Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


27 января 2003 г. Выпуск №304
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Уважаемые подписчики и читатели!

Год назад в рамках нашей рассылки прошло голосование "Событие 2001". Мы предлагали Вам выбрать какие 5 событий 2001 года, по Вашему мнению, были наиболее значимыми для мировой экономики. Получившийся «рейтинг» выглядел следующим образом:
1. События 11 сентября, их прямые политические и военные последствия.
2. Кризис в Аргентине.
3. Вступление Китая в ВТО.
4. Рецессия в развитых странах (США, Япония, Германия).
5. Конец монополии (ослабление позиций) ОПЕК на нефтяном рынке.
Вслед за вышеперечисленными следовали: падение цен на нефть, введение в оборот (?) (точнее, подготовка к введению в оборот) наличных евро и прорыв в генной инженерии (расшифровка ДНК).
И вот уже в 2003 г. появилась мысль: почему бы не сделать такой опрос традицией? Итак, мы предлагаем нашим уважаемым подписчикам и читателям совместно подвести итоги 2002 г. – составить рейтинг "Событие 2002". Напишите нам, какие 5 событий 2002 года, по Вашему мнению, были наиболее значимыми для мировой экономики. Что получится в результате этого импровизированного голосования, мы сообщим Вам 31 января 2003 г. Надеемся на Ваше активное участие и ждем Ваших писем. Адрес тот же: nwtaro@yahoo.com.

С уважением,
Леонид Ардалионов.


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Ожидание хуже войны
         Давос образца 2003
         Число безработных в мире выросло на 20 млн.
         Эксперты прогнозируют новый рост цен на нефть
         Цены на платину достигли рекордного максимума за 16,5 лет
         Прогноз мировых цен на чай
         Мировой рынок генетически модифицированных сельхозкультур
         Мировое производство стали и чугуна в 2002 г.
         О росте числа авиакатастроф
         Об индексе "Биг-Мака" и курсах валют
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         McDonald's впервые в истории закончил квартал с убытком
         Умер создатель компании FIAT
         Крупнейший банк мира об убытках 2002 года
         Новости корпораций "одной строкой"
         Energizer Holdings покупает Schick-Wilkinson Sword
         Lego удалось призвать китайских пиратов к ответственности
         Лекарственные брэнды: что в имени тебе моем?
США И КАНАДА
         Соединенные Штаты светлеют
         Гастарбайтеры – спасители отечеств
         Хедж-фондами интересуется прокурор


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Ожидание хуже войны
   
("Ведомости", 24.01.03, автор - Максим Трудолюбов)
   Новогодний оптимизм инвесторов оказался недолговечным. За первые две недели января индекс "голубых фишек" Dow Jones и более широкий индекс Standard & Poor's 500 выросли на 6%. Но последние шесть дней свели на нет все завоевания. На вопрос "почему?" все аналитики отвечают, не задумываясь: "Ирак".
   "Ожидания войны влияют и на решения менеджеров расширять или не расширять бизнес, и на решения инвесторов о том, покупать или не покупать на таком рынке", - говорит Альфред Кюгель, директор по инвестиционной политике в инвестиционной компании Stein Roe Investment Counsel. Dow Jones начал год на отметке 8341,63, а вчера в середине торгового дня падал до 8300 пунктов. С начала года он потерял 0,28%. Индекс S&P также уже в минусе, с начала года снижение составило 0,17%.
   Фактор Ирака, таким образом, оказывается для акций вдвойне негативным и порождает порочный круг. Из-за неопределенности инвесторы сбивают цены, что портит настроение менеджерам. Менеджеры рисуют мрачные прогнозы развития своих компаний, что усугубляет давление на котировки акций. К примеру, гендиректор AT&T Дэвид Дорман, отчитавшись перед инвесторами о квартальных и годовых результатах работы компании, подчеркнул, что экономическая обстановка в индустрии останется тяжелой, а уровень капиталовложений будет таким же низким, как и в конце 2002 г. В результате акции AT&T подешевели на 22% , отняв у индекса Dow Jones 38 пунктов.
   Объем торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже был в последние два дня выше среднего - трейдеры активно избавлялись от акций. "Президент Буш настаивает на жестком варианте решения иракской проблемы, но ООН, кажется, не готова его поддерживать, - говорит Тодд Лиони, один из директоров брокерской фирмы SG Cowen. - Люди боятся, а это плохо и для Буша, и для нас".
   Попытав счастья в акциях, инвесторы снова возвращаются в казначейские облигации и на денежный рынок. И это несмотря на то, что доходность на этих рынках самая низкая за несколько последних лет. Доходность по 10-летним облигациям снизилась к окончанию торгов в среду (22.01.03) до 3,924%.
   Рынки больше всего не любят неопределенность. "Никто не знает, начнется операция через две недели или через два месяца и начнется ли она вообще", - говорит Джон Форелли, портфельный менеджер компании Independence Investments. Dow Jones может набрать около 1000 пунктов за очень короткий срок, если ситуация с Ираком разрешится тем или иным образом, считает Кюгель из Stein Roe.
   Неизвестных в американской экономике становится все больше. Неясность с Ираком - лишь одна из многих, считает Джозеф Штиглиц, бывший главный экономист Всемирного банка, ныне профессор Колумбийского университета. Инвесторы не знают, как скажется на развитии экономики растущий бюджетный дефицит, вызванный сокращением налогов. Не известно, как долго будут длиться последствия бухгалтерских скандалов, - о том, что ситуация не успокаивается, говорит перспектива иска против аудиторской фирмы KPMG. Неясности связаны и с дефицитом торгового баланса США - самым высоким за всю историю. Не известно, как долго иностранные компании будут вкладывать в американскую экономику по $1 млрд. в день.

Вернуться к содержанию выпуска

   Давос образца 2003
   
(По материалам "Немецкой волны", 24.01.03)
   "Энергетический ужин" – так назвал один из пунктов своей программы в Давосе министр экономического развития и торговли России Герман Греф, возглавляющий российскую делегацию на Всемирном экономическом форуме. Действительно - энергетика, нефть являются в этом году для России, пожалуй, одними из наиболее важных тем в Давосе.
   Впрочем, в швейцарском курортном городке обсуждается и множество других принципиальных вопросов: как повлияет возможная война в Ираке на мировую экономику? Грозит ли США экономическая рецессия? Каково будущее процессов глобализации?
   После проведенного в прошлом году "выездного" форума в Нью-Йорке, призванного продемонстрировать солидарность с этим городом, пострадавшим от терактов 11 сентября, встреча лидеров мирового бизнеса вновь проводится в уютном курортном городке в Швейцарии. Впрочем, как раз имидж элитного экономического клуба больше не устраивает организаторов форума.
   Многократные гости Давоса отмечают существенные изменения в атмосфере встречи. Всё стало более скромным - и менее закрытым, по крайней мере, что касается набора обсуждаемых тем. Причин у такого рода изменений две.
   Прежде всего, это изменившаяся ситуация в мировой экономике, которая дает основания скорее для серьезных размышлений, чем для безоглядного оптимизма и демонстрации успехов отдельных участников форума. Другая причина состоит в сложившемся имидже мероприятия. Не в последнюю очередь благодаря усилиям гуманитарных организаций, Давос стал представляться эдаким клубом сытых капиталистов, которых интересует только собственный бизнес, а вовсе не благополучие всего мира, где множество людей живет в нищете, умирает от голода и болезней и т.д.
   Благополучие мира записано в уставе форума в качестве главной цели. Об этом сейчас и вспомнили его устроители. Основатель мероприятия – Клаус Шваб – сегодня часто делает такие заявления: "Мы не можем себе позволить, чтобы 2-3 миллиарда людей в мире жили в условиях, унижающих человеческое достоинство. И здесь, на нашем форуме, мы пытаемся добиться того, чтобы эффективная работа рынков, с одной стороны, сочеталась с достоинством человека, с другой. Найти баланс между этими вещами – и есть наша главная задача в этом веке".
   Представители ряда неправительственных организаций считают гуманитарные темы в Давосе не более, чем фарсом. Правозащитник Матиас Херфельд утверждает: "Мы не думаем, что Всемирный экономический форум является подходящим инструментом для решения таких глобальных проблем, как бедность или загрязнение окружающей среды. Давос слишком элитарен, и там доминируют интересы бизнеса, направленные на укрепление нынешних политических и экономических структур".
   В центре дискуссий стоит иракский конфликт и его влияние на мировую экономику. Как считает ведущий экономист американского инвестиционного банка Morgan Stanley Стивен Роуч (Stephen Roach), длительная война в Ираке приведет ко второй рецессии в народном хозяйстве США за последние годы. "Если бы мы вели войну, имея солидный запас экономической прочности, нам бы это не повредило. Напротив, война в условиях нулевого роста приведет к рецессии",- отметил Роуч.
   Его точку зрения разделяет вице-президент американского инвестиционного банка Goldman Sachs Роберт Хорматс (Robert Hormats). "Мы отлично подготовлены в военном отношении, - заявил он, - а в экономическом – нет".
   Вместе с тем, по словам главного экономиста Американского делового совета (Business Council) Гэйл Фослер (Gail Fosler), если войны удастся избежать, то в этом году рост ВВП в Соединенных Штатах может достичь 3,5%. А это, в свою очередь, могло бы дать импульс всей мировой экономике, обеспечив ей рост в среднем в 2%.
   Еще одна из многочисленных обсуждающихся в Давосе тем носит узкоевропейский характер. Речь идет о Пакте стабильности, в котором закреплены конкретные критерии к странам еврозоны. Нынешний экономический спад привел к тому, что ряд стран континента – Германия, Франция, Португалия – либо уже нарушили закрепленные в Пакте критерии, либо близки к этому.
   Тем не менее, немецкая сторона в лице статс-секретаря в министерстве финансов ФРГ Кайо Кох-Везера (Caio Koch-Weser) вновь подтвердила свое негативное отношение к популярным ныне идеям пересмотра Пакта стабильности. Впрочем, и Кох-Везер добавил, что готов "внести в документ пару нюансов". Что это означает, остается пока загадкой.
   Россию интересует, прежде всего, нефтяная тема. По крайней мере, об этом заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, возглавляющий российскую делегацию в Давосе. По словам Грефа, ни Россию, ни США не устраивают слишком высокие цены на нефть – страны были бы довольны ценой в 22-25 долларов за баррель.
   Впрочем, ряд политологов считает, что важные для энергетических рынков решения больше не принимают в Давосе – и что вообще значение Всемирного экономического форума для России за последние годы существенно снизилось.

Вернуться к содержанию выпуска

   Число безработных в мире выросло на 20 млн.
   
("Коммерсантъ", 24.01.03)
   23 января Международная организация труда (МОТ) при ООН опубликовала доклад, согласно которому число безработных на данный момент составляет 180 млн. человек, что на 20 млн. больше показателя, зафиксированного в январе 2001 г.
   Таким образом, по данным МОТ, около 6,5% всего трудоспособного населения Земли не имеют работы и постоянного заработка. В 2001 г. уровень безработицы в мире составлял 5,9% (около 160 млн. человек). Около половины сокращенных рабочих мест приходится на мировую индустрию туризма. После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне работу потеряли 10,5 млн. человек занятых в этой сфере. При этом данные по странам Азии и Ближнего Востока, которые учитывались при составлении доклада – приблизительные, поскольку официальный учет безработицы в этих странах либо не ведется вообще, либо не внушает доверия.
   В докладе МОТ также говорится, что за последние два года значительно выросло число людей с низкими заработками. В декабре 2002 г. в мире было зафиксировано более полумиллиарда (около 550 млн.) человек, которые зарабатывают менее одного доллара США в день.

Вернуться к содержанию выпуска

   Эксперты прогнозируют новый рост цен на нефть
   
("Коммерсантъ", 20.01.03)
   20 января аналитики французской финансовой группы Societe Generale AG (одной из крупнейших финансовых организаций еврозоны) распространили прогноз, согласно которому в случае начала боевых действий в Ираке цены на нефть подскочат до $40 за баррель. Причем, согласно этому прогнозу, $40 за баррель – это минимальный уровень мировых цен на сырую нефть, на который следует рассчитывать потребителям углеводородного топлива после начала активных боевых действий на Ближнем Востоке.
   Руководитель SG Economic Research (аналитическое подразделение Societe Generale AG) Фредерик Лассер, комментируя выводы своих сотрудников, отметил также, что в случае столь резкого скачка цен, ОПЕК будет просто не в состоянии стабилизировать мировой рынок энергоносителей за счет увеличения объема поставок нефти.

Вернуться к содержанию выпуска

   Цены на платину достигли рекордного максимума за 16,5 лет
   
(РБК, 23.01.03)
   Цены на платину 22 января достигли рекордного максимума за 16,5 лет. Так, в Нью-Йорке на COMEX максимальная фьючерсная котировка за день достигла отметки 645,00 долл./унция. В Лондоне цена утреннего фиксинга по платине достигла 648 долл./унция, что стало рекордным максимумом с сентября 1986 г.
   В соответствии с данными статистики британской компании Johnson Matthey, максимальная цена платины на мировом рынке за последние 16,5 лет была зарегистрирована в начале сентября 1986 г. и достигала 663,75 долл./унция. Историческим ценовым максимумом для платины остается отметка 1047,50 долл./унция, зарегистрированная 5 марта 1980 г.
   Главной причиной роста цен на платину стали слухи, что возможная забастовка рабочих компании "Норникель" может вызвать прекращение поставок платины из России. По оценкам западных экспертов, на долю ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится порядка 15% поставок платины на мировой рынок, что делает компанию ведущим мировым поставщиком платины.
   Ажиотажный спрос на платину был усилен слухами и о возможности забастовки рабочих компании Impala в ЮАР, которая считается вторым поставщиком платины на мировой рынок. Поставки платины из ЮАР с началом 2003 г. и без того снизились после пожара на обогатительном комбинате компании Lonmin Platinum, последствия которого до сих пор не ликвидированы.
   Аналитики полагают, что отмеченный 22 января рекордный рост на платину не приведет к существенным изменениям фундаментальных факторов рынка. Однако цены на платину в 2003 г. прогнозируются выше, чем они были в 2002 г. на 13-14%. Так, средняя цена платины в 2003 г. может составить около 630 долл./унция.

Вернуться к содержанию выпуска

   Прогноз мировых цен на чай
   
(БИКИ, 16.01.03)
   Экономисты Всемирного банка прогнозируют небольшое повышение мировых цен на чай в 2003 г. вследствие ожидаемого увеличения спроса со стороны основных стран-импортеров. Считается, что рост цен по сравнению с уровнем 2002 г. составит 3%. К 2005 г. котировки на этот товар могут подняться на 10%, хотя они все же будут на 20% ниже, чем в 1997 г. Эксперты банка полагают, что повышение цен на чай в значительной степени произойдет под влиянием расширения его закупок Россией и странами Ближнего и Среднего Востока. Рост спроса в этих странах связывается с увеличением доходов от продажи нефти. Вместе с тем не исключается и возможность сохранения пониженного уровня цен в случае укрепления позиций других стран-экспортеров, таких, например, как Вьетнам. Основанием для такого вывода служит тот факт, что закупки вьетнамского чая в последнее время увеличивают английские фирмы, которые смешивают его с другими сортами. Немаловажное значение для развития вьетнамского рынка имеет и появление здесь большого числа приватизированных компаний, заинтересованных в сбыте своей продукции в зарубежных странах. Один из лондонских импортеров отметил, что в 2003 г. увеличить экспорт чая может и Индия, поскольку в этой стране ожидается ослабление внутреннего спроса на данный товар. Цены на чай в этой стране в 2002 г. упали на 6% в результате расширения производства и накопления его крупных запасов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Мировой рынок генетически модифицированных сельхозкультур
   
("Ведомости", 20.01.03, автор – Скотт Миллер)
   Упорное нежелание европейцев есть продукты, в которых использовались генетически модифицированные растения, вызывает раздражение прогрессивных американцев.
   По информации некоммерческий группы по исследованиям в области биотехнологий International Service for the Acquisition of Agribiotech Applications, общая посевная площадь под генетически модифицированные (ГМ) сельскохозяйственные культуры во всем мире составляет 58 млн. га, причем только за 2002 г. площадь таких посевов увеличилась на 12%. Это свидетельствует о стремительном распространении новой технологии, появившейся на рынке в 1996 г.
   Сегодня в мировом производстве таких культур, как соя, кукуруза и хлопок, на долю генетически модифицированной продукции приходится 20%. В прошлом году ГМ-культурами засеяли свои поля 6 млн. фермеров в 16 странах.
   В ближайшие годы на рынке появятся товары из генетически модифицированных хлопка и кукурузы. По расчетам руководителя группы Клайва Джеймса, если в 2002 г. объем глобального рынка биотехнологических культур составлял $3,8 млрд., то к 2005 г. этот показатель вырастет до $4,25 млрд. "Благодаря экономическим и социальным преимуществам, которые биотехнология дает фермерам и всему обществу, она остается одной из наиболее стремительно распространяющихся технологий за всю историю сельского хозяйства", - говорит Клайв Джеймс.
   Растущая популярность генетически модифицированных растений объясняется, прежде всего, тем, что их использование позволяет фермерам увеличивать объем продукции и сократить использование пестицидов. Например, при выращивании хлопка, полученного с использованием биотехнологий, требуется на 40% меньше пестицидов, чем обычно. Нередко фермеры приходят к выводу, что биотехнологии - единственный эффективный способ защитить посевы от вредителей, - говорится в докладе группы.
   Тем не менее, распространение генетически модифицированных культур наталкивается на упорное сопротивление Европы, где организации по защите потребителей опасаются, что использование таких растений для человека небезопасно. Они настаивают на проведении новых исследований, утверждая, что данных, подтверждающих безвредность растений-мутантов, пока недостаточно.
   Несмотря на то что некоторые виды продуктов, в состав которых входят и генетически модифицированные растения, все-таки импортируются на европейский рынок, в конце 2002 г. Европейский союз издал запрет на использование новых ГМ-культур сроком на четыре года. Сейчас в ЕС идет разработка новых жестких правил, по которым на любых продуктах, произведенных с использованием генетически модифицированных компонентов, должна стоять соответствующая маркировка.
   У США, крупнейшего производителя ГМ-продуктов, подобная осторожность европейских партнеров вызывает растущее раздражение. В Белом доме уже подумывают, а не подать ли им официальную жалобу на ЕС во Всемирную торговую организацию (ВТО).
   В развивающихся странах генетически модифицированные культуры получают широкое распространение. В прошлом году первые посевы таких культур появились в Индии, Колумбии и Гондурасе, а в декабре правительство Филиппин дало разрешение на использование в животноводстве генетически модифицированной кукурузы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Мировое производство стали и чугуна в 2002 г.
   
(РБК, 22-23.01.03)
   Мировое производство стали за 2002 г. составило 886,7 млн. тонн, сообщается в докладе Международного института стали. По сравнению с 2001 г. ее производство по 65 ведущим странам мира выросло на 6,4%. Годовой рост производства стали был отмечен по всем семи геополитическим регионам, отмечено в докладе. Производство стали по каждому региону за 12 месяцев 2002 г. составило (в скобках процентное изменение относительно 2001 г.):
   - страны ЕС - 158,7 млн. тонн (+0,1%);
   - остальные страны Европы - 47,0 млн. тонн (+4,7%);
   - страны СНГ - 99,9 млн. тонн (+1,8%);
   - Северная Америка - 123,9 млн. тонн (+3,4%);
   - Южная Америка - 40,8 млн. тонн (+9,1%);
   - Африка - 14,6 млн. тонн (+5,7%);
   - Ближний Восток - 11,9 млн. тонн (+6,1%);
   - Азия - 381,7 млн. тонн (+11,6%);
   - Океания - 8,2 млн. тонн (+4,8%).
   Как следует из данных доклада, лидером производства среди регионов в 2002 г. стала Азия. Она же стала и лидером роста производства стали за год.
   Мировое производство чугуна за 2002 г. по 42 ведущим странам мира составило 606 млн. т. Относительно 2001 г. производство чугуна в мире выросло на 5,5%, сообщается в докладе Международного института железа и стали. Несмотря на увеличение мирового производства чугуна по итогам 2002г., тенденция роста производства была отмечена не во всех геополитических регионах. Так, рост производства был отмечен в странах СНГ, Южной Америки, Азии и Океании. В Европе, Северной Америке и Африке производство чугуна в 2002г. уменьшилось. Производство чугуна в 2002 г. по основным геополитическим регионам составило (в скобках % изменения относительно 2001 г.):
   - страны ЕС - 89,8 млн. т (-0,3%);
   - остальные страны Европы - 24,1 млн. т (-1,8%);
   - страны СНГ - 77,9 млн. т (+3,3%);
   - Северная Америка - 52,8 млн. т (-3,5%);
   - Южная Америка - 33,4 млн. т (+8,1%);
   - Африка - 6,1 млн. т (-1,0%);
   - Азия - 312,8 млн. т (+10,3%);
   - Океания - 6,7 млн. т (+0,9%).

Вернуться к содержанию выпуска

   О росте числа авиакатастроф
   
(Интерфакс-АФИ, 21.01.03)
   В прошлом году в мире в авиакатастрофах погибло 1022 человека по сравнению с 778 в 2001 году, а число катастроф выросло с 33 до 40, свидетельствуют данные Flight International magazin.
   До этого в течение 5 лет, начиная с 1996 года, в мире наблюдалось постоянное улучшение ситуации с авиационной безопасностью (в данных за 2001 год не учитывались жертвы терактов 11 сентября в США). Худшие показатели безопасности отмечены в Африке и Южной Америке.

Вернуться к содержанию выпуска

   Об индексе "Биг-Мака" и курсах валют
   
(The Economist, 18.01.03, перепечатано в журнале "Русский фокус", 20.01.03)
   Индекс "Биг-Мака", введенный журналом The Economist, основывается на теории "паритета покупательской способности" (PPP).
   Согласно PPP обменные курсы валют должны быть откорректированы с таким расчетом, чтобы стоимость единой корзины товаров и услуг была одинаковой во всех странах. Наш эквивалент корзины - "Биг-Мак". Относительно своего PPP "Биг-Мака" евро сегодня переоценен по отношению к доллару на 8%, а британский фунт стерлингов - на 21%. Курс австралийского доллара, наоборот, на 34% занижен. Самый дешевый "Биг-Мак" продают в Аргентине - за $1,18, в то время как в среднем по Америке его цена составляет $2,65. Это подразумевает недооценку песо на 55%.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   McDonald's впервые в истории закончил квартал с убытком
   
(По материалам "Коммерсантъ" и Интерфакс-АФИ, 24.01.03)
   24 января стало известно, что транснациональная сеть закусочных McDonald’s завершила последний квартал 2002 г. с убытками в $343,8 млн., которые превысили чистую прибыль, полученную в 2001 г.
   Компания месяцем раньше предупредила, что понесет по итогам октября- декабря убытки, которые составят 6 центов на акцию, объявив о программе закрытия 175 закусочных и прекращении операций в ряде стран Ближнего Востока и Латинской Америки.
   В действительности убыток составил 27 центов на акцию, так как компания приняла решение закрыть уже 719 закусочных, в основном в США и Японии. Если не учитывать расходы на закрытие ресторанов, она получила бы прибыль в 25 центов на акцию, что соответствует ожиданиям Уолл-стрит.
   McDonald's сообщил, что выручка ресторанов, работающих более года, упала в США за прошедший квартал на 1,4%, в мире - на 1,9%.
   Руководство компании не дало прогнозов на год, однако признало, что McDonald's не сможет достичь темпов роста, которые она показывала в прошлом. "Учитывая масштаб и характер нашего бизнеса, рост прибыли на 10- 15% из расчета на акцию не является реалистичным", - сказал глава McDonald's Джим Канталупо. Оборот сети McDonald's снижается уже несколько кварталов подряд. Всего McDonald's имеет 30 тысяч ресторанов в 121 стране.

Вернуться к содержанию выпуска

   Умер создатель компании FIAT
   
("Коммерсантъ", 24.01.03)
   24 января в Турине в возрасте 81 года скончался один из влиятельнейших бизнесменов Италии, почетный глава автомобильной компании FIAT и футбольного клуба "Ювентус" Джанни Аньели. Аньели знаменит тем, что превратил FIAT из семейной компании в огромный промышленный концерн. В последние годы Джованни Аньели испытывал серьезные проблемы со здоровьем. В частности, он проходил в США курс лечение от рака предстательной железы.
   В тот же день было объявлено, что автомобильный концерн FIAT возглавит брат скончавшегося почетного президента корпорации Джованни Аньелли - Умберто. Решение о назначении Умберто Аньелли приняла ассамблея акционеров ФИАТ, состоящая из 70 человек. Акции концерна, снижавшиеся все предыдущие дни, 24 января поднялись на несколько пунктов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Крупнейший банк мира об убытках 2002 года
   
(По материалам статьи "Mizuho ставит рекорды", "Ведомости", 23.01.03, автор - Михаил Оверченко)
   Mizuho Holdings, крупнейший банк мира, объявил, что его убыток в 2002 г. составит $16,5 млрд. Это крупнейший убыток в корпоративной истории Японии. Таковы последствия списания $17,2 млрд. по безнадежным кредитам. Сумма списания по безнадежным долгам составляет 2,5% общего объема кредитного портфеля Mizuho. Второй год подряд банк списывает "плохие" долги более чем на 2 трлн. иен (около $16,9 млрд.).
   Столь радикальные меры необходимы Mizuho накануне инспекций, которые планирует провести в конце финансового года (он завершается в марте) Хейдзо Такенака, руководитель Управления финансовых услуг - банковского регулирующего органа. В конце 2002 г. Такенака обнародовал программу мер, которые призваны к марту 2005 г. очистить банковский сектор от безнадежных долгов, оценивающихся в 52 трлн. иен ($420 млрд.). Ужесточаются требования к оценке заемщиков и финансовому состоянию банков. Если их проблемы окажутся слишком тяжелыми, правительство намерено вкладывать в них госсредства, что де-факто может означать национализацию.
   Поэтому крупнейшие банки пытаются сократить объем безнадежных долгов и обеспечить достаточность капитала. Те $8,5 млрд., на которые Mizuho намерен увеличить свой капитал, являются рекордной инъекцией для банковского сектора страны. Второй по величине банк Японии SMFG на прошлой неделе продал привилегированные акции на $1,3 млрд. американскому Goldman Sachs, а занимающий 4-е место UFJ продал Merril Lynch плохих долгов на $0,85 млрд.
   Способ привлечения капитала Mizuho пока не совсем ясен, а известие об этом не произвело желаемого впечатления на рейтинговые агентства, принадлежащие к числу самых строгих критиков японской банковской системы. Планы Mizuho "усложнят и без того запутанные отношения между банком и его клиентами", в результате чего банку, возможно, будет в будущем сложнее рассчитывать на своих кредиторов, считает Moody's Investors Service. "Это положительная, но недостаточная мера, - заявил Юри Йосида, аналитик Standard & Poor's. - Дела у них обстоят скверно - и с точки зрения качества активов, и с точки зрения капитализации, и с точки зрения управления банком". По его мнению, у банка все равно остается масса проблем с кредиторами, которые пока не нашли решения.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и информации РБК, Интерфакс-АФИ, CNews, "AK&M", "Ведомости", Autonews.ru, Газета.ru, 20-24.01.03)
   Amazon.com. Чистая прибыль интернет-магазина Amazon.com за IV квартал 2002 г. составила $3 млн., за аналогичный период 2001г. этот показатель равнялся $5 млн. При этом без учета единовременных издержек прибыль с октября по декабрь 2002 г. составила $75 млн. против $35 млн. годом ранее. Выручка компании за IV квартал 2002 г. составила $1,43 млрд., что превысило ожидания аналитиков и результаты компании за IV квартал 2001 г., когда этот показатель равнялся $1,12 млрд.
   Истекшие три месяца стали первым прибыльным кварталом для подразделений компании, работающих за пределами США. На международном рынке операционная прибыль Amazon в IV квартале 2002 г. составила $20 млн. По сравнению с 2001 г. в прошлом году торговый оборот иностранного отделения Amazon увеличился на 76%, только в Великобритании рост составил 60%. В компании ожидают дальнейшего повышения общего объема продаж в 2003 г.

   Qualcomm. Американская Qualcomm Inc., крупный мировой поставщик технологий для мобильной связи, увеличила по итогам квартала прибыль на 73% при росте продаж на впечатляющие 57%. Чистая прибыль компании за первый финансовый квартал (октябрь-декабрь) составила $241,3 млн. против $139,2 млн. год назад. Выручка Qualcomm достигла $1,1 млрд. за счет активного увеличения продаж на азиатском рынке современных мобильных аппаратов с камерами, играми, цветными экранами.
   Qualcomm повысила прогноз на текущий финансовый год, учитывая более активный, чем ожидалось, рост спроса на ее продукцию.

   Nokia. Финская Nokia, крупнейший в мире производитель мобильных телефонов, увеличила чистую прибыль в IV квартале более чем в два раза: в октябре-декабре она составила 1,046 млрд. евро против 450 млн. евро за аналогичный период прошлого года. В то же время эксперты ожидали роста прибыли до 1,08 млрд. евро.
   Продажи Nokia в IV квартале увеличились на 1% - до 8,84 млрд. евро. При этом реализация телефонов достигла рекордного объема - 152 млн. штук. На долю Nokia приходится 39% мирового рынка, что является максимальным историческим значением.

   Motorola Inc., второй крупнейший в мире производитель мобильных телефонов, получила за IV квартал чистую прибыль в $174 млн. против чистого убытка в $1,24 млрд. год назад.Выручка компании выросла на 3,2% - до $7,55 млрд. на фоне повышения спроса на мобильные аппараты и полупроводники. Без учета разовых затрат компания заработала бы 13 центов на акцию - при прогнозе аналитиков в 10 центов при выручке $7,03 млрд.
   Компания увеличила продажи мобильных телефонов за прошлый квартал на 11% - до $3,29 млрд.

   3M. Чистая прибыль американской компании 3M выросла в IV квартале 2002 года до $511 млн. (или $1,29 на акцию) с $381 млн. за аналогичный период прошлого года благодаря программе сокращения расходов и росту продаж. Продажи компании, чья продукция варьируется от скотча и дискет до наждачной бумаги, выросли в IV квартале на 7,3% до $4,14 млрд. с $3,86 млрд. годом ранее.
   Результаты компании превысили прогнозы аналитиков Thomson First Call, ожидавших, что прибыль 3M составит в IV квартале в среднем $1,28 на акцию. По прогнозам 3M, прибыль компании в первом квартале этого года составит $1,38-$1,43 на акцию, а по итогам всего 2003 года - $5,80-$6,00 на акцию.

   Eastman Kodak Co., крупнейший мировой производитель фотопленки, вернулся на прибыльный уровень в IV квартале. Чистая прибыль компании в октябре-декабре составила $113 млн. против чистого убытка в $206 млн., полученного за аналогичный период прошлого года. Продажи выросли на 2,5% - до $3,44 млрд. Однако без учета изменения обменного курса валют объем продаж не изменился. Kodak заявил о сокращении 2,2 тыс. сотрудников, что составляет 3% всего персонала, поскольку продажи остаются низкими из-за падения спроса, так как потребители все больше используют цифровые фотоаппараты, меньше путешествуют и меньше фотографируют.

   General Electric объявил о том, что по итогам 2002 г. прибыль компании достигла рекордного уровня $15,1 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2001 г. на 7%. Денежные поступления (за вычетом текущих поступлений) увеличились на 10% и составили $15,2 млрд.
   "GE достиг устойчивых финансовых показателей в сложных экономических условиях. Только в одном случае наши ожидания не оправдались, - заявил президент и председатель Совета директоров компании General Electric Джеф Иммельт. - Отделения Power Systems, NBC, Commercial Finance, Consumer Finance и Medical Systems достигли рекордных результатов в 2002 году. Кроме того, отделения Aircraft Engines и Aviation Services, а также наше подразделение по лизингу самолетов, добились выдающихся показателей даже в этот самый сложный для авиации год за все обозримое прошлое. Единственное разочарование принесло отделение Employers Reinsurance Corporation (ERC). Как было объявлено в ноябре, низкие доходы от андеррайтинга в последние годы привели к крупным потерям для ERC, также как и для всей индустрии перестрахования. В ERC работает компетентная команда сотрудников, которая прилагает все усилия для улучшения деятельности этого подразделения и возвращения его прибыльности в 2003 году".
   Доходы компании в IV квартале достигли рекордного уровня в $35,4 млрд., что на 4% больше доходов, полученных в IV квартале предыдущего года, которые тогда составили $34 млрд. Объем продаж промышленных отделений компании возрос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, включая возросшие на 18% доходы по предоставлению услуг, которые составили $6,3 млрд. Доходы Financial Services сократились на 3% за счет пониженных процентных ставок и составили $15,5 млрд., в то время как чистые доходы (доходы за вычетом издержек на уплату процентов) подразделений Commercial Finance, Consumer Finance и Equipment Management возросли на 17%.
   Совокупные доходы в 2002 году возросли на 5% по сравнению с прошлогодним показателем в $125,9 млрд. и достигли $131,7 млрд.
   Норма прибыли от основной деятельности компании в 2002 составила 19,1%, снизившись по сравнению с рекордно высоким прошлогодним показателем в 19,6%. Снижение нормы прибыли обусловлено участием компании в освещении зимних Олимпийских игр, реструктуризацией в IV квартале 2002 года и другими издержками, а также фактором продолжающегося ценового давления на отделения, имеющих короткие циклы выполнения заказов. Экономия, полученная в 2002 году в результате внедрения цифровых технологий во всех аспектах бизнеса, составила $1,6 млрд. (до вычета налогов).

   Citigroup. Чистая прибыль американского финансового гиганта - компании Citigroup в 2002 г. составила $15,28 млрд. по сравнению с $14,13 млрд. в 2001 г. Чистая прибыль Citigroup в IV квартале 2002 г., завершившемся 31 декабря, составила $2,43 млрд., или 47 центов за акцию, против $3,88 млрд. за аналогичный период 2001г. По прогнозам аналитиков, чистая прибыль компании должна была составить 46 центов за акцию. Уменьшение прибыли связано с потерями, которые компании пришлось потерпеть в IV квартале, чтобы уладить конфликт с государственными и федеральными властями. В декабре 2002 г. десять крупнейших брокерских компаний США, в числе которых Citigroup, согласились выплатить около $1,5 млрд. инвесторам, которые по их вине могли потерпеть убытки. Против этих компаний выдвигают обвинения в том, что они, якобы, завышали рейтинги акций и вводили инвесторов в заблуждение. Операционная прибыль Citigroup в IV квартале 2002 г. составила $2,37 млрд., что на 26% больше, чем в годом ранее. Однако в подразделении, занимающемся обслуживанием частных клиентов, прибыль сократилась на 19% и составила $153 млн.

   JP Morgan Chase. Чистый убыток второго по величине банка США JP Morgan Chase в IV квартале 2002 года составил $387 млн. При этом в предыдущем квартале банк получил чистую прибыль в размере $40 млн., а за аналогичный период 2001 года убытки JP Morgan Chase составили $332 млн. Причиной понесенных в IV квартале убытков стали потери, связанные с банкротством Enron, а также списание средств на урегулирование судебных исков.
   По итогам 2002 года чистая прибыль банка составила $1.66 млрд. по сравнению с $1.69 млрд. в 2001 году.

   Credit Suisse Group. Чистый убыток швейцарского банка Credit Suisse Group составит по итогам 2002 года 3.4 млрд. швейцарских франков ($2.5 млрд.). Убытки за IV квартал составят, согласно прогнозу компании, 1 млрд. швейцарских франков.
   Ожидающиеся рекордные убытки Credit Suisse Group объясняет, в первую очередь, необходимостью списания дополнительных средств для урегулирования судебных исков. Так, компании пришлось выделить $450 млн. для покрытия расходов своего американского подразделения Credit Suisse First Boston, аналитики которого оказались замешаны в целом ряде судебных разбирательств. Эти средства не включают в себя штраф в размере $150 млн., наложенный на CSFB американскими регуляторами.
   По мнению Кристиана Старка, банковского аналитика Cheuvreux (брокерское подразделение банка Credit Agricole Indosuez), относя расходы по искам на 2002 г., Credit Suisse планирует показать существенное повышение прибыльности в 2003 г. Об этом говорит и Джон Мэк, гендиректор CSFB и содиректор Credit Suisse: "Хотя ситуация на рынке в 2003 г. останется непростой, мы работаем над восстановлением рентабельности группы".

   Alcoa. Американский алюминиевый гигант Alcoa планирует закрыть завод в британском г. Свансеа и уволить 120 человек. Как заявило руководство компании, избыточные производственные мощности, плохой производственный климат, отстутсвие роста продаж, а также жесткая конкуренция на алюминиевом рынке вынудили принять подобное решение.
   В начале января руководство компании уже заявляло о намерении уволит более 8 тыс. сотрудников со своих предприятий в Европе и Южной Америке.
   Американская алюминиевая компания Alcoa владеет предприятиями в Европе, Южной и Северной Америке, ее штат составляет 127 тыс. человек. При этом убытки компании в IV квартале 2002 г. составили $223 млн.

   ENI. Еврокомиссия одобрила приобретение итальянским концерном ENI норвежской нефтекомпании Fortum Petroleum AS. В настоящий момент Fortum Petroleum принадлежит финской Fortum Oyj. Эта корпорация активно работает на российском рынке, - ей, в частности, принадлежит 50% в ЗАО "СеверТЭК", созданном в 1996 году для освоения Южно-Шапкинского нефтяного месторождения. О своем намерении приобрести Fortum Petroleum за $420 млн. ENI объявила в ноябре прошлого года.

   Porsche. Балансовая прибыль немецкого производителя спортивных автомобилей Porsche AG увеличилась за первую половину 2002/03 финансового года на 18%, составив 185,1 млн. евро ($199 млн.). Самый рентабельный автомобилестроитель мира также сообщил о росте выручки на 20% до 2,2 млрд. евро. В физическом выражении продажи за шестимесячный период, завершающийся 31 января, увеличились, по предварительным данным, на 5,2% до 24.684 автомобилей.
   Компания рассчитывает в девятый раз подряд установить рекорд годовой прибыли и продать за финансовый год, заканчивающийся в июле, порядка 65.000 автомашин, при этом основную ставку Porsche делает на новый автомобиль Cayenne.

   Audi. В 2002 году Audi реализовала на мировых рынках 741.700 автомобилей, что больше на 2,1%, чем в 2001. В Восточной Европе компания реализовала 549.800 автомобилей, что позволило Audi увеличить свою долю на этом рынке до 3,8% (в 2001 году - 3,6%). В США было продано около 87.700 автомобилей, что на 2,9% больше, чем в 2001 году. Продажи на "домашнем" рынке в Германии упали на 4,4% по сравнению с 2001 годом, и составили 243.600 автомобилей.

   Johnson & Johnson. Чистая прибыль компании Johnson & Johnson в четвертом квартале 2002 года составила $1,438 млрд. против $1,105 млрд. за соответствующий период 2001 года. Объем продаж составил $9,4 млрд. против $8,225 млрд. в 2001 году.

   LVMH. Операционная прибыль компании, производящей предметы роскоши и дорогие аксессуары, LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton SA по итогам 2002 года выросла на 25%. Объем продаж компании вырос на 4% и достиг 12,7 млрд. евро ($13,6 млрд.). Котировки акций компании в 2002 году снизились на 19%, рыночная капитализация компания сократилась до 17,5 млрд. евро.

Вернуться к содержанию выпуска

   Energizer Holdings покупает Schick-Wilkinson Sword
   
(По материалам статьи "Energizer берется за бритву", "Ведомости", 23.01.03, автор - Робин Сайдел)
   Energizer Holdings договорился о покупке у Pfizer бритвенного подразделения Schick-Wilkinson Sword за $930 млн.: производитель батареек намерен добавить к своему профильному бизнесу группу товаров, рассчитанную примерно на того же потребителя.
   Переговоры начались в сентябре. В понедельник (20.01) совет директоров Energizer одобрил сделку. Еще осенью аналитики предсказывали, что покупателем может стать производитель батареек. Однако сделка с Energizer явилась сюрпризом, поскольку до недавних пор Schick вела успешные переговоры с англо-нидерландским производителем хозтоваров Reckett Benckiser. В последний момент переговоры зашли в тупик, и Energizer воспользовалась ситуацией.
   Schick - вторая в США по величине компания в своем секторе, проигрывающая только Gillette - мировому лидеру бритвенной индустрии, а также давнему сопернику Energizer на рынке батареек. Нынешняя сделка добавляет драматизма конкуренции двух компаний: в секторе батареек до сих пор побеждала Gillette со своим брэндом Duracell, однако благодаря покупке Schick Energizer посягает на другое ее профильное направление - производство бритвенных принадлежностей. На долю Schick приходится 18% мирового рынка бритвенных принадлежностей, на долю Gillette - 70%.
   Продажи Schick рынок ожидал давно. Pfizer приобрела бритвенный бизнес в 2000 г. в составе фармацевтической компании Warner-Lambert. Впоследствии Pfizer стала избавляться от непрофильных бизнесов, доставшихся ей от Warner-Lambert. В декабре, например, кондитерскому гиганту Cadbury Schweppes за $4,2 млрд. было продано подразделение Adams, специализирующееся на производстве жевательной резинки.
   Объем продаж Schick составил в минувшем году $650 млн. После завершения сделки на ее долю будет приходиться 27% общего дохода Energizer. Ведущие брэнды Schick - FX Diamond, Silk Effects и Xtreme 3.
   Для Energizer эта сделка знаменует радикальное изменение стратегии. С тех пор как в 2000 г. компания отделилась от Ralston Purina, ее производственные и маркетинговые мощности были всецело сосредоточены на батарейках. Розовый заяц в темных очках с 1989 г. бьет в барабан, убеждая покупателей, что батарейки Energizer "продолжают работать, работать и работать". За это время компания стала в своем секторе производителем глобального масштаба.
   Впрочем, в последние годы батареечный бизнес переживает не лучшие времена. В условиях растущей конкуренции между Duracell, Energizer и Rayovac производителям приходится идти на крупные ценовые скидки, несущие в себе скрытую угрозу репутации брэнда. Недавно Gillette объявила о 13% -ном сокращении цен на батарейки Duracell размера AA и AAA. Ожесточенная борьба побуждает компании к лихорадочному внедрению технических и дизайнерских инноваций: Schick и Gillette постоянно выбрасывают на рынок новинки с тройными лезвиями, плавающими головками, облегчающими скольжение полосками и прочими усовершенствованиями.
   Консультантом со стороны Energizer выступает Bank of America Securities, консультантом со стороны Pfizer - Morgan Stanley. Помимо живых денег Energizer сделка будет частично финансироваться за счет кредита на $550 млн., который компания получит от Bank One и Bank of America.

Вернуться к содержанию выпуска

   Lego удалось призвать китайских пиратов к ответственности
   
(По материалам BBC News, 21.01.03)
   Датской компании-производителю игрушек Lego Company удалось добиться существенного успеха в борьбе с пиратством: китайский суд запретил местным имитаторам подделывать знаменитые на весь мир конструкторы Lego.
   Верховный народный суд в Пекине вынес в пользу Lego Company решение по делу о защите авторских прав, начатому еще в 1999 году датской компанией против китайских производителей, занимавшихся выпуском имитаций ее продуктов. По словам представителей Lego, китайский суд впервые в истории вынес решение в пользу обладателей авторских прав на объекты промышленного дизайна и прикладного искусства. В иске Lego китайская компания обвинялась в подделке 53 продуктов Lego. Суд признал справедливыми эти обвинения в 33 случаях.
   Китай принял на себя обязательства по защите авторских прав в 2001 году, когда, после 13 лет переговоров эта страна, наконец, вступила во Всемирную торговую организацию. Именно отсутствие механизмов по защите авторских прав были главной причиной того, что переговоры о принятии КНР в ВТО затянулись на столь долгое время. Однако, несмотря на создание в Китае соответствующей законодательной базы, исполнение этих законов на местах по-прежнему сопровождается огромными трудностями.
   В соответствие с решением суда, китайская компания Coko Toy Company должна прекратить производство копий конструкторов Lego. Пиратам также придется под контролем суда уничтожить литейные формы, использовавшиеся при производстве этих игрушек. Кроме того, суд обязал Coko Toy Company опубликовать в газете Beijing Daily официальные извинения перед Lego и заплатить в пользу датской компании штраф, размеры которого пока не оглашены.
   По мнению юриста Lego Хенрика Якобсена, принятое судом решение имеет огромное значение для западных производителей, продукция которых сегодня активно подделывается в Китае.

Вернуться к содержанию выпуска

   Лекарственные брэнды: что в имени тебе моем?
   
(The Economist, 18.01.03, перепечатано в журнале "Русский фокус", 20.01.03)
   Успех новых лекарств все в большей степени зависит от того, как они называются. Десять лет тому назад фармацевтическая компания Pfizer обратилась к консультационной фирме Interbrand Wood с просьбой найти броское название для своего нового лекарства для лечения сугубо мужских проблем, связанных с эрекцией. По словам главы медицинского отдела фирмы в Лондоне Ребекки Робинс, трудность заключалась в том, чтобы придумать название с достаточной притягательностью, способное завуалировать неприятные ассоциации, связанные с импотенцией, а с другой стороны, звучащее достаточно серьезно, чтобы понравиться врачам. В конце концов фирма остановилась на названии "Виагра". Это слово ассоциировалось с силой (англ. "vigour"), было созвучно названию водопада Ниагара, вызывало образы свободного и мощного потока.
   У фирмы Eli Lilly, занимающейся созданием нового лекарства для восстановления потенции, которое появится на рынке в конце этого года, другая задача. Препарат Lilly действует в основном так же, как "Виагра", но имеет более продолжительный эффект. В отличие от "Виагры", которую необходимо принимать непосредственно перед половым актом, это лекарство можно принимать утром, а вечером спокойно отправляться на свидание. Interbrand Wood, ставшая крестницей препарата Lilly, попыталась отразить непосредственность и интимность в названии лекарства - "Сиалис", мягкое звучание которого резко контрастирует с жесткостью "Виагры".
   Две европейские фирмы - Bayer и GlaxoSmithKline (GSK), - также планирующие в этом году выпустить на рынок совместно разработанный препарат для лечения эрективной дисфункции, выбрали для него название "Левитра". По словам GSK, это название основано на игре слов "le" (французский определенный артикль мужского рода) и "вита" ("жизнь" по-латыни). Правда, созвучие названия со словом "levitate" (англ. "подниматься") напоминает о главном предназначении лекарства.
   Несколько лет тому назад "окрестить" лекарство было делом нехитрым - ученые фармацевтических компаний придумывали названия, которые в той или иной степени отражали химический состав или биохимический механизм действия препарата. Это по-прежнему происходит - на ранних этапах создания лекарства. Когда лекарство начинает свою жизнь в качестве молекул в пробирке, ему обычно присваиваются коды базовых изделий, такие как, например, GW695634 - шифр нового препарата GSK для лечения ВИЧ-инфекции, который в настоящее время находится на начальном этапе испытаний. Если молекула обнаруживает то или иное полезное действие, ей дают международное непатентованное название (INN), которое составляется по международным правилам и представляется на утверждение в специальный комитет Всемирной организации здравоохранения.
   Приступая к клиническим испытаниям новых препаратов, фармацевтические компании все чаще обращаются к сторонним фирмам с заказом (стоимостью порядка $200 000) на изобретение названия брэндов, которые были бы не просто научными терминами. Создание сильного брэнда особенно важно при продвижении лекарств в Америке, где компании могут рекламировать свою продукцию непосредственно пациентам и где много конкурентов, предлагающих практически идентичные препараты для лечения одного и того же заболевания.
   Как и при брэндизации в любой другой отрасли, названия лекарств следуют моде. Тридцать лет тому назад компании хотели, чтобы названия их продуктов начинались с буквы "A", так как считалось, что, листая медицинские справочники, врачи первым делом наткнутся именно на эти названия. В 1980-е гг. бешеной популярностью пользовались названия на букву "З", такие как "Зантак", "Зокор" и "Зовиракс". Сегодня, по словам Роббинс, в моде брэнды на "В" - вроде "Вфенд" и "Виагры".
   По мнению другой консультационной фирмы, занимающейся брэндами, Anthony Shore of Landor, проблема заключается в том, что придумывать хорошие названия становится все труднее. В Америке зарегистрирован примерно миллион фармацевтических и медицинских торговых марок, и в других странах не меньше. Поэтому изобрести короткое, броское название препарата, которое будет принято во всех странах мира, - задача не из легких.
   Просто придумать уникальное название для лекарства, отвечающее юридическим требованиям и приемлемое с точки зрения культуры, недостаточно. Такие торговые марки в Америке и Европе утверждаются государственными регулирующими организациями, которые гарантируют их уникальность и контролируют соответствие заявляемых и фактических возможностей лекарства. Lilly, например, первоначально выбрала для своего антисептического препарата название "Зовант", которое было отвергнуто Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) на том основании, что оно было слишком похоже на названия двух уже существующих лекарств: "Зофран" - от тошноты и антибиотик "Зосин". Lilly переименовала свой препарат в "Ксигрис".
   Не повезло фирме и с названием "Фортео". Оно было выбрано для нового лекарства от остеопороза и утверждено FDA. Однако это название было отвергнуто родственной FDA организацией по другую сторону Атлантики - Европейским агентством по оценке медицинской продукции (EMEA) - из-за того, что слово "фортео" ассоциируется с "силой" в итальянском и испанском языках, а поэтому представляет собой недопустимую рекламу.
   Сегодня FDA отвергает около 1/3 всех представляемых ей на утверждение названий торговых марок. Учитывая языковые различия в Европе, придумать уникальное название для всего Европейского союза еще труднее. Одной из компаний пришлось переименовывать лекарство, которое она надеялась назвать "Атрелар", после того как выяснилось, что на португальском оно означает "держать на привязи".
   Мартин Харви из EMEA отмечает, что ситуация в Европе станет еще сложнее после расширения Европейского союза и вступления в него стран с нелатинским алфавитом. И это не считая трудностей, с которыми все чаще сталкиваются фармацевтические гиганты, когда пытаются продвинуть свою продукцию на рынки Китая и других азиатских стран, отличающихся своеобразием лингвистических традиций и культурных ассоциаций. В скором времени придумать новое "забойное" название для лекарства будет, может быть, не легче, чем создать новый лекарственный препарат.

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   Соединенные Штаты светлеют
   
("Коммерсантъ", 23.01.03, автор – Анна Пальчева)
   Бюро переписи населения США обнародовало данные, согласно которым латиноамериканцы стали самым многочисленным этническим меньшинством Америки, обогнав афроамериканцев.
   Бюро переписи опубликовало статистический отчет о расовом и этническом составе населения страны. Последний раз он публиковался три года назад. По данным бюро, в 2000-2001 годах численность латиноамериканской диаспоры выросла на 4,7%, увеличившись с 35,3 млн. до 37 млн. человек. При этом число афроамериканцев выросло лишь на 2% – с 35,5 млн. до 36,1 млн. Третьим по численности меньшинством остались азиаты – 4% населения. Белое большинство насчитывает около 70% – 199,3 млн. человек.
   Составление отчета было затруднено в связи с тем, что латиноамериканцы могут принадлежать к разным расовым типам, а многие родились от смешанных браков. Около половины из них причисляют себя к европеоидам, и примерно столько же считают, что они принадлежат к двум расам одновременно.
   По словам официального представителя бюро Роберто Рамиреса, резким скачком своей численности, обеспечившим почти половину прироста населения США за указанный период, латиноамериканцы обязаны высокому уровню рождаемости и иммиграции. С 1990 года число выходцев из Латинской Америки, привлеченных в США бурным развитием экономики, выросло более чем вдвое. Многие латиноамериканцы осели в ранее нетрадиционных для них районах – на Юге и Среднем Западе.
   Своевременно подметив тенденцию, некоторые американские политики уже стали активно привлекать их на свою сторону, а два претендента на кресло губернатора штата Техас от демократической партии даже специально вели предвыборную агитацию на испанском языке.

Вернуться к содержанию выпуска

   Гастарбайтеры – спасители отечеств
   
(MIGnews.com, 20.01.03)
   В 2000 году США потратили на помощь развивающимся странам $70,5 млрд. Причем, частные лица (в основном, выходцы из этих стран, живущие в США) направили на родину больше денег, чем американское государство.
   По данным Министерства Торговли США, 18% от общего объема экономической помощи пришлось на долю бюджета США, на долю частных лиц - 25%. Остальные средства собрали коммерческие структуры (39%) и благотворительные организации (18%).
   По подсчетам World Council of Credit Unions в 2001 году денежные переводы американцев - выходцев из Никарагуа, Гаити, Сальвадора, Эквадора и Ямайки - составили 10% от валового внутреннего продукта (ВВП) этих стран. Только мексиканцы, проживающие в США, переслали своим родственникам $9,2 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   Хедж-фондами интересуется прокурор
   
("Ведомости", 23.01.03, авторы - Рэндалл Смит, Хенни Сендер и Дэвид Армстронг)
   Американские компании любят жаловаться, что спекулянты, проводящие продажи без покрытия, необоснованно толкают цены их акций вниз. На падающем рынке, каким является фондовый рынок США последние три года, активность таких трейдеров возрастает, что ведет к еще большему падению котировок. Но теперь к жалобам компаний прислушались регуляторы.
   Представители ряда компаний, включая MBIA, Federal Agricultural Mortgage (Farmer Mac) и Allied Capital, высказали свои соображения сотрудникам Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и прокурору штата Нью-Йорк Элиоту Спитцеру. По утверждению пострадавших компаний, хедж-фонды координировали действия, пытаясь сбить цены их акций, чтобы заработать на продажах без покрытия: распространяли негативную информацию о компаниях, чтобы спровоцировать падение их акций, и проводили продажи без покрытия (брали акции в долг, продавали их, а после падения котировок покупали обратно, но по более низкой цене). Такие фонды оперируют средствами крупных клиентов, проводя рискованные спекулятивные операции для получения максимальной прибыли. Компании обвиняют в нечестной игре хедж-фонды Gotham Partners Management, Greenlight Capital, Aquamarine Fund и Tilson Capital Partners.
   Некоторые менеджеры фондов хорошо знакомы. Основатели Gotham Уильям Экман и Дэвид Берковитц, Гай Спиер из Aquamarine и Уитни Тилсон из Tilson Capital примерно в одно и то же время посещали Гарвардскую школу бизнеса. В качестве примера их скоординированных действий MBIA, предоставляющая финансовые гарантии и услуги по управлению активами, называет аналитический отчет, выпущенный Gotham 9 декабря, и последовавшие вскоре негативные комментарии сотрудников других фондов. В отчете Gotham ставилась под вопрос обоснованность рейтинга компании ААА. Примерно в то же время Тилсон из Tilson Capital на двух веб-сайтах опубликовал рекомендации продавать акции MBIA, ссылаясь, в частности, на отчет Gotham. Другой хедж-фонд, Greenlight Capital, критиковал MBIA в письме к инвесторам, а его основатель Дэвид Эйнхорн 10 раз задавал вопросы негативного характера по финансовой ситуации в MBIA на телеконференции, организованной 19 декабря рейтинговым агентством Moody's Investors Service. На аналогичной телеконференции, проведенной банком Goldman Sachs 17 декабря, похожие вопросы задавали Тилсон, Экман и еще один менеджер Greenlight. В течение нескольких недель после появления доклада Gotham Тилсон, Спиер и Экман несколько раз размещали скептические сообщения о MBIA на сайте для состоятельных инвесторов valueinvestorsclub.com.
   Аналогичные обвинения предъявляет Gotham, Aquamarine и Tilson Capital и Farmer Mac - спонсируемая правительством корпорация, поддерживающая вторичный рынок сельскохозяйственных земель и ипотек для сельских районов. В случае с Allied Capital, кредитующей мелкие и средние компании, Эйнхорн из Greenlight сказал на одной из встреч менеджеров хедж-фондов, что по этой компании нужно активно занимать короткую позицию. На следующий день акции Allied упали на 11% , а объем торгов превысил обычный в 20 раз.
   Прокурор Спитцер, получивший широкую известность благодаря прошлогодним расследованиям дел о конфликте интересов в инвестиционных банках, уже начал изучать вопрос, не вводил ли Gotham в заблуждение инвесторов, выпуская необъективные аналитические отчеты, имевшие целью сбить цены акций. Все стороны воздерживаются от комментариев.
   Пока не ясно, нарушали ли хедж-фонды какие-либо законодательные нормы, потому что их деятельность регулируется крайне слабо. В последнее время регуляторы заговорили о необходимости ужесточить надзор над хедж-фондами, поскольку их число растет и все больше инвесторов пользуется их услугами, и нынешний случай может стать поводом для активизации SEC.
   Однако доказать, что общение менеджеров хедж-фондов между собой и их более-менее одновременные выступления, зачастую неофициальные, позволяли им манипулировать ценами, будет сложно. Подобные обвинения предъявлялись Gotham дважды, но суды их не поддержали.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное