азиаты отплатили американцам добром: получая доллары за поставленные товары, они наращивали валютные резервы и скупали казначейские облигации США. Совокупные валютные резервы только пяти стран региона - Китая, Тайваня, Южной Кореи, Гонконга и Сингапура - выросли с сентября 1997 по сентябрь 2003 г. более чем в 5 раз. Сегодня в резервах азиатских стран (не считая Японии) аккумулировано $1,05 трлн. (!). На протяжении июня-августа 2003 г. Япония и Китай приобрели 41% всех размещаемых на рынках казначейских облигаций США, в результате чего стали держателями "пакета" этих бумаг суммарным размером на $570 млрд. Лишившись такого источника спроса, американцы столкнутся с критическими трудностями при финансировании своего дефицита.
   Неудивительно, что на недавней сессии МВФ и Мирового банка министр финансов США Дж. Сноу поставил вопрос о желательности ревальвации иены и юаня, низкий курс которых остается главной причиной "азиатского чуда". Слова министра вызвали "понимание", но все ограничилось нервозностью мировых фондовых рынков и ростом котировок золота. Между тем для сокращения отрицательного сальдо американского торгового баланса хотя бы вдвое курсы азиатских валют должны подняться на 20-30%, в том числе юаня КНР - с 8,28 до 5,1-5,3, а иены - с 110-112 до 82-85 за доллар. Но снижение курса доллара только на 5 иен означает сокращение японского ВВП на 1% в год. Китайский "мыльный пузырь" также быстро "сдуется", если курс юаня вырастет в 1,5 и более раза. Вот почему азиаты будут отчаянно противиться реализации планов Вашингтона. Но это сопротивление может быть легко сломлено. Согласованная скупка азиатских валют, будучи инициированной Федеральной резервной системой США, приведет к сбросу долларовых активов банками региона. Снижение курса доллара по отношению к азиатским валютам в 1,3-1,5 раза выглядит еще более реальным, если США заручатся поддержкой европейцев, ослабив давление на евро. Однако здесь возникает обратная ловушка: "выход из доллара" будет сопряжен с сокращением спроса на американские обязательства, а необходимость заимствований вызовет рост процентных ставок, чего меньше всего желают американцы. Так каким же может стать развитие событий? Идеальным для США было бы проведение "психической атаки", началом которой могла бы стать масштабная акция по снижению курса доллара на азиатских рынках. На следующем этапе экстренное заседание глав центробанков и финансовых министерств G-7 заключило бы соглашение, подобное Plaza Accord 1987 г., в котором было закреплено новое соотношение валютных курсов. Насколько готовы окажутся американцы разыграть эту весьма рискованную в нынешней ситуации многоходовку, покажет время. Впрочем, необходимость изменения соотношения основных мировых валют уже не вызывает сомнений. Опасность состоит лишь в том, что в процессе поиска новой точки равновесия система может выйти из-под контроля.

Вернуться к содержанию выпуска

   ВБ подготовил доклад о зависимости эффективности экономики страны от правового регулирования бизнеса
   
(РБК, 07.10.03)
   Всемирный банк планирует опубликовать доклад о зависимости эффективности экономики страны от регулирования бизнеса. Данные доклада свидетельствуют о том, что чем меньше регулируется бизнес, тем эффективнее экономика страны. В сотрудничестве с рядом академий, консалтинговых компаний и юридических фирм ВБ рассчитал затраты, необходимые для осуществления пяти основных этапов развития коммерческой фирмы, в 130 странах мира. В докладе банк анализирует то, как правовые нормы регулируют вопросы регистрации компании, получения кредита, найма и увольнения сотрудников, выполнения контрактов и успешного ведения в суде дела по банкротствам.
   Наименее регулируемые и соответственно наиболее эффективные экономики - в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании и США. В одном ряду с этими странами стоят Сингапур и Сянган (Гонконг). К лидерам присоединяются Дания, Норвегия и Швеция - страны, в которых лишь недавно были установлены регулирующие ведение бизнеса нормы. Страны с наиболее неэффективным регулированием и законодательными нормами - Боливия, Буркина-Фасо, Чад, Коста-Рика, Гватемала, Мали, Мозамбик, Парагвай, Филиппины и Венесуэла. В большинстве стран Африки, Латинской Америки и странах бывшего Советского Союза избыточные регулирующие нормы "душат" производственную деятельность.
   Законодательные системы, помогающие компаниям обеспечить выплаты долга, - самый важный фактор привлекательности для бизнеса. Например, суды в Гватемале решают простейшие вопросы инкассирования векселей четыре года. В Бразилии для обеспечения принудительной выплаты долга через суд потребуется более пяти лет.
   Аналогичные различия были зафиксированы в исследуемых странах мира и в системе регистрации нового бизнеса. В Австралии регистрация фирмы практически не потребует средств, на регистрацию уйдет два дня и с помощью двух судебных процедур частная компания будет зарегистрирована. Начало нового бизнеса в Анголе стоит $5 тыс. 531, что более чем в девять раз превышает доход на душу населения этой страны, процедура займет 146 дней. В таких условиях, при обременительных законодательных нормах, выгоднее становится создание подпольной экономики.
   В Боливии, экономика которой регулируется жесткими нормами, значительная часть компаний функционирует вне правительственного контроля. А это означает, что для больших сфер бизнеса проблематично получать кредиты, практически нет средств по разрешению споров и сотрудники таких компаний практически не получают социальной поддержки.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новый индекс коррумпированности
   
(По материалам BBC NEWS, 07.10.03, и статьи «Честности не прибавилось», «Ведомости», 08.10.03, авторы – Михаил Оверченко и Игорь Федюкин)
   Согласно последним данным, коррупция остается важной проблемой в целом ряде развивающихся стран. Кроме того, аналитики отмечают рост коррупции в некоторых развитых государствах.
   Согласно ежегодному «Индексу коррумпированности» (Corruption Perception Index – CPI), подсчитываемому антикоррупционной организацией Transparency International (TI), к числу наиболее коррумпированных стран мира относятся Бангладеш, Нигерия и Гаити. В свою очередь, наименее коррумпированными странами, в которых бизнес испытывает наименьшее сопротивление со стороны жадных до денег чиновников, относятся Финляндия, Дания, Исландия и Новая Зеландия.
   Индекс Transparency International отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями, аналитиками, специалистами по оценке рисков, проживающими как в самих странах, так и за их пределами. Он составлен на основе данных, полученных в ходе 17 опросов, проведенных независимыми исследовательскими центрами.
   Председатель TI Питер Ейген с грустью отметил, что положение с коррупцией в некоторых развивающихся странах, находящихся в самом низу списка CPI, пока и не думает улучшаться. Он также отметил распространение коррупции в ряде развитых стран, таких как США, Израиль, Люксембург и Канада. Так, в 2003 году CPI США сократился с 7.7 до 7.5 (страна считается свободной от коррупции при CPI равном десяти, и полностью коррумпированной при CPI равном одному).
   Доктор Ейген отметил, что 70% из числа представленных в списке стран имели CPI меньше пяти. В это число входят 90% развивающихся стран, находящихся в списке. Вместе с тем, Ейген заявил, что TI удалось добиться определенных успехов в привлечении внимания международного сообщества к проблеме коррупции. «Сегодня люди, наконец, начали понимать, насколько широко распространилось это зло, и какую опасность оно несет. Нам удалось создать крупную международную коалицию [по борьбе с коррупцией]», – говорит он.
   "Балл коррумпированности" России остался на прошлогоднем уровне. По оценке Transparency International, представления людей об уровне коррупции в России с прошлого года не изменились - наша страна заняла лишь 86-е место по честности среди 133 стран, исследуемых этой организацией. По словам генерального директора "Трансперенси Интернешнл - Р" Елены Панфиловой, нашу страну анализировали пристальнее других, по ней было проведено 16 исследований. И более высокие оценки, например, Белоруссии или Ирана, она объясняет недостатком информации об этих странах. "В 2002 г. Белоруссию оценивали по трем исследованиям - так она вообще в тридцатку вошла. В этом году [ее оценили] по пяти исследованиям - и она сразу упала на 53-е место", - рассказала Панфилова.
   Авторы исследования подчеркивают, что год от года меняются выборка и методология опросов, поэтому сравнивать результаты нужно осторожно. В 1996 г. Россия впервые стала объектом исследования и набрала 2, 5 балла.
   Затем оценка упала до 2, а с 2000 г. начала расти и в прошлом году достигла 2, 7 балла. В этом году ситуация с коррупцией в стране, с точки зрения россиян, не улучшилась.
   Некоторые данные из отчета Transparency International.
   Наиболее коррумпированные страны мира (в списке всего 133 позиций):
   Конго (113 место), Эквадор, Ирак, Съерра-Леоне, Уганда, Кот д’Ивуар (118 место), Киргизстан, Ливия, Папуа Новая Гвинея, Индонезия (122 место), Кения, Ангола (124 место), Азербайджан, Камерун, Грузия, Таджикистан, Бирма (129 место), Парагвай, Гаити (131 место), Нигерия (132 место), Бангладеш (133 место).
   Страны, в которых отмечено улучшение ситуации с коррупцией:
   Австрия, Бельгия, Колумбия, Франция, Германия, Ирландия, Малайзия, Норвегия, Тунис.
   Страны, в которых отмечено ухудшение ситуации с коррупцией:
   Аргентина, Беларусь, Чили, Канада, Израиль, Люксембург, Польша, США, Зимбабве

Вернуться к содержанию выпуска

   О глобальном индексе деловой активности в секторе услуг
   
(По материалам статьи «Сектор услуг оживает», «Ведомости», 06.10.03, автор - Игорь Федюкин)
   Аналитики американского инвестбанка J.P. Morgan изобрели новый индикатор самочувствия мировой экономики. С сентября они начали рассчитывать Глобальный индекс деловой активности в секторе услуг. Как оказалось, непроизводственный сектор рос в сентябре не только в выходящих из стагнации США, но и в Германии и Франции. В России сектор услуг растет чуть медленнее, чем в США, но гораздо активнее Западной Европы и, по мнению экспертов, останется самым динамичным сектором российской экономики и в ближайшие годы.
   Судя по Глобальному индексу активности в секторе услуг мировая сфера услуг демонстрирует хорошие темпы роста. Индекс, составленный на основе опросов менеджеров по закупкам (PMI), достиг в сентябре отметки 59,8 (превышение индексом отметки 50 свидетельствует о росте деловой активности). Индекс составлен на основе национальных индексов по 11 странам, на которые в общей сложности приходится 60% мирового ВВП. Самый большой удельный вес в этом индексе у США (27/60), Россия - единственная развивающаяся страна в списке (ее вес - 1/60). Ни Япония, ни Китай в индексе не учитываются.
   "Мировой сектор услуг ожил после окончания войны в Ираке, - говорит Дэвид Хенсли из J.P. Morgan. - Деловая активность растет темпами, не виданными с 2000 г. Усиление спроса на услуги уже конвертируется в рост числа рабочих мест, особенно в США". Составители индекса отмечают рост сектора услуг во всех крупнейших европейских странах. В сентябре сектор услуг в Германии рос второй месяц подряд, а показатель PMI составил 52,4 по сравнению с 51,8 в августе. В Великобритании PMI растет уже полгода и в сентябре достиг 58,7. Рост сектора услуг ускорился в сентябре по сравнению с августом также в Италии и Франции. В США, на которые приходится 27% мирового непромышленного сектора, индекс Института менеджеров по закупкам составил в сентябре 63,3, несколько снизившись по сравнению с рекордным показателем 65,1 в июле и августе. "В последние десятилетия экономический рост в развитых странах происходит в основном за счет сектора услуг, - говорит Владимир Тихомиров из ФК "НИКойл". - А сейчас именно оживление потребительского спроса в этих странах помогает вытаскивать экономику из рецессии".

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости нефтяного рынка
   
(По информации РБК, 08-10.10.03)
   До окончания зимнего периода 2003-2004 гг. цены на нефть в США будут удерживаться на уровне близком к 30 долл./барр., прогнозируют эксперты американского Минэнергетики. По мнению экспертов, ОПЕК в начале 2004 г. предпримет еще одно сокращение поставок нефти на мировой рынок, что обеспечит сохранение высоких цен на нефть до окончания зимы. В соответствии с прогнозом Минэнергетики США, ОПЕК в 2004 г. уменьшит добычу нефти до 23,3 млн. барр./день. В то же время поставки нефти из несостоящих в ОПЕК государств останутся высокими.
   Эксперты отмечают, что предпринимаемые ОПЕК действия свидетельствуют о том, что картель готов потерять часть своей доли мирового рынка нефти ради сохранения высоких цен на нефть.
   Тем временем, как сообщается в докладе Международного энергетического агентства, мировая добыча нефти в сентябре 2003 г. достигла 80 млн. барр./день. Относительно предыдущего месяца мировая нефтедобыча выросла на 300 тыс. барр./день. При этом поставки независимых экспортеров за сентябрь выросли на 135 тыс. барр./день. Поставки ОПЕК сырой нефти выросли на 90 тыс. барр./день, а газового конденсата - на 70 тыс. барр./день. Добыча нефти по 11 странам ОПЕК (включая Ирак) за сентябрь достигла 26,66 млн. барр./день.
   По мнению экспертов агентства, страны ОПЕК не предпримут сокращения поставок нефти в декабре 2003 г., если их усилия не поддержат независимые экспортеры нефти.
   По итогам августа 2003 г. запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР составили 2,551 млрд. барр. По сравнению с июлем запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР выросли на 3 млн. барр. Общий рост показателя за месяц произошел вследствие увеличения запасов нефтепродуктов. При этом запасы нефти в августе понижались в среднем на 640 тыс. барр./день.
   В то же время, отмечают эксперты Международного энергетического агентства, запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР на момент окончания летнего сезона 2003г. установились на 76 млн. барр. ниже, чем были в аналогичном периоде 2002 г. Запасы нефти и нефтепродуктов в настоящее время соответствуют 53 дням поставки форварда, что на 2 дня ниже аналогичного показателя 2002 г.

Вернуться к содержанию выпуска

   Мировые цены на медь стабильно растут, а ее запасы на биржах сохраняются рекордно низкими
   
(РБК, 09.10.03)
   Складские запасы меди на трех ведущих мировых биржах третий месяц подряд (с июля 2003 г.) сохраняются ниже психологической отметки 1 млн. тонн. Эксперты отмечают, что уже три месяца запасы меди на биржах остаются рекордно низкими за два последних года.
   На момент окончания сентября 2003 г. складские запасы меди на Лондонской бирже металлов (LME), Нью-Йоркской товарной бирже (COMEX) и Шанхайской финансовой бирже (SHFE) составили 936,212 тыс. тонн. С начала 2003 г. запасы снизились на 356,776 тыс. тонн, а по сравнению августом - на 53,194 тыс. тонн. В сентябре уменьшение запасов меди было одновременно отмечено на трех ведущих мировых биржах.
   Мировые цены на медь с начала 2003 г. продолжают стабильно расти, отмечают эксперты. Так, средняя официальная цена меди на Лондонской бирже металлов (LME) по итогам сентября составила 1,790 тыс. долл./тонна. Эксперты отмечают, что цена сентября превышает показатели предыдущих месяцев с начала 2003г., а также выше аналогичных среднемесячных показателей 2002 г.

Вернуться к содержанию выпуска

   О международной торговле стальной продукцией
   
(БИКИ, 25.09.03)
   При мониторинге последних тенденций в международной торговле стальной продукцией для экспертов наибольший интерес представлял объем ее импорта в КНР и США (крупнейшие рынки сбыта). Как отмечает журнал Metal Bulletin, в I полугодии 2003 г. мировая выплавка стали увеличилась по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 8,2%. Согласно прогнозу, в целом за 2003 г. производство стали в мире возрастет на 7% - до 970 млн. т (в 2002 г. - 902 млн.).
   Мировой экспорт стальной продукции в 2001 г. несколько снизился, а в 2002 г. увеличился на 2,5%. В 2003 г. темпы прироста мирового экспорта, как ожидают, существенно повысятся и по сравнению с 2002 г. составят примерно 8%.
   Большинство традиционных стран-экспортеров в текущем году стремятся расширить поставки стальной продукции на внешние рынки. Крупнейшим экспортером стальной продукции в 2002 г. была Япония, за ней следовали Россия, Евросоюз и Украина.
   Наблюдались высокие темпы роста ее экспорта из КНР и США. Так, в апреле 2003 г. вывоз стальной продукции из США превысил 900 тыс. т, тогда как обычно этот уровень составлял примерно 450 тыс. т в месяц. Вывозилась главным образом горяче- и холоднокатаная рулонная сталь. Основными рынками сбыта являлись Канада, Мексика, КНР и в меньшей степени - Италия. В то же время импорт черных металлов в США в прошлом году продолжал снижаться и доля импорта в общих поставках данной продукции на американский рынок была более низкой.
   В марте - мае 2003 г. импорт стальной продукции в КНР, по данным Metal Bulletin, превышал 3,5 млн. т в месяц. Экспорт из КНР в январе - мае 2003 г. возрос на 75% по сравнению с тем же периодом 2002 г., в мае - до 903 тыс. т. Рекордный уровень поставок за рубеж наблюдался в январе - апреле 2000 г., когда вывозилось примерно по 1 млн. т в месяц. Из КНР вывозится в основном катанка, горячекатаный пруток, арматурная сталь, слябы и горячекатаная рулонная сталь. Поставки осуществлялись в основном в другие страны Азии - на Тайвань и в Республику Корея.
   Традиционным экспортерам стальной продукции из промышленно развитых стран, по-видимому, придется считаться с новыми конкурентами.
   Китай стал привлекательным для иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это в свою очередь способствовало расширению мощностей в черной металлургии. К концу 2004 г. в стране предполагается ввести в эксплуатацию мощности в объеме 12 млн. т стали в год и в 2008 г. - еще 30 млн. т. Китайские стальные компании смогут удовлетворить потребности внутреннего рынка в стальной продукции и будут искать новые рынки сбыта, чтобы быстрее окупились инвестиции.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Электронная коммерция: взгляд изнутри
   
(По материалам BusinessWeek, 02.10.03)
   В ходе этого исследования компаний, занимающихся электронной торговлей, организованного расположенной в Атланте службой интернет-хостинга Interland, были опрошены представители 260 предприятий, владеющих интернет-сайтами и являющихся клиентами Interland. Согласно полученным в ходе опроса данным, компании-респонденты планируют заработать в ходе предстоящего Рождественского сезона распродаж до 10% от своего совокупного дохода в 2003 году.
   Чуть более половины (56%) респондентов считают, что интернет-сайты внесут ощутимый вклад в их годовые показатели. При этом, 46% опрошенных надеются на то, что значительная доля их продаж в Рождественский период будет осуществляться через Интернет. Половина компаний из этой группы считает, что на продажи через Сеть придется до 10% от их годовых продаж. Доля компаний, оценивающих продажи через Сеть как более чем 50% от своего бизнеса, составляет 22%.
   26% компаний, пока еще не занимающихся электронной торговлей, собираются организовать продажи через свой интернет-сайт в течение ближайших двух лет. Что же касается компаний, уже занимающихся электронной торговлей, то в 45% случаях на их сайтах предлагается всего по пять или менее наименований товаров, тогда как 40% компаний предлагают приобрести 20 и более наименований товаров.
   37% компаний обновляют свой сайт чаще, чем раз в месяц, причем 38% опрошенных заявили о том, что они вряд ли стали бы вести бизнес с предприятием, не имеющим собственного интернет-сайта. 68% респондентов регулярно используют для связи со своими партнерами электронную почту.
   33% участников опроса заявили, что они занимаются бизнесом не более пяти лет. Доля компаний с опытом работы от 6 до 10 лет составила 25%, а с опытом работы свыше 10 лет – 42%. В 57% случаев в компаниях, участвовавших в исследовании, работало не более пяти постоянных сотрудников. Ежегодный доход участвовавших в опросе компаний составляет от $250 000 до более чем $5 млн.

Вернуться к содержанию выпуска

   Как арабские авиакомпании выходят из кризиса
   
(По материалам статьи «Особые маршруты шейхов», «Компания», 06.10.03, автор - Юлия Мифаева)
   После событий 11 сентября 2001 года авиакомпании арабских стран пострадали от сокращения воздушных перевозок не меньше, чем их европейские или американские конкуренты. Однако для выхода из кризиса арабские перевозчики не стали проводить слияния и сокращать рейсы. Здесь решили сделать ставку на развитие региональных перевозок, обновление имиджа авиакомпаний и привлечение иностранных специалистов.
   Некоторые перевозчики, в том числе Gulf Air и Qatar Airways, не стесняются использовать для обновления бизнеса государственные субсидии. Другие – к примеру, быстро развивающаяся Emirates Airline – рассчитывают на собственные средства. В любом случае авиакомпании арабских стран стараются показать «городу и миру», что дела идут лучше, чем это кажется со стороны. Этот «оптимистический сигнал» адресован пассажирам, партнерам (например, туристическим компаниям) и авиастроителям.
   Подобные действия кажутся необычными на фоне того уныния, в котором пребывает американская и европейская авиация. В условиях сокращения западными перевозчиками заказов на новые самолеты Emirates Airline объявила о готовности потратить около $15 млрд. на обновление своего парка.
   У истоков создания Emirates Airline стояли представители королевской династии Дубая и ветеран British Airways Морис Фленеган. В январе 1985 года Мориса Фленегана, в тот момент возглавлявшего национальный комитет по туризму Дубая, вызвали во дворец министра обороны шейха Мохаммеда аль-Мактума. Шейх с порога озадачил британца залпом вопросов: «Я хочу создать авиакомпанию – и чем скорее, тем лучше. Сколько это будет стоить? И сколько времени займет?» Зная по опыту, что шейх ценит быстроту реакции, Фленеган ответил: «Десять миллионов долларов».
   Требуемая сумма была выделена, и вскоре небольшая группа специалистов – в основном из British Airways – в обстановке строжайшей секретности начала работу над созданием Emirates Airline. Присматривать за проектом королевская семья поручила представителю молодого поколения династии – шейху Ахмеду бен-Саиду аль-Мактуму.
   Интерес династии аль-Мактумов к авиации объяснялся просто. В отличие от других эмиратов, составляющих ОАЭ, Дубай не может похвастаться солидными запасами нефти. Поэтому в начале 1980-х годов эмират решил сделать ставку на туризм и превратить Дубай в крупный туристический центр. Для этого была необходима своя авиакомпания. Собственными квалифицированными кадрами для ее создания Дубай не располагал, из-за чего пришлось прибегнуть к услугам экспатов. В развитии арабской авиакомпании и ее наземного хозяйства принимали участие британские менеджеры и пилоты, индийские строительные рабочие и выходцы из многих других стран.
   Уже в октябре 1985 года новая авиакомпания совершила первый рейс. Первоначально весь флот состоял из двух арендованных самолетов, перевозивших пассажиров внутри региона. Однако за скромным началом последовал быстрый взлет. В истории Emirates Airlines был лишь один убыточный год – 1986-й, в дальнейшем компания приносила только прибыль.
   Сегодня, спустя 18 лет, компанию возглавляют те же люди – шейх Ахмед бен-Саид аль-Мактум и Морис Фленеган. Официально владеет ею по-прежнему государство. Конкуренты говорят, что благодаря своему статусу Emirates Airlines надежно защищена от экономических неурядиц. Мол, случись что – и богатые арабские шейхи подкинут деньжат на спасение «карманной авиакомпании». Морис Фленеган из сил выбивается, доказывая, что это не так. По его утверждению, за исключением первоначальных $10 млн. государство не выделило на развитие Emirates Airline ни дирхама.
   Государственный статус представляется Фленегану важным преимуществом, пусть даже он и не приносит прямых материальных выгод. Менеджер видит проблему многих западных авиакомпаний в том, что они вынуждены заискивать перед акционерами, которые нередко предпочитают быструю прибыль долгосрочным бизнес-интересам.
   Стремление сохранить независимость заставляет Emirates Airlines отказываться и от участия в международных авиационных альянсах, хотя подобные предложения поступают постоянно. По убеждению руководства компании, подобные альянсы противоречат принципам свободного рынка, поскольку создаются для того, чтобы вытеснить из бизнеса мелких конкурентов.
   События 11 сентября 2001 года ознаменовали собой черный день для авиакомпаний всего мира – пассажиры в один миг перестали доверять авиации. В случае Emirates Airline имелся и дополнительный минус – антиарабские настроения на Западе. Пассажиры в Европе были убеждены: поскольку Эмираты находятся рядом с гнездом мирового терроризма Афганистаном, летать на самолетах Emirates Airline небезопасно. Загрузка рейсов компании снизилась до необычайно низкого для нее показателя – 64%, и перспективы вырисовывались не самые радужные.
   В отличие от многих представителей отрасли Emirates Airline избежала искушения попытаться решить проблему посредством массовых увольнений. Лишь на время компания ограничила набор новых сотрудников, но те, кто уже работал в EA, сохранили свои места. Антикризисный план Emirates Airline состоял в том, чтобы работать так, как будто ничего не произошло. Business-as-usual – такими словами окрестили эту стратегию позже.
   В ноябре 2001 года на международном салоне Dubai Airshow авиакомпания объявила, что намерена заказать у корпораций Airbus и Boeing партию пассажирских самолетов новейших моделей на сумму более $15 млрд. Со времени террористической атаки на США прошло всего около двух месяцев, однако терпящие убытки авиакомпании успели отозвать заказы на строительство новых самолетов. В свою очередь, менеджеры авиастроительных компаний, портфель которых худел на глазах, приготовились к длинному и мучительному кризису. И вдруг на Boeing и Airbus «упал» огромный заказ и не откуда-нибудь, а с Ближнего Востока.
   Спустя полгода после терактов Фленеган в интервью одному авиационному изданию объяснил, почему «вдруг» Emirates Airline решила пополнить авиапарк: «Я уже давно в этом бизнесе и много раз был свидетелем того, как быстро туризм оправляется после трагических событий. Люди не забудут об этих событиях, но со временем все-таки поймут, что, несмотря на случившееся 11 сентября, летать самолетами гораздо безопаснее, чем, скажем, переходить площадь Пикадилли в Лондоне».
   2001/2002 финансовый год Emirates Airline завершила с прибылью в $127 млн. Шейх Ахмед бен-Саид аль-Мактум скромничать не стал: «В обычный год наши результаты стали бы выдающимся достижением, но для 2001/2002 года они исключительны и, возможно, уникальны». Итоги 2002/2003 финансового года (он закончился в мае), а именно прибыль в $247 млн., шейх назвал уже «сюрреалистическими».
   Emirates Airlines – самая заметная авиакомпания на арабском Востоке, но далеко не единственная. Другой пример быстро развивающейся авиакомпании в этом регионе – катарская Qatar Airways. В 2001 году ее название тоже попало в заголовки новостей. Тогда компания стала первым заказчиком модели Airbus A319CJ – корпоративного самолета, спроектированного специально для VIP-путешествий. Экономический бум, переживаемый сейчас Катаром, превратил эту небольшую страну в один из перспективных деловых и развлекательных центров мира, что, в свою очередь, привело к увеличению пассажиропотока. Почувствовав тенденцию, власти Катара выделили $750 млн. на строительство нового аэропорта к востоку от столицы страны. Он должен вступить в строй к началу Азиатских игр, которые Катар будет принимать у себя в сентябре 2006 года.
   Успехи Qatar Airways стали решающим фактором в решении правительства Катара в начале 2002 года изъять свою долю из Gulf Air – одной из старейших авиакомпаний в регионе, которая принадлежит сейчас правительствам Бахрейна, Абу-Даби и Омана. Gulf Air тоже страдала от недозагрузки рейсов. Для вывода авиакомпании из кризиса в мае 2002 года был приглашен на работу бывший глава австралийской Ansett Джеймс Хоган. Под его руководством специалисты разработали трехлетний план преодоления последствий кризиса, одобренный всеми тремя «акционерами». В 2002 году правительства Бахрейна, Абу-Даби и Омана выделили на восстановительные мероприятия незапланированные $238 млн. Ныне Gulf Air, имеющая в распоряжении 30 авиалайнеров, летает в 45 городов Европы и Азии.
   Еще до того, как Катар вышел из Gulf Air, появились слухи о том, что такое же решение может принять и правительство Омана, причем по схожим мотивам. В этой стране действует собственная авиакомпания Oman Air, которая в последние два-три года стала заметным игроком на местном рынке. В ее активе сейчас три Boeing 737 (на подходе еще три аналогичные модели) и один A310. Самолеты Oman Air доставляют пассажиров в страны Ближнего Востока, Восточной Африки и Индии. Ожидается, что в ближайшее время география маршрутов будет расширена. Кстати, именно Oman Air приютила у себя более 40 высококвалифицированных пилотов и штурманов, после того как их прежний работодатель – скандинавский авиаперевозчик SAS – перешел на режим жесткой экономии и начал увольнять персонал.
   Рост арабской авиации объясняется тем, что спрос на региональные авиаперевозки удовлетворен не полностью. Об этом свидетельствует, например, создание в 2002 году частной Pluto Airlines, базирующейся в Шардже. Два принадлежащих ей аэробуса, совершающих рейсы между ОАЭ, Катаром, Оманом и Ливаном, проблем с загрузкой пока не испытывают.
   Как ни парадоксально, отчасти этот спрос был спровоцирован и событиями 11 сентября. Десятки тысяч арабов, которые привыкли проводить лето в Европе или Соединенных Штатах, в 2002 году решили не покидать пределы региона – в основном из-за антимусульманских настроений, разгулявшихся в странах Запада. В результате расцвел внутренний туризм, в том числе на «новых старых» маршрутах. До начала гражданской войны в 1975 году Ливан был излюбленным местом отдыха для многих арабов – не случайно эту страну называли Швейцарией Ближнего Востока. С началом войны поток туристов в Ливан иссяк. Сегодня Ливан, похоже, возвращает себе позиции крупного туристического центра. В выигрыше и местная авиакомпания – Middle East Airlines, которой туристический ажиотаж помог почти полностью оправиться от проблем, возникших еще до терактов 2001 года. MEA, которая совсем недавно не могла выбраться из долгов, тоже размещает крупный заказ в Airbus и строит планы, как потеснить на ближневосточных маршрутах Emirates Airline.
   По-прежнему одним из наиболее оживленных туристических и бизнес-центров региона остается Каир. Национальной авиакомпании Egypt Air довелось пройти через те же испытания, что и ее коллегам. Дополнительной проблемой для египтян стал негативный имидж, сложившийся после двух крупнейших авиакатастроф, произошедших с ее самолетами – Boeing 767 в 1999 году и Boeing 737 в 2002-м. В качестве главной антикризисной меры была выбрана реструктуризация, в процессе которой Egypt Air превратилась в холдинг, объединяющий несколько компаний. Вместе с тем египетское правительство и думать не хочет о возможной приватизации компании, которую наряду с Суэцким каналом считает важнейшим государственным активом.
   Однако среди арабских стран есть и такие, где считают приватизацию государственных авиакомпаний важным условием их развития. Первыми в свободное плавание были отпущены Royal Jordanian, Kuwait Airways и Saudi Arabian Airlines.

Вернуться к содержанию выпуска

   Сможет ли Sony вновь стать лидером рынка бытовой электроники?
   
(Cnews.ru, 10.10.03)
   Основатель японской корпорации Sony Масару Ибука 25 лет назад обнаружил, что производимый его фирмой проигрыватель слишком тяжел, чтобы брать его с собой в командировку. Он попросил инженеров придумать плеер поменьше, с наушниками. Так появился знаменитый Walkman - облегченная вариация проигрывателя Pressman. Он был запущен в производство в 1977 году. Благодаря энергии первых руководителей компании - таких как Масару Ибука и председатель правления Акио Морита - Sony превратилась из крошечного производителя радиоприемников в крупнейшую в мире компанию по изготовлению бытовой электроники. Но удержаться на вершине успеха на долгое время оказалось нелегко. В апреле инвесторов поразили известия о неожиданных квартальных убытках компании в размере $1 млрд. Этому даже было придумано специальное название - "шок Sony". Причиной тому стали неудачи основного - "электронного" - подразделения компании, пострадавшего от затоваривания, морально устаревшей продукции и высоких затрат на производство. "Sony раньше была инновационной компанией, законодательницей моды, но в последние годы она плетется позади рынка, - считает аналитик Standard & Poor's Джон Янг. - Sony слишком быстро стала расти в разных направлениях, хотя ей надо было сосредоточиться на главном". С тех пор, как в марте 2000 года акции Sony достигли исторического максимума, они подешевели уже на 89%. В апреле этого года они упали до семилетнего минимума. В октябре текущего года компания проведет собрание, посвященное выработке новой стратегии, в частности попытается убедить инвесторов в своей решимости поправить дела в убыточном электронном подразделении. Руководство уже выделило 280 млрд. йен ($2,5 млрд.) на трехлетнюю реструктуризацию. Председатель правления Sony Нобуюки Идеи на собрании в мае указал, что производство в Японии приносит всего 30% от общего дохода компании, однако на его долю приходится половина всех затрат. Особенно досаждают Sony два отечественных завода по производству массивных телевизоров, оснащенных ЭЛТ-трубками. "Объемы продаж телевизоров с ЭЛТ-трубками падают, цены на них снижаются, и у нас скапливаются нераспроданные запасы, так что нам ничего не остается, кроме как избавиться от этих мощностей", - сказал финансовый директор Sony Такао Юхара в интервью Reuters в июле. Знаменитые телевизоры Trinitron производства Sony долгое время царили на рынке. Однако, как отмечают аналитики, компания "проспала" переключение спроса на телевизоры с плоским экраном. Данное нововведение сопоставимо с переходом от черно-белого телевидения к цветному. По данным исследовательской компании DisplaySearch, в 2002 году Sony занимала 5 место в мире по производству телевизоров с жидкокристаллическим экраном с 8,1-процентной долей на рынке. Лидеры рынка - Sharp и Samsung Electronics - оставили ее далеко позади, захватив 51,5% и 17,4% соответственно. Sony планирует выпустить 12 новых телевизоров с плоским экраном в течение 2003 года и ведет переговоры с компанией Samsung о поставке недорогих жидкокристаллических экранов. Однако на рынке телевизоров с ЖК-экранами появились новые мощные конкуренты - Dell, Gateway и Canon. Все три компании являются новичками на рынке бытовой электроники. Однако феноменальный успех Apple Computer, потеснившей Sony на ее территории благодаря созданию КПК iPod, указывает на потенциальную опасность, исходящую от новичков. Sony необходимо вновь выйти в лидеры в той области, в которой она долгие годы чувствовала себя хозяйкой - в производстве телевизоров и аудиопроигрывателей. Иначе ей не добиться намеченного на 2006/07 финансовый год уровня рентабельности в 10%. В 2002/03 финансовом году рентабельность компании составляла всего 2,5%. Аналитики считают планы Sony излишне амбициозными. Однако даже двухзначное число рентабельности не означает еще обретения былой славы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Total, BP и Exxon Mobil – лидеры рынка слияний
   
(Интерфакс-АФИ, 08.10.03)
   Компаниям Total SA, BP Plc и Exxon Mobil Corp. удалось обеспечить поступление большего размера прибыли, чем другим компаниям, от сделанных в 1996-2002 годах инвестиций в рамках сделок по слияниям и поглощениям (mergers and acquisitions, M&A). Аналитики независимой консалтинговой фирмой в области энергетики Wood Mackenzie, газета отмечает, что в исследовании предприняли попытки определить размер прибыли, которую получили ведущие мировые нефтяные компании от таких сделок.
   Total SA удалось занять верхнюю строчку в списке из 11 компаний, завершив в 1996-2002 годах 10 сделок, доходность вложенных средств составила 15%. В частности, Total в 1999 году приобрела бельгийскую компанию по переработке нефти Petrofina SA, в 2000 году - французскую Elf Aquitaine SA. BP и Exxon Mobil удалось обеспечить 14% дохода. BP поглотила Amoco Corp. в 1998 году и Atlantic Richfield Corp. в 2000 году, а сама Exxon Mobil Corp. образовалась после слияния Exxon Corp. и Mobil Corp. в 1999 году.
   В исследовании учитывалась динамика изменения цен на сырьевых рынках, открытие новых месторождений нефти и некоторые другие показатели. Оказалось, что многие нефтяные компании, продемонстрировавшие хорошие результаты в исследовании, заключали сделки M&A в 1998-1999 годах, когда стоимость нефти была относительно низкой, и они получили высокие финансовые результаты от последующего роста цен на энергоносителя.
   Аналогичный показатель Royal Dutch/ Shell Group составляет лишь 11% общего размера инвестиций в сделки M&A в 1996-2002 годах. Англо-голландская компания совершила целую серию приобретений, включая сахалинский газовый проект (доля Royal Dutch/ Shell в Sakhalin Energy составляет 55%) и покупку независимой британской нефтяной компании Enterprise Oil Plc.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и информации Интерфакс-АФИ, CNews.ru, BizTime.ru, "AK&M", РБК, Autonews.ru, lenta.ru, Газета.ru, 06-10.10.03)
   Yahoo! Inc. увеличила чистую прибыль в III квартале более чем в два раза относительно аналогичного периода прошлого года за счет роста продажи рекламы. Чистая прибыль компании составила $65,3 млн. или 10 центов на акцию против $28,9 млн. или 5 центов на акцию в III квартале прошлого года. Результат на 1 цент превысил средние ожидания аналитиков. Доход Yahoo вырос на 43% - до рекордного за всю историю компании уровня в $356,8 млн. Эксперты оценивали этот показатель в $337,9 млн.
   Yahoo планирует получить в текущем году операционную прибыль на уровне $286 млн. Ранее компания заявляла, что этот показатель не превысит $260 млн. Увеличение продаж обусловлено повышением предоставления услуг, когда за плату сайт клиента появляется в начале списков с результатами поисков.
Вернуться к содержанию выпуска

   Ericsson. Компания Ericsson объявила о подписании соглашения с кредитующими банками на переразмещение облигаций общей стоимостью $1 млрд. Теперь, вместо погашения их в следующем году, шведская компания перенесла крайний срок на 2007-й. Это позволит Ericsson решить финансовые проблемы. Займы координировались банками ABN AMRO, Citigroup, Nordea и SEB Merchant Banking, а теперь к ним присоединились BNP Paribas, Credit Agricole Indosuez, Deutsche Bank, Goldman Sachs Credit Partners L.P., HSBC, JPMorgan и Morgan Stanley.
Вернуться к содержанию выпуска

   Vivendi-NBC. Французский конгломерат Vivendi Universal SA и американская NBC, принадлежащая General Electric, достигли окончательного соглашения о продаже кино-и телевизионного бизнеса французской компании в США.
   Новая компания, которая будет называться NBC Universal объединит вещательную сеть NBC и кабельные каналы (в частности, CNBC) со студиями Universal по производству телевизионных и кинофильмов. Сделка приведет к созданию шестой крупнейшей в мире медийной компании и оценивается в $14 млрд. Vivendi получит от сделки $3,8 млрд. наличными. Кроме того, NBC Universal возьмет на себя долги Vivendi на $1,6 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска

   Royal Bank of Scotland. Второй по величине банк Великобритании - Royal Bank of Scotland Group Plc - договорился о приобретении ирландского банка First Active Plc, занимающегося ипотечным кредитованием, за 887 млн. евро ($1,03 млрд.).
   Британский банк принял такое решение, так как объемы кредитов на покупку домов в Ирландии растут самыми стремительными темпами за последние три года. "Поглощение компании означает не только доступ на рынок ипотечного кредитования Ирландии, но также и передачу большой клиентской базы First Active", - считает аналитик Merrion Stockbrokers Симас Мерфи.
Вернуться к содержанию выпуска

   BP. Нефтегазовый концерн BP plc. продал 50% акций индонезийской угледобывающей компании PT Kaltim Prima Coal корпорации PT Bumi Resources. Сумма сделки составила $250 млн. Консультантами BP выступили JP Morgan и Linklaters.
   Продажей 50% в капитале Kaltim Prima Coal завершился процесс выхода BP из угледобывающих активов, начавшийся еще в 1989 году.
Вернуться к содержанию выпуска

   GE. Чистая прибыль General Electric Co. по итогам III квартала 2003 г. составила $3,65 млрд., что на 11% ниже по сравнению с $4,09 млрд. по итогам того же периода 2002 г. В то же время выручка General Electric выросла на 2% по сравнению с тем же периодом 2002 г. и составила $33,4 млрд. Финансовые результаты компании совпали с прогнозами аналитиков. Объем продаж компании сократился в III квартале 2003 г. до $16,9 млрд. с $18 млрд. по итогам III квартала 2002 г.
   Компания также понизила прогноз по прибыли по итогам текущего года. Согласно новому прогнозу, чистая прибыль составит $1,55-$1,57 на акцию, тогда как ранее предсказывалась прибыль в $1,61на акцию.
Вернуться к содержанию выпуска

   Mercedes Car Group. Продажи европейского отделения концерна DaimlerChrysler AG, Mercedes Car Group в январе-сентябре 2003 г. снизились на 2% - до 914 тыс. 600 автомобилей. При этом продажи автомобилей Mercedes-Benz снизились на 2% - до 822 тыс. 400 шт., продажи автомобилей smart - на 0,7% - до 92 тыс. 200 автомобилей.
Вернуться к содержанию выпуска

   BMW. Продажи немецкого автомобилестроительного концерна BMW AG в сентябре 2003 г. выросли по сравнению с сентябрем 2002г. на 6,3% до 102 тыс. 600 автомобилей марок BMW и Mini. При этом, продажи автомобилей BMW выросли на 5,3% до 83 тыс. 950 автомобилей, а продажи Mini - на 11,1% до 18 тыс. 350 автомобилей. В январе-сентябре 2003 г. продажи BMW AG выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2% до 815 тыс. 240 автомобилей.
   Представители компании, заявили, что рост продаж обусловлен выводом на рынок новых моделей марки BMW, включая пятую серию, продажи которой в сентябре 2003 г. составили 24 тыс. 60 автомобилей.
Вернуться к содержанию выпуска

   Jaguar. Представители компании Jaguar сообщают о рекордных объемах продаж автомобилей этой марки по результатам сентября 2003 года. За этот месяц по всему миру было продано 15613 автомобилей Jaguar, что делает прошедший сентябрь самым успешным месяцев в истории марки. Причем рекордные объемы продаж были зафиксированы в США, Италии, Испании, Японии и Англии.
   Стоит также отметить, что основным рынком сбыта автомобилей Jaguar по прежнему остается Великобритания - в прошедшем сентябре здесь было продано 6203 автомобиля, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, как отмечают специалисты, серьезная прибавка по продажам в данном случае появилась за счет выхода на рынок дизельной версии модели X-Type. В дальнейшем аналитики прогнозируют дальнейший рост продаж Jaguar X-Type за счет появления модификации с кузовом универсал.
Вернуться к содержанию выпуска

   Skoda Auto. Чешская автомобилестроительная компания Skoda Auto ACA в 2004 г. планирует произвести 481 тыс. автомобилей, против 443 тыс. в 2002 г., т.к. ожидает значительного оживления спроса на западноевропейском рынке в 2004 г. Председатель правления компании Вратислав Кулханек сообщил, что в 2005 г. Skoda планирует произвести 567 тыс. автомобилей.
   В январе-июле 2003 г. продажи Skoda составили 265 тыс. 142 автомобиля, что практически соответствует показателям прошлого года. Однако прибыль компании в I полугодии 2003 г. снизилась на 33% - до $34,3 млн. Кроме того, в I полугодии 2003 г. у компании снизилась доля на внутреннем рынке, которая составила 48% против более чем 50% годом ранее. Также росту прибыли могут помешать сильные позиции чешской кроны.
Вернуться к содержанию выпуска

   Scania. Шведский производитель грузовых автомобилей и автобусов, компания Scania AB инвстировала 35 млн. евро в расширение производственных мощностей на заводе в Голландии. Инвестиции были направлены в создание двух новых сборочных линий и в модернизацию существующего оборудования. По словам представителей компании, это позволит увеличить на 50% выпуск грузовиков - до 150 шт. в день.
   Завод Scania в Голландии был открыт в 1964г. и является крупнейшим предприятием компании за пределами Швеции, производя около 50% всего объема выпускаемых грузовиков Scania.
Вернуться к содержанию выпуска

   Scottish and Newcastle. Крупнейшая британская пивоваренная компания Scottish and Newcastle Plc продала принадлежащие ей пабы в Великобритании группе Spirit Amber за £2,51 млрд. ($4,19 млрд.). S&N выставила на продажу свои более чем 1400 пабов в апреле. Продажа осуществляется на свободной от долговых обязательств основе. S&N также объявила о семилетнем соглашении на поставку пива в эти пабы по рыночным ценам. Продажа пабов позволит производителю пива Kronenbourg, Fosters и "Балтика" сосредоточиться на деятельности в Европе. S&N занимает лидирующие позиции в Великобритании, Франции и России. В числе имущества, приобретенного Spirit, - пабы Chef and Brewer, Henry's Bar, сеть Bar 38, а также сеть недорогих гостиниц Premier Lodge, которую Spirit может продать, в свою очередь, Travel Inn, принадлежащей Whitbread Plc, или Travelodge, входящую в Permira. Spirit принадлежат более 1000 пабов, принадлежавших ранее Allied Domecq.
Вернуться к содержанию выпуска

   Motorola не будет делать микросхемы
   
(«Ведомости», 08.10.03, авторы - Джесс Друкер и Шон Янг)
   Корпорация Motorola объявила о намерении выделить производство полупроводниковой продукции в самостоятельную компанию. Как ожидается, данный шаг позволит Motorola более эффективно сфокусироваться на ее основном бизнесе - производстве сотовых телефонов и другого телекоммуникационного оборудования.
   Представители Motorola сообщили о возможном скором первичном размещении акций новой компании, в ведении которой будет производство чипов. Оставшиеся акции компании достанутся акционерам Motorola в виде не облагаемой налогом премии. Конкретные сроки этой реструктуризации пока не называются - они будут зависеть от рыночной конъюнктуры.
   В настоящее время полупроводниковый бизнес Motorola развивается не слишком успешно. Между тем и в телекоммуникационном секторе американскую корпорацию все активнее теснят ее конкуренты, в первую очередь финская Nokia и корейская Samsung Electronics. В этих условиях инвесторы одобрили план отделения полупроводникового бизнеса. Примерно две недели назад Motorola объявила о решении председателя совета директоров и генерального директора корпорации Кристофера Гэлвина оставить эти посты. Причиной такого решения стали разногласия в совете по поводу корпоративной стратегии. Впрочем, по вопросу об отделении полупроводникового бизнеса, как утверждается, разногласий между директорами не было.
   В прошлом году продажи полупроводниковой продукции принесли Motorola $4,8 млрд, или 18% всех продаж. Это второе по значимости бизнес-подразделение корпорации, и дискуссии о его продаже шли уже давно. По словам информированных источников, год назад Motorola вела соответствующие переговоры с франко-итальянской компанией STMicroelectronics. "Создание на базе нынешней Motorola двух независимых компаний позволило бы корпорации более эффективно реализовать имеющийся потенциал", - говорит Гэлвин. Финансовый директор Motorola Дэвид Девоншир также указывает, что разделение упростит оценку обоих направлений бизнеса, особенно если учесть четко выраженную циклическую динамику всей полупроводниковой отрасли.
   Последние несколько лет стали для Motorola периодом масштабной реорганизации бизнеса. Корпорация сократила около 60 000 рабочих мест, т. е. примерно 40% своего штата. Для полупроводникового подразделения была разработана "разгрузочная" стратегия, включающая закрытие производственных мощностей и передачу их функций на аутсорсинг сторонним организациям.
   Аналитики одобрили план разделения корпорации. "Основное подразделение сможет сосредоточить силы на своем ключевом бизнесе, но и для полупроводникового бизнеса это будет положительным фактором, - считает Том Старнс, аналитик из Gartner Dataquest. - Это подразделение сможет более оперативно выводить на рынок новейшие разработки корпорации".
   За первое полугодие 2003 г. сотовое подразделение Motorola потеряло часть своей рыночной доли. К тому же руководство американской корпорации признало, что ее новые модели сотовых трубок, поставка которых крупнейшим операторам США была запланирована на отпускной сезон, появятся с опозданием. Некоторые инвесторы также считают целесообразным продать подразделение Motorola, специализирующееся на производстве инфраструктуры для беспроводных сетей, хотя это подразделение в прошлом году вернулось к прибыльности.
   По данным исследователей из IC Insights, в первом полугодии Motorola была вытеснена из десятки ведущих мировых поставщиков чипов. Несмотря на проводимую реструктуризацию, полупроводниковое подразделение в этом году начало приносить убыток. Правда, Тим Льюк, аналитик из Lehman Brothers, считает, что в 2004 г. это подразделение снова может добиться прибыльности.
   Наилучшим образом у Motorola развивается бизнес, ориентированный на поставку чипов для автомобилестроения и промышленного применения, в то время как продажи микросхем для сотовых телефонов и сетевых устройств оставляют желать лучшего.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новые поглощения General Electric
   
(По информации РБК, 10.10.03, «Ведомости», 06.10.03)
   General Electric Co. - крупнейший мировой производитель сканирующих устройств, использующихся в медицине, сообщил о намерении приобрести Amersham Plc за $9,5 млрд. Amersham - крупнейший мировой поставщик контрастных веществ, использующихся в сканирующих устройствах. Слияние с Amersham Plc приблизит General Electric к созданию новых систем сканирования, которые позволяют выявлять заболевание на его ранних стадиях. General Electric считает, что данная сделка позволит увеличить операционную прибыль компании, начиная с 2005 г., на $100-$200 млн. в год.
   Кроме того, General Electric хочет стать совладельцем французского аэрокосмического гиганта Snecma. 97% акций компании принадлежит правительству Франции, но уже в начале следующего года пакет или его часть могут быть выставлены на торги.
   Председатель совета директоров и гендиректор GE Джеффри Иммельт объявил о намерении своей компании участвовать в приватизации Snecma. "Мы посмотрим, что решит французское правительство, но Snecma имеет важнейшее, стратегическое значение для нашего направления по строительству аэродвигателей, - сказал Иммельт в интервью газете Les Echos. - Таким образом, мы очень заинтересованы в приватизации группы. Инвестировав в нее, мы закрепим существующие между нами соглашения". GE и Snecma обладают равными долями в СП CFM International, которое производит двигатели CFM56 для узкофюзеляжных самолетов, выпускаемых компаниями Airbus и Boeing. Представитель Snecma Жоселин Террье отказалась от комментариев, мотивировав это тем, что плана приватизации компании еще не существует.
   В состав General Electric компании входит GE Aircraft Engines - крупнейший в мире производитель двигателей для военной и гражданской авиации. Snecma Group - одна из четырех крупнейших двигателестроительных корпораций в мире. Ее оборот в 2002 г. составил 6,5 млрд. евро. Snecma создает двигатели для ракет-носителей "Ариан", боевых истребителей, вертолетов и гражданских лайнеров. В числе ее основных клиентов - Airbus, Arianespace, Boeing, Dassault Aviation и Eurocopter. С группой сотрудничают 500 авиакомпаний, 2000 компаний, эксплуатирующих вертолеты, и вооруженные силы 48 стран мира.
   Один крупный сегмент рынка, не охваченный Snecma, - производство двигателей для региональных гражданских самолетов. Объем этого рынка, по оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет вырастет более чем втрое - до $50 млрд. Потому сейчас французская группа совместно с российским НПО "Сатурн" собирается запустить совместное производство двигателя SM146 для проектируемого российского регионального самолета RRJ.

Вернуться к содержанию выпуска

   HVB начал распродажу
   
(По материалам одноименной статьи, «Ведомости», 10.10.03, автор - Михаил Оверченко)
   Немецкий банк HVB, понесший рекордный убыток в прошлом году, на прошедшей неделе продал свои подразделения на десятки миллиардов евро. Привлеченные средства должны укрепить финансовое положение HVB, но избавление от активов стоило банку 2-го места по рыночной капитализации среди финансовых институтов Германии.
   HVB выделил в отдельную компанию свое подразделение ипотечного кредитования Hypo Real Estate, проведя первичное размещение его акций (IPO). Акции HVB в тот день упали на 13,2% - так рынок скорректировал стоимость банка, лишившегося с отделением Hypo Real Estate активов на 57 млрд. евро ($66,9 млрд.). В результате рыночная капитализация HVB упала до 7,5 млрд. евро ($8,8 млрд.), что на 100 млн. евро ($117,4 млн.) меньше, чем у Commerzbank. Правда, по размеру активов и капитала HVB все равно остается вторым в Германии, уступая лишь Deutsche Bank.
   Убыток HVB в 2002 г. составил 858 млн. евро ($1 млрд.). Председатель совета директоров Дитер Рампль пообещал в текущем году вернуться на уровень безубыточности, сократив расходы на 465 млн. евро ($545,8 млн.) - в частности, за счет выделения в отдельную компанию Hypo Real Estate и увольнения 1000 сотрудников. Кроме того, банк намерен увеличить коэффициент достаточности капитала с 5,6% в начале года до 7%.
   Несмотря на падение котировок на 13% , члены совета директоров HVB, как говорят сотрудники банка, "улыбались и радовались". Резкое снижение капитализации, которое в другое время могло показаться катастрофическим, на этот раз было воспринято как незаметное событие по сравнению с успешным IPO. Отделить ипотечное подразделение было очень сложно и технически, и юридически. Однако операция стала важным шагом в рамках объявленной в январе программы "Трансформация 2003". Чтобы вернуться на уровень безубыточности и увеличить коэффициент достаточности капитала до 7% , банк планирует в этом году продать рисковые активы на 100 млрд. евро ($117,4 млрд.). В июле он уже разместил на рынке 25% акций Bank Austria Creditanstalt. Таким образом, банк уже избавился от активов на 76 млрд. евро ($89,2 млрд.).
   "После отделения Hypo Real Estate наша реструктуризация выходит на финишную прямую. Сократив рисковые активы и увеличив капитал, мы сделали значительный шаг вперед", - заявил Рампль.
   HVB еще немного приблизился к цели, объявив о продаже за 500 млн. швейцарских франков ($379 млн.) принадлежащего ему швейцарского банка Bank von Ernst, предоставляющего частные услуги богатым клиентам. Покупателем стало Coutts, подразделение частных банковских услуг Royal Bank of Scotland, обслуживающее среди прочих клиентов королеву Елизавету и Дэвида Бекхэма. HVB также планирует продать другой частный банк, Bethmann, и пакет акций пивоваренной компании Brau und Brunnen, который оценивается в 200 млн. евро ($234,7 млн.). Майкл Кеммер, начальник отдела анализа рисков HVB, однако, предупреждает, что, несмотря на массовую распродажу, объем проданных к концу года активов может быть ближе к 90 млрд. евро ($105,6 млрд.), чем к 100 млрд. евро ($117,4 млрд.).

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное