Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
14 октября 2003 г. | Выпуск №367 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть) |
Содержание выпуска:
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Азия объединяется
Операторы еще смогут найти новых абонентов в Азии
Япония установила новый рекорд по объему валютных резервов
Японский бизнес обеспокоен укреплением национальной валюты
Существенный рост прибыли японской экономики в августе
Об объеме продаж автомобилей в Японии
По мнению специалистов, тенденция продолжительного роста китайской экономики сохранится
О валютной политике Китая
Азиатские монстры открытого моря
Корейских олигархов оштрафовали
Чучхейский капитализм
Народ и автомобильное лобби
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Присвоение инвестиционного рейтинга РФ
Станет ли 2004 год повторением 1997?
Чад: новый игрок на мировом рынке нефти
Бразилия вступила на иранскую тропу
Афганистан: беспомощная страна
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Азия объединяется
(«Ведомости», 10.10.03, автор - Игорь Федюкин)
Лидеры стран Юго-Восточной Азии договорились создать к 2020 г. единое экономическое пространство, в которое должны войти и региональные гиганты - Китай, Индия и Япония. Инициаторы интеграции рассчитывают, что это повысит привлекательность их стран для иностранных инвестиций, которые сейчас в основном утекают в Китай. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), основанная в 1967 г., включает Бруней, Камбоджу, Лаос, Вьетнам, Индонезию, Филиппины, Сингапур, Бирму, Малайзию и Таиланд. Население региона сегодня составляет 500 млн. человек, ВВП - $700 млрд.
7 октября лидеры 10 государств ассоциации подписали "Соглашение Бали II". Одновременно были подписаны соглашения с Китаем, Индией и Японией, это соглашение должно привести к созданию в регионе экономического сообщества по образцу Европейского экономического сообщества, созданного в конце 1960-х гг.
По условиям соглашения, моделью для которого послужило Европейской экономическое сообщество 30-летней давности, к 2004 г. страны ASEAN должны стандартизировать свои таможенные правила и процедуры, к 2005 г. - начать ликвидацию нетарифных барьеров во внешней торговле, ввести безвизовый режим для граждан государств ASEAN и единую "визу ASEAN" для иностранцев. К 2020 г. члены ASEAN обязуются создать зону свободной торговли, обеспечить свободное движение капиталов и квалифицированной рабочей силы, а также защиту прав интеллектуальной собственности.
По словам сингапурского премьер-министра Го Чок Тонга, в пользу создания экономического сообщества ASEAN говорит успех торговых блоков в Европе и Северной Америке (ЕС и НАФТА). А по мнению главного экономиста HSBC по Азии Джеффри Беркера, дополнительный стимул созданию регионального торгового блока придал и провал последнего раунда переговоров о новых правилах международной торговли в Канкуне.
По данным US-ASEAN Business Council, 10 лет назад на ASEAN приходилось 75% американских прямых инвестиций в государства Восточной Азии. Сейчас доля ассоциации снизилась до 10%, а 80% американских инвестиций в Азию поступают в Китай. Но вместо того чтобы конкурировать с экономическими "тяжеловесами" региона - Китаем, Индией и Японией, лидеры стран ASEAN предпочли объединиться с ними. Если подписанное на Бали соглашение о создании зоны свободной торговли стран ассоциации с Китаем будет реализовано, к 2010 г. на планете будет создан самый крупный единый рынок с 1,7 млрд. потенциальных покупателей. В 1993 - 2001 гг. товарооборот Китая со странами ASEAN рос в среднем на 25,7% в год и в 2001 г. достиг $55,4 млрд. По словам Сукарнопутри, цель ASEAN - добиться к 2005 г. увеличения товарооборота с Китаем до $100 млрд.
Создание экономического сообщества ASEAN не первая попытка стран региона добиться снижения тарифов. В 1992 г. шесть тогдашних членов ASEAN создали Зону свободной торговли ASEAN, и с тех пор средний уровень тарифов в торговле между ними снизился с 12,7% до 2,3%. "Создание зоны свободной торговли странами АСЕАН имеет смысл и с экономической, и с политической точки зрения, - полагает Лейла Брейнард из вашингтонского Brooings Institution. - Но пока трудно сказать, каковы шансы экономического сообщества на успех. Страны ASEAN подписали много соглашений, оставшихся на бумаге". "Построение зоны свободной торговли возможно в отдаленной перспективе, - говорит эксперт Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. - Но никакой политической интеграции на манер ЕС ожидать не приходится из-за внутренних противоречий между членами ассоциации".
Вернуться к содержанию выпуска
Операторы еще смогут найти новых абонентов в Азии
(CNews.ru, 06.10.03)
Насыщение рынка мобильной связи отрицательно скажется на росте телекоммуникационного сектора в мире. Однако у операторов еще остался один регион, где пополнение клиентской базы будет устойчивым в течение ближайших четырех лет - азиатско-тихоокеанский. Так считают исследователи из компании Yankee Group.
По их прогнозам, региональная абонентская база вырастет с 436 млн. в 2002 году до 773 млн. человек в 2007. Доход вырастет со $121 млрд. до $226 млрд. за тот же период.
Самой многообещающей названа Индия - здесь сотовая связь освоена меньше всего, и максимальная прибыль ожидается от продажи припейдных тарифных планов. Китайский рынок также будет продолжать насыщение. Однако, перспективы 3G-связи на "самых многообещающих" рынках региона весьма и весьма скудны из-за того, что у жителей просто не хватит денег, чтобы тратить их на скоростной обмен данными.
Вместе с тем аналитики Yankee Group считают, что 3G-связь все-таки со временем получит признание - ведь даже те азиатские операторы, которым по каким-либо причинам не удалось купить лицензию, улучшают свои сети второго поколения до стандарта EDGE, способного на высокоскоростной обмен данными.
Вернуться к содержанию выпуска
Япония установила новый рекорд по объему валютных резервов
(Финансовые известия, 07.10.03)
Объем валютных резервов Японии увеличился за последние два месяца на $49.79 млрд. и достиг рекордного в национальной истории уровня в $604.87 млрд. Следующими по объему валютных резервов за Японией стоят Китай, Тайвань, Южная Корея и Сянган (Гонконг).
Столь резкий рост в первую очередь долларовых запасов специалисты связывают с массированными интервенциями со стороны центрального Японского банка и правительства, предпринимаемыми для поддержания курса национальной валюты. Экспортно ориентированной экономике страны выгоден низкий курс иены. Только за последние несколько месяцев Токио истратил на поддержание удобного для себя курса триллионы иен. Валютные резервы Японии складываются из переведенных в денежный эквивалент ценных бумаг и депозитов, резервных позиций страны в МВФ и монетарного золота.
Вернуться к содержанию выпуска
Японский бизнес обеспокоен укреплением национальной валюты
(Финансовые известия, 10.10.03)
Крупный бизнес Японии считает оптимальным валютный курс 113 иен/$. Проведенный министерством экономики и промышленности опрос среди 73 ведущих компаний страны в 12 ключевых отраслях промышленности показал, что абсолютное большинство фирм называет неприемлемым дальнейшее укрепление национальной валюты.
Между тем, 60% респондентов пока не беспокоит нынешний курс 1:110, если он продержится только до конца нынешнего года. В противном случае, флагманов машиностроительной, электронной, химической, транспортной и д.р. отраслей японской промышленности ожидают серьезные снижения прибыли и сворачивание ряда инвестиционных проектов.
Часть опрошенных прямо заявляет о возможном переносе производства за границу, которое позволит снизить себестоимость продукции и сохранить существующий уровень цен на продукцию. Экономика Японии, в основном, ориентирована на экспорт и укрепление национальной валюты подрывает конкурентоспособность японских товаров.
Инвесторы в Токио полагают, что резкое падение доллара объясняется политикой Вашингтона, направленной на снижение дефицита государственных финансов. В тоже время правительство Дзюнъитиро Коидзуми намерено продолжать курс на защиту национальных экономических интересов и заявляет о продолжении масштабных валютных интервенций. На снижение курса иены Токио уже затратил десятки миллиардов долларов.
Вернуться к содержанию выпуска
Существенный рост прибыли японской экономики в августе
(РБК, 09.10.03)
Рост прибыли экономики Японии в августе 2003 г. составил 33,6% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Доход бюджета в августе 2003 г. составил $13,14 млрд. В связи с этим, экономисты предсказывают в ближайшее время значительный рост индекса Nikkei.
Активное торговое сальдо Японии в августе 2003 г. выросло на 20,3% и составило $8,69 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Об объеме продаж автомобилей в Японии
(Autonews.ru, 09.10.03)
Продажи автомобилей в Японии в сентябре 2003 г. выросли на 1,5% по сравнению с сентябрем 2002 г. и составили 572.138 машин. Число регистраций автомобилей в годичном исчислении выросло на 4,2% до 404.506 машин. В августе 2002 г. продажи автомобилей в Японии снизились на 3,1% в годовом исчислении, а количество регистраций - на 2,6%.
Вернуться к содержанию выпуска
По мнению специалистов, тенденция продолжительного роста китайской экономики сохранится
(Синьхуа, 10.10.03)
Главный экономист Государственного статистического управления КНР Яо Цзинъюань отметил, что хотя эпидемия СОРС в стране во II квартале 2003 года несколько замедлила социально-экономическое развитие Китая, во второй половине 2003 года тенденция неуклонного роста национальной экономики Китая останется неизменной.
Выступая с докладом о нынешней макроэкономической ситуации Китая, Яо Цзинъюань проанализировал возможности быстрого развития экономики Китая в III и IV кварталах 2003 г. По его мнению, эпидемия СОРС -принесла временное замедление, но не кризис; в стране все еще существует ряд факторов, стимулирующих рост экономики; во-вторых, продолжение государством политики расширения внутреннего спроса и дальнейшего повышения уровня открытости внешнему миру позволит укреплять жизнеспособность народного хозяйства; в-третьих, в Китае накоплен богатый опыт макрорегулирования экономики; в-четвертых, ситуация по восстановлению ряда отраслей, которые понесли ущерб от эпидемии СОРС, оказалась более благоприятной, чем предполагалось.
"Судя по всему, темп роста ВВП Китая в 2003 году может реализоваться в размере около 8%", - сказал Яо Цзинъюань.
Вернуться к содержанию выпуска
О валютной политике Китая
(По материалам статьи «Американская справедливость», «Компания», 06.10.03, автор - Павел Жаворонков)
Соединенные Штаты склоняются ко все более жестким мерам давления на китайское руководство в полемике вокруг системы валютного регулирования КНР. Именно в этой системе многие американцы склонны видеть причины экономического спада в США. Недавно группа американских сенаторов внесла проект закона о введении повышенных импортных тарифов и отмене всех льгот для товаров китайского производства в случае, если КНР в ближайшее время не перейдет от фиксированных коэффициентов обмена юаня на доллар к плавающему курсу.
По данным сентябрьского отчета казначейства США реальная стоимость китайского юаня на 30%–40% выше номинальных обменных коэффициентов, установленных правительством Китая. Искусственно заниженный курс китайской национальной валюты обеспечивает низкую себестоимость китайских товаров и их высокую конкурентоспособность на внешних рынках. В результате валютного демпинга в торговых отношениях США и КНР возникают значительные диспропорции: по официальной статистике, за $11 млрд. из $40 млрд. общего внешнеторгового дефицита США 2003 года ответственны китайцы.
Система жесткого валютного контроля была создана в КНР в 1994 году. Чтобы остановить стремительную дефляцию юаня, китайский госсовет «привязал» курс национальной валюты к доллару и установил фиксированный обменный курс на уровне 8,3 юаня за доллар, с пределом колебаний в 1%. Тогда же были созданы финансовые механизмы, удерживавшие китайскую валюту от дальнейшего обесценивания. В частности, китайские экспортеры и иностранные компании обязаны были продавать валютную выручку Народному банку за государственные бумаги, номинированные в юанях. Благодаря накопленным таким образом валютным резервам потенциал китайской экономики значительно возрос, а обменный курс при этом не изменился.
Примерно три года назад такая политика начала раздражать лидеров западных стран, и в первую очередь США, которые видели в Китае одного из своих главных торговых контрагентов. Летом 2000 г. МВФ официально рекомендовал КНР ввести плавающий курс юаня. Тогдашний председатель госсовета КНР Чжу Жунцзи пообещал представителям МВФ ослабить механизмы валютного контроля и даже провел консультации с крупнейшими китайскими экспортерами на тему возможности расширить люфт колебаний курса юаня с 1% до 10%, но дальше символических «заверений в благих намерениях» дело не пошло.
В нынешнем году «китайский вопрос» было уже невозможно игнорировать. Во-первых, юань «просел» вслед за подешевевшим после войны долларом, что не позволило американским промышленникам, в свою очередь, поиграть в демпинг на рынках; во-вторых, на недооцененный юань удалось списать значительное сокращение рабочих мест, произошедшее за годы правления республиканцев.
На этом фоне несколько странно выглядят новые инициативы КНР в отношении развития экономических связей с РФ. В КНР 1 октября вступило в силу «Положение о валютном контроле в сфере приграничной торговли», согласно которому китайские компании, торгующие с сопредельными странами, получили право принимать в качестве платежного средства и хранить на корреспондентских счетах российские рубли, вьетнамские донги и северокорейские воны. Представители ЦБ РФ утверждают, что Китай дал рублю зеленый свет исключительно по собственной инициативе и без дополнительных условий для российской стороны. Возможно, что расширение торговых связей с Россией рассматривается китайским кабинетом как способ уравновесить напряженные отношения с традиционными торговыми партнерами.
И все же большинство аналитиков не верят в возможность ревизии валютной политики КНР в ближайшее время. «На текущий момент ревальвация юаня и тем более рыночная котировка его курса представляются маловероятными, – считает заместитель генерального директора ММВБ Валерий Петров. – В этом году прогноз по росту ВВП Китая составляет 10 – 11%. Столь впечатляющие результаты возможны во многом благодаря твердому юаню и мягкой монетарной политике. Вряд ли Китай так просто откажется от этих преимуществ». В случае если Китай все же введет плавающий курс, юань может укрепиться на 18 – 20% по отношению к доллару, что сопоставимо с уровнем ослабления доллара за последний год.
Вернуться к содержанию выпуска
Азиатские монстры открытого моря
(По материалам BusinessWeek, 07.10.03)
Рост объемов экспорта из КНР в США привел к появлению нового типа судов: контейнеровозов-гигантов, способных с минимальными издержками перевозить огромное количество китайских товаров к американским потребителям.
Весной 2000 года тридцать менеджеров компании Samsung Heavy Industries Ltd. собрались на территории ее судостроительного завода. На этом предприятии, занимающем 3.3 кв. км территории острова Джеджи на юге страны, решались вопросы стратегии дальнейшего развития компании. Хотя у Samsung Heavy Industries хватало работы на оставшуюся часть 2000 года, прогноз на 2001 год оставался весьма неясным. В тот раз после девятичасового мозгового штурма менеджеры и инженеры пришли к важной идее: они решили, что большие контейнеровозы, использовавшиеся на море в течение нескольких лет, уже не в полной мере удовлетворяют потребностям перевозчиков. Их логика была простой: почему бы в подобных условиях Samsung не предложить перевозчикам еще более крупные контейнеровозы, позволяющие сэкономить на накладных расходах? «Исходя из этого мы решили вывести такие суда на рынок, начав работу над проектом «Контейнеровоз-гигант», – вспоминает Джеймс Юн, отвечающий в Samsung Heavy Industries за планирование маркетинговой стратегии.
К счастью для Samsung Heavy Industries, надежды менеджеров вполне оправдались. В конце 2000 года гонконгская компания Orient Overseas Container Line Ltd. (OOCL) заказала два контейнеровоза, каждый из которых мог перевозить по 7 700 20-футовых контейнера. Эти гиганты должны были прийти на смену судам, перевозившим по 5 000 – 6 000 контейнеров. В дальнейшем руководство OOCL обратилось к Samsung с просьбой переработать проект контейнеровозов-гигантов, увеличив их грузоподъемность до 8 063 контейнеров. И, наконец, OOCL пересмотрела заказ в сторону его увеличения до восьми контейнеровозов-гигантов. Первое из новых судов, получившее название «Женьшень», было доставлено заказчику в апреле этого года. С момента первого заказа OOCL контейнеровозы-гиганты у Samsung Heavy Industries заказали еще четыре компании.
Этой осенью контейнеровозы-гиганты впервые выходят в море с грузом, и, по мнению некоторых аналитиков, это может оказать самое серьезное воздействие на развитие мировой индустрии морского транспорта. Эти корабли настолько велики (340 метров в длину и до 43 метров в ширину), что многим портам придется провести модернизацию, углубив свои гавани, увеличив длину доков и поставив новые, более мощные краны. Однако, несмотря на эти трудности, транспортные компании уже заказали около ста контейнеровозов-гигантов у Samsung Heavy Industries и других корейских и японских судостроителей. По словам Тревора Кроу, аналитика лондонской компании Clarkson Research Studies Ltd., в этом году транспортным компаниям, желающим разместить заказ на строительство новых чудо-контейнеровозов, приходилось буквально выстраиваться в очередь.
Дело в том, что использование контейнеровозов-гигантов позволяет резко снизить транспортные издержки. Перевозка грузов на судне, способном нести 8 000 20-футовых контейнеров, обходится на 25%-30% дешевле, чем на 4 000-местном контейнеровозе, типичном для наших дней (данные лондонской компании Drewry Shipping Consultants Ltd). «Для того, чтобы успевать за рынком, нужны корабли побольше!», – говорит Квон Сук-Хун, генеральный менеджер сеульской компании Hanjin Shipping Co., которая в 2005 году должна получить пять контейнеровозов-гигантов.
Если идея контейнеровозов-гигантов оказалась настолько удачной, почему же она тогда родилась только в 2000 году, а не раньше? Дело в том, что до начала 1990-х годов спрос на корабли, не способные пройти через Панамский канал, был весьма незначительным. Эта ситуация переменилась после роста объемов торговли между странами Азии и США. Компании-перевозчики увидели, что экономия на издержках из-за размеров новых судов сполна окупает их неспособность проходить через панамский канал. В результате были построены около 200 контейнеровозов, способных перевозить по 5 000 – 7 000 контейнеров. Из-за увеличения грузоподъемности эти суда получились слишком широкими и не могли проходить по Панамскому каналу. Таким образом, в «Гонке гигантов» был сделан важный шаг вперед. Появление контейнеровозов-гигантов ведет к изменению самого механизма доставки грузов до потребителей. В настоящее время до 80% китайского экспорта в США разгружается на Западном побережье, после чего контейнеры автомобильным или железнодорожным транспортом доставляются к заказчикам. Такая схема позволяет сэкономить до недели по сравнению с перевозкой контейнеров на Запад США морем через Панамский канал. «Рост значения Китая в качестве мирового промышленного центра ведет к изменению сложившихся схем логистики», – говорит Юн Йонг Хо, старший вице-президент крупнейшей в мире судостроительной компании Hyundai Heavy Industries Co., которая в настоящее время строит для своих заказчиков около 25 контейнеровозов-гигантов.
Безусловно, у «гонки гигантов» на море есть и свои недостатки. Так, этот процесс вряд ли сможет длиться вечно из-за периодической смены фаз цикла деловой активности, типичной для судостроительного бизнеса. Кроме того, возможное падение спроса на китайские товары может привести к катастрофическим последствиям для компаний, строящих, владеющих или эксплуатирующих контейнеровозы-гиганты. Вместе с тем, по оценкам Drewry Shipping Consultants Ltd., текущие темпы роста объемов китайского экспорта таковы, что вновь строящиеся контейнеровозы-гиганты еще долго не останутся без работы, если, конечно, мировою экономику внезапно не поразит глобальный спад деловой активности.
Вернуться к содержанию выпуска
Корейских олигархов оштрафовали
(По материалам BBC NEWS, 06.10.03)
Власти Южной Кореи оштрафовали шесть крупнейших промышленно-финансовых конгломератов страны за незаконные финансовые операции. В большинстве случаев нелегальные трансакции осуществлялись корейскими корпорациями с целью удержать на плаву некоторые из своих наименее эффективных дочерних предприятий.
«Комиссия по честной торговле» (FTC) Южной Кореи наложила штрафы общим размером в 31.5 млрд. вон ($16.4 млн.) на ряд ведущих местных корпораций. Наиболее серьезные санкции были предприняты по отношению к конгломерату SK Group, оштрафованному примерно на 29 млрд. вон. Среди других нарушителей – Samsung, LG Group, Hyundai Group, Hyundai Motors а также судостроительная компания Hyundai Heavy Industries.
Расследование злоупотреблений с бухгалтерской отчетностью ведущих промышленно-финансовых конгломератов Южной Кореи, известных как «шэболы», является элементом антикоррупционной политики президента Ро Му-хюня. По оценкам экономистов, южнокорейские конгломераты, объединенные запутанными цепями взаимных поглощений, представляют собой идеальную среду для различных финансовых махинаций. Так, неэффективные подразделения таких гигантов зачастую существуют за счет своих более удачливых «компаний-сестер», при этом внутренние трансакции оформляются в виде фиктивных закупок товаров, или же просто прячутся.
Именно «дыра» в отчетности на сумму в 1.5 трлн. вон и стала основной причиной расследования деятельности SK Group начатого FTC в начале этого года. Напомним, что в июне этого года глава семейства основателей SK Group Чей Тэ-вон попал на три года в тюрьму по обвинению в совершении финансовых преступлений. Кроме того, до сих пор ведется расследование его возможного участия в злоупотреблениях с отчетностью, а также в незаконной торговле акциями.
В FTC отмечают, что за последнее время «шэболы» попытались очистить свои финансовые методы от злоупотреблений. «В большинстве своем промышленно-финансовые группы постарались отказаться от незаконных внутренних трансакций, хотя некоторые из них по-прежнему прибегают к таким методам», – говорит следователь FTC Янг Ханг-Сук. По оценкам FTC, в этом году «шэболами» были совершены незаконные внутренние трансакции на общую сумму в 90 млрд. вон, тогда как три года назад эта цифра составляла 126.2 млрд. вон.
Вернуться к содержанию выпуска
Чучхейский капитализм
(«Время новостей», 10.10.03, автор - Георгий Толорая – д.э.н., директор исследовательских программ Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН)
На первый взгляд кажется, что рутинные воинственные заявления Пхеньяна об "укреплении потенциала ядерного сдерживания" и об отсутствии интереса к многосторонним переговорам лишний раз свидетельствуют, что эта страна по-прежнему противопоставляет себя всему миру. Но на самом деле эта риторика - способ поднять ставки в сложной игре между КНДР и ее противниками. Цель игры в том, чтобы обеспечить максимально выгодные условия вхождения КНДР в мировое сообщество. Глубинные процессы как внутри страны, так и в ее внешней политике, которую года два назад начал развивать глава КНДР Ким Чен Ир, не оставляют сомнений - Северная Корея действительно хочет стать частью мирового сообщества.
С июня этого года северокорейские чиновники перестали испытывать аллергию на словосочетание "экономические реформы". В июле 2002 г. в стране начались изменения в экономической политике: резко сузилось нормирование товаров, многократно увеличились цены при меньшем росте зарплаты. Поначалу эти рыночные начинания получили в КНДР идеологически нейтральное имя "государственные меры".
Перемены были непоследовательными и малорезультативными. Принимая решение о реформах, Ким Чен Ир надеялся на урегулирование отношений с Японией и массированные японские компенсационные платежи, а также на расширение товарных поставок из Южной Кореи. Он совсем не рассчитывал на ядерный спор с США, который неожиданно возник в октябре прошлого года. Но главное случилось: открыты шлюзы экономической инициативы населения. Обратной дороги к казарменному социализму уже нет.
Сегодня в Пхеньяне открыто действуют рынки, чего не было в прошлые времена. Ассортимент товаров на рынках значительно расширился, в том числе и благодаря челночной торговле с Китаем. "Придорожные бабушки" продают фрукты и овощи, многочисленные киоски торгуют предметами первой необходимости. Недавно были введены облегченные правила обмена валюты, после чего рыночный курс доллара подскочил до 800 вон. Фактически освобождены цены на большинство товаров, благодаря чему магазины большую часть товаров продают уже не за валюту, а за местные воны. Инфляция за год достигла 300%, но рыночный механизм потихоньку приходит в движение.
На улицах появилась масса велосипедов, которых раньше не было вообще. Первые в истории КНДР рекламные щиты предлагают купить автомобили собственного производства. Их собирают по лицензии на заводе "Пхенхва" вблизи Пхеньяна. Он построен на средства бизнес-империи преподобного Муна, который вложил в дело около $20 млн. Правда, очередей из "новых северокорейцев", готовых выложить за машину $14 тыс., пока не наблюдается. Появились и мобильные телефоны, но пока только у начальников.
В сентябре в КНДР был назначен новый премьер. Им стал технократ Пак Бон Дю, который в прошлом году ездил в Южную Корею учиться рыночной экономике. Семь новых членов его кабинета тоже технократы. Недавно делегация высокопоставленных экономистов из КНДР побывала во Вьетнаме, чтобы изучить опыт реформ. И трудно даже сосчитать, сколько делегаций разных уровней наведались за последние два года с той же целью в Китай и в Россию.
Главным образцом для КНДР стала Южная Корея. Ядерный кризис и острый конфликт КНДР с Вашингтоном парадоксальным образом подстегнули сотрудничество Юга и Севера. Южан не пугает даже возможное обретение Севером ядерного оружия: ведь оно не предназначено для борьбы с Сеулом. На днях в Пхеньяне у мемориала легендарного основателя корейской нации Тангуна состоялась пышная церемония с участием северян и южан. Мероприятие должно было продемонстрировать общность корней и заодно общность будущего, вызов которому бросают "внешние силы". Более тысячи южнокорейцев, впервые добравшихся до столицы КНДР автобусами, присутствовали в Пхеньяне на открытии стадиона, построенного на средства южнокорейского концерна "Хендэ" и названного именем основателя концерна Чон Чжу Ена. Деловые переговоры между Севером и Югом стали почти рутиной.
Политика - например, недовольство Пхеньяна вероятной отправкой южнокорейских войск в Ирак или высылкой просеверокорейского деятеля Сон Ду Еля - все реже приводит к паузам в экономическом диалоге. Разработан важный пилотный проект интеграции экономик Севера и Юга - это создание на основе южнокорейских капиталовложений Кэсонской промышленной зоны. 18 сентября КНДР приняла подробные акты о налогообложении и трудовых отношениях в этой зоне. Есть надежда, что данный проект не станет мыльным пузырем вроде спецзоны в Синыйчжу, которую хотел осваивать китайский магнат Ян Бинь, впоследствии надолго отправленный китайским судом за решетку.
Глава МИД Южной Кореи Юн Ен Гван призвал помочь реформам в КНДР. Он отметил, что латиноамериканские диктатуры и Китай показали Пхеньяну пример, но "изменения в Северной Корее вряд ли будут проходить так быстро, как того хочется всему миру; пока с уверенностью можно говорить лишь о том, что КНДР постепенно движется к реформам и открытости".
Вернуться к содержанию выпуска
Народ и автомобильное лобби
(«Русский фокус», 06.10.03, автор - Валерий Вайсберг)
Почти столько же, сколько российское правительство обсуждало вопрос о повышении пошлин на ввоз автомобилей, Ford Motor лоббировала в Таиланде снижение налоговых ставок. Компания доказывала, что ее пикап с открытой кабиной следует облагать акцизом по ставке 3%, а не 12%, что соответствует ставке налога на четырехдверные пикапы. Затяжной спор с государством закончился лишь недавно, когда суд принял сторону Ford Motor по иску против налоговых органов.
Спустя совсем немного времени после оглашения судебного вердикта, министр финансов Таиланда фактически объявил о том, что отказывается подавать апелляцию на это решение. Как ожидается, в конце октября правительство предложит упрощенную систему налогообложения автомобильного сектора, в которой вместо 10 категорий продукции будет только четыре (по сферам использования машин). Покладистость властей объясняется, в частности, тем, что аналогичную иску Ford жалобу на налоговые органы недавно подала BMW. Компания требует, чтобы ее дорогостоящий автомобиль X5 облагался налогом по ставке 29%, а не 48%, но налоговые органы Таиланда не признают этот автомобиль внедорожником на основании того, что его дорожный просвет составляет менее 20 см.
В общем, поражение правительства Таиланда в битве с мировыми гигантами очевидно, но это не означает, что местные автомобилисты получат адекватное снижение цены.
Вернуться к содержанию выпуска
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Присвоение инвестиционного рейтинга РФ
(РБК, 09.10.03)
Повышение международным рейтинговым агентством Moody's рейтинга обязательств России до инвестиционного уровня потенциально открывает дорогу большому потоку новых инвестиций. Как пишет Wall Street Journal, кроме того, повышение рейтинга подтверждает прогрессивное развитие страны со времени дефолта 1998 г. в направлении экономической и политической стабильности.
Агентство Moody's повысило предельное значение рейтингов облигаций Российской Федерации в иностранной валюте и нот страны и рейтинги всех выпущенных в обращение российских евробондов с Ba2 до Baa3. Одновременно повышены рейтинги рублевых облигаций России с Ва3 до уровня Baa3 и предельное значение рейтингов банковских депозитов, номинированных в иностранной валюте, с Ba3 до Ва1. Президент России Владимир Путин заявил о том, что повышение рейтинга России подтверждает серьезный прогресс в инвестиционной привлекательности страны. Как отмечает Wall Street Journal, за шесть месяцев до проведения президентских выборов повышение рейтинга свидетельствует об уверенности в стабильности политической ситуации в России.
Присвоение рейтинга произошло, когда Россия перестала быть страной с практически полным отсутствием инвестиций. В дополнение к постоянно возрастающему потоку вложений в акции, пользующиеся большим спросом на рынке, и в облигации за последние месяцы значительно повысился объем прямых иностранных инвестиций. Таким образом, в этом году объем инвестиций превысил общий объем инвестиций в $7,8 млрд., которые Россия получила между 1990 г. и 2002 г.
На фоне сделки BP с ТНК появились сообщения, что ExxonMobil ведет переговоры о приобретении 40% акций компании "ЮКОС". Сумма сделки может составлять около $20 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Станет ли 2004 год повторением 1997?
("Newsweek", 06.10.03, автор - Майкл Мейерс)
Итак, цитадель бывшей «империи зла» возрождает свою былую экономическую мощь. Российский фондовый рынок, бесславно потерявший в 1998 году почти 90% своих активов, недавно достиг своего пика. В 2002 году акции на фондовой бирже Российской торговой системы (РТС) поднялись в цене на 34%, а в этом году их стоимость почти удвоилась. Прирост российского ВВП ежегодно составляет около 7,5%, за счет чего экономика России превращается в самую быстро растущую в мире после экономики Китая. Одновременно наблюдается возвращение в страну западных инвесторов. Министр торговли США Дональд Эванс находясь с визитом в Москве, заявил, что Россия является новым партнером Америки в сфере «энергетической безопасности».
В преддверии российско-американского саммита в Кэмп-Дэвиде Джордж Буш-старший провел с российским президентом переговоры в Сочи. На встрече обсуждался вопрос о возможности покупки американскими нефтяными компаниями Exxon Mobil и Chevron Texaco части акций российской компании «Юкос». И источники, которые после переговоров Буша-старшего с Путиным встречались с бывшим президентом США, заявляют, что российский президент не собирается запрещать эту сделку, стоимость которой оценивается от $11 млрд. до $30 млрд.
На конференции, состоявшейся по инициативе инвестиционного банка UBS Brunswick, было высказано такое опасение: не станет ли 2004 год повторением 1997 года, который стал предвестником дефолта. "Нет, - заверил банкиров и брокеров глава UBS Brunswick Джеффри Костелло. - Россия готовится к прорыву, а не к дефолту». Ему вторил главный аналитик UBS Питер Бун. «В любом случае экономика России будет в ближайшие годы набирать скорость», - заявил он.
Однако даже оптимисты соглашаются с тем, что будущее российской экономики остается неясным. Время от времени разгораются дебаты о будущем экономики. Ясно одно: совокупность ряда факторов может пустить российскую экономику под откос. В 1998 году американская торговая компания Long Term Capital Management за один лишь день потеряла в России $533 млн. Но в результате дефолта больше всего пострадали сами россияне. ВВП страны сократился вдвое. Объем товарооборота снизился на две трети. Началось массовое бегство иностранного капитала из России.
Так что, иностранные инвесторы, которые однажды «погорели», не решаются вновь вкладывать большие деньги в российскую экономику. «Хотя крупные нефтяные компании проявляют все большую активность в России, они, тем не менее, подвержены высокому риску», - заявил Джордж Расселл, бывший глава американской фондовой компании. В прошлом году объем прямых иностранных капиталовложений на душу населения в странах Западной Европы составил в среднем около $1200. Объем же иностранных инвестиций на душу населения в России едва достиг $20.
И все же многие аналитики считают, что возможности российского рынка явно недооцениваются. В стране наблюдается бум кредитных карточек, зарождается сфера ипотечного кредитования. Десятки тысяч москвичей могут позволить себе покупку автомобилей и квартир, а товарооборот в Москве шведского мебельного гиганта Ikea превышает объем продажи продукции этой компании в любом другом уголке мира. По данным консалтинговой компании A.T. Kearney, Россия оказалась в числе десяти стран мира, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций. По этому показателю страна поднялась с 17 места в прошлом году на 8-е в 2003 году.
После дефолта 1998 года многое в России изменилось. До 1998 года в России отсутствовал контроль, в стране были популярны спекулятивные операции, а жадные олигархи брали под контроль банки и недавно приватизированные отрасли промышленности. Сегодня же страна имеет более ориентированное на рынок правительство, которое стремится модернизировать страну и создать более благоприятные условия для иностранных инвестиций. Финансовая и валютная политика правительства получила одобрение Всемирного банка и МВФ. За счет больших нефтяных доходов Россия имеет положительное сальдо в торговле. Дешевый рубль способствует росту экспорта, а инфляция от уровня 120% в 2000 году упала до 12% в настоящее время.
Однако в случае падения цен на нефть на мировом рынке экономика России может пострадать. По мнению аналитиков UBS Brunswick, в ближайшие годы возможно падение цен на нефть до уровня $19,5 за баррель. Однако критическим для России может оказаться отметка $15 за баррель. Если цены на нефть окажутся ниже этого уровня, то бюджет правительства может оказаться дефицитным. Тем не менее экономический рост и иностранные инвестиции не будут в опасности.
Президент России Владимир Путин часто говорит о диктатуре закона и необходимости поддержки частной инициативы. Однако он и его окружение без колебания нарушают законы там, где надо защитить интересы определенных кругов. Один успешный бизнесмен говорит, что представители спецслужб в окружении Путина используют налоговых инспекторов как орудие для борьбы с предпринимателями. В эпоху Ельцина этот бизнесмен не боялся за свой капитал. Сегодня ситуация изменилась. «Я напуган, - говорит он. - Возвращаются старые времена». Другие инвесторы с тревогой говорят о том, что в Москве они могут защитить свои капиталовложения, обратившись в суд или подав жалобу в вышестоящие инстанции. Другое дело - российская провинция. Там царит произвол местных властей, и иностранные инвестиции беззащитны.
Недавние политические события также не вселяют уверенности. Бизнесмены вынуждены признать, что при Путине демократия стала уязвимой. Выборы в Чечне были расценены правозащитниками как фарс. Соперники ставленника Кремля Ахмада Кадырова под разными предлогами были исключены из предвыборной кампании. А когда опрос ВЦИОМ показал, что политика Путина в чеченском вопросе стала непопулярной, власти заменили все руководство этого социологического института.
В эпоху Путина также происходит закрытие телеканалов. Однако, возможно, самым тревожным для инвесторов является атака правоохранительных органов России на нефтяную компанию «Юкос». Глава этой компании миллиардер Михаил Ходорковский выделил около $50 млн. реформистски настроенным политическим партиям, которые критикуют Путина.
Путин отвергает обвинения в свой адрес. «Если под демократией вы подразумеваете роспуск государства, то мы не нуждаемся в такой демократии», - заявил он группе американских журналистов. Друг российского президента, который не работает в Кремле, заявил журналу Newsweek, что Путин стремится к реализации двух целей. Первая - сохранить сильное центральное правительство, способное «поставить на место» непослушную деловую элиту и враждующие политические фракции.
Другая его цель - улучшить жизнь рядовых россиян и создать новый российский средний класс. Обе цели предполагают сильный экономический рост, который в свою очередь требует больших иностранных инвестиций. «Пересмотра итогов приватизации 90-х годов не будет», - заверил Путин журналистов.
Однако, несмотря на новый экономический бум, Россия остается страной, управляемой феодальными элитами, которые воюют друг с другом. Борьба идет между реформаторами и консерваторами. «Путин выступает в роли третейского судьи, который решает исход сражений, - говорит независимый политический аналитик Павел Фельгенгауэр. - Однако пока неясно, в каком направлении Путин будет двигаться? Кто его союзники? Кто будет его преемником, если он выполнит свое обещание и не выдвинет свою кандидатуру на выборах 2008 года?»
Вернуться к содержанию выпуска
Чад: новый игрок на мировом рынке нефти
(РБК, 06.10.03)
Первые баррели местной нефти поставил на мировой рынок Чад - из камерунского порта Криби вышел первый танкер с 950 тыс. добытой в Чаде нефти. Сырье транспортируется по нефтепроводу от месторождения в Добе к экспортному терминалу на атлантическом побережье Камеруна в районе г. Криби, поскольку Чад не имеет выхода к морю. Протяженность нефтепровода чуть более 1 тыс. км.
Общая стоимость проекта, за которым стояли американские нефтяные гиганты ExxonMobil и ChevronTexaco составила $3,7 млрд. Проект предполагает также разработку месторождения в Добе на юге Чада. Согласно существующим оценкам, месторождения должно хватить на 25 лет при объемах нефтедобычи в 225 тыс. баррелей в день (или 11,25 млн. т в год).
Чад, одна из беднейших стран в мире, за все время эксплуатации месторождения сможет заработать на продаже своей нефти около $2 млрд. В свою очередь, за свое участие в транзите "черного золота", Камерун должен получить до $500 млн. Проект, на финансирование которого в 2000 году Всемирный банк выделил $225 млн., направлен на то, чтобы уменьшить зависимость развитых стран от ближневосточной нефти.
Вернуться к содержанию выпуска
Бразилия вступила на иранскую тропу
(«Время новостей», 08.10.03, автор – Андрей Злобин)
Обогащение урана будет развернуто под боком у Вашингтона. Бразилия начинает промышленное производство обогащенного урана. Об этом заявил бразильский министр науки и технологии Роберту Амарал. По его словам, это решение не только "свидетельствует об уровне развития страны, но и демонстрирует, что технология находится на службе национального суверенитета".
Уже более 15 лет Бразилия обладает возможностями для обогащения урана. Еще в 1987 году тогдашний президент страны Жозе Сарней продемонстрировал публике ампулу с обогащенным ураном. Но о решении начать его промышленное производство публично анонсировали именно сейчас - в тот момент, когда это заявление максимально досаждает Вашингтону и откровенно играет на руку Тегерану. США, как известно, яростно обвиняют Иран в проведении работ по обогащению урана, автоматически связывая их с попытками создать ядерное оружие. Штаты угрожают применить любые средства, чтобы этого не допустить.
Иран же неизменно объясняет свои действия необходимостью развития мирной ядерной энергетики.
Бразильский министр Амарал аналогичным образом объяснил принятое решение экономической целесообразностью. Занимая шестое место в мире по запасам урановой руды (310 тыс. тонн), Бразилия получает обогащенный уран, используемый как топливо для двух действующих АЭС, из-за границы, в основном из Европы.
Ежегодно на его закупки страна тратит до $30 млн. Самостоятельное обогащение урана позволит уже к 2014 году не только полностью обеспечить бразильские АЭС, но и экспортировать ядерное топливо. И кроме того, это поможет профинансировать завершение прерванного в 1985 году строительства третьей АЭС страны Angra 3, на что необходимо $1,7 млрд. При военном режиме в Бразилии велись разработки ядерного оружия, но они были свернуты в середине 80-х годов с приходом демократии. В конце 90-х годов страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Нельзя не вспомнить, однако, одно высказывание министра Амарала, сделанное в начале нынешнего года. "Бразилия - мирная страна, но должна быть готова ко всему, в том числе и технологически", - заявил он. А на просьбу уточнить, идет ли речь о технологиях, позволяющих создавать ядерное оружие, он добавил: "Мы не можем отказаться от каких-либо научных знаний, будь то геном, ДНК или ядерное расщепление".
Эти слова вызвали бурную реакцию в США. Бразилии припомнили, что в 80-х годах она поставила в Ирак ядерные материалы, а журнал Forbes включил ее в число стран, представляющих потенциальную угрозу Америке. Власти Бразилии формально объяснили, что речь идет лишь о мирном атоме. Но слова Амарала, прозвучавшие накануне войны в Ираке, отразили реальные настроения бразильской элиты, которые лишь усилились после разгрома Саддама. "Не надо быть идиотами и страной дураков, чтобы продолжать придерживаться Договора о нераспространении в момент, когда единственным аргументом становится сила", - заявил бразильский сенатор Роберту Сатурнино Брага. "Проект обогащения урана не может и не должен быть остановлен", - подчеркнул вчера министр Амарал. Его уже одобрил президент Лула да Силва. Названы и исполнители проекта - это компания INB (Industrias Nucleares do Brasil) и военно-морской флот.
Вернуться к содержанию выпуска
Афганистан: беспомощная страна
(Известия.ru, 05.10.03, автор - Алексей Тихонов)
Афганские проблемы ушли из фокуса мирового внимания. Размеры выделяемой этой стране помощи крайне недостаточны. А увеличивать ее невозможно, так как некому заниматься распределением. В этой ситуации главным двигателем экономического роста становится "опиумная экономика", которая может целиком поглотить страну.
Всю международную помощь, оказываемую Афганистану, координирует так называемая Направляющая группа (Steering Group), которую возглавляют представители США, Японии, Саудовской Аравии и ЕС. Размеры необходимой помощи были определены расчетами, проведенными экспертами Всемирного банка, Азиатского банка развития, а также офиса ООН. После полевого обследования на свет появилась цифра - $14,6 млрд. Именно столько, по мнению экспертов, понадобится на реконструкцию Афганистана в течение десятилетия. Токийская конференция еще в январе 2002 года приняла решение о выделении первого транша помощи - $4,5 млрд. на первое пятилетие. Большая часть этого пакета должна быть израсходована в течение ближайших лет. И эти обязательства выполняются.
Но в МВФ, недавно опубликовавшем доклад о состоянии дел в Афганистане, считают, что этого недостаточно. Эксперты МВФ полагают, что размер запрашиваемой помощи был с самого начала занижен, а потому неукоснительность выполнения программы не вызывает у наблюдателей особого энтузиазма. В докладе нет ответа на вопрос, почему же были занижены оценки.
"Главным ограничителем этих расчетов, - считает Сара Майерс из Центра исследований мировых рынков (WMRC), - стала невозможность переваривания этой помощи страной, и прежде всего ее справедливого распределения". Предполагалось, что по мере развития ситуации расчеты будут скорректированы, и мировое сообщество охотно воспримет идею об увеличении этой помощи. Но положение изменилось, и сегодня такая просьба уже не будет воспринята с прежней охотой. В мире появились другие, более важные приоритеты. "Кроме того, - признает Сара Майерс, - существенную роль играет то обстоятельство, что Афганистан не располагает значительными запасами природных ископаемых, а потому не является особенно привлекательным местом для иностранных инвестиций". Другими словами, государства не спешат на помощь государству, которое не сможет в ближайшее время "отблагодарить" донора.
До начала революционной эпохи, начавшейся в стране еще в начале 70-х годов, экономика Афганистана представляла собой сельское хозяйство с некоторыми вкраплениями легкой промышленности и добычи природных ресурсов. Доля пригодных для этого земель невелика - не более 12%. Но, несмотря на это, страна даже экспортировала часть сельхозпродукции. "Перманентная революция", гражданские войны и интервенции уничтожили и это скромное достояние. Разрушение системы орошения, заминирование территорий, а также многочисленные засухи сократили эту долю почти в два раза.
Строго говоря, к началу правления нынешнего правительства вся экономическая, как и социальная, система оказалась полностью разрушена. И только сейчас она начала подавать признаки жизни. По данным МВФ, экономический рост в прошлом году составил фантастические 30% (от нуля любой рост выглядит впечатляющим). Главным экономическим успехом временного правительства, по мнению аналитиков фонда, стало проведение денежной реформы в стране, в результате чего из оборота были выведены многочисленные купюры, доставшиеся афганцам в наследство от прошлых режимов. Благодаря усилиям правительства и финансовой поддержке извне бюджет страны сегодня исполняется без дефицита.
Но в докладе отражены успехи видимой части экономики страны. Как считают в МВФ, около половины ВВП страны составляют доходы "опиумной экономики", которая развивается по своим законам и не подчиняется кабульским властям. Развивается, судя по данным об обороте наркотиков, весьма успешно и почти полностью восстановилась после потерь, понесенных в результате драконовских мер, предпринятых талибским правительством в последний год своего пребывания у власти.
Нынешнее правительство контролирует лишь небольшую часть Афганистана. Остальная территория представляет собой огромное "гуляй-поле" - также развивается по собственным законам. Чтобы справиться с этим, необходимы значительные военные усилия, которые пока некому прилагать.
Внесенный президентом США Джорджем Бушем законопроект об оказании помощи Ираку и Афганистану предполагает выделение около $86 млрд. Ираку и... около $800 млн. Афганистану. В расчете на душу населения размер помощи, получаемой афганцами, меньше, чем в Тиморе и Боснии. Главная составляющая пакета Буша пойдет на поддержку военных операций в Ираке.
В Афганистане масштабные действия не планируются - на это просто не хватает сил. Европейские же войска предпочитают оставаться в столице страны. Эта ситуация создала основу для "талибского ренессанса". Сегодня все говорит о том, что бывшие правители оправились от тяжелых потерь и претендуют теперь хоть и не на политическую, но реальную власть. В декабре этого года в стране должна быть принята новая конституция. А весной состоятся демократические выборы. Но кто окажется в конечном итоге у власти к лету будущего года, предсказать пока очень трудно.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||