Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


21 октября 2002 г. Выпуск №276
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         
Цена честности
         Прогноз мирового спроса на нефть
         Мексика разоблачила руководство ОПЕК
         Последние прогнозы развития мирового рынка полупроводниковых приборов
         ВОЗ призывает все государства мира поднять цены на сигареты
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         McDonald's: хорошие гамбургеры, плохие акции
         Создана Франкофонная федерация банков
         Philips обещает прибыли
         Точка в деле Andersen?
         D'Arcy растащат по кусочкам
         Новости корпораций "одной строкой"
         Новости рынка поглощений и слияний
         Эксперты Standard&Poor’s: "Что лучше – Кока-кола или Пепси-кола?"
США И КАНАДА
         Данные об инфляции в США в сентябре
         Америка боится дефляции
         Сокращение промпроизводства в США в сентябре
         О ситуации в электроэнергетике США
         Рост торгового дефицита США
         Пентагон тратит все больше
         Сколько стоит американский солдат?
         Счастье американских оружейников
         $1 – хорошие деньги для NASDAQ


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Цена честности
   
("Ведомости", 16.10.02, авторы - Екатерина Кудашкина и Максим Трудолюбов)
   Почти половина международных компаний были вынуждены в последние пять лет отказаться от инвестиций в другие страны из-за того, что их конкуренты перебили у них бизнес с помощью взяток. К такому выводу пришли исследователи консалтинговой фирмы Control Risks Group. Составители доклада под названием "Лицом к коррупции" в течение пяти лет исследовали взяткодательство как прием конкурентной борьбы. С этой целью они провели опрос среди руководителей 250 компаний из США, Британии, Нидерландов, Сингапура, Германии и Гонконга, активно работающих на международном рынке.
   По данным исследования, наиболее щепетильны британские компании - 48% из них подтверждали свое нежелание общаться со взяточниками отказом от инвестиционных проектов. В США "порядочных" компаний 42% , в Германии - 40% , в Нидерландах - 38%, а в Гонконге и Сингапуре - по 26%.
   Наиболее уязвимым для коррупции сектором опрошенные назвали нефтегазовую индустрию и строительные проекты, финансируемые из государственных или муниципальных источников. Другими словами, нефтегазовые компании вынуждены решать, давать взятки или нет, чаще других, и для 52% из них такой выбор ставит крест на потенциально выгодных вложениях. Причина этого, по мнению экспертов Control Risks, в том, что большая часть новых месторождений находится в развивающихся странах с тяжелой коррупционной обстановкой. Чуть более 40% опрошенных компаний заявили, что из-за нечестной игры конкурентов проигрывали госзаказы в прошлом году, и 55,8% опрошенных теряли бизнес в этой сфере в течение пяти лет. А вот в телекоммуникационном секторе честный бизнес чувствует себя куда благополучнее - только 27,3% компаний не смогли обойти конкурентов-взяткодателей. Возможно, причина в том, что конкуренция в этой области особенно сильна и компаниям приходится больше бороться друг с другом, чем с чиновниками.
   Данные исследования взяткодательства, проведенного в этом году Transparency International, свидетельствуют о том, что "конкурентное преимущество" перед особо щепетильными бизнесменами имеют российские, китайские, южнокорейские и итальянские корпорации. Они охотнее других дают взятки за улучшение инвестиционного климата для себя в развивающихся странах.
   Бизнесмены тех государств, которые обычно в рейтингах коррупции оказываются в верхней - "чистой" - части таблицы, активно грешат взяткодательством за границей. Наиболее яркие примеры - США и Япония. Хотя в обеих странах приняты законы, запрещающие их компаниям давать взятки за границей, и американские, и японские транснациональные корпорации охотно подкупают чиновников других стран.
   В исследовании Transparency International США и Япония набрали по 5,3 балла по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов соответствуют высшей степени "коррупционной чистоты". Это хуже результатов корпораций из Франции, Испании, Германии, Сингапура и Великобритании. Наиболее низкий уровень коррупционной предрасположенности показали фирмы из Австралии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Канады, Голландии и Бельгии.

Вернуться к содержанию выпуска

   Прогноз мирового спроса на нефть
   
("Финансовые известия", 15.10.02)
   Очередной доклад о конъюнктуре мирового рынка нефти опубликовало международное энергетическое агентство IEA. Агентство понизило свои прогнозы по росту мирового спроса на нефть в 2002-м и 2003 г. по сравнению с сентябрьским прогнозом. Прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2002 г. понижен на 50 тысяч баррелей в день — до 170 тысяч баррелей в день. IEA прогнозирует, что мировой спрос на нефть в 2002 г. составит в среднем 76,64 млн. баррелей в день. Прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2003 г. понижен на 100 тысяч баррелей в день — до 1,04 млн. баррелей в день. IEA прогнозирует, что мировой спрос на нефть в 2003 г. составит в среднем 77,7 млн. баррелей в день. Понижение прогнозов по росту спроса на нефть учитывает влияние высоких цен на нефть и замедление в восстановлении роста мировой экономики. Из-за высоких цен на нефть нефтеперерабатывающие компании уменьшили закупки сырой нефти, предпочитая использовать свои запасы. Это привело к значительному уменьшению товарных запасов нефти в индустриальных странах. IEA считает что ОПЕК способствовала искусственному повышению цен на нефть нежеланием увеличить официальную квоту на добычу.

Вернуться к содержанию выпуска

   Мексика разоблачила руководство ОПЕК
   
("Коммерсантъ", 15.10.02)
   Мексика проводит тщательный мониторинг экспортных поставок нефти-сырца, осуществляемых государствами-членами ОПЕК. Об этом сообщил министр энергетики этой страны Эрнесто Мартенс. По его словам, "цифры последнего месяца явно демонстрируют некоторое увеличение квот на добычу и экспорт нефтяного сырья со стороны мирового нефтяного картеля, однако мы должны проанализировать эти данные и понять, какое влияние это перепроизводство нефти оказывает на международные рынки сырья".
   Мартенс не стал вдаваться в вопрос о том, намерена ли Мексика также увеличить свой нефтяной экспорт в случае, если ОПЕК будет продолжать наращивать объемы своего производства сырой нефти за пределы согласованных на 121-й конференции в Осаке квот. Как заявил министр, "проблема состоит не в том, кто и насколько увеличивает производство "черного золота", а главная проблема - в сбалансированности мировых рынков сырья и обеспечении необходимых резервов нефти в государствах-потребителях углеводородного сырья".
   Мексика, не являясь членом ОПЕК, согласилась на ограничения своего нефтяного экспорта по согласованию с руководством мирового нефтяного картеля, с которым она поддерживает деловые отношения.

Вернуться к содержанию выпуска

   Последние прогнозы развития мирового рынка полупроводниковых приборов
   
(БИКИ, 05.10.02)
   По последним данным американской Ассоциации полупроводниковой промышленности "SIA" ("Semiconductor Industry Association"), вслед за кризисом, в котором находился рынок полупроводниковых приборов (ПП) в 2001 г., с I квартала 2002 г. на нем начался постепенный рост. По расчетам аналитиков, в 2002 г. в целом прирост будет еще не слишком значительным (всего порядка 3% по сравнению с провальным 2001 годом); докризисный уровень годового спроса ожидается ими лишь в 2004 г. - после двукратного более чем 20%-ного среднегодового расширения.
   Сейчас динамику развития мирового рынка ПП "SIA" оценивает следующим образом (млрд. долларов США): 2002 г. - 143, 2003 г. - 177 (увеличение примерно на 23,2%), 2004 г. -213 (на 20,9%), 2005 г. - 215 (на 0,9%).
   По словам вице-президента по вопросам экономики фирмы "STMicroelectronics" Ж.-Ф. Довэна, в будущем году прирост продаж прогнозируется практически во всех регионах мира, но лидирующую роль в этом отношении будут играть страны АТР (без Японии) -единственный регион, где емкость рынка расширится и в нынешнем году (на 27% - до 51 млрд. долларов). В 2005 г. отгрузки ПП там будут определяться уже в 80 млрд. долларов, тогда как в США - в 51 млрд. долларов.
   Согласно утверждению президента "Conexant Systems" Д. Декера, столь быстрое развитие рынка ПП в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом будет стимулироваться все большим распространением там практики субподряда в сочетании с высоким спросом со стороны внутренних рынков.

Вернуться к содержанию выпуска

   ВОЗ призывает все государства мира поднять цены на сигареты
   
(РБК, 15.10.02)
   Всемирная организация здравоохранения призывает все государства мира поднять цены на сигареты и табачную продукцию. Представители ВОЗ утверждают, что этот шаг поможет спасти миллионы жизней. Эксперты предлагают увеличить цены по меньшей мере на 5%. По их мнению, этот шаг будет особенно эффективен в бедных странах, где процент курящих выше и высокая цена может уберечь молодежь от вредной привычки.
   ВОЗ опирается на последнее сообщение Всемирного банка, в котором высказано предположение, что увеличение цены табачных изделий на 10% заставит 40 млн. человек отказаться от курения. Миллионы же просто не начнут курить. В заявлении ВОЗ подчеркивается, что "увеличение цены может спасти 10 млн. жизней, 9 млн. из них - в развивающихся странах". В заявлении также говорится, что если 10-процентное увеличение покажется правительствам слишком крутой мерой, то оно может начинать с пятипроцентного увеличения.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   McDonald's: хорошие гамбургеры, плохие акции
   
(По материалам Business Week, 15.10.02)
   Не секрет, что на Уолл-Стрит уже давно без особого энтузиазма относятся к финансовым результатам гиганта общепита McDonald's. При этом, неоднократно появлявшимся у инвесторов в последние годы надеждам на оздоровление этой компании пока не суждено реализоваться. В очередной раз McDonald's разочаровала рынки 17 сентября, когда ее представители заявили о существенном сокращении ее реальных финансовых показателей по сравнению с плановыми как по итогам III квартала, так и по итогам года в целом.
   В результате, по состоянию на 14 октября акции компании упали на 13% до $18 (в последний раз котировки акций McDonald's находились на этом уровне еще в 1995 году). При этом, в течение предшествующих недель акции погружались еще глубже, вплоть до отметки в $16.56 за акцию.
   Стремясь успокоить инвесторов, генеральный директор McDonald's выступил с планом восстановления ведущих позиций этой компании в индустрии быстрого питания США. Указанный план предусматривает вложения в размере $300 млн. - $400 млн. в течение ближайших полутора-двух лет с целью помочь McDonald's удержать свою клиентскую базу в США перед лицом усиления конкуренции со стороны таких сетей ресторанов "фастфуд" как Wendy's или Subway. Кроме того, руководство McDonald's планирует замедлить темпы своей экспансии в других странах и сократить в 2003 году объемы средств, выделяемых на выкуп акций своей компании у инвесторов, до $500 млн., по сравнению с ранее запланированным на эти цели $1 млрд. Далее, руководство компании собирается усовершенствовать систему обучения менеджеров и обслуживающего персонала, рассчитывая на то, что эта мера приведет к повышению уровня обслуживания клиентов.
   По мнению экспертов, об эффективности этой стратегии можно будет судить только тогда, когда она приведет хоть к каким-то реальным положительным результатам.
   Так, аналитик J.P. Morgan Chase Джон Айванку отмечает, что, начиная с IV квартала 1999 года, дела у "короля американского общепита" "…в целом шли хуже, чем могли бы, причем все попытки переломить эту ситуацию так и не смогли привести к желаемым результатам". Айванку характеризует акции McDonald's как "акции, которым необходимо доказать свою перспективность".
   Ему вторят аналитики агентства Moody’s. В настоящее время их рейтинг долговых обязательств McDonald's составляет "Аа3" благодаря их высокой ликвидности и значительным доходам компании-эмитента. Тем не менее, 30 сентября агентство заявило о пересмотре своего прогноза относительно перспектив компании в сторону его ухудшения, отметив, что "…риск [для McDonald's] продолжает возрастать из-за усиления конкуренции".
   Те проблемы, с которыми сегодня столкнулся McDonald's, во многом типичны и для переживающих период зрелости лидеров других отраслей экономики. "Что делать дальше?", - этот вопрос рано или поздно задает себе руководство любой компании, добившейся ведущего положения на своем рынке. Очевидно, что этот вопрос чрезвычайно актуален и для McDonald's, руководящей разбросанными по всему миру 30 000 ресторанов, владеющей в США 43% своего сегмента рынка и получающей ежегодный доход в размере $14.9 млрд. В таких условиях чрезвычайно сложно понять, куда двигаться дальше, тем более, если сама среда настойчиво подталкивает менеджмент к принятию неправильных решений.
   "[McDonald's] это слишком большой корабль для того, чтобы развернуться на месте", - говорит аналитик S&P Деннис Милтон. Положение McDonald's дополнительно осложняется тем, что эта компания действует на чрезвычайно насыщенном рынке. При этом, в последнее время сети т.н. "бургерных" (ресторанов быстрого питания, организованных по образцу McDonald's) столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны других типов кафе и ресторанов. По данным исследовательской компании Technomic, в 2002 году доля, занимаемая бургерными на американском рынке быстрого питания, сократилась до 35.3%, тогда как еще в 1997 году этот показатель составлял 37.1%.
   Делу не могут помочь даже осуществляемые McDonald's начиная с 2000 года попытки разрушить свой имидж "закусочной для толстяков", предложив посетителям более здоровую пищу. "В течение определенного времени казалось, что McDonald's начала двигаться в правильном направлении. Однако, в течение последних года или двух, дела ее бизнеса в США вновь начали ухудшаться", - отмечает Дэвид Колпак, управляющий директор Victory Capital Management, дочернего предприятия финансовой холдинговой компании KeyCorp.
   В подобных условиях основным средством повышения доходов для McDonald's стало наращивание числа вновь открывающихся ресторанов. С 1994 года число ресторанов McDonald's в мире выросло более чем в два раза, в то время как доходы компании за тот же период выросли всего на 79%. В настоящее время аналитики приходят к мысли о том, что такая стратегия развития уже полностью исчерпала свесь свой потенциал, и что McDonald's пора обратить свое внимание на расширение продаж в уже имеющихся ресторанах.
   К сожалению, руководство компании пока не обращает особого внимания на эти советы. В текущем году McDonald's собирается открыть по всему миру 1300-1400 новых ресторанов, тогда как, по мнению аналитика Айванку из J.P. Morgan, это число "…должно быть сокращено как минимум до 1000, причем в 2003 году количество новых ресторанов не должно превысить нескольких сотен". (В McDonald's пока еще не сообщают о своих планах по экспансии в будущем году). При этом, Айванку считает, что компании необходимо замедлить темпы своего проникновения на рынки развивающихся стран, сконцентрировав свое внимание на США и Европе, регионах, приносящих McDonald's 90% ее доходов.
   Другая задача, которую необходимо как можно быстрее решить руководству McDonald's, связана с укреплением бренда этой компании. По словам Саймона Виллямса, президента и генерального директора консалтинговой компании Sterling Group, бренд McDonald's стал одним из самых успешных проектов в истории торговых марок. Вместе с тем, по его мнению, для того, чтобы сохранить достигнутые позиции в долгосрочном периоде, компании необходимо коренным образом пересмотреть свой имидж.
   Учитывая тенденции развития рынка общественного питания, McDonald's также стоит всерьез задуматься над такой стратегией развития, которая, в перспективе, позволила бы этой компании в меньшей степени зависеть от продаж ее традиционных гамбургеров. Хотя в настоящее время McDonald's уже и так вкладывает средства в менее "раскрученные" сети ресторанов, такие как Boston Market, Donatos Pizzeria, Aroma Café, Chipotle Mexican Grill и Pret A Manger, эти проекты пока занимают очень незначительную долю в общем бизнесе компании. Так, из $3.9 млрд., заработанных McDonald's во втором квартале этого года, рестораны, не относящиеся к бургерным, принесли всего лишь $263.9 млн.
   К чести для McDonald's необходимо отметить, что в последнее время эта компания смогла многого добиться в области сокращения расходов на труд, содержание недвижимости и т.д. В частности, это отмечает аналитик нью-йоркского отделения US Trust Алан Сибловски, который пишет: "Для меня McDonald's – это лидер рынка "фастфуд", занимающий на нем такие же позиции, какие, например, Wal-Mart занимает среди сетей "бюджетных" супермаркетов. В настоящее время McDonald's добилась максимально возможной для нее эффективности". Вместе с тем, Сибловски сам не владеет акциями McDonald's и не рекомендует приобретать их своим читателям. В этом его позиция совпадает с мнением большинства американских аналитиков, полагающих, что в настоящее время акции McDonald's нельзя рассматривать в качестве перспективного объекта для вложения средств.

Вернуться к содержанию выпуска

   Создана Франкофонная федерация банков
   
("Коммерсантъ", 18.10.02)
   В ходе бизнес-форума в Бейруте образован новый финансовый орган сообщества - Франкофонная федерация банков и финансовых учреждений. Финансовую базу будущей Федерации составят более 50 банков Канады, Франции, Бельгии, Ливана и стран Африки, совместный капитал которых составляет 10% мирового ВВП. По замыслам учредителей, новая организация будет давать консультации и рекомендации представителям делового бизнеса франкофонных государств "в связи с постоянными изменениями в международной банковской деятельности".
   Об образовании Федерации объявил президент Франкофонного бизнес-форума Стив Джентили. По его словам, главная цель нового финансового института заключается в "намерении объединить профессиональные навыки и усилия деловых кругов франкофонных стран в целях ускоренного развития их национальных экономик".

Вернуться к содержанию выпуска

   Philips обещает прибыли
   
("Ведомости", 16.10.02, автор - Луиза Херн)
   Philips - крупнейший в Европе производитель бытовой электроники - готовится сделать решающий рывок в борьбе с хроническими убытками. По общим итогам 2002 г. компания обещает выйти на прибыльность.
   Еще в начале октября Philips обнародовала планы реструктуризации своих активов: она готова избавиться от части подразделений, перепоручив их операции другим подразделениям. В частности, речь идет о реструктуризации подразделения оптических запоминающих устройств.
   Компании уже удалось сократить чистый убыток III квартала до 330 млн. евро ($325,7 млн.). В III квартале прошлого года он составлял 736 млн. евро, поскольку компания несла всю тяжесть потерь, связанных с ее долей в медиа-конгломерате Vivendi Universal (эти убытки составили 339 млн. евро).
   В соответствии с данными Philips, ее оборот вырос на 2% - с 7,19 млрд. до 7,31 млрд. евро: компания зафиксировала рост доходов в основных сферах ее деятельности, включая подразделения медицинского и бытового оборудования. Квартальный объем продаж в полупроводниковом подразделении по сравнению с III кварталом прошлого года вырос на 8% , но по сравнению со II кварталом - снизился на 12%. Аналитики Philips связывают это с замедлением роста, которое переживает полупроводниковая индустрия в целом. Сказалось на финансовом положении компании и резкое падение спроса на беспроводные телефоны и цифровые сети, из-за которого снизился на 16% объем продаж в подразделении бытовой электроники (по сравнению с прошлым годом на 6%).
   Высокий уровень продаж в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах свели на нет слабые продажи в Латинской Америке, тогда как для европейского подразделения динамика продаж практически не изменилась.
   Генеральный директор Philips Герард Клейстерлее заверил заинтересованных наблюдателей, что, несмотря на продолжающиеся трудности, компания держит ситуацию под контролем: у нее есть конкретные программы сокращения расходов и улучшения операционной деятельности.

Вернуться к содержанию выпуска

   Точка в деле Andersen?
   
("AK&M", 17.10.02)
   Федеральный суд Хьюстона вынес приговор американской аудиторской фирме Andersen, который предусматривает штраф в $500 тыс. и пятилетний испытательный срок. Напомним, что в марте этого года Andersen было предъявлено официальное обвинение в связи с уничтожением документов обанкротившегося энергетического гиганта Enron. С тех пор фирма практически прекратила свое существование, распродав большинство подразделений и сократив штат с 85 тыс. до 3 тыс. человек. В июне Andersen была признана виновной в воспрепятствовании отправлению правосудия в связи с банкротством Enron.
   Американская энергетическая корпорация Enron обанкротилась в конце 2001 года, положив начало крупнейшему финансовому скандалу. Andersen являлась аудитором компании Enron на протяжении 10 лет. После начала уголовного расследования обстоятельств банкротства Enron министерство юстиции США потребовало у Andersen документы об аудиторских проверках энергетической корпорации, однако компания заявила, что часть документов Enron была уничтожена.

Вернуться к содержанию выпуска

   D'Arcy растащат по кусочкам
   
(По материалам статьи "По кусочкам", "Ведомости", 15.10.02, авторы - Эрин Уайт и Сюзанна Враница)
   Французский рекламный концерн Publicis Groupe, недавно приобретший корпорацию D'Arcy Masius Benton & Bowles, планирует прекратить бизнес под маркой D'Arcy во многих, если не во всех странах, где эта корпорация сейчас представлена. Как полагают источники, близкие к Publicis, клиенты и значительная часть штата D'Arcy будут распределены между подразделениями Publicis, однако и возможность увольнений считается вполне вероятной. Источники, знакомые со сделкой, не берутся оценивать масштабы сокращения штата.
   Торговая марка D'Arcy существует с 1906 г. - это один из самых уважаемых брэндов на Мэдисон-авеню, хотя его репутация за последние годы изрядно пострадала. Сейчас в корпорации работает около 6000 сотрудников. В прошлом году валовая прибыль D'Arcy составила $763 млн. при обороте в $9,4 млрд.
   Несколько недель назад Publicis купил за 2,2 млрд. евро материнскую компанию D'Arcy - группу Bcom3 Group и стал четвертым по величине холдингом на мировом рынке рекламы. Ожидается, что реструктуризация D'Arcy позволит Publicis сократить затраты на десятки миллионов долларов. Несмотря на продолжающийся кризис в рекламном секторе, Publicis строит на будущий год амбициозные планы.
   Руководство Publicis выразило намерение купить Bcom3 еще в марте. Одновременно по творческой репутации D'Arcy было нанесено несколько ударов. В апреле Procter & Gamble забрала у D'Arcy свои заказы стоимостью порядка $75 млн. и передала их Saatchi & Saatchi, входящему в Publicis. В мае компания Mars аналогичным образом перевела свой аккаунт, оцениваемый в $100 млн., из D'Arcy в несколько конкурирующих агентств, в том числе входящих в Omnicom Group.
   Уход D'Arcy с рынка еще раз подтвердил бы один из принципов Мэдисон-авеню, гласящий: "Чем крупнее, тем лучше". Ресурсы бывшей D'Arcy помогут усилить агентства, входящие в Publicis, повысив их конкурентоспособность.
   По словам ряда аналитиков, D'Arcy сейчас переживает отток клиентов. Крупнейшими заказчиками корпорации являются Procter & Gamble, для которой D'Arcy по-прежнему продвигает несколько брэндов, и General Motors. До сих пор не ясно, каким образом Publicis намерен перераспределить заказы D'Arcy, однако многие в отрасли считают, что бизнес, связанный с Procter & Gamble, достанется Saatchi & Saatchi, Leo Burnett и другим агентствам Publicis. Продвижение принадлежащих GM брэндов, в частности Pontiac и Cadillac, возможно, будет передано Leo Burnett - рекламой Toyota уже занимается Saatchi.
   Сейчас в бизнесе Publicis около 8% приходится на партнерство с Procter & Gamble. Генеральный директор Publicis Морис Леви рассчитывает, что его компания достигнет в 2003 г. нормы операционной прибыли на уровне 15% , в первой половине 2002 г. операционная прибыль составила 13%. Для улучшения показателей Publicis необходимо сократить затраты, и одним из путей для этого должно стать устранение дублирования административных функций на уровне управления концерном.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям "AK&M", РБК, Интерфакс-АФИ, "Коммерсантъ", 15-18.10.02)
   Microsoft. Чистая прибыль крупнейшего производителя программного обеспечения Microsoft выросла в III квартале 2002 года в 2.1 раза в годовом исчислении до $2.73 млрд. Операционная прибыль Microsoft по итогам квартала составила $4.05 млрд., что на 40% превышает аналогичный показатель прошлого года. Выручка увеличилась на 26% - до $7.75 млрд.
   Опубликованные результаты превзошли прогнозы аналитиков компании. Значительное увеличение прибыли связано, в первую очередь, с введением новой системы лицензирования для корпоративных пользователей. Также было объявлено, что компания повышает прогнозы на следующий квартал: выручка Microsoft в IV квартале должна составить около $8.5 млрд.

   Intel. Чистая прибыль крупнейшего в мире производителя компьютерных микросхем Intel выросла в III квартале 2002 года в 6.5 раз в годовом исчислении и составила $686 млн. Операционная прибыль Intel составила по итогам квартала 11 центов на акцию, в то время как аналитики, опрошенные Thomson First Call, ожидали, что этот показатель составит 13 центов на акцию. Доходы корпорации снизились в III квартале незначительно - до $6.5 млрд. с $6.55 млрд. за аналогичный период прошлого года.
   Согласно прогнозу Intel, доходы компании в IV квартале будут находиться в диапазоне от $6.5 млрд. до $6.9 млрд. Это означает либо отсутствие роста по сравнению с III кварталом, либо повышение на 5-6%, что значительно меньше традиционного рождественского увеличения продаж персональных компьютеров.

   IBM. Чистая прибыль корпорации IBM по итогам III квартала текущего года снизилась на 18% и составила 1,31 млрд. долларов. За аналогичный период 2001г. прибыль IBM составила 1,60 млрд. долларов. Доходы компании выросли с 19,78 млрд. долларов в III квартале 2001г. до 19,82 млрд. долларов в нынешнем году. Исключая прекращенные операции (производство жестких дисков) прибыль IBM составила 99 центов на 1 акцию, побив прогнозы аналитиков Wall Street, ожидавших дохода по итогам квартала на уровне 96 центов на 1 акцию.
   Текущий отчет IBM о финансовых результатах по итогам квартала отражает некоторые структурные изменения - прекращение производства винчестеров и поддержание сектора розничной торговли, который и приносит в настоящий момент наибольшие финансовые поступления. Ранее в 2002 г. IBM анонсировала реорганизацию старого производства полупроводников на алюминиевой основе и передала большую часть работ по сборке компьютеров компании Sanmina-SCI. Также корпорация объявила в рамках реструктуризации об увольнении 15,6 тыс. сотрудников, или 5% от общего штата компании.

   Apple. Компания Apple Computer объявила, что ее убытки по итогам III квартала 2002 г. составили 45 млн. долларов. За аналогичный период 2001 г. чистая прибыль Apple была равна 66 млн. долларов. Исключая единовременные издержки, производитель компьютеров Macintosh отчитался о прибыли в размере 7 млн. долларов, что соответствует прогнозам аналитиков. Единовременные расходы включают в себя 49 млн. долларов инвестиций, 4 млн. долларов на реструктуризацию, 1 млн. долларов на научно-исследовательские работы и изменение расходов на жалованье руководящим работникам в размере 2 млн. долларов. Выручка Apple составила 1,44 млрд. долларов, что совсем немного уступает показателю за аналогичный период 2001 г. - 1,45 млрд. долларов.
   Позитивным результатом в деятельности компании можно считать производство цифрового музыкального плеера iPod, представленного год назад. Также имеет хороший рынок сбыта ноутбук iBook, в то время как объем поставок компьютеров Macintosh упал по итогам III квартала на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. - с 850 тыс. штук до 734 тыс. штук. Applе ожидает, что до конца текущего года число пользователей операционной системы Mac OS X 10.2 составит 5 млн. чел.

   Unisys Corp., одна из крупнейших американских компаний по продаже компьютеров и оказанию сервисных услуг, по итогам III квартала утроила прибыль, несмотря на снижение выручки. Акции компании взлетели после этого объявления на 14%. Чистая прибыль Unisys выросла до $59 млн., или 18 центов на акцию, против $20,9 млн. год назад. Выручка снизилась на 3,2% - до $1,33 млрд., однако при этом позитивным фактом стало увеличение числа долгосрочных заказов. Аналитики ожидали, что компания заработает на акцию 17 центов при продажах в $1,38 млрд.
   Unisys - одна из немногих компаний технологического сектора, не снизивших свои прогнозы в течение этого года. По мнению компании, спрос на рынке сейчас находится на стабильном уровне в США и несколько ослаб в Европе и Латинской Америке.

   Samsung. Чистая прибыль южнокорейского производителя электроники Samsung Electronics выросла в III квартале в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Увеличились продажи чипов и мобильных телефонов, при этом прибыльность бизнеса была более высокой, чем у большинства конкурентов. Чистая прибыль выросла до 1,73 трлн. вонов ($1,4 млрд.) против 420 млрд. вонов годом ранее.
   Операционная доходность в бизнесе по производству чипов составила 28,5%, в телекоммуникационном - 26,8%. По словам руководителей Samsung, фирма остается прибыльной, поскольку она больше своих конкурентов тратит деньги на исследования и новые предприятия, доминируя на рынке особенно прибыльных чипов, которые конкуренты не могут производить в большом объеме. Доля бизнеса по производству чипов и телекоммуникационного оборудования в общих доходах Samsung составила 64%. При этом доходы компании выросли на 38% - до 9,92 трлн. вонов.

   Nokia. Финская Nokia Oyj, крупнейший производитель мобильных телефонов в мире, увеличила чистую прибыль в III квартале более чем в 3 раза, при этом продажи выросли впервые за последние 5 кварталов. Чистая прибыль компании в июле-сентябре составила 610 млн. евро против 186 млн. евро за аналогичный период прошлого года. Продажи выросли на 2% - до 7,2 млрд. евро. Аналитики прогнозировали прибыль на уровне 565 млн. евро.

   Ericsson. Чистый убыток Ericsson, шведского производителя телекоммуникационного оборудования, неожиданно увеличился в III квартале из-за расходов на сокращение персонала. Чистый убыток вырос до 5,6 млрд. крон ($596 млн.) против 4,3 млрд. крон годом ранее. В III квартале компания отложила 4,2 млрд. крон в виде расходов на сокращение персонала. Аналитики ожидали убытки в размере 2,54 млрд. крон.
   Ericsson прогнозирует падение продаж оборудования для мобильной связи в мире в 2002 году на 20%. Ранее компания прогнозировала снижение на 15%. Продажи Ericsson и ее конкурентов, среди которых Lucent Tecnologies и Motorola, падают, т.к. бизнес снижает расходы на оборудование. Телекоммуникационные компании не только сокращают инвестиции в существующие сети, но и откладывают покупку оборудования для сетей нового поколения.

   General Electric. Прибыль General Electric в III квартале 2002 года составила $4.1 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25%. Денежные поступления от основной деятельности компании (за вычетом текущих поступлений) за год увеличилась на 16%. Консолидированные доходы компании за рассматриваемый период возросли на 11% по сравнению с третьим кварталом 2001 года и достигли $32.6 млрд., а без учета доходов от продажи подразделения GXS их рост составил 9%. Доходы промышленных отделений, исключая GXS, возросли на 6%, отражая двузначный рост доходов телекомпании NBC, а также подразделений Specialty Materials и Industrial Systems. Доходы финансовых подразделений GE возросли на 13% и составили $15 млрд. Чистый доход (доход за вычетом выплат по процентам) подразделений Commercial Finance, Consumer Finance и Equipment Management возрос на 19%.
   Денежные поступления от основной деятельности компании (за вычетом текущих поступлений) за девять месяцев 2002 года составили $9.6 млрд., что на 16% превышает аналогичный показатель прошлого года. Объявленные денежные поступления от основной деятельности компании составили $5.7 млрд., что на 51% ниже уровня поступлений в 2001 году. За девять месяцев текущего года GE выплатила своим акционерам $6.9 млрд., включая $5.4 млрд. в виде дивидендов и $1.5 млрд., выплаченных в ходе выкупа собственных акций.

   Ford. Чистый убыток американской автомобильной компании Ford Motor снизился в III квартале более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Компания, как и планировала, сократила издержки. Убытки составили $326 млн. против $692 млн. годом ранее. Убытки за III квартал этого года включают расходы в $525 млн., связанные с продажей сети ремонта машин Kwik-Fit в Великобритании и ряда других структур. Доходы выросли на 9% - до $39,6 млрд.

   Caterpillar. Производитель тяжелых транспортных средств американская Caterpillar Inc. временно уволит 3,27 тыс. сотрудников на предприятиях в штатах Иллинойс и Джорджия из-за снижения спроса на двигатели большой мощности. Caterpillar, так же, как и ее конкуренты, например, Detroit Diesel (подразделение DaimlerChrysler AG), не использует полностью весь персонал из-за снижения спроса на двигатели, последовавшего за ужесточением правил борьбы с загрязнением окружающей среды, которые вступили в силу в октябре 2002 г.
   Число заказов сократилось также из-за того, что компании запаслись достаточным количеством грузовых автомобилей, опасаясь более высоких цен на новые двигатели. Кроме того, уменьшился спрос на бульдозеры и экскаваторы. Клиенты предпочитают брать технику в лизинг, а не покупать, из-за недостатка средств и неуверенности в устойчивости экономической ситуации.

   Delphi. Крупнейший в мире производитель автозапчастей компания Delphi заявила о росте прибыли по итогам III квартала текущего года. За период с июля по сентябрь чистая прибыль Delphi составила 54 млн. долларов. Годом ранее она была зафиксирована на уровне 26 млн. долларов. Подобный финансовый результат превысил ожидания аналитиков Wall Street. Доходы Delphi за отчетный период составили 6,4 млрд. долларов, увеличившись на 3,5% с 6,2 млрд. долларов годом ранее.
   Финансовый директор компании Алан Даус объясняет столь внушительные результаты удачной политикой компании, направленной на расширение сети клиентов и производимой продукции. Несмотря на все еще сильную зависимость от General Motors число других клиентов поставщика запчастей составило 37% от общего числа продаж или 2,4 млрд. долларов. За аналогичный период 2001г. этот показатель был равен 2 млрд. долларов. "Это солидный доход и он указывает на то, что мы получаем выгоду от роста продаж кампаниям, не входящим в GM, а также реструктуризации, проведенной за последние два года", - заявил А. Даус.

   Kodak. Прибыль американской компании Eastman Kodak выросла в III квартале больше, чем она прогнозировала ранее. Ее квартальные продажи выросли впервые за два года. Прибыль составила $1,15 на акцию против 33 центов годом ранее. Фирма прогнозировала 70-80 центов на акцию. Продажи немного увеличились по отношению к аналогичному периоду 2001 года, когда они были на уровне $3,31 млрд. Рост был обусловлен благоприятным изменением валютных курсов.
   Компания отметила, что прибыльность ее бизнеса в III квартале была выше, чем ожидалось. Этому способствовали более низкие административные расходы и расходы по процентам.

   Reuters. Доходы Reuters Group Plc. в III квартале 2002 года снизились на 7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составили 855 млн. фунтов стерлингов ($1.33 млрд.). Причиной сокращения доходов Reuters называет резкий спад мировых финансовых рынков, в результате которого многие брокерские и банковские компании были вынуждены снижать расходы.
   В первой половине 2003 года компания прогнозирует сокращение доходов от основной деятельности на 7-9% в связи с продолжающимся ухудшением ситуации на фондовых рынках. Ранее Reuters прогнозировала снижение данного показателя на 5-6%.

   Christian Dior. Прибыль французской компании Christian Dior SA за девять месяцев 2002 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3% и достигла 9.2 млрд. евро. В первую очередь возросли доходы дома мод Christian Dior (они увеличились в 2002 г. на 46% до 361 млн. евро), а также сети модных магазинов Louis Vuitton leather, Donna Karan line, Sephora cosmetic и Moet & Chandon Champagne, расположенных по всему миру.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости рынка поглощений и слияний
   
(По материалам "Коммерсантъ", 15.10.02 и "Ведомости", 14.10.02)
   Alcoa & Fairchild Fastener Business. 15 октября Европейский Союз одобрил сделку по объединению американского алюминиевого гиганта Alcoa с компанией Fairchild Fastener Business, производящей алюминиевые болты и другие аналогичные детали для авиационной промышленности. Fairchild Fastener Business является дочерней компанией американской корпорации Fairchild, крупнейшего мирового производителя изделий из алюминия.
   Стоимость сделки составляет $657 млн. Новое приобретение Alcoa является частью стратегической программы компании по продвижению на рынки алюминиевой продукции более высоких переделов. Alcoa с покупкой Fairchild значительно укрепит свои позиции на рынке компонентов для авиационной и космической техники.
   Компания Alcoa возглавляет пятерку крупнейших мировых производителей алюминия, в которую также входят канадская Alcan, норвежская NorskHydro, французская Pechiney и австралийская Comalco. На долю этих компаний приходится более 60% всего производимого в мире алюминия.

   EchoStar & Hughes. Сделка на сумму $18 млрд. по слиянию двух крупнейших в США спутниковых телевизионных сетей - EchoStar Communications и Hughes Electronics - заблокирована американскими регулирующими органами.
   Неудача EchoStar и Hughes открывает путь Руперту Мердоку на рынок спутникового ТВ США. Первоначальное предложение News Corp. о покупке Hughes было отвергнуто в пользу EchoStar. Так что теперь австралийский медиа-магнат постарается отыграться.
   EchoStar Communications и Hughes Electronics почти без остатка делят между собой рынок спутникового телевидения США. EchoStar принадлежит оператор Dish Network, у которого 7,1 млн. подписчиков. Hughes Electronics принадлежит General Motors и владеет DirecTV, компанией с 10,5 млн. подписчиков в Северной и Латинской Америке. В группу входит оператор спутниковой связи PanAmSat, производитель спутникового оборудования Hughes Network Systems.
   Члены Федеральной комиссии по связи (FCC) единогласно признали, что подобная сделка неизбежно нанесет ущерб потребителю. За всю 30-летнюю историю работы комиссии это первый случай, когда она заблокировала слияние.
   Решение FCC - серьезный удар для председателя совета директоров EchoStar Чарли Эрджена, который провел целую кампанию, пытаясь убедить комиссию, что укрепление конкурентоспособности объединенного предприятия в борьбе с кабельным телевидением важнее, чем ослабление свободной конкуренции внутри рынка спутникового ТВ. По условиям договора EchoStar придется заплатить неустойку в размере $600 млн., если сделка не будет одобрена к январю. Это будет шестая по размеру неустойка за всю корпоративную историю. Ситуация необычна тем, что в большинстве случаев одна компания платит другой, если расторгает сделку с ней в пользу более подходящего партнера. Если же сделка не состоялась из-за проблем с антимонопольными органами, ни одна сторона не считается виноватой и, соответственно, не платит. Однако в данном случае эти проблемы были настолько предсказуемыми, что Hughes и ее материнская компания General Motors настояли на включении в договор пункта о выплате неустойки.
   Спор может разгореться не только из-за неустойки. Эрджен должен еще приобрести у Hughes 81% PanAmSat - крупнейшего в США спутникового оператора. По договору EchoStar обязана приобрести пакет PanAmSat за $2,7 млрд., даже если сделка с Hughes не состоится, но Эрджен теперь будет сбивать цену.
   Если сделку не удастся довести до конца, шесть крупнейших инвестбанков недосчитаются комиссионных в общей сложности на $103 млн. Со стороны Hughes и GM выступали Credit Suisse First Boston и Goldman Sachs, которые потеряют по $25 млн., а также Bear Stearns и Merrill Lynch, которые останутся без $22,5 млн. каждый. Советники EchoStar - Deutsche Bank и UBS Warburg - также потеряют значительные суммы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Эксперты Standard&Poor’s: "Что лучше – Кока-кола или Пепси-кола?"
   
(По материалам Business Week, 11.10.02)
   Производство безалкогольных напитков – это одна из немногих отраслей, позиции которой за последнее время усилились несмотря на общее падение фондового рынка. За год, завершившийся 4 октября, индекс Soft Drinks (индекс, описывающий динамику цен на акции компаний-производителей безалкогольных напитков) агентства Standard&Poor’s упал на 4%. Это считается очень хорошим показателем, так как падение индекса S&P 500 за тот же период составило 29.5%.
   До начала текущего роста, акции компаний-производителей безалкогольных напитков пережили достаточно сложный период. Так, этим летом инвесторы задавались вопросом о том, сумеет ли Coca-Cola в столь сложных экономических условиях достичь своих плановых показателей роста. В свою очередь, снижению цен на акции PepsiCo способствовала озабоченность инвесторов замедлением роста этой компании, и, в частности, ее филиала по производству чипсов и снэков Frito-Lay.
   Однако, опубликованные 8 октября финансовые показатели PepsiCo за III квартал способствовали росту ее акций. Так, доход на одну акцию компании составил 56 центов, на один цент превысив ожидавшееся значение этого показателя. В прошлом году доход на одну акцию PepsiCo по итогам третьего квартала составил 49 центов. Общемировые продажи PepsiCo выросли на 4%, составив $6.38 млрд.
   В III квартале существенно выросли доходы филиалов компании. Так, доходы Frito-Lay возросли на 9.5%, а доходы Quaker Foods – на 14%. Общемировые доходы PepsiCo от продажи напитков выросли на 12.5%, чему способствовал 14-процентный рост доходов от продажи напитков Gatorade и Tropicana.
   После публикации этой информации, эксперты S&P сохранили для акций PepsiCo прежний рейтинг 5-STARS ("Покупать!"). В агентстве считают, что общий доход на одну акцию компании в 2002 и 2003 годах должен составить $1.96 и $2.20 соответственно. Для сравнения, в 2001 году каждая акция PepsiCo принесла своим владельцам $1.72. По мнению экспертов S&P, привлекательность акций этой компании для инвесторов обусловлена ее лидирующим положением на рынке, высоким потенциалом в области дальнейшего роста и хорошими перспективами в области роста доходности акций.
   16 октября об итогах своей деятельности в III квартале должен сообщить главный конкурент PepsiCo – компания Coca-Cola. В S&P считают, что величина дохода на одну акцию Coca-Cola за указанный период составит 49 центов (согласованный прогноз равен 48 центам). За аналогичный период прошлого года доход на одну акцию Coca-Cola составил 43 цента. Росту доходности акций компании способствует рост объема продаж ее продукции, составивший за указанный период от 4% до 5%, благоприятные цены на сырье и рост розничных цен в США.
   Рост общемировых продаж Coca-Cola ускорился после произошедшего в начале года успешного запуска на рынок ванильной "Кока-Колы" (Vanilla Coke) и устойчивого роста продаж минеральной воды "Dasani". Наиболее активно продажи Coca-Cola в третьем квартале росли в Азии и Африке (11%-12%). За этими регионами следуют Китай и Индия. Не так быстро рост продаж происходит в Европе (около 4% в третьем квартале). Наиболее сложная ситуация для продукции компании сохраняется на рынках Латинской Америки, где положение экономики некоторых стран по-прежнему остается крайне тяжелым. Тем не менее, по оценке S&P, даже в этих регионах у Coca-Cola сохраняются хорошие перспективы, так как ситуация на ключевых местных рынках, таких как Мексика и Германия, постепенно начинает улучшаться.
   В S&P благоприятно оценивают перспективы обоих лидеров мирового рынка безалкогольных напитков. Однако, эксперты агентства предпочитают PepsiCo, объясняя свою позицию более привлекательной ценой на акции этой компании и хорошими перспективами роста ее бизнесов по производству напитков и закусок. В настоящее время цена акций PepsiCo составляет $41.57 за штуку, что менее чем в 19 раз превышает ожидаемую доходность этих акций в текущем году. Для сравнения, для Coca-Cola это соотношение составляет 26. По мнению экспертов агентства, текущая цена акций PepsiCo занижена, и в течение ближайших 12 месяцев она должна будет вырасти примерно до $50.

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   Данные об инфляции в США в сентябре
   
("AK&M", 18.10.02)
   Инфляция в США в сентябре 2002 года составила 0.2%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года потребительские цены в стране выросли на 1.5%.
   Цены на энергоносители выросли в сентябре на 0.7% после роста на 0.6% в августе, транспортные услуги и медицинское обслуживание подорожали на 0.3%. Цены на продукты питания повысились по итогам месяца на 0.2%, в то время как в августе наблюдалось снижение этого показателя на 0.1%. Без учета цен на энергоносители и продукты питания, наиболее подверженных сезонным колебаниям, индекс потребительских цен вырос в прошедшем месяце на 0.1%, а в годовом исчислении - на 2.2%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Америка боится дефляции
   
(По материалам Business Week, 16.10.02)
   Чрезмерная перегруженность американской экономики излишними мощностями, сохранившаяся даже после завершения рецессии, сегодня существенно осложняет жизнь местным производителям, и, в перспективе, способна привести к разворачиванию дефляционной спирали.
   В настоящее время экономика США шатко ли, валко ли, но продолжает расти, и местные потребители, за душой у которых по-прежнему остаются немалые суммы, раскрывают нараспашку свои кошельки, активно скупая дома, автомобили и т.д. и т.п. Казалось бы, торговые компании должны отреагировать на этот устойчивый потребительский спрос ростом цен. Однако, как ни странно, но этого не происходит. Более того, все чаще компании идут на противоположные шаги. Приведем лишь один из недавних примеров. Так, 4 октября торговая компания Ethan Allen Interiors Inc. на 20% снизила цены на свои базовые модели мебели. "Мы посчитали текущий момент подходящим для того, чтобы увеличить нашу долю рынка", – заявил генеральный директор Ethan Allen Фарук Катфари.
   Как можно оценить этот шаг? Как ловкий маркетинговый ход? Возможно. Как привлекательное предложение для покупателей? Безусловно. Однако, чем большее число американских торговых компаний идут на подобные меры, тем к более тяжелым последствиям для экономики это может привести. В настоящее время целые сектора экономики США испытывают острый недостаток возможностей по оказанию воздействия на рынок с помощью ценовых факторов. Более того, в некоторых отраслях цены вообще падают, причем в ряде случаев скорость их падения измеряется двузначными цифрами. Товары длительного пользования, одежда, мебель, международная и междугородняя телефонная связь, автомобили, авиабилеты – все эти и многие другие товары и услуги становятся дешевле буквально с каждым днем. "Мы стоим на пороге дефляции", – комментирует это явление Ричард А. Галанти, генеральный директор торговой компании Costco Wholesale Corp.
   К счастью, на самом деле все пока еще не так плохо. На самом деле, та проблема, с которой сегодня столкнулось большинство американских компаний, пока связана не с дефляцией, а с дизинфляцией, т.е. с замедлением скорости роста цен. Так, за период с августа 2001 по август 2002 гг. потребительские цены в США выросли всего лишь на 1.8%. Это примерно в два раза меньше, чем скорость роста потребительских цен в 2000 году, когда за год они увеличились на 3.4%. В целом, по данным Коммерческого департамента США, в настоящее время скорость роста цен в США замедлилась до минимального уровня за последние 50 лет.
   Если бы Америка сегодня боролась с высокой инфляцией, то подобные новости могли бы только радовать. К сожалению, это не так. Недостаток возможностей по давлению на рынок мешает американскому бизнесу и несет угрозу для всей экономики страны. Он ведет к прекращению роста прибылей, так что компании-работодатели оказываются вынужденными сокращать издержки и рабочие места везде, где это только возможно. В свою очередь, это ведет к сокращению объемов капиталовложений и расходов на НИОКР и к повышению реальной стоимости кредита. Кроме того, это приводит к ускорению темпов переноса американскими компаниями своих производственных площадок за пределы США в регионы с дешевой рабочей силой. Все эти факторы способны существенно затормозить восстановление экономики США, и, в конце концов, привести к разворачиванию дефляционной спирали, с которой американская экономика не сталкивалась с 1930-х годов.
   Безусловно, падение цен на некоторые товары началось уже давно. В частности, это касается компьютеров, бытовой электроники и некоторых промышленных товаров, таких как сталь. Кроме того, снижение цен в ходе ценовых войн типично для времен экономического спада, когда производители и торговцы с удвоенной энергией начинают бороться за место под солнцем со своими конкурентами. Однако, на этот раз падение цен во многом происходит не так, как это было прежде. В первую очередь, речь идет о принципиально иных условиях, в которых происходит это сокращение: в настоящее время происходит повсеместный рост производственных мощностей, особенно заметный на примере Китая, причем этот рост сопровождается резким замедлением спроса в целом ряде отраслей экономики. Кроме того, снижению цен дополнительно способствует резкое повышение производительности труда, позволяющее эффективным производителям сокращать свои издержки и понуждающее их конкурентов поступать таким же образом, рискуя в противном случае потерять свою долю рынка.
   По мнению многих экономистов, наибольшее беспокойство вызывает то, что в настоящее время тенденция к снижению цен вышла за пределы производственного сектора, распространившись на значительно более крупный сектор услуг. Так, по оценкам главного экономиста Morgan Stanley Стефена Роуча, дизинфляционные давления, с которыми столкнулся сегодня американский сектор услуг, не имеют аналогов в прошлом.
   Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн и другие руководители ФРС не могли оставить без внимания описываемые процессы. Несмотря на то, что ФРС давно стремилось к установлению ценовой стабильности, ее руководство весьма озабочено тем, что текущее снижение цен отражает общую слабость восстановления экономики. При этом, они четко представляют себе тот ущерб, который может быть нанесен экономике США в том случае, если дизинфляция, в конце концов, перерастет в неуправляемую нисходящую дефляционную спираль. Как отметил 2 октября президент ричмондского отделения ФРС Джей. Альфред Броддус-Младший, "…в ходе прежних циклов пост-рецессионного восстановления экономики мы не могли себе даже представить возможность дефляции. Сегодня вероятность ее наступления стала вполне реальной".
   Безусловно, наиболее мощные и эффективные компании переносят текущие условия относительно легко. Так, авиакомпания Southwest Airlines Co. по-прежнему зарабатывает деньги, продавая билеты на свои рейсы со скидкой, в то время как ее конкуренты теряют на этом огромные суммы. Дело в том, что расходы этой компании на 29% меньше, чем в среднем по индустрии (данные Unisys R2A Transportation Management Consultants). "Мы готовили себя к работе в подобных условиях", – говорит генеральный директор Southwest Airlines Гэри Си. Келли.
   Тем временем другие компании пытаются вывести на рынок потенциальные товары-бестселлеры, на которые можно как следует "накрутить цену". Так, по мере падение цен на наиболее дешевые модели бытовой техники, компания General Electric Co. выводит на рынок холодильники класса high-end, цена которых доходит до $2099.
   Тем не менее, для многих других компаний единственной тактикой в современных условиях остается повсеместное сокращение расходов везде, где это только возможно. Например, 8 октября US Airways Group Inc. сообщила о том, что она планирует уволить 642 своих работника. За несколько дней до этого о сокращении 3100 рабочих мест сообщили компании Northwest Airlines Corp. и Delta Air Lines Inc. Однако, реальный эффект от этих мер пока остается относительно небольшим: совокупные потери американских авиакомпаний в 2002 году могут достичь $8 млрд.
   Безусловно, далеко не все отрасли страдают от дизинфляции. Так, цены на услуги в области здравоохранения сегодня растут со сногсшибательной скоростью. То же самое можно сказать и о расценках на услуги страховых компаний, пытающихся компенсировать убытки, понесенные ими после терактов 11 сентября. Кроме того, поднимать цены также могут себе позволить и те компании, которые располагают уникальными товарами или являются монополистами в своей области. Например, принятие компанией Microsoft Corp. новой программы лицензирования привело к росту цен на ее продукцию для корпоративных клиентов как минимум на 20%.
   Однако, в большинстве отраслей экономики избыток предложения в сочетании с недостаточно высоким спросом ведет к ограничению способностей производителей оказывать влияние на рынок через ценовые механизмы, что, в свою очередь, в перспективе сулит экономике серьезные потрясения. "У нас просто слишком много компаний, и далеко не все они сумеют пережить это", – говорит главный экономист компании Northern Trust Corp.

Вернуться к содержанию выпуска

   Сокращение промпроизводства в США в сентябре
   
("AK&M", 17.10.02)
   Объем промпроизводства в США сократился в сентябре 2002 года на 0.1% по сравнению с августом, что стало вторым подряд снижением показателя. В годовом исчислении промпроизводство в стране выросло на 1.5%.
   Коэффициент использования производственных мощностей составил в сентябре 75.9% против 76% в августе. Это выше девятнадцатилетнего минимума в 74.4%, однако по-прежнему значительно ниже среднего показателя 1991-2001 годов, когда этот коэффициент находился на уровне 81.8%.
   Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали рост промпроизводства в стране по итогам сентября на 0.1%.

Вернуться к содержанию выпуска

   О ситуации в электроэнергетике США
   
(РБК, 15.10.02)
   Американская электроэнергетическая отрасль переживает самый крупный кризис со времени "великой депрессии", при этом ситуация продолжает ухудшаться, что связано с острой необходимостью в ближайшие несколько месяцев рефинансировать огромные задолженности. Такие выводы содержатся в докладе Standard & Poors. Кредитно-рейтинговое агентство в течение 9 месяцев 2002 г. понизило рейтинги 135 холдинговым компаниям и их дочерним структурам (причем 57 из них - с начала июля), что в четыре раза больше, чем в соответствующий период 2001 г. Фактически у одной трети компаний сектора рейтинги могут быть понижены и в дальнейшем, при этом рейтинговое агентство говорит о том, что электроэнергетическая отрасль еще не достигла своего дна.
   Электрические и газовые компании несут на себе бремя долгов, возникших в процессе дерегуляции сектора в конце 1990-х годов. До этого на их деятельности негативно отразилось уменьшение потока денежных поступлений из-за снижения цен на производимую продукцию. В результате в настоящее время энергетические компании не в состоянии как выплачивать свои долги, так и инвестировать средства в дорогостоящие проекты по обновлению генерирующих и передающих мощностей.
   Аналитики предупреждают: если кризис в электроэнергетике продолжится, система национального энергоснабжения будет разрушена. В ближайшие месяцы электроэнергетическим компаниям придется выплатить 50 млрд. долларов краткосрочных долговых обязательств, и для большинства компаний единственный реальный выход - заложить свои активы в качестве гарантии выплаты долга либо рефинансировать кредиты под более высокие процентные ставки или же сочетание обеих мер.
   В докладе рейтингового агентства говорится о том, что держатели облигаций энергетических компаний находятся в невыгодной ситуации. Долговые обязательства в капитале компаний на 30 июня 2002 г. составили почти 60%, в то время как четыре года назад, когда прекратилось регулирование отрасли, долговые обязательства составляли меньше 55%. С увеличением выручки компаний после становления свободного рынка электроэнергетики уровень долгов не снизился. В результате в настоящее время у компаний намного меньше средств, чтобы покрыть свои долговые обязательства, чем было до дерегуляции.
   Ситуацию на рынке ухудшило банкротство Enron, которое снизило уровень доверия инвесторов. При этом рейтинговые агентства S&P, Moody's Investors Service и Fitch Ratings не сумели адекватно оценить рисков дерегулированного рынка электроэнергетики и перспективы компании Enron.
   В другом обзоре аналитики компании Fitch говорят о том, что инвесторы перестали доверять энергетическому сектору в целом. Из-за низкого спроса инвесторов на акции компании вынуждены распродавать свои самые ликвидные активы, чтобы максимально быстро уменьшить размер долговых обязательств. При том, что в настоящее время компании распродают активы, откуда возникнет приток наличных средств в ближайшие годы задается вопросом издание. Дробление крупных электроэнергетических компаний на более мелкие как результат такой распродажи приведет к тому, что новые владельцы повлияют на общее снижение цен в электроэнергетике, что в дальнейшем ударит по энергетическим компаниям - таким образом вероятен очередной виток дефляционной спирали.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост торгового дефицита США
   
(РБК, 18.10.02)
   Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Соединенных Штатов выросло в августе 2002г. до рекордной отметки 38,5 млрд. долларов. Показатель за последний летний месяц текущего года на 9,7% превысил уровень торгового дефицита, который был зафиксирован в июле 2002 г. По мнению аналитиков, причиной столь резкого роста дефицита стало увеличение объемов импорта на фоне падения экспорта, вызванного в значительной степени обеспокоенностью экспортеров в связи с забастовкой портовых рабочих на западном побережье США. Объем импорта товаров и услуг вырос в августе 2002 г. на 2% по сравнению с уровнем июля и составил 120,3 млрд. долларов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Пентагон тратит все больше
   
(MIGnews.com, 17.10.02)
   По сообщению газеты Defense News в 2007 году военный бюджет США достигнет 450.9 млрд. долларов. Для сравнения, в 2002 году бюджет Пентагона составил 331 млрд. долларов. Предполагается, что в 2003 году он вырастет на 12.4%. Каждый год будут возрастать также и расходы на разработку и производство новых видов оружия и военного снаряжения. К примеру, в проекте бюджета на 2003 год предполагается, что на новые виды оружия будет израсходовано 20 млрд. долларов.
   По данным Центра Оборонной Информации в эпоху "холодной войны" США тратили на оборонные нужды 344.1 млрд. долларов ежегодно. За период с 1946 по 2001 год на эти цели было израсходовано почти 15 трлн. 830 млрд. долларов. С начала 1990-х годов военные траты бюджета США сокращались (исключением стал 1991 год, когда шла война в Персидском заливе), но после событий 11 сентября 2001 года вновь стали расти.

Вернуться к содержанию выпуска

   Сколько стоит американский солдат?
   
(MIGnews.com, 15.10.02)
   По данным, публикуемым аналитическим агентством Washington ProFile, военнослужащие США получают до $600 в месяц за участие в боевых действиях – конкретная сумма зависит от его должности, воинского звания и семейного положения.
   Когда американский солдат, сержант или офицер попадает в зону боевых действий, ему немедленно начинают выплачивать надбавку в размере $150 (предположительно, размер этих выплат будет увеличен до $250 – соответствующий законопроект рассматривается Конгрессом США). В случае начала войны $150 будут получать все военнослужащие, находящиеся в зоне Персидского Залива. Если для участия в войне военнослужащий вынужден разлучаться со своей семьей, то ему доплачивают $100. Еще $3.50 в день доплачивают за то, что военнослужащий уехал далеко от дома и вынужден нести дополнительные расходы на свое содержание и терпеть разнообразные неудобства.
   Если солдат или офицер находится непосредственно на передовой (то есть, его жизнь подвергается реальной опасности), то он получает дополнительно $50-100 в месяц. Эти выплаты уже проводятся на некоторых американских базах в Персидском Заливе. Однако для того, чтобы эта доплата была произведена, военнослужащий должен провести на линии фронта, как минимум, 30 суток.
   Кроме этих выплат, военнослужащие приобретают довольно существенные налоговые льготы. К примеру, солдаты и сержанты полностью освобождаются от выплаты всех налогов от сумм, полученных ими во время участия в боевых действиях. Офицеры платят налоги, если их совокупный доход превышает определенную сумму – $ 5.532 в месяц.
   Кроме того, из-за того, что на войне солдатам, как правило, некогда тратить деньги, их зарплаты перечисляются на особый сберегательный счет. Пока идут боевые действия, на эти деньги начисляются повышенные проценты (в среднем, более чем в пять раз более высокие, чем на обычном сберегательном вкладе в американском банке).
   В 2000 году, по данным Министерства обороны США, средняя годовая зарплата рядового или сержанта, служащего в армейских частях составила $32.195 (офицер получил $64.125). Солдаты и сержанты ВВС США заработали, в среднем, $33.095, офицеры – $66.883. Военные моряки – $33.744, офицеры ВМФ США – $65.940. Солдаты и сержанты корпуса Морской Пехоты – $29.355, офицеры – $62.161. Для сравнения, по данным Министерства Торговли США, среднестатистический американец в 2000 году заработал $28.272. Зарплата водителя автобуса в США составляет, в среднем $33.000 в год, менеджера низшего звена, работающего в торговой компании – $45.000. Реальный доход военнослужащего больше, чем показывают эти цифры: военнослужащие обеспечиваются бесплатной медицинской страховкой и медикаментами (у среднестатистического американца на медицинские цели ежемесячно уходит от $80 до 500), дотациями на оплату жилья и т.д.
   Американские военные не выражают особого восторга относительно своего достатка. Опрос, проведенный Исследовательским Институтом Армии США показал, что 64% офицеров и 38% солдат и сержантов довольны своей зарплатой (в 1999 году лишь 49% офицеров и 24% солдат выражали удовлетворение по этому поводу). 65% офицеров и 56% солдат и сержантов удовлетворены бонусами, которые им предоставляются после ухода с военной службы (соответственно, 32% и 29% в 1999 году).
   В 2002 году 73% офицеров и 58% солдат и сержантов выразили удовлетворение качеством своей жизни. 87% офицеров и 84% солдат считают, что их служба протекает в безопасных условиях.

Вернуться к содержанию выпуска

   Счастье американских оружейников
   
("Ведомости", 18.10.02, авторы - Ванесса о'Коннелл и Пол Бэрретт)
   В судьбе Smith & Wesson наметился поворот на 180 градусов, отражающий общую динамику контроля над оружейным рынком в США. Пойдя на уступки миролюбивой администрации Клинтона, компания впала в немилость у коллег по цеху и покупателей. Политика нынешней власти сняла многие проблемы с законом для S&W (как и для всей отрасли) , и теперь существование на рынке вновь становится для нее чисто коммерческим вопросом.
   Долгое время S&W с ее 150-летней историей служила символом американской индустрии стрелкового оружия. Это вторая в США компания после Sturm, Ruger & Company, специализирующаяся на производстве легкого огнестрельного оружия среднего и верхнего ценового сегмента ($300 - 600 в рознице).
   Проблемы начались в 1998 г. , когда местные власти городов и штатов пошли в наступление на оружейников, завалив их судебными исками по схеме, отработанной на табачных компаниях. Признав частичную ответственность за гибель и увечья людей, связанные с применением огнестрельного оружия, производители должны были разделить с государством бремя соответствующих расходов (содержание врачей, полиции и пр.).
   Эд Шульц - тогдашний гендиректор S&W, входившей в состав британского конгломерата Tomkins, - с легкостью согласился пойти на уступки: человек, пришедший в S&W из мебельной компании, не разделял того пыла, с каковым велись в США все дискуссии по поводу оружейного законодательства. В марте 2000 г. Шульц согласился в порядке урегулирования исков наложить ограничения на маркетинг своей продукции: в частности, розничную продажу было решено отныне вести только через специальных дистрибьюторов, выполняющих условия договора с властями. Клинтон назвал это соглашение историческим, заявив, что оно сильно уменьшит вероятность попадания оружия к криминальным элементам.
   С тех пор Национальная стрелковая ассоциация Америки (NRA) объявила S&W настоящий бойкот. Ее клеймили как предателя другие оружейные компании и потребители, верные культовому брэнду. Магазины стали разрывать с ней контракты. "S&W продала душу администрации Клинтона, чтобы отделаться от парочки исков" - примерно в таких выражениях объясняли они ситуацию покупателям. Фанатам было ясно: речь идет уже не о деньгах, а о свободе, которую отнимают у американцев.
   Помимо всего прочего, потенциальных покупателей отпугивала угроза преследования со стороны властей. S&W столкнулась с катастрофическим падением продаж (с 1999 г. до осени 2000 г. - на 40 - 60%) и начала сокращать расходы. Шульц подал в отставку. Tomkins решила избавиться от S&W, но никто из конкурентов не хотел ее покупать. Наконец, в 2001 г. она была продана по бросовой цене - $15 млн. плюс $30 млн. дивидендов в будущем (покупая S&W в 1987 г., сама Tomkins заплатила за нее $112 млн.). Одним из новых владельцев стал бывший директор отдела продаж S&W Роберт Скотт, гораздо больший энтузиаст оружейного дела, чем аутсайдер Шульц. Он постарался восстановить добрые отношения с оружейным лобби. Но главное - в США сменилась власть: на смену миротворцам пришли милитаристы.
   Администрация Буша прислушалась к доводам оружейников, доказывающих, что они не обязаны нести ответственность за инциденты с огнестрельным оружием, как автопроизводители не должны отвечать за поведение водителей. Рассмотрев 21 иск, запущенный местными властями при Клинтоне, суды по всей стране отклонили 10 из них. При нынешней власти оружейникам пока не грозит судьба табачных компаний.
   Последние события с вашингтонским снайпером-убийцей вызвали в обществе новый всплеск возмущения. Раздаются призывы к ужесточению ответственности производителей оружия. Однако сейчас, накануне вторжения в Ирак, когда в стране нагнетается общая милитаристская атмосфера, подобные законы явно не в духе времени. У S&W немало проблем и чисто коммерческого свойства. Рынок легкого огнестрельного оружия сужается, объективно падает интерес потребителей к пистолетам для спортивной стрельбы. Акции S&W упали с марта на 60%. Однако компании удалось вернуть себе доброе имя, а теперь она надеется вернуть и финансовое благополучие. В I квартале финансового 2003 г., закончившегося 31 июля, она получила операционную прибыль $131 994 при объеме продаж $20,6 млн. NRA впервые с 2000 г. дала в своем журнале большой материал, посвященный S&W. "С возвращением! - гласит редакционный комментарий. - Нам вас не хватало!"

Вернуться к содержанию выпуска

   $1 – хорошие деньги для NASDAQ
   
("Коммерсантъ", 15.10.02, автор – Алексей Байбаков)
   В конце позапрошлой недели глава NASDAQ Хардвик Симмонс заявил о намерении отменить давнее правило этой биржи, согласно которому акция не должна стоить меньше $1. Таким образом NASDAQ пытается остановить стремительное сокращение своего листинга из-за продолжающегося падения курсов акций.
   В соответствии с правилами NASDAQ цена одной акции эмитента не должна падать ниже $1. Ценные бумаги компаний, находящиеся ниже этого уровня в течение 90 дней, подлежат переводу в секцию малокапитализированных компаний. При сохранении подобной ситуации в течение последующих 180 дней компания исключается из листинга NASDAQ.
   Изначально "правило $1" было введено для фильтрации несостоятельных компаний. Ведь даже во времена расцвета компаний "новой экономики" существовали такие "мыльные пузыри", держать которые в листинге было бы просто странно. Теперь ситуация изменилась. Уже более двух лет как рынок акций "новой экономики" подмяли под себя "медведи", и цена многих акций снизилась уже в десятки раз. А это означает, что бирже приходится вычеркивать из своего листинга все новые акции.
   Впервые "правило $1" было подвергнуто пересмотру в конце 2001 года, после известных террористических актов в Нью-Йорке. Тогда были увеличены сроки, отведенные на возврат акций к котировкам, достойным листинга NASDAQ. Однако с тех пор ситуация только ухудшилась – с начала года из листинга было вычеркнуто уже 200 компаний. При этом из акций 3800 компаний, еще входящих в него, более 700 котируются ниже отметки $1.
   И теперь руководство биржи собирается узаконить новое положение вещей. Как заявил Хардвик Симмонс (Hardwick Simmons), пересмотр устаревших правил просто необходим в сложившейся ситуации, для того чтобы компании не заботились о соблюдении формальных условий, а сосредоточились на своем бизнесе. Единственной альтернативой изменению "правила $1" является операция обратного сплита, когда компания консолидирует акции в ценные бумаги более высокого номинала. Однако эмитенты идут на это крайне редко – это удар и по престижу, и по карману.
   Далеко не все поддерживают эту идею. "Отмена правила ударит по престижу NASDAQ – нельзя отменять собственные правила только потому, что рынок идет вниз",– полагает аналитик Celent Сан Ли (Sang Lee). Но NASDAQ оправдывается еще и заботой об инвесторах. Сохранение слабых компаний в листинге позволяет им продать акции с меньшими потерями, чем на внебиржевом рынке. Тем более что операторы сокращают операции с ними. Так, крупнейший маркет-мейкер акций высокотехнологичных компаний Merrill Lynch с 10 октября сократил число котируемых бумаг с 10 000 до 2400.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное