Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


31 марта 2003 г. Выпуск №326
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть)


Содержание выпуска:
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Доткомы после бури
         British Airways может в ближайшее время возобновить переговоры о слиянии с KLM
         Boeing готовит слияние с британскими поставщиками
         Новости корпораций "одной строкой"
               Worldcom Cisco-Linksys Vodafone Ericsson HypoVereinsbank-Bank Austria
               Delta Hennes & Mauritz Fiat-De Agostini Royal Dutch/Shell Walt Disney
         Американские банки бегут из Европы
США И КАНАДА
         Главный двигатель американской экономики может заглохнуть?
         Компании США не хотят выходить на биржу
         Американским пенсионерам светят виртуальные пенсии
         Половина налогов в США уходит на содержание чиновников
         Коррупция в Белом Доме? Что Вы, Вам показалось!..


НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Доткомы после бури
   
("Ведомости", 25.03.03, автор - Пол Тейлор)
   Когда пыль от массового крушения так называемых доткомов улеглась, выяснилось, что некоторым интернет-компаниям все же удалось сохраниться и начать новую жизнь, руководствуясь на этот раз вполне реалистичными бизнес-планами.
   Кризис интернет-бизнеса оказался жестоким. Только в США число рабочих мест в сфере ИТ сократилось на 500 000. Многие участники рынка, включая компании Webvan, Excite@Home, Industry Standard и Boo.com, перестали существовать, многие все еще находятся под угрозой исчезновения. Но показатели Yahoo, eBay, Expedia и Google сейчас вселяют оптимизм.
   Компания Yahoo, которой принадлежит интернет-портал, в прошлом году добилась прибыли в размере $43 млн. (2001 год закончился с убытком в $93 млн.). В разгар кризиса пост генерального директора Yahoo занял Терри Семел, который весьма уверенно осуществил реструктуризацию бизнеса, уменьшив зависимость компании от рынка интернет-рекламы. Сегодня Yahoo и eBay входят в десятку самых динамичных компаний в списке S&P 500.
   Среди менее известных предприятий, успешно переживших интернет-крах, - калифорнийские компании CBS MarketWatch, LookSmart и IGN Entertainment. Недавно они впервые объявили о получении квартальной прибыли. Правда, их финансовые успехи по масштабу пока существенно уступают понесенным ранее убыткам. Так, IGN, владеющая сетью онлайновых игр, за годы своего существования зафиксировала убытки, превышающие $145 млн., а ее прибыль в последнем квартале составила всего $204 000.
   И все же подобные примеры становятся все более многочисленными. Поисковый портал Ask Jeeves, которому многие аналитики одно время предрекали близкую гибель, недавно закончил с прибылью уже второй квартал в своей истории.
   Британская компания LastMinute.com, занимающаяся онлайновой розничной торговлей, планирует закончить нынешний год с прибылью. LastMinute разместила свои акции на фондовой бирже в 2000 г., как раз перед тем как лопнул доткомовский пузырь, и последовавшие два года были для нее убыточными.
   Примечательно, что выжившие онлайновые компании сейчас руководствуются весьма скромными бизнес-планами. Даже у самых успешных доткомов акции сегодня стоят намного дешевле, чем в конце 1990-х.

Вернуться к содержанию выпуска

   British Airways может в ближайшее время возобновить переговоры о слиянии с KLM
   
("Деловая пресса", 25.03.03)
   Авиакомпания British Airways PLC может уже в ближайшее время возобновить переговоры о слиянии с KLM Royal Dutch Airlines NV, которая является четвертой по величине авиакомпанией Европы. В 2000 году KLM и British Airways уже вели переговоры о слиянии, которые, однако, зашли в тупик, и в сентябре компании были вынуждены их прекратить. В январе 2002 года авиакомпании подписали соглашение о совместном использовании рейсовых кодов. В рамках краткосрочного соглашения KLM и British Airways совместно используют коды для обозначения своих рейсов, а также продают билеты на рейсы друг друга в города Ближневосточного региона.

Вернуться к содержанию выпуска

   Boeing готовит слияние с британскими поставщиками
   
(lenta.ru, 27.03.03)
   Корпорация Boeing рассматривает возможность слияния со своими британскими поставщиками. Об этом заявил вице-президент компании по международным связям Томас Пикеринг (Thomas Pickering).
   Пикеринг выступил в Лондоне, куда прибыл по случаю назначения нового президента британского филиала Boeing. Им стал Майкл Дженкинс (Michael Jenkins). По словам Дженкинса, Boeing работает примерно с 200 британскими компаниями. В их числе Rolls-Royce, выпускающий двигатели для самолетов, и инженерные фирмы Smiths Group и GKN.
   Еще одним крупнейшим поставщиком является компания BAE Systems, разговоры о слиянии с которой ведутся уже несколько лет. Сама компания всегда отвергала эту идею. В марте исполнительный директор Boeing Фил Кондит (Phil Condit) также заявил, что слияние не является неизбежным.
   Дженкинс сообщил, что в ближайшее время, прежде чем выбрать политику в отношении поставщиков, он намерен "посмотреть, что они выпускают, и в какой степени они зависят от Boeing".

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям CNews.ru, "Деловая пресса", "Немецкая волна", Интерфакс-АФИ, Autonews.ru, "Ведомости", 24-28.03.03)
   Worldcom. Майкл Капеллас (Michael Capellas), глава американской компании WorldCom, заявил, что оператор выйдет из банкротства в течение этого года с минимальными долговыми обязательствами. Компания планирует стать рентабельной по итогам года. В подтверждение этого факта г-н Капеллас сообщил, что чистая прибыль Worldcom в январе составила $155 млн. против убытка в $580 млн. в декабре 2002 года. На конец января запас наличности у компании составил $2,8 млрд., это на $300 млн. больше декабрьского показателя. План реорганизации компании будет готов к 15 апреля.
Вернуться к содержанию выпуска
   Cisco-Linksys. Компания Cisco Systems, крупнейший в мире производитель коммуникационного оборудования для компьютерных сетей, сообщила, что покупает компанию Linksys. Cisco заплатит за приобретение своими акциями общей стоимостью $500 млн. Предполагается, что сделка будет завершена в IV квартале 2003 финансового года.
   Linksys выпускает широкий ассортимент сетевого оборудования для домашних пользователей и малого бизнеса. С приобретением этой компании Cisco выходит на новый рынок, имеющий значительные перспективы роста. Это потребительский рынок сетевого оборудования плюс рынок сетевого оборудования SOHO, т.е. сетевых устройств для домашнего офиса и офисов компаний малого бизнеса. По прогнозам исследовательских компаний Dell'Oro и Synergy, этот рынок, в мировых масштабах, вырастет с $3,7 млрд. в 2002 г. до $7,5 млрд. в 2006 г.
Вернуться к содержанию выпуска
   Vodafone. Холдинг Vodafone Group сообщил об увеличении доли принадлежащих ему акций голландского подразделения Libertel до 97,2%. Кроме этого, по голландским законам филиал получил право выкупить свои оставшиеся акции у миноритарных акционеров. Vodafone проведет оплату сделки 2 апреля, а 9 апреля акции Libertel будут сняты с торгов фондовой биржи Амстердама.
   Vodafone также пытается выкупить португальское подразделение Telecel. В отдельном заявлении компания сообщила об увеличении доли акций филиала до 70,3%.
Вернуться к содержанию выпуска
   Ericsson. Профсоюзы угрожают срывом планов реструктуризации Ericsson, если компания не предоставит гарантии того, что все увольнения будут проводиться только с их согласия. Профсоюзные деятели опасаются, что новый глава компании Карл-Хенрик Сванберг (Carl-Henric Svanberg) попытается решить финансовые проблемы массовыми увольнениями. У этих опасений есть основания: Сванберг прибегал к такой политике в течение восьми лет своего руководства шведским производителем замков Assa Abloy. За счет увольнений и сокращения расходов Сванбергу удалось вывести компанию в лидеры рынка.
   Профсоюзы ожидают, что Сванберг уволит половину сотрудников Ericsson по всему миру в течение четырех лет, доведя штат компании до 58 тысяч. Согласно плану реструктуризации Ericsson, будут проданы или сокращены второстепенные бизнесы, а доход компании к 2005 году упадет до $14 млрд. В 2003 году ожидается падение дохода на 10%. Это станет большим достижением по сравнению с 2002, когда доход уменьшился на треть до $18,9 млрд. Сванберг намерен смоделировать программу реструктуризации по шаблону Nokia. Главный бизнес компании - оборудование для сотовых сетей, который в прошлом году сгенерировал вдвое больше дохода, чем аналогичное подразделение Nokia, по-прежнему имеет штат втрое больше, чем у Nokia в том же бизнесе.
Вернуться к содержанию выпуска
   HypoVereinsbank-Bank Austria. Второй по величине финансово-кредитный институт Германии - HypoVereinsbank - объявил о предстоящей продаже 25% акций полностью принадлежащего ему Bank Austria. Тем самым руководство HypoVereinsbank рассчитывает компенсировать понесенный им в 2002 году ущерб, размер которого составил 858 млн. евро, а также избежать необходимости увеличения собственного капитала путем новой эмиссии акций. Это известие с облегчением встретили на фондовом рынке. В ходе торгов акции HypoVereinsbank подорожали более чем на 7%. Однако пока трудно сказать, как это решение скажется на дальнейшей политике HypoVereinsbank в Восточной Европе и, в частности, России, где Bank Austria занимает стратегически важные позиции. Кроме того, учитывая сложное финансовое положение отрасли в результате разразившегося в прошлом году банковского кризиса, HypoVereinsbank намерен до конца текущего года сократить 11 000 рабочих мест. Благодаря этим и другим мероприятиям руководство банка рассчитывает закончить год с прибылью.
Вернуться к содержанию выпуска
   Delta Air Lines, третья по величине американская авиакомпания, может получить в этом году рекордные убытки из-за неблагоприятных факторов, влияющих на авиаперевозки. В I квартале Delta, согласно представленному в Комиссию по ценным бумагам и биржам прогнозу, получит более высокий убыток, чем год назад (когда чистый убыток компании составил $397 млн.). Аналитики ожидали, что Delta сумеет несколько снизить уровень убытков в текущем квартале.
Вернуться к содержанию выпуска
   Hennes & Mauritz. Шведская Hennes & Mauritz AB, крупнейшая в Европе сеть магазинов одежды, увеличила чистую прибыль в I финансовом квартале на 43% за счет открытия новых магазинов и предоставления скидок. Чистая прибыль в декабре-феврале составила 1,1 млрд. крон против 767 млн. крон за тот же период годом ранее. Продажи выросли на 12%. Объем продаж без учета НДС составил в I финансовом квартале 10,77 млрд. крон против 9,58 млрд. крон за аналогичный период годом ранее.
   Компания в прошлом году увеличила число магазинов на 9,5% и планирует прирост на уровне 13% в этом году. H&M намерена открыть в 2003 году 110 торговых точек, большая часть которых придется на Францию, США, Испанию, Великобританию и Германию. При этом во II финансовом квартале планируется открыть 47 магазинов и закрыть 3, в то время как за тот же период 2002 года была начата работа в 27 торговых точках и прекращена в 2.
Вернуться к содержанию выпуска
   Fiat-De Agostini. Итальянский концерн Fiat SpA согласился продать издательской группе De Agostini SpA свое страховое подразделение Toro SpA за $2,4 млрд. Средства, полученные от сделки, будут направлены на восстановление ослабленного финансового состояния концерна.
   В течение последних лет Fiat терпел огромные убытки из-за падения объема продаж автомобилей. Чтобы остаться на рынке, компания приняла массивную программу реструктуризации, включающую сокращение тысяч рабочих мест. "Продажа Toro - большая жертва для нас, однако нам необходимо снижать задолженности и продолжать развиваться", - заявил глава концерна Джузеппе Морчио.
Вернуться к содержанию выпуска
   Royal Dutch/Shell. Англо-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch/Shell объявила о планах к 2006 г. сократить примерно 15% персонала своего ключевого подразделения по нефтегазодобыче и разведке. Управляющий директор Shell по разведке и добыче Уолтер ван де Вийвер сообщил, что из 28 600 работников, занятых в добывающем подразделении компании, будет сокращено примерно 4300 человек. Аналитики указывают, что на столь масштабные увольнения компания идет впервые с момента своей реструктуризации в конце 1990-х гг. Кроме того, всего несколько дней назад Shell объявила о сокращении 350 рабочих мест на месторождениях Северного моря.
   По словам Вийвера, очередное сокращение персонала - часть общего плана по структурной реорганизации, о котором компания сообщила в феврале. На первом этапе реформы многочисленные европейские подразделения компании (разведка, бурение и добыча) в Великобритании, Норвегии, Германии, Италии, Дании, Австрии, Нидерландах и Ирландии будут объединены в новую компанию EP Europe. Эксплуатация европейских месторождений дает компании около 40% всей ее выручки от нефтегазодобычи в мире.
   Также компания планирует продать ряд добывающих активов, в первую очередь - в британском секторе Северного моря и США (в Мексиканском заливе и Мичигане). Вырученные средства (примерно $500 млн.) в том числе должны пойти на развитие оставшихся активов и разведку новых нефтегазовых месторождений. По словам Вийвера, на эти цели компания намерена ежегодно тратить $8 - 9 млрд., чтобы добиться запланированного роста прибыли на 6 - 8% в год до 2006 г.
   Shell в очередной раз заявила о намерении увеличивать объемы добычи нефти и газа в среднем на 3% в год до 2007 г. В краткосрочной перспективе добыча будет прирастать за счет месторождений в США, Нигерии и Омане. Далее компания рассчитывает на новые регионы. В частности, большие надежды компания связывает с проектом по строительству завода по производству сжиженного газа на Сахалине (в рамках консорциума Sakhalin Energy).
   Но не все эксперты полностью разделяют оптимизм Shell. В частности, эксперты Merrill Lynch утверждают, что сокращение персонала до 2006 г. позволит Shell сэкономить всего около $320 млн. (а не $500 - 800 млн.). Кроме того, экспертов тревожит то, что Shell не озвучивает четких планов по наращиванию разведанных нефтегазовых резервов на 2003 г. и несколько ближайших лет.
Вернуться к содержанию выпуска
   Walt Disney Co., вторая по величине медиа-компания США, ожидает более консервативный рост прибыли в этом году нежели объявлялось ранее. Причиной такому заявлению руководства стали опасения, того, что нагнетение военной атмосферы по всему миру сократит потоки туристов во Флориду, основной источник получения прибыли компании. CFO компании Disney, Томас Стэгс заявил на годовом собрании акционеров в Денвере, что сохраняющаяся неопределенность относительно возможных ответных террористических вылазок, негативно влияет на желание семей совершать туристические поездки с детьми. В январе 2003 года руководство Disney заявило, что прибыль компании в 2003 году может вырасти на 25-35%, а в 2004 году следует ожидать значительного роста.
   Количество туристов в самый известный развлекательный парк мира во Флориде, куда ежегодня съезжаются сотни тысяч туристов со всего мира, в этом году заметно сократилось. Количество же посетителей парка в Калифорнии, наоборот, в этом году ожидается возрастет, что объясняется наплывом туристов из соседних штатов.
Вернуться к содержанию выпуска

   Американские банки бегут из Европы
   
("Ведомости", 24.03.03, авторы - Эрик Портэнгер и Сьюзан Крейг)
   Страдая от падения прибылей и не надеясь на скорую смену тенденции на фондовом рынке, американские финансовые компании сокращают или полностью закрывают трейдинговые и инвестбанковские операции в других странах. Так, например, брокерская компания Charles Schwab объявила об уходе с рынка ценных бумаг Великобритании, а Bank of America - о частичном закрытии инвестиционного бизнеса в Европе.
   Инвестбанки и брокерские фирмы приступили к активным сокращениям персонала еще два года назад, когда стало очевидно, что начавшееся падение на фондовом рынке будет продолжительным, а число слияний и поглощений стало сокращаться из-за замедления развития экономики. Новый раунд сокращений может свидетельствовать о том, что компании Уолл-стрит не ждут скорого устойчивого восстановления на мировом фондовом рынке. Ситуация в секторе ценных бумаг, включая прежде такие доходные для инвестбанков области, как андеррайтинг и консультирование при слияниях, остается тяжелой.
   "Многие надеялись, что во втором полугодии 2003 г. появятся признаки восстановления. Сейчас, я полагаю, очевидно, что этого не произойдет", - говорит Уильям Холл, президент европейского отделения Banc of America Securities. В свое время подразделение Bank of America по операциям с ценными бумагами хотело создать в Европе представительство с полным спектром услуг. Но сейчас в банке считают, что в ближайшие полтора года фондовые рынки не покажут хороших результатов. Банк объявил о закрытии убыточных европейских отделов по размещению и торговле акциями и увольнении 130 сотрудников.
   Charles Schwab решила продать 50% акций в британской брокерской компании Aitken Campbell своему партнеру по СП - TD Waterhouse (подразделение канадского Toronto-Dominion Bank). В начале года американская компания уже продала европейское подразделение Charles Schwab Europe британскому банку Barclays, а еще раньше ликвидировала бизнес в Австралии, Канаде и Японии. По словам источников, знакомых с ситуацией в Credit Suisse First Boston, в ближайшие недели банк намерен сократить на 5% штат из 1700 сотрудников трейдинговых и аналитических подразделений в разных странах мира.
   В 1990-е гг. американские компании вели агрессивную экспансию за рубежом. В последнее время им приходится столь же агрессивно сокращать операции - и в США, и в других странах. В 2001 г. Merrill Lynch закрыл несколько брокерских офисов в Японии, работавших с индивидуальными клиентами, и с целью сокращения расходов продал брокерский бизнес в Канаде и ЮАР. Тогда же Morgan Stanley закрыл розничные операции в Японии. J.P. Morgan Chase в последние два года сокращает свои фондовые операции по всему миру. "Компании, подобные Merrill Lynch и Morgan Stanley, сокращают [зарубежный] бизнес, а такие, как Charles Schwab, уходят из него полностью", - говорит Дэниэл Голдберг, аналитик Bear Stearns. С конца 2000 г. число сотрудников Merrill Lynch за пределами США сократилось на 45% , или 9000 человек, а в США - на 22% , или 11 700.

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   Главный двигатель американской экономики может заглохнуть?
   
(По информации lenta.ru, РБК и Газета.ru, 25-28.03.03)
   Последние данные о состоянии американской экономике указывают на то, что потребительский спрос, являющийся главной движущей силой экономики США, снижается.
   По сообщению американского центра исследования потребительских настроений Conference Board индекс потребительского доверия в США сократился в марте 2003 г. до отметки 62,5 пункта по сравнению с 64,8 в феврале. Это минимальное значение индекса с октября 1993 года. Расчет индекса базируется на опросе 5 тысяч американских домашних хозяйств. Аналитики ожидали снижения индекса в марте до отметки 62 пункта.
   Индекс потребительского доверия, рассчитываемый Мичиганским университетом также снизился до 77,6 пункта с 79,9 в феврале, что является самым низким уровнем с августа 1993 г.
   Экономисты надеются, что война в Ираке внесет коррективы в поведение потребителей аналогично тому как, военная операция 1991 года в Персидском заливе вызвала резкий рост индекса потребительского доверия. Тогда, в марте 1991 года, индекс Conference Board вырос на 26 процентных пункта, положив начало самому длительному периоду экономического роста в истории США.
   Приведенные данные подтверждаются результатами исследования, проведенного недавно компанией NPD Group. Опрос американских потребителей показал, что 41% американцев намерены снизить свои расходы в течение ближайших двух месяцев. В октябре доля таких респондентов составляла всего 19%, а в марте прошлого года - еще меньше – 14%.
   Патриотические настроения потребителей оказались также не такими высокими, как могло казаться. Лишь 17% опрошенных намерены больше покупать американских товаров, причем молодежь оказалась настроена наиболее космополитично. Лишь 9% молодых американцев предпочтет местные товары иностранным. Как отмечается в докладе NPD Group, высокие цены на бензин в марте напугали американцев больше, чем угроза войны с Ираком и международный терроризм, заставив жителей США задуматься об экономии средств.
   Официальные данные также уазывают на снижение потребительского спроса. Темпы продаж новых домов в США в феврале 2003 года упали на 8,1% и составили 854000 тыс. штук в годовом исчислении. Значение показателя стало минимальным с августа 2000 года. Кроме того, вышедшие данные оказались намного хуже ожиданий - аналитики прогнозировали рост показателя до уровня 924 тыс штук. Падение темпов продаж новых домов происходит второй месяц подряд - в январе показатель упал на 12,6%.
   Кроме этого, напомним, что розничные продажи в США упали в феврале на 1,6%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Компании США не хотят выходить на биржу
   
(По материалам статьи "Быть частником выгоднее", "Ведомости", 25.03.03, авторы - Реймонд Хеннесси и Филлис Плитч)
   Американский рынок первичных эмиссий (IPO) в застое: объем размещений в текущем квартале не дотянет и до $1 млрд. Неопределенная ситуация, в значительной степени обусловленная иракским кризисом, удерживает компании от выхода на фондовый рынок. Но даже окончание войны не дает надежды на быстрый рост рынка IPO: у частной компании сегодня есть свои преимущества.
   Позапрошлая неделя стала третьей неделей подряд, в течение которой не было проведено ни одного IPO. На ближайшие несколько недель размещений не запланировано, и итоги I квартала выглядят обескураживающе: совокупный объем IPO составил $516,6 млн. По данным агентства Thomson Financial, впервые с IV квартала 1990 г., когда США готовились к предыдущей войне в Персидском заливе, компании привлекли менее $1 млрд.
   В январе этого года, впервые с 1974 г., на американском рынке не было проведено ни одного IPO, тогда как в рекордном по числу эмиссий июне 1999 г. их было 65. В мае 2000 г. совокупный объем IPO составил рекордные $14,8 млрд. В 1999 и 2000 гг. годовой объем IPO немного не дотянул до $60 млрд. Первой компанией, разместившей акции в этом году, стала Infinity Property & Casualty; 12 февраля она привлекла всего $198 млн.
   Даже окончание войны в Ираке вряд ли будет способствовать быстрому возрождению рынка IPO. Во время надувания пузыря в конце 1990-х гг. злоупотребления, связанные с размещением акций, которые вырастали после эмиссии в несколько раз, стали частым явлением. Новые нормы, призванные улучшить корпоративное управление и исключить нарушения при проведении IPO, сделали выход на биржу более затратным для компаний. Кроме того, после трехлетнего падения на рынке инвесторы не хотят много платить за новые акции. "Остаться частной компанией - столь же обоснованное решение, как и стать публичной; возможно, это даже лучшее решение, - говорит Бен Холмс, президент фирмы MorningNotes.com, отслеживающей первичные эмиссии. - Это, безусловно, проще".
   И безопаснее. Генеральный и финансовый директора публичных компаний теперь должны заверять бухгалтерскую отчетность своих корпораций, а за ее фальсификацию им грозит тюрьма. Расходы на проведение аудита выросли на 60 - 100%: ни директора, ни аудиторские фирмы не хотят допускать ошибок. Привлечь же деньги на развитие можно сегодня на долговом рынке: низкие процентные ставки сделали заемные средства исключительно дешевыми. "По таким ставкам занимали мои родители, когда отец вернулся с [Второй мировой] войны", - говорит Брюс Форстер, управляющий директор South Beach Capital в Майами.

Вернуться к содержанию выпуска

   Американским пенсионерам светят виртуальные пенсии
   
("Известия", 25.03.03, автор – Михаил Хмелев)
   Американские корпоративные пенсионеры не досчитались на своих пенсионных счетах в прошлом году внушительных сумм. Из-за стагнации на фондовых рынках американские пенсионные фонды, традиционно вкладывающие свои капиталы в акции национальных компаний, терпят колоссальные убытки.
   Американские пенсионные фонды предлагают своим корпоративным клиентам два вида накопительных программ - схемы с установленными выплатами и с установленными взносами. Первый вид гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который определяется с учетом размера зарплаты работника и его стажа. Но в условиях низкой инфляции и лихорадочно меняющихся фондовых индексов такие схемы наиболее проблемны для работодателей. Согласно законодательству, компенсировать недофинансирование пенсионных фондов компании должны за счет собственных средств. Гарантируя работнику фиксированный размер пенсии, работодатель фактически берет на себя инвестиционные риски пенсионного фонда.
   За двадцатилетнюю историю роста коллективной пенсионной системы в США стала доминировать система с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются работодателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый работник сам до определенной степени несет ответственность за результативность своего пенсионного счета и сам определяет величину последующих пенсионных выплат.
   Однако даже постепенный отказ от системы гарантированных выплат не отодвинул перспективу системного кризиса, угрожающую пенсионной системе США. Последние два года стали переломными - доходность от инвестирования в ценные бумаги национальных компаний снижается.
   Спад на национальном фондовом рынке, в инструменты которого инвестирована подавляющая часть средств пенсионных фондов страны, вынуждает их пересматривать структуру инвестиционного капитала. В середине 90-х годов средняя доходность пенсионных капиталов составляла от 16,6% до 28,9%. По итогам 2001 года убытки фондов составили 7,97%, а в 2002 году - 9,3%.
   Теперь все слышнее голоса экономистов, требующих пересмотра требований американских налоговых стандартов. "В соответствии с американским стандартом бухгалтерской отчетности FAS 87, компании должны учитывать в доходах заявленную годовую доходность своих пенсионных планов," - объясняет аналитик аудиторской компании ФБК Михаил Родченков. Годовой доход девяти крупнейших компаний от пенсионных вложений должен был составить в прошлом году 9,2%. Но реальные убытки по пенсионным вкладам девяти крупнейших американских компаний составили в прошлом году $30,61 млрд. Тем не менее, все компании были вынуждены записать в налогооблагаемый доход виртуальные доходы по пенсионным программам - $7,9 млрд.
   "Исследования показали, что бухгалтерский стандарт FAS 87, составлявшийся 18 лет назад, ущербно работал и в период растущих рынков,"- считает один из его разработчиков Роберт Херц, председатель Совета по финансовым стандартам бухучета США. Компании, заработавшие в 1999 году на пенсионных программах $55,19 млрд., показали в своей налоговой отчетности только прогнозный показатель - $5,34 млрд. Сейчас же, в период спада доходности пенсионных планов, под налогообложение попадают виртуальные доходы, что не лучшим образом сказывается на финансовом состоянии компаний, считает Михаил Родченков. Беда в том, что пенсионные фонды в свою очередь напрямую зависят от финансового благополучия американских компаний. Замкнутый круг.

Вернуться к содержанию выпуска

   Половина налогов в США уходит на содержание чиновников
   
(NEWSru.com, 28.03.03)
   Примерно половина налогов, которые платят американцы - налогоплательщики, или 8% от ВВП США идет на содержание бюрократического аппарата страны. Исследовательский институт CATO провел исследование, в ходе которого выяснилось, что изданием новых правил, стандартов и положений занимаются 54 федеральных агентства.
   В 2000 году на их содержание было израсходовано $19 млрд., а ежегодно бюджеты этих организаций увеличиваются на 5-7%. В 2000 году чиновники выдали "на гора" более 75 тыс. страниц регулирующих материалов. Наибольшее количество регулирующих документов произвели на свет Министерство Транспорта (536) и Министерство Финансов (450). Сотрудник Института САТО Клайд Крюз подсчитал, что из 4700 важных документов, 158 были названы "крайне важными для экономики страны". На разработку новых правил и стандартов было затрачено около $16 млрд., "таким образом реальная стоимость подготовки одного "крайне важного документа" составляет более $100 млн.", отмечает Крюз.
   Однако огромные средства, которые тратятся на работу чиновников отнюдь не означают, что бюрократы работают добросовестно и эффективно. Их благие намерения часто приводят к совершенно противоположным результатам. К примеру, тотальная борьба за сохранение окружающей среды, по мнению многих экономистов, в трактовке бюрократов приводит к прямо противоположным результатам. Очевидно, главная цель - повысить качество жизни людей. Однако на практике жесточайшие нормы, которые вводят чиновники для улучшения этих условий, приводят к значительному удорожанию строительства, технологии производства товаров и т.д. В итоге товары и услуги становятся дороже, что делает жизнь потребителей хуже.
   Кроме того, несмотря на многомиллионые траты, чиновники зачастую допускают очень грубые ошибки в документах. Например, бюджетный департамент рассчитывал стандарты для питьевой воды в 1990-е годы. Задействовано было несколько десятков специалистов, проведены сотни консультаций и т.д. Заняло это несколько лет, в результате стандарты были выпущены, однако чиновники сразу же столкнулись с тем, что новые правила не спешат выполнять. Как выяснилось при беглом анализе новых стандартов, борьба с загрязнением питьевой воды могла привести к тотальному банкротству фирм-производителей воды. Некоторые требования были настолько нелепо жесткими, что для их соблюдения понадобилось бы вложить в оборудование десятки миллиардов долларов. А ведь речь шла о простой питьевой воде.
   По мнению экспертов, существуют две главные причины такой бюрократической глупости. Первая - порочная система оценки качества работы государственных органов. Грубо говоря, чиновников ценят лишь за то количество бумаг, которые он произвел на свет. А законодатели оценивают работу регламентирующих органов, в основном, по отчетам, которые предоставляют подобные структуры. В итоге, чем больше впечатляющих цифр в подобных отчетах - тем лучше. Вторая причина - закрытость подобных организаций. Зачастую, качество их работы способны оценить только узкие специалисты. А привлекают их очень редко, потому что это сложно и дорого. А если это и происходит, то эксперты часто бывают заинтересованы в том, чтобы не выносить "сор из избы", и особенно не критикуют своих коллег.

Вернуться к содержанию выпуска

   Коррупция в Белом Доме? Что Вы, Вам показалось!..
   
(По материалам The Economist, 20.03.03)
   События, разворачивающиеся вокруг Ирака, дают адептам конспирологии прекрасный повод поупражняться в своих теориях заговора. Кто будет настоящим победителем в том случае, если низвержение режима Саддама Хуссейна дастся Вашингтону относительно быстро и безболезненно? Некоторые считают, что такими счастливцем станут компания Halliburton, во главе которой некогда стоял нынешний вице-президент США Дик Чейни, а также другие коммерческие структуры, близкие к президенту США. Газеты уже неоднократно сообщали о гигантских контрактах на восстановление Ирака, якобы заключенных втайне руководством Halliburton и правительством США. Сообщается также и о том, что после того, как к власти в Багдаде придут ставленники Америки, предназначенный для Halliburton "кусок пирога" может вырасти в еще большей степени.
   В Администрации президента Буша предпочитают обходить такие вопросы стороной. Эта позиция вполне понятна: пока еще слишком рано всерьез обсуждать будущее послевоенного Ирака. Вместе с тем, логично предположить, что в Вашингтоне не станут игнорировать вопросы восстановления той страны, которую там решили разрушить.
   Представим себе, что слухи соответствуют действительности, и в качестве претендентов на участие в восстановлении Ирака будут рассматриваться только американские компании. Хотя подобную практику нельзя признать незаконной или даже необычной (в конце концов, речь идет о вопросах, связанных с военным ведомством), подобный подход может оказаться крупной политической ошибкой. Так, хотя исключение из числа претендентов французских компаний в текущих обстоятельствах может быть вполне понятным, таким образом вряд ли стоит поступать по отношению к компаниям из Великобритании, чьи жалобы уже неоднократно озвучивались в средствах массовой информации.
   На самом деле, скорее всего, такие страхи ничем не обоснованы. Представители администрации президента США заявляют о том, что в послевоенной реконструкции смогут принять участие компании и из других стран мира, в том числе и из самого Ирака. Те контракты, которые заключены на сегодня (их величина составляет около $900 млн.), составляют лишь малую толику от тех многих миллиардов долларов, которые будут потрачены на восстановление иракской экономики после окончания войны.
   Что же должны предпринять обитатели Белого Дома для того, чтобы отвести от себя подозрения в поддержке Halliburton и прочих "любимчиков"? В прошлом году администрацию американского президента уже критиковали за ее поддержку достаточно спорных методов бухучета, практиковавшихся в Halliburton при Дике Чейни, в отношении которых в настоящее время проводится официальное расследование.
   К счастью для администрации, у Halliburton нет необходимости доказывать миру свои способности по решению тех проблем, которые могут встать в ходе восстановления Иракской экономики. В настоящее время лишь одна компания в мире – французская Schlumberger – может поспорить с Halliburton за звание ведущего предприятия по обслуживанию нефтяной индустрии. Что же касается работы по контрактам военного ведомства, то тут у Kellogg Brown & Root, одного из подразделений Halliburton, вообще нет равных в мире.
   В годы второй мировой войны Brown & Root построила в Техасе базу военно-морской авиации Corpus Christi. В послевоенные годы компания строила центры для размещения заключенных на американской базе Гуантанамо на Кубе, а также, помимо прочего, участвовала в проектах в Афганистане и в Кувейте. Если столь впечатляющий перечень успехов рассматривать как лишнее свидетельство лоббирования интересов Halliburton "на самом верху", то будет нелишним напомнить, что эта компания процветала и при президентах-демократах, таких как Билл Клинтон. Кроме того, дела у Halliburton хорошо идут не только в США: этой компании принадлежит ряд предприятий ВПК Великобритании, включая военно-морской судостроительный завод Devonport, она осуществляет обслуживание и ремонт подводных лодок Королевского военно-морского флота.
   Иными словами, вряд ли кто-то станет утверждать, что Halliburton – это некомпетентная компания, завоевавшее свое нынешнее положение исключительно благодаря своим связям в политических кругах. В интервью, в 1999 году данном Диком Чейни, тогда еще главой Halliburton, журналу "The Economist", он с гордостью заявляет, что сотрудники его компании – это те люди, которые первыми приветствуют американских солдат, прибывших в очередную "горячую точку", и последними провожают их домой после успешного завершения миссии. В тот раз он говорил о работе, которую Brown & Root проделала во время последней войны на Балканах, где, помимо решения прочих задач, эта компания участвовала в управлении аэродромами. Скорее всего, Halliburton попытается сыграть ту же роль и в ходе конфликта с Багдадом и последующего восстановления иракской экономики. Очевидно, что это будет весьма выгодным проектом для нынешнего менеджмента компании (и, скорее всего, для самого Ирака), однако бывшему руководителю Halliburton эта работа принесет лишь новую головную боль.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное