Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
2
|
3
|
5
|
6
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
||
14
|
17
|
18
|
19
|
20
|
||
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
||
30
|
31
|
Автор
Статистика
13.519 подписчиков
-5 за неделю
-5 за неделю
Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
29 октября 2002 г. | Выпуск №279 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть) |
Содержание выпуска:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
Десять стран приглашены присоединиться к ЕС в 2004 году
Данные о сальдо внешней торговли "еврозоны"
Смягчение правил слияний и поглощений
Единой Европе необходима децентрализация
Экономика Германии: эксперты бьют тревогу
О приватизации во Франции
Данные о ВВП Великобритании
На рынке электроэнергетики Великобритании
О развитии ветроэнергетики в странах ЕС
Суд по делу "Испания против Еврокомиссии"
Чиновники ЕС ищут в Афинах "черные дыры" в бюджете
В экономическом пространстве Болгарии возрастает доля "серой" экономики
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Япония отложила финансирование банковского сектора
Япония не нравится Fitch
Китай превзошел все прогнозы экономического роста
Западные инвестиции текут в экономику Китая
Реформа связи по-китайски
Число банкротств в Гонконге достигло рекордного уровня
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Fitch снижает рейтинг Бразилии перед выборами
Много дешевого Интернета
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
Десять стран приглашены присоединиться к ЕС в 2004 году
(По информации Интерфакс-Европа, 25.10.02)
Главы государств и правительств стран Европейского Союза официально пригласили 10 государств завершить в декабре окончательный этап переговоров о присоединении к "пятнадцати". Целью этих переговоров должно стать расширение ЕС в начале 2004 года. Такое решение было принято на сессии Европейского совета на уровне президентов и премьер-министров государств- участниц в Брюсселе.
Новыми участниками ЕС станут Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
Таким образом, лидеры 15 стран поддержали предложение Европейской Комиссии о приеме новых государств. В принятом ими заявлении говорится, что эти 10 стран "соответствуют политическим критериям", необходимым для приема, и они "смогут соответствовать экономическим требованиям и выполнять обязанности, вытекающие из их участия [в ЕС], с начала 2004 года".
Главам государств и правительств "пятнадцати" удалось преодолеть разногласия относительно финансирования этого процесса. По оценкам Европейской Комиссии, вступление в ЕС 10 стран обойдется нынешним членам Союза до 2006 года в 23 млрд. евро, причем значительная часть этой суммы пойдет на оказание помощи новым партнерам в рамках единой сельскохозяйственной политики. В связи с этим Германия предлагала вообще сократить размеры этих выплат, против чего возражала Франция, в экономике которой сельское хозяйство играет более заметную роль.
Согласно достигнутому компромиссу, в первый год после их вступления новые члены ЕС будут получать 25% объема помощи, которую получают "пятнадцать", но постепенно эта цифра будет доведена до 100% в 2013 году. Кроме того, после 2006 году планируется вообще ограничить расходы на осуществление единой аграрной политики.
Переговоры о приеме должны быть завершены на встрече ЕС в верхах 12-13 декабря в Копенгагене, а договоры о присоединении - подписаны в Афинах в апреле 2003 года.
Вернуться к содержанию выпуска
Данные о сальдо внешней торговли "еврозоны"
("AK&M", 22.10.02)
Положительное сальдо внешней торговли стран "еврозоны" в январе-августе 2002 года составило 66.9 млрд. евро против 19.7 млрд. евро за аналогичный период прошлого года. В августе положительное сальдо внешней торговли "еврозоны" составило 9.6 млрд. евро. против 5.5 млрд. евро в аналогичный период прошлого года и 13.9 млрд. евро в предыдущем месяце. В странах ЕС сальдо внешней торговли в августе также сложилось положительное - 2.3 млрд. евро против 5.3 млрд. в предыдущем месяце и дефицита 2.7 млрд. евро в августе прошлого года.
Среди отдельных стран, входящих в ЕС, наибольший профицит внешней торговли в январе-июле 2002 года отмечен в Германии (73.6 млрд. евро) и Ирландии (22.5 млрд. евро), наибольший дефицит - в Великобритании и Испании (37.5 млрд. евро и 19.2 млрд. евро соответственно).
Вернуться к содержанию выпуска
Смягчение правил слияний и поглощений
(По материалам статьи "Судный день комиссара", "Ведомости", 24.10.02, автор - Михаил Оверченко)
Европейская судебная система вынуждает чиновников Еврокомиссии пересмотреть чересчур жесткие правила слияний и поглощений. Глава антимонопольного ведомства ЕК Марио Монти пообещал при рассмотрении таких сделок больше прислушиваться к участвующим в них компаниям.
Европейским компаниям консолидироваться труднее, чем их конкурентам из США. Поправки к закону о слияниях и поглощениях, призванные облегчить международные сделки по объединению компаний, разрабатываются не первый год, однако некоторые правительства - в первую очередь германское - активно противятся их принятию.
В июне был сделан важный шаг по либерализации этого сектора: Европейский суд запретил правительствам владеть "золотой акцией", которая в определенных условиях дает право вето. Теперь критики требуют изменить критерии оценки сделок по слиянию и поглощению, применяемые антимонопольным органом ЕК.
Антимонопольный орган Еврокомиссии может запретить сделку или потребовать изменить условия слияния компаний (даже не европейских) с годовым оборотом, превышающим 5 млрд. евро ($4,88 млрд.). За последние три года Монти заблокировал сделок на $200 млрд. Крупнейшим "успехом" ЕК стал отказ в разрешении на слияние General Electric и Honeywell International (размер сделки - $45 млрд.). С 1990 г., когда вступили в действия правила регулирования сделок слияния в ЕС, было заблокировано 22 из 2047 рассмотренных сделок; в 80 случаях компании, видя непреклонную позицию ЕК, сами отказались завершать сделки.
22 октября Европейский суд первой инстанции отменил решение Монти, заблокировавшего покупку французского производителя электрического оборудования Legrand французской же компанией Schneider Electric за 6,6 млрд. евро ($6,43 млрд.). По мнению судей, процесс принятия решения изобиловал "ошибками и упущениями", а компании не получили возможности отстоять свою позицию.
Под огонь критики за слабый экономический анализ и процедурные упущения ЕК попадает второй раз за последние пять месяцев. В июне суд отменил запрет на слияние британских туроператоров MyTravel Group и First Choice Holidays размером $1,3 млрд., поскольку ЕК не смогла, по мнению судей, доказать экономический ущерб от сделки.
В отличие от США европейские антимонопольные органы не должны обосновывать свое решение о запрете на слияние в суде. По мнению критиков, отсутствие судебного надзора делает ЕК одновременно прокурором и судьей. Компании могут подать апелляцию, однако суд может рассматривать ее настолько долго, что даже в случае положительного решения сделку уже трудно довести до конца.
Ситуация меняется. Европейский суд первой инстанции ускорил процедуру рассмотрения подобных дел. Монти тоже идет на уступки. "У нынешней системы действительно есть недостатки в области экономического анализа и прав компаний на защиту", - заявила пресс-секретарь Монти Амелия Торрес. Антимонопольное ведомство планирует создать специальное подразделение, которое будет оценивать анализ и доводы регуляторов. Это должно, в частности, снять обвинения в том, что при анализе слияний ЕК пользуется спорными экономическими теориями. В этом ее упрекали, например, юристы General Electric.
Вернуться к содержанию выпуска
Единой Европе необходима децентрализация
(По материалам интервью Петра Розварина с европейским комиссаром по вопросам региональной политики и реформы институтов Мишелем Барнье, "Время новостей", 23.10.02)
П.Р.: Господин комиссар, чем объяснить столь массированную децентрализацию в странах ЕС?
М.Б.: Это веление времени. Не подумайте только, будто децентрализации от стран - членов ЕС в приказном порядке добивается Брюссель. Нет, Европейский Союз, совершенно естественно, не навязывает своим участникам никаких схем поведения в сфере региональной политики. Союз даже не дает странам никаких указаний по поводу того, как им строить отношения между центром и регионами. Мы исходим из принципа институционной автономии. Если же страны проводят широкую децентрализацию, значит, они понимают, что это необходимо.
П.Р.: Что вы имеете в виду?
М.Б.: У каждого существуют свои причины для активизации региональной политики. В свое время Франция усилиями Гастона Деффера, министра внутренних дел в первые годы правления Франсуа Миттерана, стала, пожалуй, одной из первых западноевропейских стран, проведших широкую программу децентрализации и предоставивших широкие права коммунам, департаментам и регионам. С той поры в Сене немало воды утекло, и другие государства Европы - Швеция, Португалия, Греция - пошли еще дальше по пути регионализации. Не говоря уж о Великобритании, где Лондон передал важные полномочия таким регионам, как Шотландия и Уэльс. Децентрализация необходима Единой Европе, и страны это понимают.
П.Р.: То есть, с одной стороны, происходит усиление управления Европой через брюссельские административные институты, с другой - ускоренными темпами идет регионализация...
М.Б.: Не надо упрощать. Децентрализация - это инновация, партнерство, креативность, быстрота реакции... Чем ближе руководство к нуждам населения, тем разумнее решения. Чем ближе руководство к региону, тем оно оперативнее. В нынешнем мире легче и эффективнее управляет тот, кто не только владеет темой, но и находится на местах. Разве не аксиома? Тем более что происходит четкое разделение компетенций между центром и регионами.
П.Р.: В чем оно заключается?
М.Б.: Учитывая специфику каждой из стран - членов ЕС, трудно однозначно это сформулировать. И тем не менее: "твердое ядро" европейских региональных компетенций - это дорожные инфраструктуры, транспорт, санитарные сооружения, в значительной степени - социальное обеспечение и образование... Государственными же прерогативами остаются международная политика, оборона, службы обеспечения порядка, общеэкономическое управление. Страна - живой организм. Процесс его развития - и вширь, и вглубь - постоянен.
П.Р.: И что гарантия этого развития?
М.Б.: Законы - вот главные инструменты. Почти все западноевропейские страны (исключение составляет, пожалуй, лишь Люксембург) гарантировали в наше время регионам их законодательные компетенции. Да, порой это вызывало протест некоторых законодателей, но большинство понимало жизненную необходимость децентрализации. Конечно, всегда есть "за" и "против". Но, как мне кажется, чисто законодательные проблемы тут куда менее значительны, чем вопросы о разделении финансовой ответственности.
П.Р.: Налоги? Бюджет?
М.Б.: В том числе. За счет чего будет формироваться региональный бюджет: из налогов, собираемых на местах и остающихся в местном бюджете, или за счет вливаний, осуществляемых в региональную казну из центра? Лично я являюсь сторонником первого - фискальной автономии. Чтобы местные власти несли ответственность не только перед избирателями, но и перед налогоплательщиками.
П.Р.: Не вызовет ли такой подход обострение отношений между, скажем, богатыми регионами и бедным центром? Такие столкновения на налоговой ниве уже происходили. Да и есть регионы бедные и есть богатые...
М.Б.: Риск существует. Однако в том-то и состоит задача европейских институтов: в гармонизации усилий всех участников децентрализации, в уравновешивании всех регионов. Иного не дано! Слишком далеко ушла европейская децентрализация. Посудите сами. Ровно половина немецких чиновников работает сейчас в штате ландеров - германских регионов. 40% расходов публичных формирований в Бельгии идут из казны регионов королевства. В Дании объем локальных расходов публичных формирований равен трети величины ВВП страны.
Важность и необходимость понятия "нация" никто и не подвергает сомнению. Но никакая нация не пострадает, если у нее в той или иной степени появятся региональные оттенки. Какова же при этом роль центра? Он должен быть не только управляющим, но и впередсмотрящим, программирующим. И нет в этом контексте никаких глобальных противоречий между странами на европейском уровне. Просто государства как вещи в себе, в качестве главного, а порой и единственного инструмента управления, больше не должно существовать. Надо начать новую славную страницу европейской истории в третьем тысячелетии. Этому поможет широкая регионализация континента.
Вернуться к содержанию выпуска
Экономика Германии: эксперты бьют тревогу
("Немецкая волна", 22.10.02)
Тормозом для развития экономики, по мнению экспертов, могут оказаться ужесточение налогового законодательства и повышение расходов на социальные нужды, планируемые федеральным правительством. Шесть ведущих экономических институтов Германии значительно снизили прогноз роста ВВП. В нынешнем году он составит лишь 0,4%, а не 0,9%, как ожидалось до сих пор, а в будущем – не превысит 1,4%.
Тормозом для развития экономики, по мнению экспертов, могут оказаться ужесточение налогового законодательства и повышение расходов на социальные нужды, планируемые федеральным правительством. Усилия политиков должны быть в первую очередь направлены на поощрение инвестиций и на улучшение положения на рынке труда. Причем, что касается последнего, то времени для реформ остается мало, поскольку соотношение между численностью работающего населения и пенсионеров становится все более неблагоприятным.
Согласно выводам ведущих немецких экономистов, дефицит государственного бюджета Германии в этом году превысит 3% - предельный показатель, допускаемый европейским Пактом стабильности. Закрепленные в этом документе критерии Германия сможет выполнить лишь в будущем году. Впервые за пять лет перспективы развития конъюнктуры на востоке страны лучше, чем на западе. Устранение последствий недавнего наводнения, поразившего восточные федеральные земли, станет мощным импульсом для расширения производства, в первую очередь, в строительной и в смежных с ней областях. Однако переоценивать это не следует – ведь речь идет лишь о восстановлении status quo, предшествовавшего стихийному бедствию.
Негативную оценку дали ведущие экономисты Германии и положению в мировой конъюнктуре. Оно продолжает оставаться крайне нестабильным, прежде всего, из-за угрозы войны с Ираком и повышения цен на нефть.
Вернуться к содержанию выпуска
О приватизации во Франции
(По материалам статьи "Приватизация Air France отложена", "Ведомости", 22.10.02, автор - Виктор Малле)
Неблагоприятная конъюнктура рынка вынудила правительство Франции отложить начало реализации масштабной программы приватизации. В частности, отложена продажа госпакета крупнейшего авиаперевозчика страны - компании Air France.
Французский министр финансов Франсис Мер заявил, что приватизация Air France, вероятно, будет проведена "в течение полугода - года". По словам Мера, правительство уже довольно далеко продвинулось по пути реализации своего пакета в Air France. Доля, принадлежащая государству в авиакомпании, должна сократиться с нынешних 54% до 20%. Однако продаже помешала неблагоприятная рыночная конъюнктура.
"Возьмите, к примеру, ситуацию вокруг Ирака. [В свете происходящих там событий] я не могу представить, что авиационный транспорт в ближайшей перспективе может оказаться особенно привлекательным для инвестиций, - говорит Мер. - Я думаю, что [с продажей Air France] нам придется повременить до следующей весны".
Air France - одна из тех крупных международных авиакомпаний, которые довольно быстро преодолели последствия кризиса авиаотрасли, возникшие после событий 11 сентября 2001 г. Ее благополучие во многом обеспечивает эксплуатация собственной парижской базы в аэропорту Шарля де Голля. Помогает Air France и то обстоятельство, что доступ на французский рынок авиаперевозчиков-дискаунтеров ограничен.
Однако акции компании, которые в марте - апреле находились на своем пике в районе 20 евро ($19,5) за штуку, в последнее время котировались на уровне около 10,5 евро ($10,2). Несмотря на то что бумаги компании выросли на 28% во время подъема парижской фондовой биржи на прошлой неделе (Прим. ведущего: позапрошлой для читателей рассылки), их цена все равно на 36% ниже уровня начала года.
Мер считает, что акции, принадлежащие государству, должны быть проданы "за деньги, которых они стоят, в момент улучшения климата в авиационном бизнесе, но не в сегодняшних [неблагоприятных] условиях".
Правительство Жан-Пьера Раффарена обнародовало амбициозную приватизационную программу, согласно которой в конечном счете будут проданы миноритарные пакеты Electricite de France (EdF) и Gaz de France, а также группы оборонных предприятий Thales, выпускающих электронные системы, и банка Credit Lyonnais.
Министр также сообщил о планах правительства назначить чиновника, который будет курировать вопросы приватизации и должен будет точно установить долю, принадлежащую государству во французских компаниях. В настоящее время это один из самых спорных вопросов, если принять во внимание проблему неразрешимого долга France Telecom в размере 70 млрд. евро ($68 млрд.). Мер подтвердил, что правительство, которому принадлежит 55% -ный пакет во France Telecom, будет работать над рекапитализацией компании и продаст ее в "наименее неблагоприятный момент".
Участие государства в EdF, ввязавшейся в дорогую международную инвестиционную программу, и Credit Lyonnais, спасенного от банкротства за счет налогоплательщиков в 1990-е гг., также, скорее всего, будет подвергнуто особенно пристрастной ревизии, санкционированной Мером.
Вернуться к содержанию выпуска
Данные о ВВП Великобритании
("AK&M", 25.10.02)
ВВП Великобритании вырос в III квартале 2002 года на 0.7% к предыдущему периоду. В годовом исчислении экономика Великобритании выросла по итогам квартала на 1.7%.
По мнению опрошенных агентством Bloomberg аналитиков, беспокойство по поводу замедления темпов стабилизации мировой экономики и снижения потребительского спроса может привести к очередному снижению процентной ставки Банком Англии. Напомним, что в прошедшем году ставка в Великобритании снижалась семь раз. Сейчас она составляет 4%, что является самым низким уровнем с 1964 года.
Вернуться к содержанию выпуска
На рынке электроэнергетики Великобритании
(По материалам статьи "Трейдеры США уходят из Европы", "Ведомости", 22.10.02, автор - Владимир Волков)
Пятая по величине энерготрейдинговая компания США - TXU - заявила о своем намерении покинуть розничный рынок энергии Великобритании, в связи с чем выставила на продажу большую часть активов своей европейской "дочки" TXU Europe. Наблюдатели склонны полагать, что право на покупку активов скорее всего получит немецкая E.ON.
По мнению аналитиков, стоимость европейского розничного бизнеса TXU, выставленного на продажу, составляет около $2,6 млрд. Кроме розницы сделка предполагает продажу ряда других активов, включая три электростанции. Помимо E.ON в тендере на покупку британских активов TXU Europe участвуют еще три компании, включая германскую RWE, шотландские Scottish Power и Scottish and Southern Energy.
По мнению экспертов, E.ON более других заинтересована в покупке и имеет самые высокие шансы на победу. Компания остро нуждается в наращивании розничной клиентской базы. Это нужно для того, чтобы увеличить рентабельность Powergen - третьей по величине генерирующей компании Великобритании, которую E.ON купила в нынешнем году за $14 млрд. Розничная клиентская база Powergen насчитывает около 3 млн. потребителей. Топ-менеджеры E.ON и аналитики полагают, что для ее прибыльной работы необходимо не менее 5 млн. абонентов. Покупка TXU Europe, обслуживающей в общей сложности около 5,5 млн. розничных потребителей электричества и газа Великобритании, позволила бы решить эту проблему.
"Покупка [розничных] потребителей TXU даст возможность E.ON [набрать] критическую массу в поставках [энергии] и поможет выдержать падение оптовых цен, - цитирует агентство Bloomberg аналитика SG Securities Филипа Холлобоуна. - В настоящий момент у него [E.ON] объемы генерации превышают объемы поставок". В свою очередь, продажа европейского бизнеса является вопросом выживания для TXU, которая испытывает значительные трудности в США, нуждается в средствах для расплаты по многочисленным долгам.
Кроме того, TXU Europe несет постоянные убытки из-за обязательства покупать электроэнергию по долгосрочным контрактам, заключенным на пике цен на оптовом рынке. С 1998 г. оптовые цены упали на 40%, а розничная цена снизилась не так заметно. Таким образом, компания вынуждена платить за энергию значительно больше ее текущей рыночной стоимости. Бизнес TXU Europe окончательно перешел в фазу кризиса в начале октября, после того как материнская компания TXU объявила о снижении прибыли и отказе выделять обещанные ранее инвестиции на сумму $700 млн. Рейтинговые агентства снизили рейтинг TXU Europe до бросового уровня.
Новая сделка приведет к дальнейшей консолидации британского розничного рынка энергии, на котором сегодня доминируют британская Centrica (British Gas), немецкие RWE и E.ON и французская государственная компания Electricite de France.
Продажа TXU Europe увенчает исход американских компаний с розничного энергорынка Европы. Еще недавно в Великобритании из 14 компаний этого сектора девять имели американские корни. Сегодня вслед за American Electric Power, Aquila и Mirant, не выдержавших конкуренции и падения цен на оптовом рынке, уходит и последняя - TXU.
Вернуться к содержанию выпуска
О развитии ветроэнергетики в странах ЕС
("Эксперт", 14.10.02, автор – Юрий Малинов)
Iberdrola, вторая по величине энергокомпания Испании, - объявила о планах расширить свою деятельность в сфере возобновляемой энергии за счет стратегического альянса с Gamesa Energia S.A., крупным производителем ветряных турбин. Iberdrola выкупит за 1 млрд. евро (986 млн. долларов) у Gamesa парки строящихся в Испании ветряных электростанций общей мощностью 982 МВт, две трети которых вступят в строй к концу этого года. Iberdrola также взяла обязательство дополнительно приобрести в течение четырех лет турбины общей мощностью 1100 МВт. В рамках соглашения обе компании будут совместно осуществлять экспансию на европейских рынках.
Iberdrola планирует увеличить мощность своего "ветряного парка" до 3800 МВт к 2006 году (1920 МВт к концу этого года). Компания отмечает, что в результате альянса с производителем ветряных турбин 56% ее производственных мощностей будут работать на возобновляемых источниках энергии, а 80% не будут производить вредных выбросов в атмосферу.
Сделка Iberdrola с Gamesa осуществляется на волне озабоченности европейцев усилением загрязнения окружающей среды, что заставляет правительства стран — членов Евросоюза поддерживать инициативы, нацеленные на производство электроэнергии из возобновляемых источников. ЕС задался целью производить к 2010 году почти четверть всей электроэнергии в Евросоюзе из возобновляемых источников — энергии ветра, воды и солнца. Этот процент еще выше для стран с благоприятным климатом, например Испании, где с помощью таких источников энергии уже к концу десятилетия должно производиться до 30% электроэнергии.
Вернуться к содержанию выпуска
Суд по делу "Испания против Еврокомиссии"
("AK&M", 22.10.02)
Суд ЕС (Court of Justice) частично аннулировал решение Еврокомиссии, которая признала несовместимыми с принципами общего рынка действия правительства Испании, предоставлявшего субсидии для покупки нового транспорта.
Вызвавшие нарекания Еврокомиссии мероприятия (Plan Renove Industrial) были направлены на стимулирование региональных властей, которые заменяли принадлежащие физическим лицам устаревшие транспортные средства. Органам местной власти предоставлялись ссуды для финансирования закупки или покупки в рассрочку новых транспортных средств. В 1998 году Еврокомиссия объявила эти мероприятия препятствующими свободной конкуренции на рынке дорожного транспорта, а также несовместимыми с директивами окружающей среды (Environmental Guidelines) и потребовала их прекратить. В свою очередь, Испания в отклике на это решение объявила, что предоставляемые субсидии для закупок нового транспорта не являлись широкомасштабной государственной помощью, предоставлялись в небольших размерах и не противоречат инструкциям ЕC. Кроме того, замена старого транспорта служит, по мнению испанского правительства, целям улучшения экологии и дорожной безопасности.
Суд пришел к выводу о различии помощи, предоставляемой нетранспортным компаниям и компаниям, профессионально работающим в транспортном секторе. Так, мнение Еврокомиссии о том, что стимулирование испанских крупных компаний, даже в минимальных размерах, ставит компании других государств-участников ЕC в невыгодные условия и препятствует свободной конкуренции на транспортном рынке, суд поддержал. Однако отметил, что Еврокомиссия в своем заключении не исследовала характер мероприятий Испании на предмет того, являются ли они действительно стимулированием крупных транспортных компаний. Также суд указал на то, что Еврокомиссия не аргументировала несоответствие Plan Renove Industrial директивами окружающей среды.
Вернуться к содержанию выпуска
Чиновники ЕС ищут в Афинах "черные дыры" в бюджете
(РИА "Новости", 24.10.02)
В Афины с инспекцией прибыла комиссия Европейской статистической комиссии (Евростат). Чиновники Евросоюза намерены выяснить, соответствуют ли заявленные расходы греческого государственного бюджета реальным затратам. Они сомневаются в некоторых цифрах, предоставляемых государственным казначейством Греции, начиная с 1998 года. Так, по информации экспертов ЕС, расходы Греции на оборону составили за этот период 1,2 трлн. драхм (3,5 млрд. евро), в то время как бюджет страны отводил на эти цели 300 млн. драхм. Таким образом, только по статье "национальная оборона" реальные расходы греческого бюджета вчетверо превысили официально объявленные ассигнования.
Проверке комиссии подвергнутся и другие статьи греческого бюджета. Как ожидается, давление финансовых чиновников ЕС может вынудить Грецию раскрыть все внебюджетные траты и, таким образом, существенно увеличить признаваемый правительством бюджетный дефицит страны.
Вернуться к содержанию выпуска
В экономическом пространстве Болгарии возрастает доля "серой" экономики
(РИА Ореанда, 22.10.02)
Согласно данным, полученным в результате анализа делового климата Болгарии, подготовленного Болгарской Промышленной Ассоциацией (Bulgarian Industrial Association), в течении последних месяцев снизился покупательский спрос и выросла доля "серой" экономики. В соответствии с этими данными, большая часть спроса удовлетворяется "серой" экономикой. Исследование также показало увеличение денежного оборота на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.
Исследование проводилось по 16 характеристикам макроэкономической и 7 - микроэкономической среды. Среди них - объем внутренних и внешних инвестиций, уровень занятости, рынки, сфера потребления, эффективность правовой системы. Данные для исследования были предоставлены Национальным институтом статистики (National Statistics Institute), Национальным Банком Болгарии (Bulgarian National Bank) и собственными источниками Болгарской Промышленной Ассоциации.
Вернуться к содержанию выпуска
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Япония отложила финансирование банковского сектора
("Время новостей", 24.10.02, автор – Денис Уваров)
Руководитель финансовых служб страны Хейдзо Такенака принял решение пока не публиковать план по возмещению безнадежных кредитов (общая сумма "плохих" кредитов составляет 415 млрд. долларов) национальным банкам. Парламент не принял план кабинета Дзюнъитиро Коидзуми, посчитав его слишком жестким, так как он предполагает принудительное списание кредитов, что может стать причиной банкротств многих национальных компаний. Отсрочка в принятии плана вызывает беспокойство в деловых кругах страны и среди иностранных инвесторов. Эксперты полагают, что подобные разногласия в правительстве могут привести к политическому кризису. "Мы недостаточно разъяснили свою политику", - признал министр финансов Масадзюро Сиокава. По его мнению, программа должна быть принята до конца октября.
Вернуться к содержанию выпуска
Япония не нравится Fitch
("Ведомости", 25.10.02, автор - Михаил Оверченко)
Рейтинговое агентство Fitch может понизить рейтинг Японии, если план по реформированию банковской системы, представление которого было сорвано в начале этой недели, будет вновь отложен или если предложенные меры окажутся недостаточными. 24 октября Fitch раньше других агентств отреагировало на неудачную попытку правительства Японии представить предложения по избавлению банковской системы от $420 млрд. безнадежных долгов. Fitch готово снизить рейтинг Японии.
План должен был обнародовать во вторник (22.10) Хейдзо Такенака, назначенный 30 сентября руководителем Управления финансовых услуг - органа, осуществляющего надзор за банковским сектором. Однако объявление было отложено: консервативные члены правящей Либерально-демократической партии резко воспротивились жестким мерам, разработанным Такенакой. Как сообщила газета Nihon Keizai (без ссылки, впрочем, на какие-либо источники), эти меры предполагают, в частности, введение более жестких критериев по учету активов; банки, которые не смогут улучшить свое финансовое положение, будут переводиться под контроль государства; безнадежные долги могут быть сняты с балансов банков и переведены в специальную компанию, которая займется их продажей. Премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми в среду поддержал план Такенаки, однако по-прежнему остается неясным, когда может начаться банковская реформа. Аналитики уже давно говорят о том, что без очистки банковского сектора Японии не удастся активизировать денежные потоки в экономике и выйти из третьей за последнее десятилетие рецессии.
"Япония, похоже, единственное место, где получаешь по рукам еще до того, как что-нибудь предложишь", - заявил аналитик Fitch по суверенным рейтингам Брайан Коултон. По его словам, если обнародование плана будет отложено еще раз или "он окажется настолько размытым, что не будет способствовать никаким реальным изменениям, шансы на сохранение рейтинга на нынешнем уровне будут ничтожными". Об этом же говорится и в официальном пресс-релизе агентства: "Если будет продолжаться политика частичных, неэффективных перемен, Fitch, скорее всего, понизит рейтинг банковского сектора Японии".
Японский рейтинг Fitch - АА (третий уровень после самого высокого) - выше, чем у других агентств. Рейтинг Moody's Investors Service - A2 (шестой уровень), Standard & Poor's - АА- (четвертый).
Вернуться к содержанию выпуска
Китай превзошел все прогнозы экономического роста
(РИА Ореанда, 22.10.02)
За первые 9 месяцев этого года рост ВВП Китая составил 7,9%. Правительство надеется на сохранение темпов экономического роста до конца года. По предварительным расчетам, годовой ВВП может превысить 1,21 трлн. долларов.
В то время, как Америка всем силами борется с рецессией, спадом производства и потребления, Китай заявляет о 8,1%-м экономическом росте за III квартал. По мнению аналитиков, одна из причин экономического роста Китая заключается в крупных правительственных расходах на сооружение дорог, зданий, научные исследования, социальное обеспечение и образование. За период с начала года правительственные расходы возросли на 17,6 % по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Также росту способствовали возросшая доля экспорта Китая в общем объеме произведенной продукции и значительные инвестиции из-за рубежа. Значительное увеличение доли экспорта связано со вступлением Китая в ВТО в декабре прошлого года и улучшением условий торговли с иностранными партнерами.
Иностранные компании привлекает дешевая рабочая сила и множество потенциальных возможностей снижения производственных издержек своей продукции. Крупная часть иностранных инвестиций в экономику Китая приходится на высокотехнологичные компании - производителей сотовых телефонов (Nokia и Motorola ) и автомобилей (Toyota Motor и Nissan).
Вернуться к содержанию выпуска
Западные инвестиции текут в экономику Китая
(По материалам BBC NEWS, 23.10.02)
В преддверии визита Цзяня Цзиминя в США, американские и китайские компании заключают сделки на миллиарды долларов.
Соглашения об американских инвестициях в экономику Китая, подписанные в Нью-Йорке, предусматривают вложение средств в алкогольную, нефтяную, телекоммуникационную и машиностроительную отрасли экономики КНР. По словам секретаря по коммерческим вопросам США Дона Эванса, "…эти договоренности являются прекрасным примером взаимовыгодных экономических взаимоотношений между США и Китаем". Помимо американских компаний, возможность инвестирования в Китае получили также некоторые европейские предприятия.
Так, Motorola, Ericsson, Lucent Technologies и Nortel Networks подписали контракт на $1.2 млрд. со вторым по величине китайским оператором сотовой связи China United Telecommunications (China Unicom). Контракт предусматривает модернизацию сетей китайского оператора и расширение зоны их охвата на северные и центральные районы страны.
В свою очередь, компании Exxon Mobil и BP подписали соглашения о расширении своего присутствия в энергетической индустрии Китая. Так, China Petroleum and Chemical (Sinopec) и Exxon Mobil согласились построить совместные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в прибрежных провинциях Гуандун и Фуцзянь. В настоящее время Sinopec является крупнейшим химическим и нефтехимическим предприятием в КНР. Тем временем, ВР планирует в будущем году вложить $800 млн. в строительство химического завода совместно с Sinopec, а также в создание сети бензоколонок совместно с PetroChina.
Среди других крупных сделок между Западом и Востоком можно отметить соглашение об инвестициях, подписанное крупнейшей в мире пивоваренной компанией Anheuser-Busch, которая планирует в течение ближайших семи лет увеличить свою долю в ведущем китайском пивоваре Tsingtao Brewery с 4.5% до 27%.
Вернуться к содержанию выпуска
Реформа связи по-китайски
(The Economist, 19.10.02, перепечатано в журнале "Русский фокус", 21.10.02)
Ровно пять лет тому назад, в самый разгар азиатского кризиса, телекоммуникационная компания из КНР China Telecom успешно провела в Гонконге первое публичное размещение акций (IPO). С тех пор компания, переименованная в China Mobile, превратилась в крупнейшего в мире оператора мобильной связи, а ее акции стали котироваться в качестве "голубых фишек" на гонконгской фондовой бирже.
Другая телекоммуникационная компания из КНР - China Telecom (CT) - на прошлой неделе начала свою деятельность в Гонконге в надежде повторить этот успех. Сегодня ситуация на рынке куда сложнее: акции телекоммуникационных компаний не в фаворе. Тем не менее руководство CT и банкиры начали уговаривать инвесторов выложить ни много ни мало $3,7 млрд., и в случае успеха их компания станет одним из трех самых крупных IPO в мире в этом году.
Это могло бы быть вполне заслуженной наградой китайскому правительству, которое предприняло впечатляющие усилия по превращению телекоммуникационной отрасли страны из убыточной, основанной на плановом хозяйстве, в нечто похожее на эффективную, рыночную индустрию услуг. Когда министр телекоммуникаций Китая Ву Джичуан в начале этого года похвалялся, что за пять лет Китай прошел путь, на который европейским странам потребовалось десятилетие, он говорил почти правду.
Как China Mobile, так и China Telecom вышли из недр Министерства почты и телекоммуникаций, которое до середины 90-х гг. отвечало за все виды услуг в сфере телекоммуникационной связи в стране, будучи по существу личной вотчиной Ву. Затем - поначалу против его желания - высшее руководство Пекина решило создать в отрасли, поэтапно, условия конкурентной борьбы. В 1994 г. была выдана лицензия второму оператору мобильной связи - China Unicom, подчинявшемуся конкурирующему министерству. В конце 90-х гг. министерство Ву было превращено в государственный регулирующий орган, а сам рынок телекоммуникаций поделен между четырьмя компаниями (по одной на каждый сектор) - стационарной, мобильной, пейджинговой и спутниковой связи.
Пока наибольшее влияние эти реформы оказали на рынок мобильной связи. За десять лет с момента его зарождения количество абонентов возросло с нуля до 145 млн. в прошлом году, что сделало рынок мобильной связи Китая самым крупным в мире. Обе "сестры" - China Mobile и China Unicom - котируются в Гонконге, деятельность их, по крайней мере по китайским стандартам, прозрачна, они ведут ожесточенную борьбу за клиентов.
В этом году правительство взялось за рынок стационарной связи. В мае были поделены остатки бывшей империи Ву - на сей раз с точки зрения географии. Одна компания, China Netcom, унаследовала телефонную сеть в 10 северных и западных провинциях. Другая получила остальные 21 провинцию, включая самые богатые на юге и востоке, и сохранила наименование China Telecom.
Суть идеи в том, что эти две компании (а в конце концов их станет еще больше) осуществят интервенцию на территорию конкурента, обеспечивая потребителям реальную возможность выбора. Хотя это еще не настоящая конкуренция, которой правительство якобы хочет добиться. То и дело появляются слухи о невероятных случаях, когда компании перерезают кабели оппонентов, ломают аппаратуру или избивают персонал своих соперников. Тем не менее основные рыночные условия созданы.
Правда, для инвесторов подобная искусственно насаждаемая конкурентная борьба делает акции China Telecom менее привлекательными. Доходы двух операторов мобильной связи в перерасчете на одного пользователя в течение последних лет снижаются. Сегодня около 11% населения Китая имеют мобильные телефоны. Другими словами, все китайцы, которые могут позволить себе иметь мобильник, его уже приобрели. Поэтому новых абонентов можно заполучить лишь за счет значительного снижения цен. Рынок стационарной связи, где охват шире (на уровне 180 млн., или 14% населения) может постигнуть та же участь в смысле эрозии доходности.
По иронии судьбы то, что китайское правительство остается основным владельцем всех телекоммуникационных компаний, отчасти весьма удобно. Например, только 20% акций CT предлагаются для публичной продажи. И правительство, по его собственному признанию, печется не только об интересах потребителей. Оно хотело бы видеть сильных и доходных операторов, таких, которые могли бы понравиться иностранным инвесторам и дать отпор зарубежным конкурентам, которым когда-нибудь, в отдаленном будущем, будет позволено официально выйти на китайский рынок.
Вернуться к содержанию выпуска
Число банкротств в Гонконге достигло рекордного уровня
(Газета.ru, 21.10.02)
Число персональных банкротств в Гонконге в сентябре продолжило расти и составило за январь-сентябрь 17427 против 5963 за аналогичный период 2001 года. В сентябре количество банкротств составило 2580 против 716 в сентябре 2001 года.
Вернуться к содержанию выпуска
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Fitch снижает рейтинг Бразилии перед выборами
(По материалам статьи "Несвоевременное решение", "Ведомости", 23.10.02, авторы - Михаил Оверченко и Николай Мазурин)
Агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Бразилии по заимствованиям в иностранной и национальной валютах с В+ до В. Минфин и Центробанк Бразилии назвали этот шаг несвоевременным - через неделю в стране должен состояться второй тур президентских выборов. Между тем российские еврооблигации стоят как скала, не обращая ни малейшего внимания на все бразильские неурядицы.
"Fitch обосновывает [решение о понижении рейтинга] тем, что с политической точки зрения страна находится в переходном периоде. Таким образом, оно основано на том, что может произойти, а может и не произойти, - говорится в заявлении Минфина и ЦБ. - В своем заявлении рейтинговое агентство само признало неспособность четко определить нынешнюю ситуацию".
В воскресенье должен состояться второй тур выборов, который, по всем признакам, выиграет кандидат от левой оппозиции Луиш Инасиу Лула да Силва. В первом туре он набрал 46,4% голосов, тогда как проправительственный кандидат Жозе Серра - всего 23,2%. Сейчас да Силву, судя по опросам общественного мнения, поддерживают около 60% избирателей.
Fitch обосновывает снижение рейтинга "ухудшением кредитоспособности страны вследствие неослабевающей неопределенности относительно преемственности экономической политики и способности обслуживать долги после смены власти". Снижение рейтинга привело к падению курса реала на 1% до 3,915 реал/$.
По мнению финансовых властей Бразилии, сколь-либо серьезные оценки риска, связанного с обслуживанием суверенных долгов, можно будет давать лишь через несколько недель после выборов. Кроме того, в своем анализе эксперты Fitch, как утверждают в правительстве, использовали неверную и устаревшую информацию: в частности, агентство оценило финансовые потребности правительства в 2003 г. в $24 млрд., тогда как само оно говорит о $21 млрд.
Агентство Standard & Poor's не намерено изменять свой рейтинг Бразилии - В+ с негативным прогнозом - ни в ту, ни в другую сторону. С одной стороны, способность да Силвы грамотно управлять страной и обслуживать долги остается под вопросом; с другой стороны - неопределенность относительно исхода выборов практически пропала, и это способствовало улучшению ситуации на рынке бразильских долговых обязательств. "Причин для изменения рейтинга нет", - говорит Джейн Эдди, управляющий директор Standard & Poor's по рейтингам латиноамериканских стран.
Между тем, бразильские инвесторы научились превращать экономические невзгоды в прибыль. Из-за падения курса реала, снизившегося с октября 2001 г. на 45%, индекс потребительских цен вырос за то же время на 9%, оптовых цен - на 17%. Инфляция позволяет правительству привлекать дополнительные средства: доля облигаций, привязанных к инфляции, в общем объеме внутреннего долга, составляющего 700 млн. реалов ($178 млн.), выросла с 8% в январе до 10% в августе. Паевые фонды активно инвестируют в эти бумаги. Например, доход от инвестиций Caixa Capital, вкладывающего в гособлигации NTN-C с фиксированной ставкой около 10%, привязанные к индексу розничных и оптовых цен, составил за период с августа по 15 октября 7,62%. "Сегодня инфляция - лучший инвестиционный инструмент", - говорит Эдсон Нассименто де Оливейра, вице-президент Caixa.
Вернуться к содержанию выпуска
Много дешевого Интернета
("Ведомости", 25.10.02, автор - Юрий Грановский)
Услуги интернет-доступа в России стремительно дешевеют. 24 октября первый замминистра связи Борис Антонюк заявил, что к 2005 г. цены на подключение к Сети упадут на 40%, а к 2010 г. - еще на 50%. При этом в ближайшие три года количество пользователей Интернета в нашей стране будет расти куда быстрее, чем в остальном мире.
За день до заявления Антонюка исследовательская компания IDC опубликовала данные своего изучения рынка интернет-доступа. По мнению аналитиков IDC, в 2002 г. отечественные интернет-провайдеры предоставят услуг на очень внушительную сумму - $600 млн. А в сентябре фонд "Общественное мнение" (ФОМ), пользуясь принятыми на Западе методиками подсчета количества пользователей Сети Nielsen/NetRatings, обнаружил, что аудитория Рунета составляет почти 9 млн. человек, что вывело нашу страну на почетное 7-е место в Европе по уровню проникновения Интернета.
По данным Антонюка, в ближайшие три года население Рунета вырастет в восемь раз, в то время как число пользователей Сети во всем остальном мире лишь удвоится. Он полагает, что столь стремительный рост числа российских пользователей Сети прежде всего связан с ростом продаж персональных компьютеров. Антонюк уверен, что отечественный парк компьютеров к 2010 г. вырастет в четыре раза. На конец 2001 г., по данным IDC и Всемирного банка, в нем насчитывалось около 11,2 млн. компьютеров.
Директор исследовательского центра ITResearch Юрий Бонкарев подтверждает данные о высоком темпе роста продаж компьютеров. Например, в первом полугодии 2001 г. в России их было продано 930 000 шт., а за аналогичный период текущего года - уже 1,13 млн. шт. По прогнозам Бонкарева, уже в этом году объем продаж компьютеров всех типов (включая ноутбуки и серверы) преодолеет рубеж в 3 млн. единиц.
И все же главной причиной роста подключений к Сети эксперты называют быстрое падение цен. "Мы, например, в течение полугода снизили цены на коммутируемый доступ примерно на 30%. После последнего снижения - в сентябре - число новых подключений у нас подскочило на треть по сравнению с августом", - говорит генеральный директор "МТУ-Интела" Николай Репин.
Альберт Сафиуллин, директор департамента развития услуг и маркетинга компании "Совинтел", входящей в группу компаний Golden Telecom, также считает снижение стоимости услуг доступа в Сеть одним из основных факторов растущей популярности Интернета. Он отмечает, что в Москве цены падают быстрее, чем в регионах. Это связано с тем, что в столице конкуренция между операторами выше, а себестоимость услуг ниже. "Рост числа клиентов коммутируемого доступа за последний год можно оценить в 70 - 100% в зависимости от региона. Прирост клиентов широкополосного доступа за то же время составил 40 - 50%", - говорит Сафиуллин.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||