Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


17 марта 2003 г. Выпуск №321
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         МВФ вновь снижает прогноз темпов роста мировой экономики
         Хотят ли нефтяники войны?
         ОПЕК занял выжидательную позицию
         Фондовые аналитики надеются на лучшее
         На рынках полупроводников и ПК
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Второе рождение Yahoo!
         Hutchison знакомит Европу с сетью третьего поколения
         Swiss Re об итогах 2002 г. и перспективах рынка
         Инвестиционные банкиры начинают рисковать
         Новости корпораций "одной строкой"
               Deutsche Telecom Vodafone WorldCom Berkshire Hathaway
               Bayer Bristol-Myers Volkswagen BMW
         Альянсы, поглощения, слияния
               Nissan–Mitsubishi Credit Agricole-Credit Lyonnais DnB Holding-Gjensidige NOR Gas Natural–Iberdrola
         Кому достанется Wella?
         Империя Кирха уходит за границу
         Новый способ решения корпоративных споров
США И КАНАДА
         ФРС может начать скупку гособлигаций
         О торговом балансе США
         Розничные продажи снижаются, промышленное производство растет
         Индекс потребительского доверия в США снизился до самого низкого за последние 10 лет уровня


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   МВФ вновь снижает прогноз темпов роста мировой экономики
   
(По материалам статьи "Победу над Ираком надо одержать побыстрее", "Ведомости", 12.03.03, автор - Игорь Федюкин)
   Экономисты Международного валютного фонда предсказывают мировой экономике еще один невеселый год. Немецкая газета Handelsblatt сообщила со ссылкой на доклад МВФ, что фонд снизил свой прогноз роста мировой экономики в 2003 г. с 3,7% до 3,3%. Официально доклад будет обнародован лишь в апреле. А если же ожидаемая война в Ираке затянется, то мировой экономике придется еще хуже: темпы ее роста снизятся еще на два процентных пункта. По данным Handelsblatt, МВФ предупреждает, что война в Ираке может иметь "серьезные экономические последствия", особенно если она примет затяжной характер и затронет другие регионы.
   Война может породить цепную реакцию - всплеск цен на нефть, падение потребительского и инвестиционного спроса и нестабильность на финансовых рынках, считают в МВФ. Сильнее остальных пострадают экономики США и еврозоны. "В целом ряде стран финансовые системы окажутся в тяжелом положении, если фондовые рынки продолжат падение, а объем "плохих" кредитов увеличится", - говорится в докладе. Однако даже без затяжной войны экономика США, по уточненным данным МВФ, вырастет в 2003 г. на 2,4% вместо 2,6% , Японии - на 0,5% вместо 1,1% , еврозоны - на 1,3% вместо 2,3%.
   МВФ не говорит прямо, может ли война в Ираке привести к общемировому экономическому спаду. Считается, что экономика отдельной страны находится в состоянии технической рецессии, если она переживает спад на протяжении двух кварталов подряд. Однако для мировой экономики экономисты Morgan Stanley предлагают другое определение: по их мнению, глобальная рецессия наступает, когда темп роста мировой экономики опускается ниже 2,5% в год. В конце февраля главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч снизил свой прогноз глобального экономического роста на 2003 г. с 2,9% до 2,5%.
   Однако, как считает эксперт Центра развития Сергей Смирнов, снижение прогноза фондом и другими аналитическими структурами - не более чем корректировка превалировавших ранее надежд на скорое экономическое выздоровление на 2003 г. В целом, по его мнению, говорить о мировой рецессии преждевременно, нет рецессии и в США. Даже в Японии экономические итоги 2002 г. оказались лучше, чем ожидалось.
   В докладе МВФ, впрочем, отмечается, что выздоровление мировой экономики особенно замедлилось в последнем квартале 2002 г. именно в промышленно развитых странах. Чтобы противостоять кризису, МВФ, по данным Handelsblatt, рекомендует центральными банкам ускоренными темпами снижать ставки рефинансирования и призывает оказать финансовую помощь странам, которые окажутся в финансовом кризисе. Впрочем, аналитик ИК "Атон" Алексей Воробьев отмечает, что уровень кредитных ставок в США уже сейчас слишком низок и не может стимулировать кредитование экономики США иностранными инвесторами.

Вернуться к содержанию выпуска

   Хотят ли нефтяники войны?
   
(The Economist, 08.03.03, перепечатано в журнале "Русский фокус", 11.03.03)
   10 лет назад, накануне войны в Персидском заливе, рынок нефти трясло. Цены взлетели вверх, перед тем как международная коалиция отправилась выдворять Саддама Хусейна из Кувейта, но потом быстро снизились почти наполовину. Бытующее сейчас среди нефтяников утверждение гласит: подобные рост и обвал цен случатся, когда начнется война в Ираке.
   Многие нефтяники утверждают, что застойное состояние мировой экономики говорит в пользу малого снижения цен сразу после того, как загремят пушки. Значительное военное превосходство Америки над Ираком означает, говорят они, что война быстро закончится. Поэтому аналитики ожидают, что нынешняя "военная надбавка" быстро сойдет на нет и цены, возможно, упадут ниже $20 за баррель.
   Это ожидание обвала цен объясняет странную реакцию ведущих нефтяных компаний на предоставляющуюся им, казалось бы, уникальную возможность заработать больше денег. Каждый день, когда цены остаются на уровне, близком к $40 за баррель, - это еще один день, когда нефтяные гиганты могут получить дополнительный доход. Однако компании проявляют беспокойство. Недавно председатель совета директоров крупнейшей в мире частной нефтяной компании Exxon Mobil Ли Реймонд заявил: "Мы совершенно не в восторге от цен на уровне выше $30".
   Другой нефтяник вторит Реймонду. "Несколько месяцев производства денежной массы не имеют большого значения", - говорит Тьери Демаре, босс TotalFinaElf. Он подчеркивает: хотелось бы иметь стабильные, устойчивые цены, и цена $25 за баррель устроила бы всех. На практике после войны цены действительно скорее всего снизятся. Но обвал, который так пугает нефтяников, вряд ли случится.
   Причин тому - несколько. Возьмем для примера положение Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), картеля нефтедобывающих стран. Частенько, когда рынок нефти перегревался, в роли спасателя обычно выступала центральная фигура ОПЕК - Саудовская Аравия. Когда поставки нефти прерывались в ходе ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе, именно Саудовская Аравия быстро увеличивала объем добычи, чтобы компенсировать потери. Сегодня она вновь обещает помочь.
   Правда, в отличие от периода, предшествовавшего войне в Персидском заливе, сегодня у ОПЕК не очень много резервных запасов. В начале года, когда политический кризис в Венесуэле привел к обвалу экспорта нефти из этой страны, Саудовская Аравия убедила членов ОПЕК увеличить добычу. В феврале объем добычи ОПЕК вырос примерно на 6% - это самый крупный месячный прирост за последние 4 года.
   По оценке многих аналитиков нефтяного рынка, картель сегодня сможет компенсировать падение добычи лишь на 2,5 млн. баррелей в день (а то и меньше), что составляет половину этого показателя 10-летней давности. Этого будет достаточно, чтобы компенсировать потерю нефти Ирака, но не потерю нефти Кувейта (если война пойдет по очень неблагоприятному сценарию). И лучше даже не думать о том, что может произойти, если экспорт нефти снизится дополнительно после запланированных на апрель выборов в Нигерии или нового политического кризиса в Венесуэле.
   В то время как предложение на нефть неустойчиво, спрос продолжает оставаться на удивление высоким, несмотря на слабость мировой экономики. Зима была очень холодной по обе стороны Атлантики. В США потребление мазута для отопления помещений и дизельного топлива выросло в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. На рынке природного газа в США спрос превышает предложение. По соображениям безопасности в Японии закрыты многие АЭС. Оба этих события привели к повышению спроса на нефть в качестве заменителя.
   Спрос вырос в тот момент, когда материально-производственные запасы тоже находятся на низком уровне. В США на конец февраля объем запасов нефти был на 16% ниже, чем их уровень в прошлом году, и на 12% ниже среднего показателя за последние пять лет. Запасы мазута для отопления жилых помещений по сравнению с прошлым годом сократились на 20%.
   Отчасти сокращение запасов объяснимо прямой необходимостью удовлетворить возросший спрос. Кроме того, в нефтяной отрасли сейчас значительно меньше материально-производственных запасов, чем 10 лет назад. Компания Exxon после приобретения ею Mobil добилась сокращения материально-производственных запасов в секторе смазочных материалов на $1 млрд. В других секторах, говорят менеджеры, эта цифра еще выше. Такие действия сберегают деньги акционеров отдельных фирм, но делают всю систему более уязвимой от сбоев в поставках энергоносителей.
   Как ни парадоксально, изменение отношения правительства к использованию стратегических резервов нефти может ухудшить ситуацию. 10 лет назад богатый мир использовать такие резервы не спешил. Сегодня запасы стали больше, использование их лучше координируется. И вот Джордж Буш заявил о своей готовности "почать" стратегические резервы Америки, когда начнется война. Теоретически это должно сделать мир более защищенным от последствий нефтяного шока, но на практике может получиться наоборот.
   Томас Валлин из Energy Intelligence Group, исследовательской компании в области энергетики, утверждает, что в тот момент, когда правительства неожиданно наводнят рынок своими резервами, никто в отрасли не хочет оказаться застигнутым врасплох с большим количеством нефти, закупленной по сегодняшним непомерным ценам. В результате запасы сегодня действительно меньше, чем обычно. С каждым днем, отдаляющим начало войны, опасается Валлин, на рынке мазута все больше будет доминировать спрос, способствуя дальнейшему росту цен.
   Но каждый день приближает и начало весны в Северном полушарии. Теплая погода в апреле и мае всегда приводит к падению спроса на нефть. Дэниел Яргин из консультационной компании Cambridge Energy Research Associates утверждает, что дипломатическая борьба, в результате которой начало войны откладывается, может привести к снижению ее отрицательного воздействия на цены на нефть. Ожидание может стать выигрышем во всех смыслах: оттягивание начала войны приближает рынок к весне, когда произойдет резкое падение спроса. Сочетание недостаточного предложения, высокого спроса и ограниченных запасов дает основания говорить, что нефтяная отрасль напрасно боится обвала цен. Нефтяные рынки останутся на плаву, даже если война Буша-младшего против Хусейна окажется такой же быстротечной и относительно бескровной, как и война его отца в 1991 г. Цены, несомненно, снизятся по сравнению с любым пиковым показателем, предшествовавшим началу интервенции, считает Эдвард Морзе из торгово-энергетической компании Hetco, но невозможно себе представить, чтобы цены на нефть рухнули так же, как это произошло в 1991 г.
   На деле цены вполне могут плавно снизиться до уровня чуть выше отметки $25 за баррель, столь милой сердцу Демаре из Total. Если это действительно произойдет, Францию, которую сегодня многие американцы ругают за то, что она сдерживает начало войны с Багдадом, может быть, вспомнят как страну, сделавшую эту войну не такой болезненной для владельцев многолитражных авто всего мира.

Вернуться к содержанию выпуска

   ОПЕК занял выжидательную позицию
   
(По материалам статьи "ОПЕК копит нефть к войне", "Ведомости", 12.03.03, авторы - Владимир Волков и Андрей Лемешко, и статьи "ОПЕК начала разваливаться", Отдел экономики, RBCdaily, 11.03.03)
   Страны - члены ОПЕК на саммите в Вене решили не менять текущие квоты на добычу нефти "до войны", но заявили о готовности покрыть возможный дефицит топлива на рынках. В этом году ОПЕК уже дважды повышала свои квоты на добычу, стремясь сдержать рост мировых цен. В последний раз - 1 февраля - картель официально повысил уровень добычи нефти на 6,5% (1,5 млн. баррелей в день) до 24,5 млн. баррелей в день. Тогда министры стран ОПЕК подтвердили, что эта квота в ближайшее время увеличена не будет.
   "Ни по одному из вопросов разногласий нет, - заявил делегат от Кувейта Набила Абдулла Аль-Мулла. - Мы не обсуждаем войну. Мы обсуждаем стабильность рынка". Но наблюдатели уверены, что картель просто намерен дождаться начала войны и только затем в зависимости от состояния рынка принимать решение о корректировке поставок нефти. "Если убрать военный фактор [толкающий цены вверх], мировые цены на нефть упадут до более приемлемого уровня", - заявил агентству Bloomberg министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими.
   Министры подтвердили, что картель не обсуждал какого-либо особенного плана действий в ситуации, если война в Персидском заливе заблокирует поставки из Ирака. По словам президента ОПЕК Абдуллы бин Хамад Аль-Аттияха, страны - члены картеля в любом случае способны увеличить добычу еще примерно на 2 млн. баррелей в день, именно столько добывает сейчас Ирак. Но аналитики считают, что добыча нефти в странах ОПЕК уже вплотную приблизилась к своему пределу и ее наращивание становится проблематичным. Так, например, думает независимый консультант по энергетике из Хьюстона Билл Эдвардц.
   Несмотря на видимое единодушие, саммит в Вене начался в обстановке серьезных споров. Представитель Саудовской Аравии Али аль-Наими сказал, что картель должен "компенсировать дефицит нефти, если ее добычу и экспорт в силу чрезвычайных обстоятельств прекратят одна или несколько других членов ОПЕК". В связи с чем, мол, необходимо заранее задействовать все имеющиеся производственные резервы. Саудовца поддержал его коллега из ОАЭ Обаид бен Саиф ан-Насири, по словам которого, если ОПЕК существует для поддержания стабильности нефтяного рынка, то она обязана "смягчить ценовой удар", сила которого уже ощущается, но в ближайшие недели может стать еще более сокрушительной. К принятию "чрезвычайного плана", предусматривающего "компенсирующие шаги" на случай войны в Ираке, призвал и президент картеля, министр энергетики Катара Абдалла бен Хамад аль-Аттыйя. Представитель Венесуэлы Рафаэль Рамирес уже заявил о "безоговорочной поддержке" такого плана.
   Разногласия в стане экспортеров понятны. Во-первых, у них слишком разные технические возможности по повышению поставок. Саудовская Аравия уже сейчас добывает повышенную норму (свыше 9 млн. барр. в день) и за считанные недели может увеличить ее до 10,2 млн. "бочек". Подобные возможности есть и у Венесуэлы. После того как Уго Чавес подавил забастовку работников добывающей компании PDVSA, он стремится во чтобы то ни стало компенсировать потери, возникшие за два месяца почти полного прекращения добычи и экспорта черного золота. Сейчас эта страна добывает ежедневно примерно 2,3 млн. "бочек" (из которых три четверти идет на экспорт), но вполне может достигнуть и уровня в 3,3 млн. барр. Катар и Эмираты, видимо, также хотят нажиться на предвоенной панике на рынке.
   Сложнее дела у других участников картеля. Индонезия сразу заявила о том, что техническими возможностями увеличить нефтедобычу она не располагает (и против увеличения квот как для себя, так и для других стран). Нигерия рада бы это сделать, но ввиду "инвестиционного кризиса", связанного с напряженной социально-политической обстановкой, по-видимому, у нее ничего не выйдет. Мог бы почти сразу на 700 тыс. барр. в день увеличить свой экспорт Кувейт, но все его резервные месторождения расположены на севере, вдоль границы с Ираком, где сосредоточены американские войска, и доступ туда для нефтяников уже сейчас ограничен. Наконец, Ливия, так же как и Иран, против увеличения или снятия квот из идейных соображений: нечего поощрять американцев к нападению на Ирак. Наконец, большинство - и даже те страны, которые склоняются к тому, чтобы поднять планку квот, - оглядываются на независимых экспортеров. Существуют подозрения, что последние также значительно увеличат свои поставки и рынок после разрешения иракского кризиса окажется сильно затоварен, а цены обрушатся.
   Текущий взлет цен на нефть - "плата за страх перед возможной войной", и обуздать этот страх можно только решением иракской проблемы, но никак не действиями ОПЕК. По словам генерального секретаря ОПЕК Альваро Сильва Кальдерона, существующий режим нефтяных квот не имеет смысла менять, так как если их повысить или совсем снять верхние ограничения, то скакать цены от этого не перестанут.

Вернуться к содержанию выпуска

   Фондовые аналитики надеются на лучшее
   
(По материалам статьи "Рост все-таки будет", "Ведомости", 14.03.03, автор - Михаил Оверченко)
   Фондовые аналитики всего мира не хотят верить, что 2003 г. станет четвертым убыточным годом подряд. По данным опроса, проведенного агентством Reuters среди 90 фондовых аналитиков разных стран, индексы на основных рынках вырастут к концу 2003 г. на 20 - 30% с сегодняшних уровней и в пределах 10% с начала года.
   Раз в квартал эксперты Reuters опрашивают ведущих аналитиков Северной Америки, Европы и Азии и на основе собранных данных выводят среднее значение прогноза главных фондовых индексов на ближайший год. Напряженность вокруг Ирака в сочетании со стагнацией в мировой экономике уже два месяца толкают вниз индексы на основных фондовых площадках. Но опрос Reuters показал, что фондовики убеждены: когда снизятся геополитические риски (и цены на нефть), из-за которых компании не решаются развивать бизнес, рост в экономике и на рынках возобновится. "Мы надеемся, что премия за риск немного снизится после успешного разрешения ситуации вокруг Ирака, - говорит аналитик лондонского отделения Morgan Stanley Грэм Секер, один из участников опроса, проводившегося Reuters с 6 по 11 марта. - Мы не ждем ничего похожего на "бычий" рынок, но акции могут подняться, хотя рост и будет относительно небольшим".
   По прогнозу опрошенных Reuters аналитиков, индекс S&P 500 вырастет к концу года до 956 пунктов - на 19% с текущего уровня и почти на 9% с конца 2002 г. Между тем в декабре прогнозировался годовой рост в 17%. Многие признают, что и сегодняшние оценки могут оказаться завышенными, ведь неизвестно, сколько еще "иракский фактор" будет довлеть над рынками. И даже если война окажется быстрой и эффективной, сохранятся другие негативные факторы: вероятная активизация террористов, напряженность вокруг Северной Кореи и блеклые перспективы роста экономики и корпоративных прибылей. По оценке Thomson Financial, прибыль компаний, входящих в S&P 500, вырастет в 2003 г. на 12,4% , хотя еще в январе прогнозировался рост на 14,2%.
   Поскольку европейские индексы упали ниже американских, им аналитики прогнозируют больший взлет. Немецкий DAX вырастет к концу года до 3150 пунктов (почти на 40% с сегодняшнего уровня и на 9% с начала года) , французский САС 40 - до 3150 (на 31% и 3% соответственно) , британский FTSE 100, упавший в среду почти до восьмилетнего минимума, - до 4200 (на 28% и 6,6% ). В декабре аналитики прогнозировали рост DAX до 3800 пунктов, САС - до 3625, FTSE - до 4700. В выигрыше окажутся акции нефтяных компаний (по мнению Курама Чодри из Merrill Lynch в Лондоне, спрос на нефть будет превышать предложение даже после разрешения иракского конфликта) и компаний розничной торговли (из-за укрепления евро). Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов согласен, что во втором полугодии и рынки, и экономика развернутся вверх, но, по его мнению, в первом полугодии падение будет столь сильным, что компенсировать его вряд ли удастся.

Вернуться к содержанию выпуска

   На рынках полупроводников и ПК
   
(По информации CNews.ru, 14.03.03)
   По данным iSuppli, в соответствии с глобальным переделом производства электронной техники и компонентов в пользу азиатских стран и, в частности, Китая, во всех мировых регионах, за исключением Юго-Восточной Азии, в 2002 г. наблюдалось снижение доходов от продажи полупроводников. Все 30 ведущих азиатских поставщиков полупроводниковой продукции (кроме всего лишь 2 компаний) отмечают в 2002 г. увеличение доходов по сравнению с показателями прошлого года. Характерно, что в остальных регионах почти все ведущие поставщики констатируют уменьшение объемов продаж.
   Общий объем продаж полупроводников в азиатском регионе вырос в 2002 г. до $57.6 млрд. – т.е. на 26.4% - по сравнению с показателем 2001 г. - $45.6 млрд. При этом в Америке объем продаж сократился на 14.6%, в Европе – на 7.5%, в Японии - на 3.3%. Мировой объем продаж при этом вырос на 1.5%, - констатирует iSuppli.
   Основными потребителями полупроводников в Азии являются OEM-компании, провайдеры электронных услуг (EMS) и разработчики дизайна (ODM), которые увеличивают долю своего участия на китайском рынке. На долю этих компаний приходится производство оборудования объемом в $130.2 млрд. Показатель в 2001 г. составлял $102.3 млрд., таким образом, темпы роста составили 13.3%. По прогнозам iSuppli, доля Китая в производстве электронного обрудования вырастет к 2006 г. до 20%.
   Наиболее активно в Азии растет производство ноутбуков, проводного коммуникационного оборудования и мобильных телефонов. Но при том, что внутренний рынок Китая переполнен разнообразной продукцией, включая мобильные телефоны и дешевые ПК, рынок электронной продукции Юго-Восточной Азии по-прежнему опирается на экспорт. Большая часть продаваемых в этом регионе полупроводников будет использована в продукции, ориентированной на зарубежные рынки.
   Вместе с тем, компания International Data Corp., специализирующаяся на исследованиях технологического рынка, понизила свой прогноз по росту продаж персональных компьютеров на мировом рынке в 2003 году. Согласно пересмотренному прогнозу IDC, мировые продажи компьютеров в этом году вырастут не на 8,3%, как ожидалось ранее, а на 6,9%. С учетом пересмотренных данных, IDC ожидает, что мировые поставки компьютеров в 2003 году достигнут показателя в 145,6 млн. штук вместо ожидавшихся ранее 147,5 млн. штук.
   Причиной пересмотра прогнозируемых показателей стало снижение расходов в секторе образования и государственном секторе. Снижение расходов как таковое не является неожиданностью для рынка, однако ранее аналитики полагали, что его темпы будут ниже.
   Аналитики IDC считают, что продажи ПК корпорациям в этом году несколько возрастут, поскольку, по их мнению, корпорациям пора подумать об обновлении парка компьютеров. Большинство крупных компаний делали апгрейд своих ПК в 1998-1999-м годах, и в настоящее время главы компаний отмечают необходимость обновления имеющихся машин.
   За 2002 год мировые поставки компьютеров выросли на 1,5 % по сравнению с 2001 годом. Этот показатель достиг 136,2 млн. против 134,2 млн. в 2001 году. В 4-м квартале 2002 года мировые продажи ПК составили 38,4 млн. или $46,9 млрд. в денежном выражении, что на 3,7% больше, чем в 2001 году. При этом слабый спрос на компьютеры на европейском рынке стал неожиданностью, и был связан, по мнению IDC, с общеэкономической ситуацией в Европе. Сложная ситуация с продажами ПК в США объяснялась снижением бюджетов, которые были урезаны до небывало низкого уровня.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Второе рождение Yahoo!
   
(По материалам статьи "Yahoo восстанавливается как в кино", "Ведомости", 11.03.03, автор - Ричард Уотерс)
   В то, что Терри Семел способен спасти интернет-компанию Yahoo от разорения, не верили ни ее сотрудники, ни инвесторы, ни аналитики. Однако сейчас акции Yahoo практически на том же уровне, что почти два года назад, при назначении этого ветерана киноиндустрии гендиректором компании. На фоне обесценивания других компаний в этом секторе такие результаты только радуют рынок.
   Семел родился в Нью-Йорке в 1943 г., после средней школы поступил Университет Лонг-Айленда, где и получил в 1964 г. степень бакалавра по финансам. В 1967 г. он получил степень MBA в Нью-Йоркском городском колледже. С 1971 по 1975 г. Семел работал в CBS-Cinema Center Films. Затем в его карьере наступает перелом: молодой менеджер переходит в кинокомпанию Warner Brothers. В 1982 г. Семел занимает в WB должность вице-президента и директора по производству, а с 1994 г. делит с Робертом Дейли посты председателя совета директоров и генерального директора. Эти двое считаются самыми влиятельными людьми в Голливуде.
   Назначение Семела удивило и аналитиков с Уолл-стрит, и специалистов из Кремниевой долины. Что он мог сделать для спасения интернет-компании, чей бизнес казался непоправимо загубленным? Но, пожалуй, больше других был озадачен сам Семел. "Прежде всего, я вовсе не занимался поиском работы, - вспоминает руководитель Yahoo. - Я не собирался работать ни на какую компанию". Кроме того, у Семела были личные причины сторониться онлайнового медиа-бизнеса: бывший киномагнат уже успел обжечься на Интернете, потеряв $2 млн. личных сбережений, которые он вложил в онлайновую развлекательную компанию Digital Entertainment Network.
   Тем не менее, не прошло и двух лет, как Семелу удалось развеять сомнения большинства скептиков в Кремниевой долине. Уолл-стрит также с одобрением следила за нововведениями Семела. Доходы Yahoo, которые в результате кризиса на рынке интернет-рекламы долгое время находились в состоянии свободного падения, снова пошли вверх. Начали оправдывать себя новые службы компании, включая привязку рекламы к результатам поиска в Интернете и онлайновые услуги по рекрутингу. Стоимость акций Yahoo со времени прихода Семела практически не изменилась, но и это можно считать определенным достижением, если учесть, что она изначально была сильно раздута и что акции большинства медиа-компаний за это время резко падали в цене.
   Похоже, Yahoo действительно удалось пережить лопнувший пузырь дот-комов, но этого недостаточно. Теперь Семелу предстоит доказать, что его компания может снова сделать Интернет самой динамичной и захватывающей платформой для развития медиа-бизнеса. При этом сам Семел настроен весьма прагматично. Он не претендует на создание новой грандиозной концепции, которая могла бы заменить прежнюю, породившую интернет-бум и ныне оставшуюся в прошлом. Семел категорически не приемлет гигантизма, характерного для интернет-бизнеса конца 1990-х, и не верит в существование нового "убойного приложения" (killer-app), способного мгновенно привести Yahoo к процветанию.
   Ко времени прихода Семела Yahoo успела отметить свое шестилетие и вступить в эпоху кризиса. Единственный источник дохода компании заключался в продаже интернет-рекламы, и этот источник катастрофически таял. Компания, окрыленная своим прежним быстрым успехом, оказалась совершенно не готовой к резкому ухудшению конъюнктуры.
   Первые шаги на посту руководителя Yahoo Семел делал в точном соответствии с правилами из учебников по бизнесу. Была срочно создана новая управленческая команда, которая сфокусировала свое внимание прежде всего на наиболее проблемном участке - продаже рекламных услуг. "Мы полностью реорганизовали отдел продаж и запустили бизнес заново, - рассказывает Семел. - Для этого нам пришлось привлечь опытных менеджеров из других сегментов медиа-индустрии. Очень важно было восстановить хорошие отношения с клиентами - в период успеха Yahoo уделяла им недостаточно внимания. Кроме того, наши отношения с рекламными агентствами были в крайне запущенном состоянии. Вместе с тем я считал необходимым сохранить сложившуюся в Yahoo культуру дот-комовской компании. Мне эта культура очень импонировала: она отличалась свежестью, открытостью и непринужденностью, и все это отнюдь не мешало ведению конкурентоспособного бизнеса. Большую часть этой культуры мы сохранили".
   Отныне деятельность Yahoo была регламентирована рядом новых правил. Одно из них гласит: не следует брать на себя сразу слишком многое. "Я не верю в возможность сделать все разом, - поясняет Семел. - Именно здесь кроется типичная ошибка дот-комов на заре Интернета. Киберпространство было свободным, и компании типа Yahoo жадно стремились захватить себе как можно больше виртуальных наделов. Им хотелось застолбить участки на всех новых рынках. Я предложил другой подход. Надо спросить себя, каковы те две-три области, в которых мы действительно собираемся активно работать?" Все предложения относительно направлений развития бизнеса в Yahoo выносятся на суд нового комитета по продуктовой стратегии. Этот комитет отбирает наиболее перспективные идеи. "В этом процессе финансовые соображения не являются ограничивающим или определяющим фактором, - говорит Сью Декер, финансовый директор Yahoo. - Главным фактором становится сфокусированность менеджерских усилий".
   Со времени прихода Семела Yahoo сконцентрировалась на реализации ряда перспективных идей, становящихся кирпичиками для строительства успеха. Одна из таких идей - "спонсируемый поиск". Компания, организующая онлайновую поисковую машину, продает целевую рекламу, которая предъявляется пользователю в списке результатов его поиска. В прошлом году эта технология очень хорошо зарекомендовала себя в США. Сейчас Yahoo пытается распространить ее и в Европе, где подобные услуги пока не столь популярны. Стремясь укрепить свои позиции на рынке онлайновых поисковых служб, Yahoo приобрела компанию Inktomi. Последняя разработала интеллектуальную технологию поиска, которая, как полагают специалисты, по качеству не уступает конкурирующей технологии Google, признанного лидера среди поисковых служб.
   Кроме того, Yahoo сделала ставку на рынок рабочей силы. Она приобрела вторую по величине американскую рекрутинговую компанию и организовала с нуля новую службу подбора персонала.
   Сфокусировавшись на основных направлениях, Yahoo была вынуждена отказаться от других, менее прибыльных предприятий. Аналитики полагают, в частности, что компания не станет развивать свой бизнес, связанный с онлайновыми аукционами, - лидером в этом секторе является eBay.
   Сегодня у Yahoo более 200 млн. пользователей во всем мире. Компания осторожно осваивает новые направления развлекательного бизнеса. "Мы пытаемся построить собственную платформу для предоставления новых услуг и механизм для их тщательного тестирования, - говорит Сью Декер. - Очень важно довести этот процесс до совершенства и не спешить с новинками". Декер считает, что такая деятельность сродни работе киностудии. Возможно, Семел, перейдя в мир Интернета, на самом деле не так уж далеко ушел от кинобизнеса.

Вернуться к содержанию выпуска

   Hutchison знакомит Европу с сетью третьего поколения
   
(По материалам статьи "Трижды три будет ноль?", "Компания", 10.03.03)
   В Великобритании официально введена в эксплуатацию сотовая сеть компании 3 UK – английского подразделения Hutchison 3G концерна Hutchison Whampoa, принадлежащего гонконгскому миллиардеру Ли Кашину. Пуск сети приурочен к "знаменательной" дате 03.03.03. Возможно, руководство компании надеется, что счастливое число спасет ее от тех неудач, которые до недавнего времени преследуют сети третьего поколения в Европе.
   Когда технология 3G только начинала завоевывать рынок, европейские компании заплатили более $100 млрд. только за лицензии на создание сетей. Еще большие суммы были потрачены на исследования, экспериментальные сети и закупку оборудования. Однако коммерческий запуск сетей постоянно откладывался – то по причине отсутствия "трубок", то из-за технических проблем с сетями. В результате потери сотовых операторов, вложивших средства в технологии будущего, составляли от $500 000 до $1 млн. в день.
   Концерн Hutchison стал одним из первых, кто решил начать, наконец, зарабатывать деньги на сетях третьего поколения. Аналитики высказываются о перспективах проекта довольно сдержанно: по их мнению, взрывного роста интереса к новой услуге ожидать не стоит. "Люди (пользователи услуг сотовой связи не исключение) в массе своей довольно консервативны и долго раскачиваются на новые предложения. Поэтому на начальном этапе использование сети 3G на полную катушку с перекачиванием видео и т.п. не ожидается", - заявил аналитик компании Advance Media and Communications Антон Погребинский.

Вернуться к содержанию выпуска

   Swiss Re об итогах 2002 г. и перспективах рынка
   
(Газета.ru, 12.03.03)
   Потери страховых компаний мира от стихийных бедствий и техногенных катастроф сократились в 2002 году до $13,5 млрд. с $35,0 млрд. в 2001 году, что помогло им частично преодолеть последствия глобального замедления экономики, в частности, обесценение инвестиций в акции. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования компании Swiss Re. Данные швейцарского перестраховщика не учитывают страхование жизни и указывают на то, что потери страхового сектора от стихийных бедствий и техногенных катастроф в 2002 году оказались ниже среднего уровня.
   По мнению Swiss Re, возможное увеличение потерь страховщиков в 2003 году будет ударом по страховому сектору, поскольку восстановление рынка акций в этом году не ожидается, а ситуация на рынке облигаций может ухудшиться. Акции и облигации являются традиционным объектом для вложений страховых компаний. Swiss Re замечает, что в 2002 году потери страховых компаний в области страхования имущества упали намного ниже традиционного уровня. В то же время, расходы на покрытие ущерба от наводнений достигли рекордных $4,1 млрд., из которых $3,2 млрд. - ущерб от двух наводнений в Европе летом 2002 года.
   Вместе с тем, ущерб, который наводнения нанесли экономике, оценивается в $15 млрд. Причиной этого является то, что большая часть пострадавшей собственности не была застрахована от наводнений.

Вернуться к содержанию выпуска

   Инвестиционные банкиры начинают рисковать
   
(По материалам статьи "Риск снова в моде", "Ведомости", 13.03.03, автор - Грегори Цукерман)
   Как говорят аналитики инвестиционных банков, один из главных факторов, характеризующих нынешнее падение на фондовых рынках, - нежелание инвесторов брать на себя риск. Между тем сами банки, страдающие от падения доходов, стали выделять больше денег на ведение торговли за свой счет, и трейдеры рискуют, чтобы хоть как-то заработать на падающем рынке.
   Прошлой осенью, когда фондовые индексы упали до 5 - 6-летнего минимума, гендиректор Credit Suisse First Boston Джон Мэк собрал топ-менеджеров банка и сделал им необычное предложение. "Давайте поиграем [на рынке], давайте поступим по-умному" с капиталом, который есть у банка, сказал он, призвав коллег не бояться брать на себя обоснованный риск. Такое предложение слегка шокировало некоторых сотрудников, поскольку в то время CSFB пытался всячески снизить риски по трейдинговым операциям. Однако снижение прибылей из-за длящегося четвертый год падения на фондовом рынке заставило и CSFB, и другие ведущие банки заняться "рисковым" зарабатыванием денег. Они выделяют средства для ведения за свой счет торговли самыми различными инструментами, включая акции, валюты, сырьевые товары, производные инструменты.
   Подобная стратегия несет определенные риски. Ситуация на рынках может быстро меняться, а поскольку бизнес других подразделений банков далеко не процветает, покрыть убытки трейдингового подразделения сегодня будет гораздо сложнее. Но даже банки, традиционно избегающие использовать для игры на рынке большие суммы собственных средств, стали выделять трейдерам дополнительные деньги для инвестиций. Например, в начале года Morgan Stanley сформировал команду из семи трейдеров, которые работают с несколькими сотнями миллионов долларов, играя в основном на рынке облигаций и процентных фьючерсов. За прошедшее время группа получила небольшой доход, тогда как индекс Dow Jones упал более чем на 9%. Два месяца назад Deutsche Bank создал в Нью-Йорке трейдинговую группу, работающую с акциями, конвертируемыми облигациями и деривативами. Даже Merrill Lynch, который всегда торговал прежде всего для клиентов, а не для себя, сформировал группу, которая будет искать возможности для арбитража на рынке ипотек.
   Интерес банков к торговле за свой счет существенно подогрела успешная деятельность лондонской группы трейдеров Goldman Sachs. По оценкам аналитиков, в прошлом году около 25% прибыли до уплаты налогов банк получил именно от торговли за свой счет.
   Citigroup увеличила объем рискованных операций, торгуя облигациями компаний, испытывающих финансовые трудности, акциями и валютой. Между тем в 1998 г. гендиректор Citigroup Сэнфорд Уэйлл закрыл активно работавший трейдинговый отдел в инвестбанковском подразделении Salomon Smith Barney, что спасло компанию от миллионных убытков, когда Россия объявила дефолт. Объем рисковой торговли в Citigroup неизвестен, однако ее сотрудники подтверждают, что он не идет ни в какое сравнение с 1998 г.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям "Время новостей", CNews.ru, Интерфакс-АФИ, "AK&M", BBC NEWS, "Коммерсантъ", 11-14.03.03)
   Deutsche Telekom. Убытки немецкого телекоммуникационного концерна за 2002 г. составили 24.6 млрд. евро. Еще ни одна компания в европейской экономической истории не терпела в течение одного года таких финансовых потерь. Годом ранее убытки Deutsche Telekom были чуть меньше 3,5 млрд. евро. Вместе с тем, за прошедший год оборот вырос на 11,1% и достиг 53,7 млрд. евро.
   Шеф компании Кай-Уве Рикке заявил, что первостепенной причиной нынешнего печального "еврорекорда" стала структурная перестройка, которую он назвал "стратегической уборкой", проводимой на фоне "железного курса экономии". То и другое позволило за отчетный год сократить размеры долгов Deutsche Telekom с 62,8 млрд. до 61,1 млрд. евро. Этого удалось достичь за счет продажи акций ряда дочерних предприятий, в частности интернетовской T-Online. Кроме того, концерн избавился от части своей недвижимости.
   Г-н Рикке назвал четыре главных направления, которые станут опорой компании в будущем: мобильная телефонная связь, Интернет, проводная связь и системный бизнес. К приобретению новых предприятий, которые смогли бы обеспечить будущее концерна, у шефа Deutsche Telekom отношение двоякое. С одной стороны, как он отметил, в обозримом будущем говорить об этом не придется по причинам жесткой экономии. С другой стороны, тут же оговорился он, бросив все силы на борьбу с "долговой горой", Deutsche Telekom не может позволить себе непростительную ошибку: в краткосрочной перспективе жесткая экономия оздоровила бы компанию, а в среднесрочной - измотала бы ее до смерти.
Вернуться к содержанию выпуска
   Vodafone. Рейтинговое агентство Moody's повысило долгосрочный рейтинг компании Vodafone с отрицательного на стабильный. Изменение рейтинга обусловлено разглашением суммы средств, которые Vodafone инвестировала в увеличение своей доли в Cegetel Groupe. Из-за того, что компания Vivendi Universal использовала свое приоритетное право, компания Vodafone приобрела только 15% акций Cegetel, принадлежащих компании SBC, за $2,5 млрд., а не большую долю BT Group, которую Vivendi приобрела за $4,4 млрд.
   Беспокойство инвесторов вызывала также задолженность дочерних компаний в группе Vodafone, несмотря на политику Vodafone по централизации долговых обязательств и средств по обслуживанию долга. Эта структурная проблема была вызвана предыдущими крупномасштабными приобретениями компании Vodafone ряда компаний с большим государственным долгом, который остался в рейтинговых дочерних компаниях после приобретения. Недавний выкуп компанией Vodafone облигаций на сумму $3,96 млрд. и банковская ссуда в размере $550 млн. на уровне дочерних компаний в значительной степени решили эту проблему.
Вернуться к содержанию выпуска
   WorldCom. Чистые убытки обанкротившейся американской телекоммуникационной компании WorldCom по итогам работы в декабре 2002 г. составили $80 млрд. Существенные убытки компания понесла из-за значительного объема списаний единовременных затрат. Операционные убытки компании в декабре составили $47 млн., выручка - $2,2 млрд. Объем капитальных затрат компании составил $108 млн. WorldCom должна представить детализированный план реструктуризации 15 апреля 2003 г. В феврале 2003 г. компания объявила о сокращении 5 тыс. рабочих мест, или 8% персонала, что поможет снизить объем затрат на $2,5 млрд. в год.
Вернуться к содержанию выпуска
   Berkshire Hathaway. Страховая и инвестиционная компания Berkshire Hathaway, принадлежащая миллиардеру Уоррену Баффету, увеличила в IV квартале прибыль в 12 раз, до $1,18 млрд., за счет роста страховых премий и дохода от инвестиций в высокорискованные облигации. Более половины выручки компании, приходится на доходы от страхового бизнеса, прежде всего в сфере перестрахования рисков. Компания сумела эффективно воспользоваться ростом страховых премий, произошедшим после терактов 11 сентября.
Вернуться к содержанию выпуска
   Bayer. Германская фармацевтическая компания Bayer AG, крупнейшая в стране, получила в IV квартале убыток более значительный, чем прогнозировали аналитики, из-за выделения $257 млн. на удовлетворение исков. Чистый убыток компании составил 412 млн. евро против чистой прибыли в 142 млн. евро в последнем квартале 2001 года. Продажи выросли на 15% - до 7,42 млрд. евро. Эксперты ожидали убыток в среднем на уровне 166 млн. евро. По итогам всего прошлого года Bayer получила чистую прибыль в размере 1,06 млрд. евро против 965 млн. евро в 2001 году.
   Bayer по-прежнему прогнозирует увеличение операционной прибыли в 2003 году, ссылаясь на показатели первых двух месяцев. Фармкомпания намерена сократить размер долга в этом году до 7 млрд. евро с 8,9 млрд. евро на конец 2002 года.
Вернуться к содержанию выпуска
   Bristol-Myers. Американский фармацевтический концерн Bristol-Myers Squibb пересмотрел свою финансовую отчетность за 1999-2001 годы, признавшись в завышении доходов на $2.5 млрд. Чистая прибыль Bristol-Myers за указанный период также была завышена - на $900 млн. Отчетность была пересмотрена в связи с неверным отражением прибылей от ряда сделок с двумя крупнейшими оптовыми фирмами США - Cardinal Health Inc. и McKesson Corp. Стремясь соответствовать сделанным ранее прогнозам по объемам продаж, Bristol-Myers убеждала оптовиков закупать больше продукции, чем они были в состоянии продать. "Ошибки в отчетности стали следствием не оправдавшихся ожиданий, связанных с рядом наших продуктов", - заявило руководство компании.
   Bristol-Myers также опубликовала результаты 2002 года, согласно которым чистая прибыль концерна снизилась на 62% до $1.9 млрд., а объем продаж вырос менее чем на 1% - до $18.12 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
   Volkswagen. По сообщению представителей германского автомобильного гиганта Volkswagen, в этом году прибыль от операционной деятельности VW должна будет существенно сократиться по сравнению с прошлогодними $4.7 млрд. евро ($5.24 млрд.). В качестве основных причин подобного ухудшения в компании называют слабый потребительский спрос и слишком высокий курс евро.
   "Если нынешние обменные курсы сохранятся, а также в том случае, если ситуация на рынке в США и в Западной Европе не улучшится, то мы не сможем вновь получить такую же прибыль от производственной деятельности как и в прошлом году", – заявил Бернд Пишетсрейдер, генеральный директор VW. По оценке г-на Пишетсрейдера, ситуация вокруг его компании должна будет улучшиться в будущем году, когда VW выпустит на рынок новые перспективные модели.
   Публикация этой информации привела к тому, что акции VW упали на 10% до минимального уровня за весь период с декабря 1996 года, вызвав сокращение общей капитализации компании почти на 1 млрд евро. Однако, некоторые инвесторы выразили свое удивление тем, что заявление от VW оказало на рынки столь серьезное влияние. Так, по мнению аналитика Трудберта Меркеля (компания Deka Group, Франкфурт), на рынках уже давно говорили о том, что прибыль от производственной деятельности VW по итогам этого года должна будет оказаться не слишком впечатляющей.
Вернуться к содержанию выпуска
   BMW. Германская автомобильная компания Bayerische Motoren Werke AG (BMW) увеличила чистую прибыль в IV квартале на 6,2% относительно того же периода 2002 года за счет спроса на машины 3-й серии и модели X5. Чистая прибыль составила в октябре-декабре 326 млн. евро против 307 млн. евро за аналогичный период 2002 года. За год чистая прибыль выросла на 8,3% и составила 2,02 млрд. евро.
   В 2002 г. во всем мире было продано 100,9 тыс. автомобилей производства BMW, что на 22% больше, чем в 2001 г.
Вернуться к содержанию выпуска

   Альянсы, поглощения, слияния
   
(По материалам и сообщениям "Немецкая волна", "Коммерсантъ", Газета.ru, "Ведомости", 12-14.03.03)
   Nissan – Mitsubishi. Концерн Nissan совершил невиданный шаг в истории японского автомобилестроения - поручил давнему конкуренту, компании Mitsubishi, выпускать автомобили под своей маркой. Уже в октябре Mitsubishi начнёт производство микролитражек для перевозки мелких грузов, которые будут продаваться под брэндом Nissan. Причина неожиданного сближения конкурентов - стремление максимально снизить производственные расходы. Обе японские компании контролируются иностранными концернами: Nissan - французским Renault, Mitsubishi - германо-американским гигантом DaimlerChrysler.
Вернуться к содержанию выпуска
   Credit Agricole - Credit Lyonnais. Комитет по делам кредитных и инвестиционных компаний Франции одобрил слияние двух крупнейших и старейших банков французских банков: Credit Agricole и Credit Lyonnais. Слияние станет возможным для банков при условии, что они продадут 85 своих отделений в определенных департаментах, а расширение их банковской сети будет заморожено на 2 года в 32 департаментах Франции. В результате объединения этих банков будет создана крупнейшая финансовая структура в Европе, которая будет контролировать порядка 32% финансового сектора Франции. Общий объем сделки составляет 19,5 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска
   DnB Holding - Gjensidige NOR. Крупнейший в Норвегии банк DnB Holding ASA может купить второй по величине банк этой страны Gjensidige NOR ASA за 16,9 млрд. крон ($2,4 млрд.) в деньгах и акциях. Если сделка состоится, DnB сможет значительно расширить свой розничный бизнес. В результате слияния будет образован банк с активами $87 млрд. и 3 млн. клиентов.
Вернуться к содержанию выпуска
   Gas Natural – Iberdrola. Испанская энергетическая группа Gas Natural SDG готова заплатить 15,33 млрд. евро ($16,82 млрд.) деньгами и акциями за Iberdrola - крупнейшую генерирующую компанию страны по капитализации. Если предложение Gas Natural получит одобрение акционеров и регулирующих органов, новая группа станет третьей крупнейшей энергетической компанией Европы. Рыночная капитализация объединенной группы, по оценкам Gas Natural, составит около 20 млрд. евро ($22 млрд.) - по этому показателю она станет третьей крупнейшей в Европе и пятой в мире. Число потребителей газа новой компании в Испании и Латинской Америке достигнет 24 млн., а продажи - 15 млрд. евро ($16,5 млрд.).
   Сейчас рынок энергии Испании, дерегулированный в январе, является самым динамичным в Европе, а его емкость оценивается в 20 млрд. евро ($22 млрд.). По прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет потребление газа в Испании вырастет на 8%, а электроэнергии - на 3%.
   Предложение Gas Natural удивило рынок - в первую очередь из-за того, что по рыночной капитализации Gas Natural уступает Iberdrola: этот показатель у компаний оценивается на уровне 9 млрд. евро ($9,9 млрд.) и 12,8 млрд. евро ($14,1 млрд.) соответственно. Аналитиков настораживает и то, что два акционера Gas Natural - нефтегазовая компания Repsol-YPF (24% акций) и Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (3%) - выступили против сделки.
Вернуться к содержанию выпуска

   Кому достанется Wella?
   
(По материалам статьи "Страсти по Wella", "Ведомости", 12.03.03, автор - Беттина Васснер)
   В борьбу за германскую косметическую компанию Wella вступила Нenkel, занимающая 10-е место в мировой табели о рангах производителей косметики. Это может создать серьезные проблемы для Procter & Gamble, намеренной купить Wella у ее нынешних владельцев. Нenkel уже объявила, что приобрела 6,86% акций Wella. "В нынешних условиях фондового рынка Henkel рассматривает приобретение акций Wella в качестве интересной инвестиции", - говорится в пресс-релизе компании.
   Рынок полон слухов о возможной покупке Wella американским гигантом Procter & Gamble. Ожидается, что в ближайшие несколько дней американская компания сделает Wella предложение в размере $5,5 - 6,6 млрд. Контрольный пакет Wella - 78% - принадлежит семейству Штроер.
   Шаг Henkel, обозначивший ее интерес к "младшему" конкуренту, расценивается аналитиками как попытка заставить семью Штроер выставить Wella на аукцион, а не продавать ее напрямую Procter & Gamble. Кроме того, теперь ни одна компания, которая дерзнет провести враждебное поглощение, не сумеет отделаться от Henkel, так как не будет владеть необходимыми для этого 95% акций Wella. "Для всякого, кто захочет купить Wella, у Henkel есть теперь "отравленная пилюля", - говорится в справке инвестиционного банка Dresdner Kleinwort Wasserstein.
   До сих пор все предложения о покупке компании оканчивались неудачей из-за того, что представителям четырех поколений семейства Штроер никак не удавалось договориться между собой. По некоторым данным, теперь они склоняются к тому, чтобы продать компанию - при условии, что их устроит цена. В октябре прошлого года Henkel уже получила отказ после того, как сделала "неформальное предложение" о покупке Wella за $5,8 млрд.
   Приобретение Wella вполне соответствовало бы намерениям Henkel пробиться в первую пятерку производителей косметических товаров. Сейчас Henkel удерживает 10-ю позицию. С другой стороны, Procter & Gamble приобретение этой компании позволило бы на равных соперничать с чемпионом рынка, французской L'Oreal.
   Аналитики считают, что среди возможных претендентов на компанию Wella могут фигурировать и такие знаменитости, как Unilever и L'Oreal. Акционерный капитал Wella оценивается сейчас приблизительно в $4,4 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   Империя Кирха уходит за границу
   
("Время новостей", 13.03.03, автор – Юрий Шпаков)
   Покер вокруг крупнейшего телевизионного концерна Германии, принадлежащего обанкротившемуся баварскому мультимиллионеру Лео Кирху, близится к своему завершению. При этом, по всем признакам, суждено будет сбыться самым мрачным предположениям пессимистов. После многомесячной борьбы с претендентами на "филейные" осколки этой медиаимперии, погрязшей под долговой горой в многие миллиарды евро, победителем выходит 58-летний мультимиллиардер из США Хаим Сабан. Считавшееся лидером в гонке за "наследство" Кирха немецкое издательство Bauer официально заявило о том, что в этой гонке больше участия принимать не собирается.
   Будущий наиболее вероятный владелец KirchMedia Group, израильтянин с американский паспортом Хаим Сабан, как и сам Лео Кирх, начинал свой бизнес с нуля. Разница в результатах весьма существенна. Баварский медиабарон стоит перед развалинами своего дела жизни. Его заокеанский коллега намерен прибрать к рукам эти развалины, чтобы еще приумножить свои миллиарды. Сделки Сабана отличаются широким размахом: в 2001 году прошла самая крупная из них, в ходе которой за $5,3 млрд. он вместе с компаньонами из Partner News Corp. "загнал" концерну Disney совместное предприятие Fox Family Worldwide. Это предприятие распространяет, в частности, созданную самим Сабаном популярную версию для США детского телесериала "Power Rangers". Время сделки было выбрано как нельзя лучше - буквально вслед за этим произошел обвал цен на детские и юношеские телепрограммы. С тех пор известно, что Сабан занят поисками интересных объектов для инвестиций.
   Сын еврейского коммерсанта и портнихи, Хаим Сабан вырос в Египте и Израиле. Свою карьеру он начал в качестве концертного агента в Израиле. Затем пробовал себя в роли музыкального продюсера в Париже и Лос-Анджелесе, куда он переехал в 1983 году. Поначалу Сабан занялся там музыкой для детских мультфильмов, но вскоре стал самостоятельно производить детские и юношеские передачи. В 1995 году он создает совместное предприятие в рамках Rupert Murdoch News Corp. Свое имя в среде политической элиты США Хаим Сабан сделал также с помощью щедрых пожертвований Демократической партии и благотворительности.
   Американские массмедиа отмечают большое умение, с которым Сабан провел многомесячную гонку за "наследством" Кирха. В Мюнхене и Берлине, как становится известно из свидетельств американской прессы, Сабан установил прочные и незримые для конкурентов партнерские контакты с ведущими банками, а также с влиятельными представителями политики. Своего еще недавнего ближайшего конкурента в борьбе за лакомые кусочки немецкого телевидения - издательство Bauer - Хаим Сабан, как оказалось, вообще всерьез никогда и не принимал. Ведь еще пару месяцев назад в одном из своих немногочисленных интервью он с ехидцей сказал: "Вы только себе представьте, что было бы, если бы делегация издательства Bauer явилась в Голливуд приобретать права на кинофильмы. Лучше забудьте это!"

Вернуться к содержанию выпуска

   Новый способ решения корпоративных споров
   
(По материалам BBC NEWS, 10.03.03)
   Веками символом правосудия считались весы, на которых Фемида взвешивала доказательства, представленные обеими судящимися сторонами, и, таким образом, выносила свой вердикт в пользу одной из них. Однако, как показывает пример двух новозеландских телекоммуникационных компаний, пара мускулистых рук могут решить юридический спор ничуть не хуже, чем две чаши весов.
   Суть дела проста: телекоммуникационная компания TeamTalk вела спор с компанией-оператором MCS Global Digital относительно доступа к принадлежащей ей радиосети. Однако, не желая пускаться в длительное и дорогостоящее судебное разбирательство, глава TeamTalk Дэвид Вэр предложил руководителю MCS Аллану Косфорду решить дело за столом для арм-рестлинга. Косфорд согласился на столь непривычное предложение, и, в результате, два топ-менеджера сошлись в спортивном зале, расположенном близ базирующейся в Оуклэнде штаб-квартиры MCS.
   По словам Вэра, на кону стояло более 200 000 новозеландских долларов ($113 000). И, хотя он проиграл состязание, Вэр не жалеет о своем решении. По его словам, хотя проиграть в состязании по арм-рестлингу и неприятно, это все же гораздо лучше, чем участвовать в судебном разбирательстве.

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   ФРС может начать скупку гособлигаций
   
(Интерфакс-АФИ, 11.03.03)
   По мнению агентства Bloomberg, Федеральная резервная система может прибегнуть к необычной тактике, напрямую скупая на рынке государственные облигации, с целью предотвращения дефляции, если экономическая конъюнктура в США продолжит ухудшаться.
   Центральный банк, согласно ожиданиям участников рынка, может теперь снизить ставку с нынешних 1,25% до рекордных с 1958 года 1%, однако и этого может оказаться недостаточно для оживления экономики. "Еще одно понижение ставки мало повлияет на состояние экономики", - уверен экономист Merrill Lynch Дэвид Розенберг.
   Не исключена ситуация, когда ФРС придется решать, что делать, когда ставка достигнет нуля. В этих условиях ФРС может прибегнуть к скупке гособлигаций, чтобы снизить не только краткосрочные, но долгосрочные процентные ставки на рынке.

Вернуться к содержанию выпуска

   О торговом балансе США
   
(РБК, 12.03.03)
   Отрицательное сальдо торгового баланса в США составило в январе 2003 г. $41,1 млрд. Одновременно Министерство торговли США пересмотрело данные о состоянии торгового баланса страны в декабре 2002 г. По уточненным данным, отрицательное сальдо торгового баланса в этом месяце составило $44,9 млрд., тогда как ранее говорилось о $44,2 млрд. Аналитики предсказывали, что отрицательное сальдо торгового баланса в январе 2003 г. незначительно снизится - до $43,5 млрд.
   Отрицательное сальдо в торговле товарами составило в январе $44,8 млрд. по сравнению с $48,5 млрд. в декабре. В январе зафиксировано положительное сальдо торговли услугами - профицит составил $3,7 млрд. по сравнению с $3,6 млрд. в декабре.
   Объем экспорта в январе 2003 г. составил $81,9 млрд. по сравнению с $80,6 млрд. в минувшем декабре. Объем импорта составил $123 млрд. в январе по сравнению со $125,5 млрд. в декабре.
   Отрицательное сальдо торгового баланса со странами ОПЕК составило в январе $2,6 млрд. по сравнению с $1,9 млрд. в декабре. Отрицательное сальдо баланса торговли с Канадой составило $5 млрд., что стало самым большим дефицитом за два года. Отрицательное сальдо торговли со странами зоны евро составило $3,9 млрд. по сравнению с $3,5 млрд. в декабре. Отрицательное сальдо торговли с Китаем в январе составило $6,9 млрд. по сравнению с $5,5 млрд. в декабре.

Вернуться к содержанию выпуска

   Розничные продажи снижаются, промышленное производство растет
   
(По сообщениям Газета.ru, 13-14.03.03)
   Объем розничных продаж в США в феврале 2003 года снизился на 1,6% по сравнению с предыдущим месяцем. Снижение показателя стало максимальным с ноября 2001 г. При этом данные оказались хуже ожиданий - аналитики прогнозировали снижения показателя лишь на 0,5%. В январе продажи выросли на 0,3%. Объем розничных продаж без учета продаж автомобилей снизился в феврале на 1,0%, что стало самым сильным падением с сентября 2001 года, когда США подверглись террористическим атакам.
   Объем же промышленного производства в США в феврале 2003 года напротив вырос на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Данные оказались лучше ожиданий - аналитики прогнозировали снижение показателя на 0,1%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Индекс потребительского доверия в США снизился до самого низкого за последние 10 лет уровня
   
(РБК, 14.03.03)
   Согласно предварительному докладу Мичиганского университета в марте индекс потребительского доверия в США снизился с 79,9 пунктов в феврале до 75 пунктов. По прогнозам аналитиков, индекс должен был понизиться до 78 пунктов. Таким образом, индекс потребительского доверия в США упал до самой низкой отметки с октября 1992 г., когда его значение составило 73,3 пункта. Окончательные данные о состоянии индекса потребительского доверия в марте будут опубликованы 28 марта. Падение индекса потребительского доверия эксперты связывают с ситуацией вокруг Ирака, ростом потребительских цен и неблагоприятной ситуацией на рынке труда страны.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное