Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
21 октября 2003 г. | Выпуск №370 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть) |
Содержание выпуска:
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Экспорту вредит сильная иена
Китай сохранит фиксированный курс юаня, но готов уменьшить поддержку своих экспортеров
Внешний товарооборот Китая за первые 3 квартала 2003 г. превысил $600 млрд.
Китай стал космической державой
Китай меняет курс реформ
О динамике промышленного производства в Китае
О динамике потребительских цен в Китае
Иностранным компаниям приходится на китайском рынке несладко
Об объеме иностранных инвестиций в Китай
В экономике Тибета
Жители Поднебесной увлеклись ремонтом
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Нужны ли льготы для инвесторов на развивающихся рынков?
Кризис в Боливии
Саудовская Аравия открывается для европейских банков
Опыт индийской аутсорсинговой компании
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Экспорту вредит сильная иена
(«Ведомости», 13.10.03, авторы - Митиё Накамото и Дэйвид Айбисон)
Рост курса иены портит японским экспортерам финансовые показатели. Если рост иены продолжится, японским компаниям придется выносить за пределы страны свои экспортоориентированные производства.
Недавно иена достигла курса 109,52 за $1. Это самый высокий показатель за почти трехлетний период. Но аналитики уверены, что этот всплеск может оказаться началом процесса подорожания японской валюты. "Мы считаем, что рост иены только начинается", - говорит стратег Merrill Lynch из Токио Масатоси Кикути. Большинство японских экспортеров исходит из того, что курс иены по отношению к американской валюте зафиксируется в пределах 115 - 120 иен за доллар. Но если иена будет укрепляться, избежать, даже с учетом хеджирования, негативного влияния этого роста на финансовые результаты за 2003 г. будет очень тяжело. Так, Nintendo уже объявила о том, что за первое полугодие впервые в своей истории получила убыток в размере $27,5 млн.
Сильная, особенно по отношению к американскому доллару, иена невыгодна японским экспортерам сразу по двум причинам. Во-первых, это снижает доходы от экспортных продаж, а во-вторых - снижает конкурентоспособность произведенных в стране товаров. Сейчас Sony продает в Японии всего около 30% своей продукции. А треть от общего объема экспорта приходится на США. По заявлениям представителей компании, повышение курса национальной валюты к доллару на 1 иену влечет за собой спад в продажах на $274,85 млн. и снижение операционной прибыли на $45,81 млн. Для Canon, две трети объема продаж которого также приходится на экспорт, аналогичное изменение курса означает падение продаж на $55,89 млн. и снижение операционной прибыли на $22,9 млн.
Тем не менее сейчас японские экспортеры оказались более подготовленными к трудностям, нежели в 1995 г., когда национальная валюта взлетела до уровня 79,9 иены за доллар. С тех пор ведущие японские производители приняли ряд мер по снижению зависимости от валютных колебаний. Так, половина продукции Sony вместо 42% стала производиться за рубежом. Вся непрофессиональная фотопленка Fujifilm (компания Fuji Photo Film), которая продается в США, производится в этой стране, а около 60% из продаваемых в Северной Америке автомобилей Toyota собирается в США. У Honda Motors и Nissan Motors этот же показатель равен соответственно примерно 75% и 65%. Так эти компании сделали существенную часть зарубежных доходов независимой от колебаний курса национальной валюты.
По мнению аналитика HSBC Securities Криса Рихтера, достигнутого запаса прочности крупнейшим производителям хватит на нынешний год, чтобы избежать падения доходов. Но если рост иены продолжится, то это может вынудить корпорации вынести за пределы страны дополнительные мощности.
И все же, несмотря на рост зарубежного производства, "несоответствие между объемами зарубежного производства и зарубежных продаж все еще имеет место", говорит Масатоси Кикути из Merrill Lynch. Sony уже обещала обнародовать в октябре меры по снижению зависимости от номинированных в иенах цен. Учитывая тот факт, что многие экономисты предсказывают в следующем году понижение курса доллара к иене до менее чем 100 иен за доллар, даже самые глобальные производители не могут позволить себе сидеть сложа руки.
Вернуться к содержанию выпуска
Китай сохранит фиксированный курс юаня, но готов уменьшить поддержку своих экспортеров
(По информации РБК, 14.10.03, и материалам статьи «Ответ Китая», «Ведомости», 15.10.03, автор - Игорь Федюкин)
Китай заявил о том, что требование США ввести свободно колеблющийся курс китайской валюты неоправданно. Об этом заявил представитель МИД Китая Чжан Циюэ. По словам представителя китайского МИДа, в настоящее время все больше и больше стран признают, что "стабильный курс юаня выгоден не только для региона, но и для экономического развития всего мира".
Не так давно заместитель министра финансов США Джон Тейлор заявил, что "Китай в настоящее время обладает крупнейшей в мире экономикой, которая, к тому же, продолжает динамически развиваться, а, следовательно, ей необходим свободный курс обмена национальной валюты". По словам замминистра, прекращение удержания заниженного курса обмена китайского юаня сделает американские товары на мировом рынке более конкурентоспособными. Согласно информации американских экономических аналитиков, курс обмена юаня по отношению к доллару на сегодняшний день искусственно занижен более чем на 40%, а объем экспорта китайских товаров в США сейчас превышает $100 млрд.
Центральный банк Китая сохраняет курс юаня по отношению к американскому доллару на уровне порядка 8,28 единиц с 1994 г., допуская лишь небольшие отклонения от этой цифры.
Вместе с тем, аналитики считают, что Пекин пошел на уступки США, требующих прекратить субсидирование экспорта за счет низкого курса юаня, решив уменьшить объем НДС, возвращаемого экспортерам. Эта мера, правда, не коснется наиболее важных статей экспорта.
Как объявил китайский Минфин, объем налогов, в том числе НДС, который государство сейчас возвращает своим экспортерам, снизится с 1 января 2004 г. в среднем на 3 процентных пункта. Согласно новым правилам объем налогов, возвращаемых государством экспортерам, снизится с 17% до 13% для некоторых электрических приборов, одежды и текстиля, с 15% до 13% - для стали, химикатов и пластмасс, обуви и часов, с 13% до 11% - для угля и удобрений. Вовсе перестанут возвращать налог экспортерам обогащенной металлической руды, сырой нефти, древесины и целлюлозы. Однако предприятия наиболее важных для государства отраслей сохранят свои льготы. Производители новейшей электроники и телекоммуникационного оборудования, оборудования для автомобилей и самолетов, корабле- и автостроители будут по-прежнему получать назад 17% уплаченных налогов. А экспортеры некоторых видов сельхозпродукции даже станут получать назад не 5%, а 13% уплаченных налогов.
Китайские чиновники уверяют, что с ростом китайской экономики система возврата налогов обходится государству все дороже. "Чем быстрее рост экономики, тем тяжелее финансовое бремя на бюджет", - заявил в пятницу премьер Госсовета Вэнь Цзябао. Согласно заявлению Минфина, реформа призвана не сократить объем возвращаемых налогов, а остановить их рост и все сэкономленные в результате средства пойдут на погашение задолженности государства перед экспортерами. До проведения реформы ожидалось, что задолженность государства по возврату налогов экспортеров составит к концу года $36 млрд., что на 50% больше, чем в прошлом году. Дефицит китайского бюджета составил в 2002 г. $37,7 млрд.
Однако аналитики связывают налоговую реформу с возросшим давлением на Пекин со стороны в первую очередь США, требующих ревальвации юаня. "Это сокращение [возврата НДС] повысит стоимость экспортных товаров и снизит их конкурентоспособность на международных рынках, - считает Чжен Вэйгань из Shanghai Securities. - В результате это поможет снизить давление [торговых партнеров Китая, требующих] ревальвации юаня, которое было вызвано большим профицитом внешнеторгового баланса".
Вернуться к содержанию выпуска
Внешний товарооборот Китая за первые 3 квартала 2003 г. превысил $600 млрд.
(Синьхуа, 17.10.03)
С января по сентябрь 2003 г. общий объем экспорта и импорта Китая составил $606,3 млрд., увеличившись на 36,2% против того же времени 2002 года. Как показывает статистика, за первые 3 квартала нынешнего года объем экспорта и импорта КНР составил соответственно $307,7 млрд. и $298,6 млрд. (с приростом на 32,3% и 40,5%). Объем экспорта на $9,1 млрд. превысил объем импорта; эта цифра сократилась на $10,9 млрд. по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.
За указанный период, объемы экспорта в рамках обычной торговли и в рамках торговли, основанной на переработке, увеличились на 32,9% и 31,3% против соответствующего периода прошлого года. Темпы роста экспорта из Китая в Россию и страны ЕС превысили 40%, в страны АСЕАН, США и Австралию – 30%.
Вернуться к содержанию выпуска
Китай стал космической державой
(По информации РБК, 15.10.03)
Китай впервые в своей истории произвел запуск пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-5" с космонавтом на борту. Таким образом, КНР вошла в элитарный клуб космических держав, самостоятельно осуществивших пилотируемую космическую программу. До прошедшей в него входили лишь Россия и США. Ожидается, что запуск человека в космос приведет к невиданному всплеску национального самосознания в Китае, которое при учете особенностей менталитета может оказать исключительно положительное влияние на экономику страны. Необходимо отметить, что у Китая достаточно амбициозные планы в области покорения космоса. В частности он собирается повторить подвиг американцев и высадить на луну своих космонавтов.
Стать полноценной космической державой Китай смог только благодаря помощи России. В 1994 году после визита Цзян Цзэминя в Москву была достигнута предварительная договоренность о сотрудничестве КНР и РФ в космической области. В марте 1995 году Москва и Пекин подписали секретное соглашение о передаче космических технологий, закупке агрегатов и систем пилотируемого корабля "Союз" и обучении китайских космонавтов. Проект китайского космического корабля стал очень походить на российский корабль "Союз". В марте 2000 года было достигнуто предварительное соглашение о дальнейшем российско-китайском сотрудничестве, включая производство в России некоторых компонентов китайской космической станции, подготовку космонавтов и наземного персонала.
По оценкам экспертов, с 1992 года КНР закупила в РФ технологии, продукцию и услуги больше чем на $120 млн. А в целом возможность самостоятельно отправить в космос своего гражданина обошлась Китаю в $2,3 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Китай меняет курс реформ
(По материалам одноименной статьи «Ведомости», 16.10.03, автор - Игорь Федюкин, и статьи «Перестройка без гласности», «Время новостей», 15.10.03, авторы - Александр Ломанов и Александр Самохоткин)
Коммунисты Китая приняли решение изменить курс реформ. Отныне приоритетами Пекина становятся не темпы роста экономики, а решение накопившихся структурных и социальных проблем. Пленум ЦК КПК решил поощрять частную собственность, приватизировать крупные госпредприятия и одновременно проводить активную социальную политику.
Закончившийся третий пленум ЦК КПК 16-го созыва проходил за закрытыми дверями, а его решения до сих пор не опубликованы. Судя по распространенному китайскими СМИ официальному коммюнике, "четвертое поколение" китайского руководства во главе с председателем Ху Цзиньтао воспользовалось пленумом, чтобы обнародовать новую доктрину развития страны.
Как было объявлено по итогам пленума, его участники решили внести поправки в Конституцию страны. О сути этих поправок не сообщается, однако коммюнике пленума призывает "активно развивать частный сектор экономики и предоставить частным предприятиям такие же права [как и государственным] в области инвестиций, налогообложения, землепользования и доступа к внешней торговле".
Информированные источники отмечают, что попытки новых руководителей в лице председателя КНР Ху Цзиньтао и премьера Вэнь Цзябао продвинуть вперед реформу политической системы натолкнулись на сопротивление со стороны Цзян Цзэминя и его союзников в высших эшелонах власти. Косвенным признаком усиления разногласий среди китайского руководства стала обнародованная в августе совместная директива отделов пропаганды и печати ЦК КПК, настрого запретившая СМИ и научно-исследовательским организациям обсуждать три острых вопроса - реформу политической системы, поправки в конституцию и события 4 июня 1989 года, когда войска положили конец антиправительственной демонстрации в центре Пекина. Возможно, что секретность вокруг пленума связана с нежеланием возбуждать общество новостями относительно содержания конституционных поправок.
Эксперты предполагают, что обсуждаемые поправки предусматривают официальное признание в высшем законе страны права на частную собственность. "Китай постепенно движется к этому, поскольку сейчас на частную собственность приходится уже до половины экономики, - говорит Стивен Грин из лондонского Royal Instutute of International Affairs. - Вероятно, соответствующие поправки будут приняты уже на мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей".
Пленум также принял решение о том, что реформы должны быть развернуты "лицом к народу". "Следует предпринять усилия по ускорению создания системы социального обеспечения, соответствующей уровню экономического развития страны", - цитируют китайские СМИ постановление пленума, в котором также говорится об "устойчивом социальном развитии", административной реформе, реформе трудового права, пенсионного обеспечения и т. д.
"На протяжении последних лет целью экономической политики было к 2020 - 2030 гг. перегнать США по размеру ВВП. Курс [бывшего председателя КНР] Цзянь Цземиня состоял в том, чтобы любой ценой добиваться как можно более высокого темпа роста, привлекать как можно больше инвестиций, - говорит профессор Института стран Азии и Африки Виля Гельбрас. - Руководство фактически не уделяло внимания растущему разрыву между городом и деревней, между отдельными регионами, недовольству населения накапливающимися социальными проблемами". По словам Гельбраса, дополнительным стимулом к реформам стал по-прежнему низкий внутренний спрос, ставящий страну в зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Предполагается и решение земельного вопроса: пленум призвал "защитить права крестьян-арендаторов". В коммюнике говорится, что крестьяне "имеют право, в рамках закона, продавать свое право на аренду земельных участков". "Формально вся земля в Китае по-прежнему остается общественной собственностью, однако теперь открывается возможность для фактической купли-продажи участков, их концентрации в руках крупных производителей и, возможно, даже получения банковских кредитов под залог земли", - говорит Грин.
Коммунисты решили реформировать и самый проблемный сектор китайской экономики - крупные госпредприятия. Рецепты предложены традиционные - от акционирования и вплоть до приватизации. По словам анонимного чиновника, которого цитирует партийная газета "Жэньминь жибао", центральное правительство разработало план ускорения рыночных реформ на индустриальном северо-востоке страны, который называется "последним бастионом плановой экономики". Пакет реформ включает разделение функций государственного и корпоративного управления госпредприятиями, реструктуризацию их задолженности, введение корпоративной структуры управления, при которой менеджмент назначается советом директоров, избираемым акционерами, привлечение частного капитала через продажу акций госпредприятий. "В руках центрального правительства должны остаться 196 крупных холдингов, - говорит Грин, - оставшиеся 150 000 передаются местным властям, которые могут распоряжаться ими по своему усмотрению. В принципе иностранные инвесторы интересуются ими, однако их останавливает коррупция чиновников, распоряжающихся госпакетами, высокая задолженность и социальные обязательства предприятий".
Китайские СМИ отмечают, что созданная в КНР экономика отстает от требований времени, ведь структура традиционной системы планового хозяйства остается неизменной. Влиятельный еженедельник "Ляован" отмечал, что в процессе реформ наступил "критический момент". На следующем этапе в КНР должны решаться задачи полного приспособления государственных предприятий-монополистов к рыночным требованиям, поощряться смелые нововведения в деятельности тех политических структур, которые "отстают от темпа продвижения вперед рыночных реформ".
Вернуться к содержанию выпуска
О динамике промышленного производства в Китае
(По информации Синьхуа, 15-17.10.03)
В сентябре 2003 года добавленная стоимость промышленной продукции в Китае достигла 370,4 млрд. юаней ($1 = 8,2766 юаня), увеличившись на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За первые три квартала 2003 г. темп роста промышленного производства в Китае превысил на 4,3% аналогичный показатель за первые три квартала 2002 г., и стал рекордным после 1995 г. за тот же период. За первые 9 месяцев текущего года объем добавленной стоимости продукции масштабных промышленных предприятий составил 2 трлн. 897 млрд. юаней, увеличившись на 16,5% против того же периода 2002 года. При этом объем добавленной стоимости продукции тяжелой промышленности вырос на 18,4%; объем легкой промышленности - на 13,9%.
Статистические данные также показывают, что за период с января по август 2003 г. общая прибыль промышленных предприятий Китая достигла 501 млрд. 500 млн. юаней, при росте на 52,3%. В том числе прибыль государственных и государственно-холдинговых предприятий составила 253 млрд. 800 млн. юаней, с ростом на 66,6%.
Вернуться к содержанию выпуска
О динамике потребительских цен в Китае
(Синьхуа, 17.10.03)
За первые три квартала текущего года уровень потребительских цен Китая вырос на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. За указанный период подорожали главным образом продукты питания и отрасль услуг, уровень цен на которые вырос на 2,2%, а подавляющее большинство других потребительских товаров подешевело.
За прошедшие 9 месяцев уровень фабрично-заводских цен промышленной продукции повысился на 2,4%, против того же периода 2002 г. В том числе цены на сырую нефть, бензин, керосин и дизельное топливо выросли соответственно на 24,9%, 21,4%, 20% и 20,8%.
Вернуться к содержанию выпуска
Иностранным компаниям приходится на китайском рынке несладко
(По материалам статьи "Нас просто задушили", «Ведомости», 17.10.03, автор - Лесли Чан)
Иностранные компании, работающие в Китае, столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны китайских производителей. Руководители зарубежных корпораций вспоминают середину 90-х как золотое время, когда их продукция была для китайского потребителя в диковинку, а достойной конкуренции практически не было. Теперь же конкурентная борьба на китайском рынке достигла такого накала, что из обосновавшихся в Китае иностранных компаний выдержать ее смогут разве что крупные транснациональные корпорации.
В начале нынешнего года банк Merrill Lynch опубликовал доклад, в котором говорится, что из-за усилившейся на китайском рынке конкурентной борьбы у многих иностранных компаний отмечается снижение нормы прибыли. "Это самый конкурентный рынок в мире", - говорит Жорж Дево, директор пекинского отделения консалтинговой компании McKinsey & Co.
В результате более мелкие иностранные компании с рынка вытесняются - даже если они пришли в Китай в числе первых. Сегодняшний Китай являет собой самый яркий в мире пример эффективности капиталистической модели. Если тот или иной продукт оказывается популярным, местные компании приложат все усилия, чтобы вывести его на национальный рынок. Конкуренты внимательно наблюдают за действиями друг друга и молниеносно реагируют на любые изменения.
Вернуться к содержанию выпуска
Об объеме иностранных инвестиций в Китай
(Синьхуа, 15.10.03)
В первые 9 месяцев этого года в Китае зарегистрировано 29,539 новых предприятий с участием иноинвестиций, что на 18,59% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Договорный объем иноинвестиций в Китае составил $79, 207 млрд. (прирост на 35,97%), объем фактически использованных иноинвестиций - $40,238 млрд. (прирост на 11,85%).
По состоянию на конец сентября этого года в Китае в общей сложности зарегистрировано 453,735 предприятий с участием иноинвестиций с общим договорным объемом иноинвестиций в $907,267 млрд. и общим объемом фактически использованных иноинвестиций в $488,204 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
В экономике Тибета
(По материалам статьи «"Дикий Запад" Поднебесной», «Время новостей», 13.10.03)
Начало нового столетия проходит в Китае под знаменем масштабного проекта освоения западных районов. Важной частью этой программы является развитие Тибета - самого крупного национального района КНР. Относительно малонаселенный Тибет, занимающий на карте почти 13% площади Китая, заметно отстал по экономическим показателям от динамичных приморских провинций на востоке. Сейчас это глубоко убыточный дотационный регион. В Тибете Пекин решает нелегкую двуединую задачу соединения экономического развития с межнациональной гармонией.
Китайская компартия любит облекать свои программные установки в простые и легко запоминающиеся формулировки. Тибетский лозунг дня: "Одно усиливать, двум способствовать". Усиливать - строительство во всех направлениях, способствовать - экономическому развитию Тибетского автономного района (ТАР) и долгосрочной стабильности и спокойствию региона. Главные направления инвестиций уже определены. Это развитие транспорта, энергетики, связи, модернизация сельского хозяйства, туризм и производство препаратов тибетской медицины. В 2001 году Пекин одобрил 117 проектов, для реализации которых в Тибете потребуется 31,2 млрд. юаней ($3,8 млрд.). Помимо этого центр дает региону дотаций более чем на 30 млрд. юаней в год.
Главная стройка десятилетия - грандиозная Цинхайско-Тибетская железная дорога длиной 1118 км. Этот проект обсуждался еще в 1950-е годы, и вот уже в 2007 году в Лхасу придут первые поезда. Общие инвестиции в железную дорогу составляют 26 млрд. юаней ($3,1 млрд.), из них 16 млрд. приходятся на тибетский участок.
Заместитель председателя правительства ТАР Ян Хайбинь назвал магистраль "дорогой счастья для тибетского народа". Она привлечет туристов и бизнесменов, упростит доставку грузов из внутренних районов Китая, ускорит экономическое развитие и процветание региона. Скептики тревожатся, что дорога нарушит хрупкое экологическое равновесие в горных районах и привлечет в Тибет китайских мигрантов. Проектировщики стараются ослабить нагрузку на окружающую среду. К примеру, предусмотрены специальные проходы, по которым редкие животные смогут пересекать линию железной дороги. Однако электрификация в повестке дня пока не стоит. Так что загрязнения воздуха выхлопом мощных тепловозных двигателей избежать вряд ли удастся.
Чтобы помощь Тибету была конкретной и адресной, в 1994 году центральные власти ввели систему шефства развитых провинций и даже богатых коммерческих компаний над определенными районами Тибета. Шефы не только безвозмездно вкладывают деньги, но и посылают своих специалистов на работу в Тибет. В тибетские горы едут административные работники, преподаватели, врачи, инженерно-технический персонал, специалисты по сельскому хозяйству. Ротация происходит каждые три года. Например, развитые приморские провинции Гуандун и Фуцзянь шефствуют над районом Линьчжи, куда они направили в общей сложности около 200 человек. Лозунг шефов: "Нам недостает кислорода, но не боевого духа".
Гуандун и Фуцзянь осуществили в Линьчжи 27 партнерских проектов, общий объем их инвестиций, в дополнение к централизованным вложениям государства, составил 440 млн. юаней ($54 млн.). Шефы потратились на туристические объекты, сферу энергетики, городскую инфраструктуру.
У шефов свой банковский счет, и они сами распоряжаются своими деньгами, однако в Тибете они проводят тендеры среди местных компаний на участие в строительстве. В шефских проектах участвуют тибетские крестьяне-животноводы, работники местных строительных компаний. В ходе строительства они многому учатся, что впоследствии помогает людям в трудоустройстве и дает им постоянный заработок.
Простые люди живут в Тибете небогато. Средний годовой доход горожанина составляет 7762 юаня ($946), 1521 юань ($185) заработал за 2002 год средний крестьянин. Доходы крестьян растут примерно на 7-8% в год, однако разрыв между городом и деревней слишком велик. Планируется, что рост доходов горожан будет расти помедленнее, примерно на 2-3% в год. Крестьянам власти помогать будут больше, а горожанам - меньше.
Главная проблема в сельском хозяйстве - переизбыток зерновых. В некоторых семьях есть запасы зерна на 3-5 лет, но продать его с выгодой практически невозможно. Власти ориентируют крестьян на запросы рынка, готового потреблять больше масличных культур, овощей и фруктов. Чтобы увеличить доходы населения, деревням выделяют деньги на строительство дорог и каналов для воды, которые возводят сами крестьяне. Намечаются меры по переводу крестьян в другие сектора экономики, переселению их из села в город.
Экономическое процветание - несомненное благо для Тибета. Однако зарубежные критики указывают на негативную сторону нынешней модели развития - приток китайцев. Лидер тибетского движения за независимость 14-й далай-лама заявил, что Тибету угрожает "культурный геноцид" - дескать, наплыв китайских мигрантов грозит превратить тибетцев в этническое меньшинство. По его словам, китайцев стало больше тибетцев не только в крупных городах, но и на всей территории ТАР.
Аналитики из окружения далай-ламы сообщают, что китайское население Лхасы уже превышает 150 тыс. человек, и это без учета военных. По официальной переписи 2000 года, во всем Тибете проживает лишь 158,5 тыс. китайцев. Эта статистика не учитывает контингент китайской армии - по оценкам экспертов, военных в Тибете не менее 200 тыс. человек.
В наше время китайская армия уже не угрожает культурной идентичности Тибета. Численность воинского контингента в ТАР будет неизбежно уменьшаться по мере сокращения китайской армии, модернизации ее вооружений и ослабления напряженности между соседней Индией и Китаем. Однако по мере своего развития Тибет становится все более удобным и комфортабельным местом для жизни. Это манит китайцев, которые не прочь использовать открывающиеся экономические возможности.
