Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


24 июня 2002 г. Выпуск №260
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         
МВФ может изменить формулу расчета квот
         Инвестиционная привлекательность развивающихся рынков
         Новый кризис рынка high-tech?
         Миллионеров посчитали
         ООН прогнозирует стремительный рост нищеты
         На рынке нефти
         Развитие ситуации на рынке стали
         Печатные СМИ в эпоху Интернета и мультимедиа
         Жульничества с кредитными карточками: размах и рейтинг
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         Microsoft Corp. вновь стала самой дорогой корпорацией мира
         На Wall Street готовятся к массовым сокращениям
         Альянс 200 компаний с целью создания общего стандарта
         Новости корпораций "одной строкой"
         Samsung становится мировым брэндом
США И КАНАДА
         Потянут ли акции за собой экономику?
         США нужна коррекция
         Рост сводного индекса основных экономических показателей США
         Торговый дефицит США вырос до рекордного уровня
         Инфляция осталась стабильной, индекс оптовых цен снизился
         В США растет бюджетный дефицит
         В CША вводят вмененный налог на чаевые
         Мода на биотехнологии
         Пробки на американских дорогах обходятся ежегодно в $68 млрд.


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   МВФ может изменить формулу расчета квот
   
("AK&M", 17.06.02)
   Международный валютный фонд (МВФ) может изменить формулу расчета квот стран - участниц фонда уже в текущем году. По словам члена Совета управляющих МВФ Шигемицу Сугисаки (Shigemitsu Sugisaki) руководящий орган МВФ на недавнем заседании принял решение вернуться к данному вопросу в ближайшие месяцы.
   Как сообщил Ш.Сугисаки, по многим вопросам, которые впервые обсуждались еще в октябре прошлого года, на заседании Совета управляющих были достигнуты принципиальные договоренности. В частности, большинство участников согласились с необходимостью ввести в формулу составления квот рассчитанный в единой валюте показатель ВВП страны за последние 3 года. Предложение разработать и внедрить "показатель открытости экономики", ее "интеграции в мировую экономическую систему", также впервые озвученное на прошлогоднем заседании, было в целом поддержана.
   Что касается увеличения квот для развивающихся и беднейших стран (это предложение было основным из обсуждавшихся в октябре прошлого года), то в данном вопросе мнения управляющих разошлись. По словам Ш.Сугисаки, многие участники заседания заявили о том, что задача усиления роли таких государств при принятии решений фондом должна решаться не за счет увеличения квот, а за счет внесения изменении в статьи соглашений МВФ. Часть управляющих настаивает на сохранении принципа жесткой взаимосвязи между позицией государства в МВФ и его экономической стабильностью, что фактически ставит под вопрос возможность проведения реформы в пользу развивающихся стран.
   Одним из наиболее острых вопросов на остается вопрос об использовании при расчете квоты критерия объема международных золотовалютных резервов страны. Как сообщил Ш.Сугисаки, голоса сторонников и противников сохранения этого критерия в формуле расчета разделились приблизительно поровну, в связи с чем было принято решение продолжить теоретическую разработку данного вопроса.

Вернуться к содержанию выпуска

   Инвестиционная привлекательность развивающихся рынков
   
(По материалам статьи "Развивающиеся рынки вернулись", "Ведомости", 18.06.02, автор - Филип Когган)
   Быстрые темпы развития экономики и улучшение корпоративного управления в развивающихся странах вернули их на инвестиционную карту мира. На фоне падения стоимости ценных бумаг в развитых странах инвесторы все активнее перекладывают деньги в быстро растущие акции и облигации развивающихся рынков.
   Отгремели последствия мексиканского кризиса 1994 - 1995 гг., азиатского 1997 - 1998 гг., дефолта России. Прошлогодний крах в Турции и Аргентине вопреки ожиданиям не спровоцировал эффекта домино. Многие из прошедших через кризис стран добились существенных успехов в экономической и корпоративной реструктуризации. А вот рынки развитых стран, напротив, переживают нелегкие времена - фондовые индексы США, Великобритании, Германии и Франции упали с начала года. Это заставляет инвесторов в поисках прибылей уделять повышенное внимание развивающимся рынкам.
   Подъем развивающихся рынков обусловлен быстрым ростом их экономик. По прогнозу аналитической компании Consensus Economics, рост ВВП Сингапура в 2002 г. составит 4% после падения на 2% в 2001 г., Таиланда - 3,4% (в 2001 г. - 1,8% ), Южной Кореи - 5,6% (в 2001 г. - 3% ).
   Но одним экономическим ростом нельзя объяснить возрождение интереса к развивающимся рынкам. Кризисы 1990-х гг. заставили правительства и глав компаний переосмыслить приоритеты экономической и корпоративной политики и отношение к внешним инвесторам. "Корпоративное управление заметно улучшилось. Если компания выстояла во время всех этих кризисов, значит, она предприняла для этого какие-то кардинальные меры. Раньше компании бились за долю рынка и не заботились о том, теперь их гораздо больше заботит повышение доходности капитала", - утверждает Кеннет Кинг, глава Rexiter Capital Management, специализирующейся на инвестициях на развивающихся рынках. На руку развивающимся рынкам сыграл и бухгалтерский скандал в США, опровергнувший тезис о том, что высших стандартов корпоративного управления и финансовой отчетности достигли американские компании. При этом акции компаний развивающихся стран значительно дешевле, чем в развитых странах.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новый кризис рынка high-tech?
   
(По материалам BBC NEWS, 14.06.02)
   В настоящее время фондовые рынки Европы и Азии оказались в чрезвычайно сложном положении из-за очередной волны озабоченности перспективами американской экономики, которая, как считают многие, в ближайшее время не сможет выйти на ранее ожидавшиеся высокие показатели роста. В наибольшей степени эта паника ударила по технологическим, медиа и телекоммуникационным компаниям, акции которых упали до минимального уровня за последние пять лет. Среди наиболее серьезно пострадавших оказались чемпионы индустрии, такие как Vodafone, Nokia, Vivendi и Deutsche Telekom.
   Начало очередной волны массового сброса акций было спровоцировано опубликованным в четверг заявлением Lucent, крупнейшего мирового производителя телекоммуникационного оборудования, представители которой заявили о том, что величина прибыли этой компании окажется меньше ранее намеченных показателей. Вскоре после этого тревожные новости поступили от производителя программного обеспечения Adobe, также заявившей о сокращении фактической прибыли по сравнению с запланированной, от телекоммуникационной компании Sprint PCS, объявившей о замедлении роста численности новых абонентов сотовой связи, а также от Vodafone, оповестившей рынок о снижении рентабельности своего японского филиала.
   Дополнительный удар по рынку high-tech нанесли аналитики инвестиционного банка Merrill Lynch, пересмотревшие оценки инвестиционной привлекательности акций ряда телекоммуникационных компаний-операторов беспроводных сетей в сторону их снижения.
   Процесс сброса акций high-tech быстро перенесся через океан на европейские фондовые рынки, коснувшись, в первую очередь, местных чемпионов индустрии. Так, акции Deutsche Telekom вновь опустились ниже символической отметки в 10 евро за акцию, вызвав новые разговоры о целесообразности дальнейшего пребывания Рона Зоммера на посту генерального директора этой компании. Акции французской компании-производителя телекоммуникационного оборудования Alcatel упали на 3% из-за распространившихся на рынке слухов о возможном присуждении облигациям этой компании рейтинга "высокорискованных" ("junk"). Акции испанской Telefonica упали до минимального уровня за последние девять месяцев, в то время как акции ее несущего убытки конкурента Jazztel упали на 10%. Напомним, что еще в четверг акции Jazztel упали на 19% после того, как было объявлено о передаче 88% акций этой компании ее кредиторам. Среди пострадавших британских компаний можно отметить телекоммуникационные компании Vodafone, Cable & Wireless, BT Group а также компанию-разработчика микропроцессоров ARM Holdings. В настоящее время акции Vodafone опустились до минимального уровня за последние четыре с половиной года.
   По словам Дэвида Твэйтся из инвестиционного банка BNP Paribas, "озабоченность инвесторов запаздывающим восстановлением корпоративных прибылей" в США как обычно привела к падению акций компаний группы ТМТ (технология, медиа, телекоммуникации).

Вернуться к содержанию выпуска

   Миллионеров посчитали
   
(По материалам статьи "На свете 7 млн миллионеров", "Ведомости", 20.06.02, автор - Екатерина Кудашкина)
   Миллионеров становится больше - за прошлый год число лиц с состоянием более $1 млн. в виде финансовых активов увеличилось почти на 200 000. Теперь во всем мире насчитывается 7,1 млн. миллионеров. Из них приблизительно 57 000 человек - "супермиллионеры": их состояние перевалило за $30 млн. Это данные доклада World Wealth Report 2002, ежегодно публикуемого консалтинговой компанией Cap Gemini Ernst & Young и инвестиционным банком Merrill Lynch.
   Нынешнее исследование охватывает 59 стран, на долю которых приходится 96% мирового ВВП и 98% совокупной капитализации крупнейших фондовых рынков мира. В отличие от предыдущих лет в этом году в анализ были включены данные по странам Восточной Европы и Тайваню.
   По итогам 2001 г. суммарное состояние миллионеров выросло на 3% и достигло $26,2 трлн. Несмотря на внушительную цифру, составители доклада отмечают, что это самый низкий годовой прирост с 1997 г., когда увидел свет первый выпуск World Wealth Report.
   В 2001 г. уменьшилось действие двух факторов, обусловивших бурный рост миллионных состояний в конце 90-х: рост ВВП и рост фондовых рынков. Рост мирового ВВП начал замедляться во второй половине 2000 г. и продолжал падать в 2001 г. По данным МВФ, за прошлый год размеры мирового ВВП выросли на 2,5% (для сравнения: в 2000 г. его рост составил 4,7% ).
   В 2001 г. наиболее стремительный рост благосостояния миллионеров отмечался, как ни парадоксально, в странах, не входящих в число наиболее развитых, в которых совокупный размер миллионных состояний вырос на 4,7%. Между тем в странах "большой семерки" этот рост составляет всего 1,9%.
   Наученные горьким опытом 1997 г. миллионеры стран азиатского региона, чтобы защитить свои состояния, сильно диверсифицировали инвестиционные риски и весьма осторожно инвестировали в акции. Впрочем, и фондовые рынки преподносили азиатским миллионерам все больше приятные сюрпризы: в Южной Корее рынок вырос на 31% (в долларовом выражении), в Таиланде - на 23%, в Тайване - на 18%.
   В Латинской Америке, на долю которой теперь уже приходится 13% совокупного размера миллионных состояний, инвесторы-миллионеры тоже проявили благоразумие, отдав предпочтение не акциям, а облигациям, причем облигациям, номинированным в долларах.
   Более всего пострадали те, кто слишком положился на фондовые рынки. Совокупная капитализация крупнейших фондовых рынков мира снизилась в 2001 г. более чем на 13%. Северная Америка, где сосредоточено 29% совокупного объема всех миллионных состояний мира, является безусловным чемпионом по инвестициям в акции. Падение фондового рынка на 8% крайне пагубно отразилось на финансовом положении крупнейших инвесторов. В Европе, на долю которой приходится 32% объема мировых миллионных состояний, фондовые рынки упали и вовсе на 20%.
   Вообще, по мнению составителей доклада, бурные события ушедшего года оказали отрезвляющее воздействие на крупных инвесторов, заставив обладателей миллионных состояний вести себя осторожнее. Интересно, что в 2001 г. у миллионеров появилась новая мода - инвестировать в хедж-фонды.
   Что касается прогнозов, то специалисты из Cap Gemini Ernst & Young и Merrill Lynch полагают, что на протяжении ближайших пяти лет миллионные состояния будут расти в среднем на 8% в год и к концу 2006 г. совокупное состояние всех миллионеров в мире достигнет $38,5 трлн.

Вернуться к содержанию выпуска

   ООН прогнозирует стремительный рост нищеты
   
(По информации "AK&M", 19.06.02)
   Количество людей, живущих менее чем на $1 в день, "при сохранении ныне существующих тенденций" к 2015 году вырастет на 40% и превысит отметку 420 млн. Такой прогноз содержится в докладе, опубликованном агентством ООН по торговле и развитию (UNCTAD). В настоящий момент, по оценке UNCTAD, в мире насчитывается 307 млн. беднейших людей. За последние 30 лет этот показатель удвоился, отмечено в докладе.
   Данные ООН кардинально расходятся с данными Всемирного банка. Согласно оценке ВБ, по состоянию на начало 2001 года во всем мире менее чем на $1 в день жило около 1.2 млрд. человек.

Вернуться к содержанию выпуска

   На рынке нефти
   
(По сообщениям "AK&M" и "Коммерсантъ", 17-21.06.02)
   ОПЕК, возможно, в текущем году увеличит квоты на добычу нефти из-за повышения спроса на мировых рынках, ожидаемого в IV квартале. Такую точку зрения высказал генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес (Ali Rodriguez) на пресс-конференции в Нью-Йорке.
   Главы нефтяных ведомств стран, входящих в ОПЕК, заявили, что на встрече, которая состоится 26 июня 2002 года в Вене, решения о пересмотре существующих квот на добычу нефти принято не будет.
   Вместе с тем, страны, не входящие в ОПЕК, не намерены больше придерживаться договоренностей, ранее достигнутых с картелем.
   Норвегия - третий по величине в мире экспортер нефти - с 1 июля текущего года снимет ограничения на добычу нефти, которые были введены совместно с ОПЕК и Россией, чтобы поддерживать мировые цены и предотвратить перенасыщение рынка. "Мы видим восстановившийся спрос и стабилизировавшиеся цены на нефть, чему помогло снижение экспорта, - заявил министр нефтяной промышленности Норвегии Эйнар Стинснес (Einar Steensnaes). - Кроме того, мировая экономика растет, так что мы можем восстановить уровень добычи".
   17 июня правительство Аргентины также приняло решение снять ограничения на экспорт нефти, введенные ранее в рамках программы преодоления экономического кризиса в стране.
   Напомним, что аргентинское правительство в начале 2002 г. снизило объем экспорта сырой нефти до уровня 36% от суммарного объема ее добычи. Это было сделано для того, чтобы обеспечить стабильность цен и предотвратить их рост после снижения курса аргентинского песо по отношению к доллару.

Вернуться к содержанию выпуска

   Развитие ситуации на рынке стали
   
(По сообщениям "Коммерсантъ" и lenta.ru, 18.06.02)
   Комиссия США по международной торговле - независимый судебный орган для рассмотрения торговых споров - не согласилась с доводами министерства торговли и пришла к выводу, что импорт конструкционной стали из России, Германии, Китая, Тайваня, Люксембурга, Испании и ЮАР не причиняет ущерба американской промышленности.
   Решение Комиссии означает, что предприятиям из перечисленных стран, поставляющим фасонный прокат на американский рынок, более не грозит введение карательных пошлин. Таков итог специального антидемпингового расследования, инициированного "стальным лобби" США (в лице компаний Northwestern Steel & Wire Co., Nucor Corp., Nucor-Yamato Steel Co. и TXI-Chaparral Steel Co) в мае прошлого года.
   В 2001 г. объем импорта конструкционной стали из указанных стран в США составлял более 300 тысяч тонн, а его стоимость превышала $93 млн.
   Кроме этого, стало известно, что США исключат 47 видов сталелитейной продукции японских металлургических компаний из списка экспортной продукции, подлежащей импортному обложению по повышенному тарифу, введенному США в марте 2002 года. Отметим, что по данным Управления по внешней торговле министерства торговли США, объем импорта стали в страну в апреле снизился по сравнению с мартом на 13,7%.
   По словам министра экономики, торговли и промышленности Японии Такео Хиранумы, речь идет об объемах экспорта, равного 20 тысячам тонн стали в год. Такео Хиранума приветствовал изменение позиции США по данному вопросу. Напомним, что Япония была намерена с 18 июня ввести 100%-ный запретительный тариф против сталелитейной продукции из США на общую сумму в 4,88 млн. долларов. В дальнейшем, если бы ВТО признало действия США неправомерными, то санкции должны были затронуть больший объем экспорта стали из США на сумму 123,43 млн. долларов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Печатные СМИ в эпоху Интернета и мультимедиа
   
(По материалам статьи "Все хотят в мердоки", "Эксперт", 17.06.02, автор - Анастасия Дедюхина)
   В городе Брюгге состоялся 55-ый Всемирный газетный конгресс, темой которого стали "Новые стратегии увеличения доходов".
   "Международный медиарынок - уже не красивая мечта амбициозных газетных менеджеров. Он стал наконец вполне реальным и доступным", - провозглашает бойкий Артур Сульцбергер, владелец и издатель газеты The New York Times.
   Гости Всемирной газетной ассоциации слушают его молча. Медиапрофессионалам, каждый из которых в глубине души мечтает стать как минимум Мердоком, есть о чем поразмышлять: многие ждали этих слов всю жизнь, но оказались к ним не готовы. Ведь в последнее время на газету навалилось столько проблем, что впору соглашаться с теми, кто пророчит ей безвременную кончину.
   Сложности начинаются изнутри: газета немобильна и неоперативна. Не успевая переваривать все нарастающие объемы информации, она толстеет. "Представьте себе, что вы заказали в ресторане отбивную. Проходит час, два, наконец вам приносят целую корову, за те же деньги. Но вы просто не знаете, что с ней делать! То же и с газетами: читателю предлагают за те же деньги двухсотстраничную корову, а он хотел маленький и вкусный филейчик", - объясняет ситуацию Хуан Антонио Гинер, партнер-основатель медиаконсалтинговой группы Innovation. В результате прочитывается максимум 10% газеты, остальная часть выкидывается.
   Многие страницы отдаются под рекламу. Но в том-то все и дело, что такая реклама неэффективна. Если у вас 200 страниц частных объявлений, которые никто не читает, вы не можете быть лидером. Рекламодатели понимают это и все чаще изменяют газетам с электронными СМИ. Более привлекательными считают электронные СМИ и динамичные молодые читатели, количество которых сокращается вот уже двадцать пять лет. Почему они так важны? "Цикл жизни газеты определяется возрастом ее читателей. Однажды выбрав газету, читатель подчас остается верен ей всю оставшуюся жизнь", - поясняет Райнер Миттельбах, глава IFRA - одной из крупнейших издательских организаций. Но чем взрослее читатель, тем меньше у него времени для чтения - стало быть, надо завоевывать новых и удерживать старых.
   Особенно остро конкуренция между СМИ ощущается в условиях ухудшившейся экономической ситуации: если в 2000 году спад газетной рекламы наблюдался лишь в 18% стран, то в 2001-м их уже 57%. Еще меньше денег у газет остается в связи с консолидацией рекламных агентств, и прогнозы неутешительны: сократившийся на 7% за год рынок вряд ли вырастет раньше 2004 года. А не зависящие от крупных рекламщиков строчные объявления, или classified, бывшие когда-то одним из главных источников дохода для газет, отбирает Интернет. По прогнозу Forrester Research, к 2005 году газеты потеряют на этом 1,36 млрд. долларов, или 18% своих доходов.
   Смертный приговор подписывают газетам и власти: в большинстве стран уже введен или вскоре появится запрет на рекламу табака и алкоголя - один из самых популярных и прибыльных видов рекламы.
   В этой ситуации логично перейти на подписку - второй возможный источник дохода для газеты. Однако подписка гарантирует ежедневную продажу, но не ежедневное чтение. Да и увеличение числа подписчиков вовсе не означает роста тиражей. Например, в 2001 году в Японии подписка выросла на 4%, а общие продажи не изменились.
   Западные медиапрофессионалы учатся жить в условиях рецессии. Например, шведская Dagens Nyheter передала большинство функций своим дочерним или созданным совместно с конкурентами компаниям. Печать, администрация и бухгалтерия, дистрибуция, производство рекламы - сбросив весь этот балласт, газета снизила издержки и смогла сосредоточиться на основном бизнесе - производстве новостей, "приготовлении" интересной газеты.
   Ну а чтобы такую газету делать, утверждает Хуан Антонио Гинер, надо всего лишь слушать читателя. Если он не любит сброшюрованную, огромную и мультисекционную газету - так не надо ее настойчиво предлагать! Испанская спортивная газета AS похудела за два года с 48 до 40 страниц и упростила дизайн. В результате поползли вверх как тираж (на 21%), так и реклама (на 18%).
   На изменение дизайна пошла и New York Times. Поскольку в городском метро невозможно даже вздохнуть, не то что развернуть газету, спортивная часть New York Times печатается с обратной стороны вверх ногами.
   Еще один способ привлечь читателя - всерьез заняться сайтом. Все больше веб-организаций вводят плату за услуги (Yahoo! - за кроссворды, электронную почту), и газеты в том числе. Но чтобы брать деньги за сайт - он должен быть того достоин. Сайт - не просто копия газеты, он должен помочь более глубокому пониманию газетных материалов. Такой концепции придерживается британская Guardian, чья бумажная версия с тиражом 410 тыс. - третья в стране, зато сайт привлекает 4 млн. посетителей в месяц, являясь самым популярным из всех газетных сайтов королевства. Журналисты Guardian половину времени работают на газету, половину - на Сеть. Если газета публикует статью о наркоторговле в Африке, она пригласит для разговора в режиме "онлайн" кого-то из правительства африканской страны или предложит интерактивный гид по стране. Наглядность - главный принцип работы; каждого журналиста просят делать аудио- и видеосъемку, пусть хотя бы непрофессионально. Таким образом, материалы, например, из серии "По следам афганских беженцев" в Сети подтверждены "документально".
   Еще у каждого западного медиапрофессионала есть своя мантра - конвергенция. Пока что конвергенция, или "сращивание" одних СМИ с другими, - их ответ глобализации, единственная возможность для мелких и средних газетных издателей стать таким, как Мердок. Лишь с ее помощью можно перебраться на другие медиаплатформы, по электронным просторам которых гуляют длинноногие молодые читатели с большими упругими кошельками.
   О преимуществах конвергенции не понаслышке знают в американском городе Тампа, где в здании со скромным названием "Новостной центр" трудятся сразу три команды. В оформленной в синих и пастельных тонах закругленной комнате без стен - такая планировка способствует общению и созданию командного духа - делается газета The Tampa Tribune, телеканал WFLA-TV и сайт TBO.com. Посередине Новостного центра - мультимедийный стол, от каждого СМИ за ним - шеф-редактор. Через "стол" налаживается коммуникация между тремя платформами, остающимися редакционно независимыми. Минимум раз в день проводится общая редколлегия.
   Конвергенция превращает врагов в друзей. Это может быть как примитивная ссылка на коллег - зрители вечерних новостей WFLA-TV часто видят на экране логотипы газеты Tribune и слышат "Как сообщает в завтрашнем выпуске The Tampa Tribune... ", так и освещение одной темы в разных СМИ, часто одним и тем же журналистом. К примеру, репортер из WFLA-TV первым узнал, что городской мост почти сгнил и ходить по нему опасно. "Стол" договорился, что журналист напишет версию для газеты, и та опубликует ее первой. Чуть позже в тот же день слегка измененный материал пойдет в телеэфир и будет дополнен на TBO.com. Спустя несколько часов историю подхватили все окрестные медиа, постоянно ссылаясь на все три "сконвергированные" платформы, рейтинг которых в результате повысился за день на 25%. Не напечатай газета материал первой, этого бы не случилось.
   Благодаря конвергенции снижаются расходы: помимо информации платформы делятся фотоматериалами (у телевизионщиков есть цифровые фотоаппараты, у газетчиков - видеокамеры) и корреспондентами. Так, WFLA-TV сэкономило на освещении Олимпийских игр 2002 года, поскольку туда поехали люди из Tampa Tribune.
   Еще один аргумент в пользу конвергенции - мультимедийная реклама, на которой в 2001 году компания заработала 6,4 млн. долларов. "Пока что Интернет - не рынок массовой рекламы, там она не прибыльна. Но в скором будущем рекламодателям будут предлагать пакет услуг, так как лучше рекламировать сразу в нескольких СМИ, чем в одном", - говорит Райнер Миттельбах. До странности простой, но эффективный вариант такой рекламы уже осуществила New York Times. Ее рекламодателем еще с 20-х годов является известная ювелирная фирма Tiffany & Co., которой традиционно принадлежит право размещения рекламы на третьей полосе газеты. Точно так же теперь за ней зарезервирована часть главной страницы сайта NYTimes.com.

Вернуться к содержанию выпуска

   Жульничества с кредитными карточками: размах и рейтинг
   
(MIGnews.com, 17.06.02)
   По результатам последнего обзора, различные махинации с кредитными карточками в 2001 году стоили этой индустрии, по меньшей мере, 30 млн. долларов. Однако, эта цифра представляется многим экспертам весьма заниженной.
   Так, примерно 19% мошенничеств с британскими кредитными карточками в прошлом году было зафиксировано именно в США. Втрое место в ряду этих преступлений занимает Франция (17%). Наиболее распространены кражи пластиковых платежных средств или использование чужих утерянных карт. "Бронза" у Испании с 16% махинаций с чужими кредитками.
   Как отмечают эксперты английского банка Sainsbury's, ежегодно "карточное" мошенничество, как в самой Великобритании, так и за рубежом, обходится кредитным учреждениям страны примерно в 50 млн. долларов. По сравнению с прошлым годом эта цифра возросла на 30%.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Microsoft Corp. вновь стала самой дорогой корпорацией мира
   
(По материалам статьи "Смена лидера", "Ведомости", 18.06.02, авторы - Николай Мазурин и Михаил Оверченко)
   Компания Microsoft Corp. после более чем двухлетнего перерыва вновь стала самой дорогой корпорацией мира, оттеснив на 2-е место по капитализации General Electric Co. Но инвесторам, которые верят в сектор высоких технологий, сильно радоваться не стоит: просто акции Microsoft падали с начала года не так стремительно, как бумаги General Electric.
   Благодаря этому Microsoft и стала самой дорогой компанией в мире. Ее капитализация с начала года снизилась на $59,6 млрд. до $299 млрд., но рыночная стоимость General Electric (GE) упала еще больше - на $103 млрд. до $295 млрд. Компания Билла Гейтса уже была лидером по капитализации по итогам 1998 и 1999 гг. В конце 1999 г., когда высокотехнологический сектор переживал бум, Microsoft стоила $586 млрд., а General Electric - только $475 млрд. В апреле 2000 г., после того как пузырь ТМТ-сектора громко лопнул, Microsoft скатилась на 4-е место с капитализацией $347 млрд., а General Electric вернула лидерство с рыночной стоимостью $534 млрд. и находилась на 1-м месте более двух лет.
   В прошлом инвесторы платили премию по акциям GE, делая ставку на устойчивый рост прибыли. Но со II квартала 2001 г. по I квартал 2002 г. прибыль GE сократилась с $3,897 млрд. до $2,503 млрд. Кроме того, у GE нет прежней гибкости в вопросах финансирования своей деятельности, что делает ее акции несколько переоцененными, отмечает Джим Гриббелл, портфельный менеджер бостонского инвестфонда David L. Babson. Дело в том, что GE была вынуждена постепенно отказываться от такого способа привлечения капитала, как краткосрочные заимствования, из-за критики со стороны инвесторов. Объем обращающихся векселей GE Capital (финансового подразделения GE) сократился за период с конца 2001 г. по конец мая 2002 г. с $117 млрд. до $94 млрд.
   К тому же GE не обошел стороной скандал с Enron. Инвесторы потребовали раскрыть массу новой информации о финансовых операциях GE Capital. "Мы все перенеслись в новое измерение. Одной только эффективности в бизнесе теперь недостаточно, - говорил гендиректор компании Джефри Иммелт, накануне трагедии 11 сентября сменивший на этом посту Джека Уэлша. - Когда компании за несколько месяцев теряют в стоимости почти триллион долларов, когда аналитики рекомендуют покупать акции фирмы, которая через неделю становится банкротом, когда доверие к цифрам падает, все в жизни меняется".
   Инвесторы сокращают вложения и в бумаги технологических компаний, но у Microsoft еще много поклонников. Эд Уайт, глава отдела компании Gannett Welsh & Kotler, и старший менеджер Fremont Investment Advisors Ноэл Дедора полагают, что компании будут покупать новые программы, даже если сократят траты на другие технологии. Microsoft остается бесспорным лидером в этом секторе, что и обусловливает цену акций компании.

Вернуться к содержанию выпуска

   На Wall Street готовятся к массовым сокращениям
   
(Газета.ru, 17.06.02)
   Компании, работающие на Wall Street, демонстрируют наименьшие прибыли с 1997 года. Как говорят рекруитеры, в этих компаниях ближайшее время произойдут большие сокращения штатов. В 1997 году в инвестиционных компаниях Wall Street, включая Morgan Stanley Dean Witter & Co., Goldman Sachs Group Inc. и Lehman Brothers Holdings Inc., работало около 285 тыс. человек. В настоящее время число сотрудников этих компаний увеличилось до 346 тысяч. Совокупные доходы в этом секторе бизнеса составили в первом квартале около $38 млрд., по итогам года доходы ожидаются в размере $152 млрд., что является наименьшим показателем с 1997 года. В 2001 году аналогичный показатель достигал $195 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

   Альянс 200 компаний с целью создания общего стандарта
   
(По материалам статьи "Союз мобильных", "Компания", 17.06.02, автор - Сергей Филимонов)
   Около 200 технологических и медиа-компаний заключили альянс, цель которого – разработка единого стандарта программного обеспечения для переносных компьютеров и мобильных телефонов. В альянс вошли производители телефонов Nokia, Ericsson и Motorola, операторы мобильной связи Vodafone и NTT DoCoMo, производитель программного обеспечения Microsoft, ведущие изготовители электронного оборудования Intel, IBM, Texas Instruments, медиа-гигант Walt Disney и другие. Новая организация получит название Open Mobile Alliance (ОМА).
   Вице-президент IBM Йон Прайл так объяснил причины создания альянса: "Потребитель хочет получать информацию любого рода, не задумываясь при этом, что за устройство он использует и услугами какого оператора пользуется". В свою очередь, вице-президент Nokia Пертти Корхонен заявил: "Существует огромное количество несовместимых между собой стандартов. В результате очень медленно развиваются новые услуги, трудно создавать и продвигать новые приложения. От этого страдают производители и клиенты." Всего, по данным руководства Vodafone, существует около 50 различных альянсов, каждый из которых продвигает свою платформу в области компьютеров и телекоммуникаций.
   Эксперты предупреждают, что от инициативы ведущих технологических компаний не стоит ждать моментальных результатов. "Новые универсальные мобильные устройства появятся не раньше, чем через 2 – 3 года", – прокомментировал рождение альянса директор отдела технологических исследований компании Forrester Research Дэвид Купестайн.
   С первых шагов новый альянс поджидают трудности – неприятным сюрпризом для "заединщиков" стал отказ производителя карманных компьютеров Palm Computing присоединиться к разработчикам. Потеря Palm для Open Mobile Alliance весьма ощутима – в настоящее время на долю этой компании приходится примерно половина всех продаваемых микрокомпьютеров в мире.
   Сегодня мировой рынок мобильных телефонов находится в стагнации, производители мобильных устройств все надежды связывают с появлением сетей связи третьего поколения. Связь 3G будет опираться на принципиально новые устройства, сочетающие в себе функции телефона, карманного компьютера, теле- и радиоприемника. Накануне появления таких многофункциональных устройств производителям принципиально важно договориться о стандартах. "Война форматов" – очень дорогое удовольствие, к тому же ни один из ее участников не может предсказать исход. Поэтому компании предпочитают договариваться, а не воевать. Тем не менее всегда находятся такие, кто не желает "вступать в колхоз". Palm – не единственная, решившая работать в одиночку, есть и другие примеры такого рода. Например, несколько компаний объединились для продвижения стандарта flash-памяти SD. В этот альянс вошли Matsushita, Canon, JVC, Nintendo, Toshiba, Hitachi, Sharp, IBM и другие компании. Однако Sony решила к ним не присоединяться и продолжает идти своей дорогой.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям "Коммерсантъ", Газета.ru, "AK&M", Интерфакс-АФИ, CNews, lenta.ru,17-21.06.02)
   Hewlett-Packard Co. объявила о пересмотре принятого ранее решения об увольнении 4 тысяч сотрудников. Будет сокращена всего тысяча человек, у остальных работников будет удержана заработная плата за 3 недели. По словам пресс-секретаря компании Арча Куррида, таким образом руководство Hewlett-Packard Co. намерено сэкономить от $15 до $20 млн. США.
   Ранее HP уже проводила массовые увольнения. Так, после приобретения компанией Hewlett-Packard Co. Compac Computer Corp., было сокращено около 15 тысяч сотрудников. Всего в штате Hewlett-Packard Co. по всему миру состоит около 225 тыс. человек.

   Немецкая компания Infineon Technologies и ее американские партнеры Motorola и Agere Systems объявили о создании новой фирмы StarCore, которая займется разработкой и лицензированием цифровых процессоров обработки сигналов (DSP). Эти процессоры являются главными компонентами сотовых телефонов, DVD- и mp3-плееров и прочих цифровых устройств. Новая компания будет создана на базе одноименного совместного центра разработки сигнальных процессоров Motorola и Agere и подразделения Infineon, разрабатывающего DSP серии Carmel. Каждый из партнеров получит равную долю в StarCore, а сама фирма будет базироваться в Остине, штат Техас, с филиалом в Тель-Авиве, Израиль. Начало работы компании намечено на конец лета текущего года, а ее генеральным директором стал Томас Ланч (Thomas Lantzsch), ранее занимавший один из руководящих постов в Motorola.
   Бизнес-модель новой компании будет аналогична используемой компаниями ARM и MIPS Technologies - она займется исключительно разработкой архитектур сигнальных процессоров и их лицензированием сторонним производителям. Первыми производителями чипов на базе архитектуры StarCore станут соучредители фирмы, то есть Infineon, Motorola и Agere, а в дальнейшем StarCore планирует занять одну из ведущих позиций на рынке DSP.

   Финская корпорация Nokia Oyj, лидер мирового рынка мобильных телефонов, снизила прогноз по темпам роста продаж во II полугодии 2002 года с 15% до 10%. В ближайшие несколько лет, по мнению исполнительного директора компании Йормы Оллила, продажи и прибыль также будут расти в среднем на 10%. Ранее Nokia прогнозировала 35%-ный рост основных показателей в среднесрочной перспективе. Что касается объема мирового рынка сотовых телефонов, то, по оценке экспертов Nokia, в текущем году он составит 400-420 млн. аппаратов против 380 млн. в прошлом году.
   Напомним, что по итогам I квартала текущего года Nokia контролировала 34.7% мирового рынка мобильных телефонов, тогда как по итогам I квартала 2001 года она занимала 34.4%. Й.Оллила еще раз подтвердил, что целью компании является 40%-ная доля глобального рынка.

   Oracle Corp., третья крупнейшая софтверная компания мира, по итогам IV финансового квартала снизила чистую прибыль на 23%. В текущем квартале она не сможет выйти на ожидаемый аналитиками уровень прибыли. Чистая прибыль составила за прошедший квартал $655,9 млн. против $854,9 млн. год назад, продажи за март-май снизились на 16% - до $2,77 млрд., что оказалось лучше прогнозов аналитиков.

   Американский оператор связи и интернет-провайдер XO Communications обратился в суд по банкротствам за защитой от кредиторов из-за неспособности расплатиться по долгам. Между тем представители ХО заявили, что договорились о финансировании на случай, если фирма Forstmann Little и мексиканский оператор связи Telefonos de Mexico откажутся от планов вложить в ХО $800 млн. Эти компании заявили о возможности отказа от этой инвестиции, поскольку финансовое положение ХО за последнее время ухудшилось. Общая сумма долга ХО составляет $5,1 млрд. "У компании слишком большой долг, а нынешний и прогнозируемый оборот слишком мал", - отметил эксперт компании Reston Дэн Акерсон.

   Японская компания Rohm, основной продукцией которой являются несерийные микросхемы для компьютеров и других цифровых устройств, заявила о росте дохода на 10% за последние два месяца на фоне растущего спроса на микросхемы, используемые в цифровых потребительских товарах. "В апреле-мае наш доход вырос на 5-10%", - заявил пресс-секретарь Rohm Ясуси Судзуки. - "Продажи растут в соответствии с нашими прогнозами". Компания Matsushita Electric Industrial, производитель продукции под брэндом Panasonic, заявила о росте продаж цифровых устройств (например, DVD-рекордеров) в США, Японии, и других странах Азии за последние два месяца. Rohm, которая поставляет Matsushita несерийные микросхемы также выигрывает от роста продаж цифровых устройств. "Плюсом Rohm является то, что она не производит стандартные микросхемы в больших объемах", заявил Масаюки Кубота, управляющий активами в компании Daiwa SB Investments Ltd., владеющей акциями Rohm. Спрос на микросхемы, изготовленные по техническим условиям заказчика, обычно более стабилен и предсказуем, соответственно Rohm менее подвержена колебаниям рынка, чем ее конкуренты Toshiba и NEC, которые работают на более широкие слои клиентов. Rohm, заявившая чистую прибыль в размере 39,3 млрд. йен ($317 млн.) за финансовый год, завершившийся 31 марта, ожидает, что в этом году чистая прибыль вырастет на 50% на фоне роста заказов со стороны производителей таких устройств, как DVD-плейеры и цифровые камеры. Ряд аналитиков считает, что пять крупнейших японских производителей микросхем, Toshiba, NEC, Hitachi, Mitsubishi Electric and Fujitsu, понесут рекордные убытки в этом году. Что касается этих 5 компаний, полупроводники составляют менее 15% их продаж, поскольку все они кроме микросхем производят компьютеры, жидкокристаллические дисплеи, телекоммуникационное оборудование, микросхемы памяти для компьютеров, флэш-память для сотовых телефонов и т.д. По данным Ассоциации Производителей Полупроводников (Semiconductor Industry Association), в 2001 году продажи микросхем в мире упали на 32% до $139 млрд.

   Агентство Reuters сообщило об увольнении 650 сотрудников старшего и среднего управленческого звена в интересах ликвидации "организационных сложностей". Непосредственной причиной штатной реструктуризации, по мнению аналитиков, является трудное финансовое положение старейшего информационного агентства: за год его доходы упали с 657 млн. фунтов стерлингов до 158 млн. Предполагается, что сокращение штата приведет к ежегодной экономии средств в размере 100 млн. фунтов стерлингов. Стоит отметить, что в период 2000-2001 гг. Reuters уже уволил половину сотрудников и сейчас в агентстве осталось 19 тыс. человек, включая 2,5 тыс. журналистов.

   Компания Jaguar сообщает о рекордных показателях собственных продаж по результатам первых пяти месяцев текущего года. За этот период, по официальному сообщению представителей компании, во всем мире было продано 56 994 автомобиля Jaguar, что почти на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, как отмечают специалисты, основная заслуга в этом росте лежит на новейшей модели Jaguar X-Type, продажи которых составили более половины всех проданных автомобилей этой марки - 35 000 автомобилей.
   На некоторых мировых рынках рост объемов продаж оказался существенно выше, чем предполагалось ранее. Так в Англии в мае этого года продажи Jaguar выросли на 105%, или на 119% по результатам первых пяти месяцев. В Италии рост продаж в мае составил 137%, или 108% за первые пять месяцев, в Японии – 130% по результатам мая, а в Австралии продажи за первые пять месяцев выросли на 111%. Только в США рост продаж был не столь стремительным и составил всего 62% по результатам пяти месяцев текущего года.

   Чистая прибыль голландского производителя одежды и обуви Gucci Group упала в I финансовом квартале (февраль-апрель) на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Снизились продажи ее основного подразделения из-за падения спроса в США. Чистая прибыль составила 35,5 млн. евро против 61,4 млн. евро годом ранее. Аналитики прогнозировали снижение прибыли на 34% - до 40 млн. евро. Продажи уменьшились на 1,5% - до 607,6 млн. евро.
   "Отличительными чертами сферы торговли в первом финансовом квартале стали низкий уровень международного туризма, а также слабые потребительские расходы в США и Европе", - отметил генеральный директор Gucci Доменико де Соль. После сентябрьских терактов компания снизила рекламные расходы и сократила персонал, чтобы сохранить прибыль.

Вернуться к содержанию выпуска

   Samsung становится мировым брэндом
   
(По материалам статьи "Глобализация чеболя", "Ведомости", 18.06.02, автор - Джей Соломон)
   После азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг. Samsung Electronics оказалась среди немногих корейских компаний, которые пытаются превратить свои имена в глобальные, повсеместно узнаваемые брэнды. Поставить себя в этом смысле в один ряд с прославленными Sony, Nokia или Honda Motor - настоящий подвиг для компании за пределами Японии.
   Старт был трудным. Samsung - один из так называемых чеболей, громоздких бизнес-конгломератов, на которых во многом держалась экономика Южной Кореи. Последние три десятилетия они пользовались незавидной репутацией второразрядных производителей холодильников, видеомагнитофонов и седанов. Руководство Samsung взглянуло правде в глаза: компания могла остаться безликим поставщиком мониторов и полупроводников транснациональным корпорациям с более громкими именами. И даже здесь безбедное существование не было гарантировано: в спину дышали дешевые китайские производители.
   Тогда Samsung предприняла радикальные шаги. В первую очередь - сократила 30 000 из 70 000 своих сотрудников, избавилась от непрофильных подразделений и сосредоточилась на основном бизнесе - беспроводных технологиях и основанных на них продуктах, от карманных компьютеров до холодильников нового поколения. Сегодня Samsung - крупнейший в мире производитель модулей памяти и плоскопанельных мониторов, второй в мире производитель DVD- и MP3-плейеров и цифровых телевизоров.
   Компания входит в недавно сформировавшуюся корейскую бизнес-элиту, вырвавшуюся на глобальный рынок высокотехнологичных потребительских товаров, на котором еще недавно доминировали США, Япония и европейские страны. Сюда же попали Hyundai и LG Electronics. Daewoo, поглощенная после кризиса General Motors. При этом Samsung ближе, чем другие ее соотечественники, продвинулась к заветной цели - мировой узнаваемости своего брэнда. На рекламу глобального масштаба в этом году из бюджета компании было выделено $450 млн. У руководителей Samsung стремление обогнать Sony уже приняло характер одержимости.
   Главный военачальник на мировом поле битвы - 47-летний Эрик Ким, директор по глобальному маркетингу, бывший инженер, с детства проживавший в США. До Samsung Ким занимал руководящие должности в американских компаниях, производивших программное обеспечение.
   Хедхантинг Кима начался три года назад. Поначалу его совершенно не прельщала идея работать в чеболе. Генеральному директору компании Юн Йон Йону удалось соблазнить Кима, поставив перед ним в высшей степени амбициозную цель - сразиться с лидерами японской и европейской индустрии.
   Перебравшись из Массачусетса в Сеул в 1999 г., Ким начал с тщательной ревизии маркетингового подразделения компании. На Samsung работало тогда 55 рекламных агентств. Ким объединил эту разрозненную армию в одну структуру и заключил контракт на сумму $400 млн. с Foote, Cone & Belding Worldwide - рекламным агентством с Мэдисон-авеню. Началась компания по "глобализации" Samsung. Неземной красоты топ-модели убедили многих отдать предпочтение корейским технологическим новинкам.
   Важным шагом было сотрудничество с американской компанией беспроводной связи Sprint. Несколько лет назад Samsung практически не знали на рынке мобильных телефонов за пределами Южной Кореи. В 1997 г. Sprint приняла решение, оказавшееся стратегически верным, - подписала $600-миллионный контракт на поставки 1,8 млн. телефонных трубок именно с Samsung. Они были распроданы за полтора года, при том что контракт был рассчитан на три. Теперь Samsung - крупнейший поставщик мобильных телефонов для Sprint.
   Пока крупнейшие в США сети розничной торговли побаиваются заполнять свои прилавки корейским товаром, но Ким рассчитывает в скором времени убедить и их. "В 1980 - 1990 гг. японцы и европейцы доминировали в электронной индустрии, - говорит Ким, - но теперь Samsung может завоевать любой рынок, включая американский".

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   Потянут ли акции за собой экономику?
   
(По материалам статьи "Тянитолкай экономики США", "Ведомости", 17.06.02, автор - Джон Хилсенрат)
   В споре о том, экономика движет финансовыми рынками или рынки толкают экономику, вновь нет согласия - так же как и в споре о курице и яйце. Похоже, что вопреки обыкновению фондовый рынок США все-таки может потянуть за собой экономику - потянуть вниз.
   Когда американская экономика выбиралась из всех предыдущих рецессий, ценные бумаги всегда росли. Но в этом году - на фоне наметившегося роста - они впервые падают. Это заставляет многих аналитиков задуматься о вероятности повторного спада в крупнейшей экономике мира.
   Цены на фондовом рынке являются одним из так называемых опережающих индикаторов - показателей экономической активности, предвосхищающих изменение делового цикла. Обычно, когда экономика выходит из спада, цены акций растут, поскольку улучшаются перспективы роста корпоративных прибылей.
   С 1920-х гг. индекс S&P 500 рос в среднем на 14% в течение первых пяти месяцев восстановления экономики. Если предположить, что на этот раз экономика начала выходить из спада в начале года (ВВП в I квартале вырос на 5,6% в годовом исчислении после роста на 1,7% в IV квартале), то можно видеть, что S&P 500 упал в январе - мае на 12% и продолжает снижаться. Индекс Dow Jones упал с января 2002 г. более чем на 5%. Это произошло впервые с 1912 г. - во время предыдущих 18 выходов из рецессии индекс DJIA рос в среднем на 13,9% в течение пяти месяцев после достижения экономикой "дна".
   "Рынок, возможно, говорит мне, что моя оценка экономической ситуации оказалась неверной", - полагает известный американский экономист Эдвард Хайман. Сейчас он пересматривает свою оценку роста ВВП во II полугодии на 4% в сторону снижения. По его мнению, вероятность "двойного провала" - когда экономика начинает выходить из спада, но вскоре снова впадает в рецессию - значительно возрастет, если S&P 500 упадет существенно ниже уровня 1000 пунктов.
   Конечно, фондовый рынок - не идеальный индикатор состояния дел в экономике. В 1987 г., например, акции рухнули, а экономика продолжала расти. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. Пол Самуэльсон однажды пошутил, что фондовый рынок предсказал девять из пяти последних рецессий. "Это очень волатильный индикатор", - говорит он. Ряд других показателей указывают на продолжающееся восстановление экономики. Промышленное производство растет пять месяцев подряд; в мае оно выросло на 0,2%. Компании сократили запасы готовой продукции уже до уровня октября 1999 г. Цены на жилье растут. Однако в пятницу пессимистичный прогноз развития ситуации, который дает фондовый рынок, получил подтверждение. Сбой, похоже, начинает давать один из главных двигателей экономики США - потребители. Их расходы в апреле упали на 0,9%, а составляемый Мичиганским университетом индекс потребительской уверенности снизился до 90,8 пункта с 96,9 в конце мая. Аналитики прогнозировали рост до 97 пунктов.
   Сегодня фондовый рынок и экономика США настолько взаимосвязаны, что ухудшение ситуации на рынке вполне может повлечь за собой ухудшение ситуации в экономике. Более 50% американцев владеют акциями, поэтому их удешевление делает граждан беднее, заставляя сокращать расходы. Госбюджет получает меньше доходов от налога на прирост капитала и налога с суммы, полученной от исполнения опционов. Падение котировок оказывает негативное психологическое воздействие на руководителей компаний, поскольку одним из критериев их деятельности (а также фактором, определяющим размер их заработка) является изменение цен акций.
   Один из основных стимулов для экономики - увеличение капиталовложений, однако слабый фондовый рынок подрывает надежды на их рост. По мнению экономиста Goldman Sachs Яна Хатциуса, сложности с привлечением капитала за счет размещения акций в значительной степени сводят на нет тот положительный эффект, который дают низкие процентные ставки, позволяющие брать дешевые кредиты. По оценке Хатциуса, из-за этого условия для привлечения капитала сегодня столь же жесткие, как в январе 2001 г., когда ФРС начала активно смягчать денежную политику, снизив за год ставки с 6,5% до 1,75%.

Вернуться к содержанию выпуска

   США нужна коррекция
   
("Ведомости", 19.06.02, автор - Мартин Вулф)
   Мировая экономика до сих пор разгребает последствия взрыва двух огромных финансовых пузырей: перегретого японского рынка 1980-х гг. и интернет-пузыря во второй половине 1990-х. Первая коррекция еще не завершилась, вторая и не начиналась.
   По общему мнению, крупнейшая в мире экономика США, а вслед за ней и остальной мир восстанавливаются после кратковременной и безобидной рецессии - и это надолго, хотя подъем и не будет слишком впечатляющим. Однако это может оказаться не более чем сказкой, какой успокаивают напуганных детей. Недавнее падение фондового рынка и курса доллара говорит, что дети пока не слишком в нее верят. Индекс Standart & Poor's 500 лишь на 7% превышает уровень, отмеченный после 11 сентября; при этом он на треть ниже своего пика в марте 2000 г. Курс доллара, рассчитанный на основе взвешенного по торговле индекса, упал на 6% по сравнению с пиковой стоимостью.
   Чтобы оценить риски, ожидающие нас в дальнейшем, нужно понять, насколько далеко зашел процесс восстановления мировой экономики. Между 1996 и 2000 гг. на долю Америки приходилось 40% мирового роста реального спроса. В эти годы реальный внутренний спрос в США рос в среднем на 4,7% в год, а объем производства - на 4,1%. Параллельно рос дефицит текущего платежного баланса, составивший в 2000 г. 4,5% ВВП. Такой темп роста невозможно было поддерживать долго, и в 2001 г. ему пришел конец. Симптомы дисбаланса известны: слишком много капиталовложений, слишком мало сбережений, слишком большой дефицит текущего платежного баланса. За всеми этими феноменами стояла вера в чудо "новой экономики", о котором свидетельствовали стремительный взлет фондового рынка, мощный приток капитала и рост доллара.
   За последние полтора года, когда пузырь лопнул, началась коррекция американской и мировой экономики. Примечательно, однако, какими скромными темпами шла эта коррекция. Отношение цены акций к доходу компаний все еще почти вдвое превышает свой средний уровень. Акции до сих пор сильно переоценены. А курс доллара, рассчитанный на основе торгово-взвешенного индекса, на 35 центов выше, чем в мае 1995 г., - примерно на уровне 1985 г.
   В прошлом году капвложения компаний США были всего на 3,2% меньше, чем в 2000 г. (в этом ожидается падение еще на 7% ). Продемонстрировал поразительную устойчивость уровень потребления. Благодаря растущим ценам на внутреннем рынке и низким процентным ставкам реальные потребительские расходы выросли в 2001 г. на 3,1%, в 2002 г. Goldman Sachs прогнозирует рост 3,2%. Американцы по-прежнему тратят больше, чем получают: дефицит близок к 4% ВВП. Тогда как весь послевоенный период в частном секторе держался профицит на уровне 2% ВВП. Текущий платежный баланс США тоже практически не скорректирован.
   Федеральная резервная система добилась, чтобы коррекционные процессы практически полностью сконцентрировались в корпоративном секторе. Она поддерживала цену активов и высокий уровень заимствований и расходов населения. Теперь главный вопрос - удалось ли действительно уберечь граждан от бремени коррекции или она лишь временно отложена?
   Как бы ни были непредсказуемы темпы и продолжительность коррекции, ее невозможно задержать навеки. Такая возможность означала бы сохранение необычайно низкого уровня сбережений у населения и резкий рост дефицита текущего платежного баланса. Если бы США продолжали расти быстрее большинства стран мира, дефицит в 2003 г. мог бы достичь 5% ВВП. Объем претензий нерезидентов к США мог бы за ближайшие пять лет вырасти с 20% до 50% ВВП или сильнее.
   Вообразить себе все это невозможно. Более естественным развитием событий было бы ослабление доллара, снижение внутреннего спроса и выравнивание внешнего баланса. Такой вариант более вероятен, если бы нерезиденты, со своей стороны, умерили готовность скупать американские активы.
   Уязвимость США очевидна. Америка - гигантский заемщик остального мира, она зависит от внешних инвесторов, усилиями которых удерживается стоимость ее корпоративных активов и курс валюты. Доходы компаний в США сегодня невелики, американцы продолжают активно продавать свои акции. Эти деньги частично идут на иные приобретения, особенно в недвижимость. Если нерезиденты перестанут заполнять этот разрыв, цены на фондовом рынке, как и курс доллара, должны упасть.
   Поэтому дальнейшая коррекция стоимости американских активов вполне вероятна. Если она будет медленной и ограниченной (особенно что касается доллара) и совпадет со снижением внутреннего спроса, она будет полезна для США. Если экономический рост будет оставаться на уровне 3% в год, а рост внутреннего спроса - 2% в год, то дефицит текущего платежного баланса будет стабильно сокращаться на 0,5% ВВП в год.
   Вместо того чтобы увеличивать спрос на товары и услуги компаний остального мира, США сократит его. Только как найти замену США в качестве мотора роста мировой экономики? Среднегодовой рост внутреннего спроса в зоне евро с 1993 г., увы, едва превышает 2%, а в Японии - всего 1,2%. У Японии возможности для маневра ограниченны, поэтому все зависит от зоны евро, от ее возможности обеспечить быстрый рост спроса.
   Никакого роста не случится, если европейский Центробанк не будет проводить агрессивную политику. Снижение темпов роста экспорта и укрепление евро будут препятствовать капиталовложениям и росту потребления в еврозоне.
   Можно представить себе три альтернативных сценария. Первый: существенной коррекции не будет - ни в поведении американских потребителей, ни в ценах на американские активы. Тогда спрос в США будет по-прежнему расти. Увеличится и диспропорция в платежном балансе. Бесы, вселившиеся в свиней, устремятся в пропасть. Но эта пропасть разверзнется лишь спустя годы.
   Второй сценарий: американские потребители начнут немного меньше тратить и больше сберегать, а курс доллара немного упадет. Это падение поможет скомпенсировать снижение потребления в США, поскольку стимулирует рост других экономик. Такой сценарий был бы выгоден США, но явно проблематичен для остального мира.
   Третий сценарий: жесткая коррекция в ближайшее будущее, с лавинообразным падением цен на активы в США и во всем мире, с долговременным повышением процентных ставок, с оттоком капитала и ослаблением доллара. Это привело бы к существенному сокращению капиталовложений и уровня потребления в США и болезненной коррекции в остальном мире - двойное падение.
   Ни одна из этих возможностей не исключена. Вторая предпочтительнее - как для США, так и для мира. Всем было бы полезно, если бы доллар сейчас начал постепенное падение. К несчастью, этот сценарий слишком благоприятен, чтобы быть правдоподобным. На практике, скорее всего, предстоит выбор между падением в глубокую бездну через несколько лет и падением в не очень глубокую бездну, зато в скором времени.
   Общее мнение не обязательно неверно. Выздоровление мировой экономики, возглавляемое Америкой, действительно может состояться в ближайшие год-два. Но это близорукий взгляд. Настоящая коррекция может быть только отложенной во времени. Лучше будет, если она продолжится умеренными темпами начиная с сегодняшнего дня.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост сводного индекса основных экономических показателей США
   
("AK&M", 20.06.02)
   Сводный индекс основных экономических показателей США, составляемый некоммерческой организацией Conference Board, в мае 2002 года вырос на 0.4% до отметки 115.8 пункта. Таким образом, положительная динамика индекса фиксируется в 7 раз за последние 8 месяцев, - только в апреле этот показатель незначительно снизился.
   5 из 10 основных индикаторов, характеризующих состояние рынков страны, в мае находились в положительном поле. В частности, увеличились денежная масса и уровень потребительского доверия, сократилось количество заявок на получение пособий по безработице. Негативное влияние на индекс оказало падение суммарной капитализации американских компаний, а также снижение объема промышленных заказов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Торговый дефицит США вырос до рекордного уровня
   
(РБК, 20.06.02)
   Торговый дефицит США вырос в апреле 2002 г. до рекордного уровня 35,9 млрд. долларов Этот показатель на 10,7% превышает уровень марта 2002 г. (32,5 млрд. долларов). По прогнозам аналитиков, дефицит торгового баланса в апреле должен был составить лишь 33 млрд. долл. Объем экспорта США вырос в апреле 2002 г. на 2,2% и достиг 80,1 млрд. долларов, а объем импорта повысился на 4,7% - до 116 млрд. долларов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Инфляция осталась стабильной, индекс оптовых цен снизился
   
(По сообщениям "AK&M" и MIGnews, 16-18.06.02)
   Инфляция в США в мае 2002 года не изменилась к апрелю и составила 1.2% в годовом исчислении. Напомним, что в апреле наблюдался рост инфляции в стране на 0.5% по сравнению с предыдущим месяцем.
   Росту инфляции в мае помешали низкие цены на энергоносители, транспортные услуги и продукты питания. Так, цены на энергоносители снизились по итогам месяца на 0.7% после роста на 4.5% в апреле и 3.8% - в марте. Транспортные услуги подешевели на 0.4%, а продукты питания - на 0.2%. Самое значительное повышение цен наблюдалось в мае на медицинские товары (0.5%) и образование (0.6%).
   Без учета цен на энергоносители и продукты питания, наиболее подверженных сезонным колебаниям, индекс потребительских цен вырос в прошедшем месяце на 0.2% к апрелю.
   Индекс оптовых цен в мае снизился на 0,4%, до самого низкого за последние пять месяцев уровня. Это свидетельствует об успешном сдерживании инфляции. В мае оптовые цены на продукты питания (вслед за их удешевлением на 3,2% в апреле) упали еще на 0,2%.

Вернуться к содержанию выпуска

   В США растет бюджетный дефицит
   
("Коммерсантъ", 18.06.02, автор – Сергей Минаев)
   С 1969 года бюджет США был дефицитным. В 1998 финансовом году (который в США завершается 30 сентября) был впервые зафиксирован профицит в $69,2 млрд. В 1999 году профицит составил уже $124,4 млрд., а в 2000 году вообще $237 млрд. Американские власти только и делали, что спорили, куда девать лишние деньги – на расширение бюджетных расходов, сокращение налогов или выплату внутреннего долга. В начале 2001 года администрация президента Джорджа Буша (George W. Bush) приняла решение тратить профицит на снижение налогов, чтобы помочь экономическому росту. А после событий 11 сентября было решено еще и расширять расходы, чтобы компенсировать экономике убытки от террористической атаки. После этого, естественно, ни о каком бюджетном профиците уже речи не шло. В 2002 году ожидался дефицит примерно в $106 млрд. Когда в начале этого года президент Буш представлял проект бюджета на 2003 финансовый год, в нем был запланирован дефицит в $80 млрд.: нужно найти деньги на финансирование армии, ведущей войну с терроризмом. Президент подчеркнул, что избавиться от дефицита возможно не раньше 2005 года.
   Теперь выяснилось, что предварительные подсчеты бюджетного дефицита-2002 оказались еще слишком скромными. Бюджетное бюро американского конгресса отметило, что дефицит может достигнуть $150 млрд. В мае 2002 года налоговые поступления в США были на $24 млрд. меньше, чем в мае 2001 года. Пока в нынешнем финансовом году эти поступления на 12% ($161 млрд.) меньше, чем в прошлом. А бюджетные расходы на 18% больше.
   Налицо тревожная бюджетная ситуация в США. Однако американская администрация не слишком тревожится. Потому что считает снижение налоговых поступлений естественным следствием нынешнего состояния американской экономики: предприятия так борются за деньги потребителей, что предпочитают не повышать цены, а сокращать производство и увольнять лишних работников. Расширение бюджетных расходов также естественно: нужно платить уволенным пособия по безработице, а кроме того, финансировать боевые действия американской армии во всем мире. Но что делать с дефицитом? Американские власти давно знают ответ на этот вопрос – выпускать краткосрочные облигации. Это в России ГКО в конце концов привели к краху бюджета, рубля и всей экономики. Потому-то Россия так и гордится своим бюджетным профицитом. А в США выпуск государственных ценных бумаг всего лишь оживляет мировой фондовый рынок. Собственно, он в свое время и возник благодаря тому, что американское правительство никак не могло свести концы с концами и брало много денег взаймы, а английские инвесторы с удовольствием эти деньги давали.

Вернуться к содержанию выпуска

   В CША вводят вмененный налог на чаевые
   
(NTVRU.com, 18.06.02)
   Верховный суд США сегодня принял решение о том, что налоговая служба США может начислять налог с чаевых, полученных ресторанами, кафе и закусочными не на основе налоговых деклараций, а на основе приблизительных оценок чаевых.    Теперь независимо от того, какие именно реальные чаевые заработают официанты, налоговики будут давать хозяину ресторана твердую разнарядку на налоги по чаевым согласно собственным оценкам того, что именно официанты должны заработать. Этот налог владелец ресторана будет каким-то образом изымать у обслуживающего персонала.    Речь идет о немалых суммах - только в ресторанах объявленные чаевые в прошлом году составили 18 млрд. долларов. А речь идет не только об индустрии общественного питания, но и вообще обо всех секторах сферы услуг, где принято давать чаевые.
Вернуться к содержанию выпуска

   Мода на биотехнологии
   
(По материалам Business Week, 13.06.02)
   В выставочном зале ежегодной конференции Организации биотехнологической индустрии (Biotech Industry Organization – BIO), открывшейся 12 июня в Торонто, половина площадей оказалась заполнена стендами штатов и отдельных городов, стремящимся открыть у себя новые научно-исследовательские центры. Для того, чтобы привлечь к себе внимание и заполучить желанные кадры, представители штатов идут на различные ухищрения. Так, на стенде Мичигана вам предложат сняться на цифровой фотоаппарат, после чего ваш портрет будет вручен вам вмонтированным в фотографию впечатляющего мичиганского пейзажа. На стенде Мэриленда вы узнаете о том, что именно в этом штате проживает больше всего кандидатов биологических наук в США. Гавайи предлагают… посетить Гавайи, разве этого мало?
   На самом деле, разумеется, этот штат соблазняет ученых не только прекрасными пляжами: по словам Элизабет Корбин, менеджера по развитию из местного Департамента по развитию бизнеса и экономики, в настоящее время в Гавайском университете в Гонолулу идет строительство огромного биотехнологического центра. Кроме того, правительство штата предлагает прибывающим ученым впечатляющие налоговые льготы и "…огромное количество видов-эндемиков", т.е. растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире. Последнее обстоятельство должно заинтересовать тех исследователей, которые ищут компоненты для создания новых лекарств.
   Гавайи – это лишь один из сорока одного штатов, которые сегодня занимаются строительством биотехнологических исследовательских центров, тратя на это миллиарды бюджетных денег и привлекая огромные частные инвестиции. В одном лишь Мичигане бюджет биотехнологической программы составляет $50 млн. в год (это $1 млрд. за 20 лет!!!). В прошлом году власти Техаса выделили на развитие биотехнологической науки $800 млн., из которых $20 млн. пойдет на строительство Восточно-техасского биотехнологического парка в Хьюстоне. В свою очередь, в Теннеси Питт Хайд, основатель сети авторемонтных мастерских AutoZone, пожертвовал на строительство Мемфисского биотехнологического центра $40 млн. "Сегодня этим занимается все больше штатов и городов – инвестировать в биотехнологии становится модным", – говорит Рохит Шукла, генеральный директор исследовательской компании Larta.
   Разумеется, даже самое щедрое финансирование, налоговые льготы и впечатляющие пляжи сами по себе не смогут превратить какой-то город в новую Мекку биотехнологии, которая могла бы сравниться с Бостоном, Сан-Франциско и Сан-Диего, нынешними лидерами этой индустрии. Для того, чтобы преуспеть, новые научные центры должны решить три жизненно важные проблемы. Во-первых, они должны поддерживать связи с местными университетами, обладающими мощной научной базой и способными обучить студентов превращению открытий в готовые продукты и технологии. Во-вторых, они должны организовать венчурные инвестиционные компании в сообщества, поддерживающие научные разработки этих биотехнологических центров и запускающие их результаты на рынок. И, наконец, они должны организовать координацию усилий ученых, бизнесменов и венчурных капиталистов.
   "Научно-исследовательская база, которой сегодня располагают многие штаты, является необходимым условием создания эффективного биотехнологического центра, однако одной ее для этого недостаточно. Самое сложное – это обеспечить коммерческую сторону проекта", – говорит Джозеф Котрайт из Брукингского института, автор исследования, посвященного проблемам создания биотехнологических центров.
   Действительно, хороших ученых сегодня найти относительно нетрудно. В то же время, подбор людей, способных привлечь необходимые для финансирования проекта средства, а также эффективно вести переговоры с чиновниками из федеральной Службы по продовольственным товарам и медикаментам (Food & Drug Administration) во многих случаях становится настоящей проблемой, так как большинство этих специалистов уже и так работают в тех или иных научно-исследовательских центрах.
   В настоящее время лишь три штата, Мичиган, Огайо и Пенсильвания, выделяют средства на поддержку процесса коммерциализации научных разработок отдельной строкой бюджета. В Мичигане, где удалось эффективно обеспечить процесс координации усилий ученых и бизнесменов, это уже приносит свои плоды: в 2001 году в этом штате было открыто 22 биотехнологических центра, т.е. втрое больше, чем в 2000 году.
   Одна из главных проблем, стоящих сегодня перед создателями биотехнологических научно-исследовательских центров, заключается в необходимости привлечения местных венчурных инвестиционных компаний, без участия которых штат рискует потерять результаты проведенных научных исследований. Так, по словам Айвора Ройстона, со-основателя инвестиционной компании Forward Ventures и основателя первого в Сан-Диего биотехнологического центра Hybritech, он постоянно отслеживает перспективные разработки, ведущиеся в других регионах, но редко соглашается финансировать их до тех пор, пока их авторы не переберутся в Сан-Диего. Буквально недавно таким образом ему удалось переместить в Сан-Диего научно-исследовательскую компанию из Питтсбурга. "Венчурные капиталисты оказывают огромное влияние на географию размещения научно-исследовательских центров", – говорит он.
   "Для того чтобы превратиться в полноценную отрасль экономики, биотехнологическому сектору потребуется 10-20 лет", – говорит Уолт Плосила, вице-президент Баттельского Мемориального института. В его словах кроется четвертое условие создания эффективного биотехнологического центра: терпение.

Вернуться к содержанию выпуска

   Пробки на американских дорогах обходятся ежегодно в $68 млрд.
   
("Коммерсантъ" 21.06.02)
   Техасский институт Транспорта опубликовал свой отчет, в котором говорится о пробках на дорогах США. По данным исследований, это бедствие обходится казне в $68 млрд. в ежегодно. В этом же отчете говорится, что в 2000 г. средний американский автолюбитель провел в пробках 62 часа или 2,5 суток.
   В приведенном списке наиболее подверженных пробкам городов на первом месте значится Лос-Анджелес – там простой одного водителя за год стоил государству $2150. В этом городе автомобилисты простаивают на дорогах в среднем по 5 дней и 16 часов. Нью-Йорк в этом списке стоит на 8 месте.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное