Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
03 декабря 2002 г. | Выпуск №288 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть) |
Содержание выпуска:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
О возможной корректировке "Пакта стабильности и роста"
Предварительные данные об инфляция в странах "еврозоны" в ноябре
ЕС согласовал бюджет на 2003 год
Европа увеличит сборы с авиакомпаний
О либерализации энергетического рынка Европы
Индекс делового доверия в Германии упал до 10-месячного минимума
Снижение потребительских цен в Германии
Госслужащие Франции бастуют
Данные о ВВП Великобритании
Бюджетный дефицит Британии вырос вдвое
Противник перехода на евро стал главной Центрального банка Великобритании
Швейцария: рост экономики – нулевой
Дополнительная помощь странам-кандидатам в ЕС
Прогноз ЕБРР по Балтийскому региону
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Дела у Японии идут все хуже и хуже
Рост производства автомобилей в Японии
Статистические данные по промышленному сектору экономики КНР
Китай обогнал США по импорту стали
Об итогах первого года после вступления КНР в ВТО
Китайский демпинг угрожает мировой экономике
О состоянии и перспективах розничной торговли в Китае
Рост экспорта Гонконга
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
О международных резервах Аргентины
Бартер по-аргентински
В экономике Саудовской Аравии
Индия: экспорт программного обеспечения и сопутствующих услуг
Единый рынок "Россия + ЕС"?
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
О возможной корректировке "Пакта стабильности и роста"
(По материалам статьи "Европа станет стабильнее", "Ведомости", 29.11.02, автор - Михаил Оверченко)
28 ноября Еврокомиссия предложила скорректировать Пакт стабильности и роста, чтобы страны Евросоюза могли проводить более гибкую бюджетную политику. На послабления могут рассчитывать только дисциплинированные правительства. Нарушителям экономической конституции ЕС комиссия грозит новыми карами.
Пакт стабильности и роста, ограничивающий бюджетный дефицит в странах ЕС 3% ВВП, а госдолг - 60% ВВП, призван стимулировать процесс создания единого экономического пространства ЕС. Пакт особенно значим для стран еврозоны: расточительная бюджетная политика может подорвать доверие к евро. "Чтобы зона евро развивалась, необходимо усиливать экономическую интеграцию", - полагает Жак Лафитт, бывший советник ЕК по вопросам, связанным с введением евро. Но для этого все правительства должны играть по одним правилам.
Инициаторами установления бюджетных критериев были крупнейшие страны зоны евро - Германия, Франция и Италия (на них приходится около 70% ВВП "Евроленда"). И именно они сегодня - основные их нарушители. Стагнация в экономике привела к росту бюджетного дефицита: в Германии, по прогнозу ЕК, он составит в 2002 г. 3,8%, во Франции - 2,7%, в Италии - 2,4%. У Италии самый высокий уровень госдолга в зоне евро - 110% ВВП. Критики говорят, что жесткие нормы пакта не позволяют странам в период спада увеличить расходы на стимулирование экономики. Даже председатель ЕК Романо Проди назвал пакт "глупым" и предложил сделать его нормы более гибкими.
ЕК хочет показать странам, что проводить эффективную бюджетную политику выгодно. ЕК предлагает разрешить странам, имеющим низкий дефицит и уровень госдолга, увеличивать госинвестиции. Им будет разрешено нарастить дефицит и госдолг в интересах крупных структурных реформ. За это активно выступала Великобритания, имеющая низкие показатели дефицита и долга (менее 1% и 30% по прогнозу на 2002 г.). Лондон собирается увеличить расходы на здравоохранение, образование и транспорт. При определении величины бюджетного дефицита теперь предлагается не учитывать влияние неблагоприятных циклических факторов; однако это положение тоже касается только тех стран, бюджет которых близок к сбалансированному или исполняется с профицитом.
Для нарушителей нормы, наоборот, ужесточаются. Если страны с низким дефицитом должны сокращать его на 0,5 процентного пункта ВВП в год, то страны с высоким должны делать это быстрее. ЕК намерена потребовать от правительств подтвердить приверженность Пакту и применять санкции к странам, которые сокращают госдолг неудовлетворительными темпами. "Мы продолжим действовать решительно и твердо", - предупредил комиссар по валютным и экономическим вопросам Педро Сольбес.
Вернуться к содержанию выпуска
Предварительные данные об инфляция в странах "еврозоны" в ноябре
("AK&M", 29.11.02)
Инфляция в странах "еврозоны" в ноябре 2002 года составила 2.3% в годовом исчислении, снизившись по сравнению с предыдущим месяцем на 0.1%. Таким образом, темпы роста цен в зоне евро по-прежнему превышают двухпроцентный порог, установленный Европейским центробанком в качестве оптимального. Напомним, что в июле показатель инфляции в "еврозоне" впервые за 25 месяцев оказался ниже этого уровня - 1.9%.
Уточненные данные по инфляции за ноябрь будут распространены Евростатом 18 декабря.
Вернуться к содержанию выпуска
ЕС согласовал бюджет на 2003 год
(Газета.ru, 26.11.02)
Министры финансов стран ЕС и соответствующая комиссия Европарламента согласовали основные параметры бюджета Евросоюза на 2003 году. Объем бюджета составит в целом 97,5 млрд. евро, что на 1,9% больше, чем в уходящем году. Предусмотренные в бюджете-2003 расходы составят 1,03% от ВВП всех 15 стран ЕС, что соответствует утвержденному ранее уровню. Бюджет ЕС на 2003 год не претерпел каких-либо крупных изменений по сравнению с прошлыми годами. Как и прежде, около половины всех расходов (45 млрд. евро) пойдут на прямые дотации земледельцам стран ЕС. Второй по величине расходной статьей (около 34 млрд. евро) станут дотации странам на структурные преобразования, представляющие собой широкую гамму целевых вложений в отраслевые и региональные проекты. Финансирование внешнеполитической деятельности обойдется ЕС в 5 млрд. евро. Речь идет о прямых безвозмездных субсидиях и гуманитарной помощи странам "третьего мира", балканскому региону, Афганистану. По 3 млрд.-4 млрд. евро будет выделено на "вступительную помощь" странам-кандидатам и финансирование научных программ. Свыше 5 млрд. евро выделено на содержание аппарата Евросоюза. Окончательное принятие бюджета со всеми корректировками ожидается во второй половине декабря на сессии Европарламента в Страсбурге.
Вернуться к содержанию выпуска
Европа увеличит сборы с авиакомпаний
("Ведомости", 28.11.02, автор - Кевин Дан)
Европейские страны намерены увеличить размер аэронавигационных сборов с января 2003 г. в среднем на 10,7%. Авиаперевозчики недовольны этими планами: они уверены, что повышение тарифов ухудшит и без того бедственное положение мировой авиаиндустрии, убытки которой по итогам прошлого года составили $12 млрд.
Германия уже уведомила Eurocontrol (европейская организация, ведающая аэронавигацией) о намерении увеличить размер платы за осуществление аэронавигационного контроля на 23%. Ирландия также заявила, что увеличивает размер сбора на 32%, а Испания - на 21%. По прогнозам Eurocontrol, с января 2003 г. размер аэронавигационного сбора в 30 странах - членах организации вырастет в среднем на 10,7%. Россия также не останется в стороне. Тарифы за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний планируется увеличить примерно на 4%.
Новый скачок тарифов вызвал недовольство со стороны авиаперевозчиков, которые и так несут значительные убытки из-за общего замедления темпов роста мировой экономики и снижения количества рейсов после прошлогодних терактов в США. В отличие от них авиационные сервисные провайдеры - от аэронавигационных служб до аэропортов - все это время имели возможность увеличивать тарифы на обслуживание и тем самым компенсировать снижение объемов перевозок и растущие издержки.
Генеральный директор Международной транспортной ассоциации (IATA) Джованни Бисигнани направил письмо на имя всех европейских министров транспорта, в котором предупреждает о "шаткости финансового положения" мировых авиакомпаний, убытки которых по итогам года составят около $12 млрд. В 2001 г. убытки авиакомпаний составили $18 млрд.
"Поскольку возросшая конкуренция приводит к снижению прибылей, сдерживание роста издержек авиакомпаний является совершенно необходимым", - пишет Бисигнани. По его мнению, страны - члены Eurocontrol добились "разочаровывающе низкого прогресса в сдерживании издержек и внедрении мер по увеличению эффективности". "Службы, осуществляющие аэронавигационный контроль, внедрили систему 100% -ной компенсации собственных издержек и не имеют ни малейшего стимула к достижению более высокой эффективности и производительности", - указывает глава IATA.
Единственным исключением из этого правила является Национальная служба авиационного движения (NATS) Великобритании, которая уведомила Eurocontrol о намерении снизить сумму взимаемых ею платежей на 0,6%. Великобритания является единственной страной в Европе, где службы, осуществляющие аэронавигацию, частично приватизированы. Кроме того, в ней введена система независимого экономического регулирования с установлением режима запрета на повышение тарифов в течение пяти лет. В 2000 г. NATS была самым дорогим аэронавигационным провайдером в Европе. Однако благодаря введению пятилетнего моратория на повышение цен и значительному росту тарифов других компаний в будущем году NATS опустится по этому показателю на 4-е место, пропустив вперед Швейцарию, Бельгию и Германию.
Эксперимент в Великобритании, правительство которой в июле прошлого года продало свой 46%-ный пакет в национальных аэронавигационных провайдерах и право управления консорциуму в составе семи британских авиакомпаний во главе с British Airways и Virgin Atlantic, вызвал неоднозначные отклики. Сама NATS после событий 11 сентября столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В настоящее время NATS ведет тяжелые переговоры о привлечении финансовой помощи с банками-кредиторами, Управлением гражданской авиации Великобритании (CAA), правительством и новым потенциальным инвестором - британской группой аэропортов BAA.
Вернуться к содержанию выпуска
О либерализации энергетического рынка Европы
(По материалам "Ведомости", РБК, 26-27.11.02)
Преодолев наконец разногласия, представители 15 стран - членов ЕС подписали соглашение, которое позволит миллионам европейцев самостоятельно выбирать поставщика энергии на открытом рынке. "Сегодня замечательный день для Европейского союза, наших компаний и наших потребителей, - делится радостью министр экономики Дании Бендт Бендсен. - [Подписание соглашения] приведет к снижению тарифов на энергию и росту конкурентных преимуществ".
В частности, новые договоренности дают возможность даже частным потребителям энергии в странах Евросоюза до 2007 г. изучить предложения энергокомпаний об условиях поставок. После этого, по идее министров, договоры об энергоснабжении будут заключаться с энергокомпаниями, предложившими наиболее приемлемые условия. А компании [не частники] смогут изучать рынок до 2004 г.
Самым большим достижением комиссар ЕК по вопросам энергетики и транспорта Лойла де Паласио считает подписанное 25 ноября соглашение о "юридическом развязывании цен" - раздельном назначении цен на услуги по транспортировке и продаже энергии. "Компания, контролирующая последние несколько метров трубопровода или передающего кабеля, может по существующим правилам блокировать доступ новых поставщиков к передающей инфраструктуре", - говорит комиссар. Сторонники либерализации верят, что рост конкуренции приведет к снижению цен на газ и электричество, а новые договоренности позволят ЕС выполнить поставленную цель - превратиться к 2010 г. в самую конкурентоспособную экономику в мире.
ЕС давно стремится объединить европейский энергорынок. Переговоры между странами ЕС об открытии своих рынков продолжались 10 лет. В марте на саммите в Барселоне лидеры государств-членов Евросоюза достигли соглашения об открытии своих деловых рынков в 2004 г., однако тогда сторонам не удалось договориться о сроках либерализации энергопоставок в частные дома.
Законодательно уже была инициирована либерализация внутренних энергетических рынков стран - членов союза. Однако пока их достижения заметно отличаются. Великобритания и Германия уже значительно дерегулировали свои рынки. Однако в энергетических секторах большинства стран - членов ЕС по-прежнему доминируют национальные энергокомпании, а сами рынки надежно закрыты от иностранных конкурентов.
Так, Франция провела минимально возможную либерализацию. И практически все потребители энергии в стране, за исключением ограниченного числа крупнейших компаний, остались клиентами двух государственных энергокомпаний - Electricite de France и Gaz de France. Франция до последнего прилагала усилия, чтобы отложить начало общеевропейской либерализации энергетического рынка на максимально возможный срок. Однако политика государства изменилась после прихода к власти в июле правоцентристского правительства.
Вернуться к содержанию выпуска
Индекс делового доверия в Германии упал до 10-месячного минимума
(Газета.ru, 26.11.02)
Индекс делового доверия в Германии в ноябре упал до 10-месячного минимума и составил 87,3 пункта против 87,7 пункта в октябре. Падение индекс наблюдается уже шестой месяц подряд. В этих условиях, отмечают аналитики, вероятность того, что Европейский Центробанк снизит ключевую процентную ставку растет.
Вернуться к содержанию выпуска
Снижение потребительских цен в Германии
("AK&M", 25.11.02)
Потребительские цены в Германии в ноябре 2002 года снизились на 0.4% к предыдущему месяцу, что стало самым значительным сокращением показателя с начала составления единого индекса в 1991 году. В годовом исчислении инфляция в Германии составила 1.1%, в то время как в октябре цены выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1.3%.
Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали роста инфляции в стране до 1.4% в годовом исчислении. По их мнению, усиление дефляционных тенденций увеличивает вероятность того, что европейский Центробанк в декабре примет решение о снижении процентной ставки.
Уточненные данные по инфляции в Германии за ноябрь будут опубликованы в середине следующего месяца.
Вернуться к содержанию выпуска
Госслужащие Франции бастуют
(По материалам статьи "Гримасы приватизации", "Ведомости", 27.11.02, автор - Екатерина Кудашкина)
Первым испытанием на прочность правительства Франции стала суточная забастовка госслужащих, которых категорически не устраивают приватизационные планы власти. Ущерб от прекращения работы аэропортов, общественного транспорта, энергетических и телекоммуникационных компаний пока не определен.
В акциях протеста 26 ноября участвовало более 50 000 человек. Забастовку объявили телекоммуникационная компания France Telecom, почта, метрополитен, Национальные железные дороги Франции, энергетические компании EDF и GDF, службы здравоохранения, государственного образования и полиции. Воздушное сообщение в стране оказалось парализованным из-за забастовки французских авиадиспетчеров.
Парижский аэропорт Орли обслужил лишь 17% запланированных рейсов, а аэропорт Шарля де Голля - 20%. Авиакомпания Air France отменила почти 4500 рейсов. В Париже было закрыто несколько линий метро, давал сбои общественный транспорт в Бордо и Марселе.
Забастовка стала первым испытанием на прочность правительства Жана Рафаррена, сформированного в конце июня. Придя к власти, правые обострили отношения с профсоюзами, выдвинув программу приватизации госпредприятий, реформирования пенсионной системы и сокращения бюджетных расходов. На приватизации настаивает ЕС, требующий "усилить либерализацию французской экономики".
Забастовки, излюбленный способ французов общаться с собственным правительством, наносят серьезный ущерб и компаниям, и национальной экономике Франции. Например, забастовка пилотов компании Air France 6 - 9 сентября этого года нанесла компании ущерб в 55 млн. евро.
В июне 1999 г. рабочие заблокировали выезд из тоннеля под Ла-Маншем, затем подрались с автомобилистами. В мае 2000 г. забастовка авиадиспетчеров парализовала сообщение в стране на несколько дней. 19 июля 2000 г. рабочие Cellatex пригрозили взорвать фабрику и спустили 3000 л серной кислоты в канал, который впадает в реку Мез. 6 декабря 2001 г. и 19 июня 2001 г. опять бастовали авиадиспетчеры. 3 октября 2002 г. десятки тысяч человек на улицах возражали против энергореформы.
Впрочем, национальная экономика и без учета забастовок находится в плачевном состоянии. Вопреки ожиданиям экспертов рост экономики за III квартал составил 0,2% против прогнозировавшихся 0,3%. "Эти данные хуже того, что ожидалось, и доказывают, что положение во французской экономике продолжает ухудшаться", - считает эксперт банка CCF Николя Клакен. Во II квартале рост французской экономики составил 0,4%. Аналитик компании UBS Warburg, которого цитирует ВВС, считает, что прогнозы годового роста нужно снизить с 1% до 0,9%.
Пока правительство Раффарена может поздравить себя с небольшой победой. В понедельник водители грузовиков блокировали несколько основных магистралей Франции. Раффарен занял жесткую позицию и участники акции подчинились требованиям полиции снять блокаду. "В нашей стране у трудящихся есть право бастовать, но нет права блокировать автомагистрали", - заявил премьер.
Вернуться к содержанию выпуска
Данные о ВВП Великобритании
(Газета.ru, 27.11.02)
ВВП Великобритании в III квартале 2002 года вырос на 0,8% по сравнению со II кварталом. Данный показатель является самым высоким со II квартала 2000 года. В годовом исчислении рост ВВП составил 1,8%.
Вернуться к содержанию выпуска
Бюджетный дефицит Британии вырос вдвое
("Коммерсантъ", 28.11.02)
27 ноября министр финансов Великобритании Гордон Браун, выступая в парламенте, заявил, что бюджетный дефицит страны по итогам года вырос почти вдвое и составил $31,2 млрд. Данный результат на $14 млрд. превысил прогноз британских властей, сделанный в апреле 2002 г. во время представления годового бюджета. По словам министра, причиной роста бюджетного дефицита стал спад в мировой экономике. Гордон Браун отметил, что в настоящее время основные макроэкономические показатели находятся на уровне 1975 г.
Вернуться к содержанию выпуска
Противник перехода на евро стал главной Центрального банка Великобритании
("Немецкая волна", 28.11.02)
28 ноября в Великобритании объявлено об одном знаменательном кадровом решении. Новым главой Центрального банка этой страны станет Мервин Кинг (Mervyn King), известным своим резко критическим отношением к единой европейской валюте. По мнению ряда британских газет, также негативно относящихся к евро, это назначение показывает, что министр финансов Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown) всё менее склонен форсировать присоединение своей страны к еврозоне. Газеты приводят одно из высказываний нового шефа Центробанка, заявившего о том, что для принятия решения о замене фунта стерлингов на евро нужно "собрать данные за 200-300 лет", а потом уже решать, выгодно ли присоединение к еврозоне для Великобритании или нет. Словом, намек прессы понятен: в ближайшие 2-3 века Лондон не будет спешить прощаться со своей национальной денежной единицей. Официальных комментариев по этому поводу - а также по поводу длительности пребывания Кинга на посту главы Центробанка - не последовало.
Впрочем, и в самих странах еврозоны отношение к новой валюте пока еще двойственное. Согласно данным, опубликованным Лейпцигским институтом маркетинговых исследований, спустя год после появления наличного евро почти 40% жителей Германии стали относиться к нему еще хуже, чем раньше. Вообще же, привыкание к новой валюте происходит у немцев крайне медленно. Так, 84% немцев продолжают механически пересчитывать в голове цены в старые немецкие марки. И только 15% опрошенных заявили, что вполне довольны новой валютой.
Вернуться к содержанию выпуска
Швейцария: рост экономики – нулевой
("Немецкая волна", 28.11.02)
По итогам текущего года Швейцарию ожидает в лучшем случае нулевой рост экономики. Правительство страны вынуждено было объявить о снижении своих прогнозов и сообщить, что рост ВВП в 2002 году будет равняться нулю, а, может быть, даже и окажется отрицательным. Таким образом, Швейцария вовсе не обладает "иммунитетом", защищающим ее от тех проблем, которые переживает сейчас мировая экономика. Оживления конъюнктуры в стране специалисты теперь ждут не ранее середины будущего года. Правоту этой точки зрения подтверждает более подробный анализ обнародованных цифр. Так, причина экономического спада - вовсе не в потребительском спросе внутри страны (он оставался достаточно активным), и не в сокращении объемов экспорта (здесь у швейцарских фармацевтических компаний, продающих свою продукцию за рубеж, хорошие показатели). Отсутствие роста объясняется резким сокращением инвестиций, которое негативно влияет на показатели ВВП и делает маловероятным существенный рост экономики Швейцарии в ближайшие месяцы.
Вернуться к содержанию выпуска
Дополнительная помощь странам-кандидатам в ЕС
(РБК, 26.11.02)
Европейский Союз пообещал выделить 10 странам - кандидатам на вступление в эту организацию дополнительно 1,3 млрд. евро ($1,29 млрд.). Финансовая помощь предоставляется для достижения этими странами необходимых для членства в ЕС параметров до 9 декабря - срока вступления в эту международную организацию.
Дания, которая в настоящее время председательствует в ЕС, переформулировала условия предоставления помощи после того, как восемь восточноевропейских стран, Кипр и Мальта отвергли предлагаемые условия, потребовав больше помощи для своих фермеров и бедных регионов. Согласно новым условиям, странам-кандидатам теперь предлагается больше квот на поставки молока и зерна. За увеличение этих квот миллионам своих фермеров активнее всего высказывалась Польша. Дания также намерена предоставить новым членам Евросоюза больше возможностей поддержки фермеров из национального бюджета. "Мы думаем - это окончательные условия, - заявил представитель датского правительства Самиэл Магид. - Это честное соглашение".
Вернуться к содержанию выпуска
Прогноз ЕБРР по Балтийскому региону
(Синьхуа, 29.11.02)
По обнародованному Европейским банком реконструкции и развития докладу, темпы роста экономики Литвы в 2002 году вероятно достигнут 5,2% и будут выше, чем в двух других странах Балтии.
Страны Балтии по темпам роста в этом году выйдут в первые ряды в Центральной и Восточной Европе, при этом рост экономики Латвии и Эстонии составит 4%. В докладе говорится, что в 2003 году экономика стран Балтии сохранит самые быстрые темпы роста в регионе, рост экономики Латвии, Эстонии и Литвы составит 5,5%, 5,3% и 4,9% соответственно.
Вернуться к содержанию выпуска
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Дела у Японии идут все хуже и хуже
(По материалам BBC NEWS и "AK&M", 29.11.02)
Публикация последних данных о состоянии японской экономики ведет к новой волне страхов перед тем, что Страна Восходящего Солнца скатывается в очередную рецессию.
В октябре уровень безработицы в Японии вырос до 5.5% по сравнению с 5.4% в сентябре. Новая цифра повторяет максимальное значение данного показателя за весь послевоенный период, достигнутое в декабре прошлого года. Официальное количество безработных в стране достигло 3.62 млн. человек, что на 100 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Объемы промышленного производства в стране в октябре сократились на 0.3%. При этом, сокращение данного показателя происходит уже в течение второго месяца подряд. По словам аналитиков, динамика промышленного производства оказалась значительно хуже, чем они предполагали: по прогнозам экспертов Mitsubishi Securities, в октябре японское промышленное производство должно было бы вырасти на 0.5%. При этом, предварительный официальный государственный прогноз роста этого показателя на октябрь составлял 1.2%. Основной причиной снижения промпроизводства стало сокращение производства в области общего и транспортного машиностроения и в химической промышленности.
По мнению аналитиков, падение промышленного производства в Японии связано с вялым ростом экономики США, главного экспортного рынка для продукции местных компаний. Несмотря на то, что в октябре объемы японского экспорта выросли на 8.5%, аналитики считают, что этот рост обусловлен временными факторами и не является устойчивым. По оценкам Министерства по делам экономики, торговли и промышленности Японии, сокращение объемов промышленного производства в ноябре должно составить 1%, после чего в декабре этот показатель должен будет вырасти на 0.6%.
Кроме того, сообщается, что в октябре объемы потребительских расходов в Японии упали на 0.7% по сравнению с октябрем прошлого года. Японская экономика продолжает испытывать дефляционные давления: октябрь стал тридцать седьмым месяцем последовательного снижения розничных цен.
Снижение объема производства и рост безработицы в стране свидетельствует о возможном завершении экономического роста. "Экономику страны ожидает очередной период рецессии: по нашим прогнозам, в текущем квартале ВВП Японии снизится на 0.8%, а в следующем - на 0.5%", - сказал в интервью агентству Bloomberg эксперт Yamaichi Asset Management Акио Иошито (Akio Yoshito). По словам главного экономиста UFJ Capital Market Securities Такеши Минами (Takeshi Minami), в следующем году уровень безработицы в стране может достигнуть 6%.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост производства автомобилей в Японии
(Autonews.ru, 26.11.02)
Производство транспортных средств в Японии выросло в октябре 2002 года на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 912 138 автомобилей. По оценкам Ассоциации автопроизводителей Японии (JAMA), экспорт японских автомобилей увеличился в октябре примерно на 5% в годовом исчислении.
В апреле-сентябре 2002/03 финансового года производство автомобилей в Японии выросло на 4,7% до 4 990 820, а экспорт увеличился примерно на 15%.
Вернуться к содержанию выпуска
Статистические данные по промышленному сектору экономики КНР
(Синьхуа, 27.11.02)
Официальные данные показывают, что за первые 10 месяцев объем прибыли промышленных предприятий КНР составил 437,4 млрд. юаней (1 доллар США = 8,277 юаней) с приростом на 16,3% против того же периода прошлого года; в том числе 205,6 млрд. юаней пришлось на государственные и государственно-холдинговые предприятия, что на 6% больше прошлогоднего показателя за то же время.
Наибольший прирост промышленной прибыли за указанное время дала отрасль производства транспортных средств, прибыль которой достигла 35,2 млрд. юаней с приростом на 64,6%.
Убыточность нерентабельных предприятий сократилась до 96,1 млрд. юаней, понизившись на 4,4% против того же периода 2001 года; при этом объем убытков государственных и государственно- холдинговых предприятий снизился на 8,7%.
За первые 10 месяцев этого года объем поступлений от реализации промышленной продукции составил 8 трлн. 603 млрд. юаней (рост на 15,7%); уплаченные промышленными предприятиями налоги - 490,1 млрд. юаней (рост на 11,5%); совокупный индекс экономической эффективности промышленности достиг 127,3 пункта (рост на 6,4 пункта).
Вернуться к содержанию выпуска
Китай обогнал США по импорту стали
("Коммерсантъ", 25.11.02)
Китай стал крупнейшим в мире импортером стали по итогам трех кварталов 2002 г., обогнав США. За первые 9 месяцев 2002 г. Китай импортировал 23 млн. тонн стали, тогда как в США было ввезено 22 млн. тонн.
В 2003 г. этот разрыв, вероятно, станет больше, так как Китай намерен увеличить потребление стали на 10%, большинство из которой будет импортировано. Потребление стали в США, по мнению экспертов, останется без изменений.
Вернуться к содержанию выпуска
Об итогах первого года после вступления КНР в ВТО
(Синьхуа, 28.11.02)
Высокопоставленный представитель Министерства внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР Лю Сяндун считает, что Китай взял хороший старт в первый год после вступления в ВТО и что "то, чего страна больше всего опасалась, не произошло".
В течение года Китай хладнокровно отвечал на целую серию антидемпинговых исков, связанных, например, с решением США о повышении таможенных тарифов на импорт стали, введением ЕС ограничений на ввоз продуктов животного происхождения из Китая, введением в Японии и Республике Корея более жесткого контроля над продукцией китайских овощеводов и т.д. "Страна сумела защитить свои законные интересы и, более того, воспользовалась возможностями, предоставленными членством в ВТО, для расширения экспорта и увеличения притока иностранных инвестиций", - отметил Лю Сяндун.
Согласно данным таможни, за первые 10 месяцев 2002 года общий объем импорта и экспорта достиг $500,2 млрд., при увеличении на 19,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом объем экспорта возрос на 20,6% и составил $262,4 млрд.
То, чего Китай опасался больше всего в связи со вступлением страны в ВТО, не произошло: пока что вступление в ВТО сельское хозяйство сильно не затронуло, отметил Лю Сяндун. По его словам, несмотря на определенные трудности, экспорт овощей и продуктов животного происхождения продолжал расти, благодаря своевременному изменению ориентации экспортных предприятий. Кроме того, импорт автомобилей и ключевых запчастей к ним находится в пределах установленной квоты, причем последний год был отмечен существенным ростом объема производства и прибыли автомобилестроительных предприятий.
Вернуться к содержанию выпуска
Китайский демпинг угрожает мировой экономике
(По материалам Business Week, 28.11.02)
С каждым годом Китай выбрасывает на мировой рынок все больше и больше товаров, качество которых постоянно растет. Этот процесс, позволяющий заметно снизить нагрузки на кошельки потребителей, в то же время несет угрозу компаниям-производителям из различных уголков нашей планеты.
Четыре года назад многие видные экономисты мира упоминали Китай в своих мрачных прогнозах, касавшихся будущего мировой экономики. В те времена Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Россия переживали финансовый кризис, последствия которого распространились и по Южной Америке. Это едва не привело к остановке ориентированных на экспорт отраслей китайской экономики, представители которых тщетно требовали от местного правительства принять хоть какие-то меры по их спасению.
Представим себе, что могло произойти в тех условиях, если, решив поддержать конкурентоспособность своего экспорта, руководство КНР приняло бы решение о резкой девальвации местной национальной валюты. Экономисты опасались, что такой шаг привел бы к распространению по миру новой волны девальваций, в результате которой глобальный финансовый кризис ожесточился бы в еще большей степени. После продолжительного обдумывания возможности девальвации, Пекин принял решение сохранить курс юаня по отношению к доллару зафиксированным на уровне 8.28:1, после чего остальной мир в облегчении вздохнул.
В наши дни мир снова выражает недовольство курсом юаня, который, как и в те времена, остается на отметке 8.28:1. Однако, текущее недовольство имеет совершенно иную природу. Внешнеторговые партнеры КНР, такие как Япония и США, хотели бы видеть рост курса китайской валюты. Почему? Потому, что китайские заводы сегодня буквально заполонили мировые рынки потоком дешевых товаров, в котором можно выловить все, что угодно, начиная от телевизоров и DVD-плееров и заканчивая велосипедами и детскими пижамами. В результате, в то время как большая часть мировой экономики переживает очень тяжелые времена, китайский экспорт с начала текущего года успел вырасти на 20% при росте ВВП примерно на 8%. В самом Китае промышленное перепроизводство за последние пять лет привело к снижению отпускных цен на 7%, а розничных цен – на 10%.
Безусловно, указанные обстоятельства ни в коей мере не волнуют подавляющее большинство американских потребителей, для которых дешевый китайский импорт стал настоящим подарком судьбы. Китайские товары помогают удерживать уровень инфляции в США под контролем. Кроме того, рост объемов китайского промышленного производства привел к укреплению отношений между Поднебесной Империей и окружающим ее миром.
Тем не менее, по словам небольшой, но постоянно растущей группы экономистов и политиков, китайская дефляция несет реальную угрозу мировой экономике. "Китайские цены постепенно превращаются в мировые цены", – пишет главный экономист компании Morgan Stanley Стефен С. Роач в своем последнем отчете. Резкое снижение цен за последнее десятилетие уже привело к краху множества американских компаний, занимавшихся производством бытовой электроники, одежды и других товаров. При этом, производители из КНР сегодня быстро осваивают новую для них высокотехнологичную продукцию, такую как полупроводники, телекоммуникационное оборудование и т.д. Если китайские компании займут в этих индустриях доминирующее положение, то, по мнению некоторых экономистов, их американские конкуренты могут навсегда потерять возможности по регулированию цен на свою продукцию.
Ценовая политика китайских компаний уже наносит ущерб экономике некоторых стран. Так, западные компании в массовом порядке переносят свои производственные мощности из Мексики в КНР. В большинстве стран Юго-восточной Азии практически прекратились новые инвестиции в производство: эти деньги идут в Китай. На заводах КНР уже давно производятся автомобили, идущие на мировой рынок под японскими торговыми марками, в то время как наплыв дешевых китайских товаров вызывает резкое недовольство у производителей в самой Японии. Харухико Курода, заместитель министра финансов Японии по международным делам, в середине ноября предупредил своих соотечественников о том, что "…Китай будет экспортировать ценовую дефляцию в другие страны Азии", по мере того, как местные компании будут производить все больше технически сложных товаров.
Для решения этой проблемы Курода предлагает провести ревальвацию юаня. По словам министра финансов КНР Цзяня Хьюченга (Xiang Huaicheng), аналогичные намеки Пекину начинает делать и Вашингтон. Идея Запада проста: сделать китайские товары более дорогими, что, в свою очередь, приведет к сокращению объемов китайского экспорта.
На самом деле, одной лишь девальвации будет явно недостаточно для того, чтобы защитить мир от нашествия китайских товаров. В настоящее время конкурентные преимущества экономики КНР настолько сильны, что они с легкостью перевесят небольшое повышение курса местной валюты. Сегодня в Китае существует практически неограниченное предложение дешевого ($100 в месяц) труда, а $50 млрд., ежегодно вливающихся в экономику страны в виде иностранных инвестиций, позволяют транснациональным корпорациям строить там новейшие заводы, оснащенные по самому последнему слову техники. Эти деньги идут на совершенствование китайской промышленности, производительность труда в которой, по данным Bank of China, в настоящее время растет со скоростью 4% в год. Кроме того, не стоит забывать, что удорожание юаня облегчит китайским компаниям импорт сырья и оборудования, которые, в свою очередь, они смогут превратить в новые товары, идущие на экспорт.
Для того, чтобы переломить существующую ситуацию, курс юаня по отношению к доллару должен вырасти не менее чем на 25%. Однако, подобная ревальвация может привести к началу в Китае финансового кризиса: сокращение экспорта вызовет банкротство самых слабых производителей и нанесет удар по местному банковскому сектору, на котором и без того "висят" безнадежные кредиты в размере около $700 млрд. При этом, потеря миллионами китайцев рабочих мест спровоцирует начало в стране социального кризиса.
На самом деле, сегодня никто не может с уверенностью сказать, что введение плавающего курса юаня приведет именно к его удорожанию. Некоторые аналитики, принимая во внимание масштабы китайских проблем с безнадежными долгами, считают, что реально обусловленный курс юаня должен быть ниже, чем его текущий курс.
Сомнения в эффективности ревальвации высказывают даже сами представители США. В ходе своего недавнего визита в КНР, бывший председатель Федеральной резервной системы США Пол А. Волькер предупредил о том, что рост курса юаня спровоцирует начало массовых спекуляций, которые могут иметь катастрофические последствия для дальнейшего развития экономики Китая. По его мнению, Китаю необходимо следовать своей текущей политике привязки курса юаня к доллару.
Некоторые наблюдатели вообще говорят о том, что страх перед нашествием дешевого китайского экспорта не имеет под собой достаточных оснований. Так, хотя в настоящее время на КНР приходится 16% импорта Японии, тогда как еще десять лет назад эта цифра составляла 6%, даже сегодня стоимость ввезенных из Китая товаров составляет всего 1.6% японского ВВП (данные Goldman, Sachs & Co.). При этом, главная причина текущего усиления дефляционных давлений в Японии кроется отнюдь не в китайском импорте, а в неправильной кредитно-денежной политике самого Токио, чьи власти так и не смогли стимулировать рост потребительских расходов и корпоративных инвестиций. Более того, на самом деле, Поднебесная Империя может даже помогать Стране Восходящего Солнца в борьбе с дефляцией. По данным экономиста Института Международной Экономики Маркуса Ноланда, снижение цен на китайские товары на определенных сегментах потребительского рынка Японии приводит там к росту объемов потребления. "Это ведет к росту реальной величины доходов японцев", – отмечает Ноланд. При этом, по его словам, снижение цен на китайский импорт в США может быть весьма желательно с точки зрения улучшения макроэкономической ситуации в стране.
Никто не станет спорить с тем, что нарастание объемов китайского экспорта не может пройти для мировой экономики полностью безболезненно. Однако, важно понимать, что эта проблема не поддается быстрому решению. КНР будет экспортировать дефляцию до тех пор, пока не иссякнет поток дешевой рабочей силы, переселяющейся из сельских районов страны в города и устраивающейся на работу на фабрики и заводы. Очевидно, что завершение этого процесса займет не одно десятилетие…
Вернуться к содержанию выпуска
О состоянии и перспективах розничной торговли в Китае
(По материалам статьи "Семеро смелых", "Ведомости", 27.11.02, автор - Лесли Чан)
Еще недавно лицом китайской торговли была неприветливая женщина за прилавком тесной лавчонки. Теперь большая часть продаж розничного сектора приходится здесь на зарубежные сети-гиганты. В 2003 г. сразу семь из них откроют магазины в Пекине: все семь уже ведут операции в Шанхае или других городах Восточного Китая.
В семерку входят американская Wal-Mart, британская B&Q, германская OBI, французские Auchan и Leroy Merlin, испанская Spain Discount и японская 7-Eleven. Готовятся к подписанию новые контракты с другими розничными гигантами - шведской IKEA и французской Carrefour, которые собираются расширять уже существующие пекинские подразделения.
Глобальные ритейловые сети, появившиеся в Китае в середине 90-х, растут, обгоняя все прогнозы. Покупателей привлекает широкий ассортимент товаров - от видеоплейеров до картошки с морковкой - в сочетании с низкими ценами (единственный недостаток - толпы народа в торговых залах). На супер-, гипер- и мегамаркеты приходится большая часть 10% -ного годового роста розничного рынка, превосходящего германский, британский и все латиноамериканские рынки вместе взятые: по данным McKinsey & Co., его объем составляет $450 млрд.
Обещание Китая открыть свой рынок для зарубежных ритейлоров было одним из условий вступления страны в ВТО. До сих пор западным инвесторам здесь больше обещали, чем реально давали. Но некоторые иностранцы уже получают отдачу от своих вложений. Carrefour, у которой на сегодня 31 магазин, к 2004 г. собирается удвоить количество торговых точек в стране. За первые девять месяцев 2002 г. ее китайский бизнес принес $904 млн. дохода. У Wal-Mart 22 магазина, к концу 2003 г. их станет вдвое больше. Нидерландская сеть Makro, германская Metro и американская PriceSmart тоже активно расширяют свои операции.
Однако иностранцы сталкиваются с ограничениями, касающимися географии и структуры собственности подразделений. Они не имеют права открывать новые магазины без одобрения центрального правительства. Три года назад нидерландская Ahold, попытавшаяся выйти на местный рынок, вынуждена была продать свои убыточные магазины. Park n' Shop, принадлежащая гонконгскому конгломерату Hutchison Whampoa, ушла с большинства китайских рынков. Их погубили бюрократические препоны, которыми славится Китай.
По условиям контракта с ВТО до 2004 г. иностранные ритейлоры должны работать с местным партнером. По данным на конец октября, в Пекине насчитывалось 17 торговых СП с участием зарубежных компаний. Совокупный объем розничных продаж в 15 из них в прошлом году достиг 7,8 млрд. юаней ($930 млн.).
Иностранные сети могут держать низкие цены, в частности, за счет прямого сотрудничества с местными поставщиками, минуя разрозненную цепь оптовиков и других посредников, от засилья которых страдает китайский бизнес. В свою очередь, рост крупных сетей облегчает жизнь производителям.
Все это означает резкое обострение конкуренции на потребительском рынке Китая, стимулирующее активность местных ритейлоров (крупнейший из них - сеть Lianhua Supermarket с 1600 магазинами). Но в больших городах они проигрывают конкурентную борьбу, занимая в основном второстепенные ярусы рынка, непривлекательные для иностранцев. На долю западных сетей, по данным ACNielsen China, приходится около 60% продаж в секторе потребительских товаров на четырех ключевых рынках страны - в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Ченду.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост экспорта Гонконга
(Синьхуа, 27.11.02)
Статистические данные показывают, что в октябре 2002 года стоимость реэкспорта и экспорта продукции гонконгского производства составила 150,5 млрд. сянганских долларов, что на 12,9% больше по сравнению с тем же месяцем истекшего года. Стоимость импорта Гонконга за указанный период составила 153,4 млрд. сянганских долларов, увеличившись на 13,4% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.
В первые 10 месяцев 2002 г. объем экспорта товаров гонконгского производства увеличился на 3,2% по сравнению с показателем того же периода минувшего года.
Вернуться к содержанию выпуска
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
О международных резервах Аргентины
(Синьхуа, 28.11.02)
По сообщению Центрального банка Аргентины, международные резервы Аргентины непрерывно возрастали в течение последних трех месяцев, и по состоянию на 27 ноября достигли $10,03 млрд.
В январе прошлого года международные резервы в этой стране составили $36,1 млрд., но по мере ухудшения ситуации на финансовом рынке они в Аргентине резко сократились, за год уменьшившись на $20 млрд., к концу прошлого года международные резервы в Аргентине составляли $15 млрд. За первые восемь месяцев текущего года международные резервы в этой стране продолжали сокращаться, к концу августа 2002 года они составляли $8,9 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Бартер по-аргентински
(По материалам статьи "DaimlerChrysler берет натурой", "Ведомости", 28.11.02)
Автомобилестроительный концерн DaimlerChrysler недавно объявил о торговой инициативе "План по зерну", призванной помочь Аргентине, переживающей финансовый кризис. В рамках этой инициативы аргентинские покупатели смогут расплачиваться зерном за приобретаемые автомобили Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep и Dodge.
Полученное по бартеру зерно руководство DaimlerChrysler намерено продавать по текущим рыночным ценам компании Louis Dreyfus & Co., крупному поставщику сельскохозяйственной продукции.
DaimlerChrysler - не первая автомобильная компания, увеличивающая долю бартерных операций на аргентинском рынке. Подобную схему торговли автомобилями уже используют General Motors и Toyota Motor, надеющиеся с ее помощью увеличить продажи там, где поставка за наличные или в кредит не дает желаемого результата.
Аргентина, вторая по объему экономики страна в Южной Америке и одна из главных житниц Западного полушария, уже в течение пяти лет находится в состоянии рецессии и дефицита наличных средств. В прошлом году правительство прибегло к частичному замораживанию банковских вкладов, в декабре был объявлен дефолт по государственным долгам. ВВП Аргентины сокращается - по прогнозам независимых экономистов, к концу года он уменьшится на 15%.
Одним из следствий кризиса стало ускоренное падение производства и продаж автомобилей. По данным Аргентинской ассоциации автомобилестроителей, в октябре выпуск автомобилей сократился на 12% по сравнению с прошлым годом. За тот же период продажи новых машин местным дилерам упали на 55%. В этих условиях приобретение автомобилей в обмен на зерно сопряжено с рядом проблем как экономического, так и морального плана, если учесть, что многие граждане Аргентины голодают.
Аргентинские торговцы утверждают, что в нынешнем падении продаж виноваты фермеры в регионах, которые все чаще используют в качестве платежного средства сельхозпродукцию. По оценкам аналитиков, стоимость собранного урожая, хранящегося сейчас на фермерских складах, составляет порядка $1,6 млрд. В условиях финансового кризиса фермеры опасаются помещать обесцененные песо в банки, предпочитая сохранять свою продукцию у себя. После начала нынешней девальвации песо потерял более 70% своей стоимости.
Вернуться к содержанию выпуска
В экономике Саудовской Аравии
(MIGnews.com, 28.11.02)
Саудовская Аравия, самый крупный производитель и экспортер нефти в мире, опубликовала проект бюджета на 2003 год. Национальный дефицит предусмотрен на уровне 39 млрд. риалов ($10,4 млрд.), что на 13% меньше, чем в текущем году.
Впечатляют запланированные на будущий год доходы весьма небольшого государства – 170 млрд. риалов или $45,3 млрд. долларов, это на 8% выше, чем в 2002 году. Расходы утверждены на уровне 209 млрд. риалов ($55,73 млрд.); это на 3,5% выше по сравнению с текущим годом.
Однако в представленном заявлении не называется прогнозируемая цена на нефть, на основании которой и был рассчитан годовой бюджет государства. Вместе с тем, известно, что саудовское правительство обычно принимает консервативную цену, чтобы существенно не корректировать бюджет в случае сильного колебания цен на международном рынке. Например, как утверждают, в бюджете на 2002 год расчетная цена на нефть не превышала 16-17 долларов за баррель. Для сравнения: за баррель нефти-сырца, экспортируемой странами ОПЕК, 26 ноября давали 24,81 доллар США.
Саудовская Аравия по договоренности с другими странами членами-ОПЕК ежедневно экспортирует 7,05 млн. баррелей нефти. Вместе с тем, известно, что "по-черному" саудиты продают еще примерно один миллион баррелей в день.
Вернуться к содержанию выпуска
Индия: экспорт программного обеспечения и сопутствующих услуг
(БИКИ, 19.11.02)
Программное обеспечение (ПО) и услуги, связанные с его использованием, - одна из наиболее динамичных статей индийского экспорта. Среднегодовой прирост соответствующих экспортных продаж в последние 15 лет находился на уровне 40%, а их сумма увеличилась с $70 млн. в начале этого периода до $7,6 млрд. в 2001/02 г., обеспечив порядка 16% всего индийского экспорта. Число занятых в отрасли к настоящему времени достигло 5 млн., а объем инвестиций в 2001/02 г. составил $1,6 млрд.
В настоящее время ПО-индустрия Индии насчитывает около 30 тыс. фирм, на 20 из которых приходится примерно 28% всего ее экспорта. Удельный вес поступлений от поставок за границу у ведущих компаний превышает 92%.
Большинство лидеров компаний отрасли контролируются индийским капиталом. Так, даже в технологическом парке Бангалора в конце 2001 г. из 1002 фирмы соответствующего профиля к разряду иностранных относились лишь 150. Более того, некоторые индийские фирмы сами стремятся инвестировать за рубежом.
Тем не менее, эксперты все же не склонны недооценивать роль, которую играют в этой отрасли зарубежные фирмы. В 1998/99 г. доля иностранных филиалов в экспорте ПО из Индии (с учетом поставок в адрес материнских компаний) равнялась приблизительно 19%. В данный момент в Индии присутствуют практически все ведущие американские и европейские поставщики информационных технологий, несмотря на сравнительно ограниченную емкость самого индийского рынка ПО.
Из 112 новых предприятий отрасли с прямыми иностранными инвестициями, созданных в стране за период между январем 2001 г. и маем 2002 г., 38% обосновались в Бангалоре, реализовав там целый ряд крупных проектов. К таковым, например, можно отнести проект компании Intel, в рамках которого она учредила в Бангалоре технологический центр с 1 тыс. занятых.
Обычно иностранные инвесторы пытаются сделать выбор между двумя альтернативами. Сторонники одной из них (среди которых - Hewlett-Packard, Oracle и Motorola) отдают предпочтение созданию в Индии полностью контролируемых ими филиалов, которые к разработке своих продуктов привлекают на субподрядной основе фирмы местной ПО-индустрии. Другие же более склонны к сотрудничеству и учреждению совместных предприятий с индийскими фирмами той же отрасли. Это, в частности, Nortel и Cisco.
Вернуться к содержанию выпуска
Единый рынок "Россия + ЕС"?
(По материалам статьи "Плюс 14% к ВВП", "Ведомости", 27.11.02, автор - Анастасия Онегина)
Вопрос о создании общего российско-европейского экономического пространства решается на высоком политическом уровне. Совместная группа под руководством вице-премьера России Виктора Христенко и комиссара ЕС Криса Паттена соберется следующей весной, чтобы обсудить результаты экспертных исследований. Российские переговорщики затрудняются прогнозировать, когда может состояться само объединение. По мнению высокопоставленного источника в Минэкономразвития, этот процесс может растянуться "на очень много лет". Формально российская сторона увязывает вопрос об экономическом объединении с ЕС с вступлением в ВТО.
Эксперты Европейского центра политических исследований при Еврокомиссии рассчитали, какие преимущества получит Россия, если отменит таможенные пошлины для товаров из ЕС, откроет рынки услуг (банковский сектор, страхование, телекоммуникации), либерализует энергетику и перепишет законодательство согласно требованиям ЕС. Только благодаря этому российский ВВП может вырасти на 14% (в 2001 г., по данным Госкомстата, он увеличился в реальном выражении примерно на 5% до 9,04 трлн. руб.). А если учесть косвенные выгоды (в частности, рост прямых иностранных инвестиций из того же ЕС), уже можно говорить о 23%.
Но россиянам преимущества не столь очевидны. Как говорит российский дипломатический источник, европейские эксперты смоделировали наш рынок на основании данных Госкомстата, а они не всегда достоверны. А почти половина роста ВВП, обещанного европейцами, обеспечивается за счет гармонизации российских законов. В странах Центральной и Восточной Европы она привела не к ускорению, а к значительному замедлению экономического развития, говорит ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау. "Европейское законодательство очень сильно зарегулировано и предполагает слишком большую бюджетную нагрузку на экономику, - считает Мау. - И оно становится фактором, тормозящим развитие".
Российский бизнес обеспокоен перспективой открытия внутреннего рынка для европейцев. В "Северстали", например, прогнозируют повышение цен на металлопрокат. "В ЕС существует острая нехватка лома металлов, - говорит представитель предприятия, - и если отменить 15%-ную пошлину на экспорт лома, то он пойдет именно туда [в Европу], внутренние цены на лом увеличатся и, соответственно, возрастет себестоимость стали [в ее производстве используется лом]".
А энергоемкие производства могут существенно пострадать от либерализации рынка газа, поскольку Евросоюз в рамках интеграции настаивает, в частности, на отмене экспортных акцизов на этот вид топлива. Тогда внутренние цены на российский газ неизбежно будут повышаться. По расчетам ЕС, они в 5 раз ниже мировых, хотя российские аналитики называют 10-кратную разницу. "Низкие [внутренние] цены на газ покрывают наши трансфертные расходы при экспорте удобрений, - говорит президент холдинга "Еврохим" Николай Левицкий. - Если цены [на газ] повысятся, то даже в случае отмены всех таможенных ограничений со стороны ЕС поставлять туда будет нечего, потому что подорожание газа только в 2 раза приведет к остановке производства".
Впрочем, пока тревожиться рано. Как говорит эксперт Центра торговой политики и права Сергей Чернышев, Россия и ЕС не смогут создать зону экономической торговли как минимум в ближайшие пять лет: "С момента вступления в ВТО мы еще пару-тройку лет будем привыкать к новым правилам, и только потом уже можно будет говорить о каком-то продвижении в сторону дальнейшей интеграции".
Даже один из главных российских переговорщиков считает вступление в ВТО в следующем году маловероятным. А в 2004 г. переговорщикам из ВТО будет не до России: они будут заняты подготовкой новых правил международной торговли (которые вступят в силу в 2005 г.). А после того как они вступят в действие, у России, по оценке Минэкономразвития, уйдет как минимум год-полтора на адаптацию внутреннего законодательства.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||