Государство дает тибетцам важную "фору" - китайцы-служащие государственных структур могут иметь одного ребенка, тогда как тибетцы и прочие нацменьшинства могут завести двоих. Им можно завести и третьего ребенка, но уже по особому разрешению. При этом смешанные межнациональные браки, которых становится все больше, также подпадают под законы о национальных меньшинствах.
В сельскохозяйственных и животноводческих районах Тибета люди решают вопрос о количестве детей сами, без оглядки на государство. Раньше в деревне детей было шесть-семь в семье. Теперь стало поменьше, три-четыре, где-то пять - ведь за обучение детей приходится платить деньги.
Тибетские власти не призывают к сокращению населения, но зовут к повышению качества его жизни за счет улучшения образования и медицины. На селе тибетские женщины живут вдалеке от пунктов медицинской помощи и потому по традиции часто рожают дома. Теперь власти выделили деньги на то, чтобы дать роженицам возможность лечь в больницу, что должно помочь снизить смертность при родах.
Вернуться к содержанию выпуска
Жители Поднебесной увлеклись ремонтом
(The Economist, 11.10.03, перепечатано в журнале «Русский фокус»)
Собственников жилья в Китае становится все больше, а потому товары для ремонта и оформления интерьера пользуются повышенным спросом. Китайцев охватила страсть к ремонту и декорированию своих жилищ, которая, возможно, вызовет революцию на потребительском рынке.
Если учесть массу возможностей, которые открывает самая населенная страна планеты, рынок товаров для ремонта и модернизации квартир и домов в Китае может стать гигантским. По оценке компании B&Q, входящей в британскую торговую группу Kingfisher, десятая часть 400 млн. домохозяйств Китая имеет "западный" уровень располагаемого дохода и может расходовать на модернизацию жилья ежегодно от $1000 и больше. И эта цифра быстро растет.
Сокращение государственного регулирования (ранее китайцы арендовали жилье у своих работодателей) приводит к росту количества собственников жилья на 30% ежегодно - и вместе с правом собственности появляется интерес к изменению интерьера. Рынок модернизации жилья в Китае, который два года назад оценивался почти в 200 млрд. юаней ($24 млрд.), с тех пор значительно вырос. "У китайцев есть деньги и страстное желание модернизировать свое жилье", - говорит глава B&Q China Дэвид Вэй.
Находчивые иностранные розничные сети пытаются упредить появление новых правил, которые, начиная с декабря 2004 г., позволят им открывать магазины по всему Китаю. Магазины B&Q по объему продаж уже стали крупнейшей розничной сетью в Китае. К их зарубежным конкурентам относятся шведская IKEA и немецкая OBI. Американский гигант Home Depot, который уже наладил связи с китайской сетью Homeway, теперь, возможно, выйдет на рынок самостоятельно.
Местные китайские розничные торговые фирмы, включая компании Homemart (вторую по величине), No 9 и Orient Homes, расширяют свой бизнес. B&Q планирует открывать в год по 12 новых магазинов. Со времени открытия своего первого магазина в Китае в 1999 г. эта британская компания ежегодно увеличивала объем продаж вдвое, и к концу этого года ее сеть будет насчитывать 15 магазинов в семи городах - в том числе и самый крупный магазин в истории этой компании, который откроется в октябре в Пекине. Глава B&Q International Стив Гилмэн хочет, чтобы у его компании к концу 2008 г. было 75 магазинов в 30 китайских городах. Как полагают аналитики, если все пойдет по плану, то к 2010 г. объем продаж B&Q в Китае достигнет 3 млрд. фунтов ($5 млрд.), а операционная прибыль - 185 млн. фунтов (1/10 нынешней операционной прибыли сети Kingfisher).
Но все это потребует серьезных перемен в розничной торговле Китая. Сейчас главное преимущество иностранных сетей - это доверие к ним. Китайцы давно привыкли, что в местных магазинах им могут продать некачественные товары с сомнительной гарантией. Они привыкли яростно торговаться и тщательно проверять приобретаемый товар. А вот в магазине B&Q в Шэньчжэне, по словам 34-летней Юань Е, ее доверие вызывает уже сам факт, что это иностранный магазин. "Я могу доверять заграничным розничным магазинам", - говорит она. Плакаты по всему магазину обещают, что в нем нет никаких подделок, и гарантируют возврат денег в случае обнаружения брака.
Серьезная проблема, перед которой стоят B&Q и ее конкуренты в Китае, связана с тем, что большинство китайцев сами ремонтом не занимаются. "В Китае вместо принципа "сделай сам" фактически действует принцип "купи сам", - признает г-н Вэй. Политика государства - строить дома с высокой степенью отделки, так что B&Q придется потрудиться, чтобы сделать ремонт хобби для китайцев. А их самих превратить, подобно американцам и британцам, в нацию, постоянно занятую модернизацией своих домов и квартир.
Пока же представители китайского среднего класса считают ниже своего достоинства самим собирать шкафы или привинчивать полки. Да и особой необходимости в этом, благодаря изобилию дешевой рабочей силы, у них нет. Многие китайцы не знают, как подсоединить розетку к сети, и никогда не держали в руках кисть или малярный валик. Поэтому компания дает своим клиентам уроки, демонстрируя, например, как следует обращаться с дрелью, и даже обучает детей секретам самостоятельной сборки мебели.
Даже если B&Q удастся изменить потребительские привычки людей, ей придется одновременно менять свою схему поставок. В такой отрасли, как розничная торговля, эффективно действующие поставщики - это ключ к успеху. Но в Китае, по словам директора по операциям B&Q China Дэвида Инлиса, доставка товаров в магазин обходится весьма недешево. Рентабельность компании в Китае вдвое ниже, чем в среднем у ее международного подразделения, и вплоть до 2005 г. B&Q China не сможет выйти на самоокупаемость (ее инвестиции уже составили $120 млн. и продолжают расти). Из-за огромных размеров Китая и сильных различий между регионами страны создание инфраструктуры в масштабах всего Китая, не говоря уже об общенациональном брэнде, дается розничным сетям с большим трудом. Ламинированные древесные панели, например, не выдерживают влажного лета в Шэньчжэне, а в аквариумах, которые хорошо продаются в южных городах, в Пекине зимой замерзает вода. "Такое впечатление, что вы работаете в разных странах", - говорит г-н Инглис.
Как следствие, даже самые крупные розничные сети сильно зависят от региональных производителей (и их посредников), что приводит к увеличению расходов. 350 магазинов B&Q в Великобритании снабжают товарами 600 поставщиков, а 15 магазинов в Китае - аж 1800. Хуже того, посредники заключают сделки за спиной у розничных сетей. Даже в торговых залах представители поставщиков совершенно запросто могут предложить покупателю "специальные" цены. Г-н Гилмэн обеспокоен: "Экономика Китая контролируется государством. Фиксирование цен имеет хронический характер. Фирмы, занимающиеся розничной торговлей, в Китае находятся в самом низу цепочки. У нас гораздо меньше возможностей, чем у производителей. В остальном мире все как раз наоборот".
Но даже в качестве лидера B&Q все еще недостаточно крупная компания, чтобы играть существенную роль на таком огромном рынке. Но даже если бы она была крупнее, это не помогло бы, ведь в Китае к иностранным торговым сетям относятся "с пристрастием". Они платят налог с продаж, от которого небольшим магазинам благодаря "гуанзи" (связям) удается уклониться. Им часто предлагают самые плохие места для строительства - B&Q, например, пришлось строить свой новый магазин в Шэньчжэне в жилом высотном доме. Не помогает и то, что рабочая сила дешева. Хотя затраты на персонал в Китае в три раза ниже, чем в Великобритании, B&Q требуется в каждом магазине в два раза больше сотрудников, чтобы обеспечить тот высокий уровень обслуживания, которого ждут покупатели.
Вернуться к содержанию выпуска
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Нужны ли льготы для инвесторов на развивающихся рынков?
(По материалам статьи «Инвесторам не нужны льготы», «Ведомости», 16.10.03, авторы - Михаил Оверченко, Игорь Федюкин и Анастасия Онегина)
Развивающиеся страны, которые возводят торговые барьеры и предлагают индивидуальные льготы в надежде привлечь крупные иностранные инвестиции, играют в рискованную игру. К такому выводу пришли эксперты международной консалтинговой компании McKinsey, изучившие опыт работы транснациональных корпораций (ТНК) в четырех странах мира. Доклад McKinsey "Инвестиции транснациональных компаний в развивающихся странах" основан на исследовании автомобильной промышленности, бытовой электроники, розничной торговли, розничных банковских услуг и информационных технологий в Индии, Бразилии, Китае и Мексике. Материалом для исследования послужили статистические данные и интервью с менеджерами компаний.
Главный вывод исследования звучит неутешительно для сторонников поощрения прямых иностранных инвестиций с помощью кнута и пряника. "Мы не нашли доказательств того, что такие меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, как [налоговые] стимулы, импортные барьеры, ограничения на операции [такие, как локализация производства], эффективны с точки зрения создания стоимости. Во многих случаях они не достигают цели и влекут за собой значительные издержки", - резюмируют эксперты McKinsey. По их мнению, правительствам, добивающимся прихода иностранных инвесторов, следует стимулировать конкуренцию, обеспечить равенство всех перед законом и развивать инфраструктуру.
Правительства многих стран побуждают ТНК открывать производство на их территории, устанавливая высокие импортные тарифы и предлагая налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов. Но, как выяснили исследователи из McKinsey, льготы - далеко не главное для иностранцев. Когда Ford открывал завод в Индии, правительство предложило ему дешевую землю, дешевое электричество (скидка в первый год достигала 40%), освобождение от налога с продаж на 14 лет (сейчас составляет 12%), от пошлин на импорт средств производства (они тогда составляли 30%) и др. Но для Ford куда большую роль играли наличие местных поставщиков, квалифицированная рабочая сила, инфраструктура и близость порта/грузового терминала. По мнению экспертов McKinsey, это показывает, что индийцы напрасно завлекали Ford льготами: компания и так открыла бы свое производство в этой стране.
Льготы иностранным инвесторам оборачиваются потерями для государственного бюджета. Зато властям приходится тратить все больше и больше на контроль за соблюдением "стимулирующих" программ.
Налоговые стимулы могут оказаться опасными и для самих инвесторов. Например, льготы, предоставленные иностранным автопроизводителям в Бразилии, привели к строительству избыточных производственных мощностей и падению эффективности инвестиций.
Торговые барьеры снижают конкуренцию в отрасли и наносят вред потребителям, убеждены в McKinsey. Несмотря на то, что иностранные автогиганты буквально ломятся в Китай, без нынешних запретительных тарифов приток иностранных инвестиций в автосектор страны был бы, по оценке McKinsey, больше. Высокие импортные пошлины и квоты снижают конкуренцию на сборочных заводах и заводах - производителях запчастей, а готовые автомобили стоят в Поднебесной на 70% дороже, чем в США.
"Излишний протекционизм развращает, - соглашается вице-премьер Борис Алешин. - Однако полученные McKinsey выводы применительно к России бессмысленны, потому что страны, которые попали в исследование, невозможно сравнивать с нашей страной: мы несравнимы по количеству ресурсов, и прежде всего интеллектуальному потенциалу - он у нас такой, что даже McKinsey не снился". По словам вице-премьера, при введении любых преференций правительство России будет "предельно осторожно". "McKinsey не дает четких рецептов, как бы нам вывести страну из нынешней ситуации, - говорит Алешин. - Вот и у нас их нет, и мы пока ищем гармоничную модель развития".
Вернуться к содержанию выпуска
Кризис в Боливии
(По материалам статьи «Трагедия эпохи глобализации», «Время новостей», 14.10.03, автор - Андрей Злобин, и информации РБК, 19.10.03)
12 октября в Боливии 26 человек были убиты и около сотни ранены после того, как армия применила оружие в столкновениях с беднотой в городе Эль-Альто в 12 км от боливийской столицы Ла-Пас. Почти неделю 800-тысячное население Эль-Альто перекрывало дороги, ведущие в столицу. Ла-Пас стал ощущать нехватку горючего, сжиженного бытового газа и продовольствия. Армия силой проложила путь каравану из 14 грузовиков-цистерн с топливом.
Нынешний боливийский конфликт является знаковым для развивающихся стран в эпоху глобализации. В нем сплелись воедино расовое неравенство, ужасающая нищета и уязвленное национальное самосознание. Боливия обладает несметными богатствами, у нее вторые после Венесуэлы запасы природного газа в Латинской Америке - около 1,55 трлн. кубометров. Одновременно Боливия является беднейшей страной континента. 65% боливийцев - нищие. Три четверти населения - индейцы, которые влачат жалкое существование. Концентрация богатства в руках избранных лишь возросла после перехода страны от военной диктатуры к демократии 21 год назад. В результате приватизации госсобственности меньшинство в лице 20% населения владеет теперь 54% национальных богатств.
Непосредственной причиной продолжающегося уже месяц конфликта в Боливии стал вопрос об экспорте сжиженного природного газа в Калифорнию и Мексику. Стоимость проекта - $7 млрд. Осуществляет его международный консорциум Pacific LNG, в него входят крупнейшие нефтяные компании Repsol-YPF, BG и BP. Поставки должны начаться в 2007 году. Эксперты и правительство утверждают, что за два десятилетия страна получит $25 млрд. прибыли. Индейцы и беднота убеждены в обратном. Они считают, что проект обогатит транснациональные корпорации и коррумпированные местные власти. По последним исследованиям международных организаций, Боливия является одной из самых коррумпированных стран мира. Беднота учитывает это и требует обеспечить газом в первую очередь неимущее население собственной страны.
Ярость боливийцев вызвали и планы транспортировки газа через чилийские порты. Боливия и Чили - соседи, но дипломатические отношения между ними разорваны с 1978 года. Корни вражды двух стран уходят в давнюю историю - в результате поражения в Тихоокеанской войне (1879-1884 гг.) часть боливийской территории на побережье Тихого океана перешла к Чили. Уже полтора столетия Боливия пытается вернуть себе выход к морю.
Простые жители страны категорически против того, чтобы благополучная Чили наживалась за счет транзита через свои порты боливийского газа. Для инвесторов важнее экономическая выгода: строительство газопровода из Боливии в чилийский порт Патильос на $760 млн. дешевле, чем в перуанский порт Ило. Но у Перу есть для Боливии заманчивая альтернатива. Если будет выбран перуанский порт, Боливии предлагается в эксклюзивное экономическое пользование сроком на 99 лет зона с выходом к морю.
Чтобы сбить накал страстей после воскресного кровопролития, президент Боливии Гонсало Санчес де Лосада подписал указ, предусматривающий проведение национальной дискуссии по вопросу экспорта газа. Но население ему не очень доверяет, ведь именно де Лосада был президентом в 1993-1997 годах, в самый разгар приватизации.
В конце недели Гонсало Санчес де Лосада ушел в отставку. Теперь бывший президент Боливии опасается, что с его уходом активизируются те политические силы, которые поддерживают фермеров, занимающихся выращиванием коки. "Левые группировки и производители коки могут сформировать нарко-лейбористское правительство, что приведет к дезинтеграции страны", - заявил Г.С.де Лосада.
Между тем, новый президент Боливии Карлос Меса, занявший этот пост после отставки бывшего главы государства, распорядился вывести танки и солдат с улиц столицы Ла-Паса. Ситуация в стране нормализуется. Впервые за последние недели в Ла-Пасе открылись магазины, заработал транспорт.
Вернуться к содержанию выпуска
Саудовская Аравия открывается для европейских банков
(Финансовые известия, 13.10.03)
Саудовская Аравия, впервые после национализации 1970-х годов, разрешит европейским банкам открыть свои отделения в этой стране. Допуск Deutsche Bank на один из самых доходных финансовых рынков мира стал первым шагом. Одновременно саудиты отказываются от услуг крупнейшей инвестиционной компании США.
Уже больше двадцати лет инвестиционные компании Западной Европы и США довольствуются в Саудовской Аравии положением миноритарных акционеров и наемных управляющих местных финансовых институтов. В ходе начатой в 1975 году реформы, требовавшей превращения как минимум 60% банковских активов в аравийскую собственность, они были вынуждены продать контрольные пакеты основанных ими банков. Сегодня британская HSBC владеет 40% Saudi British Bank, французская Credit Agricole - 30% Saudi Fransi Bank, американская Citigroup - 20% Saudi American Bank.
Между тем постепенное обустройство ближневосточного финансового рынка и экономическая конъюнктура начала XXI века сделали Саудовскую Аравию потенциальным Клондайком банковского бизнеса. Обязательная обеспеченность сделок активами, требуемая местным законодательством, заметно уменьшает связанный с ними риск, повышая вероятность возвращения ссуд и сопротивляемость банков экономическим кризисам. А популярность бессрочных депозитных вкладов, на которые не начисляются проценты, запрещенные шариатом, бесплатно предоставляет банкам большой объем денежных средств.
Этот дешевый и безопасный для банков рынок быстро развивается. Особенно стремительно растет потребительское кредитование. В 1998 году его доля в общем объеме кредитования частного сектора составляла 7.2%, в 2002-м - 26.6%. По мнению аналитиков компании EFG Hermes, у аравийской банковской розницы еще есть большое пространство для роста. Главным ферментом которого, как они считают, могло бы стать создание законодательства, регулирующего рынок закладных: большая сравнительно с другими странами доля молодежи, не достигшей 25-летнего возраста, в составе аравийского населения гарантирует высокий спрос на потребительские ссуды.
В 2001 году к факторам усиления банковской системы прибавились еще два - массовая репатриация аравийских ценностей после терактов 11 сентября и снижение привлекательности зарубежных финансовых рынков в глазах аравийских инвесторов вследствие мирового фондового кризиса.
Последним штрихом картины стал вызванный войной в Ираке подъем мировых цен на нефть - главный источник доходов королевства - до 20-летнего максимума на фоне стагнации европейской и американской экономик.
Действия аравийского руководства, объявившего, кому оно намерено открыть доступ к плодам этого изобилия, выглядят почти как демонстрация и условный знак. Первой неарабской компанией, получившей лицензию на открытие отделения в Саудовской Аравии, стал Deutsche Bank. Сразу же после этого о своей заинтересованности в освоении вновь открытого рынка во всеуслышание заявил и крупнейший банк Франции - BNP Paribas.
Тем временем стало известно о том, что 31 октября перестанет действовать соглашение об управлении Saudi American Bank менеджерами американской Citigroup, заключенное в 1980 году с вошедшим впоследствии в состав группы банком Citibank. Ценой этого шага может стать снижение кредитного рейтинга Saudi American Bank агентством Moody's, которое рассматривает связь банка с крупнейшей инвестиционной компанией мира как ключевой фактор поддержки его финансовой устойчивости. Но другие агентства Standard & Poor's и Fitch, по-видимому, не разделяют этого взгляда. По мнению Fitch, американская компания уйдет, но выработанные ею стратегия и технология останутся.
А западные новички аравийского банковского рынка переживут тем временем противоположное превращение. На протяжении двадцати лет они распространяли через "исламские" банки финансовые инструменты, не нарушающие законов шариата. Теперь у них появится возможность самостоятельно проверить качество своих продуктов на родине этих законов.
Вернуться к содержанию выпуска
Опыт индийской аутсорсинговой компании
(По материалам BusinessWeek, 10.10.03)
Индийские аутсорсинговые компании, занимающиеся созданием программного обеспечения по заказу иностранных клиентов, приобретают все более устойчивые позиции в мировой индустрии разработчиков ПО.
В Индии молодые программисты зарабатывают от $5 000 до $7 000 в год, что составляет примерно десятую часть заработка их американских коллег. Благодаря этому обстоятельству индийская компания Cognizant Technology Solutions, занимающаяся разработкой программного обеспечения в интересах заказчиков со всех концов нашей планеты, может предлагать своим клиентам высококачественные продукты по цене значительно меньшей, чем ее западные конкуренты.
Среди заказчиков Cognizant такие известные компании как MetLife и JP Morgan Chase, а по итогам прошлого года ее прибыль выросла на 50%. По оценкам руководства компании, в 2003 году ее прибыль может вырасти еще на 52% при общем объеме продаж в $354 млн. Столь высокие показатели типичны для индустрии аутсорсинга ПО – производства программного обеспечения в «дешевых» странах с высококвалифицированной рабочей силой в интересах заказчиков из развитых стран.
Хотя Cognizant – это далеко не единственная компания, преуспевшая на ниве аутсорсинга, аналитики выделяют ее из общей массы за прекрасные финансовые показатели. Так, по словам аналитика Brean Murry & Co. Ашиша Тадхани, у Cognizant наиболее выгодные перспективы по росту доходов и наиболее устойчивое финансовое положение из всех компаний этой группы. Неудивительно, что его рейтинг для Cognizant составляет «Покупать!» (Ни сам Тадхани, ни его компания не владеют акциями Cognizant).
Благодаря устойчивому росту прибылей, с начала текущего года акции Cognizant выросли уже на 66%. На момент закрытия торгов 9 октября их курс составил $40.09, превысив прогноз самого Тадхани. В настоящее время цена акций Cognizant примерно в 49 раз превышает их ожидаемую доходность по итогам 2003 года, что намного выше, чем среднее значение данного показателя для компаний группы Standard & Poor's 500.
При этом, по мнению «быков», акции Cognizant по-прежнему могут расти. Так, аналитик S&P Массимо Сантиччья, советующий своим клиентам накапливать акции Cognizant, предсказывает их рост как минимум до $43 (как и его компания, сам Сантиччья не владеет акциями Cognizant).
Не так оптимистично смотрит на вещи Майанк Тэндон, аналитик Janney Montgomery Scott, также не владеющий акциями Cognizant. По его мнению, цены на акции этой компании могут упасть в том случае, если ее финансовые показатели по тем или иным причинам не смогут удовлетворить требовательных обитателей Уолл-Стрит. Вместе с тем, по словам Тэндона, он считает вполне обоснованной цену в пределах $35 за акцию. Среди причин, по которым Тэндон благосклонно относится к Cognizant, можно отметить относительно небольшие размеры этой компании: будучи примерно в два раза меньше своих основных конкурентов, индийская компания, по мнению аналитика, может более оперативно реагировать на изменение обстановки на рынке. Тэндон также отмечает, что Cognizant специализируется на обслуживании финансовых и медицинских компаний, наиболее активно пользующихся аутсорсингом. Благодаря этому, по мнению аналитика, у Cognizant появляются дополнительные возможности для роста.
Далее, Тэндон отмечает успехи Cognizant в «…построении устойчивых деловых отношений со своими клиентами». Так, штаб-квартира Cognizant расположена непосредственно в США, а не в Индии, как у многих ее конкурентов. Считается, что это обстоятельство обеспечивает «дополнительный комфорт» ведущим клиентам компании. (В настоящее время в США и Европе работает примерно 30% персонала Cognizant, в то время как оставшиеся 70% находятся на территории Индии).
Cognizant была создана в 1994 году в качестве подразделения по работе с информационными технологиями информационной компании Dun & Bradstreet. Cognizant самостоятельно вышла на рынок в 1998 году, а на сегодняшний день она обслуживает уже около 110 клиентов. До конца текущего года компания собирается увеличить численность своего персонала на 17% (1 300 человек) до 9 000 сотрудников.
Несмотря на высокую оценку перспектив Cognizant, аналитики выказывают некоторые опасения относительно ее будущего. Так, по мнению Тэндона, компания может быть вынуждена пойти на повышение зарплаты своим сотрудникам, что может негативно сказаться на конкурентоспособности ее программных продуктов. Дело в том, что хотя индийские учебные заведения ежегодно выпускают примерно 250 000 молодых программистов, спрос на этих специалистов настолько велик, что предложение не всегда за ним успевает. Кроме того, Тэндон отмечает возможное усиление ценового давления со стороны конкурентов, которые ведут себя все более активно.
В настоящее время Cognizant готовится к оглашению финансовых результатов за III квартал, и в самой компании отказались комментировать ее дальнейшие перспективы. Однако, еще 22 июля председатель правления и генеральный директор Cognizant Кумар Махадева заявил, что, в отличие от других аутсорсинговых компаний, его предприятию не придется идти на снижение цен для того, чтобы удержать своих клиентов. При этом, он заявил, что Cognizant удастся удержать норму прибыли в пределах 19%-20%. В ходе той же конференции представители Cognizant отметили что, несмотря на определенное сокращение предложения на рынке труда, этот процесс пока не оказал никакого влияния на уровень зарплат в их компании.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